Свойства внимания в психологии кратко: Характеристики свойств внимания

Основные свойства внимания | Студент-Сервис

В процессе внимания человек тратит значительные ресурсы нервной системы на его удержании на объекте. Затраченные ресурсы могут существенно различаться по количественным показателям отдельных характеристик. Внимание может быть направлено на один или несколько объектов. Человек способен переключать внимание с одного объекта на другие, быть внимательным к тому или иному объекту в течение разного времени и в различной степени. Все эти характеристики, или свойства внимания, проявляются в каждом его конкретном акте, определяя влияние внимания на организацию и продуктивность деятельности. К числу основных свойств внимания относятся: избирательность, объем, концентрация, устойчивость, колебание, переключаемость и распределение.

Избирательность (селективность) внимания связана с возможностью успешной настройки субъекта на восприятие информации, относящейся к сознательной цели или установкам личности. Избирательность осуществляется как на уровне автоматических процессов (при непроизвольном внимании), так и на сознательном, контролируемом уровне (при произвольном внимании). Автоматические процессы в большей степени определены свойствами нервной системы и особенностями объекта. Посредством контролируемых процессов осуществляется сознательная регуляция выбора объекта внимания в соответствии с целью и ситуацией. Контролируемые процессы требуют усилий, осознаваемы и управляемы субъектом. Развитие механизмов сознательной регуляции избирательности внимания лежит в основе овладения человеком своим вниманием.

Объем внимания измеряется количеством объектов, которые воспринимаются человеком одновременно, или идей, осознаваемых ясно и отчетливо. В экспериментальной психологии
для измерения объема внимания применяется специальный прибор — тахистоскоп, позволяющий предъявлять буквы, цифры, слова, фигуры и дру­гие зрительные стимулы одномоментно (время экспозиции 0,1 секунды). В настоящее время для этих целей применяются разнообразные компьютерные методики. У взрослого человека объем внимания равен 7 ± 2 элемента (куска), так же как объем восприятия и кратковременной памяти. В реальных ситуациях величина объема внимания зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала, степени знакомства с ним, специфики деятельности и поставленной цели. При возможности установления смысловых связей или группировки объектов объем внимания возрастает. В экспериментальных исследованиях показано значительное увеличение объема внимания на смысловые сочетания. К характерным функциональным особенностям внимания относится сужение объема, что, в частности, может быть следствием состояния монотонии, возникающего при однообразной работе. Измерение объема внимания и поиск путей для его увеличения в случае необходимости используются при обучении в тех видах профессиональной деятельности, содержанием которых является принятие решений на основе точности и полноты воспринимаемой информации (например, авиадиспетчеры, операторы сложных систем управления).

Концентрация внимания характеризуется степенью сосредоточенности сознания на объекте и выражает интенсивность связи субъекта с объектом. Образно говоря, концентрация внимания представляет собой фокус, в который собрана сознательная деятельность субъекта в данный момент. Максимальной величины концентрация внимания достигает при восприятии одного объекта. Увеличение объема внимания приводит к снижению уровня концентрации. Концентрация внимания выступает как важное психологическое условие углубленного познания объектов и явлений, выполнения сложных практических действий. Развитие концентрации внимания предполагает использование специальных приемов организации деятельности с объектом: выделения в нем новых аспектов, их анализа и сравнения, поиск новых свойств объекта, путей и возможностей его применения или совершенствования. Повышению и развитию концентрации внимания способствует активность личности, увлеченность деятельностью и интерес к объекту.

Устойчивость внимания отличается длительностью времени, в течение которого сохраняется сосредоточенность внимания на объекте. Непривлекательность объекта, неподвижность, однообразие действий с ним делают внимание неустойчивым. Факторами, повышающими устойчивость внимания, являются интерес к объекту, его связь с жизненными ценностями личности, осознание важности выполняемой работы и постановка специальной задачи на удержание внимания. В то же время наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что внимание подвержено периодическим, непроизвольным колебаниям.

Колебание как свойство внимания изучал Н.Н. Ланге. В его экспериментах испытуемые слушали тиканье часов. Через определенные периодические промежутки времени звук часов флуктуировал. Н.Н. Ланге показал, что период колебания составляет примерно две-три секунды. Причинами колебания внимания являются утомление и адаптация органов чувств. Колебание внимания — свойство, противоположное устойчивости. Если отсутствуют или слабо выражены основные факторы устойчивости, колебания неизбежно будут иметь место.

Возможен и намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой — переключение внимания. Это дает человеку возможность быстро ориентироваться в ситуации, учитывать все ее особенности, детали и происходящие в ней изменения, что необходимо в быстро меняющихся сложных ситуациях. В классе учителю приходится переключать внимание на разных учеников, на собственную деятельность, неожиданные события, не отклоняясь от плана и основного содержания урока. Переключаемость внимания выражается в скорости перехода от одного вида деятельности к другому и зависит как от свойств нервной системы — динамичности и ригидности, так и от тренировки действий с соответствующими объектами. Это важно учитывать в тех случаях, когда от высокой или низкой переключаемости внимания зависит принятие особо значимых или жизненно важных решений. Например, водителям автотранспорта постоянно приходится переключать внимание с панели управления на сигналы светофора, дорожные ситуации и другие объекты.

В некоторых ситуациях от человека требуется одновременно выполнять два или большее число действий при отсутствии условий их выполнения путем переключения внимания. Достигается это посредством распределения внимания — удержания в сфере внимания одновременно нескольких объектов. Это предполагает его концентрацию не в одном, а как минимум в двух фокусах. Распределение внимания дает возможность не терять ни один из объектов из поля сознания. Такое свойство оказывается важным и даже необходимым во многих видах деятельности. Оно поможет, например, вести наблюдение за несколькими процессами или объектами, когда обстоятельства не позволяют терять их из вида ни на одно мгновение. Умея распределять внимание, учитель может объяснять новый материал, наблюдать за тем, как он воспринимается учениками, что происходит в классе.

В реальной деятельности часто бывает трудно определить, имеет ли место переключение или распределение внимания. Это удается сделать только в экспериментальных условиях с помощью точных замеров реакций испытуемого. Исследования показывают, что распределению внимания способствует связь объектов друг с другом и характер выполняемых с ними действий. Они должны быть не очень сложными, и, по крайней мере, одно из них должно быть автоматизированным, т.е. не требовать постоянной направленности сознания.

Например, опытная вязальщица может одновременно вязать и смотреть телевизор или вести беседу. Историческими фактами являются феноменальные способности к распределению внима­ния Юлия Цезаря и Наполеона, умевших одновременно и эффективно выполнять несколько важных дел. Но в отдельных случаях распределение внимания не обеспечивает адекватности действий, что может приводить к сбоям в выполняемой деятельности и другим нежелательным последствиям. В хронике дорожных происшествий обсуждался инцидент перехода улицы пешеходом, который говорил по мобильному телефону. Он вовремя не заметил опасность, что привело к серьезному дорожно-транспортному происшествию.

Психическим состоянием, противоположным вниманию, является рассеянность — функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенному вниманию. Рассеянность вызывается различными причинами. Она может быть результатом усталости, бессонницы или нездоровья. У детей рассеянность часто бывает следствием невозможности сосредоточения внимания и высокой отвлекаемости. Такого типа рассеянность называется «ученической». Погружение человека в мечты или грезы вызывает состояние «поэтической» рассеянности. Глубокая сосредоточенность на поиске решения сложной проблемы является причиной «профессорской» рассеянности. «Поэтическая» и «профессорская» рассеянность не мешают достигать значительных успехов в художественной и научной деятельности, а, напротив, часто способствует этому ввиду того, что человек постоянно сосредоточенно думает о какой-то проблеме и в конце концов решает ее. «Ученическая» же рассеянность препятствует усвоению знаний и требует специальной коррекции.

Отдельные свойства внимания могут быть развиты у человека неравномерно. Это связано с индивидуальными и личностными особенностями или со спецификой преобладающего вида деятельности. Формирование внимания учащихся предполагает знание особенностей основных его свойств и их соотношения, определение конкретных причин рассеянности в процессе учебной деятельности. Высокий уровень развития основных свойств внимания, овладение своим вниманием как произвольным, самоуправляемым процессом характеризуют формирование внимательности как свойства личности. Внимательный человек способен к длительному и сосредоточенному вниманию на нужном объекте даже в условиях действия отвлекающих факторов. Он может анализировать свои психические состояния и управлять ими, снимать утомление, оптимальным образом организуя деятельность и внимание, а в случае необходимости прикладывать волевые усилия для его удержания. Внимательность как свойство личности проявляется во всех видах деятельности, выступая в качестве важной составляющей ее успешности. В общении внимательность способствует более тонкому восприятию других людей, особенностей их речи и невербальных реакций, а следовательно, и более глубокому пониманию их внутреннего мира, что так важно для эффективного педагогического общения и педагогической деятельности.

Развитие внимания и внимательности взаимосвязано с общим развитием активности и направленности личности. Развитие произвольного внимания взаимосвязано и составляет важную сторону в формировании системы произвольных процессов и волевых действий субъекта. Формирование внимания служит одним из основополагающих факторов эффективности учебной, трудовой и других видов деятельности.

Свойства внимания — Психологос

​​​​​​​Свойства внимания:

  • концентрация (ясность внимания)

Противоположностью концентрации внимания является рассеянность, то есть состояние, когда человек ни на чем не может сосредоточиться. Такое состояние возникает при сильном утомлении, при наличии слишком многих значимых раздражителей или, наоборот, тогда, когда ни один из раздражителей не является для человека значимым. Включение (иногда с помощью волевых усилий) в определенную деятельность, как правило, вызывает все больший интерес к ней и устраняет рассеянность. Часто рассеянностью называют такое углубление в работу, при котором внимание концентрируется на чем-то одном. Иногда подобная концентрация внимания необходима для наиболее успешного выполнения работы. Однако это может препятствовать коллективной деятельности, когда выполнение собственной работы связано с работой других.

  • объем (большой или малый круг внимания). Смотри Круги внимания

Объем внимания — количество объектов, которые могут быть одновременно восприняты с достаточной для их различения степенью ясности. Объем внимания зависит от свойств самих воспринимаемых предметов, а также от задачи и характера деятельности воспринимающего их человека. Если объекты восприятия не связаны друг с другом, то количество воспринятых элементов обычно невелико: от 3 до 5, редко до 6. Если же отдельные элементы можно связать друг с другом, то количество различаемых элементов значительно возрастает. Слово может быть воспринято (в десятую долю секунды) даже в том случае, если в нем 12—14 букв. Важную особенность внимания составляет возможность его распределения между двумя или несколькими одновременно выполняемыми действиями. Распределение внимания возможно при некоторой автоматизации выполнения одной деятельности и известном знакомстве со второй.

  • Устойчивость (прыгает или стабильно)

Существенным качеством внимания является его устойчивость — длительное удерживание его на чем-либо подчиненном одной общей задаче. Объекты действия и сами действия могут при этом меняться, но общее направление деятельности должно оставаться постоянным. Условие устойчивости внимания — разнообразие получаемых впечатлений или выполняемых действий. Для того чтобы длительно удерживать внимание на чем-то одном, надо стремиться вскрывать в нем все новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные, хотя и подчиненные общей цели, действия. Состояние, противоположное устойчивости внимания, — отвлекаемость. Легко отвлекающими внимание являются посторонние эмоциональные, а также неожиданные раздражители. Когда мы стремимся на чем-то сосредоточиться, желательно, чтобы отвлекающих раздражителей не было. Такое, однако, далеко не всегда возможно, поэтому следует культивировать в себе способность работать и в трудных условиях, преодолевая отвлечение.

  • Переключаемость. Способность легко при необходимость переключиться с одного дела на другое.

От отвлекаемости внимания надо отличать переключение внимания как намеренный переход от одной деятельности к другой, подчиненной новой задаче. Быстрота и успешность переключения зависят от интенсивности внимания по отношению к предыдущей деятельности и от характера новой деятельности (от того, насколько она может привлечь внимание). Частое переключение внимания нежелательно, так как требует затраты усилий, а постоянный переход от одной деятельности к другой может сильно затруднить ее исполнение. Но при наступлении утомления от выполняемой работы (особенно однообразной) переключение внимания является полезным, а во многих случаях и необходимым; оно иногда может заменить собой отдых.

  • Способность к параллельным процессам (умение делать несколько дел одновременно, распределяя внимание параллельно).
  • Направленность внимания

Основные направленности внимания: внутрь себя (у интроверта) либо внаружу (на себя, или на другого, или на дело) — у экстраверта. Привычка направлять внимание на себя более характерна для с душевными проблемами — и эти же проблемы провоцирует. Полезнее вырабатывать привычку «быть вовне», вниманием быть обращенным к делам, людям, жизни. У экстравертов также есть две важные направленности внимания — на себя или на другого, в зависимости чьи заботы вам важнее. У людей заботливых заботы другого важнее и интереснее своих, у людей эгоистичных, занятых собой — впереди заботы (и разговоры) о себе. См.→

NCERT Solutions for Class 11 Psychology Chapter 5 Sensory, Attention And Perceptual Processes

by Bhagya

NCERT TEXTBOOK РЕШЕННЫЕ ВОПРОСЫ

Вопрос 1. Объясните функциональные ограничения органов чувств.


Ответ:  Органы чувств функционируют с некоторыми ограничениями. Например, наши глаза не могут видеть вещи, которые очень тусклые или очень яркие. Точно так же наши уши не могут слышать очень слабые или очень громкие звуки. То же верно и для других органов. Как человеческие существа, мы функционируем в пределах ограниченного диапазона стимуляции. Чтобы быть замеченным сенсорным рецептором, стимул должен иметь оптимальную интенсивность или величину.

Вопрос 2. Что понимают под свето-темновой адаптацией? Как они происходят?
Ответ:  Яркая адаптация относится к процессу приспособления к яркому свету после воздействия тусклого света. Этот процесс занимает почти минуту или две.
Темновая адаптация относится к процессу приспособления к слабо освещенной среде после воздействия яркого света. Это может занять полчаса или даже больше в зависимости от предыдущего уровня воздействия света на глаз. Глаз, адаптированный к темноте, примерно в 100 000 раз более чувствителен к свету, чем глаз, адаптированный к свету.

Вопрос 3. Что такое цветовое зрение и каковы размеры цвета?
Ответ:

  • Способность человека различать различные оттенки цвета называется цветовым зрением.
  • Человек с нормальным цветовым зрением может различать более семи миллионов различных цветовых оттенков.
  • Существуют три основных измерения цветового оттенка, насыщенности и яркости.
  • Цветовой тон является свойством хроматических цветов. Это относится к названию цвета, например, красный, синий и зеленый. Оттенок зависит от длины волны, и каждому цвету соответствует определенная длина волны. Например, синий имеет длину волны около 465 нм. и зеленый около 500 нм. ахроматические цвета, такие как черный, белый или серый, не характеризуются оттенками. .
  • Насыщенность — это психологический атрибут, относящийся к относительной степени оттенка поверхности или объекта.
  • Свет с одной длиной волны (монохроматический) кажется сильно насыщенным.
  • Когда мы смешиваем разные длины волн, насыщенность уменьшается. Серый цвет совершенно ненасыщенный.
  • Яркость — воспринимаемая интенсивность света. Он варьируется как в хроматических, так и в ахроматических цветах.
  • Белый и черный представляют верх и низ измерения яркости.
  • Белый имеет самую высокую степень яркости, а черный — самую низкую.

Вопрос 4. Как происходит слуховое ощущение?


Ответ:   Звуковые серверы как стимул для слуховых ощущений. Громкость, высота и тембр — свойства звука. Кортикальный орган, расположенный на базилярной мембране, является главным органом слуха.
Слуховое ощущение начинается, когда звук попадает в наше ухо и стимулирует главные органы слуха.
Пинна собирает звуковые вибрации и подает их в барабанную полость через слуховой проход к нам.
Из полости литавр колебания передаются трем слуховым косточкам, которые увеличивают их силу и передают их во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе улитка принимает звуковые волны.
Благодаря вибрациям эндолимфа приводится в движение, что также вызывает вибрацию кортиуса органа. Наконец, импульсы направляются к слуховому нерву, который выходит из основания улитки и достигает слуховой коры, где импульс интерпретируется.

Вопрос 5. Дайте определение вниманию. Объясните его свойства.
Ответ:

 Процесс, посредством которого одни стимулы выбираются из группы других, обычно называется вниманием.
Свойства внимания: выбор, бдительность, концентрация и поиск.

  1. Отбор—  На наши органы чувств одновременно действует большое количество раздражителей, но мы не замечаем их всех одновременно. Замечены лишь некоторые из них, т.е. когда вы входите в свой класс, вы сталкиваетесь с несколькими вещами, такими как двери, стены, окна и т. д., но вы выборочно сосредотачиваетесь только на одном или двух из них одновременно.
  2. Бдительность — Бдительность относится к готовности человека справляться с раздражителями, которые появляются перед ним/ней. например во время участия в забеге в вашей школе вы, должно быть, видели участников на стартовой линии в настороженном состоянии, ожидающих сигнала свистка, чтобы бежать.
  3. Концентрация. в классе ученик концентрируется на лекции учителя и игнорирует всевозможные шумы, доносящиеся из разных уголков школы.
  4.  Поиск — При поиске наблюдатель ищет некоторое указанное подмножество объектов среди набора объектов, например когда мы идем в школу, чтобы забрать из школы наших младших сестру и брата, мы просто ищем их среди бесчисленных мальчиков и девочек.

Вопрос 6. Назовите детерминанты избирательного внимания. Чем избирательное внимание отличается от устойчивого внимания?
Ответ:  Избирательное внимание относится к сосредоточению сознания на определенном стимуле. Он связан в основном с выбором ограниченного числа стимулов или объектов из большего числа стимулов. Факторы, влияющие на избирательное внимание:
Внешние факторы:


Они связаны с особенностями раздражителей. Другие факторы оставались постоянными.

  • Размер, интенсивность и движение раздражителей являются важными определяющими факторами.
  • Крупные, яркие и движущиеся объекты легко привлекают наше внимание.
  • Аудиальные рассказы воспринимаются легче, чем визуальные.
  • Наше внимание привлекают новые и слегка сложные стимулы.
  • Человеческие фигуры посещают чаще, чем живые объекты.

Внутренние факторы могут быть двух типов:
(1) Когнитивные факторы (2) Мотивационные факторы

  1. Когнитивные факторы включают такие факторы, как интересы, отношения и подготовительная установка.
    • Стимулы, которые кажутся интересными, легко воспринимаются.
    • Благосклонно настроенные нами стимулы также привлекают наше внимание.
    • Подготовительная установка на состояние ума действовать определенным образом и реагировать на одни раздражители, а не на другие в данный момент.
  2. Мотивационные факторы
    • Они связаны с нашими биологическими и социальными потребностями, т.е. голодный человек доберется до еды первым. В дни экзаменов учащиеся больше внимания уделяют указаниям учителя.
    • Избирательное внимание связано главным образом с выбором ограниченного числа стимулов из большого числа стимулов, тогда как устойчивое внимание относится к сосредоточению внимания на определенных объектах, исключая другие для движения.
    • Это способность удерживать внимание на объекте или событии в течение более длительного времени.

Вопрос 7. Каково основное положение гештальт-психологов в отношении восприятия поля зрения?
Ответ: Гештальт-психологи (Вертгеймер, Коффка и Колер) выделяют несколько принципов, описывающих способ, которым базовые сенсорные входные данные организуются в целые паттерны.

  • По мнению гештальт-психологов, люди воспринимают различные стимулы как отдельные элементы, но как организованное «целое», имеющее определенную форму.
  • Они считают, что форма предмета заключена в его целом, отличном от суммы их частей.
  • Например, горшок с букетом цветов — это единое целое. Если цветы убрать, вазон все равно останется целым. Изменилась конфигурация цветочного горшка
    . Цветочный горшок с цветком — это одна конфигурация, без цветов — другая конфигурация.
  • Гештальт-психологи также указывают, что мозговые процессы человека всегда ориентированы на восприятие хорошей фигуры. Вот почему человек воспринимает все в организованной форме.

Некоторые из этих принципов обсуждаются ниже:

  1. Фигура с землей — Мы склонны делить окружающий мир на две части: фигура, имеющая определенную форму и место в пространстве; и земля, не имеющая формы, кажется, продолжается за фигурой и не имеет определенного местоположения. Отношения фигуры и фона помогают прояснить различие между ощущением и восприятием.
  2. Контуры — Контуры формируются всякий раз, когда возникает заметная разница в яркости или цвете фона. Контуры придают форму объектам в нашем визуальном мире, потому что они отделяют один объект от другого или отделяют объект от общего фона. Контуры определяют форму, но сами по себе они бесформенны.
  3. Группировка — Принципы группировки описывают основные способы, которыми мы группируем элементы вместе в восприятии. Это простые принципы, посредством которых мы воспринимаем окружающий мир. Принципы группировки включают сходство, близость, замкнутость и непрерывность.
    • Принцип подобия гласит, что объекты одинаковой формы, размера или цвета склонны группироваться вместе. В слуховом смысле звуки одинакового тона и интенсивности группируются вместе.
    • Закон близости гласит, что объекты, расположенные близко друг к другу в пространстве или времени, склонны восприниматься как принадлежащие друг другу или образующие организованную группу
    • Принцип продолжения описывает тенденцию воспринимать линию, начинающуюся одним способом, как продолжающуюся таким же образом.
    • Закон закрытия относится к процессам восприятия, которые организуют воспринимаемый мир, заполняя пробелы в стимуляции.
    • В случае принципа непрерывности, если прерывания слишком выражены или слишком длинны, непрерывность исчезает и единое целое не воспринимается.
  4. Камуфляж: Когда контуры визуально нарушены, объекты трудно отличить от фона. Это камуфляж. Это работает, потому что он разбивает контуры, например. форма солдат в лесу.

Вопрос 8. Как происходит восприятие пространства?
Ответ:   Пространство воспринимается в трех измерениях. Это происходит из-за нашей способности преобразовывать двухмерное зрение сетчатки в трехмерное восприятие. Пространственные атрибуты объектов, такие как размер, форма и расстояние между объектами, также способствуют восприятию пространства.

Вопрос 9. Каковы монокулярные признаки восприятия глубины? Объясните роль бинокулярных сигналов в восприятии глубины.
Ответ:  Монокулярные сигналы — это психологические сигналы.

  • Эти подсказки часто используются художниками для придания глубины двухмерным картинам.
  • Поэтому они также известны как изобразительные подсказки.
  • Они помогают нам оценивать расстояние и глубину в двухмерных поверхностях.
  • Ниже приведены некоторые важные монокулярные признаки, используемые при оценке расстояния и глубины на двухмерных поверхностях:
  1. Относительный размер: Размер ретинальных изображений позволяет судить о расстоянии на основе поста и настоящего опыта с подобными объектами. По мере удаления объектов изображение на сетчатке становится все меньше и меньше. Человек склонен воспринимать объект дальше, когда он кажется маленьким, и ближе, когда он кажется больше.
  2. Интерпозиция или перекрытие: Эти сигналы появляются, когда часть объекта закрыта другим объектом. Перекрывающийся объект считается более далеким, тогда как объект, который его закрывает, кажется более близким.
  3. Линейная перспектива: Это отражает явление, при котором удаленные объекты кажутся ближе друг к другу, чем более близкие объекты. Например, параллельные линии, такие как железнодорожные пути, сближаются по мере увеличения расстояния.
  4. Воздушная перспектива: Воздух содержит частицы пыли и влаги, из-за которых удаленные объекты выглядят туманными или размытыми. Этот эффект называется воздушной перспективой.
  5. Свет и тень: На свету некоторые части объекта подсвечиваются, а некоторые становятся темнее. Блики и тени предоставляют нам информацию о расстоянии до объекта.
  6. Относительная высота: Крупные объекты воспринимаются как находящиеся ближе к зрителю, а меньшие — как находящиеся дальше.
  7. Градиент текстуры: Представляет явление, при котором поле зрения с большей плотностью элементов видно дальше.
  8.  Параллакс движения: Это кинетическая монокулярная метка и, следовательно, не считается изобразительной меткой. Это происходит, когда объекты, находящиеся на разных расстояниях, движутся с разной относительной скоростью. Далекие объекты кажутся движущимися медленнее, чем близкие. Скорость движения объекта дает представление о его расстоянии. Например, когда мы едем в автобусе, более близкие объекты движутся «против» направления автобуса, тогда как более дальние объекты движутся «по» направлению автобуса.

Бинокулярные сигналы — это информация о глубине, основанная на скоординированных усилиях обоих глаз. Три из них:

  1. Ретинальное или бинокулярное несоответствие:
    • Несоответствие сетчатки возникает из-за того, что два глаза отделены друг от друга по горизонтали на некотором расстоянии.
    • Из-за такого расстояния изображение, формируемое на сетчатке каждого глаза одного и того же объекта, немного отличается.
    • Эта разница между двумя изображениями называется диспаратностью сетчатки.
    • Мозг интерпретирует большое несоответствие сетчатки как указание на близкий объект, а небольшое несоответствие сетчатки — как удаленный объект.
  2. Конвергенция:
    • Когда мы видим близкий объект, наши глаза концентрируются внутрь, чтобы вывести изображение на центральную ямку каждого глаза.
    • Группа мышц посылает в мозг сообщение о степени поворота глаз внутрь, и эти сообщения интерпретируются как сигналы к восприятию глубины.
    • Степень сходимости уменьшается по мере удаления объекта от наблюдателя.
  3. Аккомодация: Аккомодация – это процесс, при котором мы фокусируем изображение на сетчатке с помощью цилиарных мышц.
    • Эти мышцы изменяют толщину хрусталика глаза. Если объект удаляется (более чем на 2 м), мышца расслабляется.
    • Когда он приближается, мышцы напрягаются, а толщина хрусталика увеличивается.
    • Сигнал о степени сокращения мышцы отправляется в мозг, который дает сигнал для определения расстояния.

Вопрос 10. Почему возникают иллюзии?
Ответ:

  • Иллюзии возникают из-за несоответствия между физическими стимулами и их восприятием человеком.
  • Несоответствие вызвано неправильной интерпретацией информации, полученной органами чувств.
  • Иллюзии называются примитивными организациями, так как они порождены внешней стимулирующей ситуацией, которая вызывает у всех людей одинаковый опыт.
  • Некоторые иллюзии универсальны по своей природе, поскольку они встречаются у всех людей.
  • Их также называют постоянными иллюзиями, потому что они не меняются с опытом и практикой.
  • Иллюзии, которые варьируются от человека к человеку, называются личными иллюзиями.

Вопрос 11. Как социокультурные факторы влияют на наше восприятие?
Ответ:

  • Некоторые психологи изучали процессы восприятия в различных социокультурных условиях. Например, они использовали фигуры Мюллера-Лайера и вертикально-горизонтальные иллюзии с несколькими группами людей, живущими в Европе, Африке и многих других местах, путем сравнения образцов из отдаленных мест. Африканские деревни и западные декорации.
  • Было обнаружено, что африканские испытуемые проявляли большую восприимчивость к горизонтальным вертикальным иллюзиям, тогда как западные испытуемые проявляли большую подозрительность к иллюзии Мюллера-Лайера.
  • Аналогичные результаты были получены и в других исследованиях. Живя в густых лесах, африканские испытуемые регулярно испытывали вертикаль (например, длинные деревья) и вырабатывали склонность ее переоценивать.
  • Жители Запада, которые жили в среде, характеризуемой прямыми ангелами, развили тенденцию недооценивать длину линии, характеризующей ограждение (например, наконечник стрелы).
  • Это исследование предполагает, что привычки восприятия усваиваются по-разному в разных культурных условиях.
  • Хадсон провел исследование в Африке и обнаружил, что люди, никогда не видевшие картинок, испытывают большие трудности с узнаванием изображенных на них объектов и интерпретацией признаков глубины.
  • Синха и Мишра провели несколько исследований изобразительного восприятия, используя различные изображения людей из разных культур, таких как охотники и собиратели, живущие в лесах, земледельцы в городах.
  • Их исследования показывают, что интерпретация изображений тесно связана с культурным опытом людей.

NCERT SolutionsПсихологияПредпринимательствоИндийское экономическое развитиеГуманитарные науки

От философии к психологии — блог EAI

Краткая история внимания:

Человеческое внимание — это очевидный феномен, который активен в каждый момент осознания. Сначала его изучали в философии, затем в экспериментальной психологии, когнитивной психологии, когнитивной нейробиологии и, наконец, в компьютерных науках для моделирования. Эти исследования не являются серийным опытом, но они добавляют одно к другим как слои «луковицы внимания» (рис. 1).

Рис. 1 История внимания: скопление доменов в слоях лука.

Из-за большого разнообразия применений внимания трудно найти точное и общее определение. Более того, взгляды на внимание менялись во времени и в разных областях исследований. В этой первой части попытки дать определение внимания мы рассмотрим краткую историю родственных исследований от философии до когнитивной психологии. В этой первой части рассматриваются времена, когда изучение внимания было более или менее включено в одно отдельное сообщество.

Концептуальные открытия: внимание в философии

Первым важным исследованием человеческого внимания было исследование Н. Мальбранша, французского священника-оратора, который также был философом. В своем «Поиске истины», опубликованном в 1675 году, Мальбранш сосредоточился на роли внимания как структурирующей системы в понимании сцены и ее организации.

В XVIII веке Г. В. Лейбниц ввел понятие «апперцепция», под которым понимается факт усвоения нового и прошлого опыта в новом видении мира [1]. Интуиция Лейбница — это непроизвольный подход к вниманию (известный сегодня как «восходящий»), который необходимо, чтобы воспринятое событие стало осознанным .

В 19 веке сэр У. Гамильтон, шотландский метафизик, изменил прежний взгляд на внимание, который заключался в том, что люди могут одновременно фокусироваться только на одном стимуле. Гамильтон заметил, что когда люди бросают шарики, можно запомнить расположение только семи из них [2]. Это открытие открыло путь к понятию « разделило внимание на » и привело примерно столетие спустя к знаменитой статье Г.А. Миллер, «Волшебное число семь, плюс-минус два» в 1956 [3].

Внимание в экспериментальной психологии

После первых философских подходов внимание перешло в научную фазу, когда к нему подошла психология. На основании обнаруженной в астрономии ошибки наблюдения В. Вундт ввел изучение сознания и внимания в область психологии [4]. Он интерпретировал эту ошибку наблюдения как время, необходимое для произвольного переключения внимания с одного стимула на другой , и инициировал серию исследований скорости умственной обработки, аналогичную выполненным Ф. Дондерсом [5].

Во второй половине XIX века Г. фон Гельмгольц в своем «Трактате о физиологической оптике» [6] отмечал, что, несмотря на иллюзию того, что мы видим все окружающее в одном разрешении, человеку необходимо двигать глазами все поле зрения, «потому что это единственный способ, которым мы можем видеть как можно отчетливее все отдельные части поля по очереди». Даже если он лично в основном проверял траекторию сканирования движения глаз (явное внимание), он также обращал внимание на наличие скрытого внимания (которое не вызывает движений глаз). Фон Гельмгольц сосредоточился на роли внимания как на ответе на вопрос 9.0007 «Где» интересующие объекты .

В 1890 г. У. Джеймс опубликовал свой учебник «Принципы психологии» [7] и заметил, что внимание тесно связано с сознанием и структурой. Согласно Джеймсу, внимание заставляет людей воспринимать, понимать, различать, запоминать и сокращать время реакции. Джеймс действительно связал внимание с понятием сжатия данных и памяти. В отличие от фон Гельмгольца, Джемс более сосредоточен на том, что внимание должно отвечать на вопрос о «Что» представляют собой интересующие объекты .

Внимание в когнитивной психологии

С самого начала 20-го века до 1949 года основным подходом в психологии был бихевиоризм. В этот период изучение сознания считалось едва ли научным, и в области внимания не было достигнуто никаких значительных достижений. Несмотря на эту «дыру» в изучении внимания, мы все еще можем найти имена, такие как Дж. Р. Струп, который работал над «Эффектом Струпа» [8], показывающим, что дивергентные стимулы (чтение/цвет) сильно ухудшают работоспособность людей.

После Второй мировой войны и ее практических вопросов о солдатском внимании и развитии когнитивизма изучение внимания сделало огромное возвращение. В отличие от бихевиористской точки зрения, утверждающей, что поведение организма находится под контролем окружающей среды, когнитивизм показал, что поведение может модулироваться вниманием.

Возвращение внимания началось с работы Ч. Черри в 1953 г. над знаменитой парадигмой «коктейльных вечеринок» [9]. Этот подход моделирует, как люди выбирают разговор, который они слушают, и игнорируют остальные? Эта задача получила название « сосредоточенное внимание», в отличие от «распределенного внимания» .

  1. Бродбент [10] обобщил большинство известных до того времени результатов в модели «узкого места», в которой он описал селективные свойства внимания. Идея заключается в том, что внимание действует как фильтр (селектор) релевантной информации на основе основных характеристик, таких как цвет или ориентация. Если поступающая информация соответствует фильтру, она может достичь осознания (сознательного состояния), в противном случае она будет отброшена. В то время исследование внимания, казалось, стало очень последовательным и получило название «ранний отбор». Тем не менее, после этого короткого положительного периода большинство выводов, обобщенных Бродбентом, оказались противоречивыми.

Первая «атака» исходила от альтернативной модели Дойча и Дойча [11], которые использовали некоторые свойства парадигмы вечеринки с коктейлем, чтобы представить модель «позднего выбора» , в которой выбор внимания в основном является вопросом памяти. обработка и выбор ответа. Идея состоит в том, что вся информация усваивается, но для осознания отбирается только та, которая соответствует семантическим объектам или объектам, связанным с памятью. Это точка зрения, противоположная Бродбенту, который исповедует ранний отбор признаков до того, как они достигнут какой-либо дальнейшей обработки.

Были введены новые модели, такие как модель ослабленного фильтра А. Трейсмана [12], которая является более мягкой версией, чем узкое место Бродбента, и которая позволяет стимулам с ответом выше заданного порога переключать фильтр , таким образом фокус избирательное внимание.

Позже, в 1980 году, Трейсман и Геладе [13] предложили новую теорию «интеграции признаков», в которой внимание происходит в два отдельных этапа: предварительный параллельный не требующий усилий шаг , который анализирует объекты и извлекает из них признаки. На втором этапе эти функции объединяются для получения иерархии фокуса внимания, которая подталкивает информацию к осознанию.

Несмотря на большое значение в психологических теориях, интеграция функций также вызывала большие споры. Другие теории возникли как М. Познер [14] прожектор, поддерживающий подход пространственного отбора или Д. Канеман [15] и его теория способностей, поддерживающая идею умственного усилия .

В конце 1980-х процветало множество теорий внимания, и ни одна из них не могла включить в себя все предыдущие открытия. Согласно Х. Пашлеру [16], когнитивная психология зашла в тупик. После нескольких десятилетий исследований в области когнитивной психологии было поставлено больше вопросов, чем дано ответов. Пашлер заявил, что «Никто не знает, что такое внимание» как провокационный ответ на знаменитое «Все знают, что такое внимание», предложенное Джеймсом за столетие до этого.

Необходимость новых подходов: после «кризиса» конца 1980-х годов

Внимание занимается выделением когнитивных ресурсов на важную поступающую информацию с целью приведения их в сознательное состояние, обновления модели сцены и памяти и влияния на поведение . Между сознанием, памятью и поведением внимание оказалось гораздо более сложным, чем ожидалось изначально, и некоторые люди даже ставят под сомнение тот факт, что внимание — это одно понятие или существует несколько «вниманий». Иногда внимание становилось своеобразным волшебным ящиком, куда может попасть все, что нельзя было объяснить иначе.

Количество проблем и сложность природы внимания привели к интересному шагу в разделении исследования внимания от одного сообщества на два разных сообщества.

У человека есть желание углубиться в теоретическую и глубокую природу внимания (когнитивная нейронаука), используя адаптированные простые стимулы. Появление передовых инструментов, таких как функциональная визуализация или записи отдельных клеток, позволит им сделать огромный шаг к пониманию внимания.

Второе сообщество, работающее в области внимания, хочет, чтобы концепция работала с реальными данными, такими как изображения, видео и т. д. (информатика). С конца 1990-х годов и появления первых вычислительных моделей зрительного внимания эти два подхода развивались параллельно: один пытался получить больше информации о биологическом мозге, а другой пытался получить результаты, которые могут предсказать поведение глаз для реальных стимулов. Даже если сообщество вычислительного внимания привело к некоторым моделям, сильно отличающимся от того, что, как известно, происходит в мозгу, творческий подход инженеров впечатляет, и результаты на реальных данных становятся значительными, а приложения бесконечными.

Во второй части нашей попытки узнать больше о том, что такое внимание, мы сосредоточимся на когнитивной нейробиологии, с одной стороны, и на вычислительном внимании, с другой, наряду с известными свойствами внимания.

Ссылки

[1] Runes, Dagobert D., изд. Словарь философии . Citadel Press, 2001.

[2] Гамильтон, Уильям. Лекции по метафизике и логике . Том. 1. Gould and Lincoln, 1859.

[3] Миллер, Джордж А. «Волшебное число семь плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию». Психологический обзор  63.2 (1956): 81.

[4] Вундт, Вильгельм Макс. Основы физиологической психологии . Том. 1. Sonnenschein, 1904.

[5] Goldstein, E. Когнитивная психология: соединение разума, исследований и повседневного опыта . Cengage Learning, 2014.

[6] фон Гельмгольц, Герман. Трактат по физиологической оптике . Том. 3. Courier Corporation, 2005.

[7] Джеймс, Уильям. «Принципы психологии, Том II». (1913).

[8] Дженсен, Артур Р. и Уильям Д. Ровер. «Тест цветовых слов Струпа: обзор». ActaPsychologica  25 (1966): 36–93.

[9] Черри, Э. Колин. «Некоторые эксперименты по распознаванию речи одним и двумя ушами». Журнал акустического общества Америки  25.5 (1953): 975–979.

[10] Бродбент, Дональд Эрик. «Механическая модель человеческого внимания и непосредственной памяти». Психологический обзор  64.3 (1957): 205.

[11] Дойч, Дж. Энтони и Дайана Дойч. «Внимание: некоторые теоретические соображения». Психологический обзор  70.1 (1963): 80.

[12] Трейсман, Энн М. «Избирательное внимание у человека».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *