Свойства мышления в психологии кратко – , . —

Свойства мышления

Мышление представляет собой процесс, в ходе которого происходит моделирование систематических отношений окружающей среды. Существует множество других определений, которые подходят к этому процессу с разных сторон. Свойства мышления – это значимые характеристики, которые помогают лучше разобраться в сути этого явления и его направленности.

Основные свойства мышления

Благодаря конкретным свойствам человеческого мышления мы воспринимаем окружающую действительность именно так, как мы ее воспринимаем. Итак, в перечень свойств входят следующие:

  1. Основное свойство мышления – его направленность. Это говорит о том, что у него всегда есть некая конечная цель, мысли отвечают на поставленный вопрос (не всегда важный или значимый, иногда и произвольный).
  2. Мышление может быть позитивным или негативным. К каждой ситуации человек может отнестись по-разному, исходя из того, как именно он привык думать. Одни люди привыкли переживать, отмечать в происходящем только плохие стороны (негативное мышление), другие же всегда настроены на то, чтобы даже в неприятной ситуации найти плюсы (позитивное мышление). Психологи уверены: более счастливыми являются последние.
  3. Мышление может быть направленным в прошлое или в будущее. В первом случае человек склонен рассуждать на тему того, что произошло, как произошло, как следовало бы поступить и так далее. Если размышления направлены в будущее, то человек будет склонен рассуждать о том, как можно выйти из ситуации.
  4. Мышление обязательно формирует понятия. Ситуацию, явление, предмет оно стремится характеризовать, упорядочить, сравнить, найти отличия от подобных и так далее.
  5. Мышление не может быть объективным, оно всегда субъективно. Так или иначе в него всегда вмешиваются личные мысли, чувства, эмоции. Благодаря этому свойству, творческое мышление заставляет человека заниматься самовыражением посредством создания чего-либо, передающее его образы и идеи.
  6. Мышление логично. Логика может быть не всегда верно построенной. Но присутствует она обязательно.
  7. Мышление может быть развитым или не развитым. Неразвитое мышление встречается только у детей и у недалеких людей, которые не стремятся анализировать ситуацию и готовы жить, опираясь разве что только на инстинкты и простейшие потребности. У подавляющего большинства взрослых людей мышление развито и продолжает развиваться в течение всей жизни.

Свойства мышления в психологии характеризуют мыслительный процесс с разных сторон и позволяют глубже проникнуть в сложную суть самого явления, которое происходит ежесекундно с каждым человеком в состоянии бодрствования.

 

womanadvice.ru

13. Свойства мышления

Свойства
мышления:

Мышление направленно,
оно отвечает на какой-то (не обязательно
целесообразный) вопрос .

  • Соответственно
    мышление может быть позитивным (Что
    найти хорошее в случившемся?), может
    быть негативным (Ну и что здесь плохого?),
    направленным в прошлое (почему произошло?
    Почему сделал?), в будущее (как использовать?
    Зачем сделал?) Мышление формирует
    понятия (что? Как сопоставимо с …? Чем
    отличается от? Чем похоже на?)

Мышление
необъективно, но логично.

  • Да,
    логика бывает корявой – но она есть
    всегда, если речь идет о мышлении

Мышление
может быть развитым и неразвитым.

  • Неразвито
    оно обычно у детей, которые еще учатся
    осмысливать происходящее и лентяев,
    кому лень думать. В этом случае отсутствие
    мышления оправдывается «нематематическим
    складом ума», «неумением мыслить
    логически» (что кстати противоречит
    самому понятию мыслить) и прочими
    оправданиями. У взрослых людей – развито
    и постоянно развивается.

Мышление развивается не
в результате заучивания,
ав
результате понимания.

14.Развитие
мышления

Мышление
человека развивается, его интеллектуальные
способности совершенствуются. К этому
выводу уже давно пришли психологи в
результате наблюдений и применения на
практике приемов развития мышления. В
практическом аспекте развитие интеллекта
традиционно рассматривается в трех
направлениях: филогенетическом,
онтогенетическом и экспериментальном.
Филогенетический аспект предполагает
изучение того, как мышление человека
развивалось и совершенствовалось в
истории человечества. Онтогенетический
включает исследование процесса и
выделение этапов развития мышления на
протяжении жизни одного человека, с
рождения до старости. Экспериментальный
подход к решению этой же проблемы
ориентирован на анализ процесса развития
мышления в особых, искусственно созданных
(экспериментальных) условиях, рассчитанных
на его совершенствование. 
Один
из наиболее известных психологов
современности, швейцарский ученый
Ж.Пиаже предложил теорию развития
интеллекта в детстве, которая оказала
большое влияние на современное понимание
его развития. В теоретическом плане он
придерживался мысли о практическом,
деятельностном происхождении основных
интеллектуальных операций. 

15.Воображение

Воображение
является неотъемлемой частью жизни
каждого человека. Но все ли мы представляем,
что же такое на самом деле воображение?
В психологии этим словом описывают
процесс создания в своем сознании образа
того или иного предмета. При этом далеко
не всегда этот предмет будет соответствовать
своему реальному прототипу. В некоторых
случаях картины, создаваемые в нашем
сознании, совсем не соотносятся с
реальностью, такой образ носит название
фантазии.

Важно
помнить, что воображение прочно связанно
с еще двумя психологическими процессами:
памятью и мышлением. Каждый из них в
разной степени проявляется в разные
моменты.

Функции
воображения заключаются в следующем:
представление действительности,
формирование плана действий, регулирование
эмоционального состояния и познавательных
процессов.

Психология
воображения, как и большей части
психологических процессов, изучена еще
не до конца. Однако кое-что ученым узнать
все-таки удалось. Наибольший интерес
для обычного человека может представлять
описание различных видов этого процесса.

Воображение
в психологии делится на несколько видов
по двум принципам. Первый принцип – это
степень осознанности процесса. Легко
понять, что в данном случае воображение
делится на осознанное и неосознанное.
Второй принцип деления, по выполняемой
задаче, характерен только для осознанного
воображения: творческое, воссоздающее
и мечта.

Начать
стоит с самого простого, а именно с
неосознанного воображения. В этом случае
воля человека совершенно не учувствует
в процессе. Оно наиболее свойственно
маленьким детям. Взрослые с ним встречаются
в основном во сне или в полудрёме. Для
некоторых расстройств психики также
характерно неосознанное воображение.
В психологии в этом случае говорят о
галлюцинациях: человек подсознательно
создает образ предмета или существа и
помещает его в реальный мир.

16.
Направленность личности –
ценностно-ориентационная система
личности, иерархия ее базовыхпотребностей,
ценностей и устойчивых мотивов поведения,
основное системообразующее качество
личности.

Система
ценностной ориентации личности является
базой многообразных отношений личности
к действительности.

Различаются
следующие особенности направленности
личности.
1. Социальная значимость
отношений личности, уровень их общественной
ценности – нравственность ее повседневного
поведения, соответствие нравственности
личности прогрессивным социальным
идеям, идейность личности
2. Разнообразие
потребностей личности, широта ее
интересов и определенность центральных
стержневых интересов – целеустремленность
личности.
3. Степень устойчивости
отношений – последовательность и
принципиальность личности, или цельность
личности.

Ценностные
ориентации определяют всю жизнедеятельность
личности. Ценность – это значимость
для человека определенных явлений.
Ценностями могут быть как главные цели
жизни, так и принципы ее организации
(честность, достоинство и т. п.). Ценности
определяют диапазон возможных вариантов
решений сложных жизненных проблем.

Социальная
адаптация личности – это прежде всего
ее приобщение к системе ценностей
определенных социальных общностей.
Среди этих ценностей имеются ценности
базовые, фундаментальные для данный
группы людей, есть и сверхценности.
Свобода личности, свободанарода, жизнь близких
людей, честь и достоинство – вот далеко
не полный перечень тех сверхценностей,
которые для очень многих людей значат
больше, чем собственная жизнь

Однако
люди иногда недооценивают объективно
значимые ценности либо, наоборот, придают
повышенную значимость ценностям
конъюнктурным, престижным, модным.
Существуют и мнимые сверхценности.
Бывший миллиардер кончает жизнь
самоубийством, если в результате биржевых
неудач он стал всего лишь миллионером.
Как отмечает В. И. Леви в книге «Искусство
быть собой», «при крушении
сверхценности, например любви или
престижа, легко возникает то, что в
психиатрии зовется «депрессивной
заслонкой»… Отрицательная
сверхзначимость разливается по мозгу
черным огнем, и вот ценности гаснут
изнутри, внезапно, все сразу, и нет
масштабов, и конец целям, запросам и
интересам – теряется ощущение смысла
жизни».

Благодаря
своей направленности люди способны
преодолевать препятствия, проявлять
усилия и идти своим курсом. Но этот курс
всегда лежит в пределах определенных
социальных отношений, социальных
ценностей.

Итак, поведение личности
определяется ее направленностью.
Направленность личности – это
ценностно-ориентационная категоризация
ее сознания. Направленность личности
определяет всю систему ее побуждений,
систему ее стратегических и тактических
целей.

Деятельность
личности направляется этими целями.

Но
если цель – основание деятельности, то
основание самой цели лежит вне деятельности
– в системе человеческих потребностей.

17.
Мотивация-это широкийкруг явлений,
побуждающих человека к деятельности.
Само слово «мотив» — от лат.Moveo — «двигаю».
Впервые термин «мотивация» употребил
А.Шопенгауэр в статье«Четыре принципа
достаточной причины». В настоящее время
существует множествотрактовок мотивации,
что нередко затрудняет однозначное ее
понимание [9, c.94].

Мотивация
(в широкомсмысле) — это все, что вызывает
активность человека: его потребности,инстинкты,
влечения, эмоции, установки, идеалы и
т. п.

Термин
«мотивация»представляет более широкое
понятие, чем термин мотив. Слово
«мотивация»используется в современной
психологии в двояком смысле: как
обозначающеесистему факторов,
детерминирующих поведение (сюда входят,
в частности,потребности, мотивы, цели,
намерения, стремления и многое другое),
и какхарактеристика процесса, который
стимулирует и поддерживает
поведенческуюактивность на определенном
уровне. Мотивацию, таким образом, можно
определитькак совокупность причин
психологического характера, объясняющих
поведениечеловека, его начало,
направленность и активность.

Представление
омотивации возникает при попытке
объяснения, а не описания поведения.
Это поискответов на вопросы типа
«почему?», «зачем?», «для какой цели?»,
«ради чего?»,«какой смысл…?». Обнаружение
и описание причин устойчивых изменений
поведенияи есть ответ на вопрос о
мотивации содержащих его поступков

Мотивацияявляется
одной из фундаментальных проблем, как
в отечественной, так и взарубежной
психологии. Ее значимость для разработки
современной психологиисвязана с анализом
источников активности человека,
побудительных сил егодеятельности,
поведения. Ответ на вопрос, что побуждает
человека кдеятельности, каков мотив,
«ради чего» он ее осуществляет, есть
основа ееадекватной интерпретации.«Когда
людиобщаются друг с другом… то, прежде
всего, возникает вопрос о мотивах,побуждениях,
которые толкнули их на такой контакт с
другими людьми, а также отех целях,
которые с большей или меньшей осознанностью
они ставили перед собой» В самом общем
плане мотив это то, что определяет,стимулирует,
побуждает человека к совершению
какого-либо действия, включенногов
определяемую этим мотивом деятельности.

Сложность
имногоаспектность проблемы мотивации
обусловливает множественность подходов
кпониманию ее сущности, природы,
структуры, а также к методам ее
изучения.Существенно подчеркнуть, что
основным методологическим принципом,
определяющимисследования мотивационной
сферы в отечественной психологии,
является положениео единстве динамической
(энергетической) и содержательно-смысловой
сторонмотивации. Активная разработка
этого принципа связана с исследованием
такихпроблем, как система отношений
человека, соотношение смысла и
значения,интеграция побуждений и их
смысловой контекст, направленность
личности идинамика поведения, ориентировка
в деятельности и т.д.

18.
Самосознание личности. Я-концепция:
структура, функции и развитие.

studfiles.net

Свойства мышления

Психика представляет собой сложную отражательную деятельность мозга, характеризующуюся индивидуальностью восприятия и последующего отражения реалий. Познание мира, открытие в нем новых свойств, взаимосвязей и закономерностей представляется возможным благодаря мышлению. Мышление позволяет раскрыть то, что недоступно для познания посредством восприятия. Его основной задачей выступает выявление существенных связей, основанных на реальных зависимостях посредством дифференциации их от случайных совпадений в пространстве и времени. В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему, другими словами, мышлению свойственна обобщённая репрезентация реальности.

Подходы к дефиниции, пониманию сущности мышления

Определение 1

В современной научной литературе под мышлением понимается психическая деятельность, направленная опосредованное и обобщенное познание социально-природной объективной действительности при помощи выявления, раскрытия и установления взаимосвязей, механизмов и закономерностей между предметами, явлениями, феноменами, процессами познания.

Мышление тесно связано с восприятием, однако, если восприятие обеспечивает непосредственное познание действительности, мышление носит опосредованный характер.
Основной единицей мыслительного процесса является мысль – когнитивное действие, направленное на анализ и сопоставление различных факторов по характерным признакам.

Особенности мыслительной деятельности

Мышление характеризуется индивидуальными особенностями, к которым могут быть отнесены следующие:

  • широта – способность охватить множество аспектов познаваемых явлений, не упуская частностей;
  • глубина – способность проникнуть в сущность познаваемых феноменов;
  • самостоятельность – способность самостоятельно формулировать цели и задачи, решать их собственными силами;
  • оперативность – индивидуальный темп реализации мыслительных операций;
  • гибкость – свобода от сковывающего влияния закрепленных прошлым опытом способов и приемов решения познавательных задач;
  • критичность – умение объективно оценивать, осмысливать познаваемые объекты, подвергать проверке выдвигаемые положения, гипотезы, выводы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни индивидуума, обеспечивая личностное развитие.

Виды мышления

В современной психологической литературе выделяют несколько видов мышления, включая следующие:

  1. Наглядно-действенное мышление – мыслительная деятельность, которая опирается на непосредственное восприятие предметов, преобразование социально-природной окружающей среды посредством выполнения определенных действий с предметами;
  2. Наглядно-образное мышление – мыслительная деятельность, которая опирается на образы и представления. При реализации наглядно-образного мышления преобразования осуществляются на уровне образа;
  3. Вербальное (словесно-логическое) — реализуется посредством логических операций с понятиями, осуществляется на базе языковых средств, является самым поздним этапом исторического и онтогенетического развития мышления.

Определение 2

Выступая основным инструментом словесно-логического мышления, понятие является обобщённой категорией, охватывает не единичные явления и объекты, но их классы, группы, фиксирует их при помощи вербального кода.

Содержание понятия может раскрываться в форме суждений, умозаключений. В свою очередь, умозаключения основываются на индукции (когда общее суждение вытекает из частных конкретных случаев, частных посылок) или дедукции (когда частный результат выводится на основании общих положений).

Таким образом, мышление представляет собой познавательную деятельность, позволяющую личности лучше понять характер взаимодействия явлений, феноменов, процессов объективной и субъективной реальности, обеспечивая формирование у индивидуума целостной картины мира.

spravochnick.ru

35 Понятие и основные характеристики мышления, его функции. Физиологические основы мышления.

Мышление –
это психически-познавательный процесс,
позволяющий отразить в сознании человека
недоступное непосредственное восприятие.
Мышление представляет собой процесс,
связанный с сознанием и речью. 
Свойства
мышления: 
1. Опосредованность
мышления
 –
способ передачи знаний от поколения к
поколению. 
2. Мышление
социально обусловлено
 –
развивается в социуме (обществе). 
3. Обобщенность
мышления
 –
обобщение существенных свойств
окружающего мира.
4. Целенаправленность
и произвольность
 –
мышление всегда связано с решением
какой-либо задачи и сопровождается
волевыми усилиями. 
5. Для
мышления характерна связь с сознанием
и бессознательностью.
 

Операции
мышления: (Функции)

1.
Понятие – одна из логических форм
мышления, отражающая существенные
свойства, связи и отношения предметов
и явлений, выраженная словом или группой
слов.

2.
Суждение – одна из логических форм
мышления, в которой выражается связь
между двумя понятиями.

3.
Умозаключение – форма мышления, при
которой на основе нескольких суждений
делается определенный вывод.

4.
Аналогия – умозаключение, в котором
вывод делается на основании частичного
сходства между явлениями, без достаточного
исследования всех условий.

5.
Анализ – мыслительная операция, при
которой происходит расчленение сложного
объекта на составляющие части.

6.
Синтез – мыслительная операция,
заключающаяся в соединении различных
частей, элементов, сторон объекта в
единое целое.

7.
Обобщение — процесс выделения сходства
между предметами, выделения в этих
предметах общего. Например, можно найти
нечто сходное между самыми разнородными
предметами и объединить в один класс
общности цвета: вишню, пион, кровь, сырое
мясо, вареного рака

8.сравнение(установление
сходства и различия между объектами), 

9.
абстрагирование
 (выделение
важных в данный момент свойств объекта
и игнорирование тех качеств объекта,
которые нам в данный момент кажутся
несущественными)

10.
обобщение
 (выделение
общих признаков у класса объектов). 

Физиологической
основой мышления являются временные
нервные связи (условные рефлексы),
которые образуются в коре больших
полушарий. Эти условные рефлексы
возникают под воздействием вторых
сигналов (слов, мыслей), отражающих
реальную действительность, но возникают
обязательно на основе первой сигнальной
системы (ощущений, восприятий,
представлений).

В
психологии распространена классификация
видов мышле­ния: 1) наглядно-действенное,
2) наглядно-образное и 3) отвлеченное
(теоретическое) мышление.

36 Подходы к изучению мышления. Ассоциативная психология мышления. Психология мышления в рамках вюрцбургской школы и гештальтпсихологии.

Мышление
как ассоциация представлений

Психология
мышления стала специально разрабатываться
лишь в XX в. До этого времени основной
была ассоциативная психология —  все
психические процессы протекают по
законам ассоциации и все образования
сознания состоят из элементарных
чувственных представлений, объединенных
посредством ассоциаций в более или
менее сложные комплек­сы. (Гартли,
Эббингауз, В. Вундт). Понимание познания
как созерцания, принцип сенсуализма:
«Нет ничего в разуме, чего не было раньше
в ощущении». Конечным предметом мышления
являются субъективные ощущения, образы
восприятия и представления. Поэтому
представители ассоциативной психологии
не считали нужным специально исследовать
мышление. Понятие отожествлялось с
представлением и трактовалось как
ассоциативно связанная совокупность
признаков: суждение — как ассоциация
представлений; умозаключение — как
ассоциация двух суж­дений, служащих
его посылками, с третьим, которое
выводится из него.

Ассоциативная
теория сводит содержание мысли к
чувственным элементам ощущений, а
закономерности его протекания — к
ассоциативным законам. Мышление сводится
к процессу ассоциации связей следов
прошлого и настоящего сенсорного опыта.

Критика: Мышление
имеет свое качественно специфи­ческое
содержание и свои качественные
специфические закономерности про­текания.
Специфическое содержание мышления
выражается в понятиях; по­нятие же
никак не может быть сведено к простой
совокупности ассоциативно связанных
ощущений или представлений. Представители
ассоциативной теории не смогли решить
проблему активности мышления, творческие
способности по их мнению существовали
априори.

Вюрцбургская
школа о мышлении

Представители:
А. Бине, Кюльпе, Марбе Вюрцбургская школа
сделала разработку психологии мышления
своей основной задачей; положила начало
системному изучению мышления.

Основное
положение: мышление имеет свое
специфическое содержание, не сводимое
к содержанию ощущений и восприятия. Но
слишком оторвали мышление от восприятия,
они вообще не связаны. В результате
вюрцбургская школа пришла к неправильно­му
пониманию соотношения мышления и
чувственного созерцания. Положение о
предметной направленности мысли
(интенция). Поскольку (из идеализма)
мышление было внешне противопоставлено
всему чувственному содержанию
действительности, направленность
мышления на предмет (интенция) превратилась
в чистый акт (в мистическую активность
вне всякого содержания).

Представители
вюрцбургской школы подчеркнули
упорядоченный, направленный характер
мышления и выявили значение задачи в
мыслительном процессе. За время своего
существования вюрцбургская школа
проделала значительную эволю­цию. В
начале были утверждения о безобразном
характере мышления (О. Кюльпе, X. Дж. Уатт,
К. Бюлер в ранних своих работах), затем
представители вюрцбургской школы
 выявили и подчеркнули роль наглядных
компонентов в процессе мышления. Также
изменились взгляды на взаимоотношение
мышления и речи. Вначале (у О. Кюльпе,
например) мышление рассматривалось
вовне, будучи уже готовым, независимым
от речи. Затем мышление и образование
понятий (Н. Ах) было превращено в результате
введения формально понимаемого речевого
знака в решение задачи. Эта последняя
позиция, где бессмысленный знак —
правитель мышления, была по существу
лишь оборотной стороной все той же
первоначальной позиции, разрывающей
мышление и речь.

Мышление
с позиций гештальтпсихологии

Представители:
Вергеймерт, Келер, Коффка. Критика
вюрцбургской школы.

Основа
мышления – способность формировать и
преобразовывать структуры в реальной
действительности. Мышление совершается
в замкнутом круге (сфере сознания). В
итоге мышление сводится к движению
мыслей в замкнутой структуре сознания.

Исходная
ситуация, в которой возникает проблема,
— это в своем наглядном содержании
неуравнове­шенное феноменальное
поле, в котором имеются как бы незаполненные
места. Вследствие этого в проблемной
ситуации создается напряжение, которое
вызывает переход данной неустойчивой
наглядной ситуации в другую. Посредством
последовательного ряда таких переходов
происходит преобразование, т. е. изменение
структуры, исходного наглядного
содержания, которое и приводит к решению
задачи. Задача оказывается решенной
попросту в результате того, что мы под
конец по-иному, чем вначале, непосредственно
видим содержание исходной ситуации.

В
противовес психологии мышления
вюрцбургской школы, которая оторвала
мышление от чувственного созерцания,
Коффка попытался, таким образом,
осуществить на основе принципа структуры
то же сведение мышления к наглядному
содержанию, которое на основе учения
об ассоциациях отстаивала ассоциативная
психология. Эта попытка игнорирует
специфику мышления.

37
Разработка проблемы мышления в рамках
бихевиоризма и психоанализа. Информационная
теория мышления
.

Бихевиоризм
о мышлении как поведении

Бихевиоризм
возник в Америке в начале XX в. Отбросили
понятие психики и сознания, предмет –
поведение. Против интроспекции, за
наблюдение. Ощущение, восприятие,
мышление и другие понятия психических
процессов или функций рассматривались
с точки зрения поведенческого опыта,
главная функция —  приспособления к
окружающей среде.

Проблема
мышления в раннем бихевиоризме.

Уотсон:
мышление отождествил с поведением, это
не познавательный процесс.   Разделял
поведение на внешнее (непосредственно
наблюдаемое извне) и внутреннее (мышление
в широком смысле слова, или умственная
Д).  Умственная Д вызывается внешними
стимулами, опосредует видимое поведение.
Умственная Д не связана с мозгом. По
сравнению с непосредственно наблюдаемым
поведением мыслительная деятельность,
по мнению Уотсона, отличается лишь очень
большой свернутостью, сокращенностью.
Мышление не обусловлено социально,
главная функция – обеспечить приспособление
организма к среде (мышление = совокупность
реакций, вызываемых окружающей средой).

Закономерности
мышления Уотсон сводит к закономерности
образования навыков. Организм приобретает
навык путем проб и ошибок, аналогично
любой другой деятельности.

Проблема
мышления в современном бихевиоризме.

Основы
теории мышления — Кларк Халл. Он первый
(1930 г) применил общую необихевиористическую
теорию поведения к анализу знаний,
процесса решения задач, образования
понятий. Проблемой мышления занимаются
Скиннер, Толмен и другие необихевиористы.

Мышление
— форма приспособления организма к новым
условиям. Эти новые условия представляют
для организма проблемную ситуацию, или
ситуацию задачи, поэтому процесс
приспособления к проблемной ситуации
описывается бихевиористами как решение
задачи.

Критика:
не рассматривают мышление как психический
процесс познания закономерных отношений
между вещами, процесс отражения тех
сложных (причинно-следственных,
функциональных и т. п.) отношений между
объектами, в которых раскрывается
сущность предметов. И ранние, и поздние
бихевиористы: мышление человека и
животных не отличаются. Лишь в самое
последнее время бихевиористы начали
иногда говорить о некоторых качественных
особенностях мышления человека. Но они
продолжают сводить решение задач к
процессу проб и ошибок или отбору
приспособительных реакций.

Психоанализ

Мышление
рассматривается в психоанализе как
мотивационный процесс 3 Фрейду принадлежит
работа по психологии мышления \»Остроумие
и его отношение к бессознательному\»
В ней \»остроумие\» объяснено как
проявление творческого м мышление В
основе ее лежат бессознательные первичные
мотивы Возникает остроумие и ее результаты
в обход недовольство первичных
потребностей, т.е. творчество является
сублимированным удовольствием этих
потребностей Мыслительная действовали
ьнисть может происходить под влиянием
бессознательного мотива или его
заменителя — желаемого мотивамінника
— бажаного мотиву.

Психоанализ
частично коснулся проблемы связи
мышления с мотивами Вопросов, как влияет
мотивация на организацию, строение
мыслительной деятельности, не изучали

С
психоанализом связана теория
аутистического мышления
 (Е
Блейлер) Аутизм объясняют как доминирование
внутренней жизни, уход от внешнего мира
проявлениями аутистического мышления
являются сновидения, мифология, народные
поверья, шизофреническое мышление и
т.д. Е Блейле ер в своей концепции
показывает регулирующий влияние
мотивационно-эмоциональной сферы на
мышлениелення.

Информационная
теория мышления. 
По
данным исследований, творческое мышление
обнаруживает себя уже во время постановки
задачи и имеет своеобразный ход (Г.
Вертхаймер, Г. Вудвортс, К. Дункер, О.
Зельц, С. Калмыкова, Г. Линдсей, А. Лук,
Я. Пономарев). Как и процесс мышления
вообще, оно проходит следующие этапы:
создание образа, который соответствует
условиям задачи; операции анализа,
синтеза и прежде всего обобщения;
нахождения принципа решения; получение
результата. Однако в этом случае
содержание каждого этапа отличается
особой сложностью. Кроме того, этот вид
мышления основывается на
высокой интеллектуальной
активности 
иотношении к творчества как
к ценности.

studfiles.net

32. Общее понятие о мышлении. Типы и виды мышления

Мышление
– это познавательный процесс, который
характеризуется опосредованным и
обобщенным отражением действительности
в деятельности каждого индивида. Явления
и предметы действительности обладают
отношениями и свойствами за счет
восприятия и ощущений. Мышление имеет
несколько особенностей, среди которых
особо четко выделяются:

Опосредованный
характер

каждый индивид познает мир косвенно,
т.к. каждое свойство познается через
другое взаимосвязанное свойство. В
данном случае мышление опирается на
восприятие, ощущения и представления,
т.е. ранее полученные теоретические и
практические знания и навыки;

Обобщенность
– представляет
собой процесс познания существенного
и общего в объектах существующей
действительности, поскольку все свойства
аналогичных объектов тесно взаимосвязаны
между собой. Общее может существовать
и проявляться только в конкретном
отдельном объекте. Данная особенность
выражается за счет языка и речи. Словесное
обозначение может быть отнесено к
конкретному объекту, либо группе
аналогичных свойств.

Основные
формы мышления.

Мышление
каждого отдельного индивида протекает
в двух формах: умозаключений и суждений.
Рассмотрим формы мышления более подробно:

Умозаключение
– представляет
собой результативный вывод, складывающийся
из нескольких суждений, позволяя нам
получать новые знания и практические
навыки о конкретном явлении или предмете,
существующего в объективном мире.
Умозаключения могут выступать в
нескольких видах: дедуктивные, индуктивные
и по аналогии;

Суждение
– определенная
форма мышления, которая отражает объекты
действительности в конкретных отношениях
и связях. Каждое отдельное суждение
представляет конкретную мысль об
объекте. Последовательность нескольких
суждений с последовательной связью
необходимы для мыслительного решения
задачи или вопроса, что представляет
собой определенное рассуждение. Само
рассуждение приобретает практический
смысл только в случаях, когда оно приводит
к конкретному умозаключению или выводу.
Так умозаключения может стать ответом
на интересуемый вопрос.

Основные
виды мышления.

В
зависимости от расположения слов,
действия или образа а в мыслительном
процессе, а также их взаимодействия
между собой, различают несколько видов
мышления. Каждый из них имеет свои
особенности (теоретические или
практические). Рассмотрим более подробно
основные виды мышления:

Наглядно-действенное
– данный вид мыслительной деятельности
индивида опирается непосредственно на
восприятие конкретного предмета;

Предметно-действенное
– данный вид мышления направлен на
решение вопросов и задач в условиях
конструктивной, производственной,
организаторской, а также всех видах
практической деятельности граждан. В
данном случае практическое мышление
выступает в качестве конструктивного
технического, позволяя каждому человеку
решать технические задачи самостоятельно.
Сам процесс представляет взаимодействие
практических и умственных компонентов
работы. Каждый момент абстрактного
мышления тесно взаимосвязан с практическими
действиями индивида. Среди характерных
особенностей можно выделить: внимание
к деталям, четко выраженная наблюдательность,
умение использовать внимательность и
навыки в конкретной ситуации, умение
быстро переходить от размышления к
действию, оперирование пространственными
схемами и образами. Только так единство
воли и мысли проявляется максимально
в данном виде мышления;

Наглядно-образное
– весь процесс мышления характеризуется
опорой на образы или представления,
отвлеченные мысли, что позволяет человеку
в конкретных образах воплощать обобщения;

Словесно-логическое
(абстрактное) мышление

– данный вид мышления осуществляется
за счет логических связей и структур
логических операций и понятий. Оно
направлено на выявление конкретных
закономерностей в окружающем мире и
человеческом обществе, поскольку
отражает общие отношения и связи. В
данном случае понятия играют главенствующую
роль, а образы выступают в качестве
второстепенной.

Эмпирическое
мышление
(от
греч. empeiria — опыт) дает первичные
обобщения на основе опыта. Эти обобщения
делаются на низком уровне абстракции.
Эмпирическое познание — низшая,
элементарная ступень познания.
Эмпирическое мышление не следует
смешивать с практическим мышлением.

Как
отмечает известный психолог В. М. Теплов
(«Ум полководца»), многие психологи за
единственный образец умственной
деятельности принимают работу ученого,
теоретика. Между тем практическая
деятельность требует не меньших
интеллектуальных усилий.

Умственная
деятельность теоретика сосредоточена
преимущественно на первой части пути
познания — временном отходе, отступлении
от практики. Умственная деятельность
практика сосредоточена в основном на
второй его части — на переходе от
абстрактного мышления к практике, т. е.
на том «попадании» в практику, ради
которого и производится теоретическое
отступление.

Особенностью
практического мышления является тонкая
наблюдательность, способность
сконцентрировать внимание на отдельных
деталях события, умение использовать
для решения частной задачи то особенное
и единичное, что не входило полностью
в теоретическое обобщение, умение быстро
переходить от размышления к действию.

В
практическом мышлении человека
существенно оптимальное соотношение
его ума и воли, познавательных,
регуляционных и энергетических
возможностей индивида. Практическое
мышление связано с оперативной постановкой
первоочередных целей, выработкой гибких
планов, программ, большим самообладанием
в напряженных условиях деятельности.

Теоретическое
мышление выявляет всеобщие отношения,
исследует объект познания в системе
его необходимых связей. Его результат
— построение концептуальных моделей,
создание теорий, обобщение опыта,
раскрытие закономерностей развития
различных явлений, знание которых
обеспечивает преобразовательную
деятельность человека. Теоретическое
мышление неразрывно связано с практикой,
но в своих конечных результатах имеет
относительную самостоятельность; оно
основывается на предшествующих знаниях
и, в свою очередь, служит основанием
последующего познания.

В
зависимости от стандартности/нестандартности
решаемых задач и операциональных
процедур различаются алгоритмическое,
дискурсивное, эвристическое и творческое
мышление.

Алгоритмическое
мышление

ориентировано на заранее установленные
правила, общепринятую последовательность
действий, необходимых для решения
типовых задач.

Дискурсивное
(от лат.
discursus — рассуждение) мышление основано
на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое
мышление
(от
греч. heuresko — нахожу) — это продуктивное
мышление, состоящее в решении нестандартных
задач.

Творческое
мышление

мышление, приводящее к новым открытиям,
принципиально новым результатам.

Различают
также репродуктивное и продуктивное
мышление.

Репродуктивное
мышление

воспроизведение ранее полученных
результатов. В этом случае мышление
смыкается с памятью.

Продуктивное
мышление

мышление, приводящее к новым познавательным
результатам.

studfiles.net

47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ. Шпаргалка по общей психологии

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Мышление есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление дает возможность понять закономерность материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека.

Кроме опосредованности, мышление обеспечивает обобщенное отражение действительности, позволяющее человеку предвидеть, что произойдет в каждом конкретном случае. Например, если мы воспринимаем треугольник, то, даже не измеряя, мы знаем, что сумма внутренних углов этого конкретного треугольника равна 180 градусам.

Таким образом, мышление есть обобщенное познание действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие и существенные свойства металлов, общие свойства газов, в отличие от общих свойств жидкости, общие признаки глаголов, в отличие от общих признаков прилагательного и т. д.

Мышление играет огромную роль в познании действительности. Оно расширяет до бесконечности пределы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятий, предвидеть наступление каких-то событий (затмение Солнца и Луны, смещение орбиты космического тела, ход общественно-исторического процесса и т. п.).

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.

Обычно принято выделять следующие виды мышления.

Предметно-действенное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.

В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Для них мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними.

В развитой форме оно свойственно людям определенных профессий, связанных с практическим анализом, конструированием (конструктор-технолог, химик-аналитик).

Наглядно-образное мышление – это вид мышления, которое опирается на восприятие или представления. Такое мышление характерно для дошкольников и отчасти для детей младшего школьного возраста. В развитых формах оно свойственно людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений (писатели, художники, музыканты, актеры). Использование наглядности в обучении – это использование наглядно-образного мышления учеников.

Развитие отвлеченного абстрактного мышления у школьников вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает развиваться или вообще исчезает.

Наоборот, эти первичные и сходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают развиваться вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются все виды мышления.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

32. Общая характеристика мышления. Виды мышления

Мышление
– это социально обусловленный, неразрывно
связанный с речью психический процесс
опосредованного и обобщенного отражения
действительности, познания отношений
и закономерных связей между предметами
и явлениями окружающего мира.

Мышление
есть познание (отражение) отношений и
закономерных связей между предметами
и явлениями окружающего мира. Мышление
протекает нормально только при участии
обеих сигнальных систем, но ведущая
роль остается за второй сигнальной
системой, так как слово является более
богатым по содержанию сигналом, оно
связано с процессами отвлечения и
обобщения.Обычно принято выделять
следующие виды мышления.Предметно-действенное
мышление

– вид мышления, связанный с практическими
действиями над предметами.( свойственно
детям раннего возраста. В развитой
форме оно свойственно людям определенных
профессий, связанных с практическим
анализом, конструированием
(конструктор-технолог, химик-аналитик).

Наглядно-образное
мышление –

это вид мышления, которое опирается на
восприятие или представления. ( характерно
для дошкольников и отчасти для детей
младшего школьного возраста. В развитых
формах оно свойственно людям тех
профессий, которые связаны с ярким и
живым представлением тех или иных
предметов или явлений (писатели,
художники, музыканты, актеры).
Операционным
компонентом
мышления
является система мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования,
обобщения, классификации, систематизации.Каждая
из этих операций выполняет определенную
функцию в процессе познания

Функцией
анализа
является разделение целого на части,
выделение отдельных признаков, сторон
целого.

Синтез
служит средством объединения отдельных
элементов, которые выделены в результате
анализа.

С
помощью сравнения
устанавливается сходство и различие
отдельных объектов.

Абстрагирование
обеспечивает
выделение одних признаков и отвлечение
от других.

Обобщение
является
средством объединения предметов или
явлений по их существенным признакам
и свойствам.Классификация
направлена
на разделение и последующее объединение
объектов по каким-либо основаниям.Систематизация
обеспечивает
разделение и последующее объединение,
но не отдельных объектов, как это
происходит при классификации, а их
групп, классов.Все эти операции не могут
проявляться изолированно, вне связи
друг с другом.

33
Мышление — это особого рода
деятельность, имею­щая свою структуру
и виды (рис. 12.2). Чаще всего мышление
подразделяют на теоретическое и
практическое. При этом в теоретическом
мышлении выделяют понятийное и образное
мышление, а в практическом наглядно-образное
и наглядно-действенное. Понятийное
мышление — это такое мышление, в котором
используются опре­деленные понятия.
При этом, решая те или иные умственные
задачи, мы не обра­щаемся к поиску с
помощью специальных методов какой-либо
новой информа­ции, а пользуемся
готовыми знаниями, полученными другими
людьми и выражен­ными в форме понятий,
суждений умозаключений. Образное
мышление — это вид мыслительного
процесса, в котором используют­ся
образы. Эти образы извлекаются
непосредственно из памяти или воссоздаются
воображением. В ходе решения мыслительных
задач соответствующие образы

мысленно
преобразуются так, что в результате
манипулирования ими мы можем найти
решение интересующей нас задачи. Чаще
всего такой вид мышления преоб­ладает
у людей, деятельность которых связана
с каким-либо видом творчества. Следует
отметить, что понятийное и образное
мышление, являясь разновидно­стями
теоретического мышления, на практике
находятся в постоянном взаимо­действии.
Они дополняют друг друга, раскрывая
перед нами различные стороны бытия.
Понятийное мышление дает наиболее
точное и обобщенное отражение
дей­ствительности, но это отражение
абстрактно. В свою очередь, образное
мышление позволяет получить конкретное
субъективное отражение окружающей нас
дей­ствительности. Таким образом,
понятийное и образное мышление дополняют
друг друга и обеспечивают глубокое и
разностороннее отражение действительности.
Наглядно-образное мышление — это вид
мыслительного процесса, который
осу­ществляется непосредственно при
восприятии окружающей действительности
и без этого осуществляться не может.
Мысля наглядно-образно, мы привязаны к
дей­ствительности, а необходимые
образы представлены в кратковременной
и опера­тивной памяти. Данная форма
мышления является доминирующей у детей
до­школьного и младшего школьного
возраста. Наглядно-действенное мышление
— это особый вид мышления, суть которого
заключается в практической преобразовательной
деятельности, осуществляемой с реальными
предметами. Этот вид мышления широко
представлен у людей, заня­тых
производственным трудом, результатом
которого является создание какого-либо
материального продукта. Следует отметить,
что все эти виды мышления могут
рассматриваться и как уровни его
развития. Теоретическое мышление
считается более совершенным, чем
практическое, а понятийное представляет
собой более высокий уровень развития,
чем образное.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о