Связь психологии и социологии с другими науками, Учебное пособие
метки:Человек, Психология, Психологический, Поведение, Вопрос, Социология, Психический, Метод
ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКИ
План
1. Психология и социология в системе наук.
2. Отрасли психологии.
3. Методы исследования в психологии и социологии.
ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК
Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Задачей психологии как науки является
изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни людей.Объект социологии:общество, общность (группа) людей
Предмет социологии: социальная жизнь общества, т.е. взаимодействия людей и общностей (групп), социальные связи, социальные отношения.
Задачей социологии как науки является изучение проблем в общественной жизни, воздействие на социальные процессы.
Связь психологии и социологии с другими науками
Психология и Социологиякак самостоятельные науки тесно связаны друг и другом, как мост, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Психология изучает
индивида (представителя человека) и дает социологии знания о психике человека; а социология изучает социум (группу индивидов) и предоставляет психологии факты об общественной деятельности людей. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.Философия.Философия есть система взглядов на мир (общество) и человека. Поэтому до недавнего времени психологию и социологию изучали на философских факультетах университетов, и их некоторые разделы тесно переплетаются с философией. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль, как
История.Современный человек — продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействие биологических, психических и социальных факторов.
Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории. Антропология изучает происхождение и эволюцию человеческих рас и физического строения человека.20 стр., 9582 слов
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
… изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. При этом важно … детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Метод беседы (вопросов или интервью) .
..Педагогикапредоставляет психологии и социологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология. Сравнение педагогических систем в различных обществах изучает сравнительная педагогика.
Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается
психофизиология.Медицинапомогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии).
На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.
Технические наукитакже связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются
инженерная психология и психология труда.
2. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Рис. 1. Отрасли психологии
Таблица 1
Предметы отраслей психологии
№ | Отрасль психологии: | Изучает: |
1. | Возрастная психология | Онтогенез психических процессов и качеств личности в различные периоды жизни |
2. | Детская психология | Развитие ребенка от рождения до 11 лет |
3. | Психология подростка и юности | Развитие детей 11-17 лет |
4. | Психология взрослого | Развитие человека ранней, средней и поздней зрелости |
5. | Геронтопсихология | Особенности пожилых людей и старости |
6. | Педагогическая психология | Психологические закономерности обучения и воспитания человека |
7. | Психология обучения | Основы дидактики, методик, программированного обучения |
8. | Психология воспитания | Основы воспитания, психологию ученического коллектива |
9. | Психология учителя | Закономерности преподавания наук и формирования педагогических особенностей |
10. | Психология познания | Психологические познавательные процессы |
11. | Социальная психология | Взаимодействие людей в коллективе, взаимоотношения |
12. | Психология личности (дифференциальная психология) | Характер, индивидуальные различия, способности |
13. | Психология труда | Психологические особенности трудовой деятельности, научной организации труда (НОТ) |
14. | Экономическая психология | Психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения и производственных отношений |
15. | Политическая психология | Субъективно-мотивационные компоненты политики |
16. | Психология торговли | Условия воздействия рекламы, вопросы спроса, обслуживания и моды |
17. | Психология творчества | Особенности творческой личности, активизацию интуиции |
18. | Космическая психология | Деятельность человека в условиях невесомости, чрезмерных перегрузок организма |
19. | Авиационная психология | Закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов |
20. | Инженерная психология | Деятельность оператора в автоматизированных системах управления, в системах «человек-машина» |
21. | Медицинская психология | Психологические аспекты деятельности врача и поведения больного |
22. | Нейропсихология | Соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами |
23. | Психофармакология | Влияние лекарств на психику |
24. | Психотерапия | Психическое воздействие лечения на больных |
25. | Психогигиена | Система мероприятий для обеспечения психического здоровья людей |
26. | Специальная психология | Отклонения в развитии психики |
27. | Юридическая психология | Психологические вопросы реализации прав человека |
28. | Судебная психология | Психология свидетельских показаний, поведение обвиняемого, требования к допросу |
29. | Криминальная психология | Поведение и формирование личности преступника, мотивы преступления |
30. | Зоопсихология | Психику и поведение животных |
31. | Сравнительная психология | Сопоставление психики животных и человека |
3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Таблица 2
Методы психологии
Методы | Определение | Виды |
Интроспекция | Наблюдение субъекта за его собственными психическими процессами в момент их протекания или вслед за ним | нет |
Наблюдение | Целенаправленное восприятие деятельности или поведения человека в естественных условиях и последующая регистрация их в протоколе | Открытое, скрытое, включенное, не включенное |
Опрос | Прямое или косвенное, устное или письменное получение от субъекта сведений о его деятельности | Устный (интервью, беседа), письменный (анкета — открытая, закрытая), стандартизированный, свободный |
Тест | Краткое психологическое испытание, в результате которого оценивается какой-либо процесс или личность в целом | Тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты |
Эксперимент | Создание специальных условий, в которых выявляется психологический факт | Констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный |
Анализ продуктов деятельности | Анализ материализированных результатов психической деятельности человека с целью выявления его личностных особенностей и отношений. | Анализ рисунков, сочинений, почерка, поделок и др. |
Интроспекция — самонаблюдение, которое применяется тогда, когда психолог- исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.
Наблюдение – целенаправленное восприятие психических явлений. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются и объясняются. Различают включенное
наблюдение, когда исследователь становится членом группы и его присутствие и поведение становится частью наблюдаемой ситуации и не включенное (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой. Различают также открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого метода является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов) и скрытое, когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается. Достоинства наблюдения: 1) возможность непосредственного контакта с объектом, 2) возможность применения в самых различных ситуациях; недостатки: 1) невозможность повторения ситуации, 2) большая вероятность ошибок из-за субъективного фактора.Опроспредставляет особый метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос бывает устным и письменным.
Тестыявляются специализированными методами исследования, использование которых позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Большинство тестов являются стандартизированными и имеют необходимые нормативы. Это дает возможность оценивать уровень сформированности у человека соответствующих психических функций, то есть ставить психологический диагноз. Тесты бывают трех видов: тесты- опросники, тесты-задания и проективные тесты. Тест- опросник предполагает систему заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого. Тест-задание предполагает оценку действий человека. В нем предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о наличии или отсутствии и степени развития у человека изучаемых качеств. При использовании этих тестов испытуемый может сознательно повлиять на результаты, исказить или приукрасить их. Поэтому для получения более объективной информации о психологических и поведенческих особенностях людей используют проективные тесты. В их основе лежит метод проекции, когда человек, отвечая на поставленные определенным образом вопросы или выполняя задания, отражает в ответах свои скрытые личностные свойства.
Эксперимент— целенаправленная и продуманная искусственно созданная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно – следственных связях исследуемого явления с другими феноменами. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, полученные в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.
Анализ продуктов деятельности — анализируются дневниковые записи, продукты трудовой или творческой деятельности (рисунки, сочинения, почерк и пр.).
Социология и психология — Лекции по общей социологии (Социология)
3. Социология и психология
Интенсивная специализация современного гуманитарного знания, а также связанные с нею его дифференциация и «департаментализация», нацеленные на углубленное исследование науками своих особых (специфических) предметов, это всего лишь одна сторона общего процесса интенсивного развития современного обществознания. Другой стороной данного процесса является кооперация (и интеграция) труда представителей самых различных областей гуманитарного знания, представляющего, в конечном счете единый комплекс различных наук о человеке и обществе. И если специализация (и тем более департаментализация) наук – процесс в меньшей мере испытывает нужду в организации и управлении, то процесс кооперации и интеграции а развитии гуманитарной науки (да только ли гуманитарной!?) нуждается в большем к себе внимании: его успех в немалой степени зависит уже от сознательного, целенаправленного управления им.
Между тем, чтобы организованность данного процесса, а также управляемость им стали более эффективными, требуется выработка более или менее четкого представления о том, как соотносятся между собой различные научные дисциплины, образующие комплекс современной человеческой науки, чем они отличаются друг от друга, что у них общего, где находится и каковы те стыки, которые обусловливают их взаимодействие и укрепление которых в большей степени усиливало бы интеграцию представляемого ими знания и тем самым обогащало бы его: делало бы его более полным, глубоким и нежным для понимания того, что такое человек и общество, как соотносятся они с окружающей их миром (природой), каковы их смысл и судьба в этом мире.
Поиск специфического и общего у различных дисциплин, определение стыков и каналов взаимодействия современных наук нацелены также на то, чтобы более успешно вести их преподавания в вузах, в частности и особенно в университетах классического типа, в которых гуманитарной составляющей отводится значительное место.
Важное значение в контексте обозначенной проблематики имеет вопрос о соответствии социологии с другой, как и социология, человеческой наукой, — с психологией. Иногда и ту, и другую называют ещё поведенческими науками, изучающими поведение человека, а применительно к психологии и поведение животных. Н. Смелзер называет психологию, наряду с антропологией, экономической, политической наукой, родственной социологии наукой [8;20].
Психология не является ни философский, ни исторической дисциплиной; не является она и частной наукой, наподобие экономической теории, или политологии, изучающих отдельные стороны общественной жизни людей. Она и не более, и не менее широкая, нежели социология, дисциплина. Психологическая выделяется среди других гуманитарных наук по иному основанию. Её нельзя отнести к собственным дисциплинам; являясь гуманитарной наукой, психология в определенной части, причем весьма значимой, входит в качестве своего рода сегмента в область знания, которую принято называть естествознанием. Кстати, первоначально эта гуманитарная, как её понимают сегодня, наука интерпретировалась как естественнонаучная дисциплина. «Отделившись от философии, психология вступила в свою историю в качестве естественнонаучной дисциплины. Как биология, физиология, физика, химия и другие науки, психология также приняла в качестве критериев достоверности знания объективность, всеобщность и необходимость. Это означало, что человеческая психология стала рассматриваться в логике причинно-следственных отношений и объясняться законами природного мира »[7;45]
Кстати, первоначально (можно сказать, — в свой донаучный период) психология, также как и социология, развивалась а рамках философии. Это был период так называемой «философской психологии», аналогичный периоду существования «философской социологии» — области по преимуществу философского знания об обществе.
Выделение психологии из философии и оформлении её как самостоятельной науки произошло лишь в середине XIX века. В это время она была ориентированна прежде всего на естественнонаучные принципы.
Вообще же в качестве самостоятельной науки психология ведет свое существования с 1879 года, когда немецкий психолог, физиолог, философ и языковед В. Вундт (1832-1920) создал экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Первым этапом в становлении психологии как самостоятельной науки была физиологическая психология В. Вундта.
Сегодня многие психологи относят свою науку к разряду гуманитарных дисциплин [7;48].
Если исходить из такого понимания психологии (хотя здесь имеет место всё же некоторая неточность, поскольку психологии изучает отнюдь не только сознание человека (это – особенность советской психологии человека), но и психику, причём психику вообще, которая существует и до человека не только как социального, но и как природного существа), то соотношение социологии и психологии должно рассматриваться как соотношение, по крайней мере, двух гуманитарных дисциплин как дисциплин изучающих человека.
Социология нередко также определяется как наука о человеке. Человек же это биопсихологическое существо. В таком случае в контексте рассматриваемого здесь вопроса за психологией закрепляется в указанном контексте психо- (психическое), а за социологией – социо- (социальное). В социологии человек исследуется как социальное существо, в психологии как «психическое» существо.
Иное дело, что в самой реальной действительности данные два, да и все три (включая био-) компонента одного целого – человека, неразрывно связаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Социальное во многом обусловлено психологическим, а психологическое, в том числе и сознание человека, в огромной степени определяется его социальными условиями жизни. Да и социальное тесно связано с биологическим началом человека: анатомией, инстинктами. Физиологией.
В таком же отношение как био-, психо-, социо-, находятся между собой и науки, изучающие человека – биология, психология и социология. И если они представляют собой, как принято считать, отдельные. Самостоятельные дисциплины, то эта их «отдельность» и самостоятельность весьма условна. Особенно зависимыми являются «вышестоящие» области человеческого знания от «нижестоящих» в классификационном ряду: психология от биологии, социология от психологии (и. конечно же, от биологии). Эти и другие гуманитарные (и не гуманитарные) дисциплины – всего лишь сфера (области) одного и того же человеческого знания, то есть единого комплекса представлений человека об окружающем мире и месте его, человека, в этом мире. Трудно представить, как могла бы существовать любая из современных наук, в том числе и особенно гуманитарная наука, сама по себе, без других отраслей знания, без других научных дисциплин.
Характер взаимоотношения социологии и психологии обусловливается также тем, что они (и та, и другая) являются поведенческими науками.
Наиболее объёмно и радикально в психологии данная особенность проявлялась в бихевиоризме – одном из ведущих направлений психологической науки. Основания данного направления были заложены Дж. Уотсоном (США) (1873-1958). «С точки зрения бихевиоризма, — писал он, — подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти» [9;35]. Современный бихевиоризм (необизевиориз) представлен исследованиями таких психологов, как Э. Толмен, К. Халл, Д. Галантер, К. Прибрам, Б. Скиннер.
Несмотря на известную ограниченность бихевиоризма, суть которой заключалось в чрезмерной биологизации человека, в сведении поведения человека к простой реакции на внешние воздействия, исключении из предмета рассмотрения психологии создания (имеющего не только биологическую, но и общественную природу), бихевиоризм оказал сильное воздействие на науку об обществе, результатом которого явилось такое направление в социологии, как социальный бихевиоризм. Под влиянием бихевиоризма становилась и социология, исследующая человека. Он повлиял особенно на теорию социального обмена – важную поведенческую парадигму в социологии по классификации Дж. Ритцера [5;317-318].
Главными выразителями идеи социального обмена как синтеза психологии поведения и разного рода экономических концепций обмена (в этом последнем случае реализован также принцип взаимодействия социологии и экономической теории) являются Дж. Хоманс и П. Блау. «Хотя иные из постулатов Хоманса, — пишет Дж. Ритцер, — касаются по меньшей мере двух взаимодействующих индивидов. Он уточнял, что они не менее основаны на принципах психологии. Согласно этому исследованию, подобные постулаты имеют психическую природу по двум причинам. Во-первых, «они обычно устанавливаются и эмпирически верифицируются людьми, называющими себя психологами». Во-вторых, и это более важно, они носят психологический характер вследствие того уровня, на котором они изучают индивида в обществе. «Это постулаты о поведении отдельных человеческих существ, а не о группах или обществах как таковых; а поведение человека именно как человека, обычно считается компетенций психологии».
Поэтому Хоманс соглашался, что он – ужасное выражение – «психологический редукционист». Редукционизм с точки зрения этого исследователя, есть «демонстрация того, как положения одной науки (в данном случае социологии) логически вытекает из более общих положений другой науки (в данном случае психологии)» [5;321].
То есть, Хоманс пытался объяснить социальное поведение на основе психологических принципов.
В настоящее время, как известно, в зарубежной науке существует целый ряд концептуально оформленных парадигм социального бихевиоризма, среди которых теория «стимул-реакция», теория «поля», теория «социального обучения» и др.
В начале 60-х годов XX века в США возникла гуманистическая психология, представляющая собой, во-первых, совокупность теоретических воззрений на человека, во-вторых, психотерапевтическую практику. Она задумывалась и разрабатывалась как своего рода альтернатива бихевиоризму и психоанализу, как негуманным в психологии, и соответственно в социологии, являются Г. Олпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мерфи, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей.
Гуманистическая психология тесно связана с гуманизмом в социологии, а именно в контексте изучения человека не только и не столько как абстрактного существа, но и как живого, конкретного человека, индивида. В этой части и психология, и социология тесно переплетаются между собой, оказывая взаимное влияние друг на друга.
Практически все основные парадигмы и соответственно направления в психологии оказали и продолжают оказывать значительное воздействие на социологию, способствуя формированию (институционализации) в ней Соответствующих направлений и школ. Бихевиоризму соответствует поведенческий аспект социологии, фрейдизму (психоанализу) – психоаналитическое направление социологии, гуманистической психологии – гуманистическое направление в социологии.
Сегодня практически вся дефиниционистская, интерпретативная социология (по Дж. Ритцеру парадигма социального определения) насыщена именами (и их идеями) представителей психологической науки. Мы уже не говорим о социологии личности, процессе ее становления. Трудно представить данную область социологии без таких имен как З. Фрейд (психолог, психиатр), А. Маслоу (психолог), Дж. Г. Мид (философ, социолог, социальный психолог), К. Г. Юнг (психолог, психиатр), А. Адлер (психолог и психиатр), Г. Ю. Айзенек (психолог), Г. Блумер (социолог и социальный психолог), Р. Лайкерт (психолог и социолог), Г. Лебон (социолог, социальный психолог), К. Левин (социальный психолог), Х. М. Линд (социальный психолог и социолог), В. Макдугал (социальный психолог), Я. Л. Морено (психолог, социальный психолог), Э. Мэйо (социолог, психолог), Г. Олпорт (социальный психолог), Э. Фромм (социальный философ, социолог и психолог), Дж. К. Хоманс (социолог, социальный психолог).
Видными представителями психологизма и социологии были У. А. Томас, а также Л. Ф. Уорд – (психологический эволюционизм)(оба США).
Все эти ученые являются, можно так сказать, социологически (социально) мыслящими психологами или психологически мыслящими социологами. Хотя, конечно же, никто не станет утверждать, что это социологи «в чистом виде». Это, — скорее, психологи, пришедшие в силу своего комплексного видения проблем в социологию.
Если все эти психологические концепции и теории интегрировать (пускай условно), следует признать, что в социологии существует обстоятельная, эвристически весьма значительная парадигма и соответственно направление – психологическая парадигма (психологическое направление). Она возникла ещё в конце XIX – начале XX вв. как реакция на механизм и биологизм в обществознании. Главным принципом сформировавшегося на данной парадигме направления в социологии стало стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических явлениях и процессах индивида или общества. Существовало (и существует) несколько разновидностей данного направления. Это, во-первых, психологический эволюционизм (Уорд, Гиддингс) – с его стремлением найти психические факторы цивилизации, к которым относятся, по мнению его представителей, либо различные желания индивидов, либо «сознание рода». Во-вторых, инстинктивизм (У. Мак-Дугалл), который искал основу жизни общества в биологически наследуемых инстинктах. В-третьих, психология народов (М. Лацарус, Х. Штейнталь), объявлявшая основной движущей силой истории (развития общества) «народный дух». В-четвёртых, «групповая психология» (Лебон), основными понятиями которой были анонимность, внушаемость, психическое заражение, характеризующая толпу. В-пятых, теория подражания (Тард), усматривающая элементарный общественный (социальный) факт в подражании одного индивида другим. В-шестых, ранний интеракционизм (Кули), для которого в качестве первичных факторов общества выступают представления, составляемые людьми друг о друге.
Современной разновидностью психологического направления в социологии, имеющей определённую автономность и самостоятельность, является так называемая психоаналитическая ориентация в социологии. Она представлена психоаналитической парадигмой Фрейда, Фрейдистов и неофрейдистов. Главным концептом данной разновидности психологического направления в социологии, по мнению ее представителей, является подсознательное – то есть то, что выходит за рамки интеллекта и принципиально не контролируется интеллектом и что в конечном счете определяет поведение человека в том числе и в обществе (общественное поведение). Главная проблема психоаналитической парадигмы – это проблема конфликта личности и общества, обусловливаемого подсознанием, включая инстинкты человека и так называемое вытесненное подсознание. Общественные запреты ведут к ломке личности, её деформации на основе вытеснения исходных влечений и потребностей человека. Отсюда нервозы, а затем и конфликты общества и личности. В качестве разрешения этих конфликтов предлагается в рамках данной ориентации социопсихологическая теория, а также по мнению некоторых учёных, уничтожение всяческих общественных норм – моральных, политических и т.д. и высвобождение первичных человеческих влечений, в частности и особенно связанных с либидо.
Психоаналитическая ориентация наиболее сильно проявляется сегодня в таких областях, как социология семьи, девиантного поведения, расовых отношений, общественного мнения, войны и т.д.
О тесной близости, взаимодействия и взаимном обогащении социологии и психологии, особенно влиянии психологии на социологию говорит также тот факт, что уже в 90-е гг. XIX в. В русской социальной мысли интенсивно использовалась психологическая парадигма интерпретации общества и построения социологии как науки о нем. Среди представителей психологического направления в отечественной социологии такие известные социологи, как Е. В. де Роберти, Н. И. Кареев, Н. М. Коркунов. Они считали, что главное внимание социология должна направлять на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы индивидов. «Социолог, — писал де Роберти, преследует одну цель: познание законов психического взаимодействия. И поэтому он особенно старательно наблюдает те факты, в которых это взаимодействие, соединяясь с двумя другими основными видами энергии в природе, выражается с наибольшей силой и яркостью, именно факты, обыкновенно называемые историческими. Их совокупность составляет обширную область – естественную историю обществ, являющуюся главным полем исследований социолога, огромной лабораторией, в которой его анализ стремится побороть эмпирическое препятствие: конкретную смесь явлений» [1;86].
Исследуя содержание индивидуальных сознаний, он, социолог, по мнению де Роберти, должен уметь выделять в них тот элемент, который можно назвать психофизическим взаимодействием. При этом его задача не сольется с задачей психолога.
Психолог вместо того, чтобы рассматривать содержание индивидуальных сознаний подобно социологу, в их внешних и взаимных отношениях и тех фактах, в которых такие отношения воплощаются, изучает их внутреннюю связь, стремится раскрыть глубокий механизм мысли, объяснять его устойчиво и прогрессивное или регрессивное развитие. Имея перед собой те же конкретные факты, он разрабатывает их иначе, чем социолог. С помощью целого ряда методологических приемов, ведущих к иной цели. Словом, если социология есть наука абстрактная и, следовательно, по преимуществу индуктивная, то психология есть наука конкретная и потому, по необходимости дедуктивная.
Н. И. Кареев, подвергая критике Конта за то, что он сразу перешел от биологии к социологии, минуя психологию. Писал: «Между биологией и социологией, мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную» [2;40]. Так как только коллективная психология может выступить в качестве подлинной основы социологии. Ведь все общественные явления в конечном счете есть ничто иное, как взаимодействие между отдельными людьми.
Общество, по его мнению, это сложная система психических и практических взаимодействий личностей, «надорганическая среда». Эта среда делится им на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы являются предметом индивидуальной психологии.
Социальные организации – это результат коллективной психологии, и его изучением занимается социология.
Н. М. Коркунов также считал, что связь, соединяющая членов общества воедино, духовного, психологического характера, и что общество является результатом «психического единения людей» [3;205].
Иногда говоря о соотношении социологии и психологии, обращают внимание только на различие этих двух наук. Так поступают, например, авторы учебного пособия «Общая социология» (Под. ред. проф. А. Г. Эфендиева.- М.,2000). Заметим при этом, что автора главы, в которой речь идет о социологии и психологии, — является изучение данными дисциплинами «духовной жизни людей».
В книге делается ссылка на П. А.Сорокина, который утверждал, что психологическое исследование направленно на изучение (анализ) таких переменных (показателей), как инстинкты, желания, воля, темперамент человека как основы поведения (поступков) человека. Что же касается социологии, то ее задачи, отправная точка исследования состоит в изучении социального положения человека, его статус, традиции, обычаи. Изучение всего этого и есть уже социологическое исследование.
Что же касается собственно позиции Г. А. Эфендиева, то она выражена (в целом) в следующих его рассуждениях. Приведем их.
«Итак, первое отличие социологии от психологии: Социология изучает не индивидуально-психологические особенности человека, а социо-культурные причины, последствия и меры предупреждения его поступков. Иными словами, социология объясняет явление не особенностями психики конкретного человека, а спецификой его статуса, места в социальных взаимодействиях, нормами, которые утвердились в данной среде, данном обществе.
Второе отличие (которое обусловлено первым): для психолога психика конкретного человека – это всегда неповторимый, уникальный мир, социолог же рассматривает индивидуальную психику человека как стандартную способность понимать, воспринимать, желать и взаимодействовать с себе подобными. Социолог чаще всего отвлекается от индивидуальных особенностей восприятия желаний, энергии данного человека. И в этом смысле психика для социолога – это типичная способность, присущая любому человеку.
Третье отличие: для социолога человека интересен в первую очередь с точки зрения его рациональной составляющей, т.е. социология не изучает бессознательное, иррациональное» [4;50].
Заметим однако, что автор данных слов не только ничего практически не говорит о взаимодействии и взаимовлиянии социологии и психологии, но и сводит психологию (ее предмет и задачи) лишь к изучению индивидуального — «психологических особенностей человека», «психики конкретного человека», «неповторимого, уникального мира конкретного человека» (Между тем, психология изучает и общее (так же как, кстати и социология), а может быть прежде всего общее, что характеризует психику, а также сознание, т. е. закономерности психического, закономерности сознания и поведения (бихевиоризм) людей. «Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики, о психических процессах и свойствах, являющихся компонентами деятельности и общения людей, поведения животных» [6;428]. Да, и социология, кстати, не занимается непосредственно выявлением специфики статуса, места в социальных взаимодействиях конкретного человека, как это следует из рассуждения А. Г. Эфендиева. Социология изучает (опрашивая, скажем, конкретного индивида) не самого по себе этого конкретного индивида, а индивида как представителя особой группы или общности людей; она изучает общее, типичное, что характеризует социальное положение множества индивидов (группы, общности, слоя, общества, страты и т.д.). А. Г. Эфендиев не может не знать этого, потому приходится лишь удивляться тому, что он говорит о специфике и особенностях социологии в соотношении с психологией.
К тому же, когда А. Г. Эфендиев пишет, что социологию интересует только рациональное и она не изучает иррациональное, бессознательное…, напрашивается вывод, что психология изучает и то, и другое рациональное и иррациональное. И это верно. Однако, в этом заключается не только момент различия данных двух наук, но и момент общности их, так как рациональное изучает не только социология, но и психология, разумеется, в той части, которая представлена психологией человека, а не животного.
Тесная связь и взаимодействие социологии и психологии особенно наглядно представляется сегодня в факте существования и успешного развития социальной психологии, являющейся по сути своей дочерней дисциплиной, возникшей на стыке этих двух наук.
Психологическая парадигма изучения человека как социального существа настолько значима, что некоторые социологи выделяют ее в особый подход социологической науки. Примером тому точка зрения Н. Смелзера. Он, говоря о характерных для социологии подходах при изучении и объяснении различных фактов наряду с «демографическим», «коллективистским» (изучение двух и более людей, образующих группу или организацию), «интеракционистским» (изучение общественной жизни через взаимодействие людей, обусловленное их ролями), «культурологическим» (анализ поведения людей на основе таких элементов культуры, как общественные правила и общественные ценности), называет и подход психологический». Это последний «…объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе. Подход характерен для психологии, но он также утвердился и в социологии. Социальные психологии исследуют много проблем, в том числе, такие, как формирование социальных установок, взаимодействие общества и личности в процессе социализации, формирование и распространение настроений в ситуациях, связанных с паникой и беспорядками» [8;18].
Социальная психология, считают одни, должна заниматься исследованием личности. Ее предмет – закономерности формирование личности, взаимосвязь личности и коллектива, общение индивидов, обусловленное их совместной деятельностью и обусловливающее как результаты последней, так и собственно содержание и формы их психической деятельности. Другие полагают, что данная дисциплина имеет своим предметом «массовидные явление психики», «коллективное поведение», психология классов, наций и др. социальных групп. Имеют место также попытки объединить, интегрировать названные точки зрения.
Как бы там ни было, ясно, что социальная психология – стыковая отрасль знания, существующая как общая отрасль психологии, так и социологии. То есть она представляет собой науку о психологических механизмах, причинах, закономерностях поведения людей в группах и общностях, а также о психологических характеристиках людей, групп и разного рода общностей.
«Внутренний маркетинг на предприятиях сферы услуг» — тут тоже много полезного для Вас.
Ядро предмета социальной психологии составляют закономерности формирования групповых отношений на различных уровнях социальной системы. Данные отношения двойственны по своей природе: психологичны по способу существования и регуляции, «живут» в психике и в конечном счете действуют через нее; социальны по генезису и основной функции – координации, интеграции и регуляции жизнедеятельности социальных субъектов [10;430]. Этим и обусловливается то, что предметное поле данной дисциплины частично принадлежит социологии и частично психологии.
«Первоначально социально – психологическая проблематика разрабатывалась в рамках философии. С середины Х1Х в. Выделившиеся из философии социология и психология обращалась (каждая в рамках своего предмета) к этой же проблематике. Однако именно из-за своей специализации они не могли выявить ту специфическую логику специфического объекта, которая должна была конституировать социальную психологию как самостоятельную науку» (там же).
Социальная психология, как справедливо считают некоторые авторы, не может быть успешной как наука, если строить ее только на одной лишь психологии или одной социологии. Если рассматривать исключительно как психологическую дисциплину, существующую в рамках общей психологии, то она будет страдать «методологическим индивидуализмом», т. е. она, как замечает П. Н. Шихарев, должна будет выводить закономерности социального взаимодействия из закономерностей функционирования индивидуальной психики» (там же).
Холистский подход же, как подход, противостоящий методологическому индивидуализму», имеющий скорее социологический характер и происхождение, также вряд ли может быть основанием построения социальной психологии как особой науки. Он является другой крайностью и ведет к «депсихологизации» социальной психологии и поглощению ее социологией. Кстати, просоциологическая ориентация в понимании и разработке социальной психологии приобретает в последние годы все больше сторонников в США, а также и особенно в странах Западной Европы
О том, что социальная психология — область знания, имеющая междисциплинарный характер, дочерняя дисциплина, возникшая и существующая на стыке психологии и социологии, свидетельствует также то, что свои методы она заимствует частично у общей психологии и психологии личности (лабораторный эксперимент, тестирование, статистические методы обработки данных), частично у социологии (опросы, анкетирование, интервью). Хотя имеет также и свой «собственный» как относительно самостоятельный метод – социометрию (способ установления межличностных предпочтений в группе).
Таким образом, социология и психология, имея каждая свою специфику, являясь довольно разными научными дисциплинами, тем не менее, тесно взаимосвязаны между собой как наука, изучающее, и та и другая, человека и его поведение,
Сходства и различия между социологией и психологией
Перейти к содержимомуГлавная » Сходства и различия между социологией и психологией
Психология и социология являются тесно связанными областями, обе из которых связаны с изучением человеческого поведения. Однако, несмотря на некоторые сходства между этими двумя дисциплинами, есть и существенные различия. Если вы планируете получить степень в любой области, очень важно понимать, как эти различия могут повлиять на вашу курсовую работу и, что еще более важно, как они могут повлиять на вашу карьеру и будущее.
Выбор между социологией и психологией является важным решением для любого выпускника или студента бакалавриата, но эта статья поможет вам начать работу. В нем мы исследуем уникальные и сложные взаимоотношения социологии и психологии друг с другом, отвечая на часто задаваемые вопросы, например, чем они отличаются, что у них общего и, что особенно важно, какие виды карьеры вы можете выбрать, получив степень бакалавра или магистра в области психологии. любое поле.
Психология и социология считаются социальными науками, которые изучают индивидуальное или групповое поведение. На самом деле именно это деление — индивид против группы — отделяет дисциплину социологию от дисциплины психологии, как мы увидим в этой статье. Другие примеры социальных наук включают антропологию, изучающую развитие обществ и культур; политология, изучающая правительство и политическую политику; и, как вы можете быть удивлены, увидев в этой категории даже экономику, изучающую производство, потребление и богатство.
Чем социология отличается от психологии?В то время как психология и социология изучают человеческое поведение, они подходят к этому предмету в другом масштабе. Психология сосредоточена на понимании личности, в то время как социология, как следует из ее названия, фокусируется на социальных группах, сообществах и культурах.
Как психолог вы будете сосредоточены на исследовании, анализе и управлении факторами, которые определяют или влияют на индивидуальное поведение, такими как психические заболевания, расстройства настроения, зависимость от психоактивных веществ или семейные и романтические отношения. Как социолог, вы будете сосредоточены на крупномасштабных социальных проблемах, таких как глобализация, бедность, расовая несправедливость, гендерное неравенство, динамика на рабочем месте или проблемы общественного здравоохранения.
Было бы полезно думать о психологии как о микроэкономике, которая «приближается», чтобы рассматривать людей, домохозяйства или предприятия, в то время как социология больше похожа на макроэкономику, «уменьшая масштаб», чтобы иметь дело со всей экономической системой. Психологи оценивают способы взаимодействия людей друг с другом или с окружающей средой, тогда как социологов больше интересуют социальные структуры и политика.
Существует множество областей психологии, таких как клиническая психология, школьная психология, судебная психология и социальная психология. Но если психология занимается индивидуальным поведением, то что такое «социальная» психология и чем она отличается от социологии? Проще говоря, социальная психология — это изучение того, как люди относятся к более широкому обществу и пытаются функционировать в нем, тогда как социология изучает то, как целые группы функционируют в обществе.
В чем сходство социологии и психологии?Социология и психология могут изучать поведение с разных точек зрения, но обе дисциплины требуют схожих навыков, таких как критическое мышление и аргументация; проведение и анализ количественных и качественных исследований; и иметь возможность ясно общаться, как устно, так и письменно. Что важно с финансовой точки зрения, психология и социология также схожи с точки зрения перспектив работы и прогнозируемых темпов роста.
По данным Бюро статистики труда США (BLS), средняя заработная плата психологов в 2019 году составляла 80 370 долларов в год, или около 38,60 долларов в час, по сравнению со средней заработной платой и почасовой ставкой 83 420 долларов и 40,10 долларов для социологов. В то время как средний заработок социологов был немного выше, заработок психологов был немного ниже — и оба в среднем более чем вдвое превышали медианную годовую зарплату для всех американских рабочих, которая, по данным BLS, составляла менее 40 000 долларов. BLS также сообщила об аналогичных перспективах трудоустройства для каждой профессии, прогнозируя рост на три процента и четыре процента для психологов и социологов соответственно на период 2019 года.до 2029 года.
Какие профессии вы можете выбрать со степенью в области социологии или психологии?И психологи, и социологи могут найти работу в правительстве, академических кругах или в частном секторе, в зависимости от индивидуальных интересов. Психологи часто работают в таких отраслях, как уголовное правосудие, государственное управление, исследования рынка и консультирование. Для сравнения, социологи часто работают в таких областях, как человеческие ресурсы, социальные услуги и общественные услуги.
Как видно из обоих списков , степень в области социологии или психологии может привести к разнообразным, захватывающим и потенциально прибыльным карьерам, некоторые из которых могут вас удивить. Примеры карьеры, которую вы могли бы выбрать со степенью психолога, могут включать:
- Судебный психолог
- Медицинский педагог
- Специалист по человеческому фактору
- Терапевт
- Адвокат потерпевшего
- Консультант по вопросам профессиональной карьеры
Примеры профессий, которые вы могли бы выбрать со степенью в области социологии:
- Исследователь переписи населения
- Аналитик политики
- Инспектор общественного здравоохранения
- Консультант по социальным услугам
- Градостроитель
Вы можете начать работу в некоторых из этих профессий со степенью бакалавра, но для других вам потребуется получить ученую степень, например степень магистра или доктора. Например, вам обычно нужен доктор психологических наук (Psy.D.) или Ph.D. в психологии, если вы хотите стать психологом-исследователем, который исследует поведение и мышление, используя научные методы; клинический психолог, который, как описывает его Американская психологическая ассоциация (АПА), занимается «оценкой и лечением психических, эмоциональных и поведенческих расстройств»; или получить сертификат консультанта и вести собственную частную практику.
Однако вы не должны чувствовать себя обескураженными или подавленными, если вы не достигли этого этапа своего академического пути. Узнайте больше о многочисленных профессиях, которые вы можете выбрать со степенью бакалавра психологии, или изучите дополнительные варианты карьеры для получения степени бакалавра социологии.
Может ли социолог стать терапевтом?Это один из наиболее часто задаваемых вопросов студентам, которые рассматривают возможность поступления в любую из областей. Короткий ответ заключается в том, что, вообще говоря, вам нужно будет получить дополнительное образование в таких областях, как социальная работа или психология, а затем выполнить строгие требования лицензирования и тестирования, такие как сдача национального экзамена советника (NCE), чтобы обеспечить терапию. услуги.
Должен ли я посещать курсы психологии или социологии?Ответ на этот вопрос зависит от ваших личных интересов. Если вы предпочитаете заниматься карьерой, предоставляя терапевтические или консультационные услуги для отдельных лиц, бакалавр искусств в области психологии может быть вашим лучшим вариантом. С другой стороны, степень бакалавра социологии, вероятно, более уместна, если вас привлекает изучение пола, расы, религии, класса или других социальных и культурных вопросов.
В Национальном университете наши программы по социологии и психологии разработаны таким образом, чтобы быть поддерживающими и гибкими, но при этом строгими и динамичными, побуждая студентов мыслить критически, погружаться в учебную программу, выполнять различные практические занятия и эффективно готовиться к лицензированию на уровне штата и на федеральном уровне. экзамены . Примеры основных предметов, которые вам необходимо будет пройти по специальности социология в Национальном университете, включают социологию отклонений (SOC 443), классическую социальную теорию (SOC 365), власть и социальные изменения (SOC 540) и культурный плюрализм в США (SOC 500). Для сравнения, специалист по психологии завершит такие курсы, как «Техники консультирования I» (PSY 340A), «Психология утраты» (PSY 455), «Психологическое тестирование» (PSY 431) и «Человеческая сексуальность» (PSY 469).).
В дополнение к своей программе психологии Колледж литературы и наук НУ также предлагает смежные программы в специализированных областях психологии, в том числе бакалавр искусств в области спортивной психологии и бакалавр искусств в области интегративной психологии, которые фокусируются на творчестве, саморефлексии, и другие субъективные переживания. Студенты бакалавриата, интересующиеся услугами по лечению зависимости, также могут изучить сертификат бакалавриата по консультированию по вопросам злоупотребления алкоголем и наркотиками.
Для опытных специалистов, которые заинтересованы в развитии своей карьеры, есть также несколько курсов для аспирантов, которые могут изучить, включая степень магистра искусств в области человеческого поведения, магистра искусств в области спорта и психологии производительности и магистра искусств в психологии консультирования. Кроме того, студенты могут захотеть совместить несовершеннолетний по психологии или несовершеннолетний по социологии с одной из более чем 75 динамических программ, предлагаемых НУ.
Получите степень по социологии или психологии в Национальном университетеНадеюсь, это сравнение дало вам более четкое представление о социологических и психологических перспективах, о том, чем они отличаются друг от друга и как эти различия могут повлиять на ваш выбор. майора или карьеры. Для получения дополнительной информации о наших программах магистратуры или бакалавриата по социологии, психологии и другим общественным наукам свяжитесь с приемной комиссией Национального университета сегодня и сделайте первый шаг к своему будущему.
Дополнительные источникиhttps://www.psychologicalscience.org/uncategorized/what-research-psychologist-do.html
https://www.apa.org/action/science/clinical/education-training
https://www. topcounselingschools.org/can-i-start-a-therapy-practice-with-only-a-masters-in-counseling/
https://www.onlinepsychologygrade.info/faq/ в чем разница между социологией и социальной психологией/
https://www.bls.gov/ooh/life-physical-and-social-science/psychologist.htm
https://www.bls.gov/ooh/life-physical-and-social-science/sociologist.htm
https://www.humanservicesedu.org/sociology-careers/
https://www .nbcc.org/exams/nce
https://online.flippingbook.com/view/824136089/138/
https://online.flippingbook.com/view/824136089/141/
Назад ко всему блогу
Узнайте больше о нашем университете и стипендиях
Подпишитесь на нашу рассылку!
Последние ресурсы
Ваша страсть. Наши программы.
Выберите направление обучения
Преподавание и образование Бизнес-маркетинг Здравоохранение и уход Социальные науки и психология Инженерная технология Уголовное правосудие и право Искусство и гуманитарные науки Наука и математика
Ваша страсть.
Наши программы.Выберите уровень образования
Просмотр программПоиск по сайту
Модальное окно с поиском по сайту и полезными ссылками
Положения и условия
Отправляя вашу информацию Национальному университету в качестве моей электронной подписи и отправляя эту форму, нажав кнопку «Запросить информацию» выше, я даю свое прямо выраженное письменное согласие представителям Национального университета и филиалам Национальной университетской системы (Городской университет Сиэтла). и Northcentral University), чтобы связаться со мной по поводу образовательных возможностей, а также для отправки телефонных звонков и/или SMS/текстовых сообщений – с использованием автоматизированных технологий, включая систему автоматического набора номера и предварительно записанные и искусственные голосовые сообщения – на телефонные номера (включая сотовые) и адрес(а) электронной почты, которые я предоставил. Я подтверждаю, что информация, представленная в этой форме, является точной и полной. Я также понимаю, что некоторые программы на получение степени могут быть доступны не во всех штатах. Могут применяться тарифы на передачу сообщений и данных.
Я понимаю, что согласие не является условием для покупки каких-либо товаров, услуг или собственности, и что я могу отозвать свое согласие в любое время, отправив электронное письмо на [email protected] Я понимаю, что если я отправлю свои личные данные находясь за пределами США, я даю согласие на передачу моих персональных данных и их хранение в США, и я понимаю, что мои персональные данные будут обрабатываться в соответствии с законодательством США, если иное не указано в наша политика конфиденциальности. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности для получения более подробной информации или свяжитесь с нами по адресу [email protected].
Отправляя свою информацию, я подтверждаю, что прочитал и ознакомился с Заявлением о доступности.
Отправляя свою информацию, я подтверждаю, что прочитал и ознакомился с Кодексом поведения учащихся, размещенным в Каталоге.
Сходства и различия – Forbes Advisor
Примечание редактора: Мы получаем комиссию от партнерских ссылок на Forbes Advisor. Комиссии не влияют на мнения или оценки наших редакторов.
Гетти
Социология и психология: В чем разница между этими двумя общественными науками и какая из них вам больше подходит?
Не всегда легко отличить социологию от психологии. Это широкие дисциплины, которые опираются на эмпирические данные для изучения того, что значит быть человеком, и их выводы применимы к широкому спектру человеческой деятельности. В следующем руководстве обсуждается, что общего между этими полями и что отличает их друг от друга.
Определение социологии
Что такое социология? Социология — это социальная наука, которая изучает людей в группах и то, как они взаимодействуют — как внутри этих групп, так и между группами. Рассматриваемые группы могут варьироваться от более мелких единиц, таких как семьи и районы, до более крупных скоплений, таких как племена, корпорации и даже страны.
Социология может охватывать практически любой аспект человеческого общества, от семьи, пола и религии до социальных причин и последствий преступности и бедности.
Как и антропология, социология анализирует человеческое поведение и действия. Но у социологии и антропологии есть и отличия. В то время как антропология уходит корнями в окружающую среду и культуру людей и их предков, социология больше фокусируется на социальных изменениях здесь и сейчас и социальных последствиях человеческого поведения.
Общие направления социологии
Те, кто занимается социологией, обычно выбирают конкретную специализацию. Ниже мы перечисляем некоторые общие направления деятельности в области социологии.
Культура и разнообразие
В центре внимания — то, как социальные явления, такие как класс, раса и пол, влияют на жизнь обычных людей. Он экстраполирует этот опыт, чтобы предложить модели человеческого поведения и социальной жизни.
Семья, пол и общество
Будучи краеугольным камнем большинства обществ и ключом к их стабильности, семья помогает прививать культурные нормы каждому новому поколению.
Определение семьи претерпело значительные изменения в западных обществах за последние десятилетия, причем большая часть изменений была вызвана изменением понимания гендерных ролей и идентичностей. Академическое изучение пересечений между семьей и гендером часто фокусируется на таких горячих точках, как брак, развод, воспроизводство и усыновление.
Право и общество
Право и общество всегда были в центре внимания социологии с момента ее основания. Отношения между законом и социальной справедливостью, социальные источники правовой мысли, а также развитие и организация правовых институтов являются одними из основных вопросов концентрации.
Эта область обучения особенно подходит для всех, кто хотел бы продолжить карьеру в области права и уголовного правосудия.
Медицинская социология
Актуальнее, чем когда-либо после Covid-19пандемии, эта концентрация углубляет понимание учащимися того, как такие категории, как социально-экономический класс, вероисповедание, пол и возраст, могут влиять на отношение к здоровью, болезни и лечению, а также на фактические медицинские результаты.
Определение психологии
Психология – это наука о человеческом поведении и мышлении. Разнообразная дисциплина, основанная на эмпирических наблюдениях и анализе, психология имеет практически бесчисленное множество применений в повседневной жизни. Работа психологов может помочь людям с их эмоциональным благополучием, личными отношениями и карьерой.
Основные области психологии
Как и в социологии, в психологии существует множество специализаций, и специалисты-психологи обычно работают в одной или нескольких областях. Ниже мы перечислим некоторые распространенные варианты.
Зависимость
Продолжающаяся опиоидная эпидемия — лишь один из примеров распространенности зависимости в современном обществе. В исследованиях зависимости обычно рассматриваются наиболее распространенные формы зависимости (связанные с наркотиками и алкоголем), исследуются их причины и оценивается ущерб, который они наносят как отдельным жизням, так и обществу в целом. Студенты узнают, как выявлять и измерять различные виды зависимости и соответствующие методы лечения.
Уголовное правосудие
Если вам интересно, как стать криминальным психологом, хорошей отправной точкой будет изучение уголовного правосудия. Эта специальность исследует связи между психологическими теориями и системой уголовного правосудия, а также то, как эти связи проявляются в правоохранительных органах, исправительной системе и судах.
Направление уголовного правосудия также демонстрирует, как психологические принципы соотносятся с криминальной реабилитацией и рецидивизмом, предотвращением преступности и стратегиями охраны правопорядка.
Судебная психология
Криминальная психология и судебная психология имеют много общего, но судебная психология является отдельной областью.
Судебные психологи рассматривают исследования и эксперименты из других областей психологии (например, когнитивной психологии) и клинические методы, такие как оценка, оценка и лечение. Затем они применяют эти концепции к правовым институтам и людям, совершающим преступления. Известные области исследований в рамках судебной психологии включают психическое здоровье и психологические факторы, связанные с преступным поведением.
Общая психология
В рамках этого курса учащиеся знакомятся с психологическими принципами разделов психологии, включая прикладную психологию, психологию развития и экспериментальную психологию. Учебная программа помогает практикам углубить свое понимание жизни во все более разнообразном мире.
Сходства между социологией и психологией
- Социология и психология являются социальными науками, сосредоточенными на изучении мыслительных процессов и поведения человека.
- Обе области посвящены улучшению жизни людей и обществу.
- Обе профессии опираются на эмпирическое наблюдение и аналитические, коммуникативные навыки, навыки решения проблем и исследования.
- Степени в области социологии и психологии могут привести к множеству карьерных путей.
Различия между социологией и психологией
- Социология фокусируется на человеческих взаимодействиях, а психология — на человеческих эмоциях.
- Социология изучает человеческое поведение в контексте групповых ассоциаций, таких как возраст, класс, пол, раса, религия и сексуальность. Психология изучает поведение человека, поскольку оно формируется когнитивными и эмоциональными процессами разума.
- Социологи получают основы социальной теории и государственной политики, а психологи изучают основные аспекты медицинской науки, такие как неврологические процессы в мозге.
- За пределами научных кругов социологов обычно привлекает социальная работа в рамках организаций социальной справедливости и социального обслуживания. Психологи часто работают в поликлиниках и других медицинских учреждениях.
Была ли эта статья полезна?
Оцените эту статью
★ ★ ★ ★ ★
Пожалуйста, оцените статью
Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты
КомментарииМы будем рады услышать от вас, пожалуйста, оставьте свой комментарий.
Неверный адрес электронной почты
Спасибо за отзыв!
Что-то пошло не так. Пожалуйста, повторите попытку позже.
Еще от
Информация, представленная на Forbes Advisor, предназначена только для образовательных целей. Ваше финансовое положение уникально, и продукты и услуги, которые мы рассматриваем, могут не подходить для ваших обстоятельств. Мы не предлагаем финансовые консультации, консультационные или брокерские услуги, а также не рекомендуем и не советуем отдельным лицам покупать или продавать определенные акции или ценные бумаги. Информация о производительности могла измениться с момента публикации. Прошлые показатели не свидетельствуют о будущих результатах.
Forbes Advisor придерживается строгих стандартов редакционной честности. Насколько нам известно, весь контент является точным на дату публикации, хотя содержащиеся здесь предложения могут быть недоступны. Высказанные мнения принадлежат только автору и не были предоставлены, одобрены или иным образом одобрены нашими партнерами.
Джефф Томпкинс — писатель и преподаватель английского языка как второго, проживающий в Нью-Йорке. Он родился в Хартфорде, штат Коннектикут, в 1967 году и получил образование в Университете Брауна и Университетском колледже Лондона. Его статьи и обзоры публиковались в CHA Review of Books and Films, Brooklyn Rail, Chicago Review of Books, PopMatters, Words Without Borders и других изданиях.
Редакция Forbes Advisor независима и объективна. Чтобы поддержать нашу отчетную работу и продолжать предоставлять этот контент бесплатно нашим читателям, мы получаем компенсацию от компаний, размещающих рекламу на сайте Forbes Advisor. Эта компенсация происходит из двух основных источников. Во-первых, , мы предоставляем рекламодателям платные места для представления своих предложений. Компенсация, которую мы получаем за эти места размещения, влияет на то, как и где предложения рекламодателей появляются на сайте. Этот сайт не включает все компании или продукты, доступные на рынке.