9. Свойства сознания.
Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает как окружающую его действительность, так и себя самого. Поэтому:
1. Важнейшим свойством сознания является его рефлексивность: оно отражает не только внешний мир, но и себя самого. При этом сознание как бы отстраняется от внешнего мира, освобождаясь от внешней зависимости. Рефлексируя, то есть, обращаясь к своему внутреннему миру, индивид вступает во внутренний диалог с самим собой. Понимание себя, своего Я возможно только в результате сопоставления себя с другим, когда всякая мысль, любое переживание, в конечном счете, сопровождаются «оглядкой» на другого. Другой внутри меня — это Я САМ, то есть второе Я, alter Ego. Оглядка на второе Я — это сравнивание себя-какой-Я-есть и себя-какой-Я-должен-быть, или Я-реального и Я-идеального.
Таким образом, первым важнейшим свойством сознания является его рефлексивность и диалогичность. Это не два разных свойства, а две стороны или два уровня одного свойства, тесно взаимосвязанные между собой. Без рефлексии, то есть отстранения от Я и взгляда на себя со стороны, с позиции ТЫ, невозможно вступить в диалог Я и ТЫ. Но и без разделения на Я и ТЫ, которое происходит во внутреннем диалоге, невозможно посмотреть на себя со стороны, то есть рефлексировать.
Диалогичное сознание позволяет субъекту самостоятельно и свободно намечать цели своей деятельности и пути их достижения, отстраняясь от внешней принудительно заданной ситуации. С помощью диалогичности и рефлексивности сознания субъект получает возможность создавать мысленные модели будущего и, таким образом, предвидеть ход событий, «проигрывая» в сознании различные варианты своих действий.
Благодаря этому он может регулировать свое поведение, управлять своей деятельностью свободно и результативно.Из всех способов саморегуляции материальных систем, созданных природой, сознание является наиболее совершенным. Именно способность предвидеть ход событий и управлять им в своих интересах обеспечивает человеку его превосходство над другими живыми существами и позволяет ему развивать и совершенствовать подлинно человеческий образ жизни.
2. Сознание всегда направлено на что-то, что осознается и составляет предмет сознания. Это свойство сознания называют предметностью или интенциональностью, направленностью на какой-либо предмет. Это свойство сознания предполагает не просто пассивное восприятие внешних воздействий, а активную избирательную устремленность к тому, в чем субъект нуждается, к целям, которые обусловлены его потребностями. Таким образом, сознание включает в себя целеполагание, постановку целей и поиск путей их достижения.
Предметом сознания могут быть и образы непосредственно окружающего нас мира, и образы-воспоминания, которые не даны непосредственно, и различные внутренние ощущения, переживания. Мы можем направлять луч нашего внимания на различные предметы как внешнего, так и внутреннего мира — сознание активно.
3. Социальный характер сознания, то есть опосредованность знаковыми и символическими структурами. Сознание — социальное явление, оно формируется только в условиях общественной жизни. Сознание — это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития (онтогенеза) приобщается к совместному знанию — культуре, и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание (М.К.Мамардашвили: я строю свое поведение через знание культуры). Нормы культуры – инструментарий построения собственного сознания личности.
Психологические характеристики сознания
Ощущение себя познающим субъектом. Т.е. человек осознает себя как нечто отдельное от всего остального мира, готовое и способное к познанию этого мира, т.е. получению знаний о нем. Поэтому в структуру сознания включают субъкт-объектные отношения.
Мысленное представление и воображение действительности. Эта характеристика тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Поэтому
Когда говорим о воле и ее связи с сознанием, необходимо сказать, что сознание всегда имеет цель, которую хотел бы достичь субъект. Он антиципирует, т.е. предусматривает конечный результат своих поступков. Поэтому цель наряду с волей входит в структуру сознания.
Рефлексивная способность. Это готовность сознания к познанию самого себя как познающего субъекта. Если 1-я характеристика говорит нам о том, что мы выделяем себя отдельно от внешнего мира, и познаем этот внешний мир, то 4-я говорит о том, что мы теперь можем познать не только внешний мир, но и самого себя.
Рефлексия – необходимый элемент в структуре сознания. Благодаря этой способности человек контролирует собственные психические и поведенческие состояния, управляет ими. В структуру сознания необходимо внести не только этот механизм – рефлексию, но и его результат – самосознание.Способность к коммуникации. Т.е передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Без языка в высших своих формах сознание не существует. Даже если в голове проносятся какие-то образы в порыве творчества, мы закрепляем их в памяти, обозначая словом. Поэтому язык, с некоторой натяжкой, включают в структуру сознания в качестве его проводника.
Сознание – это совокупность знаний, объективных законов, свойств и возможностей мира, в котором мы живем. Это знание мы получаем через взаимодействие, кооперацию – через все познавательные процессы.
Поэтому еще одним элементом структуры сознания следует назвать совокупность всех познавательных процессов.В сознании отражается не все и не случайные, а только главные, существенные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно для них, что отличает их от других, внешне похожих предметов и явлений. Все, что отражается в нашем сознании, сопровождается какими-то эмоциями. Поэтому в структуру сознания входит эмоционально-ценностное отношение к миру.
Следующей особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации и т.
д.
Функции сознания:
Отражательная. Т.е. отражать мир и себя в мире.
Порождающая или творчески-креативная. Т.е. порождать знания, идеи, образы.
Регулятивно-оценочная.
Рефлексивная.
Сознание супервентно на мозге. Что это значит?
Большинство исследователей сознания разделяют представление, согласно которому сознание супервентно на мозге. Но что такое супервентность? Этому посвящен наш материал.
Обычно говорят, что сознание супервентно на мозге. В первую очередь это означает, что сознание зависимо от мозга и что физические свойства мозга первичны по отношению к свойствам сознания, определяют их («свойство» в данном случае — широкое понятие, вместо него можно использовать понятие «событие» или «состояние»; это не так важно для настоящих целей, поэтому будем пользоваться «свойствами»).
Свойства сознания супервентны на мозге, если:
- Не может быть двух мозгов, идентичных по всем своим физическим свойствам, но различающихся по своим ментальным свойствам;
- Изменение ментальных свойств мозга невозможно без изменения его физических свойств.
Из этого определения следует, что мозг выполняет важную роль в продуцировании сознания. Однако каковы отношения сознания и мозга, тезис супервентности не конкретизирует. Поэтому он может быть совместим как с позицией т.н. теоретиков тождества (предполагающей тождество сознания и мозга), так и с утверждением, что мозг реализует сознание (этой позиции придерживаются функционалисты), и даже с эмерджентизмом (сторонники этой точки зрения считают, что сознание — это эмерджентная сущность).
Возникает ощущение, что тезис супервентности слишком всеяден, раз совместим с большим количеством теорий. Но это не так. Принятие тезиса супервентности исключает такие теории сознания, которые нарушают принцип каузальной замкнутости физического. Несмотря на пугающее название, этот принцип означает всего лишь то, что физические события в качестве своих причин могут иметь только физические события и никакие другие. Принятие этого принципа можно коротко пояснить двумя соображениями:
- Нет необходимости в допущении нефизических причин у физических событий;
- Для причинного взаимодействия требуется пространственное сопряжение. Нефизические причины не обладают пространственными характеристиками (иначе они были бы физическими), поэтому у физических событий не может быть нефизических причин.
Надо сразу оговориться, что эту точку зрения разделяет подавляющее число исследователей, но, конечно, есть и те, кто пытается отрицать данные положения. Тем не менее, из уже сказанного должно стать ясно, почему супервентность иногда называют концепцией «минимального физикализма»:
- «Минимального» — потому что супервентность совместима с целым веером теорий и не дает определенного решения проблемы сознание-тело;
- «Физикализма» — потому что подчеркивает первичную роль физических свойств мозга в продуцировании сознания.
Однако не стоит делать поспешных выводов, этот «минимальный физикализм» не равен материализму.
На данный момент существует много видов супервентных отношений. Самый обсуждаемый из них — логическая супервентность. Это самый сильный вид супервентности; согласно ему свойства мозга полностью и жестко определяют свойства сознания. Если вы принимаете логическую супервентность, то фактически признаете истинность материализма — взгляда, согласно которому свойства сознания исчерпываются физическими свойствами мозга. Поэтому в настоящее время дебаты о физической или нефизической природе сознания напрямую связаны с логической супервентностью. Чтобы не усложнять, не будем вдаваться в терминологические детали, так как обзор видов супервентности — это слишком техническая тема.
Главным критиком тезиса логической супервентности считается Дэвид Чалмерс (именно в его работе «Сознающий ум» вы можете найти довольно подробный обзор видов супервентности). При помощи специального аргумента представимости (или «зомби», как его называют) Чалмерс пытается показать, что сознание не исчерпывается свойствами мозга, и мы должны искать иной путь объяснения сознания.
Другой, уже российский, специалист Вадим Васильев солидарен с Чалмерсом в этом вопросе, но идёт дальше, пытаясь подорвать убеждение, относящееся к ещё одному виду супервентности — локальной супервентности. Об этом вы можете прочитать в его книге «Сознание и вещи».
Однако оба этих мыслителя, как и подавляющее число исследователей сознания, разделяют тезис супервентности в том или ином виде.
На этом наше короткое введение завершается, и мы предлагаем вам самостоятельно поразмышлять над материалом. Надеемся, что он оказался вам полезен, и в дальнейшем вы не будете испытывать мистический трепет, встретив где-нибудь термин «супервентность».
Ещё на эту тему
Научные семинары
Научный семинар Центра исследования сознания «> Сознание, мозг и свобода воли. Научный семинар Центра исследования сознанияСеминар был посвящен книге известного оксфордского философа Ричарда Суинберна «Сознание, мозг и свобода воли». Суинберн по современным меркам занимает непопулярную позицию, отстаивая субстанциальный д…
Май 2018
Лекции
Конференция о проблеме тождества личности. Записи докладов
Проблема тождества личности является одной из самых обсуждаемых в современной философии. Она включает в себя вопросы о Я, личности, ее тождестве во времени и единстве. 17 мая 2018 года на философском …
Май 2018
Дайджест МЦИС:
Будьте в курсе
главных философских событий
Подписаться
Ура! Почти всё. Подтвердите подписку — мы вам отправили письмо со специальной ссылкой
Является ли сознание свойством всего во Вселенной?
Откуда берется сознание? Традиционная точка зрения, в которую верят 6 миллиардов человек в мире, принадлежащих к религиям, предполагающим жизнь после смерти, состоит в том, что люди состоят из двух разных вещей: тела и души. Материалистическая точка зрения, которой придерживаются многие современные нейробиологи и психологи, а также все большее число философов, состоит в том, что человеческий разум — это мозг. С этой точки зрения разум — чисто физическая система, и он угасает вместе с телом.
Однако в последнее время наблюдается возрождение менее знакомой позиции, называемой панпсихизмом. Панпсихизм — это утверждение, что сознание — это не просто свойство мозга, и не свойство какой-то особой духовной субстанции вроде души, а скорее свойство всего во вселенной. Даже в камне, гальке или атоме есть немного сознания. Панпсихизм был одобрен двумя выдающимися нейробиологами, Кристофом Кохом и Джулио Тонони. Почему кто-то придерживается этой точки зрения?
Основная поддержка панпсихизма, кажется, является своего рода аргументом от невежества. Кажется загадочным, как специфические свойства сознания, такие как осознание и чувство, могут быть результатом чего-либо физического. Такая непостижимость, наряду с религиозными мотивами, традиционно использовалась для поддержки дуализма, представления о том, что человек состоит из двух отдельных вещей, разума и души. Но из-за отсутствия каких-либо доказательств существования души и упадка религиозных верований некоторые люди предпочитают панпсихизм дуализму. Мы просто не можем понять, как такие свойства, как опыт и осознание, могут быть результатом простого движения молекул. Таким образом, должно быть немного сознания во всем, что может затем обобщить опыт, обнаруженный у людей.
Я думаю, что в этом рассуждении много недостатков. Он пренебрегает важностью появления, о чем я писал в предыдущем посте в блоге. Мир природы содержит много случаев, когда целые обладают свойствами, сильно отличающимися от свойств их частей. Молекула воды, состоящая из водорода и кислорода, обладает такими свойствами, как жидкое состояние при комнатной температуре, которых нет у атомов водорода или атомов кислорода. Чтобы взять более сложный пример, рассмотрим жизнь. Атомы и молекулы неживые, но жизнь есть у клеток и одноклеточных организмов и гораздо более сложных растений и животных. В 1920-го века принято считать, что жизнь настолько отличается от неживых вещей, что должно существовать особое свойство, называемое жизненной силой, которое присуще только живым существам и отличает их от неживых вещей. Однако в 20 веке стало широко признаваться, что жизнь — это не особое свойство, а скорее результат многих механизмов, таких как генетика, обмен веществ, деление клеток и размножение. Точно так же сознание может быть эмерджентным свойством нейронных механизмов.
Любопытно, что никто никогда не предлагал жизнеориентированного аналога панпсихизма, который можно было бы назвать «панлайфизмом», чтобы сказать, что для объяснения жизни мы должны думать, что во всем, что существует, есть частички жизни. Причиной того, что панлайфизм так и не был предложен, был быстрый прогресс биологии 20-го века, когда открывалось все больше и больше деталей того, как жизнь работает на материальном уровне. У нас пока нет такого точного представления о биологических механизмах сознания, как о механизмах, поддерживающих жизнь. Это невежество позволяет людям предлагать панпсихизм в качестве альтернативы тому, что я считаю более правдоподобным объяснением того, что сознательный разум представляет собой нейронные процессы.
Однако у нас есть убедительные доказательства существования сознания только у организмов, имеющих мозг. Я знаю, что нахожусь в сознании, благодаря своему собственному опыту осознания, ощущений и эмоций. Для меня разумно распространять сознание на других людей, потому что это описание является лучшим объяснением их поведения, очень похожего на мое. Дополнительная поддержка исходит от осознания того, что у других людей почти такой же мозг, как у меня. Тогда разумно расширить описание сознания на другие организмы, поведение и структура мозга которых в чем-то сходны с человеческими, например млекопитающие. Нейронная схема и поведение млекопитающих подтверждают мнение о том, что их переживания боли и таких эмоций, как страх, имеют много общего с переживаниями людей. Разумно предположить, что рыбы также чувствуют боль, как это убедительно доказывается в книге Виктории Брейтуэйт. Но нет никаких поведенческих доказательств того, что деревья, скалы, галька или атомы обладают хоть малейшей частицей сознания.
Напротив, сознание, вероятно, является эмерджентным свойством мозга. Сознание — это не свойство отдельных нейронов, а результат взаимодействия многих нейронов, точно так же, как жизнь возникает в результате взаимодействия многих молекул. Я предлагаю в новой статье, что наиболее важными нейронными механизмами для производства сознания являются следующие три. Во-первых, существуют представления, такие как CAT, осуществляемые за счет взаимодействия большого количества нейронов. Во-вторых, эти представления могут генерировать более сложные виды представлений в процессе связывания, например, создавая ЧЕРНУЮ КОШКУ. Чтобы достичь полного уровня репрезентации, на который способны люди, нам нужна способность к привязке привязок к привязкам, то есть к репрезентациям репрезентаций репрезентаций, как в ЧЕРНОЙ КОШКЕ, ПОГНАВШЕЙСЯ ЗА БЕЛОЙ МЫШЬЮ. Наконец, третий механизм, который, по моему мнению, отвечает за сознание, — это конкуренция, которая позволяет лишь небольшому подмножеству доступной информации быть активной в мозгу как достаточно важную, чтобы победить другие представления.
Остается выяснить, действительно ли эти три механизма ответственны за основные явления, которые необходимо объяснить с помощью теории сознания. Но если я на правильном пути, то нам не нужно распространять атрибуцию сознания на каждый бит Вселенной. Сознание — эмерджентное свойство особых видов сложных систем, а именно больших групп нейронов. Возможно, сознание может оказаться свойством и других чрезвычайно сложных систем, например, работающих в компьютерах. Но если компьютеры когда-нибудь окажутся сознательными, я подозреваю, что это будет результатом наличия приблизительных аналогов трех видов механизмов, которые, как я думаю, заставляют сознание работать людьми: репрезентация, повторяющееся связывание и конкуренция между сложными репрезентациями. Как только будет разработано это более сложное описание сознания, не будет необходимости предполагать, что в различных частях Вселенной, помимо мозга и столь же сложных систем, существует даже крошечная частица сознания.
Сознание — это весь мозг.
Это не редуцируется. Surprising Science —Сознание — это эмерджентное свойство мозга, возникающее в результате передачи информации во все его области, и его нельзя свести к чему-то, что находится в определенных областях.
Орион Джонс
Сознание — эмерджентное свойство мозга, возникающее в результате передачи информации во все его области, и не может быть сведено к чему-то, находящемуся в определенных областях, которые контролируют такие качества, как внимание, слух или память.
Это результаты нового эксперимента Университета Вандербильта, опубликованные в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences , в ходе которого исследователи наблюдали «сознание всего мозга», когда людей просили наблюдать за изображением, кратковременно вспыхивающим на экране. экран. Исследователи измерили работу мозга с помощью технологии визуализации фМРТ и разделили ответы участников на категории «высокой достоверности» и «низкой достоверности» в зависимости от того, насколько каждый человек был уверен в том, что видел изображение.
«Они обнаружили, что ни одна область или сеть областей мозга не выделялась как особенно более связанная во время осознания цели; весь мозг, казалось, стал функционально более связанным после сообщений об осознании».
Прошлые эксперименты показали, что разные области модулируют разные характеристики сознания, такие как внимание, речь и самоконтроль, но ни одно из этих качеств само по себе не является достаточным для создания того, что мы воспринимаем как сознание. Дуглас Годвин, нейробиолог, помогавший руководить исследованием, объяснил далее:
«Мы считаем само собой разумеющимся, насколько едино наше восприятие мира. Мы не переживаем отдельные визуальный и слуховой миры; все это объединено в единый сознательный опыт. Эта широко распространенная межсетевая коммуникация имеет смысл как механизм, с помощью которого сознание интегрируется в этот единый мир».
Исследование подтверждает своего рода двустороннее сознание: одно сводится к определенным составным частям, а другое является эмпирическим и нередуцируемым.