Читать книгу «Психология человеческой жизни» онлайн полностью📖 — Г. С. Абрамовой — MyBook.
© Г. С. Абрамова, 2018
© Издательство «Прометей», 2018
* * *
Посвящаю моему любимому мужу Børge Hansen
Короткое предисловие к переизданию книги
В наше торопливое время надо писать коротко и о самом главном.
Пишу.
В программах высших учебных заведений России, где осуществляется подготовка специалистов для работы с людьми, есть курсы «Психология личности», «Психология развития» и «Психологическое консультирование». В этих курсах обязательны темы, в которых рассматриваются понятия о базовых характеристиках личности, личности как субъекта жизни, анализируются динамические образующие личности.
Мой текст даёт возможность наполнить эти понятия конкретным содержанием, он представляет собой один из вариантов психологического анализа жизненного пути людей в конкретных исторических условиях.
Все ключевые понятия этого текста сверены с действующими государственными программами и программами некоторых университетов Российской Федерации.
В предлагаемом мною тексте можно узнать о материале, необходимом для психологического анализа жизни личности, овладеть способами исследования фактов жизни личности, научиться исследовать этими способами личность в конкретных исторических условиях.
Текст написан мною с позиции культурно-исторической психологии, в нём имплицитно (что естественно) представлена моя личная и профессиональная позиция в понимании проблем и задач изучения жизни человека как целостного предмета. В тексте каждой главы есть ссылки на необходимую литературу. Возможен поиск информации по ключевым понятиям.
Дания 2017
Об истории этой книги
В Варшаве был невероятно жаркий летний день. Трамвай оказался тем местом, где случилось событие. Обычное событие из числа тех, которые создают нашу жизнь.
На эту пожилую женщину нельзя было не обратить внимания – среди нас, изнемогающих от жары и необходимости быть в это время на этом месте, она была единственной, кто чувствовал себя здесь и теперь с полным присутствием духа и тела.
Худенькое ладное тело не мучило душу, а душа была открыта всему ясным взглядом и грацией движений. Описанию изящной одежды и ажурных перчаток можно было бы посвятить не одну страницу дамского романа. Среди нас – буднично отягощенных существованием своих душ и тел – находился человек, которому были явно по силам и собственная душа и собственное тело.Я видела таких пожилых женщин и мужчин в разных жизненных ситуациях, они всегда вызывали чувство радости от одного взгляда на них. В них была та сила настоящей жизни, которая создается и сохраняется самим человеком как признательность Творцу за данность жизненного дара. Слова, которыми хотелось говорить о впечатлении, производимом этими людьми, звучали бы очень неуместно и чересчур сентиментально в бурное время перемен, которое вовлекает людей в водоворот новых возможностей для самоопределения и самоутверждения.
Рядом с этой женщиной, дамой из варшавского трамвая, возникали лица и голоса других прекрасных людей, которые хотели и умели жить своей жизнью, не претендуя на исключительность, но обладая тем секретом целостности и ценности жизни, который пытаются разгадать ученые, изучающие человека.
В геронтопсихологии, в известных мне работах, пожилой возраст описывался в характеристиках количества, где слова о том, что какая-то функция стала снижаться в своих проявлениях, наводили только на грустные размышления о несовершенстве науки и неизбежности конца жизни. Сама жизнь говорит другое – в пожилых людях есть много того, что никак не связывается с угасанием функций: определенность ценностей, которая редко приходит в молодые годы, бесстрашие перед неопределенностью жизни, которое называют светом мудрости… В них есть то обоснование ежедневных жизненных усилий, которое наполняет мир присутствием в нем мысли.
Мне представляется, что современная наука, стремясь анализировать и обобщать, немного абстрагируется от того, что составляет индивидуальную целостность жизни, а в ней есть много из того, что описывается (возможно, только сегодня) бытовыми словами. Это – заброшенная деревенька в России, где бабушка стучит из окна своего дома и просит поговорить с ней. Просит меня, незнакомого человека, которого обстоятельства жизни привели к ее дому. Это – золотая кожура луковиц в руках у другой женщины, которая любуется ими и ласкает прикосновением каждую из них, благодаря за то, что выросли красавицами. Я слышу это случайно. Теперь знаю, что не случайно.
Я пишу о них, потому что они – воплощение жизни и ее оправдание, они – боль и надежда на прощение всех нас, кто причастен к ним, кто может быть причастен, кто должен быть.
Эта книга написана в жанре романтической психологии. В ней – очерки о людях, анализ и интерпретация психолога, в ней то, что называют психологией пожилого человека. Это попытка рассказать моим читателям – коллегам-психологам и студентам, изучающим психологию, – что есть возможность не только измерять и констатировать, но и понимать. Это не разные ценности – это жизнь науки, которая, как любая жизнь, может изменяться до пределов смерти. В книге описаны реальные люди, живущие в России, Польше, Дании, имена которых изменены, так как не все они хотели быть «представленными на всеобщее обозрение». Каждому из них и всем вместе я бесконечно благодарна за событие встречи с ними и возможность общения.
Дания, 2000
Глава 1. Такая разная психология
Все явное настолько дальше наших догадок, что догнать и доглядеть случившееся мы не в состояньи.
Р. М. Рильке
Ключевые понятия: позиция исследователя, предмет психологии личности, множественность определений личности, характеристика общих подходов к личности в отечественной и зарубежной психологии.
В результате изучения главы студенты должны:
знать основные исследовательские позиции;
уметь формулировать свою исследовательскую позицию;
владеть знанием о различии бытового и научного психологического знания.
Сегодня, когда научное психологическое знание становится неотъемлемой частью бытовой культуры, когда профессия психолога начинает влиять на течение индивидуальной жизни людей, многие вопросы, связанные с получением и использованием психологических знаний, приобретают значение не только для людей науки.
Проблемы познания – его цели, средства и способы – становятся актуальными в обосновании воздействия на человека психологов и психотерапевтов при осуществлении практической профессиональной работы. Теория познания неизбежно транслируется в способах интерпретации человеческого поведения, в понимании закономерностей его развития и общего направления прогресса.
Само понятие прогресса становится содержанием наших будничных отношений, определяющих восприятие чужой ли беды, своих ли собственных усилий по осуществлению жизни, своего ли места среди людей и в целом мире.
Мир, в котором мы живем, с каждым днем становится все более зависимым от наших мыслей о нем, от наших чувств к нему и друг к другу. Это может не восприниматься как личная озабоченность, но обязательно присутствует в личной жизни как ее опосредованность присутствием других людей.
Психологическая информация, полученная в науке, приобретает иное звучание в контексте бытовой жизни. Она лишается существующей в науке зависимости от содержания интеллектуальных усилий конкретного человека, получившего ее, и приобретает безличный характер возможной ценности.
Мышление исследователя, в котором было рождено обоснование (для него самого) его интеллектуальных усилий, не интересует людей, использующих научную информацию, отвлекаясь от неизбежного присутствия в ней момента относительности истины и личных интеллектуальных возможностей человека. Это создает уникальную ситуацию, которая порождает особые образования индивидуального и общественного сознания. Уникальность состоит в том, что продукты индивидуальной интеллектуальной деятельности ученого могут стать целостными, ценностными знаками, опосредующими отношения людей. Так произошло с психоаналитическими идеями З. Фрейда, которые определили способы мышления людей о собственной жизни во многих странах мира. Оказалось, что как будто забыто, как, когда и почему были высказаны идеи о вытеснении и сублимации, о комплексах (особенно об Эдиповом), о сознательном и бессознательном, о страдающем Я и т. д.
Сами идеи стали одним из обоснований возможностей воздействия людей на течение собственной жизни. Это одна из возможных демонстраций того, что интеллектуальные усилия одного человека, ориентированные его собственными целями и задачами, превращаются в формы сознания других людей.
Присутствие в мире психической реальности каждого человека – это возможность порождения новых форм сознания за счет Я-усилий человека, которые прежде всего проявляются в его интеллектуальной деятельности. Породить эти формы сознания человек может, встречаясь с задачами, которые он не может решить существующими способами. Это те жизненные ситуации, о которых говорят, что в них надо жить своим умом.
Иначе об этих ситуациях можно сказать так: в них нельзя использовать чужой опыт, нельзя применить готовые (уже существующие) интеллектуальные решения. Это ситуации, которые можно было бы в общем виде назвать ситуациями встречи с собственным Я, с его данностью как качеством своей жизни. Именно они порождают интеллектуальные усилия человека и их обоснование. Чем обосновываются интеллектуальные усилия? История психологии как науки позволяет говорить о том, что интеллектуальные усилия исследователей обосновываются их философией жизни, собственной Я-концепцией, которые задают интеллектуальную позицию в понимании закономерностей психической жизни.
Интеллектуальная позиция в исследовании человеческой жизни неизбежно связана с пониманием развития человека и прогресса общества, средств и способов собственного мышления в отношении конкретной человеческой жизни и психической реальности как данности жизни.
Современная наука демонстрирует множество примеров того, как можно проявлять интеллектуальную позицию в исследовании психической реальности. Фиксируется она в содержании основных понятий, которые обосновывают для исследователя его интеллектуальные усилия в постановке и решении познавательных задач. Думаю, достаточно привести несколько примеров, чтобы показать существование различных интеллектуальных позиций и присутствие в них индивидуальных ценностей исследователей. Так, человека понимают как биокомпьютер, как семантическое поле сознания, как механизм, как высшее животное, как живой организм и т. п.
Возможность иметь фиксированную интеллектуальную позицию и мыслить в соответствии с ней, возможность изменить интеллектуальную позицию или отказаться от нее связаны с тем, что Я человека обладает относительной независимостью от предмета мышления. Эта независимость проявляется в том, что человек может зафиксировать предмет своего мышления как целостность и выделить свое отношение к нему как к целостности. Целостность задается границами, которые обозначаются с помощью знаков. Знаками же обозначается и наличие Я.
Таким образом, интеллектуальная позиция становится доступной для восприятия как самому мыслящему человеку, так и другим людям. Это можно увидеть прежде всего в научных текстах, где используются специальные научные термины для обозначения целостных характеристик предмета мышления и есть знаковое обозначение авторского присутствия, которое читатель воспринимает как мнение или чувства автора.
Воспринимая научные тексты, читатель должен проделать специальную работу по разделению авторской мысли и чувства, которые отражают разные качества Я-усилий исследователя. Эту работу читатель может проделать тогда, когда сам владеет достаточными средствами мышления о целостных предметах, т. е. обладает жизненной философией. Проблемы, возникающие при этом, заставляют обсуждать вопросы профанации науки, которая может стать (и стала) зловещей тенью человеческого стремления к познанию. Общество требует от науки не только новых средств и способов жизни, созидания, но и новых способов разрушения, уничтожения жизни. Наука отвечает этим требованиям. Создание бактериологического оружия – одно из доказательств этого.
Одно из самых сильных противоречий современной интеллектуальной жизни людей состоит в том, что меняется отношение к идеалу познания. Меняется представление об истине как идеале познания и способах постижения истины. Можно согласиться с мнением И. Хейзинга, который писал о том, что «культура, в наше время желающая задавать тон, отворачивается не только от рационального, но даже от интеллигибельного, и ради чего-то инфрарационального, ради инстинктов и влечений… она предпочитает волю к земной власти, «бытие», «кровь и почву» вместо «познания» и «духа» (Хейзинг И. Homo ludens. – М., 1992. – С. 292).
Мне думается, что понимание того, что в получении психологической информации исследователь оказывается зависимым от своей интеллектуальной позиции, позволяет анализировать факт существования множества психологических идей, теорий, методов как неизбежное проявление Я-исследователей, без которого невозможна была бы познавательная активность человека. Его познавательные усилия были бы бессмысленны и в том случае, если бы предмет мышления не был фиксирован как целостность, а Я не выражено в соответствующей ему форме. Формы, наиболее распространенные в современной науке, – это слова, понятия, термины, которые отражают исторически сложившуюся логическую аргументацию процесса познания. Однако известно, что они не являются единственными формами выражения жизни, рядом с ними существуют поэтическая, метафорическая формы.
Существование научной формы породило проблему соотношения поэтической и логической аргументации в познании. Так, в современной психологии это может проявляться в существовании, часто в одном тексте, как научных, так и поэтических способов мышления. Цитирование поэтов становится одной из наиболее распространенных форм аргументации, проявления интеллектуальной позиции автора научного текста. Часто научное, логически аргументированное изложение воспроизводится в виде поэтической метафоры, которая, естественно, по своему происхождению не может быть продуктом логического мышления.
Это можно понимать как стремление авторов научных текстов показать свою ориентированность на целостность психической реальности как предмета их мышления. Необходимость такой ориентации осознается все в большей степени, так как уже очевидны последствия недостаточности специализированного, часто одностороннего (в виде какой-либо концепции) подхода к пониманию человека. Одним из самых явных последствий этого можно считать распространение специализированных знаний как универсальных, когда частной закономерности через ее интерпретацию приписывается универсальное, всеобщее значение. Это явление широко известно в науке как редукционизм, который в одном из предельных своих выражений отождествляет человека и его жизнь с жизнью предметов.
Редукционизм – это не только упрощение или стремление к упрощению, это еще и стремление придать любому знанию всеобщий, универсальный характер. Последний присутствует не только в сознании людей науки, но и в бытовом сознании как стремление обобщать по принципу: «Все люди…» Примером такого обобщения может быть самое распространенное в быту: «Все люди на меня будут смотреть, как на…», «Каждый человек хочет иметь…» и т. п. В научном познании редукционизм особенно опасен тем, что закрывает возможности поиска истины, делает бессмысленным существование иных интеллектуальных позиций, возможность которых задается существованием целостного предмета. Понимание предмета мышления как целостности особенно важно, так как дает возможность двигаться к истине, отражающей существование предмета в пространстве и во времени.
В отношении психической реальности это тем более важно, что она как предмет мышления, как предмет изучения обладает специфическими свойствами, требующими от исследователя усилий по их проявлению, фиксации и сохранению в своей интеллектуальной деятельности.
Представление о целостности психической реальности и ее сохранение в процессе мышления – это ориентация на существование специфических человеческих качеств, того единства человека, которое множество раз было предметом осмысления в разных философских и психологических школах. Мне представляется необходимым сослаться на идеи димензиональной онтологии (науки о бытии), которые В. Франкл использует для понимания человеческой реальности. Он демонстрирует эти идеи проекциями предметов, называя свой способ изложения геометрическим доказательством.
Суть димензиональной онтологии состоит в том, что жизнь предмета рассматривается в проекциях, разных по отношению к времени и пространству его бытия. Один и тот же предмет, проецируясь в низшие по отношению к нему измерения, может иметь противоречащие друг другу проекции. Это легко демонстрируется на примере проекции стакана в форме цилиндра в двумерное пространство из трехмерного, в котором он существует. При этом в плоскости, соответствующей его продольному сечению, он будет выглядеть как прямоугольник, а в плоскости, соответствующей его поперечному сечению, – как круг. Несоответствие и противоречивость проекций будут проявляться и в том, что они – замкнутые фигуры, тогда как стакан – фигура открытая.
Другой закон димензиональной онтологии говорит о том, что разные предметы, спроецированные в одно и то же, низшее по отношению к ним, измерение, отображаются в последнем не противоречивыми, а многозначными проекциями. Так, тени, спроецированные от цилиндра, конуса и шара, могут быть многозначны – это эллипс. По ним нельзя точно восстановить предмет, который эту тень отбрасывает.
В отношении человека, изучения специфически человеческого в человеке эти идеи позволяют увидеть последствия редукционизма как потерю предмета мышления. Если человеческое сводится только к плоскости биологии или социологии, представляется только как физиологическое или лингвистическое, то теряется возможность увидеть единство человеческого в человеке. При этом становится очевидным и тот факт, который позволяет утверждать, что единство человека бессмысленно искать в той плоскости его изучения (измерения), на которую мы сами как исследователи его спроецировали.
Обнаружить единство человека мыслящий о нем может только тогда, когда занимает трансцендентальную позицию, позволяющую выйти за пределы предмета мышления и осознать возможное соответствие или несоответствие различных проекций этого предмета как проявление его целостности. Для этого ученому, занимающемуся проецированием человека на одну (или несколько) плоскость измерения, приходится постоянно отдавать себе отчет о той целостной реальности, с которой он имеет дело. Обычно целостная реальность проявляет себя при интерпретации данных исследования.
Димензионалъная онтология позволяет доказать существование различных интеллектуальных позиций, обоснованных способами проецирования целостного предмета. Одновременно с ее помощью можно показать один из наиболее распространенных путей появления ошибок в мышлении, когда многозначные результаты интерпретируются как равные, сходные, подобные, однозначные. Это путь, на котором игнорируется целостность предмета как специфического, не равного сумме своих проекций.
Для психологии эта ситуация осложняется историческим опытом функционального исследования человека, когда предметом научного исследования были различные функции (память, мышление, воображение, ощущение, восприятие, внимание) как различные проекции целостного человека. Опыта трансцендентального изучения человека значительно больше в области психотерапии, чем в собственно психологии как науке.
зачем нужна позитивная психология – Новости – Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Положительные эмоции и такие чувства, как благодарность, устойчивость и сострадание, повышают качество жизни, человеческих отношений и эффективность в работе. Все более востребованной в обществе становится позитивная психология, способная мягко направлять человека в переломные моменты. Какие инструменты применяются сегодня в работе бизнес-психолога и почему психологическое здоровье сотрудников имеет первостепенное значение для бизнеса, на мастер-классе магистерской программы «Психология в бизнесе» НИУ ВШЭ обсуждали эксперты, тренеры и психологи.
iStock
Позитивная психология — это междисциплинарная область, посвященная качеству жизни человека, его здоровью и благополучию. В центре внимания — позитивный потенциал человека, а главные вопросы, которые она рассматривает, — как жить лучше и находить смысл в своих действиях.
Основоположник этого направления Мартин Селигман стремился изменить парадигму современной психологии: от негатива — к позитивности, от концепции болезни — к концепции здоровья. Позитивная психология строится на трех столпах: изучение позитивных эмоций, изучение позитивных черт и изучение позитивных социальных институтов. Теория оптимизма Селигмана состоит в том, чтобы объяснять неудачи в положительном ключе и видеть возможности в проблемах.
Другая теория — концепция субъективного благополучия американского психолога Эда Динера — заключается в переживании в большей степени приятных эмоций и повышении уровня удовлетворенности жизнью. Например, через гормон окситоцин можно влиять на состояние человека: вызывать у него эмпатию, нравственные переживания и доверие к другим людям.
«Человек излучает счастье, и к нему тянутся люди. Вот в чем заключается позитивная психология», — отмечает сертифицированный бизнес-психолог, старший тьютор магистерской программы по бизнес- и организационной психологии департамента менеджмента и маркетинга Вестминстерской бизнес-школы Лиза Мэтьюмен. Положительные эмоции, в том числе благодарность, устойчивость и сострадание, повышают показатели в отношениях и на работе, добавила она.
Лиза Мэтьюмен уверена, что один из главных инструментов позитивной психологии в бизнесе — сострадание. «Очень важно, чтобы руководитель коллектива умел и сострадать, и понимать себя», — подчеркивает она. Основная задача коучинга — улучшить жизнь клиента: развить таланты, способности к постановке целей и их достижению, помочь создать благоприятную среду на рабочем месте. «Бизнес-психологи хотят положительно повлиять на жизнь клиента, — рассуждает Мэтьюмен, — все остальное — производные от этой задачи».
Коучи, применяющие инструменты позитивной психологии, фокусируются на создании и развитии сильных сторон человека. Это, по словам Лизы Мэтьюмен, является более эффективным путем к успеху, чем попытки добиться совершенства в неподходящих областях. Важно, продолжила психолог, выделить семь сильных характеристик своего клиента, которые в последующем будут развиты.
«Бизнес-психолог стремится к тому, чтобы клиент получал удовольствие от того, что он распоряжается своей силой», — подытожила она.
ретья стадия уже требует применения психологических практик, например, осознанности или проработки проблем с психологом, потому что человек становится недовольным окружением и собой. Практика осознанности — это тренировка управления вниманием. Можно заняться медитацией, дыхательной гимнастикой или рефлексией.
Две последние стадии эмоционального выгорания характеризуются хроническим стрессом, потерей работоспособности и даже угрозой жизни или карьере. Здесь решать проблему нужно уже с профессионалом.
Чтобы не доводить до выгорания, не усугублять психологические проблемы и быть в ресурсе, по словам Андрея Евдокимова, важно следовать нескольким простым принципам. Основные шесть правил для поддержания ресурсного состояния звучат так:
- завершайте начатое вовремя;
- делайте позитивную переоценку проблем через их плановое решение;
- измените свои ожидания и переосмыслите поражение;
- делите большую победу на маленькие этапы;
- начинайте работать со своей психикой прямо сейчас;
- помните о творчестве: создавайте безопасное пространство для полного проживания эмоционального цикла.
Это позволит сделать собственное повседневное состояние более ресурсным, а значит, улучшить психологическое состояние и повысить качество жизни, уверен эксперт.
Психология человека: изучение разума, поведения
Психология человека — одна из самых популярных областей изучения. Вы можете специализироваться в этой дисциплине как часть искусства, криминологии, управления человеческими ресурсами, маркетинга, науки или социальных наук.
Что делает человеческую психологию такой особенной, что эта область имеет отношение ко многим другим? И почему так много студентов поступает на изучение психологии в университеты?
Быстрый ответ: человеческая психология — мощная и увлекательная тема. В конце концов, студенты узнают о разуме и человеческом поведении. Но давайте погрузимся глубже. Вот 8 интересных фактов, которые вы должны знать о важности психологии.
38
АКЦИИ
1. Психология исследует как разум, так и человеческое поведение
Изучая психологию, вы изучаете, как человеческий разум формирует модели поведения. Термин психология происходит от древних греков, где «psyche» означает дух или душу, а «logia» означает изучение.
Несмотря на то, что этим первоначальным терминам уже тысячи лет, психология на самом деле является относительно молодой областью исследований. Хотя психологию можно считать новой дисциплиной, она также является одной из самых быстрорастущих и влияет почти на все сферы нашей жизни.
Психологов можно найти практически везде – от больниц и школ до предприятий и частных практик. Роли также невероятно разнообразны: от лечения психических заболеваний до исследований, влияющих на политику правительства. Работа с профессионалом в области психологии готовит клиентов к трудностям, которые могут возникнуть в жизни.
2. Это не просто здравый смысл
Одно из самых больших заблуждений, связанных с изучением психологии, заключается в том, что это всего лишь здравый смысл. Это не может быть дальше от истины, и эта область на самом деле основана на нескольких научных методах.
Психологические исследования показали, что при объяснении поведения нельзя полагаться на здравый смысл. Например, люди не занимались бы деятельностью, которая, по их мнению, вредна, например, курением, если бы здравый смысл был на самом деле таким здравым. Основные причины, по которым люди ведут себя так, а не иначе, часто сложны и/или удивительны.
Изучение психологии сосредоточено на процессе постановки и исследования вопросов, чтобы сделать выводы. Для выявления взаимосвязи между переменными используется ряд эмпирических методов. Вы применяете такие методы, как натуралистическое наблюдение, тематические исследования, эксперименты и анкеты.
3. Психологические исследования невероятно разнообразны
Хотя психология изучает человеческий разум и то, как он влияет на поведение, существуют и другие подполя. Как и в случае медицинских исследований, студенты могут специализироваться в определенных областях, таких как клиническая психология, когнитивная психология, социальная психология или психология развития.
Эти области разнообразны, каждая из них посвящена различным аспектам человеческой психики. Некоторые психологи сосредотачиваются на помощи людям, страдающим психологическим расстройством или расстройством, в то время как другие клинические отделения поддерживают тех, у кого проблемы с физическим здоровьем.
Психология занимается не только лечением психического здоровья. Подразделы, такие как судебная психология или промышленно-организационная психология, изучают реальные проблемы и вносят свой вклад в государственную политику.
Некоторые психологи также специализируются на умственной концентрации и мотивации. Они помогают спортсменам, звездам спорта и владельцам бизнеса достичь большей ясности в своих целях, подталкивая их к достижению наилучших результатов.
Психология и СМИ: Сандманн, пример предвзятости кадрирования
Предвзятость кадрирования — это психологическая концепция, о которой должен знать каждый, поскольку она регулярно используется репортерами и рекламщиками. Чтобы объяснить предвзятость кадрирования, рассмотрим случай Николаса Сандманна. Подросток из Кентукки подал в суд на несколько СМИ за клевету и, в частности, за то, что его изображают агрессивным расистом.
СМИ сообщали, что вирусное видео 2019 года с участием Сандманна изображает «старейшину из числа коренных американцев и ветерана войны во Вьетнаме» и «группу подростков, преследующих и издевающихся над ним» (CNN). На самом деле Сандманн был в группе людей, ожидающих автобус, когда к нему подошел мужчина, который начал бить в барабан и петь прямо перед лицом Сандманна.
СМИ пренебрегли важными кадрами, объясняющими инцидент, вместо этого сосредоточившись на моменте столкновения. Представив подстрекателя в положительном свете и представив его как члена группы меньшинства, Сандманна легко можно было бы предположить виновным в возникшей конфронтации.
4. Вы узнаете, как улучшить жизнь других
Несмотря на то, что в психологии есть много разных областей, в которых студенты могут специализироваться, конечной целью является помощь в улучшении жизни других. Для этого психологи стремятся понять, описать и предсказать поведение человека.
Хотя общая цель может быть одинаковой, используемые методы различаются в зависимости от выбранного подполя. Например, некоторые психологи будут работать в больницах или клиниках, работая непосредственно с людьми, испытывающими проблемы с психическим здоровьем. В этих случаях они будут помогать им один на один, чтобы улучшить свою жизнь и достичь своих целей.
Психологи, специализирующиеся в других областях, могут не работать напрямую с человеком. Те, кто работает в прикладной среде, используют свои исследования и результаты, чтобы помочь решить реальные проблемы, такие как членовредительство молодежи, и дать рекомендации по политике, которая помогает обществу в целом.
5. Курсы психологии помогут вам лучше понять себя
Хотя психология занимается изучением человеческой психики с целью улучшения жизни других людей, курсы психологии также могут помочь вам лучше понять себя. По мере того, как студенты продвигаются по учебе и карьере, они получают представление о своем собственном опыте, мотивах и поведении.
Лучшее понимание приходит естественным образом, когда вы изучаете проблемы и способы их устранения, а также размышляете о том, как они могут быть связаны с вашей собственной жизнью. Таким образом, вы все больше способны распознавать и признавать свои собственные черты и поведенческие тенденции.
Личная проницательность позволяет вам стать тренером самому себе. Например, вы можете понять, почему вы избегаете определенных рисков в отношениях или карьере. Вооружившись этими знаниями, вы сможете сделать лучший выбор в будущем.
Более глубокое понимание себя также поможет вам построить более крепкие отношения с друзьями и любимыми. Вы узнаете о ценности связей и о том, какие шаги вы могли бы предпринять, чтобы построить более крепкие дружеские сети.
6. Выпускники понимают многообразие человечества
Изучение психологии поможет вам оценить и понять разнообразие человеческой расы. У каждого есть свои уникальные черты, опыт и опыт, которые влияют на поведение и отношение. Психология помогает понять, как чей-то образ мышления является продуктом многих факторов.
Понимание типов личности, а также преимуществ и проблем, связанных с каждым из них, поможет вам проявить чуткость. Когда вы сможете увидеть разные взгляды и то, что не все чувствуют или думают одинаково, вы сможете лучше понять сообщества, в которых мы живем. Культурная нейробиология — это новая область, которая исследует, как генетика и культура населения влияют на поведение человека.
Психология помогает понять, что существует множество способов смотреть на мир. Вы учитесь не принимать свою личную точку зрения как правильную точку зрения. У всех разный жизненный опыт, который формирует их поведение и личность и требует сочувствия и понимания.
7. Спрос на специалистов растет
Спрос на специалистов в области психологии никогда не был выше. Мы живем в невероятно быстро меняющемся мире, который ставит перед нами новые задачи. В то время как цифровая революция помогла улучшить жизнь во многих отношениях, использование нами устройств также создало значительное давление.
Многим людям сейчас невероятно трудно найти время для себя, в то время как социальные сети создают большую потребность в проверке. Это приводит к целому ряду нежелательных привычек, таких как тревога, депрессия, раздражительность и лишение сна.
Наряду с этим, общество в целом гораздо более открыто и охотно обращается за профессиональной помощью по вопросам психического здоровья. Медицинские работники, такие как медсестры и социальные работники, часто заканчивают последипломные курсы по психическому здоровью, чтобы лучше справляться с проблемными клиентами. По мере роста осведомленности о психологических проблемах все больше и больше людей обращаются за помощью к квалифицированным психологам.
Спрос на квалифицированных специалистов растет, и эта тенденция не собирается замедляться. Среди самых быстрорастущих областей по данным BLS: супружеская и семейная терапия; и консультирование по вопросам злоупотребления психоактивными веществами, поведенческих расстройств и психического здоровья.
8. Психология влияет почти на все аспекты жизни
Психология затрагивает почти все аспекты нашей жизни. Некоторые люди могут думать об этом как об академическом принципе, предназначенном для больниц или классных комнат. Но на самом деле психология используется в огромном количестве повседневных ситуаций.
Например, психология используется, чтобы привлечь ваше внимание и удерживать вас в течение дня. Вы видите это в рекламе на телевидении, в социальных сетях, которые вы просматриваете, и в сочетании заголовков и изображений на веб-сайтах.
Другой пример: изучение психологии поможет вам адаптировать свой повседневный распорядок. Поведенческая психология может помочь вам избавиться от этих вредных привычек, а мотивационная психология поможет вам придерживаться плана упражнений. Каждый выбор, который вы делаете, потенциально может быть основан на обучении психологии.
38
АКЦИИ
25 занимательных фактов о мозге: факты о психологии и человеческом разуме
Человеческий мозг, состоящий из серых жиров и белков, выглядит не так уж и много. Тем не менее, это один из самых сложных и загадочных известных органов, дающий жизнь искусству, спорту, личности и морали. С более чем 86 миллиардами нейронов, 2,5 миллионами гигабайт памяти и более чем 50 000 мыслей в день человеческий мозг поистине поразителен. Вот несколько фактов о человеческом мозге, которые заставят вас дважды подумать.
1. Он может хранить примерно 2 500 000 гигабайт
По словам Пола Ребера, профессора психологии Северо-Западного университета, человеческий мозг может хранить примерно 2 500 000 гигабайт. Это эквивалентно 300-летней давности телешоу. [Scientific American]
2. Продолжительность концентрации внимания человека короче, чем у золотой рыбки
Исследования показывают , что за последние 10 лет средняя продолжительность концентрации внимания уменьшилась в среднем на 12 минут. Сегодня продолжительность человеческого внимания короче, чем у золотой рыбки. [Время] Исследования даже показали некоторую связь между многозадачностью устройства — например, если вы просматриваете социальные сети во время просмотра телевизора — и снижением концентрации внимания.
3. Средний вес мозга взрослого человека составляет три фунта.
В среднем мозг взрослого человека весит три фунта. Для справки, это сравнимо с тем, сколько весит мускусная дыня. [National Geographic]
4. Воспоминания хранятся как для краткосрочного, так и для долгосрочного использования одновременно
Нейробиологам уже давно известно, что гиппокамп хранит краткосрочные воспоминания. Однако недавнее исследование показало, что хотя краткосрочные воспоминания формируются в гиппокампе, они одновременно сохраняются в другой части мозга для долговременных воспоминаний.
5. Витамин B1 может помочь улучшить краткосрочную и долговременную память
Витамин B1 необходим для выработки мозгом химического вещества ацетилхолина, необходимого для концентрации и хранения воспоминаний. Австралийское исследование показало, что у тех, кто принимал добавки B1 и фолиевую кислоту в течение двух лет, улучшилась долговременная и краткосрочная память. [Huffington Post]
6. Простой доступ к информации может затруднить запоминание
Возможность быстрого доступа к информации, т.е. через наш пограничный непобедимый Интернет — на самом деле это затрудняет запоминание. Чем усерднее мы работаем над доступом к данным, тем больше вероятность, что мы их запомним. [Хаффингтон пост]
7. Воспоминания начинают формироваться в утробе матери
Воспоминания начинают формироваться в утробе матери, так как это критическое время для развития мозга. Воспоминание может произойти уже на четвертом месяце беременности. [ABC]
8. Он использует 20% всего кислорода и энергии тела
Мозг использует 20 процентов всего кислорода и энергии тела, которые попадают в мозг через кровеносные сосуды. Нервным клеткам в мозгу нужно много энергии; без достаточного количества кислорода и энергии в тканях центральной нервной системы можно страдать нарушением функций мозга и неврологическими расстройствами. [Научный американец]
9. На 73% состоит из воды
Мозг на 73% состоит из воды. Достаточно двух процентов обезвоживания, чтобы повлиять на ваше внимание и память. [Daily Mail]
10. Потоотделение может временно уменьшить размер мозга
Полтора часа потоотделения могут временно уменьшить размер мозга так же, как один год старения. [Daily Mail]
11. Пять минут без кислорода могут привести к повреждению мозга
Пять минут без кислорода могут привести к гибели клеток мозга, что вызывает повреждение мозга. [Медицинский Ежедневно]
12. Он вырабатывает 12-15 ватт электроэнергии
Мозг вырабатывает от 12 до 25 ватт электричества — этого достаточно для питания маломощной лампочки! [National Geographic]
13. Нейроны перемещаются в мозге со скоростью 150 миль в час
Нейроны перемещаются в мозгу со скоростью 150 миль в час. Разные типы нейронов движутся с разной скоростью — например, болевые сигналы передаются гораздо медленнее, чем другие. [National Geographic]
14. Те, кто проходит тест дважды, на 65% чаще запоминают факты
Те, кто проходят тест после его повторения, на 65% лучше запоминают факты. [BBC]
15. Изучение новых вещей увеличивает количество серого вещества в мозге
Когда мы узнаем что-то новое, наш мозг формирует новые связи между нейронами; это затем увеличивает видимое серое вещество в мозгу. [BBC]
16. Память определяется эмоциями
Память определяется эмоциями. Но это также означает, что многие наши «воспоминания» являются непреднамеренной испорченной выдумкой. [Житель Нью-Йорка]
17. Эмоции могут изменить химический состав нашего мозга
Как и в предыдущем факте, эмоции радикально изменяют наш мозг. Химические реакции, вызванные чувствами, можно физически увидеть при сканировании мозга и исследованиях серого вещества. [Huffington Post]
18. У него в среднем 50 000–70 000 мыслей в день
В среднем в мозгу рождается от 50 000 до 70 000 мыслей в день. К сожалению, большинство (примерно 60-70 процентов) мыслей негативны. [Хаффингтон пост]
19. Каждую секунду в мозгу происходит более 100 000 химических реакций.
При примерно 100 миллиардах клеток мозга каждую секунду в нем происходит более 100 000 химических реакций. [National Geographic]
20. В состоянии алкогольного опьянения мозг не может формировать воспоминания
В состоянии алкогольного опьянения мозг не способен формировать воспоминания. Так что нет, вы не «забыли» о том, что произошло прошлой ночью. Память просто так и не сформировалась. [Daily Mail]
21. Практика вспоминания может помочь при посттравматическом стрессовом расстройстве
Упражнения на память могут помочь при посттравматическом стрессе. Существует множество методов психологического лечения, которые специалисты по охране психического здоровья используют, чтобы помочь людям, страдающим посттравматическим стрессовым расстройством, безопасно противостоять травмирующим переживаниям и справляться с ними. [Smithsonian]
22. Его текстура и консистенция сравнимы с тофу
Текстура и консистенция человеческого мозга сравнимы с тофу. Это не так уж удивительно, учитывая, что он состоит в основном из серого и белого вещества, а также из воды. [Национальное географическое]
23. Она начинает замедляться примерно в 24 года.
Исследования показывают, что когнитивная скорость вашего мозга начинает замедляться, когда вам около 24 лет. [Время]
24. 95% всех решений принимаются подсознательно
95% всех решений принимаются в подсознании.