Танатотерапия упражнения: Танатотерапия: как мне удалось расслабиться

Танатотерапия: как мне удалось расслабиться

16 736

Думаю, каждый, кто хоть раз удачно сходил на тренинг, со мной согласится: такой объем чувств, мыслей, образов и просто чистой энергии в обычной жизни получить невозможно. Ну разве что занимаясь экстремальным туризмом. Как бы то ни было, однажды я поняла, что скучаю по группе. Пора было куда-нибудь идти. Но куда? Я обратилась к знакомому психологу. «Сходи к Баскакову. Может быть, тебе понравится». Что значит «может быть»?

Владимир Баскаков ведет тренинги по танатотерапии. Ах вон оно что! Лечение смертью…

«В землю закапывают?» — осторожно полюбопытствовала я. «Нет! — поморщился мой знакомый. — Которые закапывают — самозванцы. А Баскаков — создатель оригинального метода».

Выяснилось, что танатотерапия — раздел телесной психотерапии. И что танатотерапевт Баскаков когда-то служил на флоте. Подводником. По какой-то загадочной причине меня это успокоило.

И в один прекрасный осенний день я записалась на тренинг. Еще меня порадовало, что предоплаты с меня не спросили. «В конце дня отдадите», — махнул рукой усатый мужчина, в котором угадывался ведущий. «Отлично! — подумала я. — Не понравится — сбегу!» И осталась.

«Вся наша цивилизация построена на энергии ян, — ведущий обращался ко всем нам, рассевшимся в кружок на «пенках». — Мы все торопимся, стараемся стать лучше всех, завоевать, захватить, достичь…»

Хватать больше и тащить дальше — согласилась я мысленно.

«Это все равно что пытаться постоянно вдыхать и не делать выдоха. Попробуйте, может, получится?»

В кругу засмеялись.

«Вот видите, вы понимаете, что это невозможно. Энергии должны уравновешиваться. Если есть напряжение, его должно сменить расслабление. Мы сейчас попробуем поработать с энергией инь».

Я начала было вспоминать все, что мне известно о двух видах энергии в традиционной китайской философии… Впрочем, в начале Баскаков предупредил, что не собирается излагать теорию, а пользуется разными терминами, чтобы обозначить направление своей мысли.

В жизни мы такой степени расслабленности, конечно, не достигнем. Но можем приблизиться

«Обычно массажист работает как? — он изобразил утрированно-энергичные движения. — Так, что он устает и потеет, а от клиента во все стороны летят куски плоти. Это ян. Мы будем делать другое… Но мне нужен доброволец».

Все медлили. Тут я подумала, что раз уж я пришла… и подняла руку.

«Ложитесь», — пригласил ведущий, указывая в центр круга. «И что делать?» — «Ничего, просто ложитесь».

И тут выяснилось, что мое тело не разделяет моей решимости. Казалось бы, что сложного — ложись и ничего не делай. Но укладываясь на глазах у всех, я чувствовала себя до крайности неловко. Чтобы избавиться от скованности, я приняла максимально непринужденную позу: вытянулась на спине, закинув руки за голову, и уставилась в потолок.

«С таким клиентом работать, конечно, нельзя, — раздался надо мной голос ведущего. — Посмотрите, все тело зажато. Ноги скрещены, руки скрещены…»

Вот это да! А я-то думала… Я расплела ноги и вытянула руки вдоль тела. Теперь он будет доволен? Ведь я в классической шавасане — позе йоги для расслабления. Ведущий словно услышал мои мысли.

Умереть можно в любой позе, значит, в любой позе можно расслабиться

«Шавасана, — сказал он, — поза трупа. Но знаете что? Ведь покойники так не лежат. Их потом так укладывают. И еще иногда складывают руки на груди… («Не поддамся на провокацию!» — решила я и не пошевелилась.) …и закрывают глаза, придавая вид спящего. Это способ избежать мыслей о смерти, сделать вид, что человек всего лишь уснул… А настоящая поза трупа — это максимально раскрытая поза, с раскинутыми руками и ногами…»

«Витрувианский человек, как на рисунке Да Винчи?» — уточнил кто-то из круга. «Примерно. Смерть — максимальное расслабление. Глаза раскрыты, нижняя челюсть отвисла…» По сдержанным смешкам я поняла, что ведущий показывает, как это выглядит. «Так что если вы кого встретите в таком виде, знайте, что это — наш человек! После танатотерапии…»

Смех усилился. (Никогда бы не подумала, что разговоры о смерти могут так пробуждать веселье.)

«В жизни мы такой степени расслабленности, конечно, не достигнем. Но можем приблизиться… Только вы дышите, пожалуйста. И вы тоже дышите», — обратился он ко мне, и я поняла, что задерживаю дыхание…

Многие упражнения начинались с присутствия.Которое странным образом ощущалось, даже когда не было телесного контакта.

То есть раньше, чем ко мне прикасались, я чувствовала тепло приближающейся руки. Были и другие упражнения, «янские». Например, один из участников тренинга ложился, изображая покойника, а четверо старались его «расшевелить» без помощи рук, например сказать что-то такое, чтоб он засмеялся.

Я всю жизнь считала себя интровертом — а тут выяснилось, что мне не так-то легко уйти в себя! Как ни странно, легче было отрешиться не от слов, а от физического воздействия: в другом упражнении другие четыре человека толкали меня, пощипывали и щекотали, пока я с закрытыми глазами погружалась куда-то вглубь, оставляя свое тело на далекой поверхности.

…По кругу из рук в руки передают большие фотографии: замерзший в горах альпинист сидит, привалившись к камню; желто-белое тело Далай-Ламы, оказавшееся нетленным… Стоит тишина, и вдруг девушка рядом со мной не выдерживает: «Сколько можно?! Зачем вы это все нам показываете?» После короткой паузы раздается сразу несколько голосов: «А что тут такого? Если не нравится, не смотри. А мне любопытно!»

Четыре человека толкали меня, пощипывали и щекотали, пока я с закрытыми глазами погружалась куда-то вглубь

Интересно, думаю я, как поступит ведущий. Спросит девушку, как часто спрашивают в группах: «А что вы чувствуете?» Но он отвечает ей прямо на поставленный вопрос:

«У меня две цели. Я хочу, чтобы вы увидели, что настоящая смерть выглядит совсем не так, как поддельная, которую каждый день показывают на экранах. И производит совсем другое впечатление. Какое — вы сейчас почувствовали. Вторая цель — посмотреть, насколько быстро вы можете переключаться, восстанавливать равновесие».

Да уж, встреча со смертью (даже на фото) способна выбить из колеи. Но восстанавливать равновесие — как? В смятении я обвожу взглядом круг и вижу, что все переглядываются. Фотографии тем временем возвращаются к ведущему, он невозмутимо откладывает их в сторону.

«Есть еще вопросы? Если нет — обеденный перерыв!»

И надо же, все тут же поднимаются, начинают как ни в чем не бывало переговариваться, собирать вещи… Ну что же, обед — контакт с пищей, с собственным телом. Может, это и есть восстановление равновесия?

Я многое перепробовала за эти два дня и потихонькугордилась своей открытостью новому опыту и способностью переключаться. Но на этом упражнении я почувствовала, что где-то внутри меня есть грань, которую мне страшно переходить. Называлось оно невинно — «Ковер-самолет». Я выбрала себе в пару Ирину — невысокая рыжеволосая женщина, которая в чем-то, как мне показалось, была похожа на меня.

Сначала все участники заняли свои места — и я уже предвкушала, как лягу и закрою глаза и почувствую еще какие-то необыкновенные вещи… Но тут оказалось, что наш «ковер-самолет» собирался лететь через опасную область, где в живых мог остаться только один «летун». Нам предстояло решить, кто из двоих.

«Я чувствую растерянность, не знаю, что делать», — сказала я Ирине. «А я знаю!» — решительно откликнулась она и толкнула меня в плечо.

И тут одна за другой мне пришли в голову три быстрых мысли. Первая: наши силы примерно равны, не факт, что мне удастся ее столкнуть. Вторая: вместо этого я могу дернуть ее за щиколотки, чтоб она упала. Третья: возможно, падая, Ирина ушибется головой. И тут она заехала мне локтем в грудь. И я решила — нет, все-таки это игра. Не стоит она ни моей груди, ни ее затылка. И я сошла с коврика.

Был и еще один неожиданный результат: я стала замечательно легко засыпать

Когда упражнение кончилось и все расселись в круг, ведущий спросил: «Ну, кто погиб?»

«Я, — ответил молодой мужчина. — Я не мог столкнуть женщину».

«А мы обнялись, чтоб быть как один человек!» — радостно откликнулись две девушки.

«Так, — сказал Баскаков, — у нас три мертвеца. Кто еще?»

Я подняла руку.

Так я и не знаю — может, я в тот раз обманывала себя? Может, просто у меня недостаточно воли к жизни? И еще я вспоминаю тот мимолетный холодок, когда я поднимала руку… и странное чувство свободы: да, умерла — и что теперь с меня взять?

На танатотерапию я пошла не ради терапии, а ради группы. И получила то, чего хотела: это было настоящее приключение. Но был и еще один неожиданный результат: я стала замечательно легко засыпать. Помню, как однажды маялась на автобусной экскурсии с долгими переездами. А недавно летела восемь часов и половину времени проспала, хотя кресло не назовешь самым удобным ложем на свете.

Мой метод может показаться мрачным, но для меня он работает.

Я думаю так: неудобная поза? Но ведь умереть можно в любой позе, правда? Значит, в любой позе можно расслабиться. И я расслабляюсь — и просыпаюсь уже в другой точке времени.

Владимир Баскаков, танатотерапевт

Psychologies: Почему вас как психолога заинтересовала смерть?

Владимир Баскаков: Я помню, как и когда это началось. В Одессе, мне было 5 лет. И вдруг я понял, что я умру. Меня так мощно накрыло это осознание, что я рыдал всю ночь напролет. Мне было страшно, но еще больше обидно.

Все кончится — ведь это такая несправедливость! И я решил победить смерть. Сначала я захотел стать врачом. Родители боялись ходить мимо аптек — я сразу требовал купить самое большое и блестящее (как сейчас я понимаю, это был шприц для промывания желудка).

Потом я понял, что медицина не отменяет смерти. Тогда я задумался о бессмертии. И решил стать психологом.

А почему нельзя об этом не думать вообще?

Тот, кто вытесняет реальность смерти из своего сознания, лишает себя жизненности. Жизнь и смерть связаны, как вдох и выдох, встреча и прощание. Если не попрощаться, у нас не будет следующей встречи. Если мы не можем выдохнуть, не будет вдоха. Пытаясь не думать о смерти, мы замираем, застываем — и наша жизнь останавливается. Помните, как выглядят инь и ян? В центре белого — черная точка. И наоборот. Максимально усиливая один компонент, мы оказываемся в точке другого.

В центре смерти начинается жизнь. И важно понять это, чтобы ощутить баланс. Это одно из ключевых понятий в танатотерапии.

Мы считаем, что в основе всех психологических проблем и соматических заболеваний — нарушенный баланс активности и пассивности. Если баланс нарушен, человек становится неустойчивым. Нас постоянно что-то выводит из равновесия — стрессы, микробы, разные события.

Чтобы жить, мы должны легко возвращаться в состояние равновесия, быть устойчивыми. Как неваляшка, которая возвращается в точку равновесия, как ее ни толкай в разные стороны.

В чем задача танатотерапии?

Говорят, что вид пропасти у одних вызывает отчаяние, а у других желание строить мост. Моя задача — чтобы люди не впадали в отчаяние. Размышляя о смерти, очень многие представляют себе длинное, мучительное угасание, беспомощность, болезни, страдания. Почему, интересно?

Ведь когда останавливаются часы, это происходит в одну секунду. Стрелки не бьются в агонии. А как гаснет свеча? Вот так выглядит правильная смерть. Это легкая смерть, на пике здоровья.

В традиционной культуре люди предчувствовали свой срок задолго, иногда за годы. И спокойно готовились, понимая, что это событие — часть жизни, ее естественное завершение, а не что-то ужасное и враждебное. У нас эта культура утрачена, но ее можно восстановить.

На занятиях мы создаем такие условия, в которых можно безопасно соприкоснуться с мыслью о своей смертности. Есть четыре вида психологических проблем, которые мы решаем через работу с телом.

  1. Проблема избытка контроля — в телесной проекции это голова.
  2. Нарушение контактов — это область груди и рук.
  3. Сексуальные отношения — область паха.
  4. Проблема опоры, устойчивости — ноги и ступни.

Как это происходит? Разговаривать об этом бесполезно, можно только пробовать и делать.

Текст:Эльза ЛествицкаяИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Как выдерживать критику на работе: 4 подсказки для женщин — советы бизнес-коуча

«После серии неудач в постели утратила влечение к парню»

«Терзаюсь мыслями, что до меня у девушки был другой»

Ученые назвали 2 преимущества и 3 недостатка жадности

Как быстро уснуть: йога для здорового и крепкого сна — 10 полезных асан

Влюбленность или любовь? 7 стадий глубокого чувства

Тест: Что мешает вам добиваться целей?

Как перестать плакать по любому поводу — объясняет психолог

3.

9. Танатотерапия

Танатотерапия (от греч. thanatos – смерть и therapia – уход, забота, лечение) является психотерапевтическим методом, дающим человеку возможность установить максимально полный контакт с процессами умирания и смерти, и терапия в данном случае заключается в оказании соответствующей помощи в установлении такого контакта (Баскаков, 2000; 2001).

Танатотерапия как вид телесно‑ориентированной психотерапии охватывает четыре базовых психологических проблемы человека: чрезмерный контроль сознания (голова), контакт‑чувства (грудь, руки, шея), сексуальные взаимоотношения (паховая область), опора (ноги).

Танатотерапия моделирует процесс правильного, естественного умирания. В ее основе лежат характеристики тела человека, умершего естественно (тотальное расслабление, остановка контроля сознания, объектность тела, так называемое «биологическое дыхание» и др.). Каждый прием танатотерапии – это сложная работа с телом. Ниже приводятся лишь некоторые из приемов танатотерапии.

Упражнение 1. Подготовительное

Члены группы усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии. Для этого он просит кого‑нибудь выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Чаще всего изъявившие желание ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки – вдоль туловища, причем ладонями вниз. Ведущий же предлагает занять позицию «звезды» («фигуру Витрувия» Леонардо да Винчи), с ладонями вверх.

Эта позиция («звезда», или «фигура Витрувия») характеризуется максимальной амбивалентностью (максимальная отдача и получение, причем одновременно). Именно в силу амбивалентности, а значит, повышенной энергетики (чем больше «разность потенциалов» – тем сильнее ток), энергоемкости, и звезда, и человек в позиции «звезды», и круг (группа участников, где внутри круга все сидящие максимально открыты друг другу, но любой входящий извне встречает спины) – наиболее часто используемые магические символы.

Упражнение 2. «Телесная гомеопатия»

В этом упражнении участники открывают для себя так называемую «телесную гомеопатию» и знакомятся с одним из ключевых ее принципов – принципом малых доз и величин.Основатель гомеопатии Ганеман сформулировал принцип, который, применительно к танатотерапии, можно представить так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям.

В демонстрации партнер, на котором показывают данный прием, лежит в позиции «звезды». Вы подсаживаетесь к любой из его конечностей. Взяв, к примеру, в свою руку его ступню, вы начинаете ее плавно и очень медленно (принцип «не спеши») скручивать в сторону. Заметим, что в русском языке трудно найти глагол, обозначающий описываемое действие и не напоминающий об увечье (ср. скручивать – выкручивать – сворачивать смешать,

например мед. –смещатькости, и др.).

Внешним наблюдателям данное действие совершенно незаметно, тогда как пассивно воспринимающий его сразу замечает.

Это видно прежде всего по дыханию (оно меняется) и по тремору ресниц, которые отвечают в теле за контроль со стороны сознания (интенсивность тремора возрастает в связи с ростом контроля). Начинать выполнение данного приема следует после продолжительной паузы, в ходе которой контроль сознания пассивно воспринимающего как бы устремляется к тому месту, где в данный момент производится работа. Поскольку ничего не происходит – контроль ослабевает и как бы покидает это место. После этого можно приступать к надавливанию.

Время, отводимое на данное упражнение, не ограничено, и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл.

При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная. Эта разница связана с контролем и активностью лежащего участника.

В работе с головой особое значение придается посадке активного участника упражнения. Эта посадка должна быть максимально устойчивой и удобной. Рекомендуется сесть у изголовья лежащего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ними. Активный участник касается ладонью одной из щек лежащего, затем выдерживает продолжительную паузу. Лицо – одно из самых табуированных мест на теле человека. Только после этого плавно и аккуратно он приступает к надавливанию. Время выполнения упражнения – 4–5 минут на каждую часть тела.

Партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл.

Впечатления от упражнения в основном касаются ощущений поляризации внутри тела. Часто возникает ощущение отсутствия той или иной конечности или, наоборот, ощущение присутствия чужой руки (при том, что активный участник уже приступил к работе с другой конечностью).

Упражнение 3. «Театр прикосновений»

Участники группы разбиваются на пары, в которых один становится «актером», активно действующим, другой – «зрителем», пассивно воспринимающим. Пассивный участник принимает позицию «звезды». Активный усаживается рядом. Сценой театра выступает тело пассивно воспринимающего. На этой сцене «актер» предъявляет разные типы контактов: игольчатые –он точечно касается разных участков тела партнера кончиками пальцев; достаточножесткие –надавливает всей поверхностью ладони или кулаком;разнесенныепо разным участкам тела – одновременно несколько касаний в разных местах; разного рода

«перекрытия‑мосты» –например, своей рукой он перекрывает обе ноги партнера.

Главное условие правильности выполнения данного приема: «не спеши!»(именно так, а не, например, «делай медленнее»). Другое важное условие: «актер» выжидает некоторое время перед началом выполнения приема, а не «набрасывается» на «зрителя». В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме – оно ищет первое прикосновение. Только в таком случае «зритель» принимает контакт «актера».

Цель «актера» в этом импровизированном театре тела – удивить партнера, причем удивить постановкой «спектакля», его сюжетом, сценическими ходами. Задача «зрителя» – одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач («чем меня касаются?», «где будут касаться в следующий раз?» и т. д.).

На упражнение отводится 5–7 минут, после чего партнеры меняются ролями. Желательно сопровождать упражнение медитативно‑релаксационной музыкой.

Замечание.Оно касается окончания данного и всех последующих упражнений. Когда вы просите вашего партнера закончить выполнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, за редчайшим исключением, заканчивает его стандартным и совершенно неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается подняться и сесть прямо из позиции лежа. Правильное окончание – это вначале поворот тела на бок и только потом – подъем. Именно так поступают самые маленькие дети, осваивая пока еще непослушное их воле тело – более объектное, пассивное, расслабленное.

Упражнение 4. Последовательность опор

Ваш партнер находится в позиции «звезды». Ладони обращены вверх (маленькие дети только так и лежат – они максимально открыты миру, и лишь взрослые «хватаются» за землю). Вы подводите свою ладонь под лежащую кисть партнера и плавно и аккуратно, не спеша, начинаете приподнимать, отрывать ее от пола. Предплечье и плечо при этом лежат на полу. В таком случае вес кисти как бы «стекает» вниз, в землю. Кисть расслабляется, принимает позицию, при которой она как бы опирается на запястье и как результат – тяжелеет. Кисть в результате обретает свой собственный субъективный вес, который явственно отличен от обычного, связанного с напряженным или активным состоянием. Увеличение веса той или иной части тела во время работы с телом – надежный индикатор расслабления данной части.

Расслабив таким образом кисть, можно переходить к предплечью. Аккуратно придерживая кисть, приподнимите предплечье, взяв его за запястье. Вес предплечья как бы «стекает» вниз и через локоть уходит в пол, в землю. Предплечье расслабляется. Используйте плавные сгибательно‑разгибательные и вращательные движения предплечья, стараясь делать фигуры вращения неузнаваемыми для вашего партнера.

В противном случае он начнет сам выполнять узнанное движение, подключит собственную активность, что сразу отразится на весе предплечья и кисти. Они станут легче. Проблему постоянного контроля со стороны сознания в выполняемых манипуляциях с рукой удобно проследить на примере особых точек. Придерживая предплечье партнера за запястье (кисть свободно свисает вниз, предплечье опирается на локоть), вы плавно и опять же с минимальной амплитудой отводите предплечье до точки, когда кисть (чисто анатомически) должна как бы «перевалиться».

Не спешите! Дойдя до этой точки, перейдите на режим телесной гомеопатии – используйте минимальную амплитуду движения. Вы обнаружите, что кисть, до этого как бы максимально расслабленная, начнет осуществлять «рыскающие» движения, пытаясь «переброситься» самостоятельно. В момент подхода кисти к этой точке – лежащий испытывает колоссальный дискомфорт, связанный с выпадением кисти из зоны контроля.

Продолжите упражнение. Приподнимите руку за запястье – оторвите локоть от пола и подведите под него свою ладонь. Осуществляйте плавные и аккуратные манипуляции с рукой партнера – рука как бы плавает в воздухе.

Продолжая манипуляции с рукой, – проверьте, как и в предыдущем случае, точку перегиба кисти. Заметно, что контролю в данном случае приходится труднее.

Закончите упражнение.

Перейдите к ноге. Подведите руку под коленный сгиб и начните плавно и аккуратно поднимать колено вверх. Пятка партнера скользит по полу. В таком случае сохраняется контакт с землей, с опорой (что особенно важно в работе с ногами). Приподнимая колено (при этом ступня отрывается от пола), подведите вашу ладонь под ступню. Ступня обрела опору в вашей ладони.

Осуществляйте аккуратные плавные сгибательно‑разгиба‑тельные и вращательные движения ногой, каждый раз видоизменяя их рисунок. Почувствуйте разницу в весе ноги. Следите за дыханием и ресницами, отмечая общее расслабление и работу контроля.

Закончите упражнение. Опустите ступню на пол, придерживая ногу одной рукой под коленным сгибом. Легким усилием другой руки помогите выпрямиться ноге, ступня и пятка скользят по полу. Не спешите! Позвольте ноге медленно распрямляться, как бы под собственным весом.

Перейдите к голове. Сядьте удобнее. Аккуратно приподнимите голову, подведя под нее ваши ладони. Несколько минут просто подержите голову на своих ладонях, обращая внимание на дыхание и ресницы. Приступите к плавным наклонам головы вперед‑назад, вправо‑влево и покачиваниям‑вращениям. Следите за напряжением мышц шеи.

Время, отводимое на выполнение всего цикла, – 15–20 минут.

Упражнение 5. Присоединение

Ваш партнер принимает позицию «звезды», лежа на спине. Вы подсаживаетесь к одной из его конечностей, например к руке, и берете ее в свои руки. Используйте хват за запястье. В таком случае, а не когда, например, партнеры держатся руками, как при рукопожатии, – в большей степени нивелируется социальный контекст («помоги мне!»).

Плавно приподняв руку партнера над полом, вы очень медленно и аккуратно (условия предыдущих приемов – «не спеши!» и «минимальные по силе и амплитуде воздействия» – сохраняются) начинаете вытягивать ее на себя. Вытягивание осуществляется спиной – как при гребле на лодке. Ваши руки прямые, а значит, не дрожат и потому не заставляют вашего партнера напрягаться и переживать за вас. Постарайтесь полностью сосредоточиться на выполнении этого упражнения. Это просто сделать, если обращать внимание на те изменения, которые происходят в теле партнера – рука становится «телескопической», меняется дыхание и многое другое.

Вы продолжаете вытягивать руку; зачастую вашему партнеру хочется, чтобы вы его сдвинули с места. Если вы угадываете это желание – обязательно реализуйте его. При выполнении указанных условий у вашего партнера не может возникнуть боли, однако вы сразу прекращаете выполнять движение, как только ваш партнер пожаловался на боль. Значит, вы допустили ошибку.

Максимально растянув тело партнера или стронув его с места, вы на непродолжительное время останавливаете выполнение и очень плавно возвращаете руку и тело партнера на место. После этого вытягиваете подобным образом его ногу и голову.

Время, отводимое на весь цикл, – 15–20 минут.

Упражнение 6. Заключительный элемент

Данное упражнение является своеобразной «сборкой» всех упомянутых принципов и приемов работы танатотерапии.

Ваш партнер лежит на спине. Ноги вместе. Руки в стороны.

Вы садитесь рядом с одной из рук, склоняетесь над партнером, берете его руку, лежащую по другую сторону туловища, в свою и плавно подводите ее к себе. Теперь сядьте устойчивее, раздвиньте ноги, образовав, таким образом, угол. Вытягиваемая рука является биссектрисой этого угла. Тяните спиной. Верхняя часть туловища партнера начинает скручиваться «винтом». Следите, чтобы ваше вытягивающее усилие было равномерным, не дергайте руку, не спешите.

Правильность выполнения данного упражнения предполагает последовательное включение сегментов тела партнера. Так, бедро начинает отрыв от пола и подъем в верхнюю точку только в результате вращательного движения верхней части туловища. Если мы видим, что бедро осуществляет самостоятельные попытки подняться, то необходимо на время прекратить вытягивание, более того, немного ослабить руку партнера с тем, чтобы бедро опустилось, и, таким образом, указать на ошибку.

После достижения бедром максимально верхней точки следует одну из своих рук поместить у пола – в целях страховки падения бедра. Задача тут двойная: с одной стороны – дать бедру и туловищу ощутить «полет» в момент падения бедра, с другой – предохранить бедро от удара о пол.

Теперь партнер лежит лицом вниз. Рука, за которую вы тянули, свободна, другая согнута и находится под грудью. Возьмите свободную руку и отведите ее в сторону назад. Сядьте удобно и устойчиво, расставив свои ноги; плавно и с минимальной амплитудой вытягивайте руку на себя. Позволяйте руке партнера вращаться. В случае правильного выполнения приема боль в суставе исключена, но вы немедленно останавливаете выполнение движения в случае появления боли. Продолжайте вытягивающее движение. Обратите внимание на то, что колено с той же стороны, что и рука, подтягивается по направлению к груди. Как только бедро достигнет верхней точки – расположите одну из ваших рук рядом с туловищем, обеспечивая «полет» и безопасность падения бедра. Хорошо расслабленное тело партнера в конечной фазе этого упражнения становится как бы «студнеобразным».

Упражнение 7. Инициация естественной смерти

Инициация происходит в группах по 5–6 человек. Для этого необходим затемненный, хорошо проветренный зал. Характер музыкального сопровождения, предварительная подготовка участника (инициируемого) и группы в целом – существенные вопросы, влияющие на результат как упражнения, так и танато‑терапии в целом.

Участник ложится на спину в позицию «звезды». Группа располагается вокруг. После включения музыки, но выждав необходимую для первого контакта паузу, группа приступает к работе. Каждый из участников выполняет любое из четырех базовых упражнений и работает с той частью тела или конечностью, с которой ему хочется работать. Смена приемов и частей тела внутри группы – произвольная. При этом участники не договариваются между собой, кто за что отвечает, и не координируют свои действия.

Приблизительно на 10‑15‑й минуте инициируемый входит в глубокое измененное (трансовое) состояние. Отмечается похолодание конечностей, существенно увеличивается их вес, меняется характер дыхания.

На 15‑20‑й минуте группа осуществляет давление – своеобразный «пресс». Два участника ложатся так, что накрывают тело инициируемого собой.

Оставшиеся 2–3 участника ложатся сверху на эту своеобразную «площадку». Все максимально расслаблены.

К данному моменту инициируемый, как правило, не воспринимает тяжести лежащих на нем людей.

Участники группы выдерживают эту позицию в течение 2–3 минут, после чего аккуратно снимают нагрузку, как бы «раскрывая» тело инициируемого. Они берутся за его конечности (придерживая при этом голову), приподнимают (отрывают тело от пола) и поворачивают в воздухе на 90 градусов (крест) и аккуратно кладут его на пол. Участники прощаются с инициируемым и отходят от него (можно накрыть его одеялом). После 15–20 минут можно приступать к процедурам выведения его из транса, используя стандартные приемы: массировать «третий глаз» и живот, звать по имени, приводить достаточно весомые аргументы, чтобы тот «вернулся».

Могила на заднем дворе или как я умирал 3 часа — mehmehsasa

Если ты умрешь прямо сейчас, о чем ты будешь жалеть в первую очередь в своей жизни? Держу пари, даже когда я задаю тебе этот вопрос, ты точно не знаешь ответа. Потому что настоящий ответ скрыт в вашем подсознании, и танатотерапия якобы может помочь вам его обнаружить. «Танатос» в переводе с греческого означает «смерть». Это терапия смертью.

Как только я услышал об этом, я понял, что это для меня. Мне нравятся экстремальные и захватывающие виды деятельности, вероятно, больше из-за интенсивных гормонов счастья, которые они дают мне, чем из-за самого терапевтического эффекта.

И вот я решил попробовать.

Я убирал его и убирал, пока в один прекрасный день я больше не мог. Я что-то готовил на кухне, когда сказал своему партнеру: «Я хочу провести эту ночь в могиле, не могли бы вы засыпать меня землей?» Я мог видеть, что ему не так комфортно, как мне, эта идея, но я действительно умолял его поддержать меня, что он и сделал.

 

Я вырыл себе могилу в саду за подсолнухами. Я старался, чтобы соседи меня не видели. Это Украина, и танатотерапия здесь не в моде. Сельские жители подумают, что я сумасшедший. «Мужик заживо кладет свою жену в могилу!»

Мы сделали это ночью. Я принесла свой коврик для йоги и спальный мешок, а он накрыл меня ветками деревьев, куском черного толстого пластика, а сверху землей. Над моей головой мы оставили отверстие, через которое будет поступать воздух.

Я не боялся. Я просто лежал и слушал сверчков в полном умиротворении. Я задремал, а потом пришел в сознание.

Я сделал это, чтобы найти смысл своей жизни, но мое подсознание вдруг подсказало мне что-то совсем из другой области. Я знал, что это был не тот вопрос, который я задавал, и именно так я знал, что ответ был реальным.
В какой-то момент я чуть пошевелилась внутри «могилы» и почувствовала боль во всех суставах! Они затекли после 3 часов без движения, но теперь боль была невыносимой. Я не давал себе обещания оставаться здесь на ночь, скорее, посмотрим, как пойдет, и вот решил вылезти.

Самый большой страх охватил меня, когда я понял, что ветки и земля навалились на меня тяжелым грузом. Одно усилие моего закоченевшего тела не опрокинуло их. В этот момент я сильно запаниковал и вытащил себя из «могильного кокона» через дыхательное отверстие над головой.

Я был напуган, мое тело болело, и у меня был один ответ на вопрос, который я никогда не задавал. Довольно странный опыт, но очень особенный.

Дайте мне знать в комментариях, если у вас есть какие-либо вопросы.

Если вы хотите узнать больше о жизни в украинском селе, посмотрите видео, которое я сделал

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

Автор Катя КуликОпубликовано Рубрики ВдохновениеTags могила на заднем дворе, тело, смерть, эксперимент, фальшивая смерть, могила, расти, разум, моя могила, подсознание, танатотерапия, пробовать новое

7 упражнений для снятия напряжения (TRE), которые помогут восстановиться после травмы

Сегодня вы узнаете все об упражнениях для снятия напряжения и снятия травмы (TRE) и откроете для себя 7 упражнений для снятия напряжения, которые помогут вам восстановиться после травмы.

Как организм справляется с травмой?

Стрессовые и травматические события обычно связаны с угрозами жизни, реальными или воображаемыми.

В результате активируется реакция «дерись, беги или замри» как базовая реакция на выживание, которая также включает активацию соматической мускулатуры и вегетативной нервной системы.

Это показывает, как тело может быть тесно вовлечено в реакцию выживания, связанную со стрессовыми или травмирующими событиями.

Фактически, исследования показывают, что угрожающие ситуации заставляют тело втягиваться внутрь, чтобы защитить переднюю часть шеи, груди и живота, что напоминает положение плода, которое является самым безопасным положением человеческого тела.

Связанный: Почему лечение травм так сложно? (+Лучшие лечебные упражнения для восстановления после травм)

Что такое ТРЭ?

Упражнения по снятию напряжения и травмы (TRE) — это инновационный набор упражнений, помогающих телу снять глубоко укоренившееся напряжение и травму.

TRE был создан психологом доктором Дэвидом Берсели, который обнаружил, что, вызывая естественный механизм дрожи тела, сообщества на Ближнем Востоке и в Африке, которые были травмированы войной, меньше нуждались в психотерапии или препаратах для контроля посттравматического стресса. расстройство (ПТСР).

TRE активирует естественный рефлекторный механизм сотрясения или вибрации, который снимает мышечное напряжение и помогает успокоить нервную систему, что помогает телу вернуться в состояние равновесия.

TRE можно практиковать в группе или в одиночку.

Связано с этим: Как безопасно заниматься самоанализом?

7 Упражнения по освобождению от травмы для поддержки вашего выздоровления

TRE включает семь простых упражнений , которые можно модифицировать в зависимости от состояния здоровья людей.

Примечание

Следующие упражнения оказались безопасной программой для самостоятельного выполнения в случаях стресса, напряжения и посттравматических симптомов.

Если у вас в анамнезе были телесные повреждения, перед выполнением этих упражнений проконсультируйтесь с лечащим врачом.

Также обратите внимание, что одних этих упражнений недостаточно для восстановления после травмы. Если вы страдаете от посттравматического стрессового расстройства или хронического посттравматического стрессового расстройства, вам может потребоваться помощь специалиста в области психического здоровья по номеру

9.0035 Упражнение 1 (Растяжка лодыжек)

1. Расставьте ноги на ширине плеч.

2. Покачивайтесь в одну сторону, перекатываясь на бока своего ощущения. Вы должны стоять на внешней стороне одной ноги и на внутренней стороне другой ноги. Задержитесь в этом положении на несколько секунд, а затем наклонитесь в другую сторону.

3. Продолжайте медленно покачиваться вперед и назад примерно 5–8 раз в каждом направлении.

4. После этого встряхните ноги.

Упражнение 2 (Растяжка икроножной мышцы)

1. Поставьте одну ногу перед собой и перенесите на нее весь свой вес. Держите заднюю ногу на полу только для равновесия.

2. Поднимите переднюю пятку от земли так высоко, как вам удобно, и поднимайтесь и опускайтесь на носках. Повторите примерно от 5 до 8 раз.

3. Закончив, встряхните только что тренируемую ногу.

4. Повторите то же самое с другой ногой.

Упражнение 3 (Растяжка верхней части ног)

1. Поставьте одну ногу перед другой.

2. Слегка опустите бедра, как будто собираетесь сесть на стул. Это заставит колено передней ноги согнуться. Не позволяйте ему сгибаться дальше длины стопы. Продолжайте сгибать и выпрямлять стоячее колено примерно 5–10 раз.

3. Закончив, встряхните тренируемую ногу.

4. Переключитесь на другую ногу и повторите то же самое.

Упражнение 4 (Растяжка внутренней поверхности ног, бедер и спины)

1. Встаньте, расставив ноги на удобную ширину.

1. Наклониться вперед, согнув ноги в коленях. Вы можете не класть руки на землю, если это слишком сложно.

2. Сложив руки в центре, сделайте 3 глубоких вдоха и расслабьтесь, позволяя гравитации естественным образом растянуть ваше тело.

3. Затем медленно переместите руки на одну ногу. Повисните на ноге или на полу и задержитесь в этом положении на три медленных глубоких вдоха.

4. Перейти на другую ногу. Задержитесь в этом положении на три глубоких вдоха.

5. Верните руки в центр и потянитесь между ногами позади себя. Задержитесь в этом положении на три глубоких вдоха.

6. Закончив, вернитесь в положение стоя и поднимите руки для поддержки, когда вы стоите.

Связано с этим: Техники осознанности при посттравматическом стрессовом расстройстве и травмах: 4 основных шага по практике чувствительной внимательности к травмам (безопасно)

Упражнение 5 (растяжка передней части тела) .

2. Частично положите руки на поясницу. Вы можете смотреть вниз или вверх.

3. Слегка согните ноги в коленях и слегка прогните спину, двигая бедрами вперед.

4. Аккуратно повернитесь в сторону, глядя назад и сохраняя согнутое положение. Сделайте три глубоких вдоха.

5. Придвиньтесь к центру и поверните в противоположном направлении. Сделайте три глубоких вдоха.

6. Вернитесь в центральное положение. Сделайте три глубоких вдоха и встаньте в нормальное положение.

Упражнение 6 (упражнение сидя у стены/растяжка мышц верхней части ноги)

1. Сядьте спиной к стене, как если бы вы сидели на стуле, ноги на удобном расстоянии друг от друга.

2. Как только станет немного неудобно, поднимитесь по стене примерно на дюйм или два.

3. Опять же, если это становится слишком неудобно, поднимите стену примерно на дюйм или два. Цель состоит в том, чтобы ваши ноги дрожали без боли.

4. Примерно через 3–5 минут оттолкнитесь от стены и примите положение стоя.

5. Слегка согните колени и наклонитесь вперед. Это нормально, когда тело начинает трястись в этом положении. Коснитесь земли руками и оставайтесь там в течение минуты, если это возможно.

Упражнение 7 (Последовательность движений на полу)

1 Лягте на пол и согните ноги в коленях.

2. Широко разведите колени в положении покоя, чтобы подошвы ног соприкасались, а пятки были близко к телу.

3. Из этого положения отрывайте бедра от земли на время от 30 секунд до одной минуты.

4. Осторожно опустите бедра на землю и дайте коленям расслабиться на минуту.

5. Слегка сведите колени примерно на дюйм или два и удерживайте это положение в течение двух минут. Для вас нормально испытывать дрожь/тряску в этом положении. Если становится неудобно, остановитесь, вытянув ноги и отведя пальцы ног назад.

Когда вы закончите или вам нужен перерыв, попробуйте прогуляться или сесть и дышать расслабленно.

Катарии поставщиков TRE

Worldwide

Южная Африка

Канада

Австралия

Pro Поиск психологов в США.

Онлайн-терапия также возможна. Это может быть намного дешевле, чем индивидуальная терапия, но может быть столь же эффективным. (источник)

Я рекомендую  Online-Therapy.com  для доступной онлайн-терапии.

(Отказ от ответственности: это партнерская ссылка, что означает, что я получаю комиссию без дополнительных затрат для вас, если вы решите использовать эту ссылку. Вы получите скидку 20% на первый месяц)

Ссылки

  • Части этой статьи были адаптированы из книги Shake It Off Naturally, © 2015 Дэвида Берсели. Все права защищены.
  • Снятие напряжения, стресса и травмы: TRE® (traumaprevention.com)
  • Могут ли упражнения по снятию травмы и напряжения (TRE) действительно улучшить стресс и ПТСР? | Пациент
  • Что такое упражнения по освобождению от травмы (TRE) и работают ли они? | Glamour UK (glamourmagazine.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *