Свойствами восприятия являются: Свойства восприятия — Психологос

Содержание

Свойства восприятия — Психологос

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность.

Предметность восприятия

Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех полученных с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке информации. Результаты современных экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что младенцы самого раннего возраста воспринимают предметы не как постоянно меняющиеся состояния своих органов чувств, а как нечто независимо от них существующее и противостоящее им во внешнем окружении. Формирование предметности восприятия связано с первыми практическими действиями ребенка, которые имеют предметный характер, направлены на внешние объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме. В дальнейшем, когда восприятие выделяется в относительно самостоятельную систему перцептивных действий, практическая деятельность продолжает ставить перед ним те или иные перцептивные задачи и неизбежно требует адекватного, следовательно, предметного отражения действительности.

Целостность

Свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. Целостность восприятия рассматривается в психологии как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому миру.

Константность восприятия

Относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменений условий восприятия. Например, величина удаляющегося или приближающегося объекта воспринимается вместе с расстоянием между объектом и субъектом; поэтому восприятие его величины неразрывно связано с восприятием удаленности, или наоборот.

Категориальность восприятия

Свойственная высшим формам восприятия расчлененность и обобщенность. Примером может служить речевой слух, основанный, в частности, на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонетическим категориям.

Важной особенностью восприятия является его зависимость от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и др.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или одним и тем же человеком в разное время.

  • Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов.
  • Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Контактность (константность) — на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным.
  • Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

Осмысление состоит из этапов:

  1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
  2. Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Основные свойства образа восприятия

I. Пространственно-временные:

– локализация,

– рельеф (объёмность образов благодаря бинокулярности нашего зрения),

– форма,

– величина предмета,

– последовательность,

– длительность,

– одновременность,

– модальность.

– интенсивность.

II. Производные:

– константность (узнавание предмета и его свойств в изменённом виде),

– предметность (выделение из фона знакомых или необходимых предметов),

– целостность (узнавание предмета по его деталям),

– обобщённость,

– осмысленность (целенаправленность восприятия, включающие в себя осознанность и мышление).

III. Дополнительные свойства:

– апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей;

– активность восприятия – установка на восприятие,

– избирательность (преимущественное выделение одних предметов по сравнению с другими).

Важнейшими свойствами образа восприятия являются: предметность, структурность, подвижность и управляемость, целостность, константность, избирательность.

Остановимся более подробно на предметности образа восприятия. Предметность образа восприятия означает:

  1. Реальность – человек верит в существование того предмета, который дан ему в образе, т.е. он убежден в объективном существовании этого предмета. Вынесенность образа называется предметностью. Объективированность – человек переживает образ как вынесенный вовне. При неадекватном стимулировании того или иного органа чувств могут возникнуть образы, лишенные объективированности. В этих случаях говорят «в ухе звенит», «из глаз посыпались искры» и т. п. Перцептивные системы работают так, что разделяют мир на отдельные предметы.

  2. Означенность – образы восприятия, лишенные значения, когда человек может детально описать предмет, на который он смотрит, но не способен его опознать.

  3. Полимодальность – органическое единство данных различной модальности, получаемых от органов чувств.

Перечисленные выше свойства не исчерпывают предметности образа. Человек живет в предметном мире, который отличается от мира, описание которого можно найти в учебниках физики. Этому способствует непосредственно данное в сознании тождество предмета и его образа.

В знаемом мире есть явления, которые не могут быть восприняты без специальных приборов. С другой стороны, громадное множество явлений (таких, как улыбка, агрессивность) легко и отчетливо воспринимаются нами.

Виды восприятия

I. По модальности:

– слуховые (звуков, речи; например, симфония),

– зрительные (цвета, формы, величины; например, картина),

– осязательные (температуры, гладкости и др.).

II. По форме существования материи:

– пространства,

– времени,

– движения.

4.Восприятие социальных объектов. Восприятие людей друг друга в обществе называетсясоциальной перцепцией.

Восприятие социальных объектов – себя и других – подчиняется тем же механизмам, о которых говорилось ранее, но некоторые из них имеют свои специфические проявления. Так, например, фактор «предшествующий опыт» проявляется в феноменах приписывание, установка, стереотипизация и предубеждение.

Приписывание начинает действовать в условиях дефицита информации о другом человеке. Оно осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого человека с каким-либо другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

Приписывание включается в более общий план – установку. Особенно значительна ее роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Экспериментальные исследования показали, что воспринимающий субъект первоначально «видит» другого именно таким, какова была установка. Стереотип возникает при тенденции «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью. Одним из следствий стереотипизации являются предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы, окрашивается неприязнью. Восприятие других людей преломляется также через профессиональную принадлежность: когда говорят о восприятии окружающего мира, то в какой-то мере можно вести речь о профессиональном видении человека.

Выработанные в детстве установки могут определить не только то, что и как надо видеть, но они во многом обусловливают все виды восприятий, формируют глубоко своеобразный вариант картины мира, и в этот мир легко входит только то, что соответствует его законам. Те впечатления, которые им противоречат, нередко видоизменяются или вообще отбрасываются. Когда человеку приходится воспринимать какую-то несовместимую с его внутренними убеждениями информацию, у него возникает неприятное переживание психологического дискомфорта –

когнитивный диссонанс. Дальше человек сознательно или несознательно старается как-то выйти из этого тревожного состояния: новая информация либо просто отбрасывается, либо обесценивается. Важно понять, что существует барьер восприятия, возникающий благодаря нашей внутренней позиции.

Советский историк и психолог Б.Ф. Поршнев считал, что информация между людьми проходит через фильтр доверия или недоверия. Информация может быть абсолютно истинной и полезной и всё-таки остаться непринятой, не пропущенной фильтром, и, наоборот, информация может быть ложной и вредной, но принятой в силу доверия. На учёте личностных факторов восприятия основаны все проективные методы изучения внутреннего мира человека. Например, что испытуемый увидит или чего не увидит в причудливых пятнах Роршаха зависит от того, что у него на душе. Короче говоря, скажи мне, что и как ты воспринимаешь, и я скажу, кто ты. Содержание данной темы отражено в рис. 6, 7, 8.

Вопросы для повторения

  1. Что общего и различного у ощущения и восприятия? Приведите примеры.

  2. Какие свойства ощущений Вы знаете?

  3. Какие основания классификаций и виды ощущений Вы знаете?

  4. Назовите свойства восприятия.

  5. Охарактеризуйте виды восприятия. Приведите примеры.

  6. Расскажите о роли социальной перцепции в жизни людей.

Рис. 6. Ощущение и восприятие (студентка Е. Лесова, ЭиУ-329)

Рис. 7. Ощущение и восприятие (студентка Е. Мальцева, ЭиУ-329)

Рис. 8. Ощущение и восприятие (студентка Ю. Гоглидзе, ЭиУ-428)

Восприятие: определение, значение и примеры

Это синее платье с черными полосками или белое платье с золотыми полосками? В 2015 году горячей темой стали споры о цвете «платья». Некоторые люди клялись, что видели платье с синими и черными полосками, а другие утверждали, что видели платье с белыми и золотыми полосами. Как могло случиться, что мы получаем одни и те же зрительные стимулы, но заявляем, что видим совершенно разные цвета? Это сводится к тому, как мы воспринимаем мир. Восприятие — это реальность!

  • Что такое восприятие?
  • Как работает обработка снизу вверх и сверху вниз?
  • Что такое восприятие глубины? Какие сигналы используются для восприятия глубины?
  • Что такое избирательное восприятие? Выборочное внимание? Избирательное невнимание?
  • Является ли восприятие реальностью?

Определение восприятия

Многие окружающие нас объекты не имели бы смысла, если бы наш мозг не систематизировал поступающую от них информацию. Этот процесс организации называется восприятие.

Восприятие — это процесс, с помощью которого наш мозг упорядочивает сенсорные объекты и события, позволяя нам распознавать смысл.

Обработка снизу вверх против обработки сверху вниз

При восприятии объектов вокруг нас наш мозг использует два типа обработки — снизу вверх и сверху вниз. Например, как только мы видим букву «Р», наш мозг сразу же идентифицирует ее как эту букву. Никакой дополнительной обработки не требуется, так как мозг уже имеет информацию для распознавания буквы из получаемой им визуальной информации. это называется обработка снизу вверх.

Восходящая обработка — это когда мозг полагается на сенсорную информацию для восприятия и понимания мира.

Восходящая обработка во время восприятия часто управляется данными и обычно происходит в режиме реального времени . В других случаях мозг должен использовать более высокий уровень умственной обработки для понимания сенсорной информации. Этот тип обработки называется обработкой сверху вниз .

Обработка сверху вниз — это когда мозг использует более высокий уровень умственной обработки нашего предыдущего опыта и ожиданий, чтобы понимать и воспринимать новые стимулы.

При нисходящей обработке мозг использует контекстуальные подсказки для понимания неизвестной сенсорной информации. Возьмем, к примеру, следующее изображение. Мы можем прочитать средний квадрат как «13» или «В». Это зависит от нашего восприятия, когда мы читаем сверху вниз или слева направо.

Fg, 1 Квадраты с цифрами и буквами. StudySmarter Оригинал

. фрагменты информации используются для понимания целого
Переработка восходящей вверх Переработка сверху вниз
Целое используется для понимания меньших фрагментов информации

Как мы воспринимаем мир?

Существует четыре типа восприятия: энергетика, разум, материя и сердце. Все они основаны на определенных принципах и репликах.

Гештальт-принципы организации восприятия

Гештальт-психология — это школа мысли, предполагающая, что мозг воспринимает целое, прежде чем воспринимать множество частей целого. Он был основан в 1912 году Максом Вертхаймером. Гештальт-психологи составили обширный список принципов восприятия гештальт-психологии. Некоторые из них:

  • Сходство (восприятие объединяет сходные объекты).

  • Близость (восприятие группирует объекты, находящиеся в проксимальной близости друг от друга).

  • Непрерывность (восприятие непрерывной линии, а не более мелких, разрозненных частей).

  • Закрытие (восприятие дополняет недостающую информацию, чтобы сформировать целое).

Восприятие глубины

Как мы можем увидеть, что коробка квадратная или что на нас мчится автомобиль? Способность нашего мозга воспринимать глубину позволяет нам видеть дальше двухмерных изображений, которые мы получаем каждым глазом. Эта способность называется восприятие глубины.

Восприятие глубины — это способность просматривать и воспринимать зрительные образы в трех измерениях.

Без восприятия глубины было бы сложно определить расстояние. Наш мозг использует визуальные сигналы от одного или обоих глаз для обработки восприятия глубины объекта или расстояния.

Монокулярные сигналы

Монокулярные сигналы восприятия относятся к трехмерной обработке, которую мозг выполняет только одним глазом.

Монокулярные сигналы — это сигналы визуального восприятия, для которых требуется только один глаз.

Сигналы монокулярного восприятия могут включать следующее:

  • Относительная высота (объекты, которые кажутся меньше и выше, находятся дальше).
  • Интерпозиция (перекрывающиеся объекты говорят нам, что дальше).
  • Линейная перспектива (параллельные линии сходятся дальше).
  • Градиент текстуры (текстура поверхности становится размытой на больших расстояниях).
  • Свет и тень (более светлые объекты кажутся ближе).

Фг. 2 Tree alley, pixabay

Бинокулярные сигналы

Наши глаза смотрят на мир с двух разных точек зрения. Следовательно, некоторые сигналы восприятия глубины могут быть восприняты только обоими глазами.

Бинокулярные сигналы — это сигналы визуального восприятия, требующие использования обоих глаз.

Информация, которую мозг получает от обоих глаз, позволяет нам судить о расстоянии, сравнивая изображения от обоих глаз. Этот процесс называется диспаратность сетчатки. Сигналы бинокулярного восприятия также позволяют нам иметь постоянство восприятия . Например, если на вас движется автомобиль, изображение автомобиля становится больше. Однако вы считаете, что машина не увеличивается в размерах, а просто становится ближе.

Перцептивное постоянство относится к нашей способности воспринимать, что движущиеся объекты неизменны в размере, форме и цвете.

Избирательное восприятие

Наш мозг избирательно относится к тому, на что мы обращаем внимание (избирательное внимание) и на что мы не обращать внимания (избирательное невнимание) при восприятии.

Избирательное внимание

Каждый момент мы получаем огромное количество сенсорной информации, влияющей на наше восприятие. Мозг ограничен в количестве информации, которую он может усвоить в один момент. Поэтому мы должны тщательно выбирать, на что направить свое внимание.

Избирательное внимание — это процесс, который позволяет человеку сосредоточиться на определенном сенсорном входе, одновременно подавляя другую сенсорную информацию, которая не имеет отношения к делу или отвлекает.

Вы когда-нибудь были на шумной вечеринке, но все же смогли встретиться со старым другом? Избирательное внимание позволяет вам сосредоточиться на восприятии вашего разговора, одновременно заглушая другие голоса в комнате. Это часто называют эффектом коктейльной вечеринки . Если бы наш мозг не мог участвовать в избирательном внимании, эти ситуации были бы слишком подавляющими, что лишило бы нас возможности достаточно сосредоточиться, чтобы вести разговор в этом сценарии.

Вопреки распространенному мнению, мозг может сосредоточиться только на одной задаче за раз. Многозадачность — это миф. Если стимул явный и неожиданный, внимание можно легко отвлечь. Именно поэтому доказано, что текстовые сообщения во время вождения чрезвычайно опасны. Человек не может полностью сосредоточиться на вождении, одновременно отвечая на сообщение.

В исследовании, проведенном Brasel and Gips (2011), исследователи поместили испытуемых на 28 минут в комнату с телевизором и доступом в Интернет. Они заметили, что испытуемые переключали свое внимание в среднем 120 раз.

Избирательное невнимание

С другой стороны медали, избирательное невнимание возникает, когда мозг может не обращать внимание на определенные стимулы, в то время как наше внимание направлено на что-то другое. Одним из примеров является слепота по невнимательности.

Слепота по невнимательности возникает, когда зрительные стимулы не воспринимаются, потому что внимание направлено на что-то другое.

Многие исследования проверяли это явление. Симонс и Шабри (1999) провел эксперимент, в ходе которого зрителей просили посчитать количество проходов, совершенных группой людей. На видео кто-то в костюме гориллы заходит в кадр на несколько секунд, бьет себя в грудь и уходит. Выяснилось, что половина участников даже не заметили гориллу. Зрители были слишком сосредоточены на поставленной задаче, чтобы подсчитывать количество проходов, и их мозг не воспринимал отвлекающий стимул, появлявшийся на экране.

Правда ли, что «восприятие есть реальность»?

Через нисходящую обработку восприятие становится реальностью нашего мозга. Принципы восприятия гештальт-психологии определяют, как мозг воспринимает целое, прежде чем воспринимать основные компоненты сенсорной информации. Кроме того, наш предыдущий опыт играет большую роль в нашем восприятии конкретного стимула.

Набор перцепций

Принципы восприятия гештальт-психологии представляют собой группу законов, которые в целом верны для большинства людей. Однако бывают ситуации, в которых наше восприятие отличается друг от друга из-за предрасположенности. это называется набор восприятия.

Набор восприятия относится к умственной предрасположенности человека воспринимать вещи одним способом, а не другим.

Наш предыдущий опыт может существенно повлиять на наше восприятие. Это то, что говорит нам, чего ожидать, и направляет наше восприятие в подобных ситуациях. Определенные ассоциации могут быть активированы посредством процесса, называемого праймингом, во время которого мы формируем наши предрасположенности к восприятию. Понятия, или схема, , которые мы формируем, используются для организации информации, которую мы получаем. Схемы могут принимать форму стереотипов или социальных ролей.

Другие возможные факторы, влияющие на ваш набор восприятия, включают контекст, мотивацию или эмоции, которые мы можем испытывать в данный момент.

Самовосприятие

То, как мы воспринимаем себя или наше самовосприятие , может зависеть от того, что мы видим и испытываем извне. Однако иногда это может пойти в другом направлении, и наше самовосприятие может повлиять на то, как мы видим мир вокруг нас. Например, самовосприятие человека может влиять на то, что он видит в зеркале. У человека может быть небольшой шрам на лице, но его восприятие таково, что он намного больше, чем есть на самом деле. Это может зависеть от самовосприятия. Самовосприятие является субъективным восприятием и может играть важную роль в формировании отношения к образу тела (Cash, 2012).

Фг. 3 Позитивное самовосприятие, freepik

Восприятие — основные выводы

  • Восприятие — это процесс, с помощью которого наш мозг упорядочивает сенсорные объекты и события, позволяя нам распознавать смысл.
  • Восходящая обработка — это когда мозг полагается на сенсорную информацию, которую он получает, чтобы воспринимать и понимать мир, в то время как t нисходящая обработка — это когда мозг использует более высокий уровень умственной обработки по сравнению с нашим предыдущим переживания и ожидания для понимания и восприятия новых стимулов.
  • Восприятие глубины — это способность видеть и воспринимать зрительные образы в трех измерениях, а также оценивать расстояние.
  • Избирательное внимание — это процесс, который позволяет человеку сосредоточиться на определенном сенсорном входе, одновременно подавляя другую сенсорную информацию, которая не имеет отношения к делу или отвлекает, в то время как избирательное невнимание — это когда мозг может не обращать внимание на определенные стимулы в то время как наше внимание направлено на другое.
  • Как мы видим себя или наши самовосприятие может влиять на то, как мы воспринимаем окружающий мир.

Северный семинар по восприятию свойств — кафедра философии, классики, истории искусства и идей

Семинар, объединяющий местных и международных экспертов для изучения философских подходов к чувственному восприятию свойств и отношений.

Восприятие сенсорных свойств, таких как цвет, форма или запах, часто считается вторичным или вспомогательным по отношению к восприятию объектов, которым они принадлежат. Однако в последнее время растущий объем исследований начал изучать различные асимметрии между метафизикой, эпистемологией и феноменологией восприятия объектов и свойств.

Сотрудничество между проектом «Восприятие репрезентаций» Университета Осло и проектом «Восприятие свойств в мире объектов», базирующимся в Оксфордском университете. Этот исследовательский двухдневный семинар был направлен на то, чтобы начать разговор об этих проблемах среди философов в скандинавских университетах. и не только.

Участники семинара Nordic Property-Perception

Семинар проходил 18 и 19 марта 2021 года в формате видеоконференции Zoom. В дополнение к посещению шести выступлений, кратко изложенных ниже, участники смогли задать вопросы спикерам, принять участие в онлайн-дискуссиях и неформально поговорить за «цифровым кофе» и обедом в нескольких специальных комнатах для обсуждения.

Мероприятие имело большой успех, и представленная работа послужит основой для текущих исследований в рамках обоих проектов, которые финансируются Исследовательским советом Норвегии и Фондом Джона Фелла соответственно.

День первый, 18 марта

  1. Пэр Сундстрём из Университета Умео привел новый аргумент в пользу «завесы абстракции», целью которого было установить, что в интересном смысле «непосредственно осознающего» мы не имеем прямого осознания любой конкретный индивидуум в восприятии или самоанализе, а скорее абстрактные качества.
  2. Андерс Нес (Норвежский университет науки и технологии) выразил скептицизм по поводу восприятия экземпляров свойств или тропов , таких как краснота конкретного объекта, утверждая, что феноменологические, эпистемологические и метафизические соображения, обычно предлагаемые в пользу такое восприятие не применяется.
  3. Sebastian Watzl из Университета Осло утверждал, что, несмотря на широко распространенную философскую ортодоксальность, согласно которой перцептивные переживания представляют собой внешние объекты и их свойства, сторонники этой точки зрения не смогли адекватно объяснить конститутивную связь между переживаниями и их содержанием.

День второй, 19 марта

Роберта Локателли об относительности феноменального характера
  1. Роберта Локателли из Тюбингенского университета и со-исследователь проекта «Восприятие свойств» представила версию наивного реализма, согласно которой качественный характер опыта состоит в получении отношения наличия точки зрения на сцену.
  2. Ян Альмэнг (Карлштадский университет) утверждал, что внутренние отношения между независимыми объектами, такими как , будучи длиннее , или , будучи меньше , могут быть представлены только несенсорными носителями, и поэтому, если они вообще представлены, они должны быть формой содержания более высокого порядка.
  3. Кристоффер Сандберг из Гетеборгского университета защитил различие между иллюзиями свойств , в которых, например, объект воспринимается как имеющий цвет, отличный от его фактического цвета в результате необычного освещения или тонированных линз, и свойств галлюцинации , в котором на самом деле не видно экземпляра свойства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *