Святые отцы об унынии: Святые отцы об унынии

Святые отцы об унынии — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

Авва Евпрений:

Зная, что Бог верен и всемогущ, веруй в Него — и будешь причастником Его благ. Если же ты унываешь и пребываешь в бездействии, то и не веруешь.


Преподобный авва Исаия:

Бесы наводят на душу уныние в предположении, не истощится ли ее терпение в продолжительном ожидании милости Божией, не покинет ли она самого жительства по Богу, признав его невыносимо трудным. Но если будут в нас любовь, терпение и воздержание, демоны не преуспеют ни в каком своем намерении…

Предаваясь унынию, мы непременно делаемся предателями самих себя. Мужественное сердце помогает душе по Богу, а уныние помогает всему злому.

Не дадим места унынию в сердцах наших, чтобы оно не отняло у нас возможности наследовать обетованную землю.

Избегай уныния, ибо оно истребляет все плоды подвижничества.

Не предавайся унынию ни в каком труде, чтобы враг не усилил в тебе своих враждебных действий.

Преподобный Ефрем Сирин:

Память о смерти и наказаниях есть меч против беса уныния.

Предающийся унынию далек от терпения, как больной от здорового.

Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же охраняется воздержанием, а воздержание — телесным трудом.

Преподобный Макарий Египетский:

У злобы всегда одно и то же ухищрение — ввергать нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Господа.


Святитель Иоанн Златоуст:

Как воры при наступлении ночи, погасив огонь, легко могут и похитить имущество, и умертвить владельцев его, так и диавол, вместо ночи и мрака наведя уныние, старается похитить все охраняющие помыслы, чтобы душе, лишенной их и беспомощной, нанести бесчисленные раны.

Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние.

Уныние и непрестанные беспокойства могут сокрушить силу души и довести ее до крайнего изнеможения.

Чтобы не унывать ни в каких тяжких обстоятельствах, будем усердно внимать повествованиям Писания.

Кто питается благими надеждами, того ничто не может повергнуть в уныние.

Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение.

Никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию. Но, имея большое терпение, будем питаться надеждой, зная благое Промышление о нас Господа.

Подлинно, уныние есть тяжкое мучение душ, некоторая неизреченная мука и наказание, горшее всякого наказания и мучения. И в самом деле, оно подобно смертоносному червю, касающемуся не только плоти, но и самой души; оно — моль, поедающая не только кости, но и разум; постоянный палач, не ребра рассекающий, но разрушающий даже и силу души; непрерывная ночь, беспросветный мрак, буря, ураган, тайный жар, сжигающий сильнее всякого пламени, война без перемирия, болезнь, затемняющая многое из воспринимаемого зрением. И солнце, и этот светлый воздух, кажется, тяготят находящихся в таком состоянии, и самый полдень для них представляется подобным глубокой ночи.

Вот почему и дивный пророк, указывая на это, говорил: зайдет солнце для них в полудне (Ам. 8, 9), не потому, что светило скрывается, и не потому, что прерывается обычный его бег, а потому, что душа, находящаяся в состоянии уныния, в самую светлую часть дня воображает себе ночь.

Подлинно, не так велик мрак ночи, как велика ночь уныния, являющаяся не по закону природы, а наступающая с помрачением мыслей, — ночь какая-то страшная и невыносимая, с суровым видом, жесточайшая — безжалостнее всякого тирана, не уступающая скоро никому, кто пытается бороться с ней, но часто удерживающая плененную душу крепче адаманта, когда последняя не обладает большой мудростью.

…смерть, внушающая такой страх… много легче уныния.

А опять, тот славный Илия (не отстану от него даже и теперь), после бегства и удаления из Палестины, не вынося тягости уныния, — и действительно, он очень унывал: на это указал и писавший историю, говоря, что отъиде души ради своея (3 Цар. 19, 3), — послушай, что говорит в своей молитве: довлеет ныне, Господи, возьми душу мою от мене, яко несмь аз лучший отец моих (4). Так [смерть] — это страшилище, эту высшую степень наказания, эту главу зол, это возмездие за всякий грех он просит как желанного и хочет получить в качестве милости. До такой степени уныние ужаснее смерти: чтобы избежать первого, он прибегает к последней.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:

Блаженный Давид хорошо выразил вред этой болезни: «Душа моя истаевает от скорби» (Пс. 118, 28) — не тело, а душа истаевает. Ибо воистину душа истаевает, слабеет для добродетелей и духовных чувств, когда уязвлена стрелой уныния.

Кого ни начнет оно одолевать, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого духовного успеха; потом сделает непостоянным, праздным, нерадивым ко всякому делу.

От уныния рождаются праздность, сонливость, безвременность, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость и любопытство.

Истинный подвижник Христов, который хочет законно подвизаться ради совершенства, должен поспешить выгнать из тайников своей души эту болезнь — уныние и подвизаться против злейшего духа уныния, чтобы не пасть сокрушенным стрелой сна.

Преподобный Исаак Сирин:

Уныние рождается от парения ума, а парение ума — от праздности, суетных чтений и бесед или от пресыщения чрева.

Преподобный Иоанн Лествичник:

Уныние происходит иногда от наслаждения, а иногда оттого, что в человеке нет страха Божия.

Узнал я, что бес уныния предшествует бесу блуда и уготовляет ему путь, чтобы, совсем расслабив и погрузив в сон тело, дать возможность бесу блуда производить, как наяву, осквернения.

Уныние часто бывает одной из отраслей, одним из первых исчадий многословия.

Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, пренебрежение христианским подвигом, ненависть к обету, ублажитель мирских людей, клеветник на Бога — будто Он немилосерден и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии не лениво, в послушании — лицемерно.

Ставшим на молитву этот лукавый дух напоминает о нужных делах и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом, как уздой, каким-либо благовидным предлогом.

Каждая из прочих страстей упраздняется одной какою-нибудь противоположной ей добродетелью, уныние же для христианина — всепоражающая смерть.

Во время уныния обнаруживаются подвижники, и ничто столько венцов не доставляет христианину, как уныние (при борьбе с ним).

Скажи нам, о ты, нерадивый и расслабленный, кто породил тебя и каковы твои исчадия? Кто воюет против тебя? И кто убийца твой? И отвечает уныние: «В истинных послушниках я не имею где главы приклонить… Родительницы у меня многие: иногда бесчувствие души, иногда забвение небесных благ, а иногда и чрезмерность трудов. Исчадия мои, со мною пребывающие: перемены места, пренебрежение повелениями духовного отца, забвение о Последнем Суде, а иногда и оставление христианских обетов. А противники мои, которые связывают меня: псалмопение с рукоделием. Враг мой — помышление о смерти; умерщвляет же меня молитва с твердой надеждой сподобиться вечных благ».

Свяжем же теперь и этого мучителя памятью о наших согрешениях; станем бить его рукоделием, повлечем его размышлением о будущих благах и умертвим его мечом молитвы с надеждой на Господа.

Святитель Тихон Задонский:

Уныние посылает враг, чтобы препятствовать молитве.

Если будешь поддаваться унынию и скуке, еще большее уныние на тебя восстанет и со стыдом изгонит тебя из монастыря. А если будешь против него стоять и побеждать его предписанным образом, то всегда за победой последуют радость, утешение и большая духовная крепость. И всегда у подвизающихся бывает попеременно то печаль, то радость. Как под небом бывает то мрачно, то бурно, то солнечно, так и в душе нашей бывает то печаль, то искушение, как буря, то утешение и радость, как ясная погода; и как после непогоды бывают приятны солнечные дни, так после искушения и печали бывает сладкое утешение.

Из письма твоего я вижу, что на тебя напало уныние. Люта эта страсть, с которой христианам, хотящим спастись, надо много бороться. Она и тех людей борет, которые имеют хлеб и все готовое, а особенно тех, которые живут в уединении. Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие. Вызывает желание молитвы и как бы влечет к ней и ко всякому доброму делу и привычка. Приучайся и привыкать, и сама привычка повлечет тебя к молитве и всякому добру. Усердию помогает и перемена занятий, то есть когда то и другое делаешь попеременно. Делай и ты так: то молись, то руками что-нибудь делай, то книгу почитай, то рассуждай о душе твоей и о вечном спасении и о прочем, то есть молись, читай книгу, занимайся рукоделием, и опять молись, и опять другое делай. И когда нападет сильное уныние, выйди из комнаты и, прогуливаясь, рассуждай о Христе и прочем, и, рассуждая, вознеси ум к Богу и молись. Ты прогонишь уныние.

Память о смерти, приходящая нечаянно, память о суде Христовом и память о вечной муке и вечном блаженстве отгоняет уныние. Рассуждай о них. Молись и взывай ко Господу, чтобы Сам Он подал тебе усердие и охоту; без Него мы ни к какому делу не пригодны. Когда будешь так поступать, верь мне, что мало-помалу приобретешь охоту и усердие. Бог от нас требует труда и подвига и трудящимся обещал помогать. Трудись же, да поможет тебе Господь. Помогает Он трудящимся, а не лежащим и дремлющим.

Надо часто Богу молиться, просить у Него помощи, трудиться и ни малейшего времени не пропускать без какого-нибудь дела — так скука и пройдет.


Отечник:

Некий брат, подвергшись искушению и смущению, оставил монашеские правила. А когда хотел опять положить начало исполнению правила, встречал препятствия от смущения и говорил себе: «Когда же я возвращусь к тому состоянию, в котором был прежде?» И, унывая, он не находил в себе сил, чтобы начать монашеский подвиг. Он пошел к некоторому старцу, поведал ему обо всем. Старец в ответ рассказал ему следующую притчу.

Один человек имел землю, которая по небрежению его обратилась в бесплодную, заросла сорняками и тернием. Понадобилось ему возделать ее, и сказал он сыну: «Пойди, очисти наше поле». Сын пошел, но когда увидел, что оно заросло сорняками, пал духом и сказал себе: «Разве я когда-нибудь искореню все эти сорняки и очищу землю?» С этими словами он лег на землю и предался сну; так поступал он много дней. Потом пришел отец посмотреть, что сделано, и увидел, что не сделано ничего. Он сказал сыну: «Почему ты до сих пор ничего не сделал?» Юноша ответил отцу: «Я увидел, как много сорняков, и отказался от работы». А отец сказал: «Если бы ты каждый день обрабатывал хотя бы такой кусочек земли, какой ты занимаешь, лежа на ней, то работа твоя мало-помалу подвигалась бы». Юноша поступил по наставлению отца, и в короткое время поле было очищено и обработано. Так и ты, брат, мало-помалу входи в подвиг и не унывай, а Бог благодатью Своею возведет тебя в прежнее состояние». Услышав это, брат ушел и, терпеливо пребывая в келлии, поступал так, как был научен старцем. Обретя душевный мир, он преуспел о Господе Иисусе Христе.

Цитаты святых отцов об унынии

Цитаты святых отцов об унынии

<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>


Цитаты из творений святых отцов об унынии*

«Когда приходят скука и уныние, тогда нужно более пребывать в молитве, нежели в каких-нибудь других занятиях. Бедственно уклоняться от молитвы: уныние расслабляет душу и расточает сердце на взыскание земных удовольствий. Наше отечество небо, и потому неприличны нам мудрования земные»

Затворник Георгий Задонский. Письма. Часть 2

 

«Уныние грех смертный! Когда мрачный дух, по попущению Божию или по нашему уклонению от Господа, омрачает душу и смешивает мысли, тогда наводит он мучительную скуку»

Затворник Георгий Задонский. Письма. Часть 2

 

«Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь и духом. Не хочется ни работать, ни молиться, в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает»

Преподобных Оптинских старцев. Душеполезные поучения

 

«Если возобладает нами уныние, то душе предлежит великий подвиг. Лют сей дух — дух уныния; а совокупляясь с духом скорби и чрез него подкрепляясь, он Становится лютее и тягостнее»

Преподобный Нил Сорский. О восьми главный страстях и о победе над ними

 

«Уныние есть изнеможение души, а душа в изнеможении не имеет того, что ей естественно, и не выдерживает мужественно искушений. Что пища для здорового тела, то искушение для мужественной души»

Преподобный Нил Синайский. Творения

 

«И святыми Божиими овладевало диавольское отчаяние и уныние. Что же с нами грешными? И нас враг уязвляет часто сердечным озлоблением, уничижением и лютым унынием! Нужно постоянно обращаться ко Господу и быть с Ним каждую минуту, чтобы не овладело нами вражье озлобление и уныние»

Иоанн Кронштадтский Моя жизнь Христе. Том 1

 

«Когда покроет тебя тьма окаянного — сомнение, уныние, отчаяние, смущение, тогда призови только всем сердцем сладчайшее имя Иисуса Христа, в Нем ты все найдешь: и свет, и утверждение, и упование, и утешение, и покой, найдешь в нем самую благость, милость. щедроты, все это найдешь в одном имени заключенным, как бы в какой богатой сокровищнице»

Иоанн Кронштадтский Моя жизнь Христе. Том 2

 

«Не должны  мы поддаваться унынию, ропоту за болезни свои и за скорби, ибо установлен Богом закон, более твердый, чем небо и земля, закон, что многими скорбями подобает внити в царствие Божие. А мы в настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верой в Бога и надеждой на Его милосердие. Другими путями сейчас не умеет спасаться никто. Остался для нашего времени только один единственный путь: терпение скорбей»

Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня

 

«Скука и уныние, бываемые с вами, не что иное, как брань монашеская, ко искусу вам посылаемая. Святые и великие мужи были сими бранями искушаемы, но еще не в такой мере, а непомерно сильнее, и сим показывалась их к Богу любовь; то и вы в посещении вас оными не пренемогайте, но мужественно стойте, терпя, и облак уныния разженется, и воссияет свет, тишина и спокойствие»

Преподобный Макарий Оптинский. Душеполезные поучения

 

«Знай, что когда ум монаха начнет убегать своей воли и прибегать к Богу, сперва нападает на него уныние. К истреблению такого уныния служат: молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же сие поддерживается воздержанием, а воздержание охраняется телесным трудом.

Таков тесный путь, вводяй в живот»

Добротолюбие. Том 2

 

 Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter


<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>

Причины уныния | updatedlifechurchlbc

Причины уныния

А. Роуленд 

1 Kings 19:4 (NASB)
Но сам он отправился на день пути в пустыню, и пришел, и сел под можжевельником…

9 Человеческий характер сложнее, чем многие думают. Его элементы настолько разнообразны, а иногда и настолько противоречивы, что только Бог может справедливо судить о нем. Биографии Писания и тонкости наших сердец объединяются, чтобы укрепить урок: «Не судите, да не судимы будете». Мы должны были поставить в первый ряд ученика, который первый признал Божество нашего Господа, и мы должны были изгнать из Церкви того, кто отрекся от своего Господа с клятвами и проклятиями; однако и то, и другое были результатом одного и того же характера.

Никогда еще противоречие не было более полным, чем в Илии. Сегодня он ведет к покаянию целый народ, а на следующий он бежит, чтобы спасти свою жизнь, как человек, потерявший всякую надежду на дело Иеговы. Никто, кроме жалкого и терпеливого Бога-Отца, не осудил бы его по справедливости; Илия был не последним, кто сказал: «Милосердие Твое сделало меня великим». Нам напоминают, что трудно судить себя так же, как и других. На Кармиле Илия мог считать себя непобедимым, а на Хориве — отъявленным трусом, но он не был ни тем, ни другим. Разновидности настроения не должны слишком учитываться. Они не дают справедливого показателя характера. Мы неверные не потому, что проходим через фазу сомнения, мы не нечестивцы, потому что глубоко осознаем грех, и мы не христиане, потому что наслаждаемся религиозным служением. Печальный и частый опыт религиозной жизни, опыт уныния, предстает перед нами здесь, и мы постараемся раскрыть его причины.

I. РЕАКЦИЯ ПОСЛЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ. Великие натуры особенно подвержены этому. Импульс, побуждающий к благородному поступку, имеет отскок, пропорциональный его силе. Петр и Иоанн Креститель стоят рядом с Илией как примеры этого факта. Отсюда возникает особая опасность возрожденческих служб. Волнение имеет свое место и силу в продвижении Царства Христова, но мы не должны подменять неуклонный рост спазматическим чувством.

II. ИСТОЧАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ И НЕРВНОЙ ЭНЕРГИИ. Даже исполинская сила Илии претерпела для Кармила страшное напряжение. Тревога, энтузиазм, пламенная ревность, ликование вместе взволновали его, и этому, несомненно, предшествовали многие дни и ночи страстной, мучительной молитвы. Божие обеспечение пророка — сон, наступивший на него, как на уставшего ребенка, пища, приготовленная ангельскими руками, — доказывают, что это было осознано. Показать взаимную зависимость тела и разума. Ни уравновешенность одних христиан, ни возбудимость других не всегда обусловлены наличием или отсутствием Божественной благодати. Хорошая еда, свежий воздух и смена обстановки могли бы сделать больше, чем религиозные упражнения, для восстановления тонуса тех, кто в унынии. Пренебрежение санитарными законами является грехом. В заявлении Павла была далеко идущая мудрость: «Я храню тело внизу».

III. ОТСУТСТВИЕ СИМПАТИКИ. «Я остался один». «Я только остался». Таково было бремя плача Илии. Это особый источник уныния для миссионеров, окруженных язычниками. Это затрагивает также множество людей, которые не так буквально одиноки. Вокруг них может быть много христиан, но в своей особой работе, в своих особых трудностях они не могут найти никого, кто бы помог или хотя бы понял их. «Один в толпе» — верное описание многих учеников Христовых, мыслящих своими мыслями и борющихся со своими врагами. Покажите из этого мудрость того, что Бог предусмотрел в церковном общении. Укажите причины, которые делают такое общение нереальным или бесполезным. Призывайте развивать сочувствие к молодым ученикам, малоизвестным работникам и т. д. 

IV. ВЛИЯНИЕ СОМНЕНИЯ. Доверие пророка к Кармилу пошатнулось. Иезавель не испугало внезапное отвращение народных чувств. Она сомневалась в его постоянстве и во всяком случае решила, что не упадет духом, поэтому Ахав и его придворные успокоились, когда она поклялась отомстить Илии. Пророк подумал теперь, что он был слишком оптимистичен, что единственный шанс выпал и ушел безрезультатно. Сомнение парализовало его. Сомнение в готовности Бога простить повергает кающегося в уныние. Он вряд ли отважился бы тайно проникнуть в толпу, чтобы прикоснуться к краю одежды Христа. Сомнение в готовности Бога услышать молитву и ответить на нее удерживает христианина от света Его лица и т. д. 

V. НЕВИДИМОСТЬ АНТАГОНИСТОВ. Илия мог без страха смотреть в лицо своим видимым врагам на Кармиле — он действительно осмелился насмехаться над ними, рискуя быть разорванным на куски, — но против этого смутного чувства отчаяния он не мог устоять. Моральные битвы вести сложнее всего. Тот, кто может бороться с осязаемым, иногда терпит неудачу, когда его призывают «бороться не с плотью и кровью, но с начальствами, и властями, и мироправителями тьмы века сего». Некоторые скорее рискнут быть впоследствии осужденными как злые и ленивые рабы, чем будут уверены, что сейчас над ними насмехаются как над теми, кто «слишком праведничен».

VI. ВЫНУЖДЕННОЕ БЕЗДЕЙСТВИЕ. Казалось, что возможность Элайджи для энергичных действий исчерпана. Он был поглощен своими мыслями. Мало кто мог вынести это менее терпеливо, чем он. Человеку, который может осмелиться и сделать что угодно, особенно тяжело ждать и страдать. Подобное искушение к унынию приходит и к тем, кто отстранен болезнью или отстранен от счастливой сферы служения. Но настало время уповать на Господа и таким образом «обновиться в силе».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Во все часы уныния помни, что Тот, Кто познал Гефсиманскую агонию и Голгофу, жалеет нас и сочувствует нам. «Нет у нас Первосвященника, Которого нельзя было бы коснуться чувством немощей наших» и т. д. — А.Р.

Крупица из книги: «Время и уныние» доктора Николь Роккас

Как только эта книга пришла по почте, я решил прочитать ее и поделиться некоторыми выводами с этим сообществом. Мой мыслительный процесс был примерно таким: «Родителям и учителям будет здорово прочитать эту книгу, чтобы они могли помочь своим подавленным детям». В моем воображении эта книга была отличным пособием для молодежи или взрослых, в жизни которых есть подростки.

Я был прав.

И я ошибся.

Николь Роккас «Время и уныние» отправляет читателя в путешествие во времени и мыслях, поскольку в нем рассматривается связь между временем и унынием, которая является «не чем иным, как постоянной попыткой ума убежать от настоящего момента, чтобы пренебрегайте даром присутствия Бога на каждом стыке времени и пространства». (стр. 15) Книга предлагает многое для размышления, в том числе цитаты отцов церкви и других известных христианских авторов, указывающие на тот факт, что уныние является реальной проблемой для христиан. С унынием сталкиваются не только подростки и молодые люди. Это борьба христиан всех возрастов. Родители и учителя тоже. Я в том числе.

Но эта книга не просто грозит пальцем перед своими читателями, ругая их за равнодушие или за отказ от настоящего или Бога, Который встречает нас в настоящем. Наоборот, книга оказывает благодать читателю.

Это побуждает их делать то же самое с собой и с другими. Затем он знакомит читателя с множеством идей о том, как начать исцеляться и отойти от уныния; будь то встречные утверждения из Священных Писаний или ступеньки, построенные на добродетелях и дисциплинах.

Как оказалось, мне нужно было прочитать эту книгу. Возможно, когда-нибудь это будет полезно для меня, поскольку я отношусь к подросткам и молодым людям в моей жизни. Но прямо сейчас мне нужно было прочитать это для собственного спасения. Может быть, когда я «вынул бревно из своего глаза», я смогу начать помогать другим. Я призываю вас также прочитать ее, чтобы мы могли вместе выйти из уныния и вернуться в настоящее, где мы находим Бога и соединяемся с ним.

Вы можете приобрести книгу «Время и уныние» здесь: http://store.ancientfaith.com/time-and-despondency/

Слушайте подкаст доктора Николь Рокка здесь: http://www.ancientfaith.com/podcasts/timeeternal

Найдите ее блог здесь: https://blogs.ancientfaith.

com/timeeternal/

Примечание: когда я читаю книгу, чтобы я мог написать сообщение в блоге «Gleanings», я отмечаю потенциальные цитаты, чтобы поделиться, прикрепляя стикеры рядом с цитатой. Когда я фотографирую книгу, чтобы использовать ее для иллюстрации блога, я обычно удаляю эти стикеры. Эта книга, однако, так часто цитируется, что она собрала много-много заметок. Я оставил их в книге для этой фотографии-иллюстрации, чтобы вы сами могли убедиться, что крупицы, которыми я делюсь, далеко не все, чем я хотел бы поделиться! В этой книге есть над чем задуматься. Вот некоторые выводы из него:

***
«Уныние есть невозможность видеть что-либо хорошее или положительное; это сведение всего к негативизму и пессимизму. […] Уныние — это самоубийство души, потому что, когда оно овладевает человеком, он совершенно не способен видеть свет и желать его» (д-р Николь Роккас цитирует Александра Шмемана, «Время и уныние», стр. 23). )

***
«У отчаяния бесконечное множество обличий и симптомов. Одним из наиболее универсальных признаков является внутреннее беспокойство, однако оно может проявляться бесчисленными способами, в зависимости от человека. Некоторым из-за беспокойства становится проблематично сидеть в одиночестве, дочитать книгу до конца, молиться сколько угодно продолжительно и интенсивно или закончить задание на работе. Другие могут выполнять все эти действия, но при этом их преследует упрямый гнев или скука. Для третьих уныние начинается как склонность ко сну, еде, рассеянности или беспокойству».
(д-р Николь Роккас, «Время и уныние», с.26)
***
«Как яд духовной болезни начинается в душе, так и исцеление. Даже после того, как уныние коснулось тела или окружающих, восстановление начинается внутри нас и открывает новые направления для возрождения всех аспектов личности и жизни человека… Другими словами, восстановление одной человеческой души имеет почти безграничные преобразующие эффекты, которые распространяются на весь остальной мир». (Доктор Николь Роккас, «Время и уныние», стр.
34-35)
***
«Время — это пространственная ткань, которая позволяет происходить отношениям и действиям. Без него было бы мало шансов на общение, прощение или перемену сердца — все животворящие возможности зависят от взаимодействия времени и вечности здесь и сейчас нашего существования. Когда мы начинаем смотреть на эти две сферы с точки зрения Христа и человеческих отношений, кажется, что вечность не так уж далека, как мы часто предполагаем. На самом деле вечная жизнь, а вместе с ней и исцеление от уныния, начинается тогда, когда мы начинаем проявлять способность «осознавать» жизнь, живя ею каждую, каждую минуту…» (д-р Николь Роккас, «Время и уныние», с. 44)
***
«…время дает нам: возможность повернуться к (или от) Богу, жизни, любви и добру. Подобно любовнику или другу, Бог оставил место для возвращения к отношениям. В полноту времени Христос вошел в наш мир, чтобы проложить этот путь ради нас. Его Воплощение и Воскресение открывают нам, как Божьим творениям, дверь для «искупления времени»…» (д-р Николь Роккас, «Время и уныние», стр. 48)
***
«Виктор Франкл писал: «Все может у человека можно отнять только одно: последнюю из человеческих свобод — выбирать свое отношение к тому или иному стечению обстоятельств». в Освенциме. Всякий раз, когда я оправдываю свое отношение, эта цитата предлагает подходящую проверку реальности». (Доктор Николь Роккас, «Время и уныние», стр. 61)
***
«Противоположность этому унылому состоянию — не счастье и не ликование, а любовь — обращение вовне от себя к ближнему, Богу и Вечности. Последнее имеет решающее значение; по мнению Отцов Церкви, «каждая, каждая минута», которую мы не осознаем в этой жизни, состоит не только из любви или красоты, но из самой вечности. Таким образом, время становится не только средством отношений и вечности, но и путем трансформации, по которому мы можем пройти, чтобы добраться туда». (Доктор Николь Роккас, «Время и уныние», стр. 65)
***
«Каждый день, каждое мгновение учитывается в церкви, и не только на абстрактных уровнях, но физически и конкретно через посты, праздники и времена года, которые стремятся проявить Христа во времени и через время. Церковь призывает не только наш разум, но и все наше существо, и все наши блуждающие концы обратно в бытие, обратно в присутствие… Каждый стык священного времени связывает нас с Воплощением, достижением Вечности в этом мире и тем самым объединяет нас не только ко Христу, но и к осознанию самих себя как Его икон. (Доктор Николь Роккас, «Время и уныние», стр. 88)
***
«Молитва подобна монете с двумя сторонами: делать и быть. «Делание» молитвы включает в себя все внешние факторы — слова, которые мы произносим (вслух или нет), свечи, которые мы зажигаем, простирания, которые мы делаем, места, которые мы отводим для молитвы. В православном христианстве у нас есть множество высокоразвитых ритуалов и практик, которые помогают нам совершать путешествие внутрь себя. Иногда мы возжигаем благовония, или используем молитвенные четки, или выделяем определенные уголки наших домов для молитвы. Эти ритуалы не должны быть рутинными или бессмысленными, они должны питать благоговение и напоминать нам, что мы воплощенные существа — наши тела должны научиться молиться так же, как и наши умы». (Доктор Николь Роккас, «Время и уныние», стр. 9.8)
***
«Возможно, мы не выбирали нашу болезнь, мы можем не иметь контроля над ее лекарством, но мы все же можем выбрать остаться, а не сопротивляться. «Пребудьте во Мне», — призывает нас Христос (Ин. 15:4). — Оставайтесь. Терпеть. Сдаваться. Любой, кто переживает великую боль, знает, что принять это приглашение в тысячу раз труднее, чем отдать свое сердце горечи или отчаянию. Чтобы оставаться со Христом там, где мы есть (а не искать Его там, где нас нет), требуется капитуляция и долготерпение, которые побуждают нас выбирать между Ним и жестокосердием». (Доктор Николь Роккас, «Время и уныние», стр. 122)
***
«Я придерживаюсь мнения, что обратной стороной благодарения является не неблагодарность, а размышление, неустанная умственная озабоченность разрешением неблагоприятных аспектов наших обстоятельств… Среди прочего, это предполагает, что мы, возможно, слишком много живем в наших умы — что наш разум не живет в нашем сердце, а угнетает его». (Доктор Николь Роккас, «Время и уныние», стр. 141)
***
ум должен сосредоточиться на этом, но достаточно легко, чтобы работа могла выполняться в течение длительных периодов времени… Существует скромное творчество в выполнении обычных задач, таких как заправление постели или складывание одежды… Когда мы можем справляться с такими задачами даже с намеком на благодатью и заботой, они преображаются во что-то святое».
(д-р Николь Роккас, «Время и уныние», стр. 151-152.)
***
«…одна из самых прекрасных вещей в святости заключается в том, что это не все или ничего — она приходит к нам в малом, обычные вещи и времена, и просит нас видеть святое в конечных моментах. По какой-то причине мы, люди, можем понять или встретить святость только в маленьких кусочках за раз — в чаше, куске хлеба, глотке вина. Любая встреча со священным напоминает нам, что достаточно с чего-то и с чего-то начать, достаточно шагнуть вперед, на одно реальное мгновение обратиться ко Христу. Где бы мы ни начали, Настоящая Жизнь будет просачиваться в другие сферы нашего существования».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *