Связь психологии и социологии с другими науками, Учебное пособие
метки:Человек, Психология, Психологический, Поведение, Вопрос, Социология, Психический, Метод
ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКИ
План
1. Психология и социология в системе наук.
2. Отрасли психологии.
3. Методы исследования в психологии и социологии.
ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК
Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».
Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.
Задачей психологии как науки является
изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни людей.Объект социологии:общество, общность (группа) людей
Предмет социологии: социальная жизнь общества, т.е. взаимодействия людей и общностей (групп), социальные связи, социальные отношения.
Задачей социологии как науки является изучение проблем в общественной жизни, воздействие на социальные процессы.
Связь психологии и социологии с другими науками
Психология и Социологиякак самостоятельные науки тесно связаны друг и другом, как мост, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Психология изучает
индивида (представителя человека) и дает социологии знания о психике человека; а социология изучает социум (группу индивидов) и предоставляет психологии факты об общественной деятельности людей. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.Философия.Философия есть система взглядов на мир (общество) и человека. Поэтому до недавнего времени психологию и социологию изучали на философских факультетах университетов, и их некоторые разделы тесно переплетаются с философией. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль, как
История.Современный человек — продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействие биологических, психических и социальных факторов.
Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории. Антропология изучает происхождение и эволюцию человеческих рас и физического строения человека.20 стр., 9582 слов
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
… изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. При этом важно … детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Метод беседы (вопросов или интервью) .
..Педагогикапредоставляет психологии и социологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология. Сравнение педагогических систем в различных обществах изучает сравнительная педагогика.
Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается
психофизиология.Медицинапомогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии).
На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.
Технические наукитакже связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются
инженерная психология и психология труда.
2. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Рис. 1. Отрасли психологии
Таблица 1
Предметы отраслей психологии
№ | Отрасль психологии: | Изучает: |
1. | Возрастная психология | Онтогенез психических процессов и качеств личности в различные периоды жизни |
2. | Детская психология | Развитие ребенка от рождения до 11 лет |
3. | Психология подростка и юности | Развитие детей 11-17 лет |
4. | Психология взрослого | Развитие человека ранней, средней и поздней зрелости |
5. | Геронтопсихология | Особенности пожилых людей и старости |
6. | Педагогическая психология | Психологические закономерности обучения и воспитания человека |
7. | Психология обучения | Основы дидактики, методик, программированного обучения |
8. | Психология воспитания | Основы воспитания, психологию ученического коллектива |
9. | Психология учителя | Закономерности преподавания наук и формирования педагогических особенностей |
10. | Психология познания | Психологические познавательные процессы |
11. | Социальная психология | Взаимодействие людей в коллективе, взаимоотношения |
12. | Психология личности (дифференциальная психология) | Характер, индивидуальные различия, способности |
13. | Психология труда | Психологические особенности трудовой деятельности, научной организации труда (НОТ) |
14. | Экономическая психология | Психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения и производственных отношений |
15. | Политическая психология | Субъективно-мотивационные компоненты политики |
16. | Психология торговли | Условия воздействия рекламы, вопросы спроса, обслуживания и моды |
17. | Психология творчества | Особенности творческой личности, активизацию интуиции |
18. | Космическая психология | Деятельность человека в условиях невесомости, чрезмерных перегрузок организма |
19. | Авиационная психология | Закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов |
20. | Инженерная психология | Деятельность оператора в автоматизированных системах управления, в системах «человек-машина» |
21. | Медицинская психология | Психологические аспекты деятельности врача и поведения больного |
22. | Нейропсихология | Соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами |
23. | Психофармакология | Влияние лекарств на психику |
24. | Психотерапия | Психическое воздействие лечения на больных |
25. | Психогигиена | Система мероприятий для обеспечения психического здоровья людей |
26. | Специальная психология | Отклонения в развитии психики |
27. | Юридическая психология | Психологические вопросы реализации прав человека |
28. | Судебная психология | Психология свидетельских показаний, поведение обвиняемого, требования к допросу |
29. | Криминальная психология | Поведение и формирование личности преступника, мотивы преступления |
30. | Зоопсихология | Психику и поведение животных |
31. | Сравнительная психология | Сопоставление психики животных и человека |
3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Таблица 2
Методы психологии
Методы | Определение | Виды |
Интроспекция | Наблюдение субъекта за его собственными психическими процессами в момент их протекания или вслед за ним | нет |
Наблюдение | Целенаправленное восприятие деятельности или поведения человека в естественных условиях и последующая регистрация их в протоколе | Открытое, скрытое, включенное, не включенное |
Опрос | Прямое или косвенное, устное или письменное получение от субъекта сведений о его деятельности | Устный (интервью, беседа), письменный (анкета — открытая, закрытая), стандартизированный, свободный |
Тест | Краткое психологическое испытание, в результате которого оценивается какой-либо процесс или личность в целом | Тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты |
Эксперимент | Создание специальных условий, в которых выявляется психологический факт | Констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный |
Анализ продуктов деятельности | Анализ материализированных результатов психической деятельности человека с целью выявления его личностных особенностей и отношений. | Анализ рисунков, сочинений, почерка, поделок и др. |
Интроспекция — самонаблюдение, которое применяется тогда, когда психолог- исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.
Наблюдение – целенаправленное восприятие психических явлений. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются и объясняются. Различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы и его присутствие и поведение становится частью наблюдаемой ситуации и не включенное (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой. Различают также открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого метода является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов) и скрытое, когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается. Достоинства наблюдения: 1) возможность непосредственного контакта с объектом, 2) возможность применения в самых различных ситуациях; недостатки: 1) невозможность повторения ситуации, 2) большая вероятность ошибок из-за субъективного фактора.
Опроспредставляет особый метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос бывает устным и письменным. Устный опрос
Тестыявляются специализированными методами исследования, использование которых позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Большинство тестов являются стандартизированными и имеют необходимые нормативы. Это дает возможность оценивать уровень сформированности у человека соответствующих психических функций, то есть ставить психологический диагноз. Тесты бывают трех видов: тесты- опросники, тесты-задания и проективные тесты. Тест- опросник предполагает систему заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого. Тест-задание предполагает оценку действий человека. В нем предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о наличии или отсутствии и степени развития у человека изучаемых качеств. При использовании этих тестов испытуемый может сознательно повлиять на результаты, исказить или приукрасить их. Поэтому для получения более объективной информации о психологических и поведенческих особенностях людей используют проективные тесты. В их основе лежит метод проекции, когда человек, отвечая на поставленные определенным образом вопросы или выполняя задания, отражает в ответах свои скрытые личностные свойства.
Эксперимент— целенаправленная и продуманная искусственно созданная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно – следственных связях исследуемого явления с другими феноменами. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, полученные в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.
Анализ продуктов деятельности — анализируются дневниковые записи, продукты трудовой или творческой деятельности (рисунки, сочинения, почерк и пр.).
Взаимоотношение социальной психологии с другими науками
Взаимосвязь социальной психологии с другими научными дисциплинами обусловлена двумя обстоятельствами. Первое – это логика развития науки вообще через дифференциацию отдельных ее отраслей. При этом каждая из отраслей научного знания отражала специфику “своего” видения и объяснения окружающего мира. Второе – это все возрастающая потребность общества в необходимости использования интегрированного знания многих отраслей науки. Таким образом, теснота связи социальной психологии с другими науками может быть прослежена с учетом таких аспектов, как:
1) наличие общего объекта исследования;
2) использование общих методов в решении теоретических и практических задач;
3) взаимное использование некоторых объяснительных принципов в понимании природы социально-психологических явлений;
4) привлечение фактов, “добытых” другими научными дисциплинами, которые помогают глубже понять факторы и специфику развития и проявлений социальной психологии человека.
Социальная психология связана со многими науками: с общей психологией, с возрастной и педагогической психологией. Наиболее близкими являются социология и общая психология. Социальная психология изучает такие психологические образования, как социальные потребности и интересы, самосознание и сознание, общественное мнение, умонастроения, внушение, подражание и т.д. Эти образования находятся на границе социологии и общей психологии. Социологов интересует природа и характер общественных, групповых и индивидуальных интересов, норм и ценностей. А социальных психологов — конкретные механизмы формирования таких норм и ценностей с учетом микро- и макросреды, в которой живет человек.
Взаимосвязь социальной психологии и истории имеет место тогда, когда каждая из них обращается к другой для решения собственных проблем с целью использования ее данных.
Анализ истории для человека есть источник для понимания его современного состояния, в том числе психологии его поведения и отношений с другими людьми. Эти отношения складывались веками. Религиозные верования, обычаи, ритуалы, философские учения есть продукт их длительного развития. Историка, например, может заинтересовать психологическая характеристика людей, живших в ту или иную эпоху. Психолог в свою очередь может обратиться к истории для решения своих задач, рассматривая психологию людей как исторический факт. Историк может изучить личность какого-либо государственного деятеля или психологию народа, воспользовавшись методами социальной психологии для того, чтобы объяснить имевшие место исторические события. Психолог может применить метод исторического анализа для проникновения в психологию и поведение людей давно живших поколений.
В работах выдающихся психологов и историков мы находим интереснейшие примеры взаимовлияния общественной психологии на действия и поступки отдельных людей и наоборот. В них показано, что историческая психология людей тесным образом связана с культурными и социально-экономическими достижениями того общества, в котором они живут. Установлена, например, определенная зависимость между диктаторскими режимами, существовавшими в различные времена, и психологическими особенностями людей, живших в условиях этих режимов, между социально-экономическими достижениями страны и силой мотивации достижения у людей, представляющих данную страну. В реальном межгосударственном сосуществовании народов в ходе исторического развития формировались, так называемые этнические стереотипы, выступающие сегодня в качестве относительно устойчивых представлений о моральных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей.
Социальная психология и философия. К необходимости обращения к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которыми они столкнулись. Многие вопросы социальной психологии с большим трудом поддаются экспериментальному анализу и изучению с помощью естественно-научных методов. Во многом они решаются философско-умозрительно. Да и сам человек не есть полностью биологическое существо; он обитает между природой и обществом и одновременно принадлежит к этим двум реальностям. По этой причине в своем познании он не может быть полностью охвачен только методами какой-либо одной науки.
Многие проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для социальной психологии, и для философии. В самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые, тем не менее, приходится решать.
К числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести проблему сущности и происхождения человеческого сознания, влияние общества на личность и личности на общество, методологические проблемы cоциальной психологии и ряд других.
Социальная психология и социология. Социология и социальная психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных – анкетированием и опросом. Например, социометрия, возникшая первоначально как психологическая теория общества (Дж. Морено) применяется одновременно и как социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.
Разработанная преимущественно социологами теория социального научения принята в социальной психологии. Данная теория утверждает, что поведение человека есть результат его общения, взаимодействия и совместной деятельности с разными людьми в различных социальных ситуациях, есть результат подражания, наблюдения за другими людьми, обучения и воспитания на их примерах. Любые формы общественного поведения человека, даже если в их основе лежат известные генетические факторы, преобразуются в результате применения к человеку системы разнообразных социально-культурных поощрений и наказаний.
Напротив, предложенные психологами теории личности и малой группы находят применение в социологических исследованиях. И если социологи пользуются психологическими данными преимущественно при решении проблем, касающихся общества в целом; то психологи обращаются к социологическим теориям и фактам тогда, когда им необходимо глубже понять механизмы влияния общества на личность, а также общие закономерности поведения человека в обществе. При этом одним из наиболее важных объектов изучения, своеобразной “сферой интересов” социальных психологов является не общество в целом, а малая группа – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2—3 до 20—30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Есть немало проблем, которые в принципе не могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это – проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. Всем этим в психологии занимаются представители социальной психологии, и примечательно то, что направление научных поисков с аналогичным названием, но с иной проблематикой и методологией исследования существует и в социологии.
Социальная психология и педагогика. Практически любой из вопросов обучения и воспитания требует совместного участия педагогов и психологов и без их скоординированной работы не может быть успешно решен. Социально ориентированная педагогика неизменно пользуется данными социальной психологии, помогающей правильно решать вопросы организации эффективного учебного взаимодействия обучаемых и преподавателей, учитывать социально-психологические явления и процессы, происходящие в педагогических и учебных коллективах.
Социальная психология тесно взаимодействует с биологией, которая изучает природу человека, животных, растений. Так, как человек тесно связан с животным миром и, как утверждают эволюционные психологи, произошел из него, социальная психология имеет общие точки соприкосновения с биологией, физиологией, анатомией.
Социальная составляющая роднит социальную психологию с философией, теологией, экономикой, политикой, образованием, психологическая – с биологией, химией, физикой, занимающихся изучением человека, каждая в своем русле.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Взаимоотношение социальной психологии с другими науками
От 250 руб
Контрольная работа
Взаимоотношение социальной психологии с другими науками
От 250 руб
Курсовая работа
Взаимоотношение социальной психологии с другими науками
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Связь между социологией и психологией
Связь между социологией и психологией: Социология и психология являются областями социальных наук. Будучи общественными науками, они изучают общество и поведение человека в нем. Из всех областей социальных наук кажется, что социология и психология являются двумя наиболее тесно связанными областями. Оба поля имеют некоторые отношения в том смысле, что их цели, хотя и взаимозависимые, схожи, и в какой-то момент они имеют одни и те же элементы.
Их отношения также можно описать как взаимодополняющие. В этой статье мы четко определим эти два поля, а затем обсудим взаимосвязь между ними.
Рекомендуется: взаимосвязь между законом и психологией
Таблица содержания
- 1 Значение социологии
- 2 Значение психологии
- 3 Отношения между социологией и психологией
Значение социологии
90002 Социология – это область социальных наук, изучающая общество, социальное взаимодействие людей, а также правила и процессы, которые систематически связывают и разделяют людей не только как индивидуумов, но и как членов ассоциаций, групп и институтов.
Проще говоря, социология – это наука об обществе. Социология также изучает влияние социальных структур на человеческое поведение. Термин социология происходит от латинского слова Socius, означающего « товарищество или компаньон », а логика происходит от греческого слова Logos, что означает 9.0003 «слово или знание».Связь между социологией и психологией
Область социологии направлена на изучение и анализ человеческого поведения по отношению к обществу. Социология ориентирована на выявление социальных проблем, реакцию людей на них и решение социальных проблем. Как и любая другая социальная наука, социология использует научный метод для достижения своей цели.
Социология изучает влияние социальных явлений на отдельных людей и общество в целом и стремится понять причину, по которой люди могут реагировать на ситуации определенным образом. Область социологии не забывает об изменениях; следовательно, он изучает отношение людей к изменениям и пытается предсказать возможные реакции посредством наблюдения и оценки фактов. Социология изучает социальные взаимодействия между людьми и группами, а также адаптацию людей и реакцию на культуру и события.
См. также: Как сделать обучение веселым и увлекательным
Социологи также изучают влияние человеческого поведения на общество в целом. Также социология изучает влияние человеческого поведения на общество в целом. Социология проникает во все сферы общества, начиная от обычаев и традиций, религии, семьи, организаций, социального класса, пола, расы и так далее. Выводы социологии носят коллективный характер и, как таковые, могут быть представлены не в отношении отдельного человека, а в отношении общества. Например, отчет об участии в политической жизни, уровне самоубийств в браке, уровне разводов и т. д. Для социологии именно члены общества являются предметом социологических экспериментов.
См. также: Различия между дедуктивным и индуктивным аргументом
Значение психологии
Психология — это систематическое изучение человеческого разума; восприятие, механизм, личность и поведение человека в целом. Это изучение психических, эмоциональных и поведенческих характеристик, относящихся к конкретному человеку, группе или деятельности. Психология изучает человеческие мысли, чувства, сознательные, подсознательные и бессознательные явления в сознании человека.
Объясните связь между социологией и психологией
Области психологии включают; поведенческая неврология, клиническая психология, наука о принятии решений, когнитивная психология, психология развития, умственная отсталость и нарушения развития, количественная психология, социальная психология и так далее. Область психологии нацелена на изучение, в частности, людей и их психических процессов, хотя в рамках социальной психологии она не распространяется на исследования отношений людей с обществом.
См. также: Преимущества и недостатки предпринимательства
Связь между социологией и психологией
Социология и психология тесно связаны по своей концепции, изучению и, конечно же, по своим методам. Основой номер один их отношений является то, что обе они являются общественными науками; следовательно, они изучают человеческое поведение, поскольку оно может влиять на общество. Существенное различие между обеими областями состоит в том, что в то время как психология подвергает свои исследования конкретным людям и их психическим процессам, социология изучает все слои общества, поскольку она может влиять на человека и общество в целом.
Сходства и различия между социологией и психологией
Здесь было бы трудно провести черту, полностью разделяющую два понятия. Это связано с тем, что влияние области психологии на людей косвенно влияет на общество в целом, поскольку общество состоит из нескольких групп людей. Отсюда следует, что влияние психологии способствует социальному взаимодействию людей друг с другом и их реакции на социальные явления.
Рекомендуется: Основные факторы, способствующие развитию демократии
С другой стороны, социология также связана с психологией. Социальные явления также способны влиять на мыслительный процесс; психический процесс, являющийся предметом психологии. Таким образом, социология в своем изучении общества не пренебрегает изучением событий, поскольку они могут влиять на индивидов как субъективно, так и объективно. Таким образом, поскольку психология интересуется индивидуумом, его психическими процессами и проявляемыми поведенческими моделями, а социология имеет дело с обществом и в целом, общество по-прежнему подсчитывается числом индивидуумов.
Социологии также не возбраняется изучать человека субъективно и конкретно. Таким образом, субъективное изучение индивидуума не является исключительной чертой только области психологии; социология также использует то же самое. На самом деле социология не забывает о том, что существует нечто, известное как индивидуальные различия. Таким образом, социология принимает во внимание в своих исследованиях возможную субъективную реакцию людей на ситуации в зависимости от их личных убеждений, опыта, психического состояния, воспитания и многих других факторов. Фактически установлено, что и социология, и психология помогают друг другу в достижении их полной цели. Таким образом, их нельзя полностью разорвать; отсюда признание подполя, известного как социальная психология.
Психология против. Социология
Рекомендуем: Как сделать ваши отношения веселыми и интересными
Человеческое поведение, изучаемое психологией, не может иметь смысла само по себе, пока оно не высвобождается по отношению к обществу. Именно через человеческую психологию понимается деятельность человеческих существ, и такое понимание этой человеческой деятельности не может быть объяснено или сделано понятным, если бы она не была такой вещью, как человеческие отношения и социальные явления. Психология не может изучать, анализировать или предлагать решения своих выводов, если социальные факторы не принимаются во внимание; и что если вообще будут какие-либо значимые выводы. На самом деле изучение социологии могло бы быть невозможным, по крайней мере, в полной мере, если бы не была известна психология человеческого поведения.
Опять же, психология подтверждает тот факт, что социологические факторы могут иметь прямое влияние на психологию человека. Кроме того, выводы психологии и социологии и социологии помогают в развитии как психологии, так и социологии. Например, теории мотивации и восприятия, установленные психологией, могут помочь социологии в продвижении ее исследований. Другая связь, поддерживаемая социологией и психологией, заключается в том, что социальные проблемы могут иметь психологические последствия. Такие проблемы, как кризисы, преступления, наркомания, судебные дела, азартные игры и так далее, имеют психологические последствия. Это социальные проблемы, они затрагивают общество в целом и могут вызывать определенное человеческое поведение и реакцию на общество в целом, а также особенно влияют на психологию человека.
В общем, групповое сознание и поведение формируются, когда психология индивидуумов взаимодействует и реагирует.
Рекомендуется: Страны с наибольшим количеством мошенников
Заключение
Психология и социология — две разные дисциплины, находящиеся под эгидой социальных наук. При изучении психологии можно было бы увидеть, что социологические курсы должны изучаться также и наоборот для тех, кто изучает социологию. Это объясняет степень взаимосвязи между двумя полями. Несмотря на их перекрывающиеся отношения, линия их различий по-прежнему четкая; в то время как психология относится конкретно к индивидууму, социология относится к обществу.
Эде Самуэль Чуквумека ACMC
Эде Самуэль Чуквумека ACMC , студент юридического факультета и сертифицированный посредник/посредник в Нигерии. Он также является разработчиком со знаниями HTML, CSS, JS, PHP и React Native. Самуэль стремится изменить профессию юриста, создавая веб-приложения и мобильные приложения, которые значительно упростят юридические исследования.
Социология и психология (взаимоотношения и различия)
тёнот
Учебные материалы по управлению BBA Plus
Page Contents
Взаимосвязь социологии и психологии
Социология и психология являются вспомогательными науками. Психология была определена как изучение человеческого поведения. Вид отношений между социологией и психологией до сих пор является спорным / противоречивым.
Согласно Дюркгейму, социология должна изучать социальные, а не психологические факты. Социальные факты, по его мнению, являются чем-то внешним по отношению к индивиду и осуществляют внешнее принуждение индивида. С другой стороны, такие писатели, как Гинзберг, придерживаются мнения, что многие социологические объяснения можно было бы сделать твердо установленными, связав их с общими психологическими законами или объяснениями. Как таковой психологический феномен является результатом социального взаимодействия.
Взаимоотношения:
- Основное сходство между ними в том, что оба имеют дело с людьми.
- Утверждалось, что многие социологические объяснения могут быть твердо установлены с помощью психологических объяснений, т. е. человеческое поведение может быть четко объяснено в социальном контексте.
- Социальная психология служит связующим звеном между психологией и социологией.
- Социальная психология помогает решать социальные проблемы.
Разница между социологией и психологией
Эти два предмета отличаются друг от друга по объему. Психолог изучает отдельных людей, тогда как социолог изучает общество в целом. Так, у психолога индивидуалистический подход, а у социолога коллективный.
Различия:
- Социология — это наука об обществе, человеческих взаимодействиях и отношениях. Но психология — это наука о разуме.
- Общество и социальные группы являются единицами изучения в социологии. У него нет первостепенного интереса к индивидууму и индивидуальному поведению. Но индивидуум является единицей изучения в случае психологии. Психология изучает поведение людей в групповой ситуации или в обществе.
- Социология изучает социальные процессы. Тогда как психология изучает психические процессы человека.
- Область применения социологии широка. В то время как возможности психологии ограничены.
- Социология является общей наукой.