Связь психологии с другими науками
Рис. Связь психологии с другими науками
Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности — Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль, какобщая психология.
Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики.
Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечиваетсоциальная психология.
Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаютсяинженерная психологияипсихология труда.
История. Современный человек — есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов — начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда.
Историческая психологияизучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, какмедицинская психологияипсихотерапия.
Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечиваютпедагогическая психологияивозрастная психология.
№ | Отрасль психологии: | Изучает: |
Возрастная психология | Онтогенез психических процессов и качеств личности в различные периоды жизни | |
Детская психология | Развитие ребенка от рождения до 11 лет | |
Психология подростка и юности | Развитие детей 11-17 лет | |
Психология взрослого | Развитие человека ранней, средней и поздней зрелости | |
Геронтопсихология | Особенности пожилых людей и старости | |
Педагогическая психология | Психологические закономерности обучения и воспитания человека | |
Психология обучения | Основы дидактики, методик, программированного обучения | |
Психология воспитания | Основы воспитания, психологию ученического коллектива | |
Психология учителя | Закономерности преподавания наук и формирования педагогических особенностей | |
Психология познания | Психологические познавательные процессы | |
Социальная психология | Взаимодействие людей в коллективе, взаимоотношения | |
Психология личности (дифференциальная психология) | Характер, индивидуальные различия, способности | |
Психология труда | Психологические особенности трудовой деятельности, научной организации труда (НОТ) | |
Экономическая психология | Психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения и производственных отношений | |
Политическая психология | Субъективно-мотивационные компоненты политики | |
Психология торговли | Условия воздействия рекламы, вопросы спроса, обслуживания и моды | |
Психология творчества | Особенности творческой личности, активизацию интуиции | |
Космическая психология | Деятельность человека в условиях невесомости, чрезмерных перегрузок организма | |
Авиационная психология | Закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов | |
Инженерная психология | Деятельность оператора в автоматизированных системах управления, в системах «человек-машина» | |
Медицинская психология | Психологические аспекты деятельности врача и поведения больного | |
Нейропсихология | Соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами | |
Психофармакология | Влияние лекарств на психику | |
Психотерапия | Психическое воздействие лечения на больных | |
Психогигиена | Система мероприятий для обеспечения психического здоровья людей | |
Специальная психология | Отклонения в развитии психики | |
Юридическая психология | Психологические вопросы реализации прав человека | |
Судебная психология | Психология свидетельских показаний, поведение обвиняемого, требования к допросу | |
Криминальная психология | Поведение и формирование личности преступника, мотивы преступления | |
Зоопсихология | Психику и поведение животных | |
Сравнительная психология | Сопоставление психики животных и человека |
Предмет психологии, ее связь с другими науками
Библиографическое описание:Былда, Л. М. Предмет психологии, ее связь с другими науками / Л. М. Былда. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2467/ (дата обращения: 24.05.2023).
Психология (psyche – душа, logos – учение) – одна из основных наук о человеке. Современная психология изучает факты и закономерности психической жизни, особенности развития и функционирования личности.
Психология возникла еще в Древней Греции, на рубеже VII–VI вв. до н.э., когда люди впервые начали задумываться о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души. Естественно, что интерес к душе, ее роли в поведении человека люди проявляли и до этого времени. Однако именно на рубеже VII–VI вв. до н.э. возникла научная психология, целью которой было изучение душевной жизни, психики человека и животных при помощи объективных методов, с проверкой и доказательством полученных фактов.
Еще одним важным отличием научной психологии от житейской является обобщенность полученных данных, их отнесенность к большой группе живых существ, например к млекопитающим, детям дошкольного возраста, взрослым людям, в то время как житейская психология свои суждения относит преимущественно к одному человеку, при наблюдении за которым и сделаны соответствующие выводы. Кроме того, научная психология обязана быть беспристрастной, объективной, а житейская и не скрывает своей субъективности, так как выводы обычно делает конкретный человек на основании своего опыта, своих симпатий и антипатий, стереотипов. Так, хорошие врачи, наблюдательные соседи могут сделать правильные выводы о состоянии и переживаниях окружающих, однако эти данные отличаются от научных психологических знаний своей конкретностью и субъективностью, а значит, не могут быть доказательными, не могут обобщаться.
Поэтому в житейской психологии практически исключена передача знаний от одного человека другому, хотя заразить своим эмоциональным отношением к определенным людям или событиям, безусловно, можно. В то же время в научной психологии такая передача не только возможна, но и обязательна. Обсуждение результатов наблюдений и обмен материалами — важный элемент научных конференций, дискуссий; передача знаний происходит и в процессе обучения психологии.
Сложность передачи житейских психологических суждений связана не только с их субъективностью и конкретностью, но и с тем, что часто такие знания, а тем более способы их получения не осознаются (или не полностью осознаются). Например, выстраивая отношения с разными людьми, мы можем не до конца понимать, почему с одними настойчивы и капризны, а с другими вежливы и послушны, почему в одном случае стремимся выглядеть процветающими, успешными, а в другом – озабоченными и страдающими. Однако столь разные стратегии поведения свидетельствуют о существовании представлений о внутреннем состоянии партнера по общению, его стереотипах, ценностях. Ведь именно совпадение нашего поведения, внешнего вида, речи с настроением и ожиданиями того человека, с которым мы общаемся, и обеспечивает наиболее полную реализацию наших желаний.
Однако в жизни мы можем и ошибаться, не учитывать каких-то изменений в состоянии окружающих, приписать им свои переживания или отождествлять с определенной группой людей, от которой они существенно отличаются. Всех этих ошибок помогает избежать научная психология, у которой имеются более совершенные методы исследования психики.
На протяжении веков предмет психологии и методы исследования душевной жизни существенно изменялись. Особенно большое значение для объективного исследования психики имело появление экспериментальных методов, которые дают возможность достоверно изучить познавательные способности и качества личности, динамику их становления.
Психология связана чрезвычайно многообразными узами с самыми разными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию, фактически являясь на протяжении нескольких столетий одним из разделов этой науки. В Античности уровень развития философских знаний главным образом и влиял на психологию и проблемы, которые перед ней возникали. Так, в III в. до н.э. произошло изменение философских интересов, связанное с тем, что в центре познания оказались не общие законы природы или общества, а человек, хотя и рассматривавшийся в общей картине мира, но принципиально отличающийся от других живых существ. Это привело к появлению новых проблем в психологии, к возникновению вопросов о природе психики человека, содержании его души, к тому, что на долгое время главным стал вопрос не столько о психике вообще, сколько о психике человека. Связь с философией была и остается одним из важным факторов для психологии, то ослабляясь (как в начале XIX в.), то усиливаясь (как в середине XX в.).
В то же время в работах многих психологов четко просматривается связь с этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, логикой, языкознанием. Многое связывает психологию и с математикой, биологией, медициной и педагогикой. Еще Пифагор показал значение математики для психологии, а Платон доказывал, что без математики, прежде всего геометрии, невозможно заниматься ни философией, ни психологией. В дальнейшем влияние математики на психологию несколько ослабело, однако в Новое время практически все ученые снова подчеркивали ее значение, а Лейбниц даже стремился раскрыть «первоэлементы психики», «монады», на которые раскладывается, а потом соединяется в целое мировая душа, по аналогии с изобретенным им дифференциальным и интегральным исчислением.
С этого времени математика стала играть большую роль в психологическом знании, способствуя ее превращению в объективную науку (возможность математической обработки полученного материала), а иногда и психическому развитию как таковому (например, развитию логического мышления).
Гиппократ, известный греческий врач, и Аристотель, который был по образованию биологом и врачом, одними из первых связали психологию с естествознанием. В дальнейшем эта связь упрочилась в период эллинизма в работах Галена, а в средневековый период – в исследованиях многих арабских мыслителей (Ибн-Сины, Ибн-аль-Хайсама и др.), которые были не только философами и психологами, но и врачами.
В XIX в., после открытий Ч. Дарвина, развития его эволюционной теории, оказавшей огромное влияние на психологию, связь этих двух наук еще более упрочилась. Работы Г. Фехнера, Г. Гельм-гольца, Ф. Дондерса и других ученых не только дали важнейший материал для психологических исследований, но и послужили основой для становления многих областей психологии – психометрии, дифференциальной психологии, психофизиологии, клинической психологии. Таким образом, с середины прошлого века психология в течение более ста лет в первую очередь была ориентирована именно на биологические, естественные науки, а не на философию.
Точно так же связь с педагогикой, возникшая еще в Античности, оставалась достаточно слабой до периода Просвещения. Начиная с этого времени проблемы педагогики, требования педагогической практики стали одними из ведущих факторов, влияющих на психологическую проблематику.
Изменение предмета психологии и ее связей с другими науками привело к бессмысленным, по существу, вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная и что должно являться ее методологией – биология или философия. Анализ развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки заключаются именно в межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время как гуманитарная, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентации человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы — у философии.
Литература:
М 299 Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384 с. ISBN 978-5-7695-5702-6.
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб., 2006.
Связь между психологией и другими науками
- Психология и искусство и гуманитарные науки
- Психология и естественные науки
- Психология и поведенческие науки
- Список литературы
Психология и искусство и гуманитарные науки
Важно отметить, что для понять взаимосвязь и применимость других наук по отношению к психологии, следует сначала дать определение последней. Утверждается, что психология — это «изучение разума и поведения… наблюдение, экспериментирование, тестирование и анализ для изучения биологических, когнитивных, эмоциональных, личных и социальных процессов или стимулов, лежащих в основе поведения человека и животных» (Американская психологическая ассоциация, 2022, п. 1). Следовательно, человеческое познание, чувства, личность, социальные взаимодействия и поведение являются фундаментальными темами в данной научной области. Когда дело доходит до искусства и гуманитарных наук, эти области охватывают широкий спектр академических дисциплин, которые сосредоточены на человеческих достижениях, контексте и культуре через историю, язык, искусство, а также социальные науки (Shim et al., 2019).). Сообщается, что «и искусство, и гуманитарные науки имеют существенное психологическое значение в нашей жизни» (Shim et al., 2019, стр. 159). Другими словами, эти области тесно взаимосвязаны из-за их общего интереса к человеческому опыту и пересекающихся целей в улучшении понимания человеческого общества от его отдельных аспектов до глобальной социальной динамики.
Cut СКИДКА 15% на первый заказ
Мы доставим бумагу Psychology Ethics , адаптированную к вашим требованиям, с хорошей скидкой
Воспользуйтесь скидкой
322 специалисты онлайн
В случае применимости искусства и гуманитарных наук к психологии следует отметить, что первый предоставляет ряд надежных концептуальных рамок для понимания внешних сил, влияющих на психологические элементы. Искусство и гуманитарные науки дают информацию и доказательства на основе того факта, что они «играли важную роль в образовании, отдыхе и работе для людей из разных слоев общества и культур, присутствующих в их жизни от колыбели до могилы» (Shim et al. ., 2019, п. 159). Таким образом, становится ясно, что влияние искусства и гуманитарных наук на формирование психологии человека является источником первостепенного и непосредственного интереса к психологическим наукам, где понимание образования, развлечений и продуктивной работы может привести к лучшему концептуальному анализу человеческого поведения, эмоций, и познание. Хотя существует огромное количество точек приложения, основные из них включают изобразительное искусство и историю (Shim et al., 2019). К ним относятся создание смысла, педагогика, эстетическое удовольствие, творчество, изучение истории, индивидуальный рост, социальное развитие, профессиональные смены и другие формы феноменологического опыта.
Психология и естественные науки
Нельзя игнорировать тесную связь между естественными науками и психологией, поскольку биология, физика и химия играют беспрецедентную роль в углублении понимания человеческого разума и поведения. Естественные науки имеют дело с физическим миром, который не только непосредственно влияет на человеческую психику, но и служит основой для существования основных функциональных факторов человеческой психологии, таких как человеческий мозг и его составляющие. Область психологии не может существовать без естественных наук, а также социальных наук, потому что, по сути, человеческий разум и поведение являются результатом физических и социальных воздействий (Морф, 2018). Утверждается, что «термин психология также относится к двум различным вещам. Первая более «гуманитарная наука» и «описательная»; вторая — более «точная наука» и «объяснительная»» (Морф, 2018, с. 49).5). Поэтому естественные науки относятся к психологии как к основному источнику объяснительных элементов, предназначенных для раскрытия сложных основ человеческого разума и поведения.
В случае применения естественных наук в области психологии основными областями являются химия и биология. Разработка различных лекарств и их влияние на мозг человека является краеугольным камнем многих форм лечения широкого спектра психологических расстройств. Например, явление или фаза мании при биполярном расстройстве лечится с помощью лития, что прямо указывает на использование химии в психологии (Морф, 2018). Другими словами, была сделана некоторая форма концептуального понимания физических аспектов человеческого разума, чтобы определить, что химическое вещество способно решить проблему. Кроме того, изучение биохимии нейронов в нейронах и других клетках ткани головного мозга важно для дальнейшего понимания психологии человека. Человеческий мозг и его различные области образуют основу, на которой строится человеческий разум. Например, у человека может развиться депрессия, которую следует понимать не только как социальное или психологическое явление, но и как биохимическое. Следовательно, необходимо разработать многогранные методы лечения, направленные как на основные изменения химии мозга, так и на общее психическое благополучие.
Психология и поведенческие науки
Человеческий разум и поведение являются взаимосвязанными понятиями, и последняя часть представляет основной интерес для поведенческих наук, поэтому обе области в значительной степени связаны друг с другом. Науки о поведении сосредотачиваются на том, как люди действуют в мире, где проводятся наблюдения и эксперименты, чтобы понять общие модели поведенческих структур. Он также в значительной степени опирается как на информационные или нейронные науки, так и на социальные или реляционные науки. Важно отметить, что поведенческие науки сосредоточены не только на человеческом поведении, но и на других организмах, таких как животные. Человеческий разум, включая мысли и эмоции, проявляется в действиях, которые составляют человеческое поведение в виде привычек и преднамеренного выбора. Поведенческая динамика обеспечивает более глубокое понимание того, как возникают эти паттерны и что служит стимулом.
Учитывая тот факт, что эта область имеет широкий спектр применений, неудивительно, что она зависит от психологии, поскольку поведенческие науки имеют отношение не только к вопросам психического здоровья, но также к разработке политики и бизнес-исследованиям. Одним из примеров такого приложения является использование больших данных для понимания психологии потребителей с целью создания более эффективных маркетинговых основ для повышения прибыльности компаний (Matz & Netzer, 2017). Другой пример использования поведенческих наук может быть связан с наркоманией, которая оказывает сильное психологическое воздействие на психологию человека. Широкий спектр вмешательств требует знаний и теоретических концепций из наук о поведении для решения ряда проблем психологии. Когнитивно-поведенческая терапия или КПТ — это высокоэффективный метод лечения, который можно назначать при многих проблемах, в основе которых лежит взаимосвязь мыслей, эмоций и поведения. Таким образом, когнитивно-поведенческая терапия является частью проявления поведенческих наук в психологии как прикладная мера помощи и исцеления людей.
Своевременная доставка!
Получите свою 100% свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа
Приступим
322 Специалисты онлайн
В криминологии, науки о поведении внесли существенный вклад в развитие проблема генезиса криминальной психологии и поведения. Современная психология все больше свидетельствует о решающем влиянии ранних детских впечатлений на последующую жизнь человека с особенностями на каждом этапе развития. Процесс формирования делинквентного поведения характеризуется определенной гибкостью. Оно может сопровождаться различными отклонениями, колебаниями, рефлексиями, возвратом к ранее «нормальному» образцу поведения или может вернуться к прежней, положительной форме поведения. Эти приложения создают условия для предотвращения формирования устойчивого поведения.
Ссылки
Американская психологическая ассоциация. (2022). Психология.
Мац, С.К., и Нетцер, О. (2017). Использование больших данных как окно в психологию потребителей. Текущее мнение в области поведенческих наук, 18 , 7–12.
Морф, Мэн (2018). Агентство, случайность и научный статус психологии. Интегративная психология и поведенческие науки, 52 , 491-507.
Получите заказную бумагу
Всего за 13.00 11/стр. вы можете получить академическую работу на заказ по вашим инструкциям
Позвольте нам помочь вам
322 специалисты онлайн
Шим, Ю., Тай, Л., Уорд, М., и Павелски, Дж. О. (2019). Взаимодействие с искусством и гуманитарными науками: интегративная концептуальная основа для психологических исследований. Обзор общей психологии, 23 (2), 159–176.
Связь психологии с другими науками
1 Связь психологии с другими науками —1.1 Связь психологии с физиологией
1.2 Связь психологии с философией
1.3 Связь психологии с образованием
1.4 Связь психологии с Социология
Связь психологии и физиологии
Физиология изучает физическую активность и структуру . Это наука о физическом теле. Она изучает дыхание, кровообращение, железистую и мышечную деятельность и т. д. История донаучной психологии ясно указывает на вклад физиологии в психологию. Отношения такие же, как у разума и тела, являющиеся двумя сторонами медали. Так обстоит дело между психологией и физиологией.
Физиология изучает телесные процессы и различные психические процессы, такие как обучение, рассуждение и т. д., определяемые и контролируемые органами тела. мышление, восприятие, Существует взаимосвязь структуры мозга и поведения. Если мы не понимаем тело, мозг и нервную систему, мы не можем изучать физиологические процессы человека. Разум есть функция мозга. Вундт-Павлов — физиологи, расширившие область психологии своим вкладом в физиологию.
Отношение : –
1. Психические процессы зависят от тела и его частей.
2. В связи с изменением деятельности частей тела могут быть изменения и в психических процессах. Например, поражение головного мозга – амнезия. Т. Б. — пессимистичный и ленивый.
3. Иногда из-за изменений в психических процессах происходят изменения в телесных процессах. Например, Мотивация.
Отличия
(1) Область психологии – разум. Область физиологии – тело.
(2) Мировоззрение психологии – это индивидуальный процесс. Физиология имеет дело со всей личностью. Перспектива физиологии — это телесные процессы, и она касается разных частей тела.
(3) Психология использует экспериментальный метод, а физиология использует метод наблюдения.
Из-за тесной связи физической и умственной деятельности для психологического изучения физических процессов была создана отдельная отрасль психологии, известная как физиологическая психология. Согласно Хоффдингу, физиологическая психология основана на тесной связи психической жизни с органической жизнью вообще. Особая ветвь физиологической психологии известна как психофизика. В ней количественно изучаются различные физические нагрузки. Психология и физиология независимы, но тесно связаны между собой.
Связь между психологией и философией
Со времен Платона и Аристотеля психология была тесно связана с философией. Для греческих философов психология была изучением разума. Они определили ее как науку о душе. Хотя они использовали ненаучные и философские методы для изучения и анализа Психологических процессов; они определенно внесли свой вклад в рост и развитие психологии.
Философия рассматривает факты и ценности как систематическое целое. Смотреть в целом — это философское отношение. Каждая вещь видится в вещах как универсальный контекст. Философия
основан на психологии — например, происхождение знания — требует психологического объяснения. Философия состоит из двух слов: Филос, означающий Желание, и София, означающая знание. Это знание всей вселенной и человека. Метафизика, этика, логика, эстетика — области, изучаемые в философии.
Отношения
1. Цель философии – получить знание, но этот процесс психологический, и человек является связующим звеном.
2. Философия хочет получить знания о душе, чтобы узнать о душе, мы должны исследовать разум.
3. Психология – это наука о разуме. Что такое ум? Какова природа ума, объясняет философия.
Связь между психологией и образованием
Образование изменяет поведение. Он приносит такие изменения в поведении, которые являются для него разумом. В прошлом образование ребенка означало наполнение его ума набитыми знаниями. В настоящее время образование понимается не в смысле простой информации.
Цель состоит в том, чтобы помочь ребенку в росте и развитии ребенка. Это фаза социального процесса, поощряемая обществом с целью подготовки его членов к жизни в группе. Современное образование направлено на гармоничное развитие личности ребенка.
Новое значение, придаваемое образованию в настоящее время, связано с расширенными знаниями в области психологии, которыми мы обладаем сегодня. Психология сообщает нам, что потребности детства отличаются от потребностей взрослой жизни или зрелости. Воспитание ребенка также должно соответствовать его потребностям. Образование и психология связаны. Оба обеспокоены поведением. Чтобы добиться эффективных изменений в поведении с помощью Образования, необходимо изучить эмоциональный, интеллектуальный и социальный склад Ребенка.
- «Образование должно зависеть от психологии, определяющей, что и как делается». -B.N.Jha
- «Психология внесла заметный вклад в образование благодаря анализу потенциальных возможностей и различий учеников. Это также внесло непосредственный вклад в знание роста и взросления ученика в школьные годы». -Davis
- Педагогическая психология охватывает весь спектр поведения и личности, связанных с образованием. –Скиннер
Многие важные открытия психологии имеют прямое применение в образовательном процессе. Психологи в этой области проводят исследования способов улучшения учебной программы, методов обучения, эффективного расписания, управления школой, применения методов обучения и преподавания и часто помогают обучать учителей. работать в начальных или средних школах, имея дело в первую очередь со школьными психологами, отдельными детьми, учителями и родителями, чтобы оценить и решить учебные и эмоциональные проблемы. Они часто проводят и интерпретируют тесты личности, интересов и способностей.
Взаимосвязь между психологией и социологией
Социология — это наука об обществе, т. е. о социальных отношениях. Он изучает институты, традиции, культуру, групповое поведение. Области психологии и социологии очень близки друг к другу. Таулесс. «Цель психологии состоит в том, чтобы получить то, что мы можем понять и предсказать правила поведения и мысли людей». Социология изучает принципы, лежащие в основе функции, роста и функционирования различных видов политических, социальных, экономических, религиозных, первичных и вторичных групп.