Таблица по истории локальные конфликты холодной войны: причины, этапы, локальные конфликты, итоги (таблица)

Конфликты Холодной войны в 1946-1991 годах

Содержание

  1. Холодная война
  2. Фултонская речь
  3. План Маршалла
  4. Гражданская война в Китае 1946-1950
  5. Блокада Западного Берлина 1948
  6. Война в Корее 1950-1953
  7. Венгерское восстание 1956
  8. Берлинский кризис 1961
  9. Карибский кризис 1962
  10. Война во Вьетнаме 1955-1975
  11. Пражская весна 1968
  12. Афганская война 1979-1989

Холодная война

СССР и США в Афганистане и Вьетнаме

Холодная война – период глобального геополитического, военного, экономического и идеологического противостояния в 1946—1991 гг. между СССР и США. Противники создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками – НАТО и ОВД. Одной из главных составляющих конфронтации была идеологическая борьба, как следствие противоречия между социалистической и капиталистической моделями государственного строя. США и СССР не вступали официально в прямое военное столкновение, однако опосредованно участвовали во многих вооружённых конфликтах в различных частях мира. Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, временами угрожая перерасти в ядерную войну. Холодная война завершилась в 1991 г. с распадом СССР.

Фултонская речь

Речь Черчилля. Фултон, США, 1946 год

Фултонская речь была произнесена 5 марта 1946 г. Уинстоном Черчиллем в Вестминстерском колледже в Фултоне (США) и считается формальным началом холодной войны. В своей речи бывший британский премьер-министр высказал мнение, что капиталистическим странам угрожает опасность новой мировой войны и причиной этой угрозы является СССР и международное коммунистическое движение. Черчилль заявил, что отношения СССР с США и Великобританией должны строиться на военном превосходстве стран, говорящих на английском языке и выдвинул идею создания военного союза англосаксонских народов для борьбы с мировым коммунизмом. Позже И. В. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

План Маршалла

Дж. Маршалл. Госсекретарь США 1947-1949

План Маршалла — программа помощи Европе после Второй мировой войны, был выдвинут в 1947 г. американским госсекретарём Джорджем К. Маршаллом. Заявленной Соединёнными Штатами целью плана было восстановление экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран. При этом американцы в качестве предварительного условия предоставления помощи потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. Ряд соглашений, сопутствующих плану, препятствовали свободной торговле стран, получавших помощь, наиболее характерным было запрещение торговли между Востоком и Западом. Реализация плана Маршалла установила зависимость западноевропейских стран от Соединённых Штатов.

Гражданская война в Китае 1946-1950

Народно-освободительная армия Китая

Гражданская война в Китае 1946-1950 гг. явилась завершающим этапом противостояния между китайскими коммунистами во главе с Мао Цзедуном и Гоминьданом во главе с Чан Кайши, длившегося с 1927 г. Боевые действия начались летом 1946 г. На первом этапе преимущество было на стороне армии Чан Кайши, которого поддерживали США. Однако в 1947 г. при решающей военной, материальной и консультативной помощи со стороны СССР, силы Коммунистической Партии Китая изменили ход войны в свою пользу. 1 октября 1949 г. Мао Цзэдун на центральной площади Пекина – Тяньаньмэнь – объявил о создании Китайской Народной Республики. На следующий день КНР была признана Советским Союзом. Весной 1950 г. был взят под контроль остров Хайнань, а осенью 1950 г. части НОАК вошли в Тибет.

Блокада Западного Берлина 1948

Воздушный коридор. Берлин, 1948 год

Блокада Западного Берлина (Первый Берлинский кризис) (24 июня 1948 — 11 мая 1949) — блокада Советским Союзом автомобильных и ЖД путей западных союзников по территории Восточной Германии, в западные секторы Берлина, находящиеся под их контролем. Блокада стала ответом на намерение США включить Западный Берлин в сферу действия плана Маршалла. Для преодоления блокады западные союзники организовали воздушный мост. Берлинский кризис ускорил объединение в мае 1949 г. западной зоны оккупации в Федеративную Республику Германии, при этом Западный Берлин стал автономным самоуправляемым городом, связанным наземным коридором с ФРГ. В ответ на это в октябре 1949 г. в советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика.

Война в Корее 1950-1953

Южнокорейские военнопленные. Корея, 1953 г.

Корейская война 1950-1953 — вооружённый конфликт между КНДР (Северная Корея) и Республикой Корея (Южная Корея). После капитуляции Японии в 1945 г. Корея была разделена на две части по 38-й параллели, временное управление в которых осуществляли СССР и США на севере и юге соответственно. Правительства КНДР и РК намеревались объединить Корею под собственной властью. Война началась 25 июня 1950 г. наступлением войск КНДР на юг. На стороне Южной Кореи выступили силы ООН во главе с США, на стороне Северной Кореи — СССР (64-й авиакорпус) и Китай (добровольцы). Во избежание международного конфликта советские и китайские военнослужащие использовали форму и опознавательные знаки КНДР. Война закончилась перемирием 27 июля 1953 г. и не принесла успеха ни одной из сторон.

Венгерское восстание 1956

Операция «Вихрь». Будапешт, 1956 год

Венгерское восстание 1956 года – вооружённое восстание против просоветского режима в Венгрии. В 1953 г. правительство Венгрии возглавил Имре Надь, реформаторский курс которого вызвал критику в СССР. В 1955 г. И. Надь был смещен, а реформы свёрнуты. Это вызвало недовольство в обществе. В октябре 1956 г. начались вооружённые столкновения протестующих с подразделениями ГБ и армии. И. Надь, вновь возглавивший правительство, занял сторону протестующих. 4 ноября началась операция “Вихрь” — в Венгрию были введены советские войска (более 30 тыс. чел). 11 ноября восстание было подавлено на всей территории страны. И. Надь был повешен 16 июня 1958 г. за “измену родине и организацию заговора”. Всего было вынесено не менее 600 смертных приговоров участникам мятежа.

Берлинский кризис 1961

«Танковое противостояние». Берлин, 1961 г.

Берлинский кризис 1961 г. — конфликт между СССР и странами Запада по вопросу статуса Западного Берлина. 7 апреля 1961 г. Хрущёв в очередной раз потребовал пересмотреть статус Западного Берлина, объявив его демилитаризованным свободным городом, пригрозив, в противном случае, передать контроль доступа к Западному Берлину властям ГДР. В ответ на это вооружённые силы США были приведены в состояние повышенной боевой готовности. 13 августа 1961 г., для пресечения эмиграции населения ГДР через западный сектор, властями ГДР было начато сооружение Берлинской стены. Кризис завершился 28 октября 1961 г., после т.н. «танкового противостояния» у КПП на Фридрихштрассе между вооруженными силами СССР и США. Западные страны были вынуждены смириться с наличием Берлинской стены.

Карибский кризис 1962

Советский ракетный комплекс. Куба, 1962 год

Карибский (Кубинский) кризис 1962 г. – резкое обострение международной обстановки, вызванное угрозой ядерной войны между СССР и США из-за размещения советского ракетного оружия на Кубе. В июне 1962 г. по просьбе Кубы руководство СССР приняло решение о развертывании на острове советских войск, в том числе ракетных (операция «Анадырь»), для предотвращения вторжения США на Кубу и противопоставления советских ракет американским, развернутым в Италии и Турции. В октябре 1962 г. на Кубу скрытно было доставлено свыше 40 тыс. советских военнослужащих и значительный арсенал ядерного оружия. Президент США Кеннеди распорядился привести ВС США в боевую готовность. 28 октября в ходе переговоров с участием ген. секретаря ООН Карибский кризис был разрешён.

Война во Вьетнаме 1955-1975

Американские военнослужащие во Вьетнаме

Война во Вьетнаме началась как гражданская в 1955 г. в Южном Вьетнаме. К середине 1964 г. Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама взял под контроль большую часть территории страны. Для сохранения сайгонского режима в августе 1964 г. США перешли к прямой военной интервенции против коммунистического Северного Вьетнама. СССР и Китай выступили на стороне ДРВ, оказывая Вьетнамской народной армии и НФОЮВ широкую экономическую, техническую и военную помощь. В январе 1973 года, после ряда крупных поражений, США подписали соглашение о прекращении войны и выводе войск. В апреле 1975 г. войска ДРВ разгромили южновьетнамскую армию, что позволило в 1976 г. объединить Север и Юг в Социалистическую Республику Вьетнам.

Пражская весна 1968

Операция «Дунай». Прага, 1968 год

Пражская весна (5 января — 21 августа 1968 г.) — период либерализации в Чехословакии связанный с реформами первого секретаря ЦК КПЧ Александра Дубчека. Одновременно с либерализацией в обществе нарастали антисоветские настроения, воспринятые руководством СССР как угроза целостности и безопасности социалистического лагеря. 21 августа 1968 г. началась операция «Дунай» — ввод в ЧССР войск Варшавского договора с целью смещения руководства страны и недопущения выхода ЧССР из социалистического блока. Реформаторы были арестованы и доставлены в Москву, где была принята программа по сворачиванию реформ и размещению в ЧССР контингента советских войск. События Пражской весны были использованы США для организации масштабной антисоветской пропаганды.

Афганская война 1979-1989

Ввод советских войск. Афганистан, 1979 год

Афганская война началась как гражданская после Апрельской революции 1978 г., в результате которой к власти пришла Народно-демократическая партия. Обстановка осложнялась иностранным вмешательством во внутренние дела Афганистана. 25 декабря 1979 г. по просьбе правительства ДРА в Афганистан были введены советские войска. Ввод войск рассматривался руководством СССР как кратковременная мера, направленная на обеспечение безопасности южных границ СССР. Однако советские войска оказались вовлечёнными в военный конфликт на стороне правительства ДРА против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывали Пакистан и США. 15 февраля 1989 г. советские войска были выведены из Афганистана. Общие потери СССР составили 15 031 человек.

Локальные конфликты второй половины ХХ – начала XXI в.

Мы уже говорили о том, как происходило становление биполярного мира после окончания Второй мировой войны. Называли его характерные признаки. Противостояние двух политических систем – Востока и Запада – шло по всем направлениям: экономическому, политическому, идеологическому. Образовывались военные блоки (крупнейшие из них – ОВД и НАТО), невиданные размеры приняла гонка вооружений. До глобальной войны дело, к счастью не дошло, хотя несколько раз мир находился буквально у последней черты.

Наибольшую опасность представлял, пожалуй, Карибский кризис. Ответом на наращивание ядерного потенциала Запада вблизи границ СССР (в Европе и Турции) стало размещение советских ракет на Кубе.

Тогда, первый и единственный раз в истории США, президент Джон Кеннеди отдал приказ о повышении боевой готовности до второго уровня. Всего таких ступенек в шкале готовности вооружённых сил Соединённых Штатов пять. Пятая соответствует мирному времени. Первая должна объявляться буквально накануне крупного военного конфликта с применением оружия массового поражения.

В октябре 1962 года военные советники предложили Кеннеди начать вторжение на Кубу. Трудно себе представить последствия такого шага. В

1990-е годы стало известно, что командующий советскими войсками на Кубе имел полномочия на применение ядерного оружия в качестве ответной меры. Лидеры СССР и США смогли сделать шаг навстречу друг другу. Советские ракеты выводились с «острова Свободы». США гарантировали, что военного вторжения на Кубу не будет.

Но такое прямое противостояние двух супердержав – всё же исключительный случай в послевоенной истории. Чаще борьба происходила в локальных конфликтах, когда США и Советский Союз поддерживали противоборствующие стороны.

Что такое локальная война? Это военные действия между двумя, иногда большим количеством государств, которые ведутся на сравнительно небольшой территории. Цели, ради которых затеваются боевые действия, известны ещё до их начала. Как правило, в таких конфликтах не применяется оружие массового поражения. Хотя бывают и исключения.

Так, во время Ирано-иракской войны 1980–1988 годов применялось химическое оружие. Самой крупной по масштабу жертв стала газовая атака Ирака против курдского городка Халабджа.

Официальных данных по последствиям этой трагедии не публиковалось. По неофициальным – приблизительно пять тысяч человек погибли, несколько десятков тысяч остались инвалидами.

Некоторые локальные войны со временем перерастают в региональные. В качестве примера можно привести войну в Персидском заливе 1990–1991 годов

. Она началась с нападения Ирака на Кувейт. Но затем в него вмешались другие государства. Коалиция многонациональных сил выступила в защиту суверенитета Кувейта.

Их основу составляли американские части, а всего в операции «Буря в пустыне» приняли участие 44 государства.

Локальные конфликты – одно из проявлений «холодной войны». Особенно это было заметно во время Корейской и второй Вьетнамской войн.

Ещё в августе 1945 года США и СССР договорились о разделе Кореи на зоны оккупации после капитуляции Японии. Граница между ними должна была пройти по 38-й параллели.

Выборы, проведённые под контролем оккупационных администраций, привели к власти разные политические силы: коммунистов во главе с Ким Ир Сеном на Севере, и прозападную коалицию Ли Сын Мана на Юге. В итоге образовалось два государства –

Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея.

Оба режима были полны решимости объединить Корею под свой властью. 25 июня 1950 года северокорейские войска перешли границу. Их наступление складывалось очень успешно. Через три дня был захвачен Сеул. А к середине августа армия КНДР контролировала 90 % территории Южной Кореи.

Совет Безопасности ООН дал санкцию на оказание военной помощи Республике Корее.

Войска ООН (большую их часть составляли американские военнослужащие) переломили ход войны. В середине сентября они перешли в контрнаступление. 20 октября пал Пхеньян. Занятие всей территории Корейского полуострова было вопросом времени.

Но практически разгромленная северокорейская армия получила мощную поддержку. Советское командование ограничилось действиями в воздухе.

Более активное вмешательство в Корейскую войну грозило её перерастанием в войну с США. Известно, что командующий американских ВВС в этом регионе получил приказ нанести ядерный удар по военным базам в Сибири в случае участия СССР в корейском конфликте. Так что советские лётчики не должны были подлетать ближе, чем на 100 километров, к линии фронта. А американцы делали вид, что не замечают советской активности в воздухе.

Правительство КНР не стояло перед подобным выбором. И в конце октября 270-тысячная армия «китайских народных добровольцев» (так это официально называлось) перешла в наступление. Войска ООН потерпели несколько поражений. В начале января 1951 года Сеул вновь перешёл под контроль Северной Кореи. Командующий войсками ООН американский генерал Дуглас Макартур открыто настаивал на применении ядерного оружия. Но президент США Трумэн эту идею не поддержал.

Летом 1951 года ситуация зашла в тупик.

Добиться окончательной победы сколь-нибудь разумной ценой не представлялось возможным. В июле 1953 года военные действия были остановлены. 38-я параллель стала демаркационной линией, за которую были отведены войска. Но мирный договор стороны так и не смогли подписать.

По похожему сценарию развивалась вторая Вьетнамская война.

Вьетнам после получения независимости тоже оказался разделённым на два государства. Граница между ними проходила по 17-й параллели. На Севере была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам во главе с лидером коммунистов Хо Ши Мином. На Юге создана Республика Вьетнам. Её главой стал поддержанный США Нго Динь Зьем. История повторялась почти со стопроцентной точностью.

Во Вьетнаме должны были быть проведены всеобщие свободные выборы. На них и определилось бы, каким быть объединённому государству. Но южновьетнамские власти отказались от их проведения. Часть населения начала партизанскую войну против правительства. Её поддерживали северовьетнамские коммунисты, отправляя на юг «военных советников».

Был создан Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (Вьетконг).

Для поддержки южновьетнамского режима США начали наращивать своё военное присутствие. 2 августа 1964 года произошёл так называемый «Тонкинский инцидент» – бой между американским эсминцем и северовьетнамскими торпедными катерами в Тонкинском заливе.

Он стал поводом для начала военных действий США против Северного Вьетнама. На пике войны во Вьетнаме находилось более полумиллиона американских военнослужащих. Военные действия велись как против армии Северного Вьетнама, так и против партизан-вьетконговцев на юге. Для «зачистки» территорий применялись самые варварские методы, включая напалмовые бомбы и распыление гербицидов для уничтожения растительности.

Затянувшаяся война, растущие потери вызывали массовые протесты в Соединённых Штатах.  В 1969 году на президентских выборах победил Ричард Никсон, который заявлял о необходимости завершить военные действия «почётным миром». Ставка была сделана на «вьетнамизацию» войны – усиление армии Южного Вьетнама и вывод американских частей.

В январе 1973 года были подписаны Парижские мирные соглашения. Для США Вьетнамская война завершилась. Но не для Вьетнама. Бои продолжались ещё два года. До тех пор, пока 30 апреля 1975 года коммунисты не подняли своё знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне.

Вьетнам стал единым государством. В отличие от Кореи, где продолжалось острое противостояние Севера и Юга. Особенно опасный характер оно приобрело после того, как КНДР стала ядерной державой.

Первое ядерное испытание было проведено в этой стране в октябре 2006 года. В 2017 году Северная Корея испытала межконтинентальные баллистические ракеты и проинформировала о наличии на вооружении водородной бомбы.

Не уступает корейскому по своей продолжительности арабо-израильский конфликт.

Противостояние арабских стран и сионистского движения началось ещё в конце XIX века. Сионизм – политическое движение, которое выступало и выступает за территориальное объединение еврейского народа. На его исторической родине – в Израиле. Оттуда евреи были изгнаны ещё во времена Римской империи.

История эта достаточно долгая, поэтому сразу перейдём к её концу. 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о разделе Палестины для провозглашения на её территории двух государств – еврейского и арабского. Иерусалим, где находятся святыни нескольких религий, должен был стать международным городом под патронажем Организации Объединённых Наций.

Еврейские организации этот план приняли, и в мае 1948 года было провозглашено государство Израиль.

Лига же арабских государств отвергла резолюцию ООН. В ноябре 1947 года началась первая арабо-израильская война. Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен в мае 1948 года ввели свои войска в Палестину. Их целью было «сбросить Израиль в море». Но сделать этого не удалось. К моменту прекращения огня в начале 1949 года под контроль Израиля перешло 1300 квадратных километров территории, выделенной для создания арабского государства. Территория Иерусалима была поделена между Израилем, Трансиорданией и Египтом.

Беженцами стали около 600 тысяч арабов (приводятся и другие цифры).

Первая война не стала единственной. Ближний Восток превратился в регион, который постоянно лихорадит. Это происходило и во время «холодной войны», когда в конфликт вмешивались обе сверхдержавы, и после её окончания.

Суэцкий кризис в октябре 1956 – марте 1957 года.

Англия, Франция и Израиль начали военные действия против Египта после национализации правительством Гамаля Абдель Насера Суэцкого канала. Против агрессии – редкий случай – выступили одновременно и СССР, и США.

Шестидневная война 1967 года.

Военно-воздушные силы Израиля разгромили авиацию арабской коалиции, после чего последовал быстрый разгром её сухопутной армии.

Война на истощение (1967–1970 годы). Она была начата Египтом для возращения Синайского полуострова, захваченного Израилем.

Война Судного дня в 1973 году. Две Ливанские войны (1982 и 2006 годы). Палестинская интифада – восстание на занятых Израилем арабских территориях.

Израильские операции в Секторе Газа.

Ещё один регион, локальные конфликты в котором не связаны с «холодной войной» – Персидский залив. Мы уже говорили о Ирано-иракской войне и конфликте между Ираком и Многонациональными силами из-за захвата Кувейта в 1991 году. В 2003 году с вторжения сил США и их союзников для свержения режима Саддама Хусейна началась война в Ираке.

Военные действия в этой стране велись до конца 2011 года. 

С 1947 продолжается индо-пакистанский конфликт – борьба между Индией и Пакистаном за штат Кашмир и другие пограничные территории. С конца 1970-х годов стабильно нестабильным регионом остаётся Афганистан.

В январе 2015 года начались военные действия против боевиков движения Талибан. С 1984 года продолжается противостояние правительства Турции и сторонников независимого Курдистана. В марте 2015 года ряд арабских государств во главе с Саудовской Аравией вмешался во внутренний конфликт в Йемене.

Это лишь некоторые из примеров локальных конфликтов второй половины ХХ – начала XXI века. Выясните, где военные действия продолжаются до сих пор. И подумайте над вопросом о причинах локальных войн и возможности их предотвращения.

Холодный конфликт | Национальный музей Второй мировой войны

Верхнее изображение предоставлено Национальным управлением архивов и документации, 198923.

Напряженность в отношениях между Соединенными Штатами и их маловероятным союзником в лице Советского Союза сохранялась на протяжении всей Второй мировой войны. Лидеры западных союзников не забыли первоначальный пакт о ненападении, заключенный между советским премьером Иосифом Сталиным и Адольфом Гитлером в 1939 году. Однако вторжение Германии в Советский Союз и нападение Японии на Перл-Харбор создали союз между Соединенными Штатами и СССР. По мере того как Вторая мировая война преобразовывала и Соединенные Штаты, и СССР, превращая эти страны в грозные мировые державы, конкуренция между ними усиливалась. После поражения держав Оси идеологическое и политическое соперничество между США и СССР уступило место началу 9-го века.0005 Холодная война . Последовавшая за этим гонка за превосходство в военной мощи породила эру шпионажа, войн за распространение коммунизма и наращивания ядерных вооружений, угрожавших глобальному уничтожению.

В то время как президент Рузвельт надеялся увидеть прочный мир в послевоенном мировом порядке, отношения с Советским Союзом осложнили это видение. Начиная с большевистской революции 1917 года, когда российская монархия пала перед советскими войсками, распространение коммунизма за пределы России оставалось постоянным страхом на протяжении всего двадцатого века. Этот страх не был беспочвенным, поскольку советские лидеры активно стремились проникнуть в страны или нацелиться на них, чтобы усилить глобальное влияние СССР. Попытки СССР претендовать на территорию в Европе после поражения Германии подпитывали веру в то, что СССР намеревался расширить коммунизм по Европе.

К 1947 году Соединенные Штаты приняли политику сдерживания , чтобы ограничить мировую власть СССР. Это стало определяющим элементом внешней политики администрации президента Гарри Трумэна. Изложенное в речи, произнесенной перед Конгрессом, то, что стало доктриной Трумэна, было открытым обещанием поддержки США любой стране, которой угрожал Советский Союз. Это обещание действовало на протяжении всего времени пребывания Трумэна у власти и сохранялось в последующих администрациях. Политика сдерживания позже легла в основу «теории домино», в которой говорилось, что падение одной страны перед коммунизмом означает, что соседние страны также могут пасть. Эта политика в конечном итоге подтолкнула США к вступлению в войны в Корее, Вьетнаме и других странах.0005 Холодная война конфликтов.

Взаимные усилия по подрыву своего врага подтолкнули правительства Соединенных Штатов и Советского Союза к внедрению шпионов как в СССР, так и в Соединенные Штаты, чтобы подрывать политику, шпионить за разведданными и искать способы помешать любым усилиям по укреплению мировой власти. В то время как популярные изображения шпионов времен холодной войны показывают миссии с высокими ставками, убийства и скрытые записывающие устройства, которые напоминают мир таких персонажей, как Джеймс Бонд, эти изображения были взяты из реальных действий 9 лет.0005 шпионаж . В 1950-х и 1960-х годах появилось множество таких гаджетов, в том числе отравленные гранулы, спрятанные в зонтах, или пистолеты, замаскированные под тюбики с губной помадой. Однако с самого начала холодной войны акты шпионажа между США и СССР уже существовали.

Советский шпионаж изначально был сосредоточен на краже информации, связанной с разработкой ядерного оружия . Испытание Тринити, в ходе которого Соединенные Штаты впервые взорвали ядерное оружие, наряду с использованием двух атомных бомб, впоследствии сброшенных на Японию, послало миру четкий сигнал о том, что Соединенные Штаты владеют самыми мощными бомбами на земле. Это дало Соединенным Штатам неоспоримое преимущество перед другими странами, и СССР быстро перешел к разработке собственных ядерных технологий. Поначалу безуспешно Советы внедрили шпионов в Соединенные Штаты для кражи военных секретов, в том числе жизненно важной информации, которая помогла СССР создать и испытать собственную ядерную бомбу в 1919 году.49, всего через четыре года после теста Тринити. Одним из самых критически настроенных советских шпионов был Клаус Фукс, ведущий физик, работавший над Манхэттенским проектом и член Коммунистической партии. После того, как Советы испытали свою первую ядерную бомбу, Федеральное бюро расследований США (ФБР) определило Фукса как советского источника. На допросе в декабре 1949 года Фукс признался в содеянном. Другой шпион, работавший над Манхэттенским проектом, Теодор Холл, заявил, что вызвался передавать информацию Советам, чтобы уравнять правила игры на глобальном уровне. В отличие от Фукса и других советских шпионов, схваченных ФБР, Холл смог уклониться от властей США и так и не предстал перед судом.

Команда операции «Скрепка» в форте Блисс. Изображение предоставлено НАСА, NIX MSFC-8915531.

Гонка вооружений, ставшая определяющей для холодной войны, также подстегнула другие военные и технологические гонки между двумя сверхдержавами. Чтобы получить преимущество над Советским Союзом, американские военные и спецслужбы наняли ученых из Германии для участия в программе, которая первоначально называлась «Операция «Облачность», но позже получила название « — операция «Скрепка »». Учрежден Объединенным комитетом начальников штабов США 19 июля.45 и одобренный президентом Трумэном в сентябре 1946 года, более тысячи немецких ученых, бывших членов нацистской партии, отправились в Соединенные Штаты, чтобы участвовать в исследованиях, приносящих пользу Соединенным Штатам в период холодной войны. В частности, Вернер фон Браун, принимавший участие в разработке немецкой ракеты Фау-2, работал с американскими военными над созданием баллистических ракет. Он также стал крупным ученым, стоящим за «космической гонкой» , которая помогла отправить американцев на Луну. Однако эта вербовка не была уникальной для Соединенных Штатов, поскольку СССР аналогичным образом искал немецких ученых из остатков побежденной нацистской партии.

К 1946 году железный занавес по всей Европе упал, за которым вся территория попала под советский контроль. Конфликт между СССР и другими западными державами казался неизбежным. В следующем году президент Трумэн выступил перед Конгрессом с речью, в которой заявил, что Соединенные Штаты окажут военную и дипломатическую помощь любой демократической стране, находящейся под угрозой со стороны внутренних коммунистических партий или распространения советского авторитаризма. Доктрина Трумэна , изложенный в этой речи, позже привел к формированию Организации Североатлантического договора (НАТО) в 1949 году, военного союза между Соединенными Штатами, Канадой, Соединенным Королевством и другими странами Западной Европы. Укрепленные за счет реализации плана Маршалла в Западной Европе, страны-члены НАТО согласились встать на защиту любого государства-члена, подвергшегося нападению со стороны любой другой державы.

Хотя новая глобальная война казалась неизбежной, наращивание ядерных вооружений как в Соединенных Штатах, так и в Советском Союзе помогло предотвратить превращение холодной войны в «горячую». Знание того, что каждая сверхдержава имеет запасы ядерного оружия, создало военную доктрину гарантированное взаимное уничтожение (MAD), при котором нападение одной страны приведет к полному уничтожению одной или обеих, если не более, стран. Холодная война характеризовалась моментами повышенной напряженности, но не дошла до полномасштабной войны между сверхдержавами. Конфликты, связанные с холодной войной, такие как войны в Корее и Вьетнаме, оказались разрушительными для вооруженных сил обеих сторон. Эти конфликты также нарушили баланс сил в нескольких регионах мира, последствия которых продолжают влиять на военную политику и политику национальной безопасности по сей день. Глобальное противостояние за господство между Соединенными Штатами и Советским Союзом, возникшее после Второй мировой войны, затронуло все аспекты жизни в послевоенном мире. Господство военной мощи, технологический прогресс и сама структура современной глобальной политики существуют как побочные продукты этих конфликтов холодной войны.

Понравилась статья? Подробнее читайте в нашем онлайн-классе.

Подробнее см. в разделе Из коллекции в класс: преподавание истории в Национальном музее Второй мировой войны.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Соавтор

Кристен Д. Бертон, доктор философии

Кристен Д. Бертон является специалистом по программам для учителей и учебным планам в Национальном музее Второй мировой войны в Новом Орлеане, штат Луизиана.

Подробнее

Темы

Из коллекции в класс

Европейский театр военных действий

Конец Второй мировой войны 1945

Новостная статья – Центр исследований в области безопасности

Эта статья была опубликована на внешней странице. call_made by the external pageGeneva Centre for Security Policy (GCSP) call_made in May 2016. продолжает определять международную систему?

Холодная война разделила Европу и мир на две противоположные сферы влияния на четыре с половиной десятилетия. Появление Соединенных Штатов в качестве доминирующего международного актора после Второй мировой войны было обусловлено соперничеством с Советским Союзом, которое, в свою очередь, определило их новую глобальную позицию на основе соперничества с Америкой. Необходимость холодной войны стала определять внешнюю и оборонную политику сверхдержав на десятилетия. В то время как историки согласны с тем, что холодная война является важной главой в бурной истории двадцатого века, среди аналитиков существует гораздо меньше консенсуса относительно актуальности биполярного конфликта в наши дни. Иными словами, актуальна ли «холодная война» сегодня или это была лишь преходящая, хотя и важная, историческая фаза? Есть ли наследие холодной войны, которое продолжает определять международную систему?

В этой статье утверждается, что биполярный конфликт сформировал международную систему способами, которые все еще очень актуальны сегодня. Легкость, с которой западные комментаторы говорят о «новой холодной войне» с Россией — будь то в контексте кризиса на Украине или конфликта в Сирии, — свидетельствует о стойком представлении о неотъемлемом и глубоко укоренившемся соперничестве между Вашингтоном и Москвой. . Менталитет недоверия времен холодной войны, по-видимому, определяет язык, используемый для описания России, которая до сих пор рассматривается как международный актор, чьи амбиции и цели не разделяют Соединенные Штаты и остальной западный мир, пусть и неоднозначно определяемый.

В дополнение к устойчивому менталитету холодной войны и легко возрождающейся риторике наследие холодной войны и его актуальность для современной политики вращаются вокруг как минимум трех более ощутимых элементов: (i) ядерных арсеналов бывших сверхдержав и связанного с ними контроля над вооружениями. и договоры о нераспространении, заключенные во время холодной войны; (ii) локальные конфликты или интервенции, которые возникли во время холодной войны, но последствия и разветвления которых сохраняются и сегодня; (iii) продолжающееся присутствие и актуальность международных институтов, таких как Европейский Союз и НАТО, истоки которых уходят в раздел Европы времен холодной войны.

Ключевые моменты

  • Помимо легко всплывающей риторики о «новой холодной войне», когда речь идет об отношениях западного мира с Россией, биполярный конфликт (1945-1989 гг.) сформировал международную систему ощутимыми способами, которые остаются сегодня очень актуально.
  • Конкретное наследие холодной войны вращается вокруг трех элементов: ядерного оружия и связанных с ним договоров о контроле над вооружениями и нераспространении; локальные конфликты с длительными последствиями; и международные институты, которые продолжают играть ключевую роль и сегодня.
  • Нынешнюю нестабильность в горячих точках мира — от Корейского полуострова до Афганистана — невозможно понять и наметить будущие курсы без обращения к холодной войне в поисках корней и причин сегодняшних дилемм.
  • Основные институты, которые управляют «Западом» — НАТО и ЕС — уходят своими корнями в биполярную эпоху, а характерное для них чувство общности, принадлежности и общих ценностей формировалось на протяжении десятилетий.

1. Договоры о ядерном оружии и контроле над вооружениями

На заре ядерной эры Соединенные Штаты надеялись сохранить монополию на ядерные технологии и ядерное оружие. Однако через четыре года после взрыва ядерных бомб в Хиросиме и Нагасаки Советский Союз испытал свое первое ядерное устройство, развязав гонку ядерных вооружений. В течение 1950-х годов Соединенные Штаты расширили свои программы создания ядерного оружия, стремясь компенсировать предполагаемую неполноценность обычных вооружений в Европе, полагаясь на доктрину массированного возмездия. Таким образом, ядерное сдерживание стало определять оборонительную позицию сверхдержав, а MAD (гарантированное взаимное уничтожение) стало определяющей чертой холодной войны.

Гонка вооружений между Соединенными Штатами и Советским Союзом побудила другие крупные державы искать собственные независимые средства ядерного сдерживания, что привело к первоначальному ограниченному распространению ядерного оружия. Великобритания (1952 г.), Франция (1960 г.) и Китайская Народная Республика (1964 г.) фактически испытали свои собственные ядерные устройства, и ядерное оружие стало, казалось бы, постоянным элементом международной системы.

Однако после кубинского ракетного кризиса 1962 года, когда сверхдержавы были в опасной близости от обмена ядерными ударами, Вашингтон и Москва начали первые переговоры о контроле над вооружениями, чтобы уменьшить вероятность ядерной войны в будущем. Это постепенное снижение напряженности между сверхдержавами привело к успешному заключению многостороннего Договора о нераспространении ядерного оружия (1968) и начало переговоров об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) между США и Советским Союзом.

Во время переговоров по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) распространение ядерного оружия грозило еще большей дестабилизацией международной системы, поскольку аналитики предсказывали, что 20-25 государств получат ядерное оружие в течение 20 лет. На самом деле движущей силой ДНЯО была необходимость предотвратить появление в мире множества государств, обладающих ядерным оружием. Ядерное сдерживание времен холодной войны между США и СССР было опасным, но стабильным. Наличие большего числа государств, обладающих ядерным оружием, умножило бы риски просчетов, аварий, несанкционированного применения оружия и увеличило бы вероятность эскалации от обычной войны к ядерной в случае конфликта.

Источник: www.armscontrol.org

Заморозив ситуацию в том виде, в каком она была в конце 1960-х годов, переговоры, по сути, основывались на сделке между государствами, не обладающими ядерным оружием, которые согласились никогда не приобретать ядерное оружие, и пятью государствами, обладающими ядерным оружием, которые в обмен согласились поделиться технологию мирного применения ядерного оружия и добиваться ядерного разоружения, чтобы в конечном итоге ликвидировать свои ядерные арсеналы. ДНЯО был подписан 19 июля.68 и вступил в силу в марте 1970 года. Из первоначальных 40 подписавших государств, необходимых для вступления договора в силу, в настоящее время участниками договора являются 190 государств. Хотя первоначально он был рассчитан на ограниченный срок в 25 лет, стороны договорились о бессрочном продлении действия договора на обзорной конференции 1995 года.

Сегодня подавляющее большинство государств являются участниками ДНЯО. Однако к договору так и не присоединились четыре государства-члена ООН – Индия, Пакистан, Израиль и Южный Судан (отделившийся от Судана лишь в 2011 году). Северная Корея присоединилась к договору в 1980-х годов, но объявила о выходе в 2003 году. Из государств, не являющихся участниками ДНЯО, испытания ядерного оружия провели трое – Индия (1974 г.), Пакистан (1998 г.) и Северная Корея (2006 г.). Вместо этого Израиль придерживается политики так называемой ядерной двусмысленности, не подтверждая и не отрицая обладания ядерным оружием (но широко распространено мнение, что он обладает ядерным оружием).

Параллельно с многосторонними переговорами, которые привели к подписанию ДНЯО, Соединенные Штаты и Советский Союз начали двусторонние переговоры об ограничении размера своих ядерных арсеналов. Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) начались в конце 1960-е годы и привели к подписанию двух знаковых договоров в 1972 и 1979 годах. Хотя договоры ОСВ-1 и ОСВ-2 закрепили постоянно высокий уровень ядерных вооружений, они инициировали процесс контроля над вооружениями, который, несмотря на неудачи, никогда не прерывался. Договоры ОСВ, по сути, заложили основу для переговоров по сокращению ядерных вооружений (СНВ) — соглашений, достигнутых между США и Россией в эпоху после окончания «холодной войны».

Как ДНЯО, так и американо-советско-российские соглашения имели и продолжают иметь много проблемных моментов. Критики ДНЯО подчеркивают важность международного сообщества в предотвращении распространения ядерного оружия в государствах, не являющихся участниками договора, а также сложность контроля за исключительно мирным характером ядерных программ, на примере Ирана в этом контексте. , будучи образцовым. Кроме того, государства, не обладающие ядерным оружием, заявили, что, хотя их сторона «сделки» была соблюдена, по существу потворствуя миру с «имущими и неимущими», государства, обладающие ядерным оружием, не выполняли свои договорные обязательства во всех случаях. аспекты, связанные с ядерным разоружением. С момента подписания договора прошло почти пятьдесят лет, а мир до сих пор трудно представить без ядерного оружия. Стратегии национальной безопасности государств, обладающих ядерным оружием, по-прежнему открыто полагаются на ядерное оружие как на важнейший элемент своей защиты.

Вместо этого американо-российские соглашения подвергаются критике за то, что они позволяют бывшим сверхдержавам иметь чрезмерное количество ядерного оружия. Несмотря на резкое сокращение размера своих ядерных арсеналов — сейчас он составляет менее одной пятой по сравнению с разгаром гонки вооружений в 1960-х годах — Соединенные Штаты и Россия по-прежнему обладают более чем достаточным количеством стратегических боеголовок для сдерживания ядерного нападения. они оба все еще обновляют и модернизируют свои системы доставки. Если бы это оружие применялось, пусть даже «ограниченно», результат был бы катастрофическим.

Несмотря на многие проблемные аспекты ДНЯО и тысячи единиц ядерного оружия, все еще находящихся в арсеналах США и России, эти соглашения продолжают определять международную систему и сегодня. ДНЯО остается единственным договором, который регулирует распространение ядерного оружия, в то время как двусторонние американо-российские договоры предусматривают механизмы проверки, которые поддерживают уровень вооружений под контролем и не позволяют обеим сторонам разрабатывать больше вооружений в будущем.

2. Локальные конфликты и вмешательство сверхдержав

С начала 1950-х годов «порядок» холодной войны стабилизировал разделение Европы, и биполярное соперничество вышло за пределы старого континента, став все более глобальным. Этому процессу способствовал ядерный баланс террора между сверхдержавами, который заставлял Вашингтон и Москву избегать прямой конфронтации. Поэтому локальные конфликты приобрели большее значение в мировой борьбе за влияние и господство.

Первым сигналом того, что холодная война вышла за пределы Европы, стала эскалация напряженности на Корейском полуострове. Во время Второй мировой войны Корея была освобождена от японских войск как войсками США, вторгшимися в страну с юга, так и советскими войсками, вторгшимися с севера. Линия разделения между ними была отмечена 38-й параллелью. Когда холодная война стала доминировать в отношениях между двумя бывшими союзниками, Корея, как и Германия, оставалась разделенной.

В 1947 году вопрос о Корее был передан на рассмотрение недавно созданной Организации Объединенных Наций. Были проведены выборы и созданы два государства, каждое из которых находилось в сфере влияния США (Южная Корея) и Советского Союза (Северная Корея). Однако в попытке воссоединить страну в июне 1950 года поддерживаемый Советским Союзом Север напал на Юг, тем самым начав Корейскую войну.

В США шаг Северной Кореи был воспринят как подтверждение советских экспансионистских амбиций. Это восприятие спровоцировало эскалацию и дальнейшую милитаризацию холодной войны. Фактически, всего за несколько месяцев до Корейской войны вновь созданная Китайская Народная Республика и Советский Союз заключили союз, который Соединенные Штаты и западный мир рассматривали как слияние двух коммунистических «гигантов» в сильный и угрожающий блок. . Таким образом, необходимость остановить продвижение Северной Кореи и объединение Кореи под властью коммунистического правительства стала символом глобальной борьбы между Востоком и Западом, капитализма против коммунизма.

После нескольких месяцев боев спонсируемые ООН (но в основном американские) силы оттеснили северокорейцев за 38-ю параллель, восстановив прежний статус-кво. Линия перемирия в июле 1953 года снова разделила две Кореи и их противоположные политические системы. Это та же самая линия перемирия, которая и сегодня продолжает разделять Корейский полуостров.

В то время как ситуация в Корее переросла в открытую войну, в ряде других стран США и Советский Союз боролись за влияние более тонкими, хотя и не менее дестабилизирующими способами. Примером вмешательства Америки с долгосрочными последствиями было решение поддержать 1953 государственный переворот в Иране, свергнувший демократически избранное правительство во главе с Мохаммедом Мосаддыком и укрепивший власть шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Мосаддык бросил вызов британскому и американскому влиянию, национализировав англо-иранскую нефтяную компанию, чтобы позволить Ирану получать более справедливую долю своей прибыли. Мосаддык был отстранен от власти в результате организованного ЦРУ переворота, который в Вашингтоне оценили как слишком левый и недостаточно соответствующий интересам Запада.

Карта разделенной Кореи, источник: www.authentichistory.com

Хотя в случае с Ираном продвижение советского или вдохновленного Советами влияния было только предполагаемым (и оказалось ошибочным), интервенции Москвы в других так называемых странах третьего мира были реальными и вызвали американскую реакцию разного рода. Страны, считавшиеся периферийными по сравнению с центральными районами холодной войны, такими как Ангола, стали важными для Вашингтона из-за усиления марксистского влияния, прямо или косвенно спонсируемого Советским Союзом. Как выразился госсекретарь США Генри Киссинджер, «важна была не внутренняя важность Анголы», а «значения для советской внешней политики и долгосрочных отношений между Востоком и Западом».[1] Соответственно, США оказали помощь. антикоммунистические группировки и пытались сопоставить советский приток оружия в ангольский конфликт до тех пор, пока Конгресс США не проголосовал против, который сразу после падения Сайгона хотел избежать иностранного вмешательства, которое вызвало ситуации, подобные вьетнамским ( даже если вмешательство носило тайный характер, как, например, в Анголе).

Гражданская война в Анголе вызвала в Вашингтоне тревогу по поводу советских экспансионистских амбиций в странах третьего мира, подтвержденных (с точки зрения США) несколькими годами позже в контексте эфиопско-сомалийской войны в Огадене (1977-1978). Советский Союз фактически открыто вмешался в только что установленный марксистский режим в Эфиопии, предав своего бывшего союзника Сомали. В ответ Соединенные Штаты начали оказывать помощь сомалийскому диктатору Саиду Барре, по сути, осуществив отказ от союзов, чтобы противостоять предполагаемому советскому экспансионизму в стратегически важном районе — Индийском океане, Аденском заливе, Красном море и, в конечном счете, весь ближневосточный регион.

Ходившая в Вашингтоне в конце 1970-х идея о советском генеральном плане по завоеванию портов теплой воды в Персидском заливе, казалось, была подтверждена вторжением в Афганистан в декабре 1979 года. После иранской революции и ухода Шаха ранее в том же году Соединенные Штаты потеряли своего главного союзника в регионе и главный оплот против советского проникновения в Персидский залив. По этой причине администрация Картера была полна решимости заблокировать продвижение Советского Союза в этом районе. Стремясь заставить Советы заплатить высокую цену за свое вмешательство, США инициировали тайную программу помощи антисоветским боевикам в Афганистане, моджахедам («воинам Бога»). Программа была продолжена и расширена в годы правления Рейгана и стала величайшей тайной операцией в истории ЦРУ.

Во всех этих случаях соперничество сверхдержав, разыгравшееся на так называемой периферии, имело долгосрочные региональные последствия, большинство из которых до сих пор находят отклик. Соучастие США в свержении Мосаддыка и последующая поддержка шаха Ирана на долгие годы омрачили американо-иранские отношения и сыграли роль в укреплении стойких антиамериканских настроений Исламской Республики Иран. Гражданская война в Анголе длилась десятилетиями, пока не закончилась холодная война, разрушив инфраструктуру страны и экономические предприятия. В то время как Эфиопии удалось осуществить конституционный переход после падения режима Менгисту в начале XIX в.В 90-е годы судьба Сомали была куда более бурной. За изгнанием Саида Барре последовала гражданская война, когда различные фракции контролировали части страны, но так и не создали центральное правительство. В начале 1990-х годов Сомали классифицировали как «несостоявшееся государство», и нестабильность, фракционность, бедность и слабые государственные институты продолжают характеризовать страну и сегодня. В Афганистане советский уход оставил страну опустошенной и разделенной, которая сначала погрузится в гражданскую войну, а затем станет свидетелем подъема и консолидации исламского экстремизма с появлением талибов в начале 19 века. 90-е. Более того, поддержка США исламских боевиков-моджахедов косвенно способствовала росту транснационального исламского терроризма, который позднее 11 сентября 2001 г. резко нацелился на саму Америку. общая нестабильность, которая оказалась благодатной почвой для роста и расширения террористических сетей. В этом виновата не только холодная война, но и то, что сверхдержавы, ослепленные своим соперничеством великих держав, не замечали, а иногда и использовали проблематичные местные реалии. Но нельзя понять нынешнюю динамику и наметить будущие курсы, не обратившись к холодной войне в поисках корней и причин сегодняшних дилемм.

3. Учреждения – НАТО и ЕС

Хотя холодная война затронула весь мир, ее истоки были в разделении Европы после Второй мировой войны. Освобождение от нацистской оккупации разделило континент. Присутствие западных и советских сил постепенно трансформировалось в сферы влияния, поскольку холодная война стала определять отношения между Западом во главе с Соединенными Штатами и Советским Союзом. Хотя президент США Франклин Рузвельт надеялся сотрудничать со Сталиным в послевоенном урегулировании и восстановлении Европы, после его смерти отношения с Москвой резко ухудшились. Запад интерпретировал разные сигналы – от Сталина 1946 речь о «неизбежности конфликта», к затруднениям в сотрудничестве по Германии и оккупации Восточной Европы — как демонстрация советской неуступчивости и агрессивности. В марте 1946 года бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль классно уловил ощущение надвигающейся холодной войны, заявив:

«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике над континентом опустился железный занавес. За этой линией лежат все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София; все эти знаменитые города и население вокруг них находятся в том, что я должен назвать советской сферой, и все они в той или иной форме подвержены не только советскому влиянию, но и очень высокой, а в некоторых случаях возрастающей степени контроля со стороны Москвы. .”[2]

Чтобы противостоять восприятию надвигающейся советской угрозы в Европе, западный лагерь объединился, чтобы сформировать различные институты, которые обеспечили бы его сплоченность как с экономической, так и с военной точки зрения. Первая координация европейской экономической политики была введена для управления программой восстановления Европы (которая стала известна как план Маршалла, названный в честь государственного секретаря США Джорджа Маршалла). Затем, чтобы преодолеть опасения возрождения Германии и в то же время наметить путь к восстановлению Германии (жизненно важному для возрождения всего континента), министр иностранных дел Франции Робер Шуман предложил создать наднациональный орган для контроля над производством. стали и угля во Франции и Германии, открытой для членства в других странах. Европейское объединение угля и стали было создано в 1951, с шестью государствами-членами (Франция, Западная Германия, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург). Это заложило основу для создания Европейского экономического сообщества в 1957 году, поскольку принцип наднационализма был распространен на другие секторы европейской экономики. ЕЭС создала общий рынок и таможенный союз; более тесный союз между народами Европы; и в целом объединение ресурсов для укрепления мира.

Хотя Соединенные Штаты контролировали и поощряли экономическую интеграцию Европы, они должны были оставаться старшим партнером во всех аспектах, связанных с военной обороной. Отметив важный поворотный момент в истории американской внешней политики, которая до этого, по словам Джорджа Вашингтона, избегала «запутанных союзов», в 1919 г.48 Сенат США принял резолюцию (названную в честь сенатора Артура Вандербурга), которая позволяла Соединенным Штатам принимать участие в постоянных региональных соглашениях, если и когда они непосредственно касались защиты американской национальной безопасности. Это подготовило почву для подписания Североатлантического договора год спустя. Затем, по мере эскалации холодной войны (вследствие, прежде всего, взрыва советской атомной бомбы и начала Корейской войны), страны-участницы договора согласились создать постоянную организацию НАТО, первоначально базировавшуюся в Париже, и усилить свою военную интегрированную структуру.

Хотя и НАТО, и Европейский союз (созданный Маастрихтским договором 1992 г., значительно расширившим компетенцию ЕЭС, включая создание единой европейской валюты) явно превратились в организации с иными мандатами по сравнению с их истоками, это важно помнить, что оба института были неразрывно связаны с холодной войной. Именно в то время, когда европейские страны и США разделяли восприятие общей угрозы, создавались, укреплялись и расширялись трансатлантические связи. В то время как аналитики предсказывали распад НАТО после окончания холодной войны (поскольку его основная миссия, казалось, испарилась), альянс не только остался на месте, но и приветствовал новые государства-члены, таким образом расширившись за счет включения многих бывших «врагов». распавшегося Варшавского договора.

Карта расширения НАТО, Источник: www.cfr.org

Обновленный НАТО и гораздо более крупный ЕС остаются сегодня ключевыми игроками в международной системе, свидетельствуя о прочном наследии связей и институтов, созданных во время холодной войны.

4. Выводы

Последний советский лидер Михаил Горбачев представлял реформированный и более открытый Советский Союз, который мог бы стать частью новой общеевропейской структуры, которую он назвал «общим европейским домом». Это по своей сути отражало идею установления тесных связей между Советским Союзом и тогдашним Европейским сообществом в период перехода к эпохе после окончания «холодной войны». События доказали, что Горбачев ошибался. Распад Советского Союза не привел к созданию новой европейской структуры, включающей Россию (и бывшие советские республики). Наоборот, НАТО расширилась на постсоветское пространство темпами, непредвиденными и неожиданными даже для Запада. Таким образом, можно утверждать, что не только холодная война, но и то, как закончилась холодная война, оказали долгосрочное негативное влияние на отношения западного мира с Россией.

Чрезмерная легкость, с которой современные наблюдатели возвращаются к представлениям о «новой холодной войне», свидетельствует не только о сохранении врожденного менталитета времен холодной войны, но и об отсутствии новой структуры, определяющей международную систему. Однако актуальность холодной войны сегодня заключается не в простых и часто ошибочных аналогиях. Современная международная система радикально отличается от биполярной, а вызовы государственной безопасности, все чаще уходящие корнями в негосударственных акторов и транснациональные силы, носят совершенно иной характер по сравнению с — во многом более просто определяемыми — вызовами холодной войны. Эпоха войны.

Актуальность холодной войны, напротив, основывается на конкретных проблемах, которые продолжают определять международную систему, таких как ядерное оружие, проблематичные региональные конфликты и продолжающееся присутствие трансатлантических институтов, таких как НАТО и Европейский Союз. Эти институты на протяжении десятилетий создавали ощущение общих ценностей и общих идеалов. Даже когда интересы расходились как внутри Европейского Союза, так и между некоторыми европейскими государствами и Соединенными Штатами, эти трансатлантические связи сохранялись, свидетельствуя о постоянном чувстве принадлежности к нечетко определенному «Западу», отличному и отличному от « остальные. » Это само по себе является еще одним долгосрочным наследием холодной войны.

Этот документ является частью History and Policy-Making Initiative , совместного исследовательского проекта под руководством Женевского центра политики безопасности (GCSP) и Департамента международной истории Высшего института международных исследований и исследований в области развития (IHEID). в Женеве.

Примечания

[1] Генри Киссинджер, Годы обновления, Лондон: Phoenix Press, 2000, с. 810.

[2] Отрывок из так называемой речи Уинстона Черчилля о железном занавесе, произнесенной 5 марта 1946 в Фултоне, штат Миссури.

Об авторе

Д-р Барбара Занкетта в настоящее время является старшим научным сотрудником Высшего института международных исследований и исследований в области развития в Женеве, работающим в исследовательском проекте под названием «Переоценка окончания холодной войны », финансируемом Швейцарией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *