Как связаны язык и мышление и могут ли они существовать друг без друга? 1 часть. — Татьяна🐾🧣 Крот на TenChat.ru
Когда ты фотограф от папы, а философ от мамы. Запасайтесь кофе и чаем, печеньками и бутерами. Здесь будет много буковок 🙃©️
👩🎓Этот вопрос и лёгкий и сложный одновременно. На него нельзя ответить в двух словах, поэтому буду мыслить логически, использовать знания, включать воображение, рассуждать, анализировать, и впитывать новую информацию чтоб мысль была закончена.
👩🎓Учёными уже доказано что наш мозг обладает собственной операционной системой, через которую идёт приём и передача любой информации, благодаря чему мы принимаем те или иные решения. Наш мозг многозадачен, и мы можем делать несколько дел одновременно: писать статью, пить кофе и даже думать о чем-нибудь абстрактном, например как в снеговике вмещается столько снежинок, и при этом как они все сохраняют ту же форму и не плющатся.
👩🎓Поэтому предлагаю начать с понятия что такое язык. Ученные и философы такие как: Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Рудольф Карнап утверждали что язык не является точным и чётким средством передачи информации. Так возникло течение неопозитивизм, аналитическая философия и логика науки — целью которой было осознать неточности языка и устранить его несовершенства.
👩🎓Такой интерес к языку появился у философов в 19 столетии. А благодаря лингвисту Фердинанда де Соссюра и его книги «Курс общей лингвистики» (1916 г.) — язык уже был самостоятельным предметом, который изучали.
В зависимости от свой ценности и проявленного интереса, выделяли разные понятия:
«Язык — это выражение идей посредством речевых звуков, объединённых в слова. Слова объединяются в предложения, комбинация которых открывает идеи и мысли» (Генри Свит, фонетик)
«Язык — это плохой слуга, но хороший хозяин» (Ролан Барт, философ)
«Язык — это произвольная система вокальных символов, посредством которых социальная группа взаимодействует» ( Бернард Блох и Джордж Л. Трагер, лингвисты).
👩🎓Язык — это сформированные в определённую форму наши мысли, исходя из личного опыта и воспоминаний, они могут накапливаться, обрабатываться и передаваться. С помощью языка мы формируем, сообщаем и выражаем свои мысли другим людям. Но, тогда возникает вопрос может ли человек мыслить без помощи языка. Тут большинство исследователей сходятся во мнении, что мышление работает на базе языка. Здесь и формируется понятие как «Язык и мышление».
👩🎓Поэтому отсюда следует сделать вывод: что между языком и мышлением существует неразрывная связь. Это соотношение хорошо описано в трудах Э. Сепира и Б. Уорфа — теория «лингвистической относительности» (в соответствии с которой сама структура языка влияет на логику мышления, отсюда следует что мышление на разных языках различно), и в трудах Н.Хомского — теория «универсальной грамматики» (в основе всего многообразия языков лежит единый для них свод фундаментальных правил. Этот свод формировался эволюционно, генетически запрограммирован и даёт возможность овладеть любым из существующих языков. Это значит что мы можем овладеть разными языками, но эти языки по-разному выражают одни и те же мысли).
👩🎓Ну, чтобы бы были понятны эти теории, разберём что такое мышление. Мышление — это способность отражать в своём сознании окружающую действительность, познавать, устанавливать связи, и отношения между явлениями и предметами, т.е. не только способность наблюдать, но и понимать почему так, и улавливать суть происходящего вокруг и внутри нас. Результатом нашего мышления является мысль, либо идея, смысл, понятие.
👩🎓Также мышление вызывало интерес у учёных и философов. Так Парменид утверждал — что мышление — это единственный путь познания истины; у Платона мышление — было средством познания души, космической жизни, как мышление связанно с интуицией, их зависимость; Аристотель -вывел понятие формальной логики и обосновал ее применение в науке о мышлении.
Продолжение следует…
Не забудьте подписаться на мой блог!
#психология #мышление #язык #философия
Читать книгу «Слово и мысль.
Вопросы взаимодействия языка и мышления» онлайн полностью📖 — А. Т. Кривоносова — MyBook.© А. Т. Кривоносов, 2017
ISBN 978-5-4483-7649-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Посвящаю моей жене Маине Кривоносовой (Троицкой),
сыну Борису, дочери Татьяне,
и внукам Andrew, Anthony, John и Nickolas
Всё, что видим мы, – видимость только одна,
Далеко от поверхности моря до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей не видна.
(Омар Хайям)
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
(Н. Заболоцкий)
Сущность языка – в той мере, в какой она вообще может открыться, – «открывается» не инструментальному, а философскому взгляду.
(Ю. Степанов)
Философия – это наука, показывающая мухе выход из мухоловки.
(Л. Витгенштейн)
Итог философии – обнаружение тех или иных несуразиц и тех шишек, которые набивает рассудок, наталкиваясь на границы языка. Именно эти шишки и позволяют нам оценить значимость философских открытий.
(Л. Витгенштейн)
Dixi et animam levavi. (Сказал, и облегчил душу).
(Античная мудрость)
Философское истолкование языка обычно вызывает у лингвистов некоторую настороженность и даже опаску. Поскольку лингвист плохо осведомлён в области философских идей, он склонен думать, что проблемы языка – это только чисто лингвистические проблемы о формах и отношениях в языке и философские проблемы, следовательно, не могут привлечь его внимание. Или, напротив, философа интересуют в языке главным образом такие явления, которые для эмпирического лингвиста не представляют никакого интереса. Нужно ещё добавить к этому – боязнь лингвистов к общим, философским обобщениям и, с другой стороны, нежелание логиков посмотреть, как логические формы мысли взаимодействуют в структурах естественного языка, из недр которого генетически вышла формальная логика.
Естественные языки – уникальное явление, в котором проявляются все стороны диалектики как философской науки. Подлинные философские сокровища, лежащие в тайниках языка, всё ещё остаются скрытыми, о которых мы имеем весьма смутные, разрозненные представления.
В книге я затрагиваю некоторые вопросы, никогда не бывшие в поле зрения лингвиста и не интересовавшие языкознание. Но коль скоро «язык» – это объект со многими связями, науками, значит, есть необходимость рассмотреть и это. Отсюда – необычные проблемы, не совсем привычные для лингвиста. Своеобразие этой книги состоит в том, что она построена вокруг существующих в языкознании, психологии, логике, философии проблем, теорий, гипотез, непосредственно связанных с теорией языка. В книге намечены те основы, на которых должно строиться истинное теоретическое языкознание. Эта книга – переоценка пройденного пути в некоторых областях теоретического языкознания, попытка сбросить идеологическую шелуху с многих проблем теории языка.
Всякая теория, если она хочет быть теорией, должна знать, что было до неё и какие постулаты послужили её становлению. Лингвиста, так же, как и писателя, всегда поражало богатство его родного языка, имеющего в своём арсенале средства для выражения всех задуманных мыслей и идей. Но ещё больше их поражало то, что и другие, чужие языки – а им несть числа, – обладая, по крайней мере, некоторые из них, таким же, но совершенно особым, своим собственным богатством, также хорошо служат людям, говорящих на этих языках.
В связи с этим возникает много вопросов. А что значит «хорошо служить людям» – воспринимают ли они через свой язык тот же мир, что и другие люди, говорящие на других языках, или иной мир? Если тот же мир, то как разрешается противоречие между единством мира для людей всех наций и множеством национальных языков, как люди с разными языками обмениваются мнениями об одном и том же мире? Как же совместить единство мира и мышления для всех людей Земли, с одной стороны, с существованием множества совершенно разных языков, с другой стороны? Действительно ли люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают и отражают мир в своём сознании, как утверждают авторы некоторых теорий? В череде возможных вопросов, решающих проблему соотношения языка и мира, языка и мышления, одним из первых может быть вопрос: почему всё же существует множество языков, если мир един и физиологический механизм мышления и отражения мира в этом мышлении у всех людей тоже един? Где локализован этот «язык», или, например, где находится бесписьменный юкагирский язык, когда все юкагиры спят (число говорящих на этом языке – 250 человек)?
Проблема взаимодействия языка и мышления была и остаётся камнем преткновения для теоретического языкознания. На сегодняшний день теория языкознания не располагает достаточно убедительными сведениями о механизме взаимодействия между языком и мышлением: связь эта «неразрывна» в том смысле, что без мышления нет языка, а без языка нет мышления, или эта связь «разрывна» в том смысле, что или существуют какие-то фрагменты, аспекты мышления, не требующие языковой опоры, или существуют языковые конструкции, не несущие никакой мысли. Если утверждать первое, то мы должны признать, что не существует отдельно мышления и отдельно языка, а существует некий нерасчленённый, сплавленный феномен «язык – мышление», в котором язык равен мышлению, а мышление – языку. Если утверждать второе, то мы должны признать, что некоторые фрагменты мышления осуществляются вне языковой опоры. И та, и другая точки зрения о взаимоотношении языка и мышления – а такие точки зрения существуют среди философов, психологов, лингвистов – ждут ещё своего изучения.
Познать тайны мозга с точки зрения языка – далеко не праздное любопытство. Эта проблема имеет огромное теоретическое значение для многих наук, и не в последнюю очередь для языкознания. Мы не располагаем однозначными сведениями о том, что такое язык на фоне мышления и что такое мышление на фоне языка. Лингвист тоже может, как и нейрофизиологи и нейропсихологи, изучать функциональную структуру мозга, но лишь с точки зрения употребления языковых структур. Языковед может ставить перед собой и такую цель: показать, какие структуры естественного языка находят своё отражение в логико-семантической структуре текста, как они привязаны к определённым структурам мыслительных процессов, к определённым формам мысли, а также исследовать взаимодействие между языком, действительностью, мышлением, сознанием, памятью, логикой, речью, текстом, т.е. «ничейную землю» на стыках между выше указанными областями, до сих пор остающуюся terra incognita.
Эта книга посвящена не только критическому анализу и осмыслению давно ставшей традиционной и вечно дискутируемой теории «взаимоотношения языка и мышления», но и всех, связанных с нею, теоретических проблем языкознания.
Но книга не только об этом – внутри самой теории «взаимодействия языка и мышления» проблему природы языка, без выхода за её пределы, решить невозможно. Книга одновременно посвящена и другому вопросу, подрывающему основы сегодняшней теории «взаимоотношения языка и мышления», – обсуждению сущности двухуровневого процесса мышления, раскрывающейся в языке в форме взаимодействия семантических и логических форм мышления. В книге поставлено много проблем, некоторые из них рассматриваются здесь в разных разделах в силу того, что они касаются разных сторон теории языка. Некоторые проблемы освещены подробно, некоторые вскользь, в том числе из таких наук, по ведомству которых я не числюсь профессионалом. Тем не менее, я касаюсь этих проблем, потому что все они, как ручейки, текут в один океан, называемый «языком». Языкознание считают наукой по преимуществу и даже чисто эмпирической, гуманитарной или исторической. Такая точка зрения в лучшем случае является наивной. Если исследователь добросовестен и пытлив, он вынужден будет задуматься над общими проблемами языкознания. От теории никуда не уйти ни одному лингвисту. Главное в книге – диалектико-философские размышления о том, что языка в принятом, обычном его понимании как нечто изолированного от мышления, не существует, и он должен быть передан в сферу мышления.
О мышлении как о нечто аморфном и расплывчатом, всегда описываемом лишь в туманных словах, лишь каким-то краем касающегося якобы независимого от мышления языка, который в то же время считается чем-то самостоятельным и даже влияющем на это мышление, пора забыть. Наш язык, во-первых, это внутримозговые процессы взаимодействия нейронных клеток, во – вторых – это материализованный, внешне выраженный процесс мышления с помощью материальных знаков. Это всегда двухуровневый процесс мышления в виде двух его абстрактных форм – семантической и логической. В том, что мы называем языком, отражено свойство как семантического, языкового, знакового, так и логического мышления.
При анализе какой-либо теории я затрагиваю не только вопросы этой теории, но и другие проблемы языка. Это неизбежно. Я пытаюсь каждую обсуждаемую здесь идею поставить на ноги и найти ей место в системе теоретических знаний о сущности языка. Это позволяет создать более или менее цельную картину по обсуждаемому вопросу и помогает в конечном счёте выйти на неизбежную для всех лингвистическую дорогу – понимания природы языка.
Опираясь на теории различных лингвистов, логиков, психологов, философов я подвожу читателя к главной цели моей книги – к раскрытию сущности взаимодействия языка и мышления. Теоретическим языкознанием наиболее успешно можно заниматься, лишь усвоив основы логики, психологии, философии, т.е. основы «нелингвистических» наук, но прежде всего и безусловно в области их связей с естественным языком. Без этого нет теоретического языкознания. Нельзя изучать язык как объект теоретического языкознания только в самом себе, не выходя за его границы, которые нам, собственно, ещё неизвестны.
1 сентября 2016 года
Нью-Йорк
Отношения между языком и мыслью: лингвистический детерминизм, независимость или взаимодействие?
Статьи
Опубликовано: 30.
05.2022Цзин Ли
Ключевые слова
Язык
Мысль
Лингвистический детерминизм
Интерактивный
Независимый
DOI
10.26689/jcer.v6i5.3926
Abstract
Взаимосвязь между языком и мышлением долгое время вызывала большой интерес в области лингвистики, особенно в психолингвистике. Гердер, Гумбольдт, Тренделенбери, Сепир, Уорф, Гуй Шичун, Лянь Шунэн и Бао Хуйнань — некоторые из известных ученых, которые проводили исследования взаимосвязи между языком и мышлением. В отношении отношения между языком и мышлением существуют три основные точки зрения. Первая группа ученых, представленная Сепиром и Уорфом, поддерживает лингвистический детерминизм. Некоторые ученые считают, что язык и мышление взаимно независимы. Однако другие считают, что язык и мысль неразделимы. Начиная с гипотезы Сепира-Уорфа и их теории лингвистического детерминизма и лингвистической относительности, эта статья соглашается с влиянием языка на мышление, но опровергает крайнюю точку зрения лингвистического детерминизма с нескольких точек зрения, доказывая независимость и взаимовлияние языка и мышления.
Рекомендации
Кэрролл Дж. Б., 1956, Язык, мысль и реальность, Уайли, Нью-Йорк, 135, 213–214.
Сапир Э., 1929 г., Статус лингвистики как науки, Чикагский университет, США.
Палмер Ф., 1981, семантика, издательство Кембриджского университета, Кембридж.
Кэрролл Дж. Б., Касагранде Дж. Б., 1958, Функция языковой классификации в поведении, в чтениях по социальной психологии, Холт, Нью-Йорк.
Gui SC, 2000, Психолингвистика (новое издание), Shanghai Foreign Language Education Press, Шанхай.
Дай З.М., 1996, Введение в культурную лингвистику, издательство «Язык и культура», Пекин.
Каррутерс П., 1998, Язык, мышление на языке? Эволюция и модульная возможность, в книге «Язык и мысль: междисциплинарные проблемы», издательство Кембриджского университета, Кембридж.
Хомский Н., 1972, Язык и разум, Харкорт Брейс Йованович, Нью-Йорк.
Берлин Б., Кей Б., 1969, Основные термины цвета: их университет и эволюция, Калифорнийский университет Press, Беркли.
Кэрролл Д.У., 1999, Психология языка, издательство Brooks/Cole Publishing Company, США.
Сапир Э., 2002 г., Язык: введение в изучение речи, Пекинское издательство по преподаванию и исследованию иностранных языков, Пекин.
Выготский Л.С., 1962, Мысль и язык, The MIT Press and John Wiley & Sons, Inc., Нью-Йорк и Лондон.
Уорлф Б.Л., 1956, Язык, мысль и реальность, The Technology Press of Massachusetts, Массачусетс.
Бао Х. Н., 2001 г., культурный контекст и языковой перевод, Китайская переводческая корпорация, Китай.
Цуй XL, 2001, Понимание языка и познание, издательство Пекинского университета языка и культуры, Пекин.
Ху З.Л., Чжу Ю.С., Чжан Д.Л. и др., 2005 г., Введение в системно-функциональную лингвистику, издательство Пекинского университета, Пекин.
Лингвистическая относительность и ее последствия для авторского права Кристофера С.
Ю :: SSRNСкачать эту статью
Открыть PDF в браузере
Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:
65 страниц Опубликовано: 16 сентября 2021 г. Последняя редакция: 30 сентября 2021 г.
Просмотреть все статьи Кристофера С. Ю
Юридический факультет Кэри Пенсильванского университета; Университет Пенсильвании — Анненбергская школа коммуникации; Пенсильванский университет – Школа инженерии и прикладных наук
Дата написания: 27 сентября 2021 г.
Аннотация
На сегодняшний день авторские исследования почти полностью игнорировали литературу по лингвистике и когнитивной психологии, исследующую связь между языком и мышлением. Изучение двух основных направлений этой литературы, известных как универсальная грамматика (связанная с Ноамом Хомским) и лингвистическая относительность (сосредоточенная на гипотезе Сепира-Уорфа), дает представление об охране авторских прав на сконструированные языки и о типах программных пакетов, используемых в настоящее время. выпуск в