Свойства самосознания: Самосознание — Психологос

Содержание

Технологии формирования профессионального самосознания студентов помогающих профессий

Библиографическое описание:

Эннс, Е. А. Технологии формирования профессионального самосознания студентов помогающих профессий / Е. А. Эннс. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1128/ (дата обращения: 03.02.2023).

Становление целостного профессионального самосознания будущего специалиста особенно важно для профессий так называемого помогающего типа, где инструментом осуществления профессиональных функций является личность субъекта труда. Теоретический анализ психологического содержания помогающих профессий, проведенный Милаковой В.В [8], показал, что данная группа профессий обладает следующими особенностями: в профессиональной деятельности преобладают субъект-субъектные взаимодействия, процессы преобразования мира человеческих отношений, в связи с чем, она становится максимально личностной; предметом деятельности является группа или отдельный человек; средством – сам человек, его психические или личностные свойства; условия профессиональной деятельности связаны с повышенной моральной ответственностью.

Все эти особенности профессиональной деятельности должны быть основанием для формирования профессионального самосознания студентов овладевающих помогающими профессиями.

Понятие профессионального самосознания опирается на понимание феномена самосознания личности в отечественной психологии. С.Л. Рубинштейн [9] охарактеризовал его как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В. С. Мерлин [7] определял самосознание как свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности, обладающим специфическими и социально-нравственными характеристиками. Большинство отечественных психологов (И.С. Кон, М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.) под самосознанием понимают сложный, интегральный процесс, в структуре которого содержатся взаимодействующие и взаимопроникающие друг в друга процессы: самопознание, самоотношение и саморегуляция [3].

В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию – содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание – это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность [4]. Большинство отечественных исследователей (Е.М. Васильева; В.Н. Козиев; Л.М. Митина) и некоторые зарубежные психологи (Т. Макклапаред, М. Кун) предполагают, что профессиональное самосознание — это установка на себя в профессионально-трудовой сфере. И как любая установка, самосознание имеет когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуру (Я-понимание, Я-отношение, Я-поведение). Следовательно, ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются компоненты, которые характеризуют когнитивный, аффективный, поведенческий уровни и процессы профессиональной идентификации, как ключевые механизмы интеграции «профессионального Я» [3].

На основе сопоставления образа-Профессии с образом-Я у студента формируется профессиональный образ-Я и складывается осознание своей тождественности с избранной профессией, формируется положительное отношение к себе как субъекту настоящей учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности.

Высокий уровень развития профессионального самосознания характеризуется в когнитивном компоненте наличием знаний о своей профессиональной деятельности, представлений о себе в контексте данной деятельности, образ «Я-профессионал» интегрирован с «Я-концепцией». В аффективном компоненте – это положительное отношение к себе, адекватная профессиональная самооценка. Поведенческий компонент характеризуется наличием мотива к самоактуализации, стремлением к саморазвитию. Выполняя функции детерминации и регуляции профессиональной деятельности, конструирования и саморазвития, а так же самоконтроля личности, профессиональное самосознание выступает движущей силой профессионального развития студента.

Движущей силой развития профессионального самосознания является интериоризированное и актуализированное личностью противоречие между достигнутыми и желаемыми «Я-образами». Данное противоречие в позитивном варианте развития профессионала начинает преодолеваться через механизмы самоанализа, обратной связи и рефлексии с помощью самооценки личности. Целью психологического сопровождения студентов является формирование и развитие «Я-образов» специалиста именно помогающих профессий: знание и отношение к себе в системах личностного развития, взаимоотношений с субъектами профессионального взаимодействия и профессиональной деятельности.

Новые чувства и мотивы личности, возникающие в процессе сопровождения профессионального развития специалиста помогающей профессии, «приводят к интериоризации данной роли с ее когнитивными, эмоциональными и конативными компонентами, и человек вскоре начинает видеть себя и относиться к себе как к носителю данных характеристик» [10, с.

287].

Кораблина Е. П. рассматривает следующие противоречия, заключенные во всех видах помогающей деятельности личности:

• между профессионально предписанными функциями специалиста - врача, педагога, психолога, социального работника — и неформальными психологическими аспектами помощи, взаимодействия между людьми;

• между признанием того, что личность является субъектом своей собственной жизни, и влиянием на нее помогающего субъекта посредством внешнего воздействия;

• между тем, что, с одной стороны, помогающий в процессе работы отдает часть своей энергии при взаимодействии с людьми, применяя свои знания, проявляя сочувствие, сопереживание (эмпатию), любовь, доброту, мужество, альтруизм, испытывая эмоциональное «выгорание», с другой стороны, он способствует своему личностному росту и приобретению определенных выгод (признание, власть, доминирование).

Помогающим специалистам необходима поддержка в решении профессиональных и личностных проблем. Как отмечает Н. В. Гришина, «…потенциально помогающие профессии дают хорошую возможность самоактуализации за счет сильного эмоционального вовлечения в деятельность, что является важным элементом самоактуализации…», поскольку «…выгорание — это плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные ожидания» [5].

Таким образом, становится важным совершенствование подготовки, психологической поддержки, выражающейся именно в сопровождении развития профессионального самосознания и профессиональной идентичности студентов помогающих профессий, обеспечивающей их устойчивую психологическую готовность к работе. Гармонично развитое, непротиворечивое профессиональное самосознание, сформированная профессиональная идентичность позволяют специалисту быть успешным в профессии и чувствовать полноту самореализации, зрело разрешать объективные противоречия, создавая условия для собственного личностного и профессионального роста.

К психологическим условиям развития профессионального самосознания и профессиональной идентичности относятся:

1. Профессионально-ориентированная информационно-насыщенная образовательная среда.

2. Активное взаимодействие с носителями профессиональных норм, ценностей и моделей поведения в учебном процессе и при прохождении практик.

3. Укрепление субъектной позиции в учебной и профессиональной деятельности.

4. Повышение субъективной значимости профессии, эмоционально-положительное отношение к профессии и к себе в профессии.

5. Ранее включение в процесс профессиональной деятельности и общения.

6. Актуализация внутренних психологических механизмов (рефлексия, идентификация) методами психологического воздействия.

Комплексной технологией обеспечения профессионального развития является технология психологического сопровождения, основанная на единстве четырех фун­кций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на эта­пе реализации плана решения [4].

Среди личностно ориентированных технологий формирования профессионального самосознания, таких как развивающая диагностика, мониторинг социально-профессионального развития, психологическое консультирование и т.д., можно выделить особо технологию психологического тренинга как средство развития самосознания в полисубъектном взаимодействии [1].

Основной задачей тренинга профессионального самосознания является развитие всех подструктур профессионального самосознания – когнитивной (уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего Я-образа как личности и профессионала), аффективной (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческой (закрепление собственной Я-концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции) [2].

В связи с этим в настоящее время актуальна разработка комплексной программы психологического сопровождения становления профессиональной идентичности и профессионального самосознания будущих специалистов помогающих профессий.

Для реализации данной программы нами разработана процессуальная модель развития профессионального самосознания и профессиональной идентичности, а на ее основе — алгоритм психологического сопровождения профессионального становления студентов помогающих профессий с использованием технологии тренинга профессионального самосознания.

Литература:
  1. Вачков И.В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии. Автореф. дисс… докт. психол. наук. М.: 2002. -19 с.

  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М: Издательство «Ось-89», 1999.

  3. Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2000.

  4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2003 г. Стр.252.

  5. Кораблина Е.П. Теоретические и прикладные аспекты помогающей деятельности. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. — СПб., 2003. — N 3(6): Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). — С.104-114.

  6. Матвеева Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов: дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2004.

  7. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.

  8. Милакова В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007.

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т2. М.: Педагогика, 1989. 322 с.

  10. Сластенин В.А. Сластёнин. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. – 488 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, положительное отношение, психологическое сопровождение, самосознание.

Феномен

профессиональной самоидентификации

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение.

Идентичность как предмет психологического исследования

идентичность, профессиональная идентичность, личностная идентичность, профессиональное развитие, психология, проблема идентичности, профессиональное самосознание, личностный рост.

Профессиональная идентичность как основной элемент. ..

Ключевые слова: профессия, профессиональная идентичность, идентификация, самоопределение, Я-концепция, профессиональный жизненный план, самосознание, профессиональная пригодность, готовность.

Социально-

психологический тренинг как эффективный метод…

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение.

Понятие

профессионального самосознания в психологической

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, Митино, профессиональная среда, профессиональная компетентность, профессиональная группа, поведенческий компонент. ..

Психологическая культура как условие развития…

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение.

К проблеме формирования

профессионального самосознания

Формирование профессионального самосознания личности будущих специалистов в процессе их учебно-профессиональной деятельности является одной из актуальных проблем психологии.

Развитие

профессионального самосознания студентов среднего. ..

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение.

Профессиональность мировоззрения как форма психосоциальной…

профессиональное самосознание, профессиональная деятельность, профессия, профессиональная идентичность, самосознание, психологическое сопровождение, положительное отношение.

Самосознание личности | Студент-Сервис

Каждому человеку известно, что он обладает сознанием, т. е. способностью осознавать окружающий мир и себя — или самоосознавать.

Сознавание себя как некой физической сущности, которая обладает формой и другими характеристиками и может становиться предметом самооценки и суждений других людей, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Оно развивается на основе физиологических ощущений и впечатлений, испытываемых организмом еще на самых ранних стадиях его существования.

Самосознание личности — это совокупность ее представлений о себе, выражающая в Я-концепции, и оценка личностью этих представлений — самооценка. С точки зрения психологического анализа самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование — понятие Я, собственной индивидуальности. «Объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности» — пишет В. С. Мерлин.

С. Л. Рубинштейн в работе «Сознание и его границы» (1989) пишет, что самосознание ребенка — это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности. Он выделяет несколько последовательных моментов становления самосознания в онтогенезе: овладение собственным телом, возникновение произвольных движений, самостоятельное передвижение и самообслуживание. Самосознание ребенка с раннего возраста развивается в плане постижения своего Я в прошлом, настоящем и будущем. Некоторые авторы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, М. Кун) считают, что самосознание появляется лишь в подростковом возрасте.

Считается, что одним из первых к исследованию самосознания подростка обратился Л. С. Выготский. Самосознание подростка он рассматривает не только как феномен его личности и сознания, а как особый временной момент развития личности — от самопознания к самоотношению и саморегуляции.

В процессе развития личности самосознание все более усложняется, и по мере увеличения числа образов формируется интегрированный, глубокий и адекватный образ собственного Я. Р. Лэнг пишет, что самосознание включает в себя осознание себя самим собой и осознание себя как объекта наблюдения кого-то другого. Самосознание развивается по мере того как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя из мира других людей. В общей структуре личности самосознание выступает как сложное интегративное свойство ее психической деятельности. С одной стороны, оно как бы фиксирует итог психического развития личности на определенных этапах, а с другой — выступает в качестве внутреннего регулятора поведения. Самосознание влияет на дальнейшее развитие личности и, являясь одним из необходимых внутренних условий непрерывности этого процесса, устанавливает равновесие между внешним влиянием, внутренним состоянием личности и формами ее поведения.

По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность «рождается дважды»; обратимся ко «второму рождению личности» а именно к самосознанию. Самосознание можно определить как отношение личности к себе, что тесным образом связано со стремлением усовершенствовать себя. Отсюда вытекают следующие функции самосознания: познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.

Особый интерес представляет работа В. В. Столина о структуре самосознания личности. В качестве «единицы самосознания», по его мнению, выступает смысл Я, который содержит когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Общая логика рассуждений Столина сводится к тому, что множественность деятельностей приводит к множественности смыслов Я, пересечение деятельностей — к поступкам, поступки — к конфликтным смыслам Я, конфликтный смысл Я, в свою очередь, дает ход развитию и дальнейшей работе самосознания.

Традиционно самосознание как вершина человеческой психики включает следующие три тесно взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль (или саморегуляцию), самосовершенствование.

Самопознание, в свою очередь, складывается из самонаблюдения и самооценки. Наиболее полно временная динамика самосознания проявляется в самооценке — одном из ключевых личностных образований самосознания.

В процессе формирования самосознания, как отмечает Б. И. Додонов, особой интенсивности и глубины достигает эмоционально-ценностное отношение человека к себе. Многообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время в разных ситуациях жизни, образуют эмоциональный «фонд» самосознания. Это составляет основу самооценки, процесс становления которой не имеет предела во времени. Самооценка определяет и направляет весь процесс саморегулирования. Результат этого процесса прямо соотнесен с адекватностью, устойчивостью и глубиной самооценки, динамикой ее развития.

Интересной представляется предложенная (в результате анализа различных точек зрения на структуру личности и ее самосознания) одной из последовательниц школы Д. Н. Узнадзе, А. А. Налчаджян, следующая обобщенная схема:

  • Я, центр личности и ее самосознания, причем ее структура находится на сознательно-подсознательном уровне;
  • Я-концепция или самосознание — это общая структура самосознания;
  • ситуативные или оперативные Я-образы;
  • свойства личности (черты характера, способности и т. п.).

Вся структура центрирована вокруг Я. Познавательные процессы составляют отдельный «блок» психики. Центральное Я личности через устойчивые структуры Я-концепции управляет этими процессами, регулирует их, направляет на познание себя и окружающего мира. Другие «блоки» — чувства и установки, программы действий, умения и навыки. Активность самосознания личности выражается в виде ситуативных Я-образов, «окружающих» центральное Я и его Я-концепцию.

Относительно самосознания А. А. Налчаджян пишет, что в его структуре можно выделить несколько разновидностей элементов:

  • элементы самосознания, относящиеся к схеме тела личности;
  • элементы настоящего (реального) Я;
  • элементы идеального Я и др.

Таким образом, мы видим, что проблема самосознания в современной психологической науке рассматривалась с разных позиций. Общим для всех них является выделение самосознания в отдельную область при изучении личности, а также очевидность того факта, что самосознание является необходимым условием существования личности.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в структуре самосознания личности развиваются и функционируют три образования: образ себя, самооценка и самоотношение. Учитывая, что незавершенность учения о личности очевидна, рассмотрим далее краткую историю развития идей о личности.

Если мы определим Самосознание как определяющее свойство Человеческих существ, что может быть исключением из этого? а. Слепые люди б. Аутичный ребенок в. Кома пациента д. Практические вопросы NEET для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, вопросы MCQ, вопросы прошлого года (PYQ), вопросы NCERT, банк вопросов, вопросы классов 11 и 12 и решение в формате PDF с ответами