Связь психологии с другими науками
Рис. Связь психологии с другими науками
Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности — Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль, какобщая психология.
Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики.
Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечиваетсоциальная психология.
Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаютсяинженерная психологияипсихология труда.
История. Современный человек — есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов — начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда.
Историческая психологияизучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, какмедицинская психологияипсихотерапия.
Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечиваютпедагогическая психологияивозрастная психология.
№ | Отрасль психологии: | Изучает: |
Возрастная психология | Онтогенез психических процессов и качеств личности в различные периоды жизни | |
Детская психология | Развитие ребенка от рождения до 11 лет | |
Психология подростка и юности | Развитие детей 11-17 лет | |
Психология взрослого | Развитие человека ранней, средней и поздней зрелости | |
Геронтопсихология | Особенности пожилых людей и старости | |
Педагогическая психология | Психологические закономерности обучения и воспитания человека | |
Психология обучения | Основы дидактики, методик, программированного обучения | |
Психология воспитания | Основы воспитания, психологию ученического коллектива | |
Психология учителя | Закономерности преподавания наук и формирования педагогических особенностей | |
Психология познания | Психологические познавательные процессы | |
Социальная психология | Взаимодействие людей в коллективе, взаимоотношения | |
Психология личности (дифференциальная психология) | Характер, индивидуальные различия, способности | |
Психология труда | Психологические особенности трудовой деятельности, научной организации труда (НОТ) | |
Экономическая психология | Психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения и производственных отношений | |
Политическая психология | Субъективно-мотивационные компоненты политики | |
Психология торговли | Условия воздействия рекламы, вопросы спроса, обслуживания и моды | |
Психология творчества | Особенности творческой личности, активизацию интуиции | |
Космическая психология | Деятельность человека в условиях невесомости, чрезмерных перегрузок организма | |
Авиационная психология | Закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов | |
Инженерная психология | Деятельность оператора в автоматизированных системах управления, в системах «человек-машина» | |
Медицинская психология | Психологические аспекты деятельности врача и поведения больного | |
Нейропсихология | Соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами | |
Психофармакология | Влияние лекарств на психику | |
Психотерапия | Психическое воздействие лечения на больных | |
Психогигиена | Система мероприятий для обеспечения психического здоровья людей | |
Специальная психология | Отклонения в развитии психики | |
Юридическая психология | Психологические вопросы реализации прав человека | |
Судебная психология | Психология свидетельских показаний, поведение обвиняемого, требования к допросу | |
Криминальная психология | Поведение и формирование личности преступника, мотивы преступления | |
Зоопсихология | Психику и поведение животных | |
Сравнительная психология | Сопоставление психики животных и человека |
Взаимосвязь психологии с другими науками
Определение 1
Психология — это гуманитарная наука, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека.
Связь психологии с различными науками
Взаимосвязь психологии с естественными науками выражена в исследовании биологических и физиологических процессов мозга, находящихся в основе психики. С гуманитарными науками психология связана через анализ взаимодействия личности и ее ближайшего окружения. Здесь наблюдается интерес к особенностям психического и душевного склада людей в разные эпохи, определяется значение языка в культурном и психическом развитии, рассматривается проблема творчества.
Связь психологии с техническими науками проявляется в том, что, с одной стороны, она выявляет оптимальные психологические условия взаимодействия человека и машин. С другой стороны, технические науки направлены на разработку технических средств или приборов, предназначенных для исследования проявлений психики.
Максимально очевидна связь психологии с педагогикой. Считается, что эффективно воспитывать и учить можно лишь, взяв за основу знание закономерностей, по которым происходит развитие психики.
Многообразием отличаются связи психологии с медициной, общие точки соприкосновения которых находятся в исследовании проблем нарушения психической деятельности. Психология обосновывает особенности взаимодействия врача и пациента, диагностику и лечение некоторых заболеваний.
Важная функция психологии в общей системе научного знания заключается в синтезе достижений ряда других областей. Она становится интегратором всех научных дисциплин, в качестве объекта исследования которых выступает человек.
Основная задача психологии — это исследование закономерностей психической деятельности в ее развитии. Данные законы раскрывают то, каким образом объективный мир отражается в человеческом мозге. Они определяют, как в силу этого регулируются действия, развивается психическая деятельность. Благодаря этому происходит формирование психических свойств личности.
Как известно, психика представляет собой отражение объективной действительности. По этой причине изучение психологических законов предполагает в первую очередь установку зависимости психических явлений от объективных условий жизнедеятельности.
Связь психологии с философией и историей
Философия и история зарождаются практически в одно время. Долгое время психология являлась частью философии. Родоначальником этих направления знания стал величайший философ древности Аристотель.
Философия представлена в виде системы взглядов на мир и человека. Исследованием человека занимается психология. Науки были разграничены в 70-80-хх гг. 19 века. Тем не менее, они продолжают дополнять и обогащать друг друга.
Существуют проблемы психологии современного человека, являющиеся актуальными и для философии. К их числу относятся:
- Личностный смысл;
- Жизненная цель и предназначение;
- Мировоззрение;
- Политические пристрастия и наличие моральных ценностей и др.
До сегодняшнего дня в самой психологии можно найти ряд вопросов, к решению которых нельзя подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые необходимо решать. Психологи, сталкиваясь с такими проблемами, начинают пользоваться часто умозаключениями, которые были предложены представителями философии.
Связь психологии и истории можно рассматривать с внешней и внутренней стороны. Внешние связи проявляются в том случае, когда каждая наука для решения собственных проблем начинает обращаться к другой для использования ее данных. Например, историков часто интересует психологическая характеристика людей, которые жили в ту или иную эпоху. Психологи обращаются к истории, когда требуется решить задачи, рассматривая психологию людей в качестве исторического факта.
Более глубокая связь психологии и истории появляется тогда, когда представителю одной из них необходимы методы или приемы, заимствованные из другой. Например, историки могут обращаться к психологическим методам для исследования личности какого-либо государственного деятеля. Они изучают благодаря психологическим методам психологию народа или объясняют различные исторические события. В свою очередь психологи часто используют метод исторического анализа, когда им нужно проникнуть в психологию и поведение давно живших поколений людей.
Связь психологии с социологией, педагогикой и биологией
Исследование взаимоотношений, возникающих между индивидом и обществом, находится в ведении не только социологии, но и психологии. По этой причине важно определять разницу между данными дисциплинами. Психология проводит анализ основных видов психической деятельности человека, а также исследует основные элементы этой деятельности. Психологи в прошлом придерживались мнения, что социальные явления объясняются лишь с помощью психологического исследования. В современном мире обе дисциплины обладают своими отдельными предметными областями.
Отдельно необходимо остановиться на связи психологии с педагогикой. Данная взаимосвязь существовала всегда. Еще К. Д. Ушинский писал, что для того, чтобы всесторонне воспитать человека, его нужно подробно изучить. В этой ситуации наблюдается практическое значение психологии для педагогики.
Если педагогика не будет опираться на знания о природе психологических явлений, то она может превратиться в простую систему педагогических советов и рецептов, переставая быть подлинной наукой и способом помочь учителю.
Для научной психологии большую роль играют основные законы биологии, поэтому связь между этими двумя науками очевидна. В последнее время также наблюдается зависимость психологии от таких новых разделов биологии, как экология (условия среды и ее влияния) и этология (врожденные формы поведения).
Отношения психологии и других наук
1 Связь психологии и других наук-
1.1 Связь между психологией и физиологией
1.2 Отношения между психологией и философией
1,3 Отношения между психологией и образованием
.
Связь между психологией и физиологией
Физиология изучает физическую активность и структуру . Это наука о физическом теле. Она изучает дыхание, кровообращение, железистую и мышечную деятельность и т. д. История донаучной психологии ясно указывает на вклад физиологии в психологию. Отношения такие же, как у разума и тела, являющиеся двумя сторонами медали. Так обстоит дело между психологией и физиологией.
Физиология изучает телесные процессы и различные психические процессы, такие как обучение, мышление и т. д., определяемые и контролируемые органами тела. мышление, восприятие, Существует взаимосвязь структуры мозга и поведения. Если мы не понимаем тело, мозг и нервную систему, мы не можем изучать физиологические процессы человека. Разум есть функция мозга. Вундт-Павлов — физиологи, расширившие область психологии своим вкладом в физиологию.
Связь : –
1. Психические процессы зависят от тела и его частей.
2. Из-за изменения деятельности частей тела могут быть изменения и в психических процессах. Например, поражение головного мозга – амнезия. Т. Б. — пессимистичный и ленивый.
3. Иногда из-за изменений в психических процессах происходят изменения в телесных процессах. Например, Мотивация.
Отличия
(1) Область психологии – разум. Область физиологии – тело.
(2) Мировоззрение психологии является индивидуальным процессом. Физиология имеет дело со всей личностью. Перспектива физиологии — это телесные процессы, и она касается разных частей тела.
(3) Психология использует экспериментальный метод, а физиология использует метод наблюдения.
Из-за тесной связи физической и умственной деятельности для психологического изучения физических процессов была создана отдельная отрасль психологии, известная как физиологическая психология. Согласно Хоффдингу, физиологическая психология основана на тесной связи психической жизни с органической жизнью вообще. Особая ветвь физиологической психологии известна как психофизика. В ней количественно изучаются различные физические нагрузки. Психология и физиология независимы, но тесно связаны между собой.
Связь между психологией и философией
Со времен Платона и Аристотеля психология была тесно связана с философией. Для греческих философов психология была изучением разума. Они определили ее как науку о душе. Хотя они использовали ненаучные и философские методы для изучения и анализа Психологических процессов; они определенно внесли свой вклад в рост и развитие психологии.
Философия рассматривает факты и ценности как систематическое целое. Смотреть в целом — это философское отношение. Каждая вещь видится в вещах как универсальный контекст. Философия
основан на психологии — например, происхождение знания — требует психологического объяснения. Философия состоит из двух слов: Филос, означающий Желание, и София, означающая знание. Это знание всей вселенной и человека. Метафизика, этика, логика, эстетика — области, изучаемые в философии.
Отношения
1. Цель философии — получение знаний, но этот процесс психологический, и человек является связующим звеном.
2. Философия хочет получить знания о душе, чтобы узнать о душе, мы должны исследовать разум.
3. Психология – это наука о разуме. Что такое ум? Какова природа ума, объясняет философия.
Связь между психологией и образованием
Образование изменяет поведение. Он приносит такие изменения в поведении, которые являются для него разумом. В прошлом образование ребенка означало наполнение его ума набитыми знаниями. В настоящее время образование понимается не в смысле простой информации.
Цель — помочь ребенку в росте и развитии ребенка. Это фаза социального процесса, поощряемая обществом с целью подготовки его членов к жизни в группе. Современное образование направлено на гармоничное развитие личности ребенка.
Новое значение, придаваемое образованию в настоящее время, связано с расширенными знаниями в области психологии, которыми мы обладаем сегодня. Психология сообщает нам, что потребности детства отличаются от потребностей взрослой жизни или зрелости. Воспитание ребенка также должно соответствовать его потребностям. Образование и психология связаны. Оба обеспокоены поведением. Чтобы добиться эффективных изменений в поведении с помощью Образования, необходимо изучить эмоциональный, интеллектуальный и социальный склад Ребенка.
- «Образование должно зависеть от психологии, определяющей, что и как делается». -B.N.Jha
- «Психология внесла заметный вклад в образование благодаря анализу потенциальных возможностей и различий учеников. Это также внесло непосредственный вклад в знание роста и взросления ученика в школьные годы». -Davis
- Педагогическая психология охватывает весь спектр поведения и личности, связанных с образованием. –Скиннер
Многие важные открытия психологии имеют прямое применение в образовательном процессе. Психологи в этой области проводят исследования способов улучшения учебной программы, методов обучения, эффективного расписания, управления школой, применения методов обучения и преподавания и часто помогают обучать учителей. работать в начальных или средних школах, имея дело в первую очередь со школьными психологами, отдельными детьми, учителями и родителями, чтобы оценивать и решать учебные и эмоциональные проблемы. Они часто проводят и интерпретируют тесты личности, интересов и способностей.
Связь между психологией и социологией
Социология — это наука об обществе, т. е. о социальных отношениях. Он изучает институты, традиции, культуру, групповое поведение. Области психологии и социологии очень близки друг к другу. Таулесс. «Цель психологии состоит в том, чтобы получить то, что мы можем понять и предсказать правила поведения и мысли людей». Социология изучает принципы, лежащие в основе функции, роста и функционирования различных видов политических, социальных, экономических, религиозных, первичных и вторичных групп.
Социология занимается изучением наблюдаемых характеристик групповой структуры и функций. Однако его не интересуют индивидуальные мотивы или мотивы членов группы. переживания Психология имеет дело с индивидуальным организмом. Несколько человек образуют психологию, которая также изучает поведение человека по отношению к группе. группа. Изучение группового поведения становится необходимым и для психологов. Социология помогает психологии понять и изучить групповое поведение и влияние группы и общества на деятельность и психологическое функционирование ее отдельных членов.
Социология в особенности оказывает помощь психологии точно так же, как психология оказывает особую помощь социологии. –Maclver
Какая связь между психологией и наукой? — Глава 1
Какова связь между психологией и наукой? — Глава 1
Психология отличается от других наук тем, что фокусируется на людях. В этом кратком изложении обсуждается сходство между психологией и другими науками. Не существует одностороннего метода научного исследования. Например, также различается, работает ли кто-то психологом в науке или психологом в терапевтической среде.
Психология отличается от других наук тем, что информацию, полученную в ходе исследования, невозможно обобщить в той же степени. Нельзя сказать, что определенные вещи «всегда будут идти так», потому что психология зависит от человеческого поведения. Однако обобщающая информация часто используется в психологии. Это связано с позитивизмом Уотсона.
Как логические рассуждения можно использовать в психологии? Это дополнительно объясняется в резюме вместе с проблемами, связанными с этим методом.
⇧
Из-за кризиса репликации и мошенничества в психологических исследованиях психология не всегда считается надежной. Результаты психологических исследований часто описываются в значимости с уровнем 5%. Затем экспериментальные условия сравнивают с контрольными.
При значимости 5 % все еще существует 5 % вероятность того, что обнаруженный эффект на самом деле не существует. Результаты будут представлены в научный журнал. Затем проводится экспертная оценка. Это используется для проверки надежности. Это также можно сделать путем репликации. При этом исследование повторяется. Это очень часто не публикуется или не цитируется в других исследованиях.
Однако из-за мошенничества во время исследований становится все более важным критически относиться к результатам. Исследования Канемана показали, что 50-70% психологических тестов невозможно воспроизвести. Как можно использовать исследования, если их нельзя воспроизвести? Поэтому важно выяснить, как вы можете его использовать.
Чем больше статистических анализов, тем выше вероятность ложного эффекта. Это потому, что у вас есть двойной шанс 95%, что эффект не будет найден. 1 — 0,95 х 0,95 = 0,10. Это означает, что у вас есть 10% шанс ложноположительного эффекта. Поэтому важно, чтобы во время исследования проводилось как можно меньше статистических анализов. Этот эффект тем больше, чем чаще это делается. Поэтому важно не искать слишком много значительного эффекта. Дополнительная проблема заключается в том, что многие научные журналы сообщают только о существенных результатах.
Мошенничество также является проблемой психологических исследований. Самый известный пример — исследование Стапеля. Оказалось, что он выдумал результаты различных исследований. Таким образом, все проверки не помогли выявить это ранее. Таким образом, важно всегда быть критическим, а также проводить расследование на предмет фальсификации, а не проверки.
⇧
Все предметы в ткани связаны друг с другом. Логический позитивизм будет обсуждаться. Эмпиризм сыграл в этом свою роль. Это произошло благодаря Фрэнсису Бэкону (1600 г.) из эмпирической модели. Затем через Локка (1700 г.) он изменился на позитивизм Огюста (1850 г.). В конце концов, логический позитивизм возник из этого. Это основано на проверке. Позже также будут обсуждаться темы фальсификации, постпозитивизма и истории науки.
⇧
Резюме и помощь в изучении психологии и естественных наук
Psychologie en gedragswetenschappen als studie en kennisgebied Арбейдпсихология — Биопсихология — Когнитивная психология Клиническая психология — Ontwikkelingspsychologie — Organisatiepsychologie Личная психология — Социальная психология
Психология как исследование в области науки
Мисси и Визи
JoHo wil mensen en organisaties in staat stellen zich te ontwikkelen en beter samen te werken, en daardoor bij te dragen aan een tolerante, verdraagzame en duurzame wereld.
Через онлайн-платформы и центры физической поддержки, которые помогут вам получить персональную поддержку, а также международную поддержку.
Концепция
Als JoHo даритель, абонемент verzekerde verleen Jij Steun aan de doelstellingen van JoHo. JoHo steunt vervolgens jou met tools, training en voordelen op hebied van индивидуальная поддержка и международная деятельность
JoHo heeft als kernservices: studiehulp, компетентность-развитие, коучинг и verzekeringsbemiddeling bij vertrek naar buitenland
Абонемент JoHo (20 евро в день)
- Вы можете получить онлайн-доступ к абонементу JoHo, чтобы узнать все о учебе для всех онлайн HBO & WO boeksamenvattingen и другие исследования
- Ваш gebruik wil maken van de gesponsorde boeksamenvattingen en er met zijn pinpoints 10 gratis kan afhalen in een JoHo Центр поддержки биджеев JoHo partner
- Для того, чтобы сделать фургон van de vacatureservice en bijbehorende keuzehulp & advieswijzers
- Voor wie gebruik wil maken van keuzehulp en advies bij work in het buitenland, lange reizen, vrijwilligerswerk, stages en studie in het buitenland
- Voor wie extra kortingen wil op (reis)artikelen en services (онлайн + в центрах поддержки de JoHo)
Сообщество пожертвований JoHo (5 евро за банку)
- Предоплата €10,- Кортинг с абонементом JoHo
- Для JoHo WorldSupporter и Smokey Project с поддержкой
- Чтобы получить все необходимые материалы для WorldSupporter
- Voor wie op zoek is naar de organisatie bij een vacature
Aanmelden & Aansluiten bij JoHo
резюме на главу с 1-м изданием «Философии науки и логики» Ван дер Вельде — комплект
- Какая связь между психологией и наукой? — Глава 1
- Что такое логический позитивизм? — Глава 2
- Какая связь между Поппером и фальсификацией? — Глава 3
- Каков был вклад Куна и Фейерабенда? — Глава 4
- Какая связь между Лакатосом и научными программами? — Глава 5
- Что такое логика? — Глава 6
Chapters
Teksten & Informatie
JoHo ‘chapter ‘pagina
Wat vind je op een JoHo страница «глава»?
- JoHo главы zijn tekstblokken en hoofdstukken rond een specifieke vraag of een deelonderwerp
Crossroad: volgen
- Через веб-сайт kan je verder reizen op de JoHo
Crossroad: kiezen
- Via alle aan het Chapter verbonden webpagina’s kan je verder lezen in een volgend hoofdstuk of tekstonderdeel.
F отпечатки: остерегайтесь
- Здесь вы найдете страницу, которую следует остерегаться, в личном списке пользователей: собственный список страниц, список дел, контрольный список заданий (список дел) для меня. Je vindt jouw persoonlijke lijsten onderaan vrijwel elke webpagina op je userpage
- Этот сервис предназначен для жертвователей JoHo и подписчиков.
Abonnement: nemen
- Hier kun je naar de pagina om je aan te sluiten bij JoHo, JoHo te steunen en zelf en volledig gebruik te kunnen maken van alle texten en tools.
Abonnement: checken
- Hier vind je wat jouw status is als JoHo donateur of abonnee
Aantekeningen: maken
Принты: maken
- Эта услуга предназначена для того, чтобы ДжоХо был открыт. Wil Je een tekst overzichtelijk printen, gebruik dan deze knop.
JoHo abonnementen en donaties
Voeg een JoHo abonnement toe
To my lists & bundles
JoHo Nieuwsupdates: voor inspiratie, motivatie en nieuwe ervaringen (обновлено 10-2022) | Обновления для подписчиков, жертвователей, сторонников ДжоХо …Подробнее | |
Vrijwilligerswerk в Het buitenland doen: voor een plek waar je warmte kan geven en warmte kan krijgen! | Из je je nu wilt inzetten als wereldsupporter, jezelf wilt ontwikkelen om nieuwe ervaringen op te doen. Een ding is zeker: een ander helpen, geeft niet alleen goed. ..Подробнее | |
Wat moet je doen als je op reis tegen een groep apen, roedel wolven, kudde buffels of stapel vleermuizen op de markt aanloopt? | De kans dat je op reis bewust onbewust oog in oog komt te staan met een wild of gevaarlijk dier is zelfs nu nog groter dan op de Veluwe. Om enigszins voorbereid te…Подробнее | |
Als je niet in beweging komt blijf je stilstaan..zeker als je daar niet zo nu en dan bij stilstaat | Als je wel eens moeite hebt встретил beslissingen nemen. Als je twijfelt over die belangrijke levenskeuze. Als je het lastig vindt om in het huidige woud…Подробнее | |
Samenvattingen en studiehulp gebruiken — обновление Nieuwsblog 2022/2023 | Nieuwsblog в Интернете JoHo samenvattingen en geprinte samenvattingen en studiehulpПодробнее |
CONTACT & BEREIKBAARHEID
- Contactmogelijkheden: Контакт для службы
- Онлайн по электронной почтеконтакт : через контакт-ан-рекламные формуляры на JoHo. org и JoHoinsurances.nl
- Contactformulier для подписки и пожертвований
- Contactformulier voor reis- en annuleringsverzekeringen
- Контактный формуляр для выезда за границу
- Telefooncontact : dagelijks op dinsdag t/m donderdag tussen 11.00-17.00u op +31 (0)88-3214567.
- Afspraak en langskomen : Wekelijks in éen van de support center op afspraak en aan te vragen via het contactformulier, через 088-3214567
- Afhalen : wekelijks in één van de support of afhaalcenters в : Den Haag — Groningen — Лейден — Утрехт
- Feestdagen : JoHo is fysiek, online en telefonisch gesloten tijdens de Feestdagen (o.a. Nieuwjaarsdag, Tweede Paasdag, Koningsdag, Hemelvaart, Tweede Pinksterdag, Eerste en Tweede Kerstdag)
Wegwijzer & FAQ
Zoekpagina
Ваша корзина пуста.