Сын 12 лет не хочет ничего делать: Подросток ничего не хочет. Разбираемся, как помочь

Содержание

Подросток ничего не хочет и ничем не увлекается, что делать?

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Подросток ничего не хочет и ничем не увлекается, что делать?

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 7-12 лет
  • ребенок в обществе
  • проблемы развития
  • 12-16 лет

Подростковый возраст традиционно считается одним из самых сложных периодов в жизни ребенка, а нередко, и всей семьи. Родители в ужасе ожидают, что сын или дочь начнет бушевать, свяжется с плохой компанией, будет хуже учиться, но нередко их ожидает прямо противоположная ситуация: подросток ничего не хочет и ничем не увлекается. Насколько нормальна такая ситуация и что делать родителям?

Возрастные изменения

В период с 11 до 16 лет происходит масса изменений в жизни ребенка, меняется и его внешний вид, и мировоззрение. Если в младшем школьном возрасте ведущая деятельность — учебная, то теперь — интимно-личностное общение со сверстниками. Это можно заметить и по мотивации: младшие школьники ходят в школу, потому что им интересно, а подростки – потому что там есть друзья. Меняются и интересы, и мотивы деятельности, и поведение подростка в целом.

Иногда эти изменения бывают бурными и резкими: подросток крушит все на своем пути, вступает в конфликт с окружением, хлопает дверьми, красит волосы в синий цвет и даже начинает курить. Такие проявления пугают родителей, но они чаще всего ожидаемы: именно такой образ подростка сложился в нашем обществе. Более того, с такими поведенческими реакциями родителям становится понятней, что же происходит с их ребенком: сейчас он злится (хлопнул дверью и разбил кружку), сейчас она грустит (рыдает в своей комнате из-за неразделенной любви), а вот сейчас он радуется (включил на полную громкость новый альбом любимого исполнителя).

Не достучишься

Большую растерянность вызывает обратная реакция: подросток запирается в комнате, натягивает капюшон, вставляет в уши наушники и полностью закрывается от окружающего мира – не достучишься. Это – одно из проявлений кризиса подросткового возраста, и оно совершенно нормально. Во время кризиса мир внутри подростка рушится, и ему нужны время и силы, чтобы научиться жить в новой реальности.

Чаще всего в таких ситуациях родители пытаются увлечь тинейджера какой-либо деятельностью: предлагают кружки и секции, «выгоняют» на улицу погулять, записывают на курсы подготовки к ЕГЭ и усиленно пытаются заинтересовать профориентацией. Разумеется, реакция подростка на такое бурное планирование его жизни чаще всего бывает негативной, а родители могут лишь всплеснуть руками: «И это он тоже не хочет! Ничего не хочет!»

Подростковые желания

На самом деле, желаний у подростка, чаще всего, бывает масса. Просто они не вписываются в представления родителей о «правильных» желаниях: ведь нужно хотеть получить пятерку, поступить в хороший вуз, выучиться профессии. Желания подростка иррациональны и чувственны, ведь именно эти грани он впервые для себя открывает и учится жить с ними. Вот пример записи личного дневника 15-летней девочки (публикуется с разрешения автора):

Хочу встретиться с ним.

Хочу, чтобы мы с ним проболтали несколько часов, не замечая никого и ничего.

Хочу все обратно.

Хочу перестать безумно скучать по нему и плакать, когда пишу о нем.

Хочу, чтобы родители начали меня понимать и поддерживать меня.

Хочу посвятить свою жизнь танцам.

Хочу перестать курить.

Хочу иногда быть более женственной.

Хочу регулировать перепады в моем настроении.

Хочу не причинять боль близким.

Хочу, чтоб меня не предавали.

Хочу любить и быть любимой.

Хочу быть счастливой.

Хочу, чтобы моя семья была здоровой и счастливой.

Хочу выздороветь.

Как вы видите, желаний у подростков предостаточно. Они не связаны с долгосрочными целями – это является еще одной возрастной особенностью. Хоть у подростков и существует ориентация на будущее, но они слишком сильно заняты ситуацией «здесь и сейчас» — получить желаемое нужно сию минуту, а если такой возможности нет, то «зачем тогда вообще оно нужно!». Все желания, перечисленные девочкой, являются самыми обычными желаниями среднестатистического подростка – желание любить и быть любимой, наладить отношения в семье, быть красивой и привлекательной. Это то, что заботит каждого тинейджера, и все его желания будут связаны именно с этим. Самое важное – не умалять значимости таких желаний, не высмеивать их и не обесценивать. Часто подростки слышат от родителей: «вот еще, мало ли, чего ты хочешь!», а такое суждение может стать настоящей психологической травмой для неокрепшей психики. Малыш 3-х лет хочет играть, а подросток хочет чувствовать – это возрастные особенности, которые не нужно пытаться изменить, их нужно интегрировать в повседневную жизнь.

Родители чаще всего озабочены совершенно другим: им кажется, что сейчас самое важное – это вопрос профориентации. Кем подросток станет, куда поступит, как сдаст экзамены – вот то, что заботит родителей ребят 15-16 лет. Конечно, этот вопрос очень важный, но, поверьте, ни один подросток не займется его решением до того, как решит свои внутренние проблемы и конфликты. Только обретя мир с самим собой, он сможет задуматься о своем будущем, о профессии и обучении. Если обратить внимание на желания девочки, перечисленные выше, то можно увидеть и профессиональное желание: связать свою жизнь с танцами. Часто родители не относятся серьезно к творческим стремлениям детей, вызывая тем самым конфликт: «ты будешь ходить на танцы, но не будешь связывать с ними свою жизнь».

Часто родительское «он ничем не увлекается» означает, что подросток не интересуется ничем из того, что, по мнению родителей, ему необходимо, но при этом с удовольствием играет в компьютерные игры, рисует и сочиняет стихи, а также регулярно ходит на прогулки со своими друзьями. Все это – абсолютная норма, с которой не надо ничего делать. Максимум – можно подтолкнуть подростка из своего хобби сделать профессию, например, из игрока превратиться в разработчика компьютерных игр.

Тем не менее, бывают ситуации, когда подростки не осознают свои желания. И если вам кажется это странным, то проведите эксперимент: попробуйте сами написать 20 своих желаний и попросите других взрослых людей сделать то же самое. Вы будете удивлены: многие взрослые не осознают свои желания! Что уж тут говорить о подростках, которых и так разрывает на части от внутренних конфликтов и противоречий? В этом случае необходимо помочь подростку в осознании своих желаний. Предложите ему также написать список желаний, чаще предлагайте сделать выбор, например: «ты хочешь черный чай или зеленый? С сахаром или без?» Начиная с таких простых «хотелок», подростку будет проще перейти к более сложным. Если ситуация сложная, то без помощи психолога здесь не обойтись, ведь часто природа неумения осознавать свои желания заложена в семье или в детской травме, которую необходимо проработать.

Не бойтесь своих желаний и учите этому своих детей! Уметь желать – такое же важное умение, как и многие другие, и подростки нередко страдают именно от переизбытка таких желаний. Старайтесь понять своего ребенка, принять его желания, которые могут идти вразрез с вашими представлениями о его жизни, и помочь ему в их реализации.

Автор: Екатерина Головина

Склонен ли ребенок нарушать правила?

Нарушение детьми и подростками норм и правил становится одной из важнейших проблем современного общества, поэтому важно своевременно обнаружить зачатки девиантности, чтобы скорректировать поведение ребенка.

Пройти тест

Подросток ничего не хочет. В чем причина и что делать? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 7 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Так иногда бывает: в начальной школе ребенок был бодр и весел, много чем увлекался, с удовольствием занимался в разных кружках, студиях… Но вот он дожил до подросткового возраста, и как подменили: все прежние занятия забросил, ничего не хочет, ничем не интересуется, лежит на диване и тупит в телефон. Что с ним случилось? И что делать родителям? Отвечает детский психолог Марина Решетникова.

Ищем причину

Такие ситуации не редкость, и это тревожные ситуации. Взрослым важно понимать, что это особенности переходного возраста, требующие пристального внимания. Причин может быть много, и, вполне вероятно, в каких-то случаях их сразу несколько. Перечислю наиболее распространенные.

1. Подростковая депрессия

Это не столь уж редкая вещь. По медицинской статистике, примерно 11 % подростков до 18 лет страдают депрессиями (девочки чаще, чем мальчики), причем у 20 % подростков был эпизод депрессии однократно или чаще. Следует заметить, что депрессии тоже бывают разными: есть клинические, то есть вызванные соматическими причинами — они бывают у 5 % подростков. Остальные случаи — это ситуативные депрессии, то есть вызванные какими-то тяжелыми жизненными обстоятельствами (смерть родственников, разрыв отношений с близкими друзьями, переход в другую школу, буллинг и так далее). Но какими бы причинами ни была обусловлена депрессия, следует понимать: зачастую в этом случае нужна помощь специалиста. Своими силами с ней не всегда удается справиться.

2. Утомление

Оно может быть вызвано, во-первых, физиологическими особенностями подросткового периода (не только же рост и вес увеличиваются, но и гормональная система перестраивается. Плюс к тому могут быть последствия перенесенных заболеваний, того же ковида, к примеру). Влияет даже время года: весной и осенью, когда меняется долгота дня, скачет атмосферное давление, подростки бывают особенно метеочувствительны.

Во-вторых, причиной утомления может стать слишком большая нагрузка — и школьная, и внешкольная. Сейчас многие родители считают, что правильное воспитание подразумевает как можно больше внешкольных развивающих занятий: кружки, студии, спортивные секции, курсы, репетиторы. Но здесь очень легко переоценить силы ребенка. Даже если до поры до времени он всем этим занимается с охотой, рано или поздно наступает момент, когда силы кончаются — и подросток перестает оправдывать ожидания своих преподавателей, тяжело это переживает, а в итоге бросает то занятие, что раньше его увлекало.

3. Проблемы в отношениях с одноклассниками и учителями

Это прежде всего школьный буллинг, который может и не принимать крайних форм, а потому родители долго ни о чем не догадываются.

О школьном буллинге читайте нашу подборку материалов:

Ребенка обижают в школе

Необходимо упомянуть, что в подростковом периоде изменяются приоритеты социального характера — успехи в учебных и дополнительных занятиях уходят на второй план. Первостепенное значение приобретают смена авторитетов (с родителей на других значимых людей) и определение своей социальной роли среди сверстников.

4. Неудачи в личных отношениях

Подрастающий человек сталкивается с отказом, сложностями, непониманием, расставанием, предательством. Для него все это имеет большое значение, вызывает бурю разнообразных эмоций, и, как следствие, все, что раньше его увлекало, теперь, на фоне таких переживаний, возможно, будет казаться пустым, бессмысленным.

Еще раз стоит подчеркнуть — причина может быть не одна: зачастую сочетаются и утомление, и последствия болезней, и буллинг, и кризис в отношениях, а все вместе дает ту картину, с которой начали: подростку уже ничего не нужно, ничего не интересно, он в апатии, не идет на контакт.

Как помочь подростку

Прежде всего, важно осознать серьезность положения и необходимость помощи. Вашему ребенку сейчас действительно тяжело — даже если сам он об этом и не говорит, а утверждает, будто все у него «нормально».

1. Нужно установить причину таких изменений

Легко сказать, но как это сделать? Основной путь — это разговор с подростком. И вот тут нужно изначально быть готовым к тому, что разговор не сложится или сложится не сразу. Нежелание идти на контакт может выражаться по-разному: от явной грубости — «отстань! не лезь в мою жизнь!» — до унылых уверений и оправданий: «да все нормально, ну просто надоело, это для маленьких» (про те занятия, что раньше его увлекали).

2. Как нужно относиться к таким неудачным попыткам наладить контакт?

Спокойно, без отчаяния, без нервов, без самообвинений. Никто не обещал, что установить контакт, выйти на доверительный разговор будет легко. Важно помнить: те же самые причины, что вызвали у подростка потерю интересов и вкуса к жизни, сейчас мешают и наладить с ним общение. Ему трудно понять и/или объяснить, в результате он огрызается или отмалчивается. Вам трудно с ходу найти чудодейственные слова.

Поэтому, несмотря на неудачи, такие попытки откровенного разговора нельзя оставлять. Помните: подросток все равно слышит все, что вы ему говорите, как бы внешне он на ваши слова ни реагировал, как бы демонстративно их ни игнорировал.

3. Как вообще надо вести такой разговор?

По возможности не ругать, не угрожать наказаниями, не взывать к совести! Тон должен быть доброжелательным, но не приторным, не заискивающим. Вы обращаетесь к подростку как к равному, а не как к несмышленышу. Какие конкретно слова вы найдете, вам виднее, вы лучше понимаете своего ребенка, но в любом случае из того, что вы говорите, должно следовать: вы его любите, причем любите не за какие-то успехи и достижения, а безотносительно ко всему этому. Вы готовы и способны защитить его от проблем там, где ему не хватает собственных сил, но при этом не окружаете его гиперопекой. Вам он интересен, интересны его мысли, чувства, переживания, его мнение по тем или иным вопросам, причем не только по вопросам, непосредственно связанным с его школьной жизнью. Необходимо заметить: интерес к жизни вполне может вернуться, если подросток видит, что, во-первых, вы проявляете к нему интерес, а во-вторых, сами чем-то интересуетесь, у вас есть какие-то увлечения.

Однако в таких разговорах нужна мера, нужна постепенность. Если вы будете по десять раз в день затевать такие беседы, то подросток воспримет это как назойливость, навязчивость. Выбирайте для этих разговоров подходящее время. Учитывайте свое собственное психологическое состояние, то есть не начинайте разговор в тот момент, когда нервничаете, когда ваше собственное эмоциональное состояние неустойчиво.

4. Попытайтесь выяснить, какие интересы у подростка все же остались

Если вы видите, что ему интересны только игры на телефоне или переписка в соцсетях — не отвергайте эти темы как недостойные. Попробуйте расспросить об особенностях этих игр, о том, что интересного он узнал из сетевого общения, поделитесь своим опытом по этой части — словом, попробуйте установить контакт на этой почве. Если это получится, то дальше вы уже можете расширять круг тем для общения, расширяя тем самым сферу его интересов.

5. Ни в коем случае не отбирайте у подростка телефон!

Вам может казаться, что вся беда — именно в телефоне, что именно телефон убил все прежние интересы ребенка. Но это совсем не так! Не путайте причину и следствие. Кроме того, помните, что ваш ребенок — это уже подросток, и изъятие телефона он воспримет как вторжение в его личное пространство, как оскорбление. Вы разрушите то хрупкое доверие, которое еще оставалось между вами.

И разумеется, не шпионьте за сыном или дочерью, не заглядывайте в его переписку. Вам может казаться, что таким путем вы ограждаете его от вредного влияния, но на самом деле страхи по поводу вредного влияния чаще всего преувеличены, а вот вред от разрыва доверия несомненен.

6. Но можно ввести некие внешние ограничения, не посягающие на сетевую свободу подростка

То есть можно ограничить время пользования Интернетом, ограничить время на компьютерные игры. При этом все такие ограничения нужно внятно обосновать. Не просто «я считаю, что тебе это вредно», а «у тебя на это уходит времени больше, чем на все остальное, в результате ты не успеваешь делать уроки, мало гуляешь, недосыпаешь, а в результате у тебя ни на что не хватает сил».

Вообще, поддерживать некие разумные режимные моменты можно и нужно — в том, что касается времени сна, питания, гигиенических процедур. Даже если на внешнем уровне подросток может воспринять это в штыки, внутри он все равно понимает, что это правильно, и понимает, что в этом выражается ваша забота о нем.

Photo by Gilles Rolland-Monnet on Unsplash

7. Что-то сделать со школой

Если причина утери интересов и апатии связана со школой, то в каких-то особо тяжелых случаях следует либо уменьшить школьную нагрузку, либо сменить школу, либо перейти на домашнее обучение (если, конечно, у вас есть такая возможность). Это серьезный шаг, требующий всестороннего осмысления и консультаций, но иногда это единственный выход.

8. Не бойтесь обращаться к врачам

Если вы, несмотря на все предпринятые усилия, все же не можете установить контакт со своим подростком (причем ситуация тянется месяцами) и если вы подозреваете, что виной всему депрессия, обращайтесь к специалистам — психологам, психотерапевтам, психиатрам. Поверьте, в этом нет ничего стыдного! Не руководствуйтесь стереотипами прежних времен, будто иметь проблемы с психикой — это свидетельство некой неполноценности, а обращение к психиатру чревато огромными неприятностями в плане учебы и трудоустройства. В современном обществе ко всему этому давно уже иное отношение.

***

А самое главное — надо верить в своего ребенка и продолжать его любить. Только так вы можете помочь ему преодолеть трудный период жизни.

Reddit — Погрузитесь во что угодно

Мой сын сводит меня с ума. У него проблемы в школе несколько раз в неделю — он постоянно забывает свои вещи дома, он не будет делать домашнее задание, если кто-то не стоит рядом с ним, и фактически тренирует его делать это. Его учитель звонит мне каждую неделю и угрожает исключить его. Судя по всему, он просто уходит посреди урока в уборную, но сидит там целых 40 минут, что случается каждый день, а то и по нескольку раз. Сколько бы я ему ни говорил, он не будет учиться, и его ничуть не смущает, что он проваливает большинство своих уроков. Не поймите меня неправильно, он не глупый ребенок, он просто ВООБЩЕ не обращает внимания в школе, а потом не делает уроки дома. Он не будет чистить зубы или принимать душ, пока кто-нибудь не затащит его в ванную. Он носит одну и ту же рубашку неделю подряд и даже спит в ней, хотя я постоянно говорю ему сменить ее.

Когда я пытаюсь поговорить с ним и спросить, зачем он все это делает, он не отвечает. Он будет просто смотреть в землю и не скажет ни слова, и уйдет, когда я закончу говорить. Я пробовал все. Быть добрым и терпеливым не получится. Кричать на него не получается. Ему все равно. Когда я злюсь на него, он возвращается через десять минут, как всегда веселый, как будто ничего не произошло.

Я пытался мотивировать его. Он годами умолял меня, чтобы он мог вступить в футбольный клуб. В конце концов я разрешил ему уйти с одним условием: он будет делать домашнее задание и постарается получить более высокие оценки. Он вообще не пытался улучшить свои оценки. Он по-прежнему не сделал ни одной домашней работы. Поэтому после нескольких предупреждений я сказал ему, что ему нельзя играть в футбол, пока он не начнет что-то делать. Прошли месяцы, а ему все равно, он ничего не хочет делать.

Я говорю ему, что куплю ему новый телефон, если он начнет заниматься своими делами и домашними заданиями, он взволнован в течение пяти минут, говоря «хорошо, мама, большое спасибо», но он никогда ничего не делает. Когда я угрожаю забрать его телефон, он по-прежнему ничего не делает. Когда я на самом деле беру его телефон, он даже не пытается вернуть его мне. Дело не в том, что он пытается быть дерзким, я просто чувствую, что ему все равно. Совсем.

Я попросил его больше не использовать свои мобильные данные, как только он получит предупреждение о том, что он достиг предела, но он не слушает. Я говорю ему об этом каждый месяц, но он все еще продолжает им пользоваться, хотя знает, что я должен платить за него деньги. Мне приходится будить его 5 раз каждое утро, он всегда снова засыпает. Когда я говорю ему спуститься вниз, он говорит: «Да, иду», но на самом деле мне нужно звонить ему еще много раз после этого, и он удосуживается спуститься где-то через полчаса.

Я понятия не имею, что с ним делать. Любая помощь будет очень высоко ценится!

TL;DR: Мой сын не будет делать уроки, работу по дому, чистить зубы, принимать душ и т. д. независимо от того, вежливо ли я прошу его или кричу на него. Ему просто все равно, даже если я пытаюсь мотивировать его или даже когда я его наказываю.

Мой сын ни о чем не заботится! Совет по воспитанию подростков с СДВГ

В: «Мой сын-подросток, страдающий СДВГ и оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР), похоже, ни о чем не заботится. Он думает, что все глупо, кроме видеоигр и телефона. Его отсутствие эмпатии меня откровенно беспокоит — что происходит и что я могу сделать?»


О: Начнем с того, что у вашего сына нет сочувствия. Дети и подростки с СДВГ и ОВР способны сопереживать. Однако апатию вашего подростка можно объяснить тем, что он, вероятно, чувствует себя оторванным от самого себя и боится негативного суждения со стороны других.

Почему подростки с СДВГ отступают

Ему все может казаться глупым, потому что:

  • Он может не чувствовать, что добивается успеха.
  • Он не обязательно чувствует, что кто-то на его стороне.
  • Он, возможно, уловил много негативных сообщений о себе, прямо и/или косвенно, на протяжении многих лет (как это делают многие люди с СДВГ).

[Прячется ли ваш сын в безопасных социальных условиях игр?]

Почему подростки с СДВГ прячутся в видеоиграх болезненно, он не подходит и не преуспевает, как ему хотелось бы. Например, он может прибегать к видеоиграм, потому что они предлагают конкретные способы добиться успеха — вы достигаете этого уровня, переходите на следующий уровень и так далее. В зависимости от игры ему, возможно, не придется взаимодействовать с людьми и улавливать их выражения, таким образом избегая любых признаков того, что он подходит или не подходит или пропускает.

Как воспитывать интересы подростка

Чтобы бороться с его явным равнодушием и равнодушием, начните развивать то, в чем ваш подросток хорош, помимо игр и своего телефона. Подумайте об одной очень маленькой вещи, которую он может делать каждый день или уже делает каждый день, и которая существенно укрепит его уверенность в себе. Если он хорошо разбирается в видеоиграх, сможет ли он заинтересоваться программированием?

Если вы еще этого не сделали, вам также стоит подумать о том, чтобы найти семейного консультанта, знакомого с СДВГ и ОВР. С ODD ваш сын может не только иметь склонность к агрессии, но и может быть некоторый разлад в отношениях между родителями и детьми, который может объяснить, почему он ведет себя определенным образом. Консультации, возможно, вместе с лекарствами, могут снизить громкость сложных вопросов, позволяя вашему сыну сосредоточиться на самосовершенствовании.

Моему сыну все равно: следующие шаги

  • Загрузка: Превратите апатию вашего подростка в вовлеченность
  • Читать: Как мотивировать подростка с СДВГ
  • Пища для размышлений: «Могу ли я спасти своего подростка от неудачи?»

У вас есть вопрос к уважаемому тренеру по воспитанию подростков ADDitude? Задайте свой вопрос или вызов здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *