Тактильное восприятие у детей: развиваем с помощью упражнений
Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь. Дошкольникам в освоении действительности помогают все каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный. Работают они в тесной связке, «считывая» актуальную информацию присущим им способом. Выясним, как задействуется тактильное восприятие у детей.
Тактильное восприятие как познавательный процесс
Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.
Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.
Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека.
Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.
Развитие тактильного восприятия у детей
Восприятие дошкольника – познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.
В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки. Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.
Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.
Тактильное восприятие предметов позволят ребенку непроизвольно накопить базу характеристик объектов, что в дальнейшем используется им для понимания свойств и особенностей всего окружающего.
Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.
Эти качественные характеристики можно проследить даже на таком элементарном примере, как прикосновение. Малыш до 2-3 лет хватает, хлопает ладошкой по всему, до чего дотянется. Младший дошкольник уже понимает, что все подряд трогать нельзя. Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком, быстро одернув руку. Правда, остается еще проблемой то, что не все реально опасные ситуации распознаются ребенком.
Роль тактильных ощущений в восприятии формы
Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.
Потом взрослые объяснят, что к малышу пожаловал Мишка или Верблюжонок. Но главным признаком образа для дошкольника еще долгое время будет оставаться нежная искусственная шерсть.
Вычленение отдельного признака способствует и при восприятии формы и контуров геометрических тел, коих среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а все, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.
Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.
Упражнения на развитие ощущений и осязания
Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано начать активное развитие осязательных способностей.
В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки.
Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.
Малыши с интересом ощупывают со всех сторон те предметы, которые им дает мама или другой значимый взрослый. Более того, они пробуют их на зуб, в чем нет никакой необходимости для продвижения в развитии осязательных навыков.
Достаточно просто дать возможность всячески потрогать предмет, обратить внимание на особенности поверхности или формы. Потом назвать свойства и объект, чтобы ребенок постепенно запоминал нужные связи. Например, «это желудь – сам он гладкий, но имеет шершавую «кепочку».
Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность. А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности. Интересно проходит игра, когда предметы находятся за ширмой или в мешочке, и детям нужно распознать их только на основе осязательного обследования. Лучше, если в такой игре участвуют 2-3 человека.
Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.
Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.
Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.
Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
развитие у детей с помощью упражнений
Содержание
- 1 Тактильное восприятие как познавательный процесс
- 2 Развитие тактильного восприятия у детей
- 2.1 Роль тактильных ощущений в восприятии формы
- 3 Упражнения на развитие ощущений и осязания
Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь. Дошкольникам в освоении действительности помогают все каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный. Работают они в тесной связке, «считывая» актуальную информацию присущим им способом. Выясним, как задействуется тактильное восприятие у детей.
Тактильное восприятие как познавательный процесс
Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.
Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.
Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека.
Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.
Развитие тактильного восприятия у детей
Восприятие дошкольника – познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.
В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки. Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.
Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.
Тактильное восприятие предметов позволят ребенку непроизвольно накопить базу характеристик объектов, что в дальнейшем используется им для понимания свойств и особенностей всего окружающего.
Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.
Эти качественные характеристики можно проследить даже на таком элементарном примере, как прикосновение. Малыш до 2-3 лет хватает, хлопает ладошкой по всему, до чего дотянется. Младший дошкольник уже понимает, что все подряд трогать нельзя. Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком, быстро одернув руку. Правда, остается еще проблемой то, что не все реально опасные ситуации распознаются ребенком.
Роль тактильных ощущений в восприятии формы
Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.
Потом взрослые объяснят, что к малышу пожаловал Мишка или Верблюжонок. Но главным признаком образа для дошкольника еще долгое время будет оставаться нежная искусственная шерсть.
Вычленение отдельного признака способствует и при восприятии формы и контуров геометрических тел, коих среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а все, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.
Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.
Упражнения на развитие ощущений и осязания
Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано начать активное развитие осязательных способностей.
В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки.
Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Развивают тактильные способности пальчиковые игры для детей.
Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.
Малыши с интересом ощупывают со всех сторон те предметы, которые им дает мама или другой значимый взрослый. Более того, они пробуют их на зуб, в чем нет никакой необходимости для продвижения в развитии осязательных навыков.
Достаточно просто дать возможность всячески потрогать предмет, обратить внимание на особенности поверхности или формы. Потом назвать свойства и объект, чтобы ребенок постепенно запоминал нужные связи. Например, «это желудь – сам он гладкий, но имеет шершавую «кепочку».
Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность. А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности. Интересно проходит игра, когда предметы находятся за ширмой или в мешочке, и детям нужно распознать их только на основе осязательного обследования. Лучше, если в такой игре участвуют 2-3 человека.
Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.
Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.
Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.
Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.
Наши мысли изменяют наше тактильное восприятие: Neuroscience — ScienceDaily
Всегда ли мы воспринимаем мир одинаково? Эксперимент с гипнозом доказывает, что это точно не так.
Если мы искренне верим, что наш указательный палец в пять раз больше, чем он есть на самом деле, наше осязание улучшается. Исследователи из Рурского университета в Бохуме продемонстрировали, что это так, в эксперименте, в котором участники были подвергнуты профессиональному гипнозу. Когда участники сигнализировали, что они поняли противоположное гипнотическому внушению, что их указательный палец был в пять раз меньше, чем он был на самом деле, их осязание соответственно ухудшалось. Исследование показывает, что наше тактильное восприятие подвержено влиянию и может быть изменено нашими умственными процессами. Научное сообщество разделилось по этому вопросу. Исследователи, возглавляемые приват-доцентом доктором Хьюбертом Динсом, профессором Альбертом Ньюеном и профессором Мартином Тегентхоффом, опубликовали свои выводы в журнале Scientific Reports 21 апреля 2023 года9. 0003
Две иглы на ощупь как одна
Исследователи измерили тактильное восприятие 24 участников теста, используя метод двухточечной дискриминации. При этом указательный палец расслабленно лежит на устройстве, а две иглы постоянно безболезненно, но ощутимо касаются пальца. «Если иглы находятся достаточно далеко друг от друга, мы можем легко различить две точки соприкосновения», — объясняет Хьюберт Динсе из неврологической клиники Berufsgenossenschaftliches Universitätsklinikum Bergmannsheil. «Но если иглы расположены очень близко друг к другу, мы чувствуем прикосновение только в одном месте». На определенном расстоянии между иглами ощущение меняется с ощущения двух игл на ощущение только одной, хотя представлены две. Этот порог различения стабилен для каждого человека при нормальном обыденном сознании.
Если бы палец был в пять раз больше
«Мы хотели выяснить, можно ли изменить этот порог ощущений, активизируя вербально сформулированную мысль у человека», — объясняет Альберт Ньюен из Философского института II Рурского университета в Бохуме. . Исследовательская группа выбрала два мысленных сигнала: «Представьте, что ваш указательный палец в пять раз меньше» и «Представьте, что ваш указательный палец в пять раз больше». Чтобы специально активировать это смысловое содержание, исследователи использовали гипнотическое внушение. Во время контролируемого состояния гипноза, вызванного профессиональным гипнотизером, участника попросили искренне принять первое убеждение для серии тестов, а затем второе.
Испытуемые приняли участие в общей сложности в четырех экспериментах по определению порога чувствительности в каждом случае: в обычном обыденном сознании, в состоянии гипноза без внушения и в двух гипнотических состояниях с внушением большего или меньшего указательного пальца.
Изменения осязания
«Пороги различения не отличались при измерении в нормальном сознании и под гипнозом без внушения. Это подтверждает наше предварительное предположение, что гипноз сам по себе не приводит к изменениям», — говорит Мартин Тегентхофф. «Однако, если убеждения вызываются как внушения под гипнозом, мы наблюдаем систематическое изменение порога тактильной дискриминации». Когда испытуемый представлял себе, что его указательный палец в пять раз больше, чем он есть на самом деле, его порог различения повышался, и он мог чувствовать две иглы, даже когда они были ближе друг к другу. Когда предполагалось, что их указательный палец в пять раз меньше, порог различения ухудшался. Это означает, что именно убеждения изменяют восприятие. Поведенческие результаты были подтверждены параллельными записями мозговой активности, такой как спонтанная ЭЭГ и сенсорные вызванные потенциалы.
Научное сообщество разделилось по вопросу о том, может ли на процессы восприятия влиять только семантическое содержание — эксперты называют это вопросом когнитивной проницаемости восприятия. «Наше исследование представляет собой еще один строительный блок, подтверждающий идею о том, что такое нисходящее влияние убеждений на восприятие действительно существует», — подчеркивает Хьюберт Динс. «Убеждения, которых мы придерживаемся, действительно меняют то, как мы воспринимаем мир».
Тактильно-кинестетическое (тактильное) восприятие и трудности с обучением — Edublox Online Tutor
- Сьюзан дю Плесси
- 26 февраля 2019 г.
Тактильное и кинестетическое восприятие обычно идут рука об руку; следовательно, они рассматриваются вместе как одно целое, а именно
тактильных .Тактильное восприятие относится к осязанию, а кинестетическое восприятие относится к ощущению движений тела и мышечным ощущениям. Вместе они предоставляют информацию о качествах объектов, движениях тела и их взаимосвязях. Таким образом, они составляют основную рубрику перцептивно-моторного обучения.
Чалфант и Шеффелин заметили, что ребенок, имеющий проблемы с тактильной обработкой, с трудом справляется с информацией, с одной стороны, касающейся геометрии, текстуры, давления, боли или температуры, а с другой — о самом теле во время движения. или в статическом положении. В целом проблемы, отмеченные у лиц с ограниченными возможностями обучения в области тактильного восприятия, относятся к следующим компонентам:
- Тактильная дискриминация . Это относится к способности чувствовать различия между объектами. Ребенок с трудностями в этой области не может распознавать различия в предметах только посредством осязания. Таким образом, различия в текстуре, температуре и форме скрытых предметов ускользают от ребенка.
. - Изображение тела . Это относится к осознанию собственного тела и отношению частей тела друг к другу. Ребенок, имеющий проблемы в этой области, не только не осознает связи частей тела друг с другом, но и не может их идентифицировать. Пальцевая агнозия , неспособность отличить пальцы друг от друга или соприкоснуться с завязанными глазами, является часто упоминаемой проблемой.
. - Перцептивно-моторная интеграция . Это относится к способности координировать двигательные движения со зрительными и/или слуховыми раздражителями. У ребенка с трудностями в этой области есть проблемы с координацией того, что он/она видит или слышит, с соответствующей моторной реакцией, необходимой для мелкой моторики, например, при копировании или письме под диктовку, или крупной моторики, например, при ударе по мячу или стрельбе. мяч в корзину. Кепхарт описал способность сопоставлять два типа информации, перцептивную и моторную, как создание «перцептивно-моторного соответствия», в то время как Фростиг назвал это «координацией глаз-рука».
. - Двигательное обучение . Это относится к способности выполнять рутинные двигательные акты. Ребенок с явными трудностями в этой области не может выполнять повседневные задачи, требующие двигательных движений, таких как одевание, раздевание, завязывание шнурков и т. д., или более квалифицированные действия, такие как прыжки, езда на велосипеде, ловля или бросок, удары по мячу клюшкой. летучая мышь и т. д. Называемая невербальной или моторной апраксией , у ребенка по существу есть проблемы с координацией и балансом при крупных и мелких моторных движениях.
. - Пространственная ориентация . Это относится к способности воспринимать свое физическое «я» по отношению к объектам в окружающей среде. Искаженное суждение ребенка о своем положении в пространстве и отсутствие баланса тела приводят к тому, что ребенок кажется неуклюжим и неуверенным в направлениях и расстояниях. Другими словами, люди с ограниченными способностями к обучению натыкаются на предметы, не могут оценить расстояние и, следовательно, переходят или недотягивают и часто сбиваются с пути, направляясь к месту назначения, каким бы знакомым он ни был.
. - Латеральность и направленность . Латеральность относится к моторному осознанию двух сторон тела, в то время как направленность относится к способности отличать правильное от левого, верхнее вниз, вперед от заднего и т. д. Ребенок, у которого есть трудности в этой области, не может усвоить знания, которые тело имеет две стороны и, как следствие, с трудом справляется с направлениями объектов по отношению к себе, такими как «справа от меня», «слева от меня», «надо мной», «подо мной», «около меня».