www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Интроспекция – это… Определение, основные понятия и суть метода
Интроспекция – это метод исследования в психологии, суть которого заключается в наблюдении своих собственных психических процессов. При этом наблюдение происходит без использования шаблонов, эталонов и инструментов.
Интроспекция – это метод углубленного и досконального исследования собственного сознания: образов, мыслей, переживаний, чувств, мышления.
Общая терминология
Термин «интроспекция» происходит от латинского слова introspecto, которое переводится как «смотреть внутрь». Интроспекция – это метод осознанного самонаблюдения, то есть это равнозначные понятия, и оба применяются в исследованиях психологического характера.
Метод самонаблюдения действительно очень важен, так как с его помощью можно научиться углубленно воспринимать реальный мир, и тогда перед человеком раскроется интуиция и сознание. Излишней интроспекцией обладают люди, страдающие шизофренией, у них происходит замена действительности внутренним миром.
Метод интроспекции в психологии используют для наблюдения собственных процессов, собственных мыслей, переживаний, чувств, установок, образов. Основал метод в психологии Дж. Локк.
Интроспекция – это самоанализ, при котором сам человек не стремится к самоосуждению, именно поэтому метод отличается от угрызения совести.
История
В качестве отдельного метода интроспекция была выделена в работах Рене Декарта. Он указывал на определенный характер познания своей собственной души и разума. Джон Локк разделил опыт человечества на внутренний, который касается деятельности разума, и внешний, который направлен на внешний мир.
Вильгельм Вундт соединил самонаблюдение с лабораторными методологиями, интроспекция стала основным методом исследования психологических состояний. Но в начале 20 века, в связи с появлением новых направлений в психологии, данный метод объявили ненаучным, сильно субъективным и идеалистическим.
Но, несмотря на это, интроспекция продолжала присутствовать в исследованиях психологов в виде самонаблюдения и других приемов изучения духовной жизни человека.
Интроспекция и философия
Интроспекция в философии – это способ самонаблюдения. Она помогает сознательно освободиться и определиться с чувствами, которые бушуют в человеке. Но слишком глубокое самокопание и самоанализ могут спровоцировать развитие подозрительного отношения к другим людям и ко всему миру.
Интроспекция в философии – это основа психологической методологии. Она направлена на наблюдение, познание, изучение, а не поиск положительного и отрицательного. Этим направлением занимались философы: Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милля, Дж. Беркли, Д. Юма. Они все считали сознание результатом внутреннего опыта, а наличие переживаний и чувств у человека, по их мнению, свидетельствуют о знании.
Другими словами, все, чем мы пользуемся и сознательно понимаем, является результатом нашего внутреннего мира, который формируется с рождения. Чтобы понять, почему мы обладаем теми или иными чертами, стали именно таким человеком, необходимо начать с самопознания, при этом не нужно ставить себе оценки и прибегать к критике.
Описание метода
Интроспекция очень полезна в познании человеком себя самого и своей деятельности. Этот метод практичный, он не требует дополнительных эталонов и инструментов. Его самое весомое преимущество перед другими методами заключается в том, что никто и никаким способом не может узнать человека лучше, чем он сам себя.
Метод очень хорош тем, что человек нуждается только в собственной помощи и желании. Он должен хотеть познать себя, уделить этому время.
Но у метода есть и недостатки, самые серьезные из них:
- Необъективность – человек может преувеличивать, приукрашивать или не замечать, какие-то черты, искажая картину того, что видит в себе.
- Субъективность – человек воспринимает свой внутренний мир таким, каким ему очень хочется его видеть, то есть может скрыть какие-то аспекты.
Взрослые люди, как считал Локка, совершают такие основные действия:
- Познание окружающей действительности.
- Переработка информации, полученной из этой действительности.
Дети вообще не способны осуществлять интроспекцию, так как их психика не достаточно сформирована.
Виды
Психологи различают несколько видов интроспекции:
- Аналитическая – составление картины происходит на основе совокупности ощущений, которые образуются в ходе интроспекции. Это восприятие вещей и предметов посредством чувств.
- Систематическая – это структурирование, осознание и понимание внутренних процессов.
- Феноменологическая интроспекция – это описание целостности и непосредственности явлений.
Основным минусом интроспекции является то, что процессом может заниматься один человек. И даже в ходе экспериментальной интроспекции психологи не могут отслеживать, насколько правильно человек делает выводы и пользуется методом.
Именно поэтому метод помогает собрать данные, но их нельзя интерпретировать, оценивать, разделять.
Интроспекция, или наблюдение, осуществляется за простейшими процессами психики: ассоциациями, ощущениями, представлениями. Преимуществом метода является отсутствие необходимости в отчете, необходимо только самонаблюдение, которое потом будет проанализировано.
Самонаблюдение и психология
Ранее данный метод считался не только основным, но и единственным. Интроспекция в психологии – это метод самонаблюдения, изучения и анализа психических процессов. То есть это наблюдение за функционированием своей собственной психики.
Метод интроспекции в психологии имеет некоторые особенности:
- Он может проводиться только одним человеком.
- Самонаблюдение требует длительного упражнения в нем.
- Сознание отображает следственно-причинную связь в психологических процессах.
В конце 19 века психология провела огромный эксперимент, в результате которого проверялись возможности самонаблюдения. Изучались не факты сознания, а лабораторные исследования, которые проводились в определенных условиях и обстоятельствах.
Самые строгие психологи усложняли свои эксперименты дополнительными требованиями. Они стремились выделить самые элементарные элементы сознания – чувства и ощущения. Со временем возникли большие трудности в экспериментах. Метод стали признавать нецелесообразным из-за субъективности. Результаты экспериментов были противоречивыми, даже у одного и того же исследователя при работе с разными испытуемыми. Кроме того, у одного и того же испытуемого результаты были разными спустя некоторое время.
Ставились под сомнения и основные положения науки психологии. В ходе экспериментов выявились такие элементы сознания, которые невозможно было разложить на чувства. Кроме того, постоянное использование метода выявило нечувственные элементы человеческого сознания, стали обнаруживаться неосознанные причины некоторых явлений.
В психологии назрел кризис. Практика применения метода и его обсуждение выявили ряд определенных недостатков, которые оказались настолько серьезными, что ученые поставили под сомнение сам метод и предмет психологии, который в то время был тесно связан с методом интроспекции.
Проблемы самонаблюдения
Данный метод не идеален, так как ощущения, восприятия, чувства одного человека отличаются от этих же элементов сознания другого человека. Кроме того, чувства и восприятие могут меняться и у одного и того же человека спустя некоторое время.
Метод интроспекции в психологии – это метод наблюдения не процессов, на которые разделено сознание, а их следов. Так как мысль, чувство и восприятие несутся стремительно, и прежде чем удается сделать выводы, они уже видоизменились.
Кроме того, проблема метода заключаются в том, что не все люди могут его использовать, например, сознание детей, душевнобольных и наркозависимых людей изучить с помощью метода невозможно.
Проблематичность метода заключается и в том, что содержание не всех сознаний можно расщепить на элементы.
Метод используется для получения первичных данных о сознании человека, без их дальнейшего интерпретирования. Наблюдение ведется за самыми простыми психическими процессами: ощущение, ассоциация, представление.
Интроспекция в настоящее время в повседневной жизни
Интроспекция подразумевает сознательное наблюдение человека за самим собой. То есть он смотрит внутрь себя, изучая, оценивая, наблюдая изменения.
Этот подход изучения себя рекомендуют древние мудрецы, которые занимались медитациями.
Человек должен познать себя, чтобы определиться с тем, какой он, какие у него желания, что его огорчает и что радует, чего он хочет от жизни. Он должен познать как положительные, так и отрицательные свои стороны.
Он должен наблюдать без оценок и осуждения. Следует наблюдать за мыслями, желаниями, стремлениями, эмоциями, поступками, страхами, комплексами.
В какой-то момент от интроспекции стали отказываться, так как люди настолько погружались в себя, что происходило раздвоение сознания. Люди стали теряться, где реальный мир, а где внутренний. Испытуемые застревали в своем внутреннем мире (во внешней жизни таких людей признают психически больными).
Вместо заключения
Тем не менее, несмотря на все минусы метода, его не исключили из психологической практики. Недостатки в этом конкретном случае возникли не из-за несовершенства метода, а из-за неправильного применения. Но многие люди отказываются от того, что им может помочь, боясь необратимых последствий.
Однако стоит заметить, что еще древние мудрецы говорили, что познание мира невозможно до тех пор, пока не познаешь себя. Кроме того, стоит констатировать тот факт, что мир нам кажется таким, каким мы его ощущаем. То есть он полностью соответствует нашим переживаниям, желаниям и настроениям.
Самоанализ: определение, психология и примеры
Самоанализ возник как первый метод изучения психологии. Фактически, до начала 20-го века интроспекция была основным методом научного исследования во вновь образованной дисциплине психологии.
- Что такое самоанализ в психологии?
- Кто способствовал нашему знанию самоанализа?
- Каковы недостатки самоанализа?
Что такое самоанализ?
Самоанализ происходит от латинских корней intro или внутри, и spect или взгляд. Другими словами, самоанализ означает «смотреть внутрь себя».
Самоанализ — это процесс, посредством которого субъект максимально объективно исследует и объясняет компоненты своего сознательного опыта.
Философские истоки интроспективного мышления
Интроспекция не была новой концепцией, когда психология только формировалась. Греческие философы издавна использовали интроспекцию в своем методе.
Сократ считал, что самым важным является самопознание, увековеченное в его наставлении: «Познай самого себя». Он считал, что моральную истину наиболее эффективно можно обнаружить, исследуя свои сокровенные мысли и чувства. Ученик Сократа, Платон , продвинул эту концепцию еще на один шаг вперед. Он предположил, что человеческая способность рассуждать и формировать сознательные логические мысли была путем к открытию истины.
Что такое самоанализ в психологии?
Психология самоанализа использует самоанализ как средство понимания и изучения ума и его основных процессов.
Вильгельм Вундт
Вильгельм Вундт, «отец психологии», в основном использовал самоанализ как исследовательский метод в своих лабораторных экспериментах. Исследования Вундта были самым первым примером экспериментальной психологии. Целью его экспериментов была количественная оценка основных компонентов человеческого сознания; его подход также называют структурализмом .
Структурализм — это школа мысли, которая стремится понять структуры человеческого разума, наблюдая за основными компонентами сознания.
Метод самоанализа Вундта
Самоанализ чаще всего критикуют за то, что он слишком субъективен. Ответы разных испытуемых слишком сильно различались, чтобы можно было идентифицировать какую-либо объективную информацию. Чтобы бороться с этим, Вундт изложил очень специфические требования к самоанализу, чтобы он был успешным методом исследования. Он требовал, чтобы наблюдателей было тщательно обучены методам наблюдения и способны немедленно сообщать о своих реакциях . Он часто использовал своих учеников в качестве наблюдателей и помогал обучать их этим методам.
У Вундта также были требования к условиям окружающей среды, в которых он учился. Любые стимулы, используемые при наблюдении, должны были быть повторяемыми и тщательно контролируемыми . Наконец, он часто задавал только вопросы «да/нет» или просил наблюдателей нажимать телеграфную клавишу для ответа.
Вундт измерял время реакции наблюдателя на внешний раздражитель, такой как вспышка света или звук.
Ключевые игроки в психологии самоанализа
Эдвард Б. Титченер, ученик Вильгельма Вундта, и Мэри Уитон Калкинс использовали психологию самоанализа в качестве краеугольного камня своих исследований.
Эдвард Б. Титченер
Эдвард Титченер был учеником Вундта и первым официально использовал структурализм как термин. Хотя Титченер поддерживал использование им самоанализа в качестве основного инструмента расследования, он не полностью соглашался с методом Вундта. Титченер считал, что количественная оценка сознания — слишком сложная задача. Вместо этого он сосредоточился на наблюдении и анализе, заставляя людей описывать свой сознательный опыт. Он сосредоточился на трех состояниях сознания: ощущения, идеи, и эмоции. Затем наблюдателей попросят описать свойства их сознания. Титченер был последним, кто использовал интроспекцию в качестве основного метода в экспериментальной психологии. После его смерти эта практика стала менее популярной из-за критики за то, что она слишком субъективна и ненадежна.
Пример психологии самоанализа
Допустим, вы являетесь наблюдателем в научном исследовании, используя самоанализ в качестве основного источника доказательств. В этом исследовании вас просят посидеть в очень холодной комнате в течение 15 минут. Затем исследование может попросить вас описать ваши мысли в этой комнате. Какие ощущения испытывало ваше тело? Какие эмоции вы испытывали, находясь в зале?
Наблюдатель может сообщить о том, что чувствует себя напуганным и истощенным, находясь в холодной комнате. pexels.com
Мэри Уитон Калкинс
Мэри Уитон Калкинс, первая женщина, занявшая пост президента Американской психологической ассоциации, была одним из психологов, которые не отказались от использования самонаблюдения в своих исследованиях.
Калкинс учился у Уильяма Джеймса, основателя школы мысли под названием функционализм. В то время как Калкинс получила докторскую степень. из Гарварда университет отказался присудить ей степень, потому что в то время не принимали женщин.
Хотя Калкинс не использовала самоанализ в качестве основного метода исследования, она не соглашалась с другими школами мысли, такими как бихевиоризм, которые полностью отвергали самоанализ в целом. В своей автобиографии она заявила:
Теперь ни один интроспекционист не будет отрицать трудности или ошибочность интроспекции. Но он будет решительно выступать против бихевиористов, во-первых, что этот аргумент является бумерангом против «твердо обоснованных естественных наук», а также против психологии. Ибо сами физические науки в конечном счете основаны на самоанализе ученых — иными словами, физические науки, далеко не полностью свободные от «субъективности», должны описывать свои явления в иногда различных терминах того, что разные наблюдатели видят, слышат, и прикоснись» (Калкинс, 19 лет).30) 1
Калкинс считал, что сознательная самость должна быть основой для психологических исследований. Это привело к тому, что большую часть своей карьеры она разработала персоналистическую интроспективную психологию .
В персоналистической интроспективной психологии сознание и опыт себя изучаются по отношению к другим.
Оценка интроспекции
Хотя интроспекция была первым методом, использованным в экспериментальной психологии, в конечном итоге она оказалась тупиковой из-за многочисленных недостатков как надежной формы исследования.
Недостатки интроспекции Психология
Одними из самых ярых противников интроспекции были бихевиористы, такие как Джон Б. Уотсон, которые считали интроспекцию неправильным подходом к изучению психологии. Уотсон считал, что психология должна фокусироваться только на том, что можно измерить и наблюдать , как и все другие науки. Бихевиористы считали, что это можно сделать только путем изучения поведения; Сознание никак не могло удовлетворить этим требованиям. Другие критические замечания включают следующее:
Наблюдатели, независимо от их тщательной подготовки, могут реагировать на одни и те же стимулы совершенно по-разному.
Самоанализ был ограничен и не мог адекватно исследовать более сложные предметы, такие как психические расстройства, обучение и развитие.
Было бы очень сложно использовать детей в качестве субъектов, и невозможно было бы использовать их на животных.
Сам акт мышления о мышлении может повлиять на сознательный опыт субъекта.
Вклад психологии интроспекции
Хотя использование интроспекции для сбора психологических данных оказалось несовершенным, нельзя игнорировать вклад интроспекции в изучение психологии в целом. Мы также не можем отрицать его влияние на экспериментальную психологию, поскольку он был первым в своем роде. Использование самоанализа может быть эффективным способом доступа к самопознанию и самосознанию во многих формах терапии, используемых сегодня. Часто это знание невозможно было получить никакими другими способами.
Кроме того, некоторые современные психологические дисциплины используют интроспекцию в качестве дополнительного подхода к исследованию и лечению, в том числе: и прежде всего и всегда». 2
Самоанализ – основные выводы
- В 19-м и начале 20-го веков самоанализ был основным методом научного исследования в новой дисциплине психологии.0006
- Вильгельм Вундт в первую очередь использовал самоанализ как метод исследования в своих лабораторных экспериментах, заложив основу для всей последующей экспериментальной психологии.
- Эдвард Б. Титченер считал, что количественная оценка сознания является слишком сложной задачей, и вместо этого сосредоточился на том, чтобы люди описывали свой сознательный опыт.
- Мэри Уитон Калкинс была первой женщиной, занявшей пост президента Американской психологической ассоциации. Она сформировала подход, названный персоналистической интроспективной психологией.
- Одним из главных противников самоанализа был бихевиоризм. Сторонники этого подхода не верили, что сознательный разум можно измерить и наблюдать.
1 Калкинс, Мэри Уитон (1930). Автобиография Мэри Уитон Калкинс . В К. Мерчисон (ред.), История психологии в автобиографии (том 1, стр. 31-62). Вустер, Массачусетс: Издательство Университета Кларка.
2 Скучно, Э.Г. (1953). «История самоанализа», Психологический бюллетень, т.50(3), 169-89.
Самоанализ — IResearchNet
Определение самоанализа
Термин самоанализ обычно используется психологами для обозначения наблюдения и созерцания людьми собственных мыслей, чувств и ощущений. В ранней психологии тренированный самоанализ рассматривался как полезный инструмент для получения данных о природе таких познаний, хотя эта методология впала в немилость и в прошлом веке от нее в значительной степени отказались. Тем не менее, интроспективные самоотчеты по-прежнему используются в социальной психологии для оценки таких конструктов, как установки, что приводит к продолжающимся спорам о надлежащей роли самоанализа в научной психологии.
История интроспекции
Противоречивая природа интроспекции проистекает из ее использования в качестве методологического инструмента структуралистами, стремившимися создать современную эмпирическую психологию в конце XIX века. Вильгельм Вундт и другие обучали испытуемых исследовать и описывать свои собственные мысли, пытаясь создать таблицу психических элементов, аналогичную периодической таблице химических элементов. Этот метод тренированного самоанализа был описан Эдвардом Титченером как требующий беспристрастности, внимания, комфорта и свежести. После 40 лет исследований структуралисты каталогизировали 50 000 конструктов, представляющих три основных класса элементов — ощущения, образы и привязанность, — каждый из которых рассматривался как обладающий четырьмя атрибутами — качеством, интенсивностью, продолжительностью и ясностью.
Метод тренированного самоанализа в конечном итоге увяз в проблемах с надежностью и валидностью, особенно потому, что обучение по своей сути окрашивало отчеты самоанализирующих субъектов. Этот подход подвергся критике со стороны теоретиков гештальта, которые утверждали, что общая организация мыслей важнее, чем отдельные элементы, и бихевиористов, которые утверждали, что поведение, а не мышление, является правильным направлением научной психологии. В течение следующих 50 лет эти два подхода доминировали в Европе и США соответственно, и от метода тренированного самоанализа отказались.
Достоверность интроспективных самоотчетов
Бихевиористская критика ставит под сомнение любой исследовательский метод, основанный на интроспективных самоотчетах людей об их восприятии, мыслях или чувствах. Тем не менее, такие измерения самоотчета обычно используются в социальной психологии, особенно для оценки настроения, эмоций, убеждений и отношений, часто с хорошим эффектом. Правда, периодически возникают опасения, что люди могут искажать свои самоотчеты, особенно если их установки социально нежелательны. А недавно исследователи продемонстрировали, что люди иногда придерживаются имплицитных установок, о которых они даже не подозревают и которые, следовательно, не могут быть оценены с помощью обычных показателей самоотчета. Одна точка зрения состоит в том, что такие установки отражают сложное адаптивное подсознание, которое по своей сути окрашивает все восприятия, коммуникации и действия. Альтернативная точка зрения состоит в том, что имплицитные установки могут быть относительно редкими и часто подавляться сознательными.
Критики также утверждают, что интроспекция обязательно изменяет знания, которые люди обдумывают и о которых сообщают. Одна программа исследований предполагает, что простое размышление о своих установках делает их более экстремальными. Другой указывает на то, что размышления о причинах своих установок могут коренным образом изменить эти установки важными способами. Например, в одном исследовании испытуемые размышляли над тем, почему они предпочли один из двух плакатов, прежде чем решить, какой взять домой; другие сделали свой выбор без самоанализа. Когда несколько недель спустя с ними связались, те, кто провел самоанализ перед тем, как сделать выбор, в целом были менее довольны своим выбором, чем те, кто этого не сделал. Исследователи предполагают, что интроспекция фокусировала испытуемых на простых в общении оправданиях своего выбора, которые не отражали их реальных чувств, что приводило к выбору, который они в конечном итоге сочли неудовлетворительным.
Существует распространенное мнение, что люди обычно лучше разбираются в своих собственных установках, чем в самоанализе причин или процессов, лежащих в основе этих установок. В одном исследовании покупатели примеряли несколько ночных рубашек, сообщали, какие из них им больше нравятся, а затем описывали причины своего предпочтения. На самом деле все платья были одинаковыми, хотя люди, как правило, предпочитали то, что справа, из-за общего эффекта последовательного положения. Однако никто правильно не сообщил, что их предпочтение определяется последовательной позицией; вместо этого люди придумывали оправдания своим предпочтениям. Склонность людей выдвигать теории о своих мыслях и предпочтениях вместо того, чтобы объективно сообщать о таких мыслях, лежит в основе многих критических замечаний в отношении интроспективных методов.
Тем не менее, некоторые психологи утверждают, что к самоанализу следует относиться как к любой другой научной методологии, включая современные задачи визуализации мозга, которые могут показаться более научными. Другими словами, исследователям необходимо разработать сложные теории когнитивных процессов, вовлеченных в интроспекцию, факторов, влияющих на эти процессы, и, следовательно, обстоятельств, при которых интроспекция может или не может предоставить полезные данные. В целом ожидается, что интроспекция даст более ценные данные о том, как воспринимаются стимулы и события, чем о механизмах или причинах этих переживаний. И, как правило, сходящиеся результаты нескольких разных методов будут более определенными, чем результаты любого одного метода в отдельности.
Рассмотрим, например, интроспективные отчеты о боли. Врачи обычно предполагают, что самоотчеты о характере, тяжести и локализации боли очень информативны, даже если они не совсем точны. Когда пациент говорит: «Мне больно, когда я поднимаю правую руку», это ключевое свидетельство в постановке проблемы, которую необходимо решить, и в диагностике болезни. Другие виды данных, такие как рентгеновские снимки или изображения мозга, также могут предоставить полезные данные, особенно в сочетании с этими самоотчетами. Но врачи гораздо более скептически относятся к предположениям пациентов о причинах сообщаемой боли, например: «Такое ощущение, что я порвал бурсу». Здесь другие методологии могут быть более полезными. Даже в этом случае, когда у пациентки есть соответствующие знания (например, она сама врач), даже самоанализ причинно-следственной связи может быть ценным.