Связь физиологии и психологии: Связь психологии с физиологией кратко. Влияние физиологии на психологию

4.2. Взаимосвязь с физиологией

Второй наукой, с которой психология должна сохранять самую тесную связь, является физиология и, в частности, тот ее раздел, который посвящен высшей нервной деятельности.

Физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, осуществляющими «уравновешение» организма со средой.

Легко видеть, что знание той роли, которую в этом последнем процессе играют различные этажи нервной системы, тех законов, по которым протекает регуляция обменных процессов в организме, законы работы нервной ткани, осуществляющей процессы возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, которые осуществляют процессы анализа и синтеза, замыкания нервных связей, обеспечивают процессы иррадиации и концентрации возбуждения так же, как и знание основных форм работы нервных клеток, находящихся в нормальном или тормозном (фазовом) состоянии — все это совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучающий основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах они протекают.

Игнорировать законы физиологии значило бы лишить психологию одного из важнейших источников научного знания.

Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка. Человек, который был бы лишен общения с окружающими, развивался бы вне условий предметного мира, сложившегося в истории общества, не пользовался бы орудиями и языком, человек, который не усваивал бы опыта всего человечества, передаваемого с помощью языка, этого хранителя информации, не имел бы и небольшой доли тех возможностей, которыми располагает его фактическое поведение. Естественно, что формы деятельности человека осуществляются его мозгом и опираются на законы его высших нервных процессов, но никакая нервная система сама по себе не могла бы обеспечить формирования употребления орудий и языка и объяснить возникновение сложнейших, возникших в общественной истории, форм человеческой деятельности.

Подлинное отношение психологии к физиологии заключается в том, что психология изучает те формы и способы деятельности, которые возникли в процессе общественной истории и которые определяют поведение, а физиология высшей нервной деятельности — те естественные механизмы, которые осуществляют или реализуют это поведение.

Попытаться свести психологию человека к физиологии высшей нервной деятельности, как это одно время предлагалось механистически мыслящими учеными, было бы аналогично той ошибке, которую допустил бы архитектор, если бы он попытался свести происхождение и анализ стилей готики и барокко или ампира к законам сопротивления материалов, которые, конечно, должны учитываться архитектором, но которые ни в коей мере не могут объяснить происхождение архитектурных стилей.

Успех дальнейшего развития психологии во многом зависит от правильного понимания соотношения этих обеих наук, и как всякое игнорирование физиологии, так и попытки свести психологию к физиологии неизбежно задержат развитие психологической науки.

Связь психологии с другими науками

Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других — науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике.

Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.

Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания. Отдельные отрасли психологии (педагогическая и возрастная психология частности) связаны с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методиками преподавания отдельных учебных предметов. Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности является формирование мышления в процессе обучения, которое бы обеспечивало ученику возможность самостоятельно усваивать информацию, которая постоянно обновления устанавливается, гарантировало развитие способностей субъекта продуктивной интелектуальнои деятельности.

Продуктивный характер взаимосвязи психологии и педагогики проявляется в том, что создаются условия для опережение реальной педагогической практики, открываются новые пути для поиска эффективных современных технологий обучения и воспитание. Одновременно психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности. Тесным является взаимосвязь психологии с литературой, языкознания, историей, искусством, кибернетикой и другими науками.

Психология не может развиваться, не опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками. Ее взаимосвязи с ними прочны и за­кономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие обще­ственные науки предоставляют психологии возможность методоло­гически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и дея­тельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становле­ния общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в на­правлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально-и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понять патологию пси­хического развития людей и находить пути для психокоррекции и пси­хотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

Психология, таким образом, впитывает в себя из других наук изу­ченные и осмысленные ими представления о генезисе и особенностях проявления психического в зависимости и под влиянием тех конкрет­ных реальностей и феноменов, которые они изучают. Это позволяет ей по-новому оценивать свои собственные знания, а затем и совершен­ствовать их в интересах развития всего общества.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы от­ражения объективной действительности, конкретизировать причин­ную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болез­ни, как показывают самые новейшие данные, имеют психологическое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т. д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выра­ботки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

Без накопленных психологией знаний, таким образом, не могут про­дуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понима­ние своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.

 

Основные исторические этапы развития психологической науки Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг.

до н. э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.
Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.  

Психология и физиология: разница между психологией и физиологией

Главная > Психология > Психология и физиология: разница между психологией и физиологией

Многие люди, плохо знакомые с психологией или задающиеся вопросом, как лучше всего войти в ту область, в которой они могут узнать все о человеческом разуме, часто могут быть сбиты с толку значительным количеством терминов, которые могут быть очень похожими как по написанию, так и по смыслу. значение.

К счастью, когда дело доходит до психологии и физиологии, сходство проявляется только в написании — потому что вскоре мы увидим, что эти два термина относятся к совершенно разным вещам, хотя здесь есть одна загвоздка!

Если вы подумывали об изучении психологии или физиологии, но не можете понять, что именно относится к какой идее или понятию, не волнуйтесь — эта статья для вас! Здесь мы обсудим различия между двумя областями с некоторой степенью детализации, но мы обязательно упомянем и сходства, поскольку их много.

Итак, без лишних слов, приступим.

Содержание

Различия между психологией и физиологией

1. Физиология изучает тело, психология изучает разум

Физиология как наука целиком посвящена телу – тому, как оно работает, точнее, что заставляет его работать. Рассматривая конкретно физиологию, учащийся понимает различные функции тела, включая метаболические функции, пищеварение, дыхание, кровообращение, движение, а также структуру мышц и костей, и это лишь некоторые из них.

Физиология также изучает различных животных и сравнивает структурную схему человека со структурой различных животных, чтобы увидеть, как складываются определенные функции. Психология, с другой стороны, прежде всего о человеческом разуме. Студент-психолог тратит время, пытаясь понять, какие мысли, чувства и поведение усваиваются конкретным человеком и как они реализуются через его действия.

В этом смысле студент-психолог в первую очередь пытается понять все виды данных, поступающих в сознание человека, и то, как этот человек понимает эти данные. Именно здесь вступают в действие различные школы психологии и различные подходы, которые изучают студенты-психологи, чтобы понять человеческое поведение.

2. Физиологи в основном помогают с диагностикой, тогда как психологи используются для более широких целей 

Если вы учились на физиолога, ваш основной источник работы будет в больнице в качестве человека, который работает вместе с врачами, чтобы понять источник проблемы пациента и рекомендовать средства для ее решения. Кроме того, вы также можете стать физиотерапевтом или научным сотрудником, если вас интересует теоретический мир.

Однако, если вы психолог, вы можете найти работу в различных областях – вы можете не только работать психологом в больнице, вы также можете открыть свою собственную клинику и принимать клиентов в частном порядке, вы можете создать свою собственную супервизионную группу, или вы можете стать лектором в университете, чтобы учить молодых и полных энтузиазма детей чудесам психологии. В целом, психология из-за ее склонности к другим дисциплинам хорошо подходит для карьерного роста. Но это совершенно не относится к физиологии.

Причина этого в том, что физиология обычно не считается отдельной школой сама по себе, а считается частью пути к тому, чтобы стать врачом. Психология, с другой стороны, не имеет этой проблемы, поскольку в настоящее время это хорошо зарекомендовавшая себя дисциплина, которая, хотя и может функционировать в качестве вспомогательной по отношению к некоторым дисциплинам, имеет много достоинств для самостоятельного изучения. Это ничего не говорит о внутренней ценности области, а только о том, как общество рассматривает ее по большей части.

Учитывая все вышесказанное, мы понимаем, что между двумя полями есть существенная разница. Один связан исключительно с телом, а другой в значительной степени сосредоточен на уме. Тем не менее, между двумя областями все еще остается одно важное сходство, которое связывает их обоих вместе в самой их основе.

Читайте также: Разница между психологами и психиатрами

Связующее сходство между двумя полями

Возможно, вы слышали фразу о том, что нужно быть здоровым и душой, и телом. Или что психическое здоровье так же важно, как и физическое здоровье, если не больше. И именно здесь связаны физиология и психология — в конечном счете, обе эти области связаны с тем, чтобы заставить людей жить в полной мере, будь то исправление тела или разума. Таким образом, они используют разные точки исследования и разные подходы, но в конечном итоге большая цель остается одной и той же!

Кроме того, еще одним примечательным фактом является то, что, хотя физиология ни в коем случае не рассматривает психологию напрямую, психология охватывает определенные части физиологии, в зависимости от рассматриваемой школы.

Например, один из постулатов позитивной психологии заключается в том, что физические упражнения действительно важны для психического здоровья, потому что в результате тренировок в мозгу происходит определенный прилив положительных гормонов, что очень помогает, когда дело доходит до лечения депрессии. Таким образом, некоторые школы психологии также рассматривают физиологические процессы, еще больше связывая эти две области.

Оформление заказа: Навыки, необходимые для того, чтобы стать психологом

Выберите тот, который подходит именно вам!

Теперь, когда вы подробно ознакомились с двумя полями, вы можете выбрать то, которое подходит именно вам. Кроме того, конечно, если вы когда-нибудь захотите сменить профессию, это всегда возможно сделать. Но имейте в виду, что есть способ расширить одну карьеру в другую — и психология определенно предоставляет больше возможностей для этого, чем физиология. Всего наилучшего в том, за что вы решили взяться!

Хотите поделиться этой статьей?

Взаимосвязь между психологией и физиологией — Курсы здоровья

Перейти к содержанию

Предыдущий Следующий

Стресс

Большинство из нас знает, что существует связь между уровнем стресса и физическим самочувствием. В стрессовых условиях мы предпринимаем поведенческие и физические (например, вегетативные) действия. Наш мозг возбуждается, и нервная система возбуждается. Высокие уровни кортикостероидов секретируются для мобилизации метаболических ресурсов в организме. В большинстве случаев мы можем избежать стрессора и, следовательно, снизить уровень стресса до допустимого уровня. Однако там, где мы не можем этого сделать, это приводит к постоянному состоянию возбуждения. Например, если бы мы работали под руководством начальника, который постоянно заставлял нас чувствовать себя в стрессе, мы могли бы не иметь возможности уйти из-за потребности в заработке. В таких случаях наша система стресса будет работать в условиях «открытого цикла», когда нет эффективной стратегии преодоления. Отсюда и стресс.

Когнитивные процессы играют роль в стрессе. Некоторые из этих когнитивных стрессоров включают несоответствие между фактическим и ожидаемым вознаграждением, потерю чего-то, например, работы, трудности с балансировкой финансовых счетов, участие во внутренних диалогах в случае неудачи и так далее. Эти стрессоры характеризуются такими чертами, как «информационное несоответствие» или отсутствие когнитивных или поведенческих ресурсов. Поведенческие показатели стресса могут быть подкреплены такими утверждениями, как «Я действительно чувствую, что больше не могу справляться».

Физические нарушения, такие как растяжение мочевого пузыря или потеря крови, также приводят к увеличению кортикостероидов.

Последствия стресса

Если мы находимся в состоянии стресса и находимся в сидячем положении (например, мы злимся на начальника, но не можем драться или бежать), то жировые вещества, известные как липиды, которые высвобождаются в кровоток, не могут быть полностью метаболизируется и имеет тенденцию накапливаться на стенках артерий. Это известно как атеросклероз.

Точно так же чрезмерный уровень кортикостероидов в течение длительного периода времени может повредить иммунную и нервную системы. Между нервной, эндокринной и иммунной системами существует взаимодействие, однако мы никогда не должны предполагать, что психологические факторы имеют решающее значение и являются причиной таких заболеваний, как рак. Психологический эффект — лишь один из многих, которые влияют на иммунную систему и, следовательно, могут влиять на болезнь.

Иммунная система

Стресс может подавлять или «подавлять» иммунную систему. Это было отмечено в случае хронических стрессоров, таких как развод, тяжелая утрата, лишение сна, экзамены и война. Тем не менее, стрессоры иногда усиливают иммунную систему, или они могут подавлять одну часть иммунной системы, но стимулировать другую. Мы также должны учитывать, что стрессоры могут оказывать влияние на иммунную систему другими путями. Например, развод или тяжелая утрата могут привести к уменьшению сна, расслабления и физических упражнений, а также к увеличению потребления сигарет и алкоголя, что оказывает независимое влияние на болезнь. Кроме того, из-за изменений в физиологии некоторые стрессоры могут влиять на заболевание не только через иммунную систему. Известно, например, что некоторые стрессоры приводят к уменьшению слюноотделения во рту, что может снизить защиту ротовой полости (Evans et al. , 19).97).

Личность и болезни сердца    

Фридман и Розенман (1959) определили личности типов А и В. В ряде исследований была обнаружена значительная корреляция между моделями поведения типа А и ишемической болезнью сердца. Тип А характеризуется чувством чрезмерной нехватки времени, агрессивной конкуренцией, чрезмерной амбициозностью и легко вызывает враждебность в ситуациях, которые люди типа Б считают тривиальными. Люди типа А также склонны к индивидуализму и достижениям, которые, как правило, способствуют изоляции, а не межличностным связям. У них гиперактивная симпатическая нервная система и гипоактивная парасимпатическая нервная система. Существует высокая секреция кортикостероидов и высокий уровень холестерина в крови, что приводит к склонности к сердечным приступам. Очевидно, что не все люди относятся к типу А или типу Б, но большинство людей склонны проявлять аспекты каждого из них.

Не всякое поведение Типа А может иметь значение в начале болезни сердца. Казалось бы, враждебность — самый важный фактор.

Синдром раздраженного кишечника и язвы

Синдром раздраженного кишечника представляет собой нарушение сокращений кишечника, организованное энтеральной нервной системой. Стресс, последствия которого опосредованы через центральную нервную систему и вегетативную нервную систему, является причинным фактором, причастным к этому.

Пептические язвы, по-видимому, вызваны взаимодействием психологических факторов и бактериальной инфекции.

Способы оставаться здоровым

Распознав стресс, мы можем избежать ситуаций, которые его вызывают, и максимизировать ситуации, которые вызывают противоположную реакцию. Мы можем отучиться от поведения, вызывающего враждебную реакцию.

Кроме того, для некоторых расстройств социальная изоляция представляет больший риск, чем для тех, кто счастлив в социальной интеграции. Защиту от стресса также обеспечивает счастливая социальная среда. Там, где у людей есть чувство принадлежности, они, как правило, становятся частью социальной сети, которая является гармоничной и придает им смысл жизни и позволяет им предсказывать, контролировать и справляться. Цели становятся приемлемыми и достижимыми в социальной сети, и человек ценит дружбу выше приобретения материальных ресурсов (Фридман 19).96).

Культура также может иметь большое влияние. Японская культура придает большее значение взаимозависимости социального взаимодействия, стабильности и сплоченности, а также групповым ценностям, чем западная культура. Было продемонстрировано, что это совпадает со снижением заболеваемости ишемической болезнью сердца (в 5 раз) среди японцев, ведущих традиционный образ жизни, по сравнению с калифорнийцами; обе группы обитают в Калифорнии (Marmot and Syme, 1976).

Медитация была связана с уменьшением доминирования симпатической нервной системы и повышенной возбудимостью (Bracke and Thoresen, 19).96). Одновременно усиливается парасимпатический вклад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *