Связь психологии с другими науками | Будь собой. Психологическая грамотность
Одна из лекций, которая в свое время расширила мое представление о психологии как науке и заставила относиться к ней немного посерьезнее.
Психология как отдельная наука начала существовать только в XIX веке, а до этого сведения из её области знаний накапливались в биологии, медицине, философии, социологии, педагогике и т.д.
Психология находится на границе гуманитарных и естественных наук, ближе к первым. Интересно вышло, что она некое среднее звено между биологией и философией. И, хотя философия — наука фундаментальная и очень серьезная, она многими обывателями (вроде меня, скажем) воспринимается как синоним болтологии и «мыслей великих людей». Так вот…
Психология и философия
Философия — наука о фундаментальных законах и принципах бытия в их основных проявлениях.
Интересно то, что ее функция — создание определенного мировоззрения, которое бы помогало человеческой деятельности. А опирается она на научные методы, хоть и теоретические.
Вообще интересно, что в древности наука была едина. Философия с математикой и биологией прекрасно «ладили» и дополняли друг друга, а еще к тому находили свое отражение в искусстве и культуре. Сейчас в нашем сознании сформировался некий стереотип (откуда он только…), будто естественные науки считать науками можно, а гуманитарные — нет. Я слишком часто сталкиваюсь с этим мнением. Особенно на русскоязычном ютубе, где блоггеры в сфере «образование» категорично высказываются на эту тему, тем самым закрепляя шаблон за своей аудиторией. Даже на меня подействовало! Теперь вот, занимаюсь переформатированием своих иллюзорных представлений.
В частности, философия связана с психологией очень тесно, т.к. и та, и другая наука в своей основе ищет ответы на такие вот вопросы:
- сущность и происхождение человеческого сознания;
- природа высших органов человеческого мышления;
- влияние общества на личность и личности на общество.
Психология и биология
Биология — наука о жизни. Все, что живет, размножается, питается интересует биологическую науку.
Большинство психических явлений физиологически обусловлено. Это вообще, я считаю, принципиальный момент. Ибо из этого следует огромное количество взаимосвязей, которые влияют друг на друга в нашей жизни. Из очевидного, конечно, настроение и самочувствие. Человек — единый организм. Когда тело болеет, психическое состояние тоже меняется. Интересно, что обратная связь так же существует. А вот когда эти процессы идут не синхронно, а расходятся по разным полюсам (скажем, человеку все больнее, а настроение при этом все выше) — это уже клиника.
Гормональные и физиологические процессы напрямую влияют на наше настроение и самочувствие. И в то же время, позитивные эмоции ускоряют выздоровление и уменьшают шансы заболеть.
Психология, которая о душе с биологией, которая о теле — связана столь же тесно, как в нас с вами эти самые душа и тело. Для меня удивительно, что на лекциях этого не было. В основном пишут именно о том, как знания из одной науки помогают изучать другую. Но еще есть практические, прикладные дисциплины…
В любом случае, психологу очень полезно знать общую биологию (ну, основы, я думаю), а биологу — психологию. Биологу=человеку, который изучает любую из множества направлений биологии (в т.ч. зоологию и др).
Смежные с психологией науки
Эволюционная психология — направление в науке, которое изучает человека как представителя вида homo sapiens с точки зрения видоспецифических психологических особенностей (чем отличается от других видов, собственно). Образовалось на стыке антропологии, социобиологии, этологии, психологии и генетики.
Клиническая психология — раздел психологии, образовавшийся на стыке с психиатрией, который изучает взаимосвязь психических явлений с болезнями.
Психосматика — отрасль медицины и психологии, изучающая влияние психических явлений на возникновение и течение соматических (т. е. телесных) заболеваний.
Нейропсихология — наука на стыке психологии, психофизиологии и нейронаук, которая занимается вопросами взаимосвязи функционирования головного мозга относительно каких-либо психических нарушений. Больше всего касается последствий различных травм и болезней.
Психофизиология — наука, изучающая психические процессы, которые могут быть объяснены с точки зрения физиологии. Например, стрессы, эмоции и т.п.
Комментарий от меня: что-то мне при всем этом кажется, что так или иначе рано или поздно наука придет к тому, что все едино — и психические процессы, и физиологические, т.е. одно объясняет другое, и наоборот. А вообще вот эта область знаний меня крайне привлекает именно практичной ценностью и объективным подходом, который получается достичь за счет этого «стыка» физиологии (полностью естественно-научной) и психологии (больше гуманитарной).
Психогенетика — наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств. Имеется ввиду, например, способностей мышления (когнитивных функций), темперамента и т.п.
Психофармакология изучает влияние лекарственных средств на психику. Когда человек сильно нервничает или, например, у него проблемы с памятью, — ему назначают лекарственные средства. А сами эти средства — это уже результат работы психофармакологов.
Психолингвистика — смежная область языкознания и психологии, изучает взаимосвязь и закономерности мышления, познания и языка во всем этом.
Разные отрасли психологии и смежных наук
- судебная психология,
- психология жертвы,
- криминальная психология,
- психология расследования преступлений,
- психология аномального развития,
- патопсихология (отрасль клинической психологии),
- политическая психология,
- этнопсихология,
- зоопсихология,
- психология личности,
- специальная психология,
- педагогическая психология,
- психология искусства,
- социальная психология…
Это я вам привожу списочек того, что встречалось по пути. Просто для понимания, насколько наука сложна и многогранна сама по себе, и насколько интересна психология.
Друзья, если среди вас есть студенты психологических факультетов, уверена — материал будет полезен, так как я собирала информацию из разных источников, структурировала особым образом, останавливалась особо на каких-то отдельных моментах и делилась с вами мнением. Думаю, особо любознательные тоже оценили. Если да, дайте знать в комментариях, мне будет приятно! 🙂
Связь психологии с другими науками: кратко и по сути
Существует ли связь между психологией и историей? Или, например, между психологией и менеджментом? Ответ утвердительный. Эта наука тесно переплетается практически со всеми отраслями, даже с теми, с которыми, как кажется, ничего общего быть не может. Междисциплинарные связи психологии с другими науками усиливают методы, применяемые и там, и там.
Содержание
- Предметы и задачи психологии
- Психология и философия
- Психология и история
- Психология и социология
- Психология и педагогика
- Психология и биология
- Психология и медицина
- Психология и юриспруденция, право
- Психология и менеджмент
- Заключение
Предметы и задачи психологии
Психология — это отдельная наука, которая изучает развитие, проявление, изменение человеческой психики. Выделяют 3 основные задачи:
- изучение физиологических механизмов психики;
- исследование, анализ появления и развития различных психических явлений;
- разработка приемов, которые помогут человеку достичь желаемых результатов.
Кроме того, психологи ищут отклонения в психическом развитии, а также методы их лечения.
Психология, как наука, основана на ряде принципов:
- Единство психики, сознания, деятельности. Сознание — следствие того, что люди когда-то начали трудиться. Благодаря способности мыслить они могут ставить цели и действовать в их направлении.
- Принцип детерминизма. На развитие сознания и психики влияют внешние факторы. Сознание зависит от тех факторов, которые существуют в обществе (социальные).
- Развитие сознания, психики в деятельности. При рождении каждый человек получает задатки, которые он должен развивать в течение жизни. Если он этого не делает, они так и остаются в зачаточном состоянии. Если же уделять время развитию задатков, они становятся талантами или профессиональными навыками.
Последний — принцип личностного подхода при исследовании отдельной личности. У каждого человека свой характер, темперамент, нервная система. Эти характеристики и свойства и нужно учитывать при их изучении.
Если сказать кратко, у психологии существует связь почти со всеми другими науками, начиная от философии и истории и заканчивая биологией и медициной.
Психология и философия
Даже в наши дни психология неразрывно связана с философией. А все потому, что она часто касается таких серьезных тем, как смысл жизни, цель существования, причины утраты внутренней гармонии. В основе многих психологических техник и приемов лежат учения Фрейда, Юнга, Фромма.
Интересно, что эти две науки не могут существовать отдельно друг от друга. Они тесно переплетаются между собой в процессе изучения одних и тех же объектов. Речь идет о социальном и биологическом факторе каждого человека, познании мира вокруг нас, поиска смысла жизни, определения жизненных ценностей.
Психология и история
Связь между психологией и историей ничуть не меньше, чем в случае с философией. Ценности, шаблоны, требования и устои в обществе меняются с завидной регулярностью. Они влияют на условия, в которых живет человек, и на его личность.
Есть и другие моменты:
- Исторические события в той или иной мере оказывают воздействие на человеческую психику.
- Люди влияют на историю. Конечно, не все. Но есть те, кто меняет ее ход в хорошую или плохую сторону.
Четко выделяется и другая закономерность: ни один феномен из психологии нельзя объяснить без изучения истории. Это подтверждает психика. Задумайтесь, откуда появилась информация о схожести и различиях в психике человека и животных? Из истории. То же касается развития тех или иных психологических проблем, влияния внешних и внутренних факторов на поведение.
Человеку нужно общество. Изучение истории — возможность увидеть, как развивалось общественное сознание. В психологии даже есть отдельная отрасль — историческая. Она исследует, как развивалась психика и усваивался социальный опыт в разные промежутки времени.
Психология и социология
Еще один вид связи возрастной и других видов психологии науками Здесь все просто. Вспомните хотя бы слова о том, что человек — это социально-биологическое существо. Ученые до сих пор спорят о том, что больше влияет на людей: наследственность или общество, социум. То, что оба они оказывают сильное влияние, никто спорить не будет. Без общества нельзя научиться жить в социуме.
Выделяют отдельное направление — социальная психология. Она изучает формирование и развитие социума как одного организма, а также поведение человека в той или иной группе. Науки обменялись между собой методами работы. В частности, идея проводить опросы и заполнять анкеты пришла из социологии.
Психология и педагогика
Здесь четко прослеживается связь детской психологии с другими науками. Направления связаны с развитием детей, их обучением, воспитанием и перевоспитанием. Ни один из процессов нельзя считать полноценным, если не учитываются психологические особенности конкретного ребенка. В идеале образовательные и воспитательные программы также должны подбираться с учетом особенностей личности, ее способностей и возможностей.
Существует педагогическая психология. Она освещает вопросы адаптации ребенка к обучению, создания необходимых для него условий, прививания ему ценностей и общественных норм.
Психология и биология
Биология освещает врожденные способности. При ее слиянии с психологией появилась зоопсихология, психогенетика, нейропсихология. Биология рассказывает, какие физиологические проблемы могут возникнуть у человека. Психология пытается выяснить, как они влияют на психику и манеру поведения.
Биология изучает не только человека и мир вокруг него. Предметом исследования является влияние природных факторов на каждую отдельную личность. Психология же в свою очередь показывает, как строение головного мозга связано с психикой, как работает нервная система, как психологические патологии влияют на физическое здоровье.
Психология и медицина
В этом случае взаимосвязь более, чем заметна. В психологии даже есть отдельная ветвь — медицинская или клиническая. Ее задача — выяснить, как психологические причины приводят к развитию серьезных заболеваний. Также она помогает оценить и при необходимости скорректировать эмоциональное состояние человека во время болезни.
Можно сказать, что психология изучает душу. А клиническое направление — связь души и физических болезней, способы их лечения.
Психология и юриспруденция, право
Тот факт, что следователи всегда работают вместе с психологами, известен всем. Вспомните хотя бы всеми любимые детективные фильмы и сериалы. Угадать намерения преступника, мотивы его действий практически невозможно без элементарных знаний психологии. Эта наука не только помогает создать портрет его личности. Она показывает, как можно повлиять на человека, а также защитить себя от манипуляций с его стороны.
Психологи присутствуют при проверке на детекторе лжи. Они оценивают поведение, мимику, жесты, высказывания.
Существует отдельная ветвь науки — юридическая психология. Ее главная цель — предотвратить, восстановить, скорректировать.
Психология и менеджмент
Связь специальной и других видов психологии науками прослеживается и в этой сфере. Здесь она рассказывает, как завоевать доверие клиента, как понять его потребности и пожелания, как разрешить конфликтную ситуацию.
Заключение
Существует определенная схема связи психологии с другими науками. И эта взаимосвязь явно прослеживается. Без психологического портрета не получится найти преступника. А без знания человеческой личности невозможно продать нужный товар. Эта наука играет неоценимую роль в лечении серьезных заболеваний. Ее изучение — возможность научиться строить взаимоотношения с любым человеком.
Биологическая перспектива психологии (биопсихология)
Биологическая перспектива или биопсихология является последним достижением в области психологии, которое в последнее время приобретает все большее значение как специализированная отрасль психологии. Эта отрасль психологии также известна под разными названиями, такими как психобиология , биологическая психология, поведенческая неврология и физиологическая психология.
Биологическая психология пытается проанализировать взаимосвязь между физиологическими или биологическими процессами и поведением или психологическими процессами.
Эта специализированная отрасль психологии изучает, как наш мозг или нейротрансмиттеры и другие биологические параметры влияют на нашу психологию и поведение, чувства и мысли.Биопсихологи уделяют внимание пониманию того, как различные биологические факторы или параметры влияют на наши психические процессы, эмоции и когнитивные функции.
Биопсихологи пытаются связать психологические или поведенческие переменные с биологическими, генетическими или физиологическими переменными. Основное внимание биопсихологов сосредоточено на понимании функционирования мозга для понимания поведения, поскольку центральная нервная система контролирует поведение человека или влияет на него. Основными областями внимания являются:
- восприятие и ощущение,
- память и обучение,
- управление движением,
- мотивированное поведение для получения пищи,
- одежда и кров,
- человеческих эмоций,
- биологический ритм и сон.
Благодаря достижениям в области технологий и методов исследования различные сложные вопросы, такие как принятие решений, рассуждения, язык и сознание, в настоящее время считаются основными областями исследований. Сканирование мозга или методы визуализации мозга, такие как ПЭТ, МРТ, КТ и т. д., дают четкое представление о функционировании человеческого мозга ученым или исследователям.
Поведенческая неврология вносит большой вклад в лечение различных видов психических или неврологических расстройств, даже тех, которые относятся к области клинической психологии.
Нейропсихологи играют роль практикующих врачей, которые научно исследуют травмы головного мозга и различные психические расстройства для обеспечения необходимой медицинской помощи и поддержки.
История
Биопсихология как специализированная дисциплина приобрела свое значение в 18-19 вв.вв. Выдающийся философ Рене Декарт предложил физическую модель для объяснения поведения животных и людей. По его словам, шишковидная железа, которая существует в мозгу многих организмов, является точкой соединения между телом и мозгом.
Декарт также был ответственен за введение концепции рефлексов , которые приводили к мышечным реакциям, хотя позже исследователи отрицали это, аргументируя это тем, что за мышечные реакции отвечает спинной мозг. Уильям Джеймс в своих работах «Принципы психологии», 1890, пытался подчеркнуть, что изучение психологии должно быть согласовано с пониманием биологических параметров.
Найт Данлэп впервые ввел термин «психобиология» в своей работе «Очерк психобиологии» в 1914 году. Короче говоря, философы занимались пониманием взаимосвязи между физическим и ментальным мирами.
Начиная с 18-го и 19-говека исследователи внесли ряд важных научных открытий, которые объясняют функционирование человеческого мозга, а также обнародовали важные открытия о нейронах, функционировании нервной системы и нейротрансмиттерах.
Биопсихолог будет в основном заинтересован в изучении трех важнейших биологических компонентов, а именно:
- мозга,
- центральная нервная система и
- нейротрансмиттеры.
Актуальность биологического подхода в психологии
Одним из основных аспектов психологии является биологический аспект, который включает изучение мозга, генетики, иммунной системы, а также нервной системы. Различные школы мысли в психологии очень долго концентрировались вокруг дебатов о воспитании и природе.
Школа мысли, которая поддерживает аспект дебатов о воспитании, твердо считает, что окружающая среда играет решающую роль в формировании или влиянии на поведение. В то время как те, кто поддерживает природу, считают, что биологические факторы влияют на поведение человека.
Взаимосвязь психологии и физиологии исследуется много лет назад. Чарльз Дарвин ввел идею о том, что гены и эволюция влияют на поведение. Биологическая перспектива анализирует человеческие проблемы и действия.
Давайте рассмотрим пример агрессии и то, как разные точки зрения интерпретируют агрессию. Психоаналитическая точка зрения может рассматривать агрессию как результат раннего детского опыта или бессознательных желаний. С поведенческой точки зрения агрессия может рассматриваться как поведенческий паттерн, который формируется посредством ассоциации, наказания и подкрепления. С другой стороны, социальная перспектива рассматривает групповое давление или социальные силы как основные факторы, влияющие на человеческое поведение.
С биологической точки зрения попытаемся проанализировать биологические факторы или корни, которые могут привести к агрессивному поведению, что может в равной степени включать рассмотрение черепно-мозговой травмы или генетических факторов, которые могут быть основными факторами проявления агрессивного поведения. Области интересов биопсихологов:
- Понимание того, как травматические состояния мозга будут влиять на модели поведения.
- Исследование того, как дегенеративные заболевания головного мозга повлияют на поведение людей.
- Анализ связи между генетическими факторами и агрессивным поведением; изучение того, как психические расстройства могут быть результатом повреждения головного мозга.
- Изучение сходства и различия между близнецами для определения того, какие характеристики являются результатом генетических факторов, а какие — результатом факторов окружающей среды.
Сильные стороны и ограничения биологической точки зрения
Биологическая перспектива считается наиболее научной формой исследования , так как он в значительной степени опирается на экспериментальные методы, которые обеспечивают достоверность этого подхода. Исследования, которые проводятся с использованием этого подхода, проводятся в контролируемых лабораторных условиях, и их результаты исследований надежны и предсказуемы.
Достигнутые результаты исследования также являются объективными, поскольку выводы основаны на научных исследованиях биологических переменных, а не на субъективных факторах или простых наблюдениях. В результате биологическая перспектива вносит большой вклад в лечение серьезных психологических или психических расстройств.
Одно из основных ограничений этого подхода заключается в том, что он считается ограничительным, поскольку с биологической точки зрения не учитываются другие факторы, влияющие на поведение, такие как факторы окружающей среды, социокультурные влияния, детские переживания и человеческие эмоции.
Биологическая перспектива является одной из различных точек зрения в психологии, которая помогла психологам понять взаимосвязь между физиологическими силами, мозгом, нейротрансмиттерами и человеческим поведением. Эта перспектива помогла исследователям найти реальные решения или практические приложения для решения поведенческих или психологических проблем.
❮❮ Предыдущий Далее ❯❯
Биология и психология обучения – Утренний вход в UCI
Автор Амбика Вартак и отредактировано Ашима Сет
Изображение с бесплатных стоковых фотографий с www.picjumbo.com с Pixabayнаиболее фундаментальные аспекты нашей жизни, так как это катализирует самосовершенствование, способствуя росту и инновациям в обществе. Обучение является результатом опыта и вызывает относительно устойчивые изменения в поведении [1]. По сути, это означает, что влияние окружающей среды позволяет нам учиться и, следовательно, изменять наше поведение и мыслительный процесс. Исследование, проведенное в Журнале психологии, показывает, что обучение само по себе является многогранной дисциплиной, утверждая, что это непрерывный процесс, включающий отношения стимул-реакция и актуальный на протяжении всей жизни человека, включая этапы развития [2]. Хотя концептуализация обучения все еще развивается в научном сообществе, биологические и психологические аспекты обучения работают на улучшение человеческого опыта.
Биологические процессы обучения начинаются в нейронах, которые представляют собой электрически активируемые клетки мозга. Обучение достигается за счет изменения силы и количества нервных путей, что включает в себя процесс, известный как синаптическая пластичность. Синаптическая пластичность лучше всего проявляется в увеличении силы нейронных связей в мозге. В этом процессе скорость проведения электрических сигналов между клетками улучшается, когда активность выполняется чаще [3]. Например, синаптическая пластичность увеличивается, когда мы многократно выполняем моторные задачи, такие как разучивание танца или несколько раз решаем одну и ту же математическую задачу. Повторяющаяся деятельность имеет решающее значение не только в поведенческом обучении, но и в формировании памяти.
Понимание биологической основы обучения помогает исследователям определить, какие методы обучения лучше всего улучшают обучение учащихся. Многие учителя используют метод обучения «думай-пары-делись», при котором учащиеся обдумывают решение вопроса, объединяются с партнером для обсуждения этого решения и делятся своими выводами с классом. Этот метод обучения популярен, потому что вовлечение в конкретный предмет усиливает синаптическую пластичность за счет увеличения количества нейротрансмиттеров (химических веществ, высвобождаемых клетками для клеточной коммуникации), таких как дофамин и ацетилхолин [3]. Установление связей с понятиями из разных классов также может укрепить формирование нейронных сетей и помочь учащемуся лучше запомнить материал на будущее.
Кроме того, на обучение могут влиять и внешние психологические факторы. Например, мотивация — это внутренняя сила, которая контролирует стремление к обучению и направляет поведение каждого человека. К внутренним формам мотивации относятся действия, совершаемые для получения удовольствия, интереса и удовлетворения. С другой стороны, внешние формы мотивации проистекают из материальных результатов, таких как внешние вознаграждения, выгоды или обязательства [4]. Подобно типам мотивации, связанным с обучением, у людей также есть внутренние и внешние желания, которые часто реализуются посредством постоянного обучения на протяжении всей жизни. Еще одним фактором, влияющим на обучение, являются внешние источники стресса и уровень стресса, который человек испытывает из-за этих дискретных источников. Если обучение происходит в стрессовой среде, уровень кортизола сразу возрастает. Кортизол — это гормон стресса, который может негативно влиять на обучение и память, нарушая связи между клетками мозга, когда его уровень чрезвычайно повышен [5]. Поэтому лучше всего изучать и понимать информацию в спокойной, мирной и свободной от стресса обстановке не только потому, что обучение оптимизировано, но и потому, что результаты работы значительно повышаются.
Из этих данных можно сделать вывод, что в обучении есть биологические и психологические компоненты. Понимание обоих этих компонентов обеспечивает основу для анализа способов, которыми люди учатся, и дает некоторое представление о том, почему мы учимся и как мы учимся лучше всего.