Связь социологии и психологии: Связь социологии и психологии — Студопедия

Содержание

Связь психологии и социологии с другими науками, Учебное пособие

метки:Человек, Психология, Психологический, Поведение, Вопрос, Социология, Психический, Метод

ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКИ

 

План

1. Психология и социология в системе наук.

2. Отрасли психологии.

3. Методы исследования в психологии и социологии.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК

 

Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа».

Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений.

Задачей психологии как науки является

изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни людей.

Объект социологии:общество, общность (группа) людей

Предмет социологии: социальная жизнь общества, т.е. взаимодействия людей и общностей (групп), социальные связи, социальные отношения.

Задачей социологии как науки является изучение проблем в общественной жизни, воздействие на социальные процессы.

Связь психологии и социологии с другими науками

Психология и Социологиякак самостоятельные науки тесно связаны друг и другом, как мост, который связывает мыс­ли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Психология изучает

индивида (представителя человека) и дает социологии знания о психике человека; а социология изучает социум (группу индивидов) и предоставляет психологии факты об общественной деятельности людей. Связь между психологией и социологией обеспечивает соци­альная психология.

Философия.Философия есть система взглядов на мир (общество) и человека. Поэтому до недавнего времени психологию и социологию изучали на философ­ских факультетах университетов, и их некоторые разделы тесно переплетаются с философией. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль, как

общая психология. На стыке философии и социологии – социальная философия.

История.Современный человек — продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействие биологических, психических и социальных факторов.

Историческая психология изучает изменение психики людей в процес­се исторического развития и роль психологических качеств историчес­ких деятелей на ход истории. Антропология изучает происхождение и эволюцию человеческих рас и физического строения человека.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

… изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. При этом важно … детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Метод беседы (вопросов или интервью) .

..

Педагогикапредоставляет психологии и социологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, поз­воляющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспе­чению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспе­чивают педагогическая психология и возрастная психология. Сравнение педагогических систем в различных обществах изучает сравнительная педагогика.

Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие теоретичес­кой и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается

психофизиоло­гия.

Медицинапомогает психологии лучше понять возможные меха­низмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии).

На стыке медицины и психоло­гии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.

Технические наукитакже связаны с психологией, так как у них за­частую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются

инженерная психология и психология труда.

 

2. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

 
 

Рис. 1. Отрасли психологии

 

Таблица 1

Предметы отраслей психологии

Отрасль психологии:Изучает:
1.Возрастная психологияОнтогенез психических процессов и качеств личности в различные периоды жизни
2.Детская психологияРазвитие ребенка от рождения до 11 лет
3.Психология подростка и юностиРазвитие детей 11-17 лет
4.Психология взрослогоРазвитие человека ранней, средней и поздней зрелости
5.Геронтопсихология Особенности пожилых людей и старости
6.Педагогическая психологияПсихологические закономерности обучения и воспитания человека
7.Психология обученияОсновы дидактики, методик, программированного обучения
8.Психология воспитанияОсновы воспитания, психологию ученического коллектива
9.Психология учителяЗакономерности преподавания наук и формирования педагогических особенностей
10.Психология познанияПсихологические познавательные процессы
11.Социальная психологияВзаимодействие людей в коллективе, взаимоотношения
12.Психология личности (дифференциальная психология)Характер, индивидуальные различия, способности
13.Психология трудаПсихологические особенности трудовой деятельности, научной организации труда (НОТ)
14.Экономическая психологияПсихологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения и производственных отношений
15.Политическая психологияСубъективно-мотивационные компоненты политики
16.Психология торговлиУсловия воздействия рекламы, вопросы спроса, обслуживания и моды
17.Психология творчестваОсобенности творческой личности, активизацию интуиции
18.Космическая психологияДеятельность человека в условиях невесомости, чрезмерных перегрузок организма
19.Авиационная психологияЗакономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов
20.Инженерная психологияДеятельность оператора в автоматизированных системах управления, в системах «человек-машина»
21.Медицинская психологияПсихологические аспекты деятельности врача и поведения больного  
22.НейропсихологияСоотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами
23.ПсихофармакологияВлияние лекарств на психику
24.ПсихотерапияПсихическое воздействие лечения на больных
25.ПсихогигиенаСистема мероприятий для обеспечения психического здоровья людей
26.Специальная психологияОтклонения в развитии психики
27.Юридическая психологияПсихологические вопросы реализации прав человека
28.Судебная психологияПсихология свидетельских показаний, поведение обвиняемого, требования к допросу
29.Криминальная психологияПоведение и формирование личности преступника, мотивы преступления
30.ЗоопсихологияПсихику и поведение животных
31.Сравнительная психологияСопоставление психики животных и человека

 

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Таблица 2

Методы психологии

МетодыОпределениеВиды
  ИнтроспекцияНаблюдение субъекта за его собственными психическими процессами в момент их протекания или вслед за нимнет
  НаблюдениеЦеленаправленное восприятие деятельности или поведения человека в естественных условиях и последующая регистрация их в протоколеОткрытое, скрытое, включенное, не включенное
  ОпросПрямое или косвенное, устное или письменное получение от субъекта сведений о его деятельностиУстный (интервью, беседа), письменный (анкета — открытая, закрытая), стандартизированный, свободный
  ТестКраткое психологическое испытание, в результате которого оценивается какой-либо процесс или личность в целомТесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты
  ЭкспериментСоздание специальных условий, в которых выявляется психологический фактКонстатирующий, формирующий, лабораторный, естественный
  Анализ продуктов деятельностиАнализ материализированных результатов психической деятельности человека с целью выявления его личностных особенностей и отношений.Анализ рисунков, сочинений, почерка, поделок и др.

Интроспекция самонаблюдение, которое применяется тогда, когда психолог- исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Наблюдение – целенаправленное восприятие психических явлений. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются и объясняются. Различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы и его присутствие и поведение становится частью наблюдаемой ситуации и

не включенное (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой. Различают также открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого метода является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов) и скрытое, когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается. Достоинства наблюдения: 1) возможность непосредственного контакта с объектом, 2) возможность применения в самых различных ситуациях; недостатки: 1) невозможность повторения ситуации, 2) большая вероятность ошибок из-за субъективного фактора.

Опроспредставляет особый метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос бывает устным и письменным. Устный опрос

(интервью, беседа) применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Это вид опроса позволяет глубже, чем письменный проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемых при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса. Письменный опрос может проводиться с большим количеством людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Ее недостатком является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего на содержание вопросов и, исходя из этого, изменить их. Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, когда перечень задаваемых вопросов и возможных ответов не ограничен определенными рамками. Такой метод сходен с беседой, при которой можно достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тестыявляются специализированными методами исследования, использование которых позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Большинство тестов являются стандартизированными и имеют необходимые нормативы. Это дает возможность оценивать уровень сформированности у человека соответствующих психических функций, то есть ставить психологический диагноз. Тесты бывают трех видов: тесты- опросники, тесты-задания и проективные тесты. Тест- опросник предполагает систему заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого. Тест-задание предполагает оценку действий человека. В нем предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о наличии или отсутствии и степени развития у человека изучаемых качеств. При использовании этих тестов испытуемый может сознательно повлиять на результаты, исказить или приукрасить их. Поэтому для получения более объективной информации о психологических и поведенческих особенностях людей используют проективные тесты. В их основе лежит метод проекции, когда человек, отвечая на поставленные определенным образом вопросы или выполняя задания, отражает в ответах свои скрытые личностные свойства.

Эксперимент— целенаправленная и продуманная искусственно созданная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно – следственных связях исследуемого явления с другими феноменами. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, полученные в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.

Анализ продуктов деятельности — анализируются дневниковые записи, продукты трудовой или творческой деятельности (рисунки, сочинения, почерк и пр.).

 

Взаимоотношение социальной психологии с другими науками

Взаимосвязь социальной психологии с другими научными дисциплинами обусловлена двумя обстоятельствами. Первое – это логика развития науки вообще через дифференциацию отдельных ее отраслей. При этом каждая из отраслей научного знания отражала специфику “своего” видения и объяснения окружающего мира. Второе – это все возрастающая потребность общества в необходимости использования интегрированного знания многих отраслей науки. Таким образом, теснота связи социальной психологии с другими науками может быть прослежена с учетом таких аспектов, как:

1) наличие общего объекта исследования;

2) использование общих методов в решении теоретических и практических задач;

3) взаимное использование некоторых объяснительных принципов в понимании природы социально-психологических явлений;

4) привлечение фактов, “добытых” другими научными дисциплинами, которые помогают глубже понять факторы и специфику развития и проявлений социальной психологии человека.

Социальная психология связана со многими науками: с общей психологией, с возрастной и педагогической психологией. Наиболее близкими являются социология и общая психология. Социальная психология изучает такие психологические образования, как социальные потребности и интересы, самосознание и сознание, общественное мнение, умонастроения, внушение, подражание и т.д. Эти образования находятся на границе социологии и общей психологии. Социологов интересует природа и характер общественных, групповых и индивидуальных интересов, норм и ценностей. А социальных психологов — конкретные механизмы формирования таких норм и ценностей с учетом микро- и макросреды, в которой живет человек.

Взаимосвязь социальной психологии и истории имеет место тогда, когда каждая из них обращается к другой для решения собственных проблем с целью использования ее данных.

Анализ истории для человека есть источник для понимания его современного состояния, в том числе психологии его поведения и отношений с другими людьми. Эти отношения складывались веками. Религиозные верования, обычаи, ритуалы, философские учения есть продукт их длительного развития. Историка, например, может заинтересовать психологическая характеристика людей, живших в ту или иную эпоху. Психолог в свою очередь может обратиться к истории для решения своих задач, рассматривая психологию людей как исторический факт. Историк может изучить личность какого-либо государственного деятеля или психологию народа, воспользовавшись методами социальной психологии для того, чтобы объяснить имевшие место исторические события. Психолог может применить метод исторического анализа для проникновения в психологию и поведение людей давно живших поколений.

В работах выдающихся психологов и историков мы находим интереснейшие примеры взаимовлияния общественной психологии на действия и поступки отдельных людей и наоборот. В них показано, что историческая психология людей тесным образом связана с культурными и социально-экономическими достижениями того общества, в котором они живут. Установлена, например, определенная зависимость между диктаторскими режимами, существовавшими в различные времена, и психологическими особенностями людей, живших в условиях этих режимов, между социально-экономическими достижениями страны и силой мотивации достижения у людей, представляющих данную страну. В реальном межгосударственном сосуществовании народов в ходе исторического развития формировались, так называемые этнические стереотипы, выступающие сегодня в качестве относительно устойчивых представлений о моральных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей.

Социальная психология и философия. К необходимости обращения к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которыми они столкнулись. Многие вопросы социальной психологии с большим трудом поддаются экспериментальному анализу и изучению с помощью естественно-научных методов. Во многом они решаются философско-умозрительно. Да и сам человек не есть полностью биологическое существо; он обитает между природой и обществом и одновременно принадлежит к этим двум реальностям. По этой причине в своем познании он не может быть полностью охвачен только методами какой-либо одной науки.

Многие проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для социальной психологии, и для философии. В самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению которых невозможно подойти лабораторно-экспериментальным путем, но которые, тем не менее, приходится решать.

 К числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести проблему сущности и происхождения человеческого сознания, влияние общества на личность и личности на общество, методологические проблемы cоциальной психологии и ряд других.

Социальная психология и социология. Социология и социальная психология находят немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных – анкетированием и опросом. Например, социометрия, возникшая первоначально как психологическая теория общества (Дж. Морено) применяется одновременно и как социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

Разработанная преимущественно социологами теория социального научения принята в социальной психологии. Данная теория утверждает, что поведение человека есть результат его общения, взаимодействия и совместной деятельности с разными людьми в различных социальных ситуациях, есть результат подражания, наблюдения за другими людьми, обучения и воспитания на их примерах. Любые формы общественного поведения человека, даже если в их основе лежат известные генетические факторы, преобразуются в результате применения к человеку системы разнообразных социально-культурных поощрений и наказаний.

Напротив, предложенные психологами теории личности и малой группы находят применение в социологических исследованиях. И если социологи пользуются психологическими данными преимущественно при решении проблем, касающихся общества в целом; то психологи обращаются к социологическим теориям и фактам тогда, когда им необходимо глубже понять механизмы влияния общества на личность, а также общие закономерности поведения человека в обществе. При этом одним из наиболее важных объектов изучения, своеобразной “сферой интересов” социальных психологов является не общество в целом, а малая группа – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2—3 до 20—30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Есть немало проблем, которые в принципе не могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это – проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. Всем этим в психологии занимаются представители социальной психологии, и примечательно то, что направление научных поисков с аналогичным названием, но с иной проблематикой и методологией исследования существует и в социологии.

Социальная психология и педагогика. Практически любой из вопросов обучения и воспитания требует совместного участия педагогов и психологов и без их скоординированной работы не может быть успешно решен. Социально ориентированная педагогика неизменно пользуется данными социальной психологии, помогающей правильно решать вопросы организации эффективного учебного взаимодействия обучаемых и преподавателей, учитывать социально-психологические явления и процессы, происходящие в педагогических и учебных коллективах.

Социальная психология тесно взаимодействует с биологией, которая изучает природу человека, животных, растений. Так, как человек тесно связан с животным миром и, как утверждают эволюционные психологи, произошел из него, социальная психология имеет общие точки соприкосновения с биологией, физиологией, анатомией.

Социальная составляющая роднит социальную психологию с философией, теологией, экономикой, политикой, образованием, психологическая – с биологией, химией, физикой, занимающихся изучением человека, каждая в своем русле.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Взаимоотношение социальной психологии с другими науками

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Взаимоотношение социальной психологии с другими науками

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Взаимоотношение социальной психологии с другими науками

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Связь между социологией и психологией

Связь между социологией и психологией: Социология и психология являются областями социальных наук. Будучи общественными науками, они изучают общество и поведение человека в нем. Из всех областей социальных наук кажется, что социология и психология являются двумя наиболее тесно связанными областями. Оба поля имеют некоторые отношения в том смысле, что их цели, хотя и взаимозависимые, схожи, и в какой-то момент они имеют одни и те же элементы.

Их отношения также можно описать как взаимодополняющие. В этой статье мы четко определим эти два поля, а затем обсудим взаимосвязь между ними.

Рекомендуется: взаимосвязь между законом и психологией

Таблица содержания

  • 1 Значение социологии
  • 2 Значение психологии
  • 3 Отношения между социологией и психологией

Значение социологии

9

0002 Социология – это область социальных наук, изучающая общество, социальное взаимодействие людей, а также правила и процессы, которые систематически связывают и разделяют людей не только как индивидуумов, но и как членов ассоциаций, групп и институтов.

Проще говоря, социология – это наука об обществе. Социология также изучает влияние социальных структур на человеческое поведение. Термин социология происходит от латинского слова Socius, означающего « товарищество или компаньон », а логика происходит от греческого слова Logos, что означает 9.0003 «слово или знание».

Связь между социологией и психологией

Область социологии направлена ​​на изучение и анализ человеческого поведения по отношению к обществу. Социология ориентирована на выявление социальных проблем, реакцию людей на них и решение социальных проблем. Как и любая другая социальная наука, социология использует научный метод для достижения своей цели.

Социология изучает влияние социальных явлений на отдельных людей и общество в целом и стремится понять причину, по которой люди могут реагировать на ситуации определенным образом. Область социологии не забывает об изменениях; следовательно, он изучает отношение людей к изменениям и пытается предсказать возможные реакции посредством наблюдения и оценки фактов. Социология изучает социальные взаимодействия между людьми и группами, а также адаптацию людей и реакцию на культуру и события.

См. также: Как сделать обучение веселым и увлекательным

Социологи также изучают влияние человеческого поведения на общество в целом. Также социология изучает влияние человеческого поведения на общество в целом. Социология проникает во все сферы общества, начиная от обычаев и традиций, религии, семьи, организаций, социального класса, пола, расы и так далее. Выводы социологии носят коллективный характер и, как таковые, могут быть представлены не в отношении отдельного человека, а в отношении общества. Например, отчет об участии в политической жизни, уровне самоубийств в браке, уровне разводов и т. д. Для социологии именно члены общества являются предметом социологических экспериментов.

См. также: Различия между дедуктивным и индуктивным аргументом

Значение психологии

Психология — это систематическое изучение человеческого разума; восприятие, механизм, личность и поведение человека в целом. Это изучение психических, эмоциональных и поведенческих характеристик, относящихся к конкретному человеку, группе или деятельности. Психология изучает человеческие мысли, чувства, сознательные, подсознательные и бессознательные явления в сознании человека.

Объясните связь между социологией и психологией

Области психологии включают; поведенческая неврология, клиническая психология, наука о принятии решений, когнитивная психология, психология развития, умственная отсталость и нарушения развития, количественная психология, социальная психология и так далее. Область психологии нацелена на изучение, в частности, людей и их психических процессов, хотя в рамках социальной психологии она не распространяется на исследования отношений людей с обществом.

См. также: Преимущества и недостатки предпринимательства

Связь между социологией и психологией

Социология и психология тесно связаны по своей концепции, изучению и, конечно же, по своим методам. Основой номер один их отношений является то, что обе они являются общественными науками; следовательно, они изучают человеческое поведение, поскольку оно может влиять на общество. Существенное различие между обеими областями состоит в том, что в то время как психология подвергает свои исследования конкретным людям и их психическим процессам, социология изучает все слои общества, поскольку она может влиять на человека и общество в целом.

Сходства и различия между социологией и психологией

Здесь было бы трудно провести черту, полностью разделяющую два понятия. Это связано с тем, что влияние области психологии на людей косвенно влияет на общество в целом, поскольку общество состоит из нескольких групп людей. Отсюда следует, что влияние психологии способствует социальному взаимодействию людей друг с другом и их реакции на социальные явления.

Рекомендуется: Основные факторы, способствующие развитию демократии

С другой стороны, социология также связана с психологией. Социальные явления также способны влиять на мыслительный процесс; психический процесс, являющийся предметом психологии. Таким образом, социология в своем изучении общества не пренебрегает изучением событий, поскольку они могут влиять на индивидов как субъективно, так и объективно. Таким образом, поскольку психология интересуется индивидуумом, его психическими процессами и проявляемыми поведенческими моделями, а социология имеет дело с обществом и в целом, общество по-прежнему подсчитывается числом индивидуумов.

Социологии также не возбраняется изучать человека субъективно и конкретно. Таким образом, субъективное изучение индивидуума не является исключительной чертой только области психологии; социология также использует то же самое. На самом деле социология не забывает о том, что существует нечто, известное как индивидуальные различия. Таким образом, социология принимает во внимание в своих исследованиях возможную субъективную реакцию людей на ситуации в зависимости от их личных убеждений, опыта, психического состояния, воспитания и многих других факторов. Фактически установлено, что и социология, и психология помогают друг другу в достижении их полной цели. Таким образом, их нельзя полностью разорвать; отсюда признание подполя, известного как социальная психология.

Психология против. Социология

Рекомендуем: Как сделать ваши отношения веселыми и интересными

Человеческое поведение, изучаемое психологией, не может иметь смысла само по себе, пока оно не высвобождается по отношению к обществу. Именно через человеческую психологию понимается деятельность человеческих существ, и такое понимание этой человеческой деятельности не может быть объяснено или сделано понятным, если бы она не была такой вещью, как человеческие отношения и социальные явления. Психология не может изучать, анализировать или предлагать решения своих выводов, если социальные факторы не принимаются во внимание; и что если вообще будут какие-либо значимые выводы. На самом деле изучение социологии могло бы быть невозможным, по крайней мере, в полной мере, если бы не была известна психология человеческого поведения.

Опять же, психология подтверждает тот факт, что социологические факторы могут иметь прямое влияние на психологию человека. Кроме того, выводы психологии и социологии и социологии помогают в развитии как психологии, так и социологии. Например, теории мотивации и восприятия, установленные психологией, могут помочь социологии в продвижении ее исследований. Другая связь, поддерживаемая социологией и психологией, заключается в том, что социальные проблемы могут иметь психологические последствия. Такие проблемы, как кризисы, преступления, наркомания, судебные дела, азартные игры и так далее, имеют психологические последствия. Это социальные проблемы, они затрагивают общество в целом и могут вызывать определенное человеческое поведение и реакцию на общество в целом, а также особенно влияют на психологию человека.

В общем, групповое сознание и поведение формируются, когда психология индивидуумов взаимодействует и реагирует.

Рекомендуется: Страны с наибольшим количеством мошенников

Заключение

Психология и социология — две разные дисциплины, находящиеся под эгидой социальных наук. При изучении психологии можно было бы увидеть, что социологические курсы должны изучаться также и наоборот для тех, кто изучает социологию. Это объясняет степень взаимосвязи между двумя полями. Несмотря на их перекрывающиеся отношения, линия их различий по-прежнему четкая; в то время как психология относится конкретно к индивидууму, социология относится к обществу.

Эде Самуэль Чуквумека ACMC

Эде Самуэль Чуквумека ACMC , студент юридического факультета и сертифицированный посредник/посредник в Нигерии. Он также является разработчиком со знаниями HTML, CSS, JS, PHP и React Native. Самуэль стремится изменить профессию юриста, создавая веб-приложения и мобильные приложения, которые значительно упростят юридические исследования.

Социология и психология (взаимоотношения и различия)

тёнот

Учебные материалы по управлению BBA Plus

Page Contents

Взаимосвязь социологии и психологии

Социология и психология являются вспомогательными науками. Психология была определена как изучение человеческого поведения. Вид отношений между социологией и психологией до сих пор является спорным / противоречивым.

Согласно Дюркгейму, социология должна изучать социальные, а не психологические факты. Социальные факты, по его мнению, являются чем-то внешним по отношению к индивиду и осуществляют внешнее принуждение индивида. С другой стороны, такие писатели, как Гинзберг, придерживаются мнения, что многие социологические объяснения можно было бы сделать твердо установленными, связав их с общими психологическими законами или объяснениями. Как таковой психологический феномен является результатом социального взаимодействия.

Взаимоотношения:

  • Основное сходство между ними в том, что оба имеют дело с людьми.
  • Утверждалось, что многие социологические объяснения могут быть твердо установлены с помощью психологических объяснений, т. е. человеческое поведение может быть четко объяснено в социальном контексте.
  • Социальная психология служит связующим звеном между психологией и социологией.
  • Социальная психология помогает решать социальные проблемы.

Разница между социологией и психологией

Эти два предмета отличаются друг от друга по объему. Психолог изучает отдельных людей, тогда как социолог изучает общество в целом. Так, у психолога индивидуалистический подход, а у социолога коллективный.

Различия:

  • Социология — это наука об обществе, человеческих взаимодействиях и отношениях. Но психология — это наука о разуме.
  • Общество и социальные группы являются единицами изучения в социологии. У него нет первостепенного интереса к индивидууму и индивидуальному поведению. Но индивидуум является единицей изучения в случае психологии. Психология изучает поведение людей в групповой ситуации или в обществе.
  • Социология изучает социальные процессы. Тогда как психология изучает психические процессы человека.
  • Область применения социологии широка. В то время как возможности психологии ограничены.
  • Социология является общей наукой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *