«Психология» («Общая психология»)
1.3 Краткое описание содержания дисциплины
Психология как система жизненных явлений знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей
1.4 Целью данного курса является формирование общих основ психологических знаний, необходимых в профессиональной деятельности
3.3. Основная задача изучения дисциплины –
- раскрыть категориальный строй науки психологии;
- формировать интерес к предмету;
- развивать умение анализировать природу психологических явлений.
3.4. В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
- знать основные категории психологии;
- владеть методами изучения психологической действительности;
- усвоить категориальный строй науки психологии;
- понимать связь психологии с другими науками;
- иметь представление о том, как использовать психологические знания в профессиональной деятельности;
- приобрести навыки и умения диагностировать и изучать себя и окружающих людей.
3.5. Пререквизиты курса:
- философия
3.6. Постреквизиты курса:
- гуманитарные науки
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
По курсу «Психология» имеются все необходимые источники информации, учебные пособия. Хорошим подспорьем в выполнении самостоятельной работы является Интернет.
3 ФОРМАТ И ПОЛИТИКА КУРСА
Полноценное посещение всех лекционных и семинарских занятий. Своевременное выполнение заданий СРС и СРСП.
4 ПОЛИТИКА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК
Оценка по буквенной системе |
Цифрой Эквивалент баллов |
Процентное содержание |
Оценка по традиционной системе |
А |
4,0 |
95 – 100 |
Отлично |
А– |
3,67 |
90 – 94 |
|
В+ |
3,33 |
85 – 89 |
Хорошо |
В |
3,0 |
80 – 84 |
|
В– |
2,67 |
75 – 79 |
|
С+ |
2,33 |
70 – 74 |
Удовлетворительно |
С |
2,0 |
65 – 69 |
|
С– |
1,67 |
60 – 64 |
|
D+ |
1. 33 |
55 – 59 |
|
D |
1,0 |
50 – 54 |
|
F |
0 |
0 – 49 |
Неудовлетворительно |
I |
NA |
— |
Незаконченный |
P |
— |
прошел |
Прошел дисциплину |
5 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Таблица 2 – Содержание дисциплины. Распределение часов по видам занятий
Наименование темы |
Количество часов |
||||
ЛК |
СПЗ |
ЛБ |
СРСП |
СРС |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Предмет и задачи психологии |
1 |
1 |
1 |
||
Определение психологии как науки |
1 |
1 |
1 |
||
Методы психологического исследования |
1 |
1 |
1 |
||
Методы исследования в психологии |
1 |
1 |
1 |
||
Психика как предмет психологии |
1 |
1 |
1 |
||
Строение и функционирование нервной системы человека |
1 |
1 |
1 |
||
Деятельность |
1 |
1 |
1 |
||
Психика и мозг человека |
1 |
1 |
1 |
||
Личность |
1 |
1 |
1 |
||
Психологии и науки о человеке |
1 |
1 |
1 |
||
Темперамент |
1 |
1 |
1 |
||
Сознание человека |
1 |
1 |
1 |
||
Характер |
1 |
1 |
1 |
||
Понятие и строение человеческой деятельности |
1 |
1 |
1 |
||
Способности |
1 |
1 |
1 |
||
Личность |
1 |
1 |
1 |
||
Эмоции и чувства |
1 |
1 |
1 |
||
Структура личности |
1 |
1 |
1 |
||
Воля |
1 |
1 |
1 |
||
Эмоционально-волевая сфера личности |
1 |
1 |
1 |
||
Внимание |
1 |
1 |
1 |
||
Функции и виды внимания |
1 |
1 |
1 |
||
Ощущение и восприятие |
1 |
1 |
1 |
||
Ощущение и восприятие |
1 |
1 |
1 |
||
Память |
1 |
1 |
1 |
||
Теории памяти |
1 |
1 |
1 |
||
Мышление и речь |
1 |
|
1 |
||
Мышление |
1 |
1 |
1 |
||
Воображение |
1 |
1 |
1 |
||
Речь и её функции |
1 |
1 |
1 |
||
Всего |
15 |
15 |
30 |
30 |
6 СОДЕРЖАНИЕ СРСП И СРС
Таблица 3 – Планы СРСП И СРС
№ п/п |
СРСП |
СРС |
|
аудиторная |
Внеаудиторная |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Предмет и задачи психологии Работа со словарями |
Определение психологии как науки |
Реферат |
2 |
Методы психологического исследования Подбор диагностического материала |
Методы исследования в психологии |
Сообщение |
3 |
Психика как предмет психологии Составление схемы |
Строение и функционирование нервной системы человека |
Конспект |
4 |
Деятельность Работа по конспекту |
Психика и мозг человека |
Сообщение |
5 |
Личность Графический диктант |
Психологии и науки о человеке |
Схема |
6 |
Темперамент Подбор диагностического материала |
Сознание человека |
Конспект |
7 |
Характер Подбор диагностического материала |
Понятие и строение человеческой деятельности |
Рубежный контроль |
8 |
Способности Самостоятельная работа |
Личность |
Таблица |
9 |
Эмоции и чувства Подбор тренингов |
Структура личности |
Конспект |
10 |
Воля Подбор упражнений на развитие воли |
Эмоционально-волевая сфера личности |
Сообщение |
11 |
Внимание Составление кроссфордов |
Функции и виды внимания |
Реферат |
12 |
Ощущение и восприятие Методика «незаконченные упражнения» |
Ощущение и восприятие |
Сообщение |
13 |
Память Графический диктант |
Теории памяти |
Конспект |
14 |
Мышление и речь Подбор упражнений на развитие мышления |
Мышление |
Схема |
15 |
Воображение Составление тестового материала на тему |
Речь и её функции |
Рубежный контроль |
7 КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психология»
Таблица 4
№ п/п |
Недели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
Вид контроля |
Р |
С |
К |
С |
Сх |
К |
РК1 |
Т |
К |
С |
Р |
С |
К |
Сх |
РК2 |
2 |
Баллы |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Обозначения: Р- реферат;
С- сообщение;
К- конспект;
Сх- схема;
Т- таблица.
МОЗГ И ПСИХИКА — Страница 4 из 4
10.12.2011 admin 0
Стандартный
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка…
Особенности устройства и функционирования отдельных отделов мозга и их вклада в психические явления отражены в табл. 3.3.
Таблица 3.3. Отделы центральной нервной системы
Отдел мозга | Физиологические функции | Роль в психических явлениях |
Спинной мозг | Обеспечивает простейшие рефлексы человека (например, отдергивание руки от горячего предмета), а также является конечным звеном управления мышцами при осуществлении непроизвольных реакций | |
Продолговатый мозг | В нем находятся жизненно важные рефлекторные центры, обеспечивающие нормальные физиологические функции человека: пищеварительные центры, дыхательный центр, сосудодвигательный центр и т. д. В нем также находится ядро блуждающего нерва, играющего важную роль в поддержании вегетативного баланса | Люди с высокой активностью блуждающего нерва называются ваготониками. Они имеют пониженный жизненный тонус, склонны к гипотонии и не способны к длительной напряженной деятельности. Среди них преобладают меланхолики или флегматики. Людей с повышенным тонусом симпатической нервной системы называют симпатикотониками. Они активны, способны к высоким нервноэмоциональным нагрузкам, склонны к гипертонии. Среди подобных людей часто встречаются холерики и сангвиники |
Мозжечок | Обеспечивает координацию движений и их точность | Уровень развития нейронной структуры мозжечка в определенной степени влияет на определение жизненных сфер человека (кто-то может стать цирковым артистом, хирургом или освоить горные лыжи, а кому-то это трудно из-за проблем с равновесием или координацией движений) |
Средний мозг | Отвечает за ориентировочные рефлексы и тонус мышц. Там располагаются центры настройки анализаторов: зрачковый рефлекс и центры аккомодации зрения. С помощью этих нервных центров происходит настройка органов чувств к меняющимся раздражителям | |
Промежуточный мозг (включает в себя два важных образования: таламус и гипоталамус ) | Таламус обеспечивает фильтрацию информации, поступающей в кору больших полушарий. Благодаря его работе в сознание человека поступает только новая, потенциально важная информация, а старая, рутинная отсеивается. В гипоталамусе расположен ряд нервные центров, регулирующих обмен веществ, и эмоций человека. Например, там находятся центры голода и насыщения. Если преобладает активность первого из них, то человек будет обладать повышенным аппетитом, если второго — то человек будет отказываться от еды. Неподалеку располагаются центры жажды и водного насыщения, сна и бодрствования, а также центры терморегуляции, работающие по сходному принципу | Играет важную роль в формировании непроизвольного внимания. Активность этих центров влияет на поведенческие привычки и предпочтения людей. Например, если у одного человека повышена активность центра теплоотдачи, а у другого — теплопродукции, то при одинаковой температуре среды первый из них будет мерзнуть, а второму будет жарко. В гипоталамусе располагаются центры сексуальной активности и эмоциональные центры, активность которых может привести или к переживанию чувства радости и удовольствия («центр эмоционального рая»), или же к переживанию крайне негативных эмоций («центр эмоционального ада») |
Кора больших полушарий | В центральных, теменных и затылочных областях коры располагаются корковые отделы анализаторов, а лобная часть отвечает за восприятие, программирование и управление движениями | Кора больших полушарий является материальной основой высших психических функций: сознания, мышления и речи |
В коре больших полушарий находятся как чувствительные, так и двигательные (моторные) зоны. Последние располагаются в лобной доле коры больших полушарий, причем каждый участок коры соответствует определенной группе скелетной мускулатуры. Соответствие между определенными зонами коры и мышцами впервые установил ученый Пенфилд, составивший соответствующую карту мозга. Получившийся при этом образ человека был назван по его имени — «человечком Пенфилда» (рис. 3.6).
Карта моторной зоны коры больших полушарий мозга
Рис. 3.6. Карта моторной зоны коры больших полушарий мозга
Страницы статьи: 1 2 3 4
Общая психологияЯвления и теории
4.1 Феномены и теории
Цели обучения
- Дайте определение терминам феномен и теория и четко разграничьте их.
- Объясните цели научных теорий.
- Объясните, почему для любого набора явлений обычно существует много правдоподобных теорий.
Явления
Феномен Общий результат, достоверно наблюдаемый в эмпирических исследованиях. Установленный ответ на исследовательский вопрос. (множественное число, явления ) — это общий результат, достоверно наблюдаемый в систематических эмпирических исследованиях. По сути, это установленный ответ на исследовательский вопрос. Некоторые явления, с которыми мы столкнулись в этой книге, заключаются в том, что выразительное письмо улучшает здоровье, женщины говорят не больше, чем мужчины, а использование мобильного телефона ухудшает способность управлять автомобилем. Некоторые другие заключаются в том, что диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности) значительно увеличилось в распространенности в конце 20-го века, люди лучше справляются с простыми задачами, когда за ними наблюдают другие (и хуже при выполнении сложных задач), и люди вспоминают представленные предметы. в начале и в конце списка лучше, чем элементы, представленные в середине.
Некоторые известные психологические явления
Явлениям часто дают имена их первооткрыватели или другие исследователи, и эти имена могут прижиться и стать широко известными. Следующий список представляет собой небольшую выборку известных явлений в психологии.
- Слепое зрение. Люди с повреждением зрительной коры часто способны реагировать на визуальные стимулы, которые они не видят сознательно.
- Эффект свидетеля. Чем больше людей присутствует в чрезвычайной ситуации, тем меньше шансов, что кто-то из них поможет.
- Фундаментальная ошибка атрибуции. Люди склонны объяснять поведение других своими личными характеристиками, а не ситуацией, в которой они находятся.
- Эффект Мак-Гурка. Когда звук основного звука речи комбинируется с видео человека, который двигает ртом для другого звука речи, люди часто воспринимают звук, который является промежуточным между ними. Для демонстрации см. http://www.faculty.ucr.edu/~rosenblu/VSMcGurk.html.
- Эффект собственной гонки. Люди узнают лица представителей своей расы точнее, чем лица представителей других рас.
- Эффект плацебо. Плацебо (фиктивные психологические или медицинские методы лечения) часто приводят к улучшению симптомов и улучшению функционирования людей.
- Простой эффект воздействия. Чем чаще люди сталкивались с раздражителем, тем больше он им нравился, даже если раздражитель предъявлялся подсознательно.
- Эффект последовательного положения. Стимулы, представленные ближе к началу и концу списка, запоминаются лучше, чем стимулы, представленные в середине. Для демонстрации см. http://cat.xula.edu/thinker/memory/working/serial.
- Спонтанное выздоровление. Погашенная условная реакция часто возвращается без дальнейшего обучения по прошествии времени.
Хотя эмпирический результат может называться феноменом после того, как он наблюдался только один раз, этот термин, скорее всего, будет использоваться для результатов, которые были воспроизведены. Репликация Процесс повторного проведения эмпирического исследования — точно так же, как оно было проведено изначально, или с изменениями — чтобы увидеть, наблюдаются ли те же результаты. означает повторное проведение исследования — либо точно так же, как оно было проведено первоначально, либо с изменениями — чтобы убедиться, что оно дает те же результаты. Отдельные исследователи обычно повторяют свои собственные исследования перед их публикацией. Многие отчеты об эмпирических исследованиях включают первоначальное исследование, а затем одно или несколько последующих исследований, которые повторяют первоначальное исследование с небольшими изменениями. Особенно интересные результаты попадают в поле зрения других исследователей, которые проводят собственные повторения. Положительное влияние экспрессивного письма на здоровье и отрицательное влияние использования мобильного телефона на способность управлять автомобилем — примеры феноменов, многократно воспроизведенных разными исследователями.
Иногда повторение исследования дает результаты, отличающиеся от результатов первоначального исследования. Это может означать, что результаты первоначального исследования или результаты повторения были случайностью — они произошли случайно и не отражают того, что в целом верно. В любом случае дополнительные репликации, скорее всего, решат эту проблему. Неспособность получить те же результаты может также означать, что повторение каким-то важным образом отличалось от первоначального исследования. Например, ранние исследования показали, что люди выполняли различные задачи лучше и быстрее, когда за ними наблюдали другие, чем когда они были одни. Однако некоторые более поздние повторения показали, что люди работали хуже, когда за ними наблюдали другие. В конце концов исследователь Роберт Зайонц определил ключевое различие между двумя типами исследований. Казалось, что люди работают лучше, когда за ними наблюдают, выполняя практические задачи, но хуже, когда за ними наблюдают, выполняя относительно нетренированные задачи (Зайонц, 19 лет). 65). Зайонц, Р. Б. (1965). Социальная фасилитация. Наука, 149 , 269–274. Эти два феномена теперь стали называть социальным облегчением и социальным торможением.
Теории
Что такое теория?
Теория Согласованное объяснение или интерпретация одного или нескольких явлений. последовательное объяснение или интерпретация одного или нескольких явлений. Хотя теории могут принимать различные формы, у них есть одна общая черта: они выходят за рамки явлений, которые они объясняют, включая переменные, структуры, процессы, функции или организующие принципы, которые непосредственно не наблюдались. Рассмотрим, например, теорию Зайонца о социальной фасилитации и социальном торможении. Он предположил, что наблюдение за другими во время выполнения задачи создает общее состояние физиологического возбуждения, что увеличивает вероятность доминирующей (наиболее вероятной) реакции. Таким образом, для хорошо отработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к правильным ответам, но для относительно неотработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к неправильным ответам. Обратите внимание, что эта теория, которая стала называться теорией влечения, дает объяснение как социальной фасилитации, так и социального торможения, которое выходит за рамки самих явлений, включая такие понятия, как «возбуждение» и «доминантная реакция», наряду с такими процессами, как Влияние возбуждения на доминирующую реакцию.
Вне науки обращение к идее как к теории часто подразумевает, что она не проверена — возможно, не более чем дикая догадка. Однако в науке термин теория не имеет такого значения. Теория — это просто объяснение или интерпретация ряда явлений. Это может быть непроверенным, но оно также может быть всесторонне проверено, хорошо поддержано и принято научным сообществом как точное описание мира. Теория эволюции путем естественного отбора, например, является теорией, потому что она объясняет разнообразие жизни на Земле, а не потому, что она не проверена или не подтверждена научными исследованиями. Напротив, доказательства этой теории в подавляющем большинстве случаев положительны, и почти все ученые считают ее основные положения точными. Точно так же «микробная теория» болезней является теорией, потому что она объясняет происхождение различных болезней, а не потому, что есть сомнения в том, что многие болезни вызываются микроорганизмами, поражающими организм.
В дополнение к теории исследователи в области психологии используют несколько родственных терминов для обозначения своих объяснений и интерпретаций явлений. Перспектива Общий подход к объяснению или интерпретации явлений. Среди самых широких перспектив в психологии — биологические, эволюционные, поведенческие, когнитивные и социокультурные перспективы. — это широкий подход — более общий, чем теория, — к объяснению и интерпретации явлений. Например, исследователи, придерживающиеся биологической точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения генетики или структур и процессов нервной и эндокринной систем, в то время как исследователи, придерживающиеся поведенческой точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения подкрепления, наказания и других внешних событий. МодельОбъяснение конкретного явления, часто выражаемое в виде математических уравнений, компьютерных программ или биологических структур и процессов. это точное объяснение или интерпретация конкретного явления, часто выражаемая в виде уравнений, компьютерных программ или биологических структур и процессов. Гипотеза Предсказание о новом явлении, которое наблюдалось бы, если бы определенная теория была верна. Также используется для обозначения относительно простой теории, включающей лишь несколько ключевых компонентов. может быть объяснением, которое опирается всего на несколько ключевых понятий, хотя этот термин чаще относится к предсказанию нового явления, основанному на теории (см. Раздел 4.3 «Использование теорий в психологических исследованиях»). Путаницу усугубляет тот факт, что исследователи часто используют эти термины как синонимы. Не будет ошибкой называть теорию влечения моделью влечения или даже гипотезой влечения. И биопсихосоциальная модель психологии здоровья — общая идея о том, что здоровье определяется взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов — действительно больше похожа на точку зрения, как она определена здесь. Имейте в виду, однако, что наиболее важным остается различие между наблюдениями и интерпретациями.
Для чего нужны теории?
Конечно, научные теории предназначены для предоставления точных объяснений или интерпретаций явлений. Но должно быть что-то большее, чем это. Учтите, что теория может быть точной, но не очень полезной. Утверждение, что выразительное письмо помогает людям «справляться со своими эмоциями», может быть точным, но оно кажется слишком расплывчатым, чтобы иметь большую пользу. Учтите также, что теория может быть полезной, не будучи абсолютно точной. Рисунок 4.2 «Представление многохранилищной модели памяти человека» представляет собой представление классической многохранилищной модели человеческой памяти, которая до сих пор цитируется исследователями и обсуждается в учебниках, несмотря на то, что в настоящее время известно, что она во многих отношениях неточна. (Идзава, 19 лет99). Изава, К. (ред.) (1999). О человеческой памяти: Эволюция, прогресс и размышления к 30-летию модели Аткинсона-Шиффрина . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум. Эти два примера предполагают, что у теорий есть цели, отличные от простого предоставления точных объяснений или интерпретаций. Здесь мы рассмотрим три дополнительные цели теорий: организация известных явлений, предсказание результатов в новых ситуациях и создание новых исследований.
Рисунок 4.2. Представление многохранилищной модели памяти человека
В многоуровневой модели памяти человека информация из окружающей среды проходит через сенсорное хранилище на пути к краткосрочному хранилищу, где ее можно репетировать, а затем к долговременному хранилищу, где она может храниться и извлечены намного позже. Эта теория оказалась чрезвычайно успешной в организации старых явлений и предсказании новых.
Организация
Одной из важных целей научных теорий является организация явлений таким образом, чтобы помочь людям думать о них ясно и эффективно. Теория влечений социальной фасилитации и социального торможения, например, помогает упорядочить и осмыслить большое количество кажущихся противоречивыми результатов. Многоуровневая модель человеческой памяти эффективно обобщает многие важные явления: ограниченную емкость и короткое время сохранения информации, на которую обращают внимание, но не репетируют, важность репетиции информации для долговременного удержания, эффект последовательного положения и так далее. Или рассмотрим классическую теорию интеллекта, представленную на рис. 4.3 «Представление одной теории интеллекта». Согласно этой теории, интеллект состоит из общей умственной способности, g плюс небольшое количество более специфических способностей, на которые влияет g (Neisset et al., 1996). Neisser, U., Boodoo, G., Bouchard, T.J., Boykin, A.W., Brody, N. , Сеси,… Урбина, С. (1996). Интеллект: известные и неизвестные. Американский психолог, 51 , 77–101. Хотя существуют и другие теории интеллекта, эта хорошо обобщает большое количество статистических взаимосвязей между тестами различных умственных способностей. Это включает в себя тот факт, что тесты всех основных умственных способностей, как правило, в некоторой степени положительно коррелируют, а также тот факт, что некоторые подмножества умственных способностей (например, понимание прочитанного и завершение аналогии) коррелируют более положительно, чем другие (например, понимание прочитанного и арифметика).
Рисунок 4.3 Представление одной теории интеллекта
В этой теории интеллекта общая умственная способность ( g ) влияет на каждую из трех более конкретных умственных способностей. Теории этого типа помогают организовать большое количество статистических зависимостей между тестами различных умственных способностей.
Таким образом, теории хороши или полезны в той мере, в какой они организуют больше явлений с большей ясностью и эффективностью. Ученые обычно следуют принципу экономии: степень, в которой теория объясняет или интерпретирует явления настолько просто, насколько это возможно. Теория, которая делает это, называется экономной, согласно которой теория должна включать ровно столько понятий, сколько необходимо для объяснения или интерпретации интересующих явлений. Более простые и экономные теории организуют явления более эффективно, чем более сложные и менее экономные теории.
Предсказание
Вторая цель теорий — позволить исследователям и другим людям делать прогнозы о том, что произойдет в новых ситуациях. Например, тренер по гимнастике может задаться вопросом, будут ли результаты ученика лучше или хуже во время соревнований, чем при занятиях в одиночку. Даже если этот конкретный вопрос никогда не изучался эмпирически, теория влечений Зайонца предлагает ответ. Если учащийся обычно выступает без ошибок, он, скорее всего, будет лучше выступать во время соревнований. Если она обычно выступает с большим количеством ошибок, она, скорее всего, выступит хуже.
В клинической психологии решения о лечении часто принимаются на основе теорий. Рассмотрим, например, диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности). Преобладающая научная теория диссоциативного расстройства личности состоит в том, что у людей развивается множественность личностей (также называемых альтерами), потому что они знакомы с этой идеей из популярных образов (например, из фильма « Сибилла ») и потому, что их к этому непреднамеренно побуждают врачи. (например, попросив «встретить» альтер). Эта теория подразумевает, что вместо того, чтобы поощрять пациентов к разыгрыванию множественных личностей, лечение должно заключаться в том, чтобы отговаривать их от этого (Lilienfeld & Lynn, 2003). Lilienfeld, S. O., & Lynn, S. J. (2003). Диссоциативное расстройство личности: множественные личности, множественные противоречия. В С. О. Лилиенфельд, С. Дж. Линн и Дж. М. Лор (ред.), Наука и псевдонаука в клинической психологии (стр. 109–142). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
Генерация новых исследований
Третья цель теорий — генерировать новые исследования, поднимая новые вопросы. Рассмотрим, например, теорию о том, что люди совершают самоповреждающее поведение, такое как нанесение порезов, потому что это уменьшает негативные эмоции, такие как печаль, тревога и гнев. Эта теория сразу наводит на несколько новых и интересных вопросов. Существует ли на самом деле статистическая связь между порезом и количеством пережитых отрицательных эмоций? Это причинно? Если да, то что такого в резке, которая имеет такой эффект? Это боль, вид травмы или что-то еще? Влияет ли резка на все негативные эмоции одинаково?
Обратите внимание, что теория не обязательно должна быть точной, чтобы служить этой цели. Даже неточная теория может породить новые и интересные исследовательские вопросы. Конечно, если теория неточна, ответы на новые вопросы будут, как правило, несовместимы с теорией. Это заставит исследователей переоценить теорию и либо пересмотреть ее, либо отказаться от нее в пользу новой. Именно так научные теории со временем становятся более подробными и точными.
Множественные теории
В любой момент времени исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Одна из причин заключается в том, что поскольку человеческое поведение чрезвычайно сложно, на него всегда можно взглянуть с разных точек зрения. Например, биологическая теория сексуальной ориентации может сосредоточиться на роли половых гормонов в критические периоды развития мозга, в то время как социокультурная теория может сосредоточиться на культурных факторах, влияющих на то, как выражаются основные биологические тенденции. Вторая причина заключается в том, что — даже с одной и той же точки зрения — обычно существуют разные способы «выйти за пределы» интересующего явления. Например, в дополнение к теории влечения социальной фасилитации и социального торможения существует другая теория, которая объясняет их с точки зрения конструкта, называемого «опасением оценки» — тревогой по поводу оценки аудиторией. Обе теории выходят за рамки интерпретируемых явлений, но они делают это, предлагая несколько разные лежащие в их основе процессы.
Различные теории одного и того же набора явлений могут дополнять друг друга — каждая из них представляет собой часть более крупной головоломки. Биологическая теория сексуальной ориентации и социокультурная теория сексуальной ориентации могут точно описать разные аспекты одного и того же сложного явления. Точно так же социальная помощь может быть результатом как общего физиологического возбуждения , так и опасения оценки. Но разные теории одних и тех же явлений также могут конкурировать в том смысле, что если одна верна, то другая, вероятно, нет. Например, альтернативная теория диссоциативного расстройства личности — посттравматическая теория — утверждает, что альтерации создаются пациентом бессознательно как средство справиться с сексуальным насилием или другим травмирующим опытом. Поскольку социокогнитивная и посттравматическая теории связывают диссоциативное расстройство личности с принципиально разными процессами, маловероятно, что обе они могут быть точными. См. примечание 4.10 «Откуда берутся множественные личности?» для получения дополнительной информации об этих конкурирующих теориях.
Тот факт, что существует несколько теорий для любого набора явлений, не означает, что любая теория так же хороша, как и любая другая, или что невозможно узнать, дает ли теория точное объяснение или интерпретацию. Напротив, ученые постоянно сравнивают теории с точки зрения их способности упорядочивать явления, предсказывать результаты в новых ситуациях и проводить исследования. Те, у которых дела обстоят плохо, считаются менее точными и отбрасываются, в то время как те, у которых дела идут хорошо, считаются более точными, сохраняются и сравниваются с более новыми — и, надеюсь, лучшими — теориями. Хотя ученые обычно не верят, что их теории когда-либо дают совершенно точные описания мира, они все же предполагают, что этот процесс порождает теории, которые все ближе и ближе подходят к этому идеалу.
Откуда берутся множественные личности?
В литературе по диссоциативному расстройству личности (ДРИ) представлены две конкурирующие теории. Социокогнитивная теория состоит в том, что ДРИ возникает, потому что пациенты знают о расстройстве, знают его характерные черты, и их терапевты поощряют их принимать несколько личностей. Посттравматическая теория состоит в том, что раздвоение личности развивается как способ справиться с сексуальным насилием или какой-либо другой травмой. В настоящее время существует несколько линий доказательств, которые поддерживают социокогнитивную модель по сравнению с посттравматической моделью (Lilienfeld & Lynn, 2003). Lilienfeld, S.O., & Lynn, S.J. (2003). Диссоциативное расстройство личности: множественные личности, множественные противоречия. В С. О. Лилиенфельд, С. Дж. Линн и Дж. М. Лор (ред.), Наука и псевдонаука в клинической психологии (стр. 109–142). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.
- Диагноз ДРИ значительно увеличился после выхода книги и фильма Сибил — о женщине с ДРИ — в 1970-х годах.
- DID крайне редко встречается за пределами Северной Америки.
- Очень небольшой процент терапевтов несет ответственность за диагностику подавляющего большинства случаев ДРИ.
- Литература по лечению ДРИ включает множество практик, которые поощряют пациентов разыгрывать несколько личностей (например, иметь доску объявлений, на которой личности могут оставлять сообщения друг для друга).
- Обычные люди могут легко воссоздать симптомы ДРИ с минимальными внушениями в симулированных клинических интервью.
Ключевые выводы
- Ученые проводят различие между явлениями, являющимися их систематическими наблюдениями, и теориями, являющимися их объяснениями или интерпретациями явлений.
- Помимо предоставления точных объяснений или интерпретаций, научные теории имеют три основные цели. Они организуют явления, позволяют людям предсказывать, что произойдет в новых ситуациях, и помогают проводить новые исследования.
- Исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Различные теории одного и того же набора явлений могут быть взаимодополняющими или конкурирующими.
Упражнения
- Практика: придумайте не менее трех различных теорий, объясняющих тот факт, что женатые люди, как правило, сообщают о более высоком уровне счастья, чем неженатые.
Практика: Найдите недавнюю статью в профессиональном журнале и сделайте две вещи:
- Определите основное интересующее явление.
- Определите теорию или теории, используемые для объяснения или интерпретации этого явления.
- Обсуждение: Может ли теория быть полезной, даже если она неточна? Как?
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.
comПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
социализм политическая теория, защищающая государственную собственность на промышленность
психический феномен явления, которые кажутся противоречащими физическим законам и предполагают возможность причинно-следственной связи с психическими процессами
явление любое состояние или процесс, воспринимаемый органами чувств
физическое явление природное явление, связанное с физическими свойствами материи и энергии
общественное движение группа людей с общей идеологией, которые вместе пытаются достичь определенных общих целей
92″>механическое явление: физическое явление, связанное с равновесием или движением объектов
Феномен Тарчанова изменение электрических свойств кожи в ответ на стресс или тревогу; можно измерить путем записи электрического сопротивления кожи или записи слабых токов, генерируемых телом
психические явления явления, которые кажутся противоречащими физическим законам и предполагают возможность причинно-следственной связи с психическими процессами
социальная функция неопределенное социальное событие
27″>эпифеномен: вторичное явление, являющееся побочным продуктом другого явления
оптическое явление физическое явление, связанное со светом или связанное со светом
органическое явление природное явление, связанное с живыми растениями и животными
Феномен Фере изменение электрических свойств кожи в ответ на стресс или тревогу; можно измерить путем записи электрического сопротивления кожи или записи слабых токов, генерируемых телом
акустическое явление: физическое явление, связанное с производством или передачей звука
природное явление все явления, не являющиеся искусственными
химическое явление любое природное явление, связанное с химией