Танцевальная терапия как метод психокоррекции: Танцевальная терапия как метод психокоррекции агрессивных детей младшего школьного возраста

Танцевально-двигательная терапия — как метод психокоррекции

Танцевально-двигательная терапия – это отрасль психотерапии, использующая танцевальные движения как метод, способствующий интеграции индивида в социум. Танцевально-двигательная терапия налаживает коммуникацию с бессознательным через телесное и интеграцию полученного материала в сознательное поле. Являясь не директивным стилем терапевтического вмешательства, она изучает движение, не видоизменяя его.

Современная культура, расщепляя физический и ментальный аспект индивидуума, воспринимая организм, как объект, требующий обязательного изменения, улучшения, использует очень агрессивные методы, в виде ограничения питания, предельных физических нагрузок, не обоснованного голодания и хирургического вмешательства. Это толкает тело на бунт, провоцируя психосоматические заболевания, культивирует негатив к Я.

Поскольку танцевально-двигательная терапия не культивирует понятие эталонного движения, наоборот, терапевт учит клиента идти за внутренними импульсами, подобный опыт согласования с собой бывает подчас уникальным для взрослого человека.

История танцевально-двигательной терапии

Истоки танцевально-двигательной терапии можно найти еще в ранних ритуальных танцах народов мира, которые использовали движение в символическом отображении различных этапов инициации, важных для существования процессов, например, охоты. Уже тогда считалось, что поведение в ритуале и в реальных условиях будет идентично, что тело в ритуале демонстрирует готов ли человек к выполнению определенного задания. Групповой танец формировал единство необходимое для эффективного взаимодействия в реальных ситуациях, выполняя тем самым, коммуникативную функцию даже на этапе отсутствия речи или при ее различиях.

В дальнейшем, аспект индивидуальной инициации движения упразднился, но танец остался элементом социальной коммуникации, перешел в плоскость искусства и нес развлекательную функцию. Он утратил индивидуальность и стал ограничен определенными правилами и традициями. Популяризацию импульсного, не механического, танца связывают с именем Айседоры Дункан, великой танцовщицы 20-го века, разработавшей технику свободного движения, основанную на древнегреческих мистериях.

События Второй Мировой войны поставили перед психологией вопросы реабилитации огромного количества людей объединенных различными проблемами, травмами, различающихся возрастом и слоем населения. В тот период в психотерапии доминировала психоаналитическая теория, которая, в классическом использовании, была несколько ограничена вербальными инструментами.

Танцевальная терапия, как метод коррекции стала рассматриваться после развития идей неофрейдиста Вильгельма Райха, работавшим над концепцией оргонной энергии и мышечных зажимов (панцирей). Так же Карл Юнг (аналитический психоанализ) культивировал танцевального направления лечения, считая, что танец – один из способов выражения «активного воображения», помогающий извлечению бессознательного пласта для анализа и достижения катарсиса.

Окончательную интеграцию психоанализа и концепции свободного танца модерн предписывают Мэриан Чейс, американскому учителю танцев. Наблюдая за трансформациями, происходящими с учениками ее школы, которые большее внимание уделяли эмоциональному выражению, а не точности технического выполнения жеста, она начала использовать движение с целью понимания и изменения психологического состояния. В дальнейшем, опробировав метод на пациентах психиатрического учреждения и получив ошеломляющие результаты, когда, недоступные общению ранее, больные смогли наладить коммуникацию и стали способны выражать чувства, танцевальная терапия в конце 40-х была признана сообществом психологов и психиатров.

Танцевальнно-двигательная терапия, как  метод психокоррекции используют для раскрытия способности выражения эмоций, бессознательного материала путем символического действия, интеграцию полученного в сознание.

Элементами терапевтического процесса направления являются осознание, как отдельных компонентов тела, так и чувственных переживаний при движении, увеличение выразительности, аутентичное движение, раскрытие спонтанности.

Танцевально-двигательная терапия упражнения, направленные на создание здорового восприятия тела, использует для осознания клиентом своей персоны у окружающих. Двигаясь в непривычных для повседневности формах, человек лучше узнает свои ограничения и ресурсы.

Танцевально-двигательная терапия выполняется в индивидуальной и групповой формах. Типичная сессия включает разогрев, непосредственно практику и завершение.

Танцевальная терапия применяется отдельно и интегративно с анализом. Обычно, вербальное выражение, обратная связь, анализ происходят на этапе завершения, но допускается на протяжении всей сессии, зависимо от актуальных задач.

Танцевально-двигательная терапия, как метод коррекции используется для решения любых психотерапевтических задач. Она является методикой выбора при психосоматических заболеваниях, посттравматическом стрессовом расстройстве, детских неврозах, когда вербальный компонент недостаточен в силу возраста или не возможностью осознать с какой эмоцией человек работает. Так же танцевально-двигательную терапию применяют для решения межличностных и групповых конфликтов, развития внутреннего потенциала человека, раскрытия ресурсов бессознательного.

Танцевально-двигательная терапия для детей

Тактильные ощущения с рождения доминирующие для здорового формирования индивида, потому информация, получаемая телесно актуальна для психики. Поскольку речь формируется не сразу, тело с рождения инструмент трансляции и восприятия психических процессов. Ребенок буквально ощущает эмоции телом и ключевым элементом развития личности есть умение абстрагировать эмоцию и вербализировать ее. Если данный аспект игнорируется, формируются психосоматические заболевания, являющиеся способом трансляции психологических проблем.

Уже у дошкольников диагностируются соматоформные нарушения, хроническое мускульное напряжение объеденённое с неспособностью проработать внутренние переживания. Несформированность абстрактного мышления ограничивает использование вербальных методов, основными инструментами становятся проективные, включая двигательные.

Танцевальная терапия в детском саду осуществляется штатным педагогом-психологом, рекомендуется обучение упражнениям воспитателей, для внедрения в повседневность сада. Этапы и упражнения идентичны классическому применению с приоритетом невербальных компонентов. Преимуществом реализации танцевально-двигательной терапии среди дошкольников служит игровой формат, что помогает нивелировать эффект сопротивления.

Эффекты достигаемые данным методом: сохранение природной чувствительности тела, диапазона движений, разрядка напряжения, выражение эмоционального спектра, научение проработки переживаний, осуществляется как элемент творческого формирования.

Танцевальная терапия в детском саду помогает сплочению, коммуникации, формированию грамотного ориентирования в групповом конфликте.

Танцевально-двигательная терапия допустима в коррекции нарушенного и дисгармоничного формирования.

Танцевально-двигательная терапия для пожилых

Изолированность от социума называют важной проблемой сообщества пожилых людей. Сужение социального круга, особенно для ранее активных и общительных людей, переживается остро, отражаясь на соматическом самочувствии.

Снижение функциональной эффективности своего организма зачастую воспринимается травматично, потому двигательные методики могут считаться приоритетными в психотерапии пожилых людей, выполняя и оздоровительную функцию.

Танцевальнная терапия для пожилых людей позволяет всякому участнику работать в пределах собственного физического ресурса и способностей, поэтому успешно применима для представителей с ограниченными возможностями. Имея в основе импульсное, спонтанное движение, не навязываемое точностью выполнения, она позволяет возрастному представителю выполнять задания без ощущения неполноценности.

Танцевально-двигательная терапия упражнения на пластику, координацию и гибкость используют для расширения спектра двигательных функций, что положительно отображается на соматическом здоровье. Внедрение танцевальной терапии в консервативный план реабилитации пожилых людей способствует повышению активности, расширению психомоторных способностей, созданию адекватного восприятия физического образу Я, выражению и прорабатыванию тревоги, печали.

Приоритетна групповая терапия, как источник коммуникации и взаимоподдержки. Визуальное подтверждение общности проблем открывает ресурс к коллективному решению, переводя внимание поддержку и обмен. Совместное творческое взаимодействие объединяет и качественно расширяет социальные контакты.

Желательно обучение осуществлять базовым принципам и основам свободного танца для дальнейшего применения пожилыми людьми индивидуально. Безопасность метода допускает использование упражнений самостоятельно.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Танцевально-двигательная терапия

Автор статьи

Анна Якушенко – Клинический и семейный психолог

Сохранить статью:

В подавляющем большинстве методы психотерапии направлены на помощь при психических расстройствах либо на преодоление сложных жизненных ситуаций, сопряженных с большими психоэмоциональными затратами. Но есть одно направление, которое помогает справиться и с проявлениями соматических болезней. Речь идёт о танцевально-двигательной терапии (ТДТ). Что стоит в основе этого метода? С какими проблемами помогает справиться танцевальная терапия?

Развитие танцевальной терапии, как метода психокоррекции

Танцевально-двигательная терапия — это одно из психотерапевтических направлений, которое основывается на самовыражении посредством танцевальных движений.

 

Первоначально танец как вспомогательное средство использовали многие психологические школы. Только в 1946 году его выделили в отдельный метод.

Сегодня танцетерапия — направление арт-терапии для психокоррекции пациентов со своим набором упражнений и техник, показывающих неплохие результаты. Применяется для взрослых, испытывающих повышенные эмоциональные нагрузки или попавших в сложную жизненную ситуацию, а также помогает справиться с апатией, бессонницей, проявлениями веготососудистой дистонии. 

ТОП 5 практик от практикующего психолога для помощи себе
и другим

Алина Степанчук

Психолог, психотерапевт в модальности
«Транзактный анализ»

Как часто наша жизнь кажется нам трудной, сложной, скучной, несправедливой? Ежедневно мы застреваем в бесконечном кругу финансовых трудностей, негативных эмоций, страха перед неудачами. Иногда нужен толчок, чтобы начать менять свою жизнь в лучшую сторону.

Мы с командой ED PRO подготовили подборку полезных техник, которые вы сможете применять для улучшения своей жизни или в работе с клиентами. И да, это бесплатно!

Методики ТДТ используется в разных направлениях психотерапии, например, в когнитивно-поведенческом, для работы с людьми в состоянии длительного стресса и депрессии. В танцевально-двигательной терапии разработаны отдельные комплексы упражнений для детей разного возраста, пожилых людей. Проводятся занятия в семейных группах. Обучение по танцевально-двигательной терапии проходят во многих крупных городах, в том числе в Москве.

Задачи танцевальной психотерапии

Главной целью танцетерапии является раскрытие творческого потенциала пациента, выявление его идей, побуждений, страхов. В процессе танцевального тренинга происходит избавление от внутренних комплексов, низкой самооценки, неуверенности в себе.

Обучение танцевально-двигательной терапии ставит перед собой следующие задачи:

  1. Достижение самосознания через понимание реакций тела. Так как танцевальная терапия подразумевает связь тела и мысли, то, выполняя упражнения на развитие физической гибкости, человек добивается гибкости ментальной.  
  2. Обучение эффективной коммуникации. Танец помогает найти и освоить новые способы взаимодействия с людьми и окружающей средой.
  3. Решение внутреннего конфликта. Часто наши мысли, чувства и действия не соответствуют друг другу. Через танец удается наладить внутреннюю целостность и обнаружить те причины, которые привлекли к ее потере.
  4. Налаживание внутреннего диалога с собой. Иногда причиной скованности в теле или боли при движениях служат подавленные сигналы тела о его неблагополучии. Через танец человек учится понимать причины дискомфорта и выражать подавленные чувства и эмоции.

Инструменты танцевальной терапии для работы с детьми

Упражнения танцедвигательной терапии отлично подходят для работы с детьми. Они помогают не только в коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств в детском возрасте, но и в работе с малышами, имеющими особенности развития.

Основные задачи танцевальной терапии для дошкольников:

  • развитие самостоятельности и стремления к активности;
  • развитие творческих способностей;
  • уменьшение проявлений детской агрессии, тревожности, гипервозбудимости;
  • повышение самооценки и уверенности в себе;
  • улучшение навыков социализации.

Занятие по методам танцедвигательной терапии дают положительный результат за счёт следующих возможностей:

  • выявлять ритмические рефлексы;
  • нормализовать активность психических и поведенческих процессов;
  • развивать крупную и лицевую моторику.

Онлайн-тест «Определи свой психотип»

Пройти тест

Так как существует прямая связь движения и речи, то приемы танцетерапии успешно применяются логопедами для работы с детьми дошкольного возраста. С ее помощью удается убрать мышечное напряжение у ребенка и развить его навыки в коммуникации.

Использование танцевальной терапии показало положительные результаты в группах детей с нарушением слуха. 

Танцевальная терапия давно подтвердила свою эффективность и полезность. Если вас заинтересовало это направление или вы хотите узнать о других методах арт-терапии, то записывайтесь на программу обучения «Практическая психология».

Там вы узнаете много новой и полезной информации, которую сможете использовать в своей работе как с детьми, так и со взрослыми клиентами.

#психокоррекция #психотерапия #поведение

Категории по теме:

  • Все статьи
  • Нутрициология
  • Коучинг
  • Сексология
  • Психология
  • Дизайн интерьеров
  • Эксперт.PRO

Танцевально-моторная терапия — как метод психокоррекции

Танцевально-моторная терапия – это направление психотерапии, использующее танцевальные движения как метод, способствующий интеграции человека в общество. Танцевально-моторная терапия устанавливает связь с бессознательным через тело и интеграцию полученного материала в поле сознания.

Не являясь предписывающим стилем терапевтического вмешательства, она изучает движение, не изменяя его.

Современная культура, расщепляя физическую и психическую стороны личности, воспринимая тело как объект, требующий обязательного изменения, совершенствования, использует весьма агрессивные методы в виде ограничения в питании, экстремальных физических нагрузок, неоправданного голодания и хирургического вмешательства. Это толкает тело на бунт, провоцирует психосоматические заболевания, культивирует негативное Я.

Поскольку танцевально-двигательная терапия не культивирует понятие эталонного движения, а наоборот, терапевт учит клиента следовать внутренним импульсам, такой опыт соответствия самому себе иногда может быть уникальным для взрослого человека.

История танцевально-моторной терапии

Истоки танцевально-моторной терапии можно найти в ранних ритуальных танцах народов мира, которые использовали движения в символическом представлении различных стадий инициации, которые важны для существования процессов, например, охоты. Уже тогда считалось, что поведение в ритуале и в реальных условиях будет идентичным, что тело в ритуале демонстрирует готовность человека к выполнению конкретной задачи. Групповой танец формировал единство, необходимое для эффективного взаимодействия в реальных ситуациях, тем самым выполняя коммуникативную функцию даже на стадии безречия или при его отличиях.

В дальнейшем аспект индивидуальной инициации движения был упразднен, но танец остался элементом социальной коммуникации, перешел в плоскость искусства и нес развлекательную функцию. Он утратил свою индивидуальность и стал ограничен определенными правилами и традициями. Популяризация импульсивного, немеханического танца связана с именем Айседоры Дункан, великой танцовщицы 20 века, разработавшей технику свободных движений, основанную на древнегреческих мистериях.

События ВОВ поставили перед психологией вопросы реабилитации огромного количества людей, объединенных различными проблемами, травмами, разных по возрасту и населению. В то время в психотерапии господствовала психоаналитическая теория, которая в классическом использовании была несколько ограничена вербальными инструментами.

Танцевальную терапию как метод коррекции стали рассматривать после развития идей неофрейдиста Вильгельма Райха, работавшего над концепцией оргонной энергии и мышечных зажимов (панциря). Также Карл Юнг (аналитический психоанализ) культивировал танцевальное направление лечения, считая танец одним из способов выражения «активного воображения», помогающим извлечь бессознательный пласт для анализа и катарсиса.

Окончательная интеграция психоанализа и концепции современного произвольного танца предписана Мэриан Чейз, американским учителем танцев. Наблюдая за трансформациями, происходящими со студентами ее школы, которые больше внимания уделяли эмоциональной экспрессии, а не точности технического выполнения жеста, она стала использовать движение для понимания и изменения психологического состояния. Позже, опробовав метод на пациентах психиатрического учреждения и получив ошеломляющие результаты, когда недоступные ранее для общения пациенты смогли наладить общение и стали способны выражать чувства, танцевальная терапия получила признание сообщества психологов и психиатров в поздно 1940с.

Танцевально-моторная терапия, как метод психокоррекции, применяется для выявления способности выражать эмоции, бессознательный материал посредством символического действия, интеграции полученного в сознание.

Элементами терапевтического процесса направления являются осознание как отдельных компонентов тела, так и сенсорных переживаний при движении, усиление выразительности, аутентичности движения, раскрытие спонтанности.

Танцевально-физиотерапевтические упражнения, направленные на формирование здорового восприятия тела, используются клиентом для отождествления своей личности с другими. Двигаясь в непривычных для повседневной жизни формах, человек лучше знает свои ограничения и ресурсы.

Танцевально-двигательная терапия проводится в индивидуальной и групповой формах. Типичное занятие включает в себя разминку, непосредственную практику и завершение.

Танцевальная терапия применяется отдельно и в комплексе с анализом. Обычно вербальное выражение, обратная связь, анализ происходят на этапе завершения, но допускаются на протяжении всей сессии, в зависимости от актуальных задач.

Танцевально-моторная терапия, как метод коррекции, применяется для решения любых психотерапевтических задач. Является методом выбора при психосоматических заболеваниях, посттравматических стрессовых расстройствах, детских неврозах, когда вербальный компонент недостаточен в силу возраста или не способен осознавать, с какой эмоцией работает человек. Танцевально-моторная терапия применяется также для решения межличностных и групповых конфликтов, для развития внутреннего потенциала человека, для раскрытия ресурсов бессознательного.

Танцевально-двигательная терапия для детей

Тактильные ощущения с рождения являются доминирующими для здорового формирования личности, поскольку получаемая информация имеет телесное значение для психики. Поскольку речь формируется не сразу, тело с рождения является инструментом трансляции и восприятия психических процессов. Ребенок буквально чувствует эмоции своим телом, и ключевым элементом в развитии личности является способность абстрагировать эмоцию и вербализовать ее. При игнорировании этого аспекта формируются психосоматические заболевания, являющиеся способом передачи психологических проблем.

Уже у дошкольников диагностируются соматоформные расстройства, хроническое мышечное напряжение в сочетании с невозможностью отработки внутренних переживаний. Несформированность абстрактного мышления ограничивает использование вербальных методов, основными средствами являются проективные, в том числе двигательные.

Танцевальная терапия в детском саду проводится штатным педагогом-психологом, рекомендовано педагогам обучение упражнениям для внедрения в повседневную жизнь детского сада. Шаги и упражнения идентичны классическому приложению с приоритетом невербальных компонентов. Преимуществом проведения танцевально-двигательной терапии у дошкольников является игровой формат, который способствует нивелированию эффекта сопротивления.

Эффекты, достигаемые данным методом: сохранение естественной чувствительности организма, объема движений, снятие стресса, выражение эмоционального спектра, обучение развитию переживаний, осуществляется как элемент творческого формирования.

Танцевальная терапия в детском саду способствует сплочению, общению, формированию грамотной ориентировки в групповом конфликте.

Танцевально-двигательная терапия допустима при коррекции нарушенного и дисгармоничного строя.

Танцевально-двигательная терапия для пожилых людей

Изоляцию от общества называют важной проблемой сообщества пожилых людей. Сужение круга общения, особенно у ранее активных и общительных людей, переживается остро, отражаясь на соматическом благополучии.

Снижение функциональной эффективности своего организма часто воспринимается как травматическое, поскольку двигательные техники можно считать приоритетными в психотерапии пожилых людей, выполняя оздоровительную функцию.

Танцевальная терапия для пожилых людей позволяет каждому участнику работать в пределах своих физических ресурсов и возможностей, поэтому с успехом применима для представителей с ограниченными возможностями. Основанный на импульсивности, спонтанности движений, не навязываемых точностью исполнения, он позволяет возрастному представителю выполнять задания без чувства неполноценности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *