Биология и психология. Эволюционная теория познания [врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки]
Биология и психология
Биология
В биологических науках решающий стимул дали прежде всего нейропсихология, генетика, теория эволюции, исследование поведения, учение о познании. В 1826 г. Йоган Мюллер (1801 — 1850) открыл закон специфических энергий органов чувств.
Он гласил: качество ощущения зависит исключительно от того, какому нерву передаётся раздражение. Например, возбуждение зрительного нерва всегда пробуждает световые ощущения, порожедены ли они светом («адекватное» раздражение), электрическим импульсом, давлением на глазное яблоко, натяжением невных путей. Соответствующее ощущение есть ощущение света и долгое время верили в действительное образование света в глазе, » с тем, чтобы внутренний свет противостоял внешнему»
(Гёте).
Исходя из этого закона, Гельмгольц развил теорию иероглифов и критиковал одновременно как кантовский идеализм, так и современный ему материализм с его теорией отражения(8).
Если бы мы стремились к полноте, мы бы должны были подробно остановиться на Эрнсте Геккеле и его так называемом биогенетическом основном законе: Онтогенез (т. е. развитие индивида) есть сокращённое повторение филогенеза (эволюции вида), правило, которое должно действовать для мышления и познания. Мы ограничимся, однако, одной важнейшей проблемой (каузальность) и одним важным автором (Конрад Лоренц)
Хотя доныне в общенаучном сознании распространена (ср. стр.13), лишь критика понятия каузальности с позиций современной физики, биология также начинает оказывает на эту дискуссию всё более сильное влияние. Биологические системы подчиняются чувствительным условиям равновесности, которые нуждаются в сложнейших механизмах регуляции (ср. стр. 62). Адекватное описание такой обратной связи дали лишь кибернетика и теория систем. Кибернетика иногда опрелеляется именно как теория обратной связи
Для обратной связи уже не годится простая схема причина-следствие. Элемент должен быть как причиной, так и следствием и, соответственно, должен таковым описываться.
Пиаже говорит поэтому о циклической или обратной каузальности (1974, 133) и о ревизии понятия каузальности в кибернетическом направлении.Другой важный пункт в дискуссиях о каузальности есть мнимая противоположность каузальности и финальности. В биологии 20 столетия, как в физике 19 столетия, происходит отказ от телеологического мышления. Финальность, предположение о целенаправлености созидающего конструктора, долгое время было единственным очевидным объяснением целесообразности органических структур. Эта целесообразность, сохраняющая вид, полностью признаётся также и сегодня под имененм телеономия.
Этот термин, предложенный в 1958 г. Питтендраем, должен был освободить понятие целесообразности от метафизическо-телеологического толкования, согласно которому эволюция как целое имеет предустановленную цель. Органическая структура целесообразна только в тот временной промежуток, в котором живёт, но она не руководствуется каким-либо сверхзаданным планом или каким-либо будущим временем.
Понятие финальной причины, которое развил Аристотель, напротив, заменяется понятием обратной каузальности. В то время как финальные объяснения должны, кажется, остаться для дальнейших исследований, в связи с низвержением финальности возникает совершенно новая проблема. Важнейшей областью применения этой кибернетико-каузальной постановки вопросов является возникновение самой жизни. Представляется, что мнимо непреодолимые границы между неживыми и живыми системами разрушаются именно в наши дни.
Той биологической дисциплиной, которая вносит сегодня важнейший вклад в теорию познания является, пожалуй, исследование поведения. Её основатель Конрад Лоренц (1903–1989) уже с 1940 года исследовал «врождённые формы опыта» с биологических позиций. Для него понимание мира не первичная необходимость самого мышления, а достижение особого и совершенно естественного аппарата, центральной нервной системы (Lorenz,1943,240). На вопрос, почему согласуются (частично) категории познания и реальности, Лоренц отвечает:
По тем же причинам, по которым копыто лошади приспособлено к степной почве, а плавники рыбы приспособлены к воде…
Между формами мышления и созерцания и между формами самой реальности существует точно такое же отношение, какое имееет место между между органом и внешним миром, между глазами и солнцем, между копытом и степной почвой, между плавниками и водой…, такое же отношение, как между образом и отображаемым предметом, между упрощающей моделью и действительным положением дел, отношение более или менее широкой аналогии.
(Lorenz,1943, 352 f)
Наши познавательные способности, таким образом, есть достижение врождённого аппарата отражения, который был развит в ходе родовой истории человека и даёт возможность фактического приближения к внесубъективной действительности. Степень этого соответствия принципиально доступна для исследования, по меньшей мере, методом сравнения.
Ясно, что все биологические дисциплины должны над этим совместно работать. Ведущая роль отводится исследованию поведения потому, что оно «сидит между двумя стульями», а именно, между зоологией, психологией и антропологией. Это проявилось ещё отчётливее, когда старое название «психология животных» в 1950 г. было вытеснено международным названием «этология».
Психология
Если уже признано, что логики и математики, физики и биологи дискутируют вопросы и ответы теории познания, то неудивительно, что также психология проявляет значительный интерес к этим дискуссиям. Новые взгляды принесли гештальтпсихология (Вертгеймер, Кёлер), психология детей и развития (Карл и Шарлотта Бюлер), но прежде всего работы Жана Пиаже (1896 — 1980), который, будучи биологом и философом, интересовался проблемами человеческого познания и, в результате пятидесятилетних исследований восприятия и мышления у детей, оказал новаторское воздействие на психологию развития.
Вопрос о том, как осуществляется познание, для Пиаже есть прежде всего психологическая проблема. Но он настаивает на том, что этот вопрос доступен для экспериментального исследования. Так, совершенно эмпирическими вопросами являютя:
выводятся ли логические операции преимущественно из языка или из общих координаций поведения…
возникают ли эти координации независимо от всякого чувственного опыта, или постепенно конструируются в ходе взаимодействия субъекта и объекта…
чётко ли разграничимы аналитические и синтетические суждения на всех этапах развития или между ними есть переходы…
(Piaget in Furth, 1972,12)
При этом Пиаже не хочет оставаться в стороне. Он убеждён, что соответствующее понимание когнитивной функции и её развития необходимо требует учёта биологических условий.
Фактически, любая реакция есть также биологическая реакция и современная биология показывает, что реакция не может быть детерминирована исключительно внешними факторами, но зависит от «норм реакции», которые характерны для каждого генотипа или каждого генетического пула…Развитие никогда нельзя редуцировать к простым эмпирическим приобретениям.
(Piaget in Furth,1972, 10 f)
Нормы реакции являются врождёнными границами развития, внутри которых организм может реагировать на окружающие условия. Пиаже (1974, 90) характеризует их поэтому как совокупность фенотипов, которые в состоянии порождать генотип. Такие нормы реакции имеются у всех видов в большом количестве. Также и в когнитивной области некоторые структуры могут характеризоваться как врождённые. По меньшей мере, на уровне восприятия предположение о врождённом познании полностью осмысленно. Так, уже первые оптические впечатления младенца обусловлены структурами чувственных органов (например, дву- или даже трёхмерность), что делает очертания соразмерными опыту (1974, 276 ff). Поэтому для Пиаже, так же как для Лоренца, теория эволюции является стимулом, побуждающим рассматривать человека во взаимосвязи с его биологическими корнями (Furth,1972, 22).
Третьим главным интересом Пиаже является теория познания. Он последовательно пытался рассматривать и развивать её как научную дисциплину. Хотя теоретико-познавательные вопросы влекли его с самого начала, эта сторона его трудов менее известна. Но теория познания для него не чисто философская дисциплина.
Когда спрашивают о природе познания, не только полезно, но и необходимо учитывать психологические данные. Фактически все теоретики познания в своём анализе опираются на психологические факторы, но их представления о психологии в большинстве случаев спекулятивны и не основаны на психологических исследованиях. Я убеждён, что любая теория познания должна также иметь дело с проблемами фактов, как и с формальными проблемами.
(Piaget, 1973,14)
Эту научную теорию познания Пиаже хочет наконец интегрировать в общую взаимосвязь наук.
Я никогда не мог себе представить психологических исследований, того, как они могут осуществляться без постоянных, осознанных междисциплинарных связей, которые должны устанавливать все естественные науки… В случае психологии развития и когнитивных функций, с одной стороны, существует связь с биологией, с другой стороны… с теорией познания и имманентной для неё связью с историей науки и логики.
(Piaget in Furth, 1972, 9f)
Глубинная психология
То, что не все процессы, раздражения и реакции нашего тела, нервной системы и мозга осознаются, сегодня звучит как банальность. Но вопросы о том, как неосознаваемые элементы центральной нервной системы, духовной или «душевной» жизни связаны с сознанием, возможно ли структурировать и исследовать «бессознательное», а если да, то каким образом, — это вопросы к которым обратилась прежде всего глубинная психология (Фрейд, Адлер, Юнг) и ответ на котороые получен лишь в новейшее время с помощью физиологии и этологии.
Попытка выявить и проанализировать эти «корни бессознательного» содержится, например, в теории архетипов Карла Гюстава Юнга (1875 — 1961) и его учении о коллективном бессознательном(9). Хотя бессознательное испытывает сильное воздействие со стороны индивидуальных переживавний, согласно Юнгу, оно содержит также элементы, которые являются общими для всех людей.
Коллективное бессознательное есть совокупность того, что в мире душевного значимо не только для единиц, но для многих и в глубочайшем слое даже для всех…
(Seifert,1965,40)
Коллективное бессознательное представляет собой объемлющую, сверхрациональную структуру, независимую от человеческого сознания. Элементами этой структуры являются, по Юнгу, «элементарные образы» или «архетипы».
(Seifert,1965,42)
Открыть архетипы, сделать их сознательными, возможно только непрямым путём, так как сознание преобразует их в процессе выявления. «Я должен признать, что не могу представиь себе ни одного прямого пути для решения этой задачи » (Jung, 1954,559).
Принадлежат ли архетипы к естественным основам человека или они априори духовного порядка, сопоставимые с трансцедентальными предпосылками нашего познания, как это утверждал Кант в своей первой критике разума? Ответ гласит: архетипы связаны с обеими сторонами, естественной и духовной. Их естественный аспект проявляется в том, что их можно расматривать по аналогии с инстинктами.
(Seifert,1956,47)
Принимая во внимание структуру тела, было бы удивительно, если бы психическое было единственным биологическим феноменом, не проявляющим очётливых следов предшествующей истории развития и что эти признаки весьма вероятно находятся в ближайшей связи с инстинктивной основой.
(Jung, 1954,558)
Аналогично тому, как в этологии выявляются специфические для вида врождённые образцы поведения (инстинкты, импульсы), в соответствии с которыми действуют или реагируют животные определённого вида, Юнг видит в архетипах интерсубъективные (коллективные) образцы переживания, архаические образы, которые определяют переживание (Jung,1954, 557–580).
Инстинкты и архетипы не есть нечто, приобретаемое посредством личного опыта, не есть нечто выученное и выучиваемое. Они предшествуют любому опыту, они являются изначальными предпосылками для всего, что может делаться или переживаться.
(Seifert,1965,47)
Учение об архетипах имело, правда, определённую эвристическую ценность для диагноза и терапии нарушений психики; но его научное значение очень спорно. Прежде всего это вызвано его непроверяемостью. Так, сам Юнг писал:
Кроме того, любое восприятие архетипа уже сознательно и поэтому в необозримой мере отличается от того, что послужило поводом для восприятия. Поэтому для психологии становятся невозможными любые высказываения о бессознательных состояниях, т. е. нет никакой надежды, что можно будет доказать значимость каких-либо высказываний о бессознательных состояниях или процессах.
(Jung, 1954, 577)
45. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология
45. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология Направление неофрейдизма, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Решающая роль была придана влияниям
4. Философия и биология
4. Философия и биология Формирование биологии как новейшей отрасли современного научного познания осуществлялось в тесной связи с методологическими разработками. Осознание органической связи между философией и биологией предполагает неизбежное обращение и к истории
5. Биология и социальная жизнь
5. Биология и социальная жизнь Если ограничиться рамками уходящего столетия, обнаружится, что прежде всего критика с морально-нравственных позиций нанесла ощутимые уколы физике. Обсуждение ответственности и долга ученых, этических оснований науки, высказывание
Биология и ценности[60]
Биология и ценности[60] Введение: ценности и цели О ценностях обычно говорят или так, как если бы это были факты, или так, как если бы это были члены отношений. В первом случае говорят, что нечто является ценностью, а во втором – что нечто обладает ценностью. Первый способ
II. Биология и технология
II. Биология и технология Введем теперь два элементарных понятия: гомеостата минимального и гомеостата идеального. Минимальный гомеостат – это такой, который является для данной среды, то есть обозначенных условий амплитуды помех, реализацией самосохраняемой системы,
[Биология]
[Биология] * * *Реакция. Механическая, физическая реакция (alias[316] теплота и т.д.) исчерпывает себя с каждым актом реакции. Химическая реакция изменяет состав реагирующего тела и возобновляется лишь тогда, когда прибавляется новое количество его. Только органическое тело
Биология и физиология
Биология и физиология Как уже показано в предшествующей главе, наличие тесной связи между личностью и телом осознавалось как церковниками, так и нецерковниками задолго до возникновения современной науки. Древние философы, как и древние богословы, разработали вопрос об
ИСЛАМ И БИОЛОГИЯ
ИСЛАМ И БИОЛОГИЯ Как известно, биология это наука о жизни. Она включает в себя зоологию, ботанику, генетику, физиологию человека, физиологию животных и растений, микробиологию, биохимию, биофизику, космическую биологию, этологию, экологию и другие, в принципе,
D. Биология стремления к познанию. Перспективизм
D. Биология стремления к познанию. Перспективизм 493 Истина есть тот род заблуждения, без которого некоторый определенный род живых существ не мог бы жить. Ценность для жизни является последним
Биология (Biologie)
Биология (Biologie) Наука о живых организмах и о жизни вообще. Нетрудно заметить, что существование биологии как науки отнюдь не может служить резоном к тому, чтобы жить, и даже к тому, чтобы заниматься биологией. Тем не менее все наши резоны напрямую зависят от биологии,
Связь психологии с другими науками: кратко и по сути
Существует ли связь между психологией и историей? Или, например, между психологией и менеджментом? Ответ утвердительный. Эта наука тесно переплетается практически со всеми отраслями, даже с теми, с которыми, как кажется, ничего общего быть не может. Междисциплинарные связи психологии с другими науками усиливают методы, применяемые и там, и там.
Содержание
- Предметы и задачи психологии
- Психология и философия
- Психология и история
- Психология и социология
- Психология и педагогика
- Психология и биология
- Психология и медицина
- Психология и юриспруденция, право
- Психология и менеджмент
- Заключение
Предметы и задачи психологии
Психология — это отдельная наука, которая изучает развитие, проявление, изменение человеческой психики. Выделяют 3 основные задачи:
- изучение физиологических механизмов психики;
- исследование, анализ появления и развития различных психических явлений;
- разработка приемов, которые помогут человеку достичь желаемых результатов.
Кроме того, психологи ищут отклонения в психическом развитии, а также методы их лечения.
Психология, как наука, основана на ряде принципов:
- Единство психики, сознания, деятельности. Сознание — следствие того, что люди когда-то начали трудиться. Благодаря способности мыслить они могут ставить цели и действовать в их направлении.
- Принцип детерминизма. На развитие сознания и психики влияют внешние факторы. Сознание зависит от тех факторов, которые существуют в обществе (социальные).
- Развитие сознания, психики в деятельности. При рождении каждый человек получает задатки, которые он должен развивать в течение жизни. Если он этого не делает, они так и остаются в зачаточном состоянии. Если же уделять время развитию задатков, они становятся талантами или профессиональными навыками.
Последний — принцип личностного подхода при исследовании отдельной личности. У каждого человека свой характер, темперамент, нервная система. Эти характеристики и свойства и нужно учитывать при их изучении.
Если сказать кратко, у психологии существует связь почти со всеми другими науками, начиная от философии и истории и заканчивая биологией и медициной.
Психология и философия
Даже в наши дни психология неразрывно связана с философией. А все потому, что она часто касается таких серьезных тем, как смысл жизни, цель существования, причины утраты внутренней гармонии. В основе многих психологических техник и приемов лежат учения Фрейда, Юнга, Фромма.
Интересно, что эти две науки не могут существовать отдельно друг от друга. Они тесно переплетаются между собой в процессе изучения одних и тех же объектов. Речь идет о социальном и биологическом факторе каждого человека, познании мира вокруг нас, поиска смысла жизни, определения жизненных ценностей.
Психология и история
Связь между психологией и историей ничуть не меньше, чем в случае с философией. Ценности, шаблоны, требования и устои в обществе меняются с завидной регулярностью. Они влияют на условия, в которых живет человек, и на его личность.
Есть и другие моменты:
- Исторические события в той или иной мере оказывают воздействие на человеческую психику.
- Люди влияют на историю. Конечно, не все. Но есть те, кто меняет ее ход в хорошую или плохую сторону.
Четко выделяется и другая закономерность: ни один феномен из психологии нельзя объяснить без изучения истории. Это подтверждает психика. Задумайтесь, откуда появилась информация о схожести и различиях в психике человека и животных? Из истории. То же касается развития тех или иных психологических проблем, влияния внешних и внутренних факторов на поведение.
Человеку нужно общество. Изучение истории — возможность увидеть, как развивалось общественное сознание. В психологии даже есть отдельная отрасль — историческая. Она исследует, как развивалась психика и усваивался социальный опыт в разные промежутки времени.
Психология и социология
Еще один вид связи возрастной и других видов психологии науками Здесь все просто. Вспомните хотя бы слова о том, что человек — это социально-биологическое существо. Ученые до сих пор спорят о том, что больше влияет на людей: наследственность или общество, социум. То, что оба они оказывают сильное влияние, никто спорить не будет. Без общества нельзя научиться жить в социуме.
Выделяют отдельное направление — социальная психология. Она изучает формирование и развитие социума как одного организма, а также поведение человека в той или иной группе. Науки обменялись между собой методами работы. В частности, идея проводить опросы и заполнять анкеты пришла из социологии.
Психология и педагогика
Здесь четко прослеживается связь детской психологии с другими науками. Направления связаны с развитием детей, их обучением, воспитанием и перевоспитанием. Ни один из процессов нельзя считать полноценным, если не учитываются психологические особенности конкретного ребенка. В идеале образовательные и воспитательные программы также должны подбираться с учетом особенностей личности, ее способностей и возможностей.
Существует педагогическая психология. Она освещает вопросы адаптации ребенка к обучению, создания необходимых для него условий, прививания ему ценностей и общественных норм.
Психология и биология
Биология освещает врожденные способности. При ее слиянии с психологией появилась зоопсихология, психогенетика, нейропсихология. Биология рассказывает, какие физиологические проблемы могут возникнуть у человека. Психология пытается выяснить, как они влияют на психику и манеру поведения.
Биология изучает не только человека и мир вокруг него. Предметом исследования является влияние природных факторов на каждую отдельную личность. Психология же в свою очередь показывает, как строение головного мозга связано с психикой, как работает нервная система, как психологические патологии влияют на физическое здоровье.
Психология и медицина
В этом случае взаимосвязь более, чем заметна. В психологии даже есть отдельная ветвь — медицинская или клиническая. Ее задача — выяснить, как психологические причины приводят к развитию серьезных заболеваний. Также она помогает оценить и при необходимости скорректировать эмоциональное состояние человека во время болезни.
Можно сказать, что психология изучает душу. А клиническое направление — связь души и физических болезней, способы их лечения.
Психология и юриспруденция, право
Тот факт, что следователи всегда работают вместе с психологами, известен всем. Вспомните хотя бы всеми любимые детективные фильмы и сериалы. Угадать намерения преступника, мотивы его действий практически невозможно без элементарных знаний психологии. Эта наука не только помогает создать портрет его личности. Она показывает, как можно повлиять на человека, а также защитить себя от манипуляций с его стороны.
Психологи присутствуют при проверке на детекторе лжи. Они оценивают поведение, мимику, жесты, высказывания.
Существует отдельная ветвь науки — юридическая психология. Ее главная цель — предотвратить, восстановить, скорректировать.
Психология и менеджмент
Связь специальной и других видов психологии науками прослеживается и в этой сфере. Здесь она рассказывает, как завоевать доверие клиента, как понять его потребности и пожелания, как разрешить конфликтную ситуацию.
Заключение
Существует определенная схема связи психологии с другими науками. И эта взаимосвязь явно прослеживается. Без психологического портрета не получится найти преступника. А без знания человеческой личности невозможно продать нужный товар. Эта наука играет неоценимую роль в лечении серьезных заболеваний. Ее изучение — возможность научиться строить взаимоотношения с любым человеком.
Is Psychology Биология: различия и взаимосвязь
Вопрос о том, является ли психология отраслью биологии, обсуждался с момента ее создания. Первоначально психология была сосредоточена на душе и разуме, что заставило многих усомниться в ее научном статусе.
Однако в последние годы внимание психологии сместилось в сторону изучения мозга и поведения. Этот сдвиг привел многих к мысли, что психология на самом деле является отраслью биологии.
Итак, психология — это биология? Ответ — нет. Психология не биология . В первые годы своего существования психология не считалась наукой. Однако сосредоточение внимания на мозге и поведении заставило многих поверить, что это так.
Чтобы развеять путаницу вокруг этого распространенного заблуждения, давайте более подробно рассмотрим отношения между психологией и биологией в этой статье.
Что такое психология?
Принято считать, что психология — это просто изучение человеческого мозга и его работы. Однако, это не так. Психология изучает внутреннюю работу человеческого разума .
Некоторые называют это наукой о понимании того, как мысли, чувства и эмоции влияют на наше поведение. Это способ изучения того, как люди справляются со своими проблемами и управляют своими эмоциями.
Это изучение понимания того, почему люди думают, чувствуют и ведут себя именно так, а не иначе. Психология занимается пониманием людей и помогает им стать лучшими версиями самих себя.
Это широкая и сложная область с множеством различных подполей. Вот некоторые из важнейших областей психологии:
- Клиническая психология
- Социальная психология
- Когнитивная психология
- Психиатрическая психология
- Пастырская психология
- Психология развития
Что такое биология ?
Биология – это наука о жизни, от ее происхождения и эволюции до ее современного понимания . Он исследует, как живые существа (включая людей) функционируют и взаимодействуют.
Он охватывает все: от основных механизмов, которые клетки используют для роста и размножения, до системной биологии, изучающей, как взаимодействуют различные компоненты биологической системы.
Биология — одна из древнейших наук, и ее идеи привели к значительным инновациям в таких областях, как медицина и сельское хозяйство.
Он охватывает различные научные дисциплины, включая анатомию, физиологию, биохимию, генетику, паразитологию, патологию растений, энтомологию и экологию.
Как связаны психология и биология?
Психология исследует, как связаны эмоции, мысли и поведение, а биология исследует происхождение, развитие и функции тела и мозга.
Отношения между психологией и биологией сложны и многогранны. По своей сути обе дисциплины изучают человеческий разум и тело. Психологи сосредотачиваются на понимании индивидуального поведения и того, как это связано с индивидуальным опытом.
Тем временем биологи исследуют генетическое происхождение поведения и механизмы, посредством которых функционируют клетки и ткани.
Короче говоря, область психологии тесно связана с областью биологии. Вместе эти две области помогают нам лучше понять человеческое поведение и лежащие в его основе физиологические процессы.
Например, исследователи в области психологии часто используют методы когнитивной нейробиологии для изучения того, как мозг обрабатывает информацию. Точно так же биологи могут использовать психологические концепции, чтобы лучше понять человеческое поведение.
Психология и биология в реальном мире
В народном воображении психология и биология являются отдельными дисциплинами, изучающими разные части человеческого состояния. Но это не так в реальном мире. Психология и биология тесно связаны.
Современный мир полон неопределенности и стресса. Нас постоянно бомбардирует информация, и наша жизнь никогда не кажется простой.
И хотя есть вещи, которые мы не можем контролировать, например фондовый рынок, мы также можем многое сделать, чтобы улучшить свое психическое здоровье и благополучие.
Один из способов добиться этого — изучить психологию и биологию. Эти поля изучают внутреннюю работу человеческого разума и тела и могут помочь нам понять, почему мы испытываем наши эмоции и мысли.
Они также могут помочь нам разработать механизмы преодоления стресса и беспокойства и улучшить нашу способность совмещать работу и жизнь.
В то время как биология помогает понять, как работает тело, психология помогает понять, как люди думают и чувствуют. Он расскажет вам, как мотивировать их и как справляться с конфликтами. И это также может помочь вам предсказать, как они будут вести себя в будущем.
Кроме того, понимание этих двух областей может помочь нам лучше понять самих себя. Эти знания могут помочь нам стать более уверенными и реализованными и обрести душевное спокойствие в трудных ситуациях.
Как и большинство людей, вы всегда считали психологию и биологию отдельными областями знаний. Но в реальном мире их невозможно разделить. Каждое решение, которое вы принимаете, зависит как от психологии, так и от биологии.
Биология и психология в исследованиях
Отношения между биологией и психологией в исследованиях можно охарактеризовать как взаимные. Биологические процессы могут влиять на психологические процессы и наоборот.
Кроме того, обе дисциплины подпитывают друг друга, обеспечивая новое понимание другой области. Биология и психология в исследованиях часто пересекаются, потому что многие психологические явления связаны с нейробиологией и наоборот.
Например, боль может быть реакцией на физический или эмоциональный стресс, и нейробиология участвует в развитии и модуляции боли.
Кроме того, многие психологические методы лечения эффективны для лечения тревоги, депрессии и зависимости.
Биологическая основа психологии
За последние несколько десятилетий биологические исследования сделали огромный шаг вперед и помогли революционизировать наши представления о поведении.
В большинстве случаев биология формирует психологию глубокими, а иногда и далеко идущими способами, и психологи должны это осознавать. Рассмотрим следующие примеры:
1. Биологические факторы влияют на то, как эмоции переживаются и выражаются. Например, нейротрансмиттеры, такие как серотонин, могут влиять на то, как мы себя чувствуем.
2. Биологические изменения могут повлиять на работу нашего мозга. Например, травматический опыт может привести к изменениям в том, как мозг обрабатывает воспоминания.
3. Биология может помочь нам понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. Например, исследователи обнаружили, что генетика играет роль в определении склонности человека к зависимости.
4. Биологические факторы могут играть роль в психических расстройствах. Например, считается, что такие состояния, как шизофрения, вызваны генетическими факторами и факторами окружающей среды.
Биологическая психология — это попытка открыть биологические механизмы, лежащие в основе психологических явлений. Несмотря на то, что в этой области было сделано много захватывающих достижений, необходимо провести гораздо больше исследований.
Короче говоря, психология не может быть отделена от биологических основ, на которых она основана, поскольку в противном случае они были бы иллюзорными.
Вы также должны знать, что психологию нельзя сводить к изучению когнитивных процессов, а когнитивные процессы нельзя отделять от нейробиологии мозга.
Часто задаваемые вопросы
Кто основал биологическую психологию?
Работа Эрнста Вебера и Густава Фехнера вдохновила начало современных психологических исследований в конце девятнадцатого века . В 1992 году они использовали методы из области физиологии для изучения психологии.
Каковы примеры биологической психологии в реальной жизни?
Примером подхода биологической психологии может быть реакция страха . Реакция страха — это набор реакций, которые уступают место различному поведению, основанному на биологии человека.
Нужна ли биология для психологии?
Да, биология необходима для психологии , потому что психологи полагаются на натуралистические наблюдения и эксперименты, чтобы понять человеческое поведение.
В конце концов, без биологии мы не можем точно измерить или понять, как люди думают, чувствуют и действуют.
Является ли психология разделом биологии?
Хотя обе дисциплины имеют свои преимущества, важно помнить, что психология не является отраслью биологии и не взаимозаменяема. Ни одно из полей не заполнено; они нуждаются друг в друге, чтобы быть по-настоящему эффективными.
Подведение итогов: психология — это биология?
В то время как обе области все больше полагаются друг на друга для углубления понимания, психология — это не биология . Они оба находятся под влиянием друг друга, но они также независимы.
Люди часто думают, что биология определяет все в нашей психологии или что психология определяет все в нашей биологии. Но это не так.
Однако, определяя и понимая отношения между психологическими процессами и биологическими механизмами, мы можем создать более прочную основу для исследования того, как различные формы психических заболеваний могут быть вызваны или облегчены.
Обладая этими знаниями, мы можем разрабатывать более эффективные методы лечения и вмешательства для пациентов, страдающих психическими расстройствами.
Надеюсь, вы нашли эту статью. Если это так, вам также следует посетить страницы степеней на веб-сайте, чтобы узнать больше о различных степенях и о том, как они связаны друг с другом.
Спасибо, что прочитали.
Биологическая перспектива психологии (биопсихология)
Биологическая перспектива или биопсихология является последним достижением в области психологии, которое в последнее время приобретает все большее значение как специализированная отрасль психологии. Эта отрасль психологии также известна под разными названиями, например, 9.0159 Психобиология, биологическая психология, поведенческая нейронаука и физиологическая психология.
Биологическая психология пытается проанализировать взаимосвязь между физиологическими или биологическими процессами и поведением или психологическими процессами. Эта специализированная отрасль психологии изучает, как наш мозг или нейротрансмиттеры и другие биологические параметры влияют на нашу психологию и поведение, чувства и мысли.
Биопсихологи уделяют внимание пониманию того, как различные биологические факторы или параметры влияют на наши психические процессы, эмоции и когнитивные функции.
Биопсихологи пытаются связать психологические или поведенческие переменные с биологическими, генетическими или физиологическими переменными. Основное внимание биопсихологов сосредоточено на понимании функционирования мозга для понимания поведения, поскольку центральная нервная система контролирует поведение человека или влияет на него. Основными направлениями деятельности являются:
- восприятие и ощущение,
- память и обучение,
- управление движением,
- мотивированное поведение для получения пищи,
- одежда и кров,
- человеческих эмоций,
- биологический ритм и сон.
Благодаря достижениям в области технологий и методов исследования различные сложные вопросы, такие как принятие решений, рассуждения, язык и сознание, в настоящее время считаются основными областями исследований. Сканирование мозга или методы визуализации мозга, такие как ПЭТ, МРТ, КТ и т. д., дают четкое представление о функционировании человеческого мозга ученым или исследователям.
Поведенческая неврология вносит большой вклад в лечение различных видов психических или неврологических расстройств, даже тех, которые относятся к области клинической психологии.
Нейропсихологи играют роль практикующих врачей, которые научно исследуют черепно-мозговые травмы и различные психические расстройства для обеспечения необходимой медицинской помощи и поддержки.
История
Биопсихология как специализированная дисциплина приобрела свое значение в 18-19 вв.вв. Выдающийся философ Рене Декарт предложил физическую модель для объяснения поведения животных и людей. По его словам, шишковидная железа, которая существует в мозгу многих организмов, является точкой соединения между телом и мозгом.
Декарт также был ответственен за введение концепции рефлексов , которые приводили к мышечным реакциям, хотя позже исследователи отрицали это, аргументируя это тем, что за мышечные реакции отвечает спинной мозг. Уильям Джеймс в своих работах «Принципы психологии», 1890, пытался подчеркнуть, что изучение психологии должно быть согласовано с пониманием биологических параметров.
Найт Данлэп впервые ввел термин «психобиология» в своей работе «Очерк психобиологии» в 1914 году. Короче говоря, философы занимались пониманием взаимосвязи между физическим и ментальным мирами.
Начиная с 18-го и 19-говека исследователи внесли ряд важных научных открытий, которые объясняют функционирование человеческого мозга, а также обнародовали важные открытия о нейронах, функционировании нервной системы и нейротрансмиттерах.
Биопсихолог будет в основном заинтересован в изучении трех важнейших биологических компонентов, а именно:
- мозга,
- центральная нервная система и
- нейротрансмиттеры.
Актуальность биологического подхода в психологии
Одним из основных аспектов психологии является биологический аспект, который включает изучение мозга, генетики, иммунной системы, а также нервной системы. Различные школы мысли в психологии очень долго концентрировались вокруг дебатов о воспитании и природе.
Школа мысли, которая поддерживает аспект дебатов о воспитании, твердо считает, что окружающая среда играет решающую роль в формировании поведения или влиянии на него. В то время как те, кто поддерживает природу, считают, что биологические факторы влияют на поведение человека.
Взаимосвязь психологии и физиологии исследуется много лет назад. Чарльз Дарвин ввел идею о том, что гены и эволюция влияют на поведение. Биологическая перспектива анализирует человеческие проблемы и действия.
Давайте рассмотрим пример агрессии и то, как различные точки зрения интерпретируют агрессию. Психоаналитическая точка зрения может рассматривать агрессию как результат раннего детского опыта или бессознательных желаний. С поведенческой точки зрения агрессия может рассматриваться как поведенческий паттерн, который формируется путем ассоциации, наказания и подкрепления. С другой стороны, социальная перспектива рассматривает групповое давление или социальные силы как основные факторы, влияющие на человеческое поведение.
С биологической точки зрения попытаемся проанализировать биологические факторы или корни, которые могут привести к агрессивному поведению, что может в равной степени включать рассмотрение черепно-мозговой травмы или генетических факторов, которые могут быть основными факторами проявления агрессивного поведения. Области интересов биопсихологов:
- Понимание того, как травматические состояния мозга будут влиять на модели поведения.
- Исследование того, как дегенеративные заболевания головного мозга повлияют на поведение людей.
- Анализ связи между генетическими факторами и агрессивным поведением; изучение того, как психические расстройства могут быть результатом повреждения головного мозга.
- Изучение сходства и различия между близнецами для определения того, какие характеристики являются результатом генетических факторов, а какие — результатом факторов окружающей среды.
Сильные стороны и ограничения биологической точки зрения
Биологическая перспектива считается наиболее научной формой исследования , так как он в значительной степени опирается на экспериментальные методы, которые обеспечивают достоверность этого подхода. Исследования, которые проводятся с использованием этого подхода, выполняются в контролируемых лабораторных условиях, и их результаты исследований надежны и предсказуемы.
Достигнутые результаты исследования также являются объективными, поскольку выводы основаны на научных исследованиях биологических переменных, а не на субъективных факторах или простых наблюдениях.