Свойства речи
Содержательность. Количество выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности
Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз и выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
Действенность. Свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение
1. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом.
2. Выразительность. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов, произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
3. Грамотность речи. Правильная, нормативная речь преподавателя должна быть образцом, как надо говорить, образцом, который бы вызвал у студентов желание самим шлифовать свою речь, совершенствовать ее.
Если же речь преподавателя имеет «грамотные недостатки», то он должен знать, какими справочными языковедческими источниками необходимо пользоваться, чтобы заполнить пробелы в недостаточной грамотности вербальной коммуникации.4. Экспрессивность речи. Если преподаватель говорит монотонно, невнятно, то вряд ли его будет приятно и интересно слушать. С другой стороны, чрезмерно экспрессивная речь тоже может вызвать негативную реакцию, особенно у человека, привыкшего к более спокойной речи коммуникативного партнера – преподавателя.
5. Важную роль в педагогическом общении играет уровень интеллекта. Если преподаватель говорит со студентом непонятным с точки зрения терминологии языком, злоупотребляет специальными выражениями, непонятными понятиями, то вряд ли достигнет понимания, что является стимулом к обучению, результат которого
6. Важным фактором, обеспечивающим ясность, является логичность изложения информации. Преподавателю надо следить, чтобы рассуждения были логичны, последовательны, доказательные. Кроме того, известно, что логичность изложения зависит не только от психоэмоционального состояния преподавателя, но и от уровня его интеллекта.
ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИИ РЕЧИ. ВИДЫ РЕЧИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли.
Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем.
Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл.
Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки — языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка.
Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым «
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Выделяются следующие признаки языка:
— исторически сложившееся средство общения;
— развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением;
— отражает психологию народа;
— система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.
Выделяются следующие признаки речи:
— выражает психологические особенности отдельно взятого человека;
— наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.
Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак — символ или объект, служащий заменителем другого объекта.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Функции речи
Речь выполняет определенные функции: воздействия; сообщения; выражения; обозначения.
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Формы и виды речи
Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах.
В психологии в основном различают две формы речи:
— внешнюю;
— внутреннюю.
1. Внешняя речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Жаргон — стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация — совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Внешняя речь включает следующие виды:
— устную: диалогическую и монологическую;
— письменную.
Устная речь — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой.
Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь — это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика — ответ, возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.
Монолог — вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны:
— последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
— грамматически правильное оформление;
— выразительность голосовых средств. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
2. Внутренняя речь (речь «про себя») — это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.
Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.
Предикативность — характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).
Типы речи
Речь человека может быть как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения двух типов:
— развернутой;
— сокращенной.
В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленные языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.
Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мышления человек чаще пользуется развернутой речью.
Свойства речи
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИИ РЕЧИ. ВИДЫ РЕЧИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
От 250 руб
Контрольная работа
ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИИ РЕЧИ. ВИДЫ РЕЧИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
От 250 руб
Курсовая работа
ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИИ РЕЧИ. ВИДЫ РЕЧИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Восприятие речи — JungMinded
Восприятие речи кратко обсуждалось в посте о понимании языка (страница психологии языка). Здесь я сосредоточусь конкретно на нескольких теоретических моделях, пытаясь объяснить, как мы различаем отдельные фонемы и слова в непрерывном потоке человеческой речи.
В завершение я расскажу о модели TRACE: вычислительной системе, предназначенной для воспроизведения того, как люди воспринимают речь. Я расскажу об этом более подробно в следующем посте о коннекционизме.
Акустика речи
Отсутствие инвариантности
Во-первых, нам нужно понять, что такое речь на самом деле. С точки зрения акустики (физики звука) это движущиеся частицы воздуха, и мы измеряем частоту этих движений в Гц (герц = циклы/сек). Человеческая речь представляет собой сложный звук, а это означает, что одновременно воспроизводятся многочисленные частоты. Самая медленная называется основной частотой и определяет высоту голоса (80-200 Гц у мужчин, до 400 Гц у женщин). Остальные частоты гармоники : они определяют тембр . Таким образом, то, что мы воспринимаем как речь, представляет собой многочисленные волны разной частоты.
Традиционно психолингвисты разбивают речь на разные уровни: фонемы, морфемы, слова, словосочетания и предложения. Вопрос, однако, в том, как наш мозг может различать эти уровни в необработанном частотном сигнале. Письменный язык можно описать как «бусины на нитке», где каждая буква и слово следуют друг за другом, воспринимаясь одна за другой. Различение языковых уровней в речи гораздо сложнее по многим причинам, и одна из них — 9.0010 Отсутствие инвариантности .
Отсутствие инвариантности относится к представлению об отсутствии надежной связи между фонемой языка и ее акустическим проявлением в речи. Одно и то же слово или даже отдельная фонема могут звучать совершенно по-разному в зависимости от многих факторов:
1) Индивидуальные различия. Акустический строй речи во многом зависит от акцента говорящего, его физических и психологических особенностей.
2) Условия речи.
3) Коартикуляция. Это идея о том, что одновременно артикулируется более одного звука, поэтому каждый из них частично формируется окружающими его звуками. Суставы (челюсть, язык, рот) переходят от звука к звуку, позволяя нам говорить быстрее, поэтому акустическая структура каждой фонемы во многом зависит от ее «соседей». Рассмотрим следующие спектрограммы звука /d/ в трех разных положениях:
Место артикуляции на /d/ каждый раз разное, что дает несколько «версий» одного и того же звука, однако мы, как слушатели, все равно каждый раз будем слышать /d/, несмотря на большие различия в их акустической структуре.
Категориальное Восприятие
Мы воспринимаем речь в разных категориях, а не в одной волне энергии, гораздо лучше различая категорий, чем внутри них. Либерман и др. (1957) провели исследование, в ходе которого участники слушали синтетически созданные согласные, которые постепенно менялись с /b/ на /d/; они должны были маркировать каждый звук так, как они его слышали. Они обнаружили, что даже большие изменения (например, от значений 1 до 4) не приводили к изменению маркировки, если они не пересекали границу фонемы, но небольшое изменение от /b/ до /d/ приводило к другой маркировке. Это открытие подтвердило Теория категориального восприятия : человеческий мозг не то чтобы занимается различиями между звуками как таковыми, но очень хорошо определяет границы между категориями.
Одним из возможных объяснений демонстрируется знаменитый Эффект МакГерка , о котором, я уверен, многие из вас знают. Ключевым моментом является то, что мозг не полагается исключительно на акустику звука при различении раздражителей. Мы также используем нашу визуальную информацию и, самое главное, контекст, таким образом реализуя обработку как снизу вверх, так и сверху вниз. Я нашел действительно хороший пример эффекта МакГурка, посмотрите его:
Когортная модель (Marslen-Wilson & Welsh, 1978)
Модель предполагает, что когда мы начинаем воспринимать начало слова, активируется целая когорта сохраненных слов с одинаковым началом; например, «СЛОВО» активирует «мир», «работа», «арбуз» и т. д. По мере того, как мы воспринимаем остальную часть слова, когорта «кандидатов» становится все меньше и меньше, пока не останется только одно — и, таким образом, нужное слово признан.
Проблема сегментации
Когортная модель поднимает важную проблему сегментации слов: конечно, нам нужно знать, где начинается слово, чтобы активировать соответствующую когорту. В непрерывной речи слова не всегда акустически разделены; взгляните на приведенную ниже спектрограмму, соответствующую фразе /противостоять/:
Кроме того, часто слова могут «прятаться» внутри более длинных слов, и бывает сложно понять, какое слово мы воспринимаем: слушая «он заметил оленя», мы можем сначала услышать, например, «он паучье ухо».
McQueen et al. (1994) предположили, что чем больше активированная когорта, тем меньшую роль играет каждое слово, поэтому тем труднее найти правильное слово в их конкуренции. Частота также имеет значение: более частое слово с большей вероятностью выиграет. Здесь «паук», вероятно, более частое слово, чем «шпионил», поэтому у него больше шансов «победить». Однако опять же, обработка сверху вниз помогает, поскольку контекст играет решающую роль в понимании речи.
Моделирование
McClelland & Elman (1986) реализовал когортную модель на компьютере, создав модель TRACE :
Каждый узел представляет собой гипотезу о том, что слово присутствует в стимуле; они соревнуются друг с другом, пока не останется только один «победитель». Важным моментом здесь является то, что не только согласованные признаки подтверждают друг друга, но и несовместимые — подавляют друг друга (вы можете видеть, что стрелки указывают в обоих направлениях). Так, например, когда мы слышим МИР, активируются такие слова, как РАБОТА, СЛОВО, ЧУДО. Затем возникающий звук /р/ тормозит активацию ЧУДА, а затем /л/ и /д/ тормозят РАБОТУ и СЛОВО, одновременно подтверждая МИР. Тот же процесс происходит на фонемном уровне, где звуковые характеристики (такие как мощность, взрыв и т. д.) подтверждают или подавляют их активацию.
В следующий раз я подробнее остановлюсь на коннекционизме и покажу, как и по какой причине строятся модели восприятия речи.
Ключевые свойства языка
28 января 2014 г.
Грэм Уильямсон
Категории: Язык
Поскольку язык многогранен и сложен, многие попытки его определения сводятся к построению списков языковых характеристик. Однако этот подход не лишен трудностей. Например, сколько характеристик минимально достаточно для описания языка? Два? Четыре? 20? Сказав это, описание основных характеристик все же может быть полезным для получения общего представления о так называемых ключевых свойств языка. Ниже я рассмотрю только восемь из них.
Самоуправство
По сути, язык — это система символов. В широком смысле символами языка являются слова. Составляя слова и связывая их вместе в соответствии с набором правил — грамматикой языка — мы можем создавать осмысленные высказывания.
Однако считается, что выбор символов, используемых языком, является произвольным. Это потому, что нет прямой связи между конкретным словом и его значением. Например, в английском языке мы используем слово 9.0094 чашка для обозначения физического объекта, способного удерживать жидкости, который обычно имеет ручку и из которого люди пьют. Конечно, нет особой причины, по которой мы должны использовать слово-символ чашка . С тем же успехом мы могли бы использовать словоформу zarg , или pinkt , или любую другую форму слова, которая придет нам в голову. Дело в том, что слова — это всего лишь произвольный набор символов, используемых для представления различных значений. Таким образом, если мы знаем форму слова, невозможно предсказать значение, а если мы знаем значение, невозможно предсказать форму.
В каждом конкретном языке (английском, французском, русском, китайском и т. д.) используется свой набор символов. Так, например, слово-символ для cup во французском языке будет tasse , а в португальском — copo .
Произвольность — это полезное свойство, поскольку оно увеличивает гибкость языка . Гибкость возникает из-за того, что язык не ограничен необходимостью согласования формы слова и его значения. Благодаря этому из ограниченного набора звуков речи можно построить почти бесконечное количество слов.
С учетом того, что лингвистические символы произвольны, некоторые английские слова кажутся менее произвольными, чем другие. Это звукоподражательных слов : слова, имитирующие звук, связанный с предметом или действием. Например, в высказывании пчелы жужжали слово жужжало звучит похоже на шум пчел. Другие примеры включают шипение и рашпиль . Особенности таких слов часто эксплуатируются при написании стихов.
Двойственность
Язык организован как минимум на двух уровнях:
первичный уровень , состоящий из блоков
вторичный уровень, состоящий из элементов
Элементы вторичного уровня объединяются в единицы начального уровня. Элементами словесного языка для наших целей можно считать звуки речи, т. е. согласные и гласные. Затем эти звуки речи объединяются в единицы на первичном уровне, то есть в слова.
Рассмотрим, например, как слово кот образовано сочетанием трех звуков речи: согласного «с», гласного «а» и согласного «т». Эти звуки речи на начальном уровне бессмысленны, если произносятся изолированно. Например, если я просто произношу звук «с», это не имеет смысла. Точно так же «а» и «т», произносимые сами по себе, бессмысленны. Только тогда, когда эти элементы вторичного уровня систематически комбинируются, они могут передавать значение. Следовательно, cat имеет смысл, а «c», «a» и «t» — нет.
Систематичность
Язык — это упорядоченный способ передачи идей, мыслей, эмоций и т. д. Если бы язык был случайным, то не было бы способа гарантировать, что предполагаемое значение было передано. Регулярность и порядок (то есть систематичность) необходимы для правильной работы языка.
Мы уже видели пример этого выше при рассмотрении двойственности. Мы отметили, что комбинация элементов вторичного уровня «с», «а» и «t» может объединяться, чтобы сформировать единицу первичного уровня 9.0094 кот . Эти три элемента также могут быть объединены в слово act . Однако комбинация «a» + «t» + «c» для образования atc бессмысленна (на английском языке).
Это демонстрирует, что язык управляется правилами, которые определяют, какие комбинации элементов приемлемы, а какие нет. Существуют также правила, регулирующие объединение юнитов начального уровня. Так, например, мы понимаем, что высказывание первый снег зимы подходит, а комбинация s nows winter first или — нет.
Зависимость от структуры
Похоже, что в основе языка лежит шаблонная структура, и люди интуитивно распознают эти шаблоны. Рассмотрим следующее высказывание:
Мы интуитивно понимаем, что это высказывание состоит из связных сегментов. Об этом свидетельствует тот факт, что мы можем легко удалить один сегмент и заменить его другим, например.
Наряду с признанием того, что мы можем заменять один сегмент другим, дополнительным доказательством того, что мы интуитивно распознаем паттерны в языке, является наша способность легко переставлять сегменты. Рассмотрим снова наше вступительное высказывание:
.Это высказывание можно переставить следующим образом.
Конечно, шаблонная структура языка позволяет нам одновременно переставлять и заменять сегменты, т.е.
Производительность
Многие животные реагируют на внешние раздражители предсказуемым образом. Например, вид набора блестящих предметов перед небольшим травяным покровом будет стимулировать самку шалашника к спариванию с самцом, который подготовил демонстрацию. Вид объектов стимулирует самку к определенному поведению, в данном случае к спариванию и спариванию.
Точно так же холодная погода и сокращение светового дня побуждают суслика к определенному поведению – впадению в спячку.
Такое поведение и другие, подобные им, считаются связанными стимулами . Другими словами, если мы знаем, что является стимулом, мы можем предсказать последующее поведение. Поведение инвариантно и всегда следует определенному стимулу.
Если бы язык был привязан к стимулу, мы ожидали бы, что каждый раз, когда человеку предъявляется один и тот же стимул, он произносит одни и те же слова. Ясно, что это не так. Если бы всем трем людям показали картину Моны Лизы, нет никакой гарантии, что каждый произнес бы одни и те же слова. Этим людям доступны самые разные ответы. Невозможно точно предсказать, что они могут сказать: «Какая красивая картинка», «Это напоминает мне мою сестру», «О, я забыл поставить чайник!»
Важно отметить, что невозможно предсказать, что конкретный стимул заставит человека использовать одну и только одну конкретную языковую конструкцию. В этом смысле говорят, что язык свободен от стимулов , и это объясняет, почему люди могут творчески использовать язык. Таким образом, язык является гибким.
Тот факт, что язык свободен от стимулов и что он является гибким, приводит к понятию продуктивности , т. е. к тому, что язык может быть использован для создания бесконечного набора новых и осмысленных высказываний. Эти высказывания являются новыми в том смысле, что они, возможно, никогда не произносились ранее, и тем не менее они имеют смысл и легко интерпретируются другими людьми.
Рабочий объем
Язык также позволяет нам думать и общаться о чем-то или о ком-то, что не присутствует в данный момент. Так, например, мы можем сослаться на нашу новую машину, хотя на самом деле она не находится перед нами. Точно так же мы можем обсуждать вчерашний футбольный матч, даже если он уже прошел. Это свойство языка известно как смещение .
Специализация
Это ключевое свойство относится к тому факту, что язык позволяет нам заменить физическое действие произвольным словом. Примером может быть ребенок, который инструктирует своего друга: «Держись подальше!» Это высказывание означает, что ребенку не нужно затем разыгрывать свое сообщение: например, физически отталкивая друга. Точно так же полицейский, который инструктирует толпу: «Двигайтесь вперед!», использовал язык, чтобы заменить физическое действие по продвижению толпы вперед. В обоих случаях язык заменил физическое действие.
Культурная передача
Язык — это средство, с помощью которого люди могут научить подрастающее поколение всему тому, что они узнали на сегодняшний день. Если бы у нас не было возможности использовать язык, было бы практически невозможно передать наши знания и опыт следующему поколению людей, и каждое последующее поколение должно было бы начинать все сначала. Однако благодаря тому, что у нас есть язык, мы можем передать подрастающему поколению необходимые знания и социальные нормы поведения.
Одним из наиболее очевидных примеров этого является формальное обучение в наших школах, большая часть которого ведется с использованием разговорного языка. Ребенок, который сидит на коленях у родителей и слушает рассказы о семейных традициях и событиях, тоже учится через язык. Это свойство языка называется культурной передачей . Таким образом, язык определенного общества является частью культуры этого общества.