Свойства самосознания: Самосознание — Психологос

Для робота Hector разработали программу развития рефлексивного самосознания / Хабр

alizar

Время на прочтение 2 мин

Количество просмотров 8.7K

Робототехника Научно-популярное Искусственный интеллект

На GT уже рассказывали о роботе-насекомом Hector, который умеет прокладывать путь (забегая вперёд, за это отвечает нейросеть под названием Navinet) и адаптироваться к разным поверхностям (программа Walknet).

Разработчики этого необычного робота — д-р Мальте Шиллинг (Malte Schilling) и профессор д-р Холк Крас (Holk Cruse) из группы Cluster of Excellence Cognitive Interaction Technology (CITEC) в Билефельдском университете (Германия). Сейчас они заявили, что новая нейросеть под названием reaCog позволит роботу постепенно развить в себе рефлексивное самосознание и эмоции!

Авторы уверены, что некоторые элементы их программного обеспечения впервые в мире реализуют подобную функциональность у роботов.

Новая программа для Hector не только сможет придумывать новые маршруты для достижения цели и предварительно оценивать эффективность этих воображаемых маршрутов, но сможет корректировать свои действия в соответствии с предполагаемыми ожиданиями других объектов относительно своих действий.

Другими словами, робот сможет как бы смотреть на себя «со стороны» чужими глазами — и корректировать поведение соответственно. Это и называется рефлексивным самосознанием, когда существо осознаёт факт своего существования и своё текущее состояние в эмоциональном плане (внутренне ментальное состояние).

Под «эмоциями» учёные подразумевают техническое определение различных коэффициентов, вычисляемых на основании реального наблюдения робота за своим поведением. Например, счастливый человек быстрее принимает решения и более склонен к риску, чем тревожный человек. В робота заложены похожие критерии. Если внутреннее ментальное состояние соответствует тревожному поведению, то программа расчёта маршрута получит больше времени для работы.

На схеме ниже показана сеть, контролирующая систему ответных реакций на раздражители Hector. Модули мотивации красного цвета формируют рекуррентную нейронную сеть, которая принимает в расчёт различные состояния аттракторов (показаны только контроллеры для двух ног). Стрелки соответствуют возбудительному влиянию. T-образные коннекторы отображают сдерживающее влияние (fw forward, bw backward, r1 coordination rule 1). Мотивационные модули в нижней части схемы управляют процедурами (swing, stance), в том числе внутреннюю модель тела (синим цветом). Тело отмечено пунктирной линией (leg). Здесь изображена сеть Navinet, которая выбирает направление движения робота.

Статья «Ментальные состояния как развивающиеся свойства. От передвижения к самосознанию» (“Mental States as Emergent Properties. From Walking to Consciousness”) опубликована в 2000-страничном сборнике статей Open MIND, издание которого приурочен к десятилетию деятельности организации по исследованию искусственного интеллекта MIND-Group и содержит 39 оригинальных статей по философии, психологии и неврологии.

Сборник доступен в онлайне и в печатной версии.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Вы часто рефлексируете о своём ментальном состоянии?

63.89% Да, часто 161

36.11% Нет, предпочитаю не рефлексировать 91

Проголосовали 252 пользователя. Воздержались 94 пользователя.

Теги:

  • MIND-Group
  • Hector
  • нейросеть
  • самосознание
Хабы:

  • Робототехника
  • Научно-популярное
  • Искусственный интеллект

Всего голосов 17: ↑15 и ↓2 +13

Комментарии 2

Анатолий Ализар @alizar

автор, фрилансер

Telegram

Технологии формирования профессионального самосознания студентов помогающих профессий

Библиографическое описание:

Эннс, Е. А. Технологии формирования профессионального самосознания студентов помогающих профессий / Е. А. Эннс. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1128/ (дата обращения: 22.07.2023).

Становление целостного профессионального самосознания будущего специалиста особенно важно для профессий так называемого помогающего типа, где инструментом осуществления профессиональных функций является личность субъекта труда. Теоретический анализ психологического содержания помогающих профессий, проведенный Милаковой В.В [8], показал, что данная группа профессий обладает следующими особенностями: в профессиональной деятельности преобладают субъект-субъектные взаимодействия, процессы преобразования мира человеческих отношений, в связи с чем, она становится максимально личностной; предметом деятельности является группа или отдельный человек; средством – сам человек, его психические или личностные свойства; условия профессиональной деятельности связаны с повышенной моральной ответственностью.

Все эти особенности профессиональной деятельности должны быть основанием для формирования профессионального самосознания студентов овладевающих помогающими профессиями.

Понятие профессионального самосознания опирается на понимание феномена самосознания личности в отечественной психологии. С.Л. Рубинштейн [9] охарактеризовал его как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В. С. Мерлин [7] определял самосознание как свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности, обладающим специфическими и социально-нравственными характеристиками. Большинство отечественных психологов (И.С. Кон, М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.) под самосознанием понимают сложный, интегральный процесс, в структуре которого содержатся взаимодействующие и взаимопроникающие друг в друга процессы: самопознание, самоотношение и саморегуляция [3].

В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию – содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание – это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность [4]. Большинство отечественных исследователей (Е.М. Васильева; В.Н. Козиев; Л.М. Митина) и некоторые зарубежные психологи (Т. Макклапаред, М. Кун) предполагают, что профессиональное самосознание — это установка на себя в профессионально-трудовой сфере. И как любая установка, самосознание имеет когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуру (Я-понимание, Я-отношение, Я-поведение). Следовательно, ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются компоненты, которые характеризуют когнитивный, аффективный, поведенческий уровни и процессы профессиональной идентификации, как ключевые механизмы интеграции «профессионального Я» [3].

На основе сопоставления образа-Профессии с образом-Я у студента формируется профессиональный образ-Я и складывается осознание своей тождественности с избранной профессией, формируется положительное отношение к себе как субъекту настоящей учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности.

Высокий уровень развития профессионального самосознания характеризуется в когнитивном компоненте наличием знаний о своей профессиональной деятельности, представлений о себе в контексте данной деятельности, образ «Я-профессионал» интегрирован с «Я-концепцией». В аффективном компоненте – это положительное отношение к себе, адекватная профессиональная самооценка. Поведенческий компонент характеризуется наличием мотива к самоактуализации, стремлением к саморазвитию. Выполняя функции детерминации и регуляции профессиональной деятельности, конструирования и саморазвития, а так же самоконтроля личности, профессиональное самосознание выступает движущей силой профессионального развития студента.

Движущей силой развития профессионального самосознания является интериоризированное и актуализированное личностью противоречие между достигнутыми и желаемыми «Я-образами». Данное противоречие в позитивном варианте развития профессионала начинает преодолеваться через механизмы самоанализа, обратной связи и рефлексии с помощью самооценки личности. Целью психологического сопровождения студентов является формирование и развитие «Я-образов» специалиста именно помогающих профессий: знание и отношение к себе в системах личностного развития, взаимоотношений с субъектами профессионального взаимодействия и профессиональной деятельности.

Новые чувства и мотивы личности, возникающие в процессе сопровождения профессионального развития специалиста помогающей профессии, «приводят к интериоризации данной роли с ее когнитивными, эмоциональными и конативными компонентами, и человек вскоре начинает видеть себя и относиться к себе как к носителю данных характеристик» [10, с. 287].

Кораблина Е. П. рассматривает следующие противоречия, заключенные во всех видах помогающей деятельности личности:

• между профессионально предписанными функциями специалиста - врача, педагога, психолога, социального работника — и неформальными психологическими аспектами помощи, взаимодействия между людьми;

• между признанием того, что личность является субъектом своей собственной жизни, и влиянием на нее помогающего субъекта посредством внешнего воздействия;

• между тем, что, с одной стороны, помогающий в процессе работы отдает часть своей энергии при взаимодействии с людьми, применяя свои знания, проявляя сочувствие, сопереживание (эмпатию), любовь, доброту, мужество, альтруизм, испытывая эмоциональное «выгорание», с другой стороны, он способствует своему личностному росту и приобретению определенных выгод (признание, власть, доминирование).

Помогающим специалистам необходима поддержка в решении профессиональных и личностных проблем. Как отмечает Н. В. Гришина, «…потенциально помогающие профессии дают хорошую возможность самоактуализации за счет сильного эмоционального вовлечения в деятельность, что является важным элементом самоактуализации…», поскольку «…выгорание — это плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные ожидания» [5].

Таким образом, становится важным совершенствование подготовки, психологической поддержки, выражающейся именно в сопровождении развития профессионального самосознания и профессиональной идентичности студентов помогающих профессий, обеспечивающей их устойчивую психологическую готовность к работе. Гармонично развитое, непротиворечивое профессиональное самосознание, сформированная профессиональная идентичность позволяют специалисту быть успешным в профессии и чувствовать полноту самореализации, зрело разрешать объективные противоречия, создавая условия для собственного личностного и профессионального роста.

К психологическим условиям развития профессионального самосознания и профессиональной идентичности относятся:

1. Профессионально-ориентированная информационно-насыщенная образовательная среда.

2. Активное взаимодействие с носителями профессиональных норм, ценностей и моделей поведения в учебном процессе и при прохождении практик.

3. Укрепление субъектной позиции в учебной и профессиональной деятельности.

4. Повышение субъективной значимости профессии, эмоционально-положительное отношение к профессии и к себе в профессии.

5. Ранее включение в процесс профессиональной деятельности и общения.

6. Актуализация внутренних психологических механизмов (рефлексия, идентификация) методами психологического воздействия.

Комплексной технологией обеспечения профессионального развития является технология психологического сопровождения, основанная на единстве четырех фун­кций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на эта­пе реализации плана решения [4].

Среди личностно ориентированных технологий формирования профессионального самосознания, таких как развивающая диагностика, мониторинг социально-профессионального развития, психологическое консультирование и т.д., можно выделить особо технологию психологического тренинга как средство развития самосознания в полисубъектном взаимодействии [1].

Основной задачей тренинга профессионального самосознания является развитие всех подструктур профессионального самосознания – когнитивной (уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего Я-образа как личности и профессионала), аффективной (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческой (закрепление собственной Я-концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции) [2].

В связи с этим в настоящее время актуальна разработка комплексной программы психологического сопровождения становления профессиональной идентичности и профессионального самосознания будущих специалистов помогающих профессий. Для реализации данной программы нами разработана процессуальная модель развития профессионального самосознания и профессиональной идентичности, а на ее основе — алгоритм психологического сопровождения профессионального становления студентов помогающих профессий с использованием технологии тренинга профессионального самосознания.

Литература:
  1. Вачков И.В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии. Автореф. дисс… докт. психол. наук. М.: 2002. -19 с.

  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М: Издательство «Ось-89», 1999.

  3. Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2000.

  4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2003 г. Стр.252.

  5. Кораблина Е.П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. — СПб., 2003. — N 3(6): Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). — С.104-114.

  6. Матвеева Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов: дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2004.

  7. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.

  8. Милакова В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007.

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т2. М.: Педагогика, 1989. 322 с.

  10. Сластенин В.А. Сластёнин. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. – 488 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, положительное отношение, психологическое сопровождение, самосознание.

Феномен

профессиональной самоидентификации

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение.

Идентичность как предмет психологического исследования

идентичность, профессиональная идентичность, личностная идентичность, профессиональное развитие, психология, проблема идентичности, профессиональное самосознание, личностный рост.

Профессиональная идентичность как основной элемент. ..

Ключевые слова: профессия, профессиональная идентичность, идентификация, самоопределение, Я-концепция, профессиональный жизненный план, самосознание, профессиональная пригодность, готовность.

Социально-

психологический тренинг как эффективный метод…

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение.

Понятие

профессионального самосознания в психологической

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, Митино, профессиональная среда, профессиональная компетентность, профессиональная группа, поведенческий компонент. ..

Психологическая культура как условие развития…

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение.

К проблеме формирования

профессионального самосознания

Формирование профессионального самосознания личности будущих специалистов в процессе их учебно-профессиональной деятельности является одной из актуальных проблем психологии.

Развитие

профессионального самосознания студентов среднего. ..

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение.

Профессиональность мировоззрения как форма психосоциальной…

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение.

4 главные черты самосознательных людей

Хит Хиллиард

Хит Хиллиард

Национальный менеджер по продажам TalentInsights.
com

Опубликовано 18 сентября 2018 г.

+ Подписаться

Самосознание — ключ к личностному росту. Без точной информации о наших сильных и слабых сторонах мы можем испортить проекты, отношения и даже жизненные планы. Знание своих сильных и слабых сторон — лучший способ по-настоящему узнать себя.

Исследование, проведенное психологами из Корнелла Даннингом и Крюгером в 1999 году, выявило когнитивное искажение, из-за которого люди не могут осознать свою некомпетентность. На самом деле, чем более мы некомпетентны, тем больше вероятность того, что мы переоценим свои способности.

Знаете ли вы свои способности и ограничения? Лучший способ бороться с этим когнитивным искажением — улучшить свои навыки самосознания. Вот несколько индикаторов, которые помогут вам оценить собственное самосознание.

Характеристики самосознательных людей

Мудрость

Они активно работают над тем, чтобы понять себя и применять эти знания в повседневной жизни. Мудрые люди понимают, что вы не можете улучшить то, чего не признаете, и вы не можете добиться успеха, если не знаете, где применить свои навыки.

Честность

Эти люди способны точно объяснить как свои сильные, так и слабые стороны. Другими словами, они не рассказывают «рыбацкую историю» — вы знаете, ту, в которой рыба становится все больше и больше каждый раз, когда они рассказывают историю. Эти люди не пытаются заставить себя звучать лучше, чем они могли бы быть. Однако они также не продают себя задешево.

Смирение

Они не сосредоточены на себе. Люди, которые осознают свои ограничения и свое влияние, понимают, что им нужны товарищи по команде, чтобы добиться успеха. Они ценят ценность, которую добавляют другие люди, и знают, какие сильные стороны им нужны в их команде, чтобы дополнить их собственные. Они дают другим людям возможность быть в центре внимания и отмечать их достижения.

Уверенность

Они хотят услышать это от вас напрямую. Эти люди защищены и уверены в себе. Вместо того, чтобы тратить свои усилия на сокрытие ошибок или сокрытие слабостей, они уже провели самооценку, чтобы понять, кто они есть, а кто нет.

Хорошая новость заключается в том, что самосознание можно развить. Если у вас его нет, вы можете вырастить его с помощью своего MAP и отзывов других людей.

Если у вас есть самосознание, это прекрасно. Мы призываем вас продолжать расти и ставить цели личного развития на рабочем месте. Продолжайте узнавать о себе, чтобы вы могли быть более эффективными в качестве сотрудника, руководителя и любой другой роли, которую вы выполняете до конца своей жизни.

Заключение

Самоосознание — это быть честным с самим собой в отношении того, кто вы есть. Эта честность делает вас более реальным и искренним человеком. Если вы будете говорить себе что-то кроме правды, вы никогда не будете счастливы. Как пишет доктор Генри Клауд в Целостность , «Реальность всегда твой друг». Вы должны говорить себе, как обстоят дела на самом деле, а не так, как вы хотите, чтобы они были.

Если вы слишком много внимания уделяете себе, вам не хватает самосознания. По-настоящему осознающий себя человек понимает, что ему или ей нужны другие, чтобы добиться успеха, и ценит их вклад. Этот тип людей достаточно уверен в себе, чтобы уважать себя, а также уважать других как уникальных, способных и ценных.

Какого из этих четырех показателей самосознания, по вашему мнению, больше всего не хватает на рабочем месте?

Если мы определим Самосознание как определяющее свойство Человеческих существ, что может быть исключением из этого? а. Слепые люди б. Аутичный ребенок в. Кома пациента д. Практические вопросы NEET для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, вопросы MCQ, вопросы прошлого года (PYQ), вопросы NCERT, банк вопросов, вопросы классов 11 и 12 и решение в формате PDF с ответами 6