Срс №6. Составьте таблицу «Свойства восприятия»:
№ | Свойство восприятия | характеристика | пример |
предметность | |||
константность | |||
целостность | |||
структурность | |||
осмысленность | |||
избирательность |
СРС №7. Сделать конспект работы Рубинштейна С.Л. «Восприятие и направленность личности»
(в книге «Основы общей психологии» Рубинштейна С.Л.)
Занятие 3. Ощущение и восприятие. Методы их исследования.
Задания для подготовки:
Что такое ощущение? Раскрыть значение ощущений в жизни человека. Физиологическая основа ощущений.
2. Составить схему «Классификация ощущений» (1 — по контакту с раздражителем, 2 — по расположению рецептора). Охарактеризуйте каждый вид ощущений.
Составить таблицу «Свойства ощущений» и раскрыть содержание каждого свойства:
№
Свойства
Содержание
1.
качество
2.
интенсивность
3.
длительность
4.
пространственная локализация раздражителей
Понятие о восприятии. Физиологическая основа восприятия.
Составьте схему «Виды восприятия». Раскройте более подробно восприятие движения, восприятие пространства и восприятие времени.
Составьте таблицу «Особенности восприятия»:
№
Особенности
Содержание
1.
апперцепция
2.
активность
3.
Фигуро-фоновые отношения
4.
Роль движений
5.
иллюзии
Список литературы:
1. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: РПА, 2006. – 276с.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в психологию. — М.: «Че-Ро», 2006.
3. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.
4. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 6-е изд., стереотип / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512с. – (Классическая учебная книга)
5. Психология [Текст]: учебник / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. 17-е изд. – Феникс, 2007. – 672с.
И др.
Восприятие — Страница 4 из 9
10.12.2011 admin 0
Стандартный
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка…
Свойства восприятия
Восприятия человека отличаются от ощущений рядом специфических свойств. Основные свойства восприятия — это:
- константность;
- целостность;
- избирательность;
- предметность;
- апперцепция ;
- осмысленность.
Проявления этих свойств описаны в табл. 6.3.
Таблица 6.3.
Свойства восприятия | В чем проявляется |
Константность | Постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Например, хотя автомобиль, находящийся вдалеке, кажется меньше аналогичного автомобиля вблизи, их реальные размеры воспринимаются человеком примерно одинаково |
Целостность | Выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. Например, три отдельные точки могут восприниматься человеком как единая фигура — треугольник |
Избирательность | Способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности. Как гласит русская народная пословица, «голодной куме только хлеб на уме» |
Предметность | Способность человека отражать окружающую действительность в виде конкретных предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом сознание выделяет предмет из фона, на котором он расположен. Даже ночью зрение способно опознать фигуру человека, выделив ее из окружающего пространства. Поэтому в военном деле применяются различные приемы, позволяющие «обходить» данное свойство восприятия. Для этого применяется так называемая «маскирующая» окраска в виде цветовых пятен неправильной формы |
Апперцепция | Зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Одно и то же дерево будет восприниматься по-разному случайным прохожим, дровосеком и ботаником |
Осмысленность | Воспринимаемые человеком предметы трансформируются через вторую сигнальную систему, то есть описываются словесными понятиями. При этом полученные образы приобретают для человека определенный жизненный смысл. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование |
Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Общая психология восприятиеГештальт-принципы дизайна: как психология формирует восприятие
Логотипы, веб-сайты и многое другое…
Логотипы, веб-сайты, обложки книг и многое другое…
Получить дизайн
Принципы гештальта формируют психологическую основу того, как человеческий разум воспринимает и организует визуальную информацию. Лежащая в их основе теория была основана в 1910-х и 20-х годах немецкими психологами Максом Вертхаймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой. С тех пор он нашел признание в различных дисциплинах, от терапии до кибернетики и дизайна.
Шесть гештальт-принципов описывают, как мы воспринимаем визуальные отношения между объектами. Дизайн OrangeCrushСлово «гештальт» буквально означает «форма» на немецком языке, и это уместно, потому что теория описывает, как разум преобразует кажущуюся случайность в надежные формы. Возьмем, к примеру, музыку: наш мозг устроен таким образом, чтобы организовывать то, что мы слышим, в связные мелодии, а не в отдельные ноты.
Для графических дизайнеров использование принципов гештальта является важным инструментом: дизайнеры могут подчеркивать визуальные отношения и более эффективно общаться, когда понимают, как зрители интерпретируют визуальную информацию. В этой статье мы собираемся исследовать эти принципы гештальта и то, как применить каждый из них к дизайну. Но чтобы лучше понять визуальные отношения гештальта, давайте сначала рассмотрим некоторые важные концепции восприятия.
Некоторые концепции восприятия
—
Сама гештальт-теория описывает, как визуальные элементы группируются и разделяются для создания порядка посредством стабильных форм. Но есть ряд других лежащих в основе психологических концепций, относящихся к восприятию, которые формируют наше понимание теории гештальта (которая выходит за рамки восприятия и описывает визуальные отношения). Давайте кратко рассмотрим некоторые из них:
Возникновение означает, что мы видим всю форму, прежде чем мелкие детали. Изображение с Wikimedia CommonsReification означает, что мы видим формы, которых нет. Изображение с Wikimedia Commons. Инвариантность означает, что мы распознаем одну и ту же форму, несмотря на искажения. Изображение с Викисклада Мультистабильность означает, что мы одновременно видим все возможные интерпретации неоднозначного образа. Изображение с Викисклада Организация «фигура-фон» означает, что мы разделяем объекты изображения на передний план и фон, даже если изображение не кажется трехмерным. Изображение с Викисклада Прошлый опыт означает, что мы можем интерпретировать это изображение как стол для пикника, даже если мы видим абстрактный треугольник. Изображение с Викисклада- Появление : Сначала понимается вся форма объекта, прежде чем его отдельные части.
- Овеществление : Глаз имеет тенденцию заполнять пробелы и создавать формы даже без явных деталей. Например, дизайн негативного пространства построен на создании форм из пробелов, таких как скрытая стрелка в логотипе FedEx.
- Инвариантность : Люди узнают похожие формы, несмотря на различия, такие как цвет, масштаб, вращение или вес.
- Мультистабильность : Когда существует более одной возможной интерпретации неоднозначной формы, глаз воспринимает каждую интерпретацию одновременно. Другими словами, глаз всегда пытается разрешить неустойчивые формы, и в случае, когда есть несколько вариантов стабильности, глаз будет прыгать туда-сюда между несколькими интерпретациями. Это часто случается в оптических иллюзиях, таких как ваза Рубина.
- Организация фигуры и фона : Глаз организует формы в трехмерном пространстве, разделяя элементы на фон и передний план. Это справедливо даже в том случае, если элемент переднего плана совершенно плоский: глаз будет видеть все, что окружает объект, как фон.
- Прошлый опыт : Субъективный личный или культурный опыт влияет на интерпретацию формы.
Шесть гештальт-принципов дизайна
—
Имея в виду вышеупомянутые концепции восприятия, давайте рассмотрим гештальт-принципы.
Простота
Принцип Простоты гласит, что глаз инстинктивно выберет для интерпретации простейшую возможную форму. Это означает, что при представлении изображения, содержащего несколько фигур, разум может выбрать их разделение или группировку в зависимости от того, какое решение является наиболее простым.
Например, даже несмотря на то, что изображенное изображение может содержать три одинаковых перекрывающихся фигуры или восемнадцать отдельных линий, мы склонны принимать первое, потому что это более простое визуальное решение.
Гештальт-принцип простоты утверждает, что мы воспринимаем самую простую форму из возможных, даже если она состоит из нескольких разных форм.Хотя закон простоты и важен, его не так просто определить напрямую, как другие гештальт-принципы. Дизайнеры должны использовать свое суждение при определении того, какая интерпретация композиции зрителю покажется наиболее простой. Часто базовая геометрия и прошлый опыт дают ответ, поскольку зрителям легче интерпретировать уже знакомые им формы.
от gaga Vastard от KisaDesignДавайте рассмотрим два примера, в одном из которых самая простая форма — это вся форма, а в другом — отдельные фигуры. В логотипе Bluefox предпочтение отдается эмерджентности, потому что легче понять композицию как узнаваемый силуэт животного, чем сосредотачиваться на конкретных треугольниках, ромбах и линиях.
С другой стороны, логотип LMAD легче понять как три перекрывающихся треугольника, потому что объединенная форма не создает упрощенную, узнаваемую форму. Вот почему KisaDesign подчеркивает эту интерпретацию отдельными цветами для каждого треугольника.
Близость
Близость описывает пространственные отношения между объектами с точки зрения того, находятся ли они близко или далеко друг от друга.
В частности, гештальт-принцип близости утверждает, что объекты, находящиеся рядом друг с другом, образуют коллективную группу, даже если они не вступают в непосредственный контакт. Этот принцип сохраняется независимо от того, отличаются ли проксимальные объекты по целому ряду других признаков, таких как размер, цвет и форма.
Классический пример — слова на странице: мы понимаем, что буквы образуют отдельную группу, то есть слово, когда их отделяет пробел от других групп букв.
Гештальт-принцип близости утверждает, что мы воспринимаем объекты как часть группы, когда они физически находятся близко друг к другу. Близость позволяет дизайнеру MachinaDesign организовывать текст и копировать в отдельные группы для визуальной иерархии. По M.m.Proximity по строкам текста позволяет дизайнерское анниирование. расставить буквы, не нарушая нашей группировки их как слов.Точно так же дизайнеры могут использовать близость, чтобы подразумевать групповое отношение, не делая это отношение явным. Например, дизайн плаката M.m. использует близость, чтобы передать темы единства и изоляции с помощью простых абстрактных форм. Но близость наиболее полезна для установления визуальной иерархии в дизайне. Группировка и разделение частей текста пустым пространством позволяет зрителям систематизировать важную информацию, например, на плакатах, брошюрах и веб-сайтах.
Сходство
Гештальт-принцип подобия утверждает, что объекты со сходными качествами считаются принадлежащими к одной и той же группе. Эти качества обычно представляют собой физические и визуальные атрибуты объекта, такие как цвет, текстура и форма.
Например, предметы одежды можно разделить на группы, т.е. футболки, рубашки на пуговицах, жилеты, брюки и т. д. — в зависимости от их формы, даже если они смешаны вместе в гардеробе.
Гештальт-принцип подобия утверждает, что мы воспринимаем объекты как часть группы, когда они обладают сходными атрибутами, такими как форма, цвет или размерДля дизайнеров сохранение одинаковой конструкции элементов дает им свободу варьировать расположение, не сбивая с толку зрителя. В логотипе Stacked ниже формы не выровнены и даже не имеют одинаковой точной формы, но мы понимаем их как принадлежащие к одной и той же группе, потому что они содержат одинаковые свойства цвета и затенения.
Автор DAROSEBy ludibesBy BlindBДизайнеры также могут использовать закон, обратный закону подобия, то есть они могут намеренно делать элементы дизайна непохожими, чтобы они не воспринимались как группа. Например, логотип Skyline состоит из фигур близких цветов, расположенных близко друг к другу, но непохожие свойства позволяют нам воспринимать их как отдельные: вместо одной абстрактной формы мы видим намеки на горы, сосны и небо.
Несходство также может создавать акцент, когда отношение сходного к непохожему неодинаково. Например, в логотипе IRYSS одна фигура окрашена иначе, чем остальные, выступая в качестве фокуса и привлекая внимание.
Общая судьба
Гештальт-принцип общей судьбы утверждает, что объекты воспринимаются как часть группы, если они расположены на одной траектории. Другими словами, предполагается, что объекты, которые появляются на одном и том же невидимом линейном пути, имеют отношения. Например, на этой картинке мы видим разные части крыльев бабочки, хотя они состоят из абстрактных фигур, движущихся в одинаковых направлениях.
Гештальт-принцип общей судьбы утверждает, что мы воспринимаем объекты, движущиеся в одном направлении, как часть группы.Общая судьба часто подразумевает движение, и это полезно для дизайнеров, желающих подчеркнуть штрихи. Рассмотрим отдельные изгибы логотипа Kirem ниже: общая судьба создает подразумеваемое движение, так что мы почти можем видеть, как каждый штрих, образующий букву, пишется на наших глазах. Сходство и близость объединяют эти формы для создания законченной формы буквы.
Автор Yo!Design Автор BlueBerryezОбщая судьба также может быть полезна для создания трехмерных форм. Например, в логотипе PurPapier большая фигура движется в одном направлении, а перекрывающаяся серая фигура изгибается в противоположном направлении, подразумевая, что они принадлежат к отдельным группам фона и переднего плана.
Непрерывность
Гештальт-принцип непрерывности гласит, что человеческий глаз будет следовать по линии за ее конечной точкой, чтобы избежать внезапного прерывания. Изображенный пример технически может состоять из нескольких отдельных линий, но мы воспринимаем пути как четыре пересекающиеся линии, потому что глаз предпочитает плавное, непрерывное продолжение.
Гештальт-принцип непрерывности утверждает, что мы воспринимаем перекрывающиеся объекты как часть группы, когда они продолжаются вдоль одной и той же линии.Этот принцип особенно полезен для штриховых рисунков и иллюстраций. Понимание того, как глаз будет следовать и соединять отдельные мазки кисти, позволяет иллюстратору намеренно сохранять цельность намеченной фигуры.
By casignЭто также позволяет дизайнерам использовать перекрывающиеся линии в своих интересах: зрители поймут, что перекрывающаяся линия по-прежнему является одной единицей, если она продолжается по тому же пути. Это справедливо независимо от того, изменяются ли другие свойства, такие как цвет или вес.
Например, логотип Kasella можно рассматривать как серию расходящихся стрелок из-за их разных цветов, но закон непрерывности позволяет нам видеть сходящиеся линии буквы «К», несмотря на прерывание.
Замыкание
Гештальт-принцип замыкания утверждает, что глаз будет воспринимать законченную форму, даже если части формы отсутствуют или неполны, — другими словами, существует тенденция разрешать частичную визуальную информацию. Классический пример — пунктирный контур, где люди склонны видеть общую форму, а не несвязанные короткие линии.
Гештальт-принцип замыкания гласит, что мы воспринимаем завершенные формы, даже если некоторые части отсутствуют. Автор suseno. Макмоер.Замыкание позволяет дизайнерам преобразовывать фигуры в их простейшую возможную форму и может быть полезно для минималистских аранжировок. В логотипе uncoil.io зритель использует замыкание, чтобы понять перекрывающиеся кольца змеи, фактически не видя их.
Этот подход особенно полезен в сочетании с прошлым опытом — в логотипе с подставкой наше предвзятое понимание формы велосипеда позволяет нам использовать замыкание, чтобы заполнить недостающие связи между абстрактными треугольниками и кругами.
Примените эти гештальт-принципы на практике
—
6 гештальт-принципов описывают психологию, лежащую в основе того, как люди интерпретируют визуальную информацию, и их важно знать графическим дизайнерам, архитекторам визуальной информации. Четкое понимание принципов гештальта позволяет дизайнерам направлять восприятие зрителя с намерением и целью, а не полагаться на интуицию.
Конечно, когда все сказано и сделано, гештальт-теория является лишь средством для достижения цели. Если вы владелец бизнеса и хотите улучшить восприятие дизайна вашего бренда зрителями, вам понадобятся как гештальт-психология и талантливый конструктор.
Нужен привлекательный дизайн?
Наши дизайнеры помогут вам создать что угодно.
Получить дизайн
Эта статья была первоначально написана Алексом Бигманом и опубликована в 2014 году. Она была дополнена новыми примерами и информацией.
Знание из восприятия — философия Уровень A
Обзор — знание из восприятия
Этот раздел философии уровня A рассматривает 3 теории восприятия , которые объясняют, как мы можем приобретать знания из опыта, т. е. апостериори. Это:
- Прямой реализм
- Косвенный реализм
- Идеализм
Теории расходятся во мнениях по таким вопросам, как существование внешнего мира (реализм против антиреализма) и то, как мы его воспринимаем (прямое против косвенного). Каждая теория также имеет различные аргументы за и против. Эти ключевые моменты кратко изложены ниже:
Прямой реализм
«Непосредственными объектами восприятия являются независимые от разума объекты и их свойства».
Прямой реализм. Итак, что видишь, то и получаешь. Когда вы смотрите и воспринимаете дерево, вы непосредственно воспринимаете дерево, которое существует «где-то там», в мире. Вы также воспринимаете его свойства (размер, форма, запах и т. д.). Итак, непосредственными объектами восприятия являются независимые от разума объекты и их свойства. Прямой реализм часто считают теорией восприятия здравого смысла. Когда вас спрашивают, что вы видите, вы описываете сам внешний объект , а не свое восприятие его. Например: «Что ты видишь?» «Стол». Вы бы не ответили: «Коричневые пятна сенсорных данных в прямоугольном расположении». По крайней мере, на первый взгляд перцептивный опыт представляется нам как независимые от разума объекты. Однако с этим простым объяснением возникает ряд вопросов. Различия в вариации восприятия создают проблему для прямого реализма. Например, когда я стою на одной стороне комнаты, на блестящем деревянном столе может быть белое пятно там, где на него падает свет. Но для человека, стоящего на другом конце комнаты, белого пятна может и не быть. Но белое пятно либо есть, либо его нет — не может быть и того, и другого! Итак, по крайней мере один из нас не воспринимает таблицу напрямую, как она есть . Рассел также говорит о форме стола. Прямо над головой он может показаться прямоугольным. Но с расстояния в несколько метров он может выглядеть как воздушный змей. Опять же, это не может быть обе формы! Эти примеры подчеркивают различия в нашем восприятии стола и самого стола. Однако, согласно прямому реализму, таких различий между восприятием и действительностью быть не должно. Возможный ответ: Прямой реализм может ответить уточнением теории и введением идеи реляционных свойств . Реляционное свойство — это свойство, которое изменяется по отношению к чему-то другому. Например, находиться слева или справа от чего-либо (например, «шкаф слева от холодильника») — это 9 баллов. 0116 реальное свойство, которым что-то может обладать, но оно варьируется по отношению к другим объектам. Точно так же мы могли бы сказать, что казаться воздушным змеем — это реальное свойство стола по отношению к определенным воспринимающим. Другими словами: сам объект не меняется, но меняется воспринимающий — и, таким образом, меняются реляционные свойства объекта. Помните, прямой реализм говорит, что мы воспринимаем внешний мир напрямую, как он есть. Но если это так, то как же реальность (т.е. внешний мир) может быть отличается от в нашем восприятии? Например, если карандаш положить в стакан с водой, он может выглядеть криво. Но это не на самом деле криво. Если прямой реализм верен, то внешний мир был бы именно таким, каким мы его воспринимаем. Однако в случае с иллюзиями существует очевидная разница между нашим восприятием и реальностью. Возможный ответ: Подобно реакции на изменение восприятия, прямой реалист мог бы ответить, что карандаш имеет относительное свойство из выглядит искаженным для некоторых воспринимающих (хотя на самом деле оно не является искаженным). Однако этот ответ не может объяснить аргумент от галлюцинаций. Это более крайняя версия аргумента от иллюзии. Прямой реализм говорит, что когда мы что-то воспринимаем, мы воспринимаем что-то во внешнем мире (непосредственно). Но во время галлюцинаций – возможно, в результате болезни или приема наркотиков – мы воспринимаем вещи, которых даже нет. Так что же вызывает такое восприятие? Это не может быть внешний мир — по крайней мере, не непосредственно — потому что никакого внешнего воспринимаемого объекта нет вообще! Солнце находится на расстоянии 149 600 000 км от Земли. Свет движется со скоростью 299 792 458 метров в секунду. Это означает, что свету требуется примерно 8 минут , чтобы достичь Земли. Итак, когда вы смотрите на солнце, вы его видите таким, каким было 8 минут назад – т.е. есть разница между самим солнцем и вашим восприятием его. Другими словами, вы не воспринимаете солнце напрямую . Возможный ответ: Прямой реалист может возразить, что этот ответ путает то, что мы воспринимаем, с тем, как мы это воспринимаем. Да, мы воспринимаем объекты с помощью световых и звуковых волн, и да, этим световым и звуковым волнам требуется время, чтобы пройти сквозь пространство. Но то, что мы воспринимаем, по-прежнему является независимым от разума объектом — просто мы воспринимаем его таким, каким он был несколько мгновений назад, а не таким, какой он есть сейчас. «Непосредственными объектами восприятия являются объекты, зависящие от разума (чувственные данные), которые вызваны и представляют собой независимые от разума объекты». Косвенный реализм — это точка зрения, согласно которой: Косвенный реализм говорит, что непосредственным объектом восприятия являются чувственные данные. Эти чувственные данные вызваны , а представляет , независимый от разума внешний мир. Большинство философов, выступающих за косвенный реализм, начинают с проблем прямого реализма. Многие различия между реальностью и нашим восприятием ее, говорят они, делают прямой реализм неправдоподобным. Вместо этого они утверждают, что на самом деле мы воспринимаем чувственные данные. Чувственные данные могут быть описаны как содержание перцептивного опыта. Это не физическая вещь, она существует в уме. Однако считается, что чувственные данные вызваны и представляют независимых от разума физических объектов (см. диаграмму выше). Данные датчиков являются частными. Никто другой не может испытать ваши чувственные данные. Это позволяет избежать проблем с прямым реализмом, описанных выше. Например, различия в вариациях восприятия можно объяснить различиями в сенсорных данных . Сам объект остается неизменным, даже если сенсорные данные меняются. Идея, тесно связанная с чувственными данными, — это проведенное Джоном Локком различие между первичными и вторичными качествами: Локк использует различные примеры, чтобы проиллюстрировать это различие. Одним из таких примеров является порфир – красно-белый камень. Локк говорит, что если вы препятствуете попаданию света на порфир, «его цвета исчезают» . Однако первичные качества — размер, форма и т. д. — остаются . Различие между первичными и вторичными качествами можно использовать для поддержки косвенного реализма. Подобно чувственным данным, это различие объясняет разницу между реальность (первичные качества) и наше восприятие ее (вторичные качества) . О проблемах с этой точкой зрения см. критику Беркли различия между первичными и вторичными качествами. Проблема непрямого реализма в том, что он ведет к скептицизму относительно природы и существования внешнего мира. Посмотрите на две диаграммы выше. В чем разница между ними с точки зрения воспринимающего? Какая разница для воспринимающего, если физического мира вообще не существует? Ответ, конечно же, ничего . Если мы воспринимаем только чувственные данные, а не сам объект, как мы можем знать что-либо о внешнем мире? Невозможно сказать, являются ли чувственные данные точным представлением внешнего мира или даже того, что внешний мир вообще существует! Мы не можем выйти за пределы завесы восприятия (чувственные данные), чтобы получить доступ к внешнему миру за ним. Итак, какие основания есть у непрямых реалистов, чтобы поддержать их утверждение о том, что существует независимый от разума внешний мир, вызывающий чувственные данные? Бертран Рассел , косвенный реалист, признает, что мы никак не можем окончательно опровергнуть этот скептический аргумент. Однако он утверждает, что существование независимого от разума внешнего мира является лучшим объяснением чувственных данных. Джон Локк предлагает два ответа на скептический вызов. Сначала Локк отмечает, что ему 9 лет.0116 не может избежать появления у определенных чувственных данных, возникающих в его уме, когда он смотрит на объект. Напротив, память и воображение позволяют ему выбирать то, что он испытывает. Из этого Локк заключает, что все, что вызывает его восприятия, должно быть чем-то внешним для его разума, поскольку он не в состоянии контролировать эти восприятия. Возможный ответ: Однако, даже если Локку удастся доказать что-то внешнее, ему не удастся доказать, что чувственные данные каким-либо образом являются точным представлением внешнего мира. Скептик может возразить, что внешний мир может быть совершенно иным, чем мы его воспринимаем, и мы никак не можем знать об этом. Во-вторых, Локк утверждает, что разные чувства подтверждают информацию друг друга. Например, вы можете написать что-то на листе бумаги и увидеть слов. Затем вы можете попросить кого-нибудь прочитать слова вслух и, таким образом, услышать ту же информацию из другого источника. Возможный ответ: Но действительно ли это поможет победить скептический вызов? Информация, которую вы слышите может быть в равной степени ложным представлением внешнего мира, как и информация, которую вы видите . «Непосредственные объекты восприятия (то есть обычные объекты, такие как столы, стулья и т. д.) являются объектами, зависящими от разума». Идеализм есть мнение, что: Другими словами, непосредственные объекты восприятия являются зависимыми от разума идеями . В отличие от прямого реализма и косвенного реализма, идеализм утверждает , что не существует независимого от разума внешнего мира. Вместо этого идеализм утверждает, что все, что существует, это идей . Более того, идеализм говорит, что пока что-то не воспринимается, оно не существует! «Esse est percipi» (быть значит восприниматься) Бишоп Джордж Беркли (1685-1753) самый известный сторонник идеализма. Беркли предлагает различные аргументы против существования независимого от разума внешнего мира. Эти аргументы включают в себя вариант скептического аргумента, описанного ранее. Беркли спрашивает, как — если реализм верен — мы можем связать наше восприятие с объектами, стоящими за ним. Опять же, кажется, что мы не можем смотреть дальше пелена восприятия. Затем Беркли бросает вызов Локковскому различию первичных и вторичных качеств, утверждая, что так называемые первичные качества в равной степени зависят от разума, как и вторичные качества. Позже он приводит свой основной аргумент : Аргумент, что сама идея независимых от разума объектов непостижима и невозможна. Беркли утверждает, что единственное, что воспринимают наши чувства, это качества и ничего более. Например, мы воспринимаем цветов и форм через зрение, звуков через слух, вкусов через вкус и так далее. Но мы никогда не воспринимаем ничего кроме этих качеств. Это утверждение составляет основу одного из аргументов Беркли против существования независимого от разума внешнего мира. Ранее мы рассмотрели различие Локка между первичными и вторичными качествами. Вспомните, как Локк говорил, что первичные качества присущи объекту, а вторичные качества — нет: «Уберите ощущение […] и все цвета, вкусы, запахи и звуки […] исчезнут и прекратятся и сведутся к своим причинам» Локк — Очерк о человеческом понимании (Кн. 2, глава 8, § 17) Основываясь на этом отрывке, Локк как бы говорит, что вторичных качеств являются зависимыми от разума . Сам Беркли приводит свои собственные аргументы в пользу того, что вторичные качества зависят от разума. Например, тепло (вторичное качество) может ощущаться как боль (зависит от разума). Когда обжигаешь руку горячим огнем, не чувствуешь ни боли, ни жара отдельно. Вы чувствуете одно ощущение: болезненное тепло . Итак, кажется, что Беркли и Локк до сих пор согласны: вторичные качества зависят от разума. В чем Беркли расходится с с Локком, так это в статусе первичных качеств. Локк говорит, что они независимы от разума , но Беркли утверждает, что это не так. Беркли предлагает различные варианты перцептивной изменчивости в поддержку утверждения о том, что первичные качества зависят от разума так же, как и вторичные качества: Размер, форма и движение: все они являются первичными качествами, но эти примеры показывают, как наше восприятие их различается в зависимости от обстоятельств. Таким образом, утверждает Беркли, мы не можем сказать, что эти объекты имеют один единственный размер, форму или движение независимо от того, как они воспринимаются. Итак, первичных качеств и зависят от ума. Объединив точки Беркли, мы получим следующий аргумент: Итак, Беркли использует локковское различение первичных и вторичных качеств, чтобы доказать, что все, что мы воспринимаем, зависит от разума. Это подразумевает, что не существует такого понятия, как независимый от разума внешний мир (поэтому реализм ложен). Второй из аргументов Беркли в пользу идеализма/аргументов против косвенного реализма известен как главный аргумент. Диалог (между Гиласом и Филоном) для основного аргумента можно резюмировать так: Итак, главный аргумент Беркли, по сути, состоит в том, что мы не можем даже представить независимый от разума объект, потому что, как только мы представляем себе такой объект, он становится зависимым от разума . Таким образом, независимые от разума объекты невозможны. Возможный ответ: Однако вывод не обязательно следует: только потому, что невозможно иметь идею независимого от разума объекта, это не означает, что независимые от разума объекты сами по себе невозможны. . Несмотря на доводы против существования независимого от разума внешнего мира, идеализм не приводит к той же завесе проблемы восприятия, что и непрямой реализм. Пелена восприятия исчезает, когда мы понимаем, что значения таких слов, как «физический объект», относятся к связки идей а не разумонезависимые объекты (как предполагает реализм). Воспринимая идеи, мы становимся воспринимающими реальность. Вот что такое реальность: идеи. Это все еще оставляет вопрос о том, что вызывает эти идеи. Ответ Беркли: Бог , и его аргумент таков: Роль Бога здесь разрешает очевидное возражение против идеализма: если теория Беркли верна, то, по-видимому, мой стол и все в моем кабинете больше не существуют , когда я выхожу из комнаты и перестаю их воспринимать. Так почему же они все еще там, когда я вернусь? Беркли отвечает, что офис (и все «физические объекты») постоянно существуют в разуме Бога. То, что мы воспринимаем, — говорит Беркли, — это копий идей, которые вечно существуют в уме Бога (когда Он желает, чтобы я их воспринял). Это устраняет еще одну возможную критику: мы можем возразить, что когда мы с вами смотрим на одно и то же дерево, мы воспринимаем разные вещи — то есть две разные идеи. Однако, поскольку мы оба воспринимаем то же самое копия идеи Бога, можно сказать, что мы оба воспринимаем одно и то же. Солипсизм — это точка зрения, согласно которой разум — это единственный разум, который существует. И более ранний аргумент Беркли — что все, что человек воспринимает, зависит от разума — предполагает, что нет никаких оснований полагать, что что-то существует за пределами нашего опыта. Я никогда не воспринимаю другие разумы, все, что я воспринимаю, это идеи — так какие у меня основания верить, что другие разумы вообще существуют? Если идеализм верен, он, по-видимому, подразумевает, что ничто не существует, пока я его не воспринимаю, что мира не существовало до моего рождения и что мира не существует, когда я закрываю глаза или засыпаю! Но это конечно абсурд. Возможный ответ: Бог существует, и Он все воспринимает, даже когда я этого не понимаю. Как прямая теория восприятия, идеализм не делает различий между видимостью (восприятием) и реальностью. Но это затрудняет объяснение аргумента от иллюзии, который также является проблемой для прямого реализма. Например, почему карандаш в воде выглядит криво, хотя на самом деле это не так? Ответ Беркли таков: «карандаш — это криво», то есть карандаш выглядел бы криво в нормальных условиях. Проблемы для прямого реализма
Бертран Рассел: Аргумент от вариации восприятия
Форма стола выглядит по-разному в зависимости от угла, под которым вы ее воспринимаете Аргумент от иллюзии
Аргумент от галлюцинации
Аргумент временной задержки
Косвенный реализм
Чувственные данные
Джон Локк: первичные и вторичные качества
Основные качества Второстепенные качества Свойства присущие самому объекту Способность объекта вызывать ощущения у людей Объектив Субъективный Проблема: скептицизм
Косвенный реалист отвечает на скептицизм
Ответ Рассела
Первый ответ Локка
Второй ответ Локка
Идеализм
Бишоп Беркли:
Три диалога между Гиласом и Филоном Атака на первичное/вторичное качественное различие Локка
Главный аргумент
Бог как причина восприятий
Проблемы идеализма
Солипсизм
Галлюцинация и иллюзия (снова)