Свойства темперамента в психологии таблица: 21.4. Свойства темперамента | Вестишки.ру

Свойства темперамента

Свойства темперамента – это наиболее устойчивые, врожденные особенности психики, определяющие динамику психической деятельности в различных ее сферах.

Принято выделять следующие основные свойства темперамента:

  1. Сензитивность – определяется наименьшей силой внешнего воздействия, необходимого для возникновения какой-либо психической реакции и скоростью возникновения этой реакции.

  2. Активность – степень интенсивности воздействий человека на окружающий мир и энергичности в преодолении препятствий на пути к поставленным целям (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания при длительной работе и т.д.).

  3. Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние стимулы одинаковой величины (от резкого звука до агрессивного или обидного вербального обращения).

  4. Пластичность/ригидность – диада противоположных свойств, определяющих легкость и гибкость приспособления человека к меняющимся условиям, или, наоборот, инертность его поведения.

  5. Темп реакций – характеристика скорости реагирования на внешние воздействия и протекания различных психических процессов (скорость движения, запоминание, выполнение интеллектуальных операций и т.п.).

  6. Интроверсия/экстраверсия – диада противоположных свойств, определяющих преимущественную обусловленность реакций и поведения человека либо представлениями, образами и мыслями, связанными с прошлым или возможным будущим (интроверт), либо актуальными впечатлениями внешнего мира (экстраверт). Характеризуются также как два типа направленности психической активности: во внутриличностную сферу и вовне.

  7. Эмоциональная возбудимость –

    определяется наименьшей интенсивностью воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, а также скоростью возникновения этой реакции.

Английский философ и психолог Д.Юм заметил, что счастлив тот, кто живет в условиях, соответствующих его темпераменту, а совершенен тот, кто умеет приспосабливать свой темперамент к любым условиям. Знание типа темперамента человека дает возможность предвидеть с определенной вероятностью его реакции в ситуациях повседневной жизни и выбрать оптимальный стиль своего поведения.

Каждый темперамент имеет и сильные, и слабые стороны. Но об этом можно говорить с большой степенью условности, так как проявление какой-либо стороны зависит от черт характера, воспитанности и уровня культуры индивида, а также от конкретной текущей ситуации. Поскольку свойства темперамента устойчивы и за время жизни изменяются крайне слабо, то продуктивное взаимодействие с человеком предполагает учет всех свойств его темперамента.

Темперамент не определяет ни потенциальных способностей индивида, ни содержания деятельности и поведения человека. Перед талантом, способностью к обучению «равны» все темпераменты. Но темперамент образует почву для более интенсивного приобретения тех или иных знаний, умений и навыков.

Так, например, индивиды с сильным типом ВНД (по И.П.Павлову):

  • обладают более высокой способностью к концентрации внимания;

  • более выносливы к динамической работе максимальной интенсивности;

  • эффективнее работают в условиях высокого психического напряжения, создаваемого факторами ответственности за результаты и опасности для жизни;

  • более устойчивы к состояниям фрустрации, стрессу;

  • склонны к авторитарным стилям руководства людьми;

  • принимают более взвешенные решения в аварийных ситуациях.

Индивиды со слабым ВНД:

  • имеют лучшие показатели переключаемости внимания;

  • более выносливы к состоянию монотонии при выполнении однообразной работы;

  • склонны к более основательным подготовительным действиям, предшествующим выполнению работы;

  • проявляют растерянность в экстремальных ситуациях.

Исследователей постоянно интересовал вопрос о влиянии темперамента на эффективность деятельности. Исследования и наблюдения показали, что особенности темперамента прежде всего, влияют на выбор способа деятельности, а не на ее эффективность. Наибольшей эффективности в любой деятельности вне зависимости от темперамента добиваются люди, у которых приемы, стиль работы соответствует их индивидуальным особенностям, т.е.

темперамент обуславливает индивидуальный стиль деятельности.

Наиболее общепризнанными признаками индивидуального стиля деятельности можно считать:

  • устойчивость системы приемов и способов деятельности;

  • обусловленность этой системы определенными личными качествами;

  • эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

Исследование индивидуального стиля деятельности показало, что он не возникает у человека сам собой, стихийно, а вырабатывается в ходе активного поиска приемов и способов, которые позволяют человеку применительно к своему темпераменту добиваться лучших результатов.

В условиях совместной деятельности людей свойства их темперамента оказывают более существенное влияние на конечный результат, нежели когда каждый из них работает индивидуально. При этом обнаруживается более или менее благоприятные для выполнения данной деятельности сочетания разных типов темперамента. Например, деятельность холерика оказывается более эффективной, если его партнером является флегматик или меланхолик, а не сангвиник и тем более холерик.

Поэтому при организации совместной деятельности следует учитывать типы темперамента. При этом следует помнить, что при любом типе нервной системы, т.е. при наличии любого темперамента, можно воспитать, выработать все общественно положительные черты личности и формы поведения (характер).

В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент. Во-первых, это невыполнимая задача, так как процесс изменения типологических свойств нервной системы протекает очень медленно. Во-вторых, нет плохих или хороших типов высшей нервной деятельности. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям типа нервной деятельности, а также в помощи выработке индивидуального стиля деятельности.

Взаимосвязь темперамента, психологических защит и совладания со стрессом //Психологическая газета

Как известно термин «темперамент» (от лат. peramentum) в переводе с латинского обозначает «устойчивая смесь, соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις — «слияние, смешивание») ввели врачи античности Гиппократ и

Гален [3]. Темперамент — это базовая, устойчивая характеристика личности человека. Выделяют три основных параметра темперамента: величина энергетического потенциала человека, скорость реакции и эмоциональный фон [2–4]. Эмоции являются мощным импульсом для решения проблем. В зависимости от темперамента меняется энергетический потенциал: у флегматиков он достаточно мощный и постоянный, у холериков — мощный, но быстро истощающийся, у меланхоликов — маломощный и неустойчивый, а у сангвиников лишь эпизодически проявляется на высоком уровне под влиянием благоприятных условий [3, 6, 9].

Темперамент — врождённый биологический фундамент, на котором формируется личность. Предельный темп и скорость реакции, темп усвоения перемен, инерционность принятия решений и ритм пульсаций — динамические аспекты поведения, определяющиеся темпераментом [3, 6, 9, 10].

Темперамент человека определяет также, насколько легко возникает эмоциональное возбуждение, какой интенсивности оно будет, какой фон настроения будет преобладать и насколько легко он может измениться [2–4, 10].

Таким образом, темперамент можно представить как систему ограничений, некие рамки, внутри которых идет развитие индивидуальности. Всё это является предопределяющим фактором работоспособности, реагирования на кризисные ситуации. Врождённые особенности темперамента несколько нивелируются за счёт развития и обучения, а также под влиянием культурных традиций. Чем значимее для человека его соответствие социальным и этическим нормам, тем существеннее будет данное сглаживание.

Под влиянием воспитания и образования проявления рефлекторного поведения в нормальных условиях будут пристойны. Однако в условиях кризисной ситуации, в напряженном, взволнованном состоянии, возрастает тенденция к врождённым формам поведения, а вероятность использования нестандартных подходов к проблеме падает. То есть врождённые формы реагирования могут вновь проявиться под влиянием экстремальных условий, так как не требуют большого количества энергетических затрат и сложности регулирования. Внутренняя перегрузка, выходящая за рамки адекватного поведения, способна смыть культурные наносы.

Л.С. Выготский [2] считал темперамент предпосылкой, а характер — конечным результатом воспитательного процесса. Он отмечал, что если в спокойных условиях темперамент предоставляет личности достаточно широкие границы скорости возможных реакций, то в ситуациях тревоги и страха его влияние на способ и эффективность деятельности усиливается, поскольку такие условия способствуют осыпанию «шелухи» воспитания и обнажают врождённый остов.
При этом стоит заметить, что ощущение внутриличностной перегрузки человека может быть следствием несовместимости и избыточного количества семейных и профессиональных ролей, исполняемых им [3, 8, 11]. Для каждого человека есть определённая совокупность таких ролей, зависящих от обстоятельств, темперамента и возраста. Довольно часто между родителем и ребёнком с разными темпераментами возникают конфликты из-за взаимного непонимания [2–4, 6, 9]. Например, быстрая и взрывная мать холерического темперамента не понимает замедленную дочь-флегматика. Реакция на стрессовые ситуации у людей с разными типами темперамента и формы психологических защит представлены в таблице 1.

Если человек будет осознавать особенности собственного темперамента, то в дальнейшем это поможет ему совладать с собой и не потерять контроль над своим поведением.

Перегрузки провоцируют стресс, увеличивают вероятность того, что человек не справится с обстоятельствами [7]. Усугубить данную ситуацию может повышенное ощущение риска. Лица с разными типами темперамента будут ощущать его в разной мере. Не всех чувство риска приводит к перегрузкам и нарушению поведения. Холерики и сангвиники работают даже лучше в ситуации форс-мажора, а флегматики и меланхолики действуют продуктивнее в условиях, когда направление поиска решения уже заранее определено или имеет место чёткая, формализованная и стабильная структура производственного процесса. Ещё одна особенность, различающаяся у людей с разными типами темперамента, — устойчивость, обеспечивающая работоспособность, — представлена в таблице 2.

Врожденная лабильность, подвижность психических процессов у лиц с разными типами темперамента накладывает свою печать на их прогностические возможности [3, 10, 11]. У выраженного холерика время, используемое для анализа событий, короткое, что, естественно, подкрепляет его тактические возможности и снижает стратегические. Поэтому в случае, когда только анализ длительных временных интервалов ведёт к оптимальному решению, холерики малопродуктивны и, чувствуя это, проявляют агрессию и взрывной негативизм («Кому все это надо!»). Зато у флегматиков оптимальное время анализа существенно больше, что способствует стратегическим решениям. Вместе с тем их медлительность, невозмутимое спокойствие и осмотрительность не позволяют им оперативно оценивать как обстановку, так и собственные действия. В случае необходимости принятия решения у них сразу же формируется внутренний протест («Так серьезные дела не делаются!»).

Обсуждая влияние темперамента на особенности защиты и совладания, надо принять во внимание и деформирующее влияние возраста [8]. У подростков и юношей жизненный тонус высок и скорость реакции максимальна. Поэтому, с одной стороны, может сложиться ошибочное впечатление, что среди молодых больше холериков и сангвиников, чем среди пожилых людей. С другой стороны, при всех формах темперамента в зрелом возрасте скорость обменных процессов замедляется и, соответственно, скорость реагирования сдвигается от холеристических к флегматическим показателям.

Возраст по-разному влияет на лиц разного темперамента [9]. Сангвиники плохо ощущают скоротечность времени, но в среднем возрасте могут обнаружить, что в их жизни осталось мало целей, к которым стоило бы стремиться. Осознавая, что им не суждено быть вечно молодыми, начинают думать, как жить дальше. Флегматики все больше стремятся к собственной значимости — титулам и званиям, то есть ко всему, что гарантирует уверенность, прочность, престиж, поэтому в зрелости не чураются интриг, это отличает их от меланхоликов, которые для этого слишком чувствительны, от холериков, негибких и излишне прямых, и от сангвиников, которым это неинтересно. Достижения одинаковой продуктивности в своей деятельности у лиц с разными типами темперамента, обеспечивается разными психическими затратами. У людей чьи свойства темперамента будут адекватны параметрам задачи, затраты будут минимальны [3, 12]. В противном случае неправильно поставленная задача потребует чрезмерного количества сил и приведёт к быстрому утомлению и даже истощению.

Именно с этих позиций в таблицах 3–6 представлены особенности эмоций, общения, самооценки и поведения в критических ситуациях у лиц с разными видами темперамента

В современной психологической науке [1, 3-6, 8, 11, 12] выделяют следующие основные стратегии преодоления стресса (копинг-стратегии) (рис. 1)

В работах современных психологов [4] приведено большое количество стратегий совладания со стрессом. Основные копинг-стратегии совладания со стрессом приведены на рис. 2.

Преодоление стрессовых ситуаций обеспечивается мобилизацией личных ресурсов, которые проявляются в определенных стратегиях и когнитивных действиях. Характер этих стратегий в значительной степени зависит от особенностей личности, жизненного опыта, а также психологических факторов, которые определяют индивидуальное своеобразие процессов преодоления и совладания. При этом, во-первых, высока значимость свойств темперамента личности в выборе тех или иных стратегий совладания и психологических защит. Во-вторых, существует тесная взаимосвязь между теми личностными конструктами, включая темперамент, с помощью которых возникает определенная реакция на стрессовую ситуацию, и тем, какую стратегию поведения при стрессе человек выберет.

  1. Алексанин С. С., Евдокимов В.И., Рыбников В.Ю. Подготовка отечественных научных журналов и статей для международных баз данных // Медикобиологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2013. – № 3. – С. 87–94.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл: Эксмо, 2005. – 1129 с.
  3. Грановская Р.М. Психологическая защита. – СПб.: Речь, 2007. – 476 с.
  4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000. – 655 с.
  5. Евдокимов В.И., Рыбников В.Ю., Зотова А.В. Анализ диссертационных исследований по специальности 19.00.04 – «медицинская психология» (1980- 2011): монография. – СПб.: Политехника-сервис, 2012. – 168 с.
  6. Маклаков А. Г. Общая психология. – М., СПб: изд. Питер, 2005. – 583 с.
  7. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / Собр. соч. в память В. Небылицина. – М.: Наука, 1976. – 275 с.
  8. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2006. – 507 с.
  9. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных различий. – М.: Наука, 1979. – 352 с.
  10. Русалов В.М., Трофимова И.Н. О представленности типов психической деятельности в различных моделях темперамента // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32, № 3. – С. 74–84.
  11. Рыбников В.Ю., Булыгина В.Г. Диагностические возможности теоретического конструкта «самоконтроль» // Российский психиатрический журнал. – 2015. – Т. 31. – С. 63–69.
  12. Хрусталева Н.С. Психология кризисных и экстремальных ситуаций. – СПб.: изд.-во СПбГУ, 2018. – 748 с.

Источник: Грановская Р.М., Рыбников В.Ю., Змановская Е.В., Ашанина Е.Н., Хрусталева Н.С., Савельева М.В. Взаимосвязь темперамента, психологических защит и совладания со стрессом // Вестник психотерапии. 2018. № 68 (73). С. 83-99.

Психометрические свойства — IResearchNet

Оценка человеческих характеристик, таких как достижения, способности, мастерство, отношение, убеждения или другая конструкция, обычно осуществляется посредством проведения теста, который сам по себе часто тщательно разрабатывается и проводится по стандартизированным протоколам. Экзаменуемые и другие пользователи теста обычно интересуются только результатами, полученными администрацией теста; как правило, они не приспособлены к характеристикам или техническим особенностям самого инструмента. Тем не менее, многие люди, использующие результаты тестов, осознают, что полезность и уместность интерпретации тестовых результатов являются прямым результатом внутренних характеристик теста. Внутренние атрибуты теста технически называются его психометрическими свойствами. Психометрические свойства — это характеристики тестов и других показателей человеческих характеристик, которые идентифицируют и описывают атрибуты инструмента, такие как его надежность или пригодность для использования в конкретных обстоятельствах.

Чаще всего психометрические свойства предоставляют информацию о пригодности, значимости и полезности теста, другими словами, о его достоверности. В качестве иллюстрации предположим, что тест рекламируется как мера, полезная для диагностики расстройства личности, такого как шизофрения. Психометрические свойства теста предоставляют создателям тестов и пользователям доказательства того, что инструмент работает так, как показано.

Хотя существует множество психометрических свойств для описания технических качеств тестов, они не включены в удобный окончательный список. Вместо этого всякий раз, когда конкретная характеристика теста описывается с точки зрения научных стандартов (т. Е. Не просто упоминается в непринужденной беседе), ее можно рассматривать как психометрическое свойство. Таким образом, в самом общем виде психометрическое свойство как научный термин относится к некоторому существенному атрибуту теста.

Психометрические свойства фокусируются на определенных характеристиках теста. Некоторые свойства свидетельствуют о качестве инструмента в целом, тогда как другие свидетельствуют о его составных частях, его частях или даже отдельных его элементах. Например, при просмотре всего теста психометрическое свойство может указать, измеряет ли инструмент один конструкт или несколько. Атрибут теста, измеряющий только одно измерение — или более одного измерения, если это так, — является психометрическим свойством всего инструмента. Еще одно психометрическое свойство всего теста может указывать на то, одинаково ли хорошо инструмент оценивает целевой конструкт для женщин и мужчин. Это психометрическое свойство полового (или гендерного) равенства. Другие психометрические свойства свидетельствуют о том, последовательно ли тест измеряет конструкт (т. е. надежность). Эти примеры иллюстрируют некоторые общие психометрические свойства всего теста: его размерность, равенство и надежность.

Психометрические свойства также существуют для отдельных тестовых вопросов (т. е. элементов). Показатели сложности конкретного тестового задания, его способность различать людей, имеющих различное количество измеряемого конструкта (т.

Еще одна особенность психометрических свойств заключается в том, что они обычно — но не исключительно — выражаются количественно. Часто для передачи свойства дается индекс, коэффициент или какая-либо другая числовая величина. Например, многие студенты и специалисты знакомы с коэффициентом надежности. Коэффициент надежности является числовым значением. «Надежность» является психометрической характеристикой теста, но выражается в виде количественного значения. Точно так же и большинство других психометрических свойств обозначаются цифрами. Однако количественное значение не всегда является лучшим средством передачи того или иного психометрического свойства. Валидность, например, представляет собой сложное явление, которое нельзя осмысленно свести к одному показателю или значению. Валидность является всеобъемлющим психометрическим свойством, но для описания валидности теста необходимо тщательное обсуждение, обобщающее обширный набор доказательств.

Важно изучить и изучить психометрические свойства теста по двум причинам. Во-первых, эта информация необходима для построения надежного теста. Специалисты по психометрии и другие специалисты, разрабатывающие тесты, должны оценить и описать, как работает тест, чтобы его можно было построить с заданным уровнем качества. Во-вторых, знание психометрических свойств теста свидетельствует о том, что информация, полученная с помощью инструмента, может служить надежной основой для принятия решений. Психологи, консультанты, педагоги, политический персонал и многие другие часто основывают свои решения, по крайней мере частично, на информации, полученной в ходе тестов. Доказательства, поддерживающие такие решения, обнаруживаются в психометрических свойствах теста. Без знания того, насколько хорошо работает тест, интерпретация сомнительна.

Отличие психометрических свойств от статистики

Психометрические свойства сами по себе не являются статистикой, но обычно представлены количественными значениями. Эти значения часто рассчитываются с использованием статистических процедур. Например, рассмотрите более внимательно понятие надежности, которое относится к согласованности измерений. Надежность показывает, можно ли получить непротиворечивую информацию, если применить процедуру тестирования к группе людей или групп несколько раз. Представление о том, насколько последовательно тест работает при нескольких администрациях, является психометрическим свойством теста. Статистическая процедура используется для расчета коэффициента надежности или индекса надежности.

Кроме того, многие психометрические свойства не могут быть выражены через одно значение, например коэффициент или индекс. Многие важные свойства тестов являются широкими понятиями, такими как их факторная структура. Раскопки информации о факторной структуре теста обычно требуют плана исследования (часто сложного плана), а информация о факторной структуре теста не может быть передана одним значением. Таким образом, статистика используется для расчета значений, позволяющих сделать краткое и последовательное утверждение о психометрическом свойстве, но статистика не представляет психометрического свойства. Вместо этого концепция (например, факторная структура теста) является психометрическим свойством.

Валидность теста и психометрические свойства

В самом общем смысле все психометрические свойства являются показателями валидности теста. Валидность относится к степени, в которой фактические данные и теория поддерживают интерпретацию тестовых результатов. Один из способов осмыслить валидность — представить, как результаты теста предоставляют информацию, полезную, уместную и значимую для конкретного решения. Решение, основанное на подтвержденных доказательствах, является действительным, и тест считается действительным для этого конкретного решения. Все психометрические свойства предоставляют информацию (прямо или косвенно), которая указывает на полезность теста для интерпретаций, и, следовательно, все психометрические свойства предоставляют информацию о достоверности теста.

Типы психометрических свойств

В таблице 1 перечислены некоторые распространенные психометрические свойства тестов. Обратите внимание, что в таблице представлены как статистические данные по предметам, так и статистические данные по тестам — две упомянутые выше категории психометрических свойств. В разделе «Статистика предмета» список включает несколько индикаторов психометрических свойств, включая сложность предмета, различение предмета и статистику соответствия предмета. Каждая из этих характеристик тестовых заданий является психометрическим свойством, и каждая из них может быть выражена несколькими способами. Сложность задания, например, может быть значением p, статистикой соответствия теории ответа на задание (IRT) или другим индексом, не показанным в таблице 1. Значение p представляет собой долю (процент) испытуемых, которые правильно ответили на задание на заданном уровне. повод. Статистика соответствия IRT указывает на уместность вопроса для экзаменуемого, когда экзаменатор желает провести только те вопросы, которые теоретически подходят для общих способностей каждого экзаменуемого в отношении оцениваемого навыка. Задания, которые слишком сложны или слишком просты для испытуемого, лучше опускать, потому что они, скорее всего, дают мало информации, кроме той, которую можно получить, представляя только те задания, которые соответствуют способностям испытуемого. Как показано в таблице 1, для большинства психометрических свойств доступны различные числовые значения, каждое из которых имеет уникальное значение.

В таблице 1 также указан ряд свойств (например, центральность, дисперсия, распределение и надежность), относящихся ко всем тестам (см. столбец «Статистика тестов»).

Опять же, каждое психометрическое свойство может иметь несколько выражений. Психометрическое свойство центральности предоставляет информацию об относительном статусе популяции испытуемых по измеряемому конструкту. Например, можно ожидать, что популяция одаренных старшеклассников будет иметь относительно высокие среднее значение, медиану, моду и сумму, а также относительно низкую стандартную ошибку среднего значения в тесте, предназначенном для измерения готовности к поступлению в колледж. Таким образом, применение этого теста к выборке одаренных старшеклассников дает возможность определить, дает ли тест разумные результаты.

Свойство дисперсии почти противоположно центральности в тестах. Дисперсия показывает, насколько изменчивы испытуемые по оцениваемому признаку. Неоднородная (т. е. сильно изменчивая) группа получит широкий набор баллов; однородная (т. е. очень похожая) группа испытуемых получит баллы, отличающиеся лишь на небольшую величину.

Психометрическое свойство распределения относится к распределению баллов относительно нормально распределенной совокупности. В нормальной популяции распределение баллов вокруг медианы симметрично. Это означает, что каждая половина распределения очков является зеркальным отражением другой половины распределения. На графике нормальное распределение дает колоколообразную кривую, свидетельствующую о нулевом перекосе. Когда оценки несимметричны, распределение будет либо смещено в положительную сторону (т. е. будет иметь слишком много низких оценок), либо в отрицательную асимметрию (т. е. будет иметь слишком много высоких оценок). Эксцесс указывает на остроконечный характер распределения. Когда популяция симметрична, количество высоких и низких оценок соответствует ожидаемому количеству, а пик (т. Е. Эксцесс) равен нулю. Распределения с высоким пиком имеют меньше высоких и низких оценок, чем ожидалось, а значение эксцесса больше нуля. Распределения с низким пиком имеют больше высоких и низких оценок, чем ожидалось, и отрицательное значение эксцесса. Надежность уже обсуждалась.

Психометрические свойства часто отображаются в графической форме, когда точные значения менее важны, чем передача смысла свойств. На рис. 1 показан пример графика Q-Q, иллюстрирующий психометрическое свойство нормальности в тесте по математике. Нормальность — это еще один тип выражения нормальных значений, поясняемый в таблице 1. В основе графика лежит диапазон баллов по тесту (т. е. от менее 200 до более 400 на рис. 1). Эти наблюдаемые значения нанесены на график относительно остаточного значения. Остаточное значение — это разница между наблюдаемым значением и значением, которое можно было бы ожидать, если бы популяция была совершенно нормальной. Таким образом, этот рисунок показывает, насколько наблюдаемые значения отклоняются от значений, которые имели бы место в нормальной популяции.

Чтобы интерпретировать нормальность на графике Q-Q, обратите внимание на то, как тестовые значения (обозначенные кружками) выравниваются с линией регрессии около 45 градусов, идущей из нижнего левого угла в верхний правый. На этом рисунке видно, что испытуемые с низкими способностями (в левом нижнем углу рядом с начальной точкой линии регрессии) не распределены нормально. У большинства испытуемых остальные уровни способностей близки к нормальным. Однако у очень способных испытуемых наблюдается еще одно небольшое отклонение от нормы, показанное кружками, отклоняющимися от линии в правом верхнем углу. В работе по разработке тестов изучение свойства нормальности для группы испытуемых является обычной и чрезвычайно полезной процедурой. Как видно на рисунке 1, графическое отображение информации о психометрических свойствах часто обеспечивает четкую интерпретацию существенного момента, устраняя сложности, возникающие при подробном сообщении статистических значений.

Рисунок 1 График, иллюстрирующий психометрическое свойство нормальности

Рисунок 2 иллюстрирует более сложный график, который передает множество технической информации о тесте. Кривая на рис. 2 представляет собой образец ответов группы испытуемых на одно тестовое задание. Нижняя ось, известная как ось x или абсцисса, помечена как «Способность», и ее шкала симметрична относительно нуля. Другими словами, ноль по этой шкале — это средний уровень способностей группы испытуемых. Медиана является центральным значением; половина испытуемых набрала выше медианы, а половина — ниже медианы. Числовые значения слева и справа представляют собой стандартные отклонения от медианы. Испытуемые с -3,0 набрали очень низкие баллы по измеряемой способности, а те, у кого +3,0, набрали довольно высокие баллы по измеряемой способности. Вертикальная шкала слева, известная как ось Y или ордината, находится в диапазоне от 0,0 до 1,0. Этот параметр показывает вероятность того, что испытуемый с таким уровнем способностей даст правильный ответ на задание. Как видно, вероятность правильного ответа колеблется от 0% (0,0) до 100% (1,0). Изогнутая кривая для задания показывает, что люди с низкими способностями имеют очень низкую вероятность правильно ответить на задание. Однако по мере увеличения способности (движение слева направо по оси x) вероятность правильного ответа на задание соответственно возрастает.

Рисунок 2

Кривая характеристик предмета, показывающая отношение сложности предмета к различению предметов во всем диапазоне уровней способностей.

Источник : Остерлинд, С. Дж. (2006). Современные измерения: теория, принципы и приложения ментальной оценки. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.

Рисунок 2 также показывает, что рост не является идеально линейным. Если бы рост был совершенно линейным, линия трассировки товара проходила бы под углом 45 градусов. Вместо этого ленивая S-образная линия показывает, что на очень низких и очень высоких уровнях способностей кривая начинает сглаживаться. Это показывает, что люди из этих групп с низкими и высокими способностями имеют примерно одинаковую вероятность или правильно реагируют на задание. Таким образом, кривая сообщает пользователям, что элемент хорош для различения людей с разными уровнями способностей при условии, что они не попадают в группу с очень высокими или очень низкими способностями (т. ). Предмет не очень полезен для различения людей с самым низким и самым высоким уровнем способностей. Тем не менее, общий рисунок дает полезную иллюстрацию отображения составных и уточненных психометрических свойств тестов и их элементов.

Хотя рисунок 2 содержит больше психометрической информации, чем может быть удобно объяснено здесь, из этого рисунка следует понять, что психометрические свойства часто сложны и представляют сложные понятия, но иногда их можно представить ясно и просто с помощью графических дисплеев.

Оценка

Психологи используют тесты в исследованиях и на практике для измерения конструктов, которые трудно наблюдать (например, доброжелательность, потребность в познании и эмпатия). Баллы, полученные в результате теста, часто служат основой для принятия решений психологами. Из-за важности тестовых данных важно оценить психометрические свойства инструментов, которые используют психологи. Внутренние свойства инструментов, которые используют психологи, известны как их психометрические свойства. Оценка психометрических свойств инструмента позволяет психологам использовать инструмент с уверенностью в том, что он предоставит надежную, достоверную и значимую информацию, которую можно использовать при принятии решений.

Ссылки:

  1. Американская ассоциация исследований в области образования, Американская психологическая ассоциация, Национальный совет по измерению в образовании. (1999). Стандарты педагогического и психологического тестирования. Вашингтон, округ Колумбия: Американская ассоциация исследований в области образования.
  2. Бреннан, Р.Л. (ред.). (2006). Образовательное измерение (4-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Прегер.
  3. Эмбретсон, С.Э., и Риз, С.П. (2000). Теория отклика предметов для психологов. Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
  4. Хэмблтон, Р.К., Робин, Ф., и Син, Д. (2000). Модели ответов на вопросы для анализа данных образовательного и психологического теста. В HEA Tinsley & SD Brown (Eds.), Справочник по прикладной многомерной статистике и математическому моделированию (стр. 553-581). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
  5. Маркулидес, Джорджия (2000). Теория обобщаемости. В HEA Tinsley & SD Brown (Eds.), Справочник по прикладной многомерной статистике и математическому моделированию (стр. 527-551). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
  6. Остерлинд, С.Дж. (2006). Современные измерения: теория, принципы и приложения ментальной оценки. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.
  7. Рао, Ч.Р., и Синхарай, С. (ред.). (2007). Справочник по статистике, 26: Психометрия (Том 26). Оксфорд, Великобритания: Эльзевир.
  8. Торндайк, Р. М. (2005). Измерение и оценка в психологии и образовании (7-е изд.). Колумбус, Огайо: Меррилл.
  9. Тинсли, HEA (1992). Психометрическая теория и исследования психологии консультирования. В SD Brown & RW Lent (Eds.), Справочник по психологии консультирования (2-е изд., стр. 37-70). Нью-Йорк: Уайли.
  10. ван дер Линден, В.Дж., и Хэмблтон, Р.К. (ред.). (1997). Справочник по современной теории ответа на вопросы. Нью-Йорк: Спрингер.

См. также:

  • Консультативная психология
  • Оценка личности

15.11 Расстройства личности — психология 2e

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Опишите природу расстройств личности и чем они отличаются от других расстройств
  • Перечислить и провести различие между тремя группами расстройств личности
  • Определите основные черты пограничного расстройства личности и антисоциального расстройства личности, а также факторы, важные в этиологии обоих

Термин личность в широком смысле относится к устойчивому, последовательному и своеобразному способу мышления, чувствования, действия и отношения к миру. Люди с расстройствами личности демонстрируют стиль личности, который заметно отличается от ожиданий их культуры, является всеобъемлющим и негибким, начинается в подростковом или раннем взрослом возрасте и вызывает дистресс или ухудшение состояния (APA, 2013). Как правило, люди с этими расстройствами демонстрируют устойчивые стили личности, которые чрезвычайно беспокоят и часто создают проблемы для них самих и тех, с кем они вступают в контакт. Их неадекватные стили личности часто приводят их к конфликтам с другими, нарушают их способность развивать и поддерживать социальные отношения и мешают им достигать реалистичных жизненных целей.

DSM-5 распознает 10 расстройств личности, объединенных в 3 различных кластера. Расстройства группы А включают параноидальное расстройство личности, шизоидное расстройство личности и шизотипическое расстройство личности. Люди с этими расстройствами демонстрируют странный или эксцентричный стиль личности. Расстройства группы В включают антисоциальное расстройство личности, истерическое расстройство личности, нарциссическое расстройство личности и пограничное расстройство личности. Люди с этими расстройствами обычно импульсивны, чрезмерно драматичны, очень эмоциональны и неустойчивы. Расстройства кластера С включают избегающее расстройство личности, зависимое расстройство личности и обсессивно-компульсивное расстройство личности (которое отличается от обсессивно-компульсивного расстройства). Люди с этими расстройствами часто кажутся нервными и напуганными. В таблице 15.2 представлено описание каждого расстройства личности по DSM-5:

Расстройства личности DSM-5

Расстройства личности DSM-5 Описание Кластер
Параноик таит в себе повсеместную и неоправданную подозрительность и недоверие к другим; нежелание доверять другим или сближаться с ними; приписывает скрытое унизительное или угрожающее значение благожелательным замечаниям или событиям; легко обижается и затаивает обиды; не из-за шизофрении или других психотических расстройств А
Шизоид не проявляет интереса и желания строить отношения с другими; отстранен и проявляет эмоциональную холодность и отстраненность; равнодушен к одобрению или критике других; не хватает близких друзей или доверенных лиц; не из-за шизофрении или других психотических расстройств, не из-за расстройства аутистического спектра А
Шизотипический проявляет эксцентричность в мышлении, восприятии, эмоциях, речи и поведении; проявляет подозрительность или паранойю; имеет необычный перцептивный опыт; речь часто идиосинкразична; проявляет неуместные эмоции; не хватает друзей или доверенных лиц; не из-за шизофрении или другого психотического расстройства или расстройства аутистического спектра А
Антисоциальный постоянно нарушает права других; история антиобщественных тенденций до 15 лет; часто лжет, дерется и имеет проблемы с законом; импульсивен и не может думать наперед; может быть лживым и манипулятивным, чтобы получить выгоду или удовольствие; безответственны и часто не в состоянии удержаться на работе или оплатить финансовые долги; не испытывает чувства к другим и раскаяния в проступках Б
Театральный номер чрезмерно драматичен, эмоционален и театрален; чувствует себя некомфортно, когда не находится в центре внимания окружающих; поведение часто неуместно соблазнительно или провокационно; речь очень эмоциональна, но часто расплывчата и расплывчата; эмоции поверхностны и часто быстро меняются; может оттолкнуть друзей требованием постоянного внимания Б
Самовлюбленный чрезмерно раздутое и неоправданное чувство собственной важности и озабоченность фантазиями об успехе; считает, что они имеют право на особое отношение со стороны других; демонстрирует высокомерное отношение и поведение; использует других; не хватает сочувствия Б
Пограничный неустойчив в самооценке, настроении и поведении; не выносит одиночества и испытывает хроническое чувство пустоты; нестабильные и напряженные отношения с окружающими; поведение импульсивное, непредсказуемое, а иногда и самоповреждающее; проявляет неуместный и сильный гнев; делает суицидальные жесты Б
Избегающий социально заторможен и сверхчувствителен к отрицательной оценке; избегает занятий, предполагающих межличностный контакт, из-за боязни критики или отказа; избегает отношений с другими, если не гарантируется безоговорочное принятие; чувствует себя неадекватным и считает себя социально непригодным и непривлекательным; нежелание рисковать или заниматься новыми видами деятельности, если они могут оказаться неловкими С
Зависимый позволяет другим управлять их жизнью; покорный, цепкий и боится разлуки; не может принимать решения без совета и поддержки со стороны других; не хватает уверенности в себе; не может делать что-то самостоятельно; чувствует себя некомфортно или беспомощно в одиночестве С
Обсессивно-компульсивное повсеместная потребность в перфекционизме, мешающая выполнению задач; озабочен деталями, правилами, порядком и расписанием; чрезмерно предан работе в ущерб отдыху и дружбе; жесткий, негибкий и упрямый; настаивает на том, чтобы все было сделано по-своему; неохота тратить деньги С

Стол 15. 2

Немногим более 9% населения США страдает расстройством личности, из которых наиболее часто встречаются избегающее и шизоидное расстройства личности (Lezenweger, Lane, Loranger, & Kessler, 2007). Два из этих расстройств личности, пограничное расстройство личности и антисоциальное расстройство личности, рассматриваются многими как особенно проблематичные.

Пограничное расстройство личности

Понятие «пограничное» при пограничном расстройстве личности было впервые введено в конце 1930-х годов для описания пациентов, которые выглядели тревожными, но были склонны к кратковременным психотическим переживаниям, то есть пациентов, которые, как считалось, находились буквально на границе между тревогой и психоз (Freeman, Stone, Martin, & Reinecke, 2005). Сегодня пограничное расстройство личности имеет совершенно иное значение. Пограничное расстройство личности характеризуется главным образом нестабильностью межличностных отношений, самооценки и настроения, а также выраженной импульсивностью (АРА, 2013). Люди с пограничным расстройством личности не могут вынести мысли об одиночестве и будут прилагать отчаянные усилия (включая суицидальные жесты и членовредительство), чтобы избежать покинутости или разлуки (реальной или воображаемой). Их отношения интенсивны и нестабильны; например, романтический партнер может идеализироваться в начале отношений, но позже его будут очернять при малейших признаках того, что он больше не проявляет интереса. Эти люди имеют нестабильное представление о себе и, таким образом, могут внезапно измениться в личных отношениях, интересах, карьерных планах и выборе друзей. Например, студент юридического факультета может, несмотря на то, что вложил десятки тысяч долларов в получение степени юриста и несмотря на хорошие результаты в программе, рассмотреть возможность бросить учебу и продолжить карьеру в другой области. Люди с пограничным расстройством личности могут быть очень импульсивными и вести себя безрассудно и саморазрушительно, например, чрезмерно увлекаться азартными играми, безответственно тратить деньги, злоупотреблять психоактивными веществами, заниматься небезопасным сексом и безрассудным вождением. Иногда они проявляют сильный и неуместный гнев, который им трудно контролировать, они могут быть капризными, саркастичными, озлобленными и словесно оскорбляющими.

Распространенность пограничного расстройства личности среди населения США оценивается примерно в 1,4% (Lezenweger et al., 2007), но этот показатель выше среди тех, кто пользуется услугами психиатрической помощи; примерно 10% амбулаторных пациентов с психическими заболеваниями и 20% стационарных психиатрических пациентов соответствуют критериям диагноза (APA, 2013). Кроме того, пограничное расстройство личности сочетается с тревогой, расстройствами настроения и расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ (Lezenweger et al., 2007).

Биологическая основа пограничного расстройства личности

Генетические факторы, по-видимому, играют важную роль в развитии пограничного расстройства личности. Например, основные личностные черты, характеризующие это расстройство, такие как импульсивность и эмоциональная нестабильность, демонстрируют высокую степень наследуемости (Livesley, 2008). Кроме того, было обнаружено, что частота пограничного расстройства личности среди родственников людей с этим расстройством достигает 24,9% (White, Gunderson, Zanarani, & Hudson, 2003). Лица с пограничным расстройством личности сообщают о том, что в детстве они подвергались физическому, сексуальному и/или эмоциональному насилию гораздо чаще, чем среди населения в целом (Afifi et al., 2010), что указывает на то, что факторы окружающей среды также имеют решающее значение. Эти результаты позволяют предположить, что пограничное расстройство личности может быть обусловлено взаимодействием между генетическими факторами и неблагоприятным опытом окружающей среды. В соответствии с этой гипотезой, одно исследование показало, что самые высокие показатели пограничного расстройства личности были у людей с пограничным темпераментом (характеризующимся высоким стремлением к новизне и высоким уровнем избегания вреда) и теми, кто в детстве подвергался жестокому обращению и/или пренебрежению (Joyce et al. , 2003).

Антисоциальное расстройство личности

Большинство людей живут в соответствии с моральным компасом, чувством добра и зла. Большинство людей узнают в очень молодом возрасте, что есть определенные вещи, которые не следует делать. Мы узнаем, что мы не должны лгать или обманывать. Нас учат, что неправильно брать вещи, которые нам не принадлежат, и что неправильно использовать других для личной выгоды. Мы также учимся тому, как важно жить в соответствии со своими обязанностями, делать то, что мы обещали делать. Однако люди с антисоциальным расстройством личности, похоже, не имеют морального компаса. Эти люди действуют так, как будто они не имеют ни малейшего представления о правильном или неправильном и не заботятся о них. Неудивительно, что эти люди представляют серьезную проблему для окружающих и для общества в целом.

Согласно DSM-5, человек с антисоциальным расстройством личности вообще не проявляет никакого уважения к правам или чувствам других людей. Это невнимание проявляется несколькими способами и может включать в себя неоднократное совершение незаконных действий, ложь или обман других, импульсивность и безрассудство, раздражительность и агрессивность по отношению к другим, а также неспособность действовать ответственным образом (например, оставление долгов невыплаченными) ( АПА, 2013). Люди с этим расстройством не испытывают угрызений совести по поводу своих проступков; эти люди будут причинять боль, манипулировать, эксплуатировать и оскорблять других и не чувствовать никакой вины. Признаки этого расстройства могут проявиться в раннем возрасте; однако человеку должно быть не менее 18 лет, чтобы ему поставили диагноз антисоциальное расстройство личности.

Люди с антисоциальным расстройством личности считают мир корыстным и недобрым. Кажется, они думают, что должны использовать любые средства, необходимые для выживания. Они склонны рассматривать других не как живых, мыслящих и чувствующих существ, а скорее как пешек, которых можно использовать или использовать для достижения определенной цели. У них часто завышенное чувство собственного достоинства, и они могут казаться чрезвычайно высокомерными. Они часто проявляют поверхностное обаяние; например, не имея в виду этого, они могут сказать именно то, что, по их мнению, хочет услышать другой человек. Им не хватает эмпатии: они не способны понять эмоциональную точку зрения других. Люди с этим расстройством могут быть вовлечены в незаконные предприятия, проявлять жестокость по отношению к другим, увольняться с работы, не планируя найти другую работу, иметь несколько сексуальных партнеров, неоднократно вступать в драки с другими и проявлять безрассудное пренебрежение к себе и другим (например, неоднократные аресты за вождение в нетрезвом виде) (АПА, 2013).

В DSM-5 включена альтернативная модель для концептуализации расстройств личности, основанная на чертах, определенных в Пятифакторной модели личности. Эта модель касается уровня функционирования личности, такого как нарушения самосознания (идентичность или самоуправление) и межличностного (эмпатия или близость) функционирования. В случае антисоциального расстройства личности DSM-5 определяет преобладающие черты антагонизма (такие как игнорирование потребностей других, манипулятивное или лживое поведение) и расторможенность (характеризующиеся импульсивностью, безответственностью и склонностью к риску) (Harwood, Schade , Крюгер, Райт и Маркон, 2012 г.). Также включен спецификатор психопатологии, который подчеркивает такие черты, как поиск внимания и низкая тревожность (отсутствие беспокойства по поводу негативных последствий рискованного или вредного поведения) (Crego & Widiger, 2014).

Факторы риска антисоциального расстройства личности

Антисоциальное расстройство личности наблюдается примерно у 3,6% населения; расстройство намного чаще встречается среди мужчин, соотношение мужчин и женщин составляет 3 к 1, и оно чаще встречается у молодых мужчин, овдовевших, разлученных, разведенных, с более низким социально-экономическим статусом, которые живут в городских районах, и которые живут на западе Соединенных Штатов (Compton, Conway, Stinson, Colliver, & Grant, 2005). По сравнению с мужчинами с антисоциальным расстройством личности, женщины с этим расстройством чаще сталкивались с эмоциональным пренебрежением и сексуальным насилием в детстве, и их родители чаще злоупотребляли психоактивными веществами и сами вели антисоциальное поведение (Alegria et al. , 2013).

В таблице 15.3 показаны некоторые различия в конкретных типах антисоциального поведения, которые демонстрируют мужчины и женщины с антисоциальным расстройством личности (Alegria et al., 2013).

Гендерные различия в антисоциальном расстройстве личности

Мужчины с антисоциальным расстройством личности чаще, чем женщины, страдают антисоциальным расстройством личности Женщины с антисоциальным расстройством личности чаще, чем мужчины с антисоциальным расстройством личности, до
  • делать то, что легко может причинить вред себе или другим
  • получить три или более штрафа за опасное вождение
  • лишены водительских прав
  • уничтожать чужое имущество
  • специально разжечь огонь
  • зарабатывать деньги нелегально
  • делать все, что может привести к аресту
  • ударил кого-то достаточно сильно, чтобы ранить его
  • намеренно причинить боль животному
  • сбежать из дома на ночь
  • часто пропускаю школу или работу
  • врать часто
  • подделать чью-то подпись
  • вступить в драку, доходящую до драки с интимным партнером
  • жить с кем-то помимо семьи не менее одного месяца
  • преследовать, угрожать или шантажировать кого-либо

Стол 15. 3

Исследования семьи, близнецов и усыновления предполагают, что как генетические факторы, так и факторы окружающей среды влияют на развитие антисоциального расстройства личности, а также на общее антисоциальное поведение (преступность, насилие, агрессивность) (Baker, Bezdjian, & Raine, 2006). Параметры личности и темперамента, связанные с этим расстройством, включая бесстрашие, импульсивную асоциальность и черствость, имеют существенное генетическое влияние (Livesley & Jang, 2008). Исследования по усыновлению ясно показывают, что развитие антисоциального поведения определяется взаимодействием генетических факторов и неблагоприятных обстоятельств окружающей среды (Rhee & Waldman, 2002). Например, одно исследование показало, что усыновленные биологические родители с антисоциальным расстройством личности с большей вероятностью проявляли антисоциальное поведение в подростковом и взрослом возрасте, если они воспитывались в неблагоприятной среде приемной семьи (например, у приемных родителей были проблемы в браке, они были разведены, употребляли наркотики и имели проблемы с законом), чем если бы они воспитывались в более нормальной среде приемных родителей (Кадорет, Йейтс, Эд, Вудворт и Стюарт, 19 лет). 95).

Исследователи, интересующиеся значением окружающей среды в развитии антисоциального расстройства личности, обратили внимание на такие факторы, как сообщество, структура и функционирование семьи и группы сверстников. Каждый из этих факторов влияет на вероятность антисоциального поведения. В одном продольном исследовании более 800 молодых людей из Сиэтла измерялись факторы риска насилия в возрасте 10, 14, 16 и 18 лет (Herrenkohl et al., 2000). Изученные факторы риска включали факторы, связанные с семьей, сверстниками и сообществом. Часть результатов этого исследования представлена ​​на рис. 15.20.

Рисунок 15.20 Продольные исследования помогли выявить факторы риска для прогнозирования насильственного поведения.

Люди с антиобщественными наклонностями, похоже, не испытывают эмоций так, как большинство людей. Эти люди не проявляют страха в ответ на сигналы окружающей среды, которые сигнализируют о наказании, боли или вредной стимуляции. Например, они проявляют меньшую проводимость кожи (потливость рук) в ожидании удара током, чем люди без асоциальных тенденций (Заяц, 19 лет).65). Кожная проводимость контролируется симпатической нервной системой и используется для оценки функционирования вегетативной нервной системы. Когда симпатическая нервная система активна, люди становятся возбужденными и тревожными, а активность потовых желез увеличивается. Таким образом, повышенная активность потовых желез, оцениваемая по проводимости кожи, воспринимается как признак возбуждения или беспокойства. Для лиц с антисоциальным расстройством личности отсутствие кожной проводимости может указывать на наличие таких характеристик, как эмоциональный дефицит и импульсивность, которые лежат в основе склонности к антисоциальному поведению и негативным социальным отношениям (Fung et al., 2005).

Другой пример, показывающий, что люди с антисоциальным расстройством личности не реагируют на сигналы окружающей среды, взят из недавнего исследования Stuppy-Sullivan и Baskin-Sommers (2019).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *