Танцевально двигательная терапия: Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души

Содержание

Танцевально-Двигательная терапия.

ГЛАВНАЯ

/

История Танцевально-Двигательной Терапии

«Тело никогда не лжет». 
Марта Грэм 

Скачать презентацию об истории ТДТ

Танцевально-двигательная терапия – это уникальный метод психотерапии, основным принципом которого является понимание того, что наше тело и психика неразрывны и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Именно в психосоматическом единстве заключена основная суть человека. Ведь тело – это самое правдивое зеркало души. Наши переживания, проблемы, тревоги и конфликты никуда не уходят, а бессознательно проявляются в наших движениях, а точнее — в мышечных блоках, зажимах и ограничениях. Танцевально-двигательная терапия, используя танцевальную импровизацию и структурированную хореографию и делая акцент на осознанное движение,снимает мышечные блоки, помогает полному выражению и раскрытию нашего внутреннего «я», а также открывает безграничные возможности для самопознания и обретения целостной и гармоничной личности.

 

Скажи мне, как ты двигаешься, и я скажу, что ты сейчас чувствуешь.

Истоки танцевально-двигательной терапии стоит искать в древних цивилизациях, где танец – был одним из главных способов самовыражения человека и коммуникации с окружающим миром. До сих пор в племенах аборигенов вместо вопроса «Из какого ты племени?» спрашивают: «Какой танец ты исполняешь?»

В начале ХХ века важную роль в понимании и интерпретации танца сыграли Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Мэри Вигман, Марта Грэм. Находясь в авангарде танцевального искусства, они во многом опережали свое время. Отказавшись от классического понимания танца, подчиненного строгой технике, они настаивали на выражении индивидуальности и творческой свободы личности посредством танца. Они полагали, что полностью вовлекая себя в танец, мы обращаемся к тайникам своей души, учимся заново слушать и понимать свое тело, а значит, раскрываем себя во всей целостности и глубине.

Как самостоятельное направление в психотерапии танцевально-двигательная терапия стала формироваться благодаря бурному развитию психоаналитических школ: психоанализу З. Фрейда, индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Юнга. К 40-50-м годам ХХвека психоаналитические направления довольно прочно укрепились в психотерапии как альтернатива гипнозу. Появилось множество различных школ, которые, опровергая или развивая основные идеи классической школы психоанализа, вносили огромный вклад в общее понимание психологических законов. Особенное значение имеет учение Вильгельма Райха о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире. Будучи одним из самых талантливых учеников З. Фрейда он первым среди аналитиков обратил внимание не только на то что говорит пациент, но и прежде всего — как говорит. Райхсчитал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а концентрируются в мышцах и проявляются в виде мышечных блоков. Они, оставаясь в теле годами, образуют мышечный панцирь и влияют на формирование общего эмоционального состояния человека. Для борьбы с мышечными зажимами Райхпервым предложил использовать не только вербальный анализ.

Его методика призвана быланепосредственно воздействовать на мышечные блоки и освободить скрытые в них эмоции, чтобы на этой основевозможно было анализировать ситуации, поступки и отношения с людьми, послужившие причиной переживаний. Сегодня танцевально-двигательная терапия обращается к пониманию психосоматических механизмов, сформулированных В. Райхом, но практически не использует его методы работы. 

Наши переживания, тревоги и конфликты никуда не уходят, а бессознательно проявляются в наших движениях. 

Системное понимание принципов движения и способы анализа движения были впервые сформулированы Рудольфом фон Лабаном и Ирмгард Бартениефф. Австрийский танцовщик, хореограф и философ Рудольф фон Лабан был выдающимся педагогом, который претворял в жизнь принцип ценности индивидуального выражения в танце. Отказавшись от привычного балетного тренажа, он разработал свой подход к обучению и постановке движенческой техники, позволяющий максимально раскрыть индивидуальные особенности каждого танцовщика. Он создал специальную систему записи и описания каждого человеческого движения (подобно нотам для записи музыки), которая в настоящее время активно используется в хореографии и является теоретической основой и способом анализа и диагностики в танцевально-двигательной терапии – так называемый Лабан-анализ (LMA). 

Система Рудольфа фон Лабана была расширена и углублена его ученицей Ирмгард Бартениефф. Спасаясь от нацистской Германии, в 1936 году Ирмгард эмигрировала в США, где она работала физиотерапевтом с различного рода пациентами, в частности с больными полиомиелитом. Наблюдения и практика работы со страдающими от подобного недуга пациентамипозволили ей создать собственную систему упражнений (основы Бартениефф – BF), сочетающую в себе Лабан-анализ и принципы неврологии и анатомии. Ирмгард Бартениефф сделала основной акцент на гармонизирующем движении и технике экономичного использования тела в движении. Неслучайно, наряду с клинической практикой Бартениефф обучала танцоров, хореографов, психологов, танц-терапевтов, антропологов.  

Отдельного внимания заслуживают такие имена, как Мэриан Чейс, Труди Шуп, Мери Уайтхаус и Лилиан Эспенак. Имея собственную студию, Мэриан Чейс впервые стала использовать танец как метод психотерапии. В процессе обучения студентов она заметила, насколько сильно они меняются во время танца, становясь более целостными и гармоничными. Существует даже легенда, что необыкновенный терапевтический эффект от ее занятий был замечен психотерапевтами, которые стали отправлять к ней на лечение своих пациентов. В 1946 году Мэриан Чейс была приглашена на работу в психиатрическую клинику Св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия, где в тесном сотрудничестве с психиатрами родился ее метод, получивший национальное признание. Именно эту дату можно считать днем рождения танцевально-двигательной терапии. Кстати, клиника Св. Элизабет до сих пор помнит славу Мэриан Чейс и считается одним из самых гуманных и передовых лечебных учреждений США.

«Вся видимая вселенная – это Движение».


Рудольф фон Лабан

Труди Шуп, Мери Уайтхаус и Лилиан Эспенак также признавали единство души и тела. Хотя каждая из них разрабатывала свой собственный метод, все они использовали танец как средство раскрытия спрятанных чувств, проявления индивидуальности, обретения целостности и полноты жизненных ощущений.

В России танцевально-двигательная терапия появилась в 90-х годы ХХ века и изначально развивалась как вид программы личностного роста для взрослых. Сейчас она выделена в самостоятельное направление психотерапии. Значительно расширился и круг ее применения, начиная от разнообразных программ для взрослых (программы личностного роста, борьбы со стрессами, психотерапевтические программы, программы для беременных и проч.) и заканчивая программами для детей и подростков, семей, пожилых людей, а также пациентов, страдающих серьезными заболеваниями (болезнь Паркинсона, аутизм, посттравматические расстройства и проч.). 

В конце 1995 года в Москве образовалась Ассоциация танцевально-двигательной терапии, которая работает при активной поддержке американской танцевально-терапевтической Ассоциации (ADTA), европейской Ассоциации ТДТ и международной Ассоциации терапии творческим выражением (IEATA). В 2009 году в Москве в Институте Практической Психологии и Психоанализа была открыта первая в России кафедра танцевально-двигательной психотерапии, которую возглавляет президент российской Ассоциации танцевально-двигательной терапии Ирина Бирюкова. И вот уже более 15 лет в программу московского Института Практической Психологии и Психоанализа включен 3-летний курс по танцевально-двигательной терапии с государственным дипломом о профессиональной переподготовке. 

Смотреть видеопрезентацию АТДТ

Главная — Отделение танцевально-двигательной психотерапии

Здравствуйте! Мы рады приветствовать Вас на сайте Отделения Танцевально-Двигательной Психотерапии ИППиП!

Отделение Танцевально-Двигательной Психотерапии НОЧУ ДПО ИППиП – это коллектив профессионалов, применяющих личностно-ориентированный подход и индивидуальное наставничество в профессиональном развитии и обучении,  реализующих проекты в развитии танцевально-двигательной психотерапии, мультимодального подхода в терапии творчеством и развивающего танца в России и ближнем зарубежье.

За 23 года работы более 450 слушателей получили удостоверения о повышении квалификации по различным программам, 180 специалистов получили дипломы о профессиональной переподготовке. Наши обучающие семинары и тренинги посетили более 1000 специалистов из 29 городов России и СНГ.

Отделение Танцевально-Двигательной Психотерапии поддерживает и развивает партнерские отношения с образовательными учреждениями из 10 стран, в числе которых США, Италия, Швейцария, Германия, Нидерланды. Среди них такие профессиональные организации как Европейская Ассоциация ТДТ (EADMT), Американская Ассоциация Танцевальной Терапии, (ADTA), Международная Ассоциация Терапии Выразительными Искусствами (IEATA).

Международная программа по танцевально-двигательной психотерапии существует с января 1996 года, сначала как проект Ассоциации танцевально-двигательной терапии (АТДТ), с 1999 года как специализация в Институте Практической Психологии и психоанализа (ИППиП).

Приглашаем к обучению всех, кто заинтересован в профессиональном развитии себя как специалиста в области терапии выразительными искусствами, танцевально-двигательной терапии и психологии развивающего танца, кому важно обращение к творческому выражению в практике помогающих отношений, а также тех, кто заинтересован в развитии метода танцевально-двигательной психотерапии, развивающего танца и мультимодальной терапии творчеством в нашей стране.

Презентация Отделения Танцевально-Двигательной Психотерапии(скачать)

В настоящее время Отделение Танцевально-двигательной психотерапии Института Практической Психологии и Психоанализа включает в себя образовательные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по нескольким направлениям.

Программы профессиональной переподготовки:

  • Танцевально-двигательная психотерапия.
  • Мультимодальная терапия творчеством.
  • Развивающий танец.

Программы повышения квалификации:

  • Вводный курс по Танцевально-Двигательной Терапии «Основные жизненные темы» (72 ак.ч.).
  • Аутентичное движение как психотерапевтическая модальность (222 ак.ч.).

Семинары, тренинги, мастер–классы:

  • Рукотворная кукла и Психотерапия.
  • Мастерские по Мультимодальной терапии творчеством.
  • Цикл Вводных семинаров по Анализу движений Р.Лабана (LMA) и основам И.Бартениефф (BF).
  • Тренинг: Практикум по Системе Анализа движений Р. Лабана (LMA) и основам И.Бартеньефф (BF).
  • Тело голоса. Базовый курс.
  • Тело голоса. Танцующий звук.
  • Введение в анализ движения по методу Дж.Кестенберг (KMP) и основы его применения в психологической практике.

Работа Отделения направлена на обучение и профессиональное развитие танцевальных терапевтов, арт-терапевтов и специалистов сферы помогающих профессий (психологи, тренеры, педагоги, медицинские работники, социальные работники), использующих движение и различные арт-формы в своей практике.

Коллектив Отделения Танцевально-двигательной психотерапии НОЧУ ДПО ИППиП:

Елена (Алена) Валентиновна Буренкова, к.пс.наук, доцент (руководитель отделения, руководитель программы «Мультимодальная терапия творчеством».
Ирина Викторовна Бирюкова, BC-DMT, CAGS (руководитель программы «Танцевально-двигательная психотерапия»).
Елена Юрьевна Котеленко, Татьяна Анатольевна Фатеева (со-руководители программы «Развивающий танец»).
Наталия Захарчук, администратор учебных программ отделения ТДП ИППиП.

Что такое танцевально-двигательная терапия?

Источник: shock/BigStock

Общеизвестно, что движение полезно для тела и ума. Ментальные и эмоциональные преимущества движения многочисленны. Те же самые эндорфины, которые заставляют вас чувствовать себя лучше во время движения, также помогают вам лучше концентрироваться и лучше спать, придают больше энергии и могут помочь вам стать более устойчивыми при столкновении с умственными или эмоциональными проблемами жизни.

Регулярные переезды — это инвестиции в ваш разум, тело и душу. Танцевальная терапия — один из наиболее выразительных способов интегрировать движение в процесс выздоровления от расстройства пищевого поведения.

Что такое танцевально-двигательная терапия?

Согласно определению, танцевально-двигательная терапия (ДМТ) в США — это психотерапевтическое использование движения и танца для поддержки интеллектуальных, эмоциональных и двигательных функций тела. Как форма экспрессивной терапии, ДМТ рассматривает корреляцию между движением и эмоциями. [1]

Также называемая «психотерапия движением», нет единого фиксированного типа стиля движения, используемого в рамках этого терапевтического воздействия. Программы варьируются от традиционных танцев, таких как бальные, до более тонких форм движения, таких как йога и растяжка для успокоения тела. [2]

Важно отметить, что практикующий врач с лицензией на ДМТ будет проводить сеанс в терапевтических условиях. Терапевтические сеансы сосредоточены на двигательном поведении, которое проявляется во время управляемого сеанса.

С помощью этого воздействия терапевт будет использовать движение, чтобы помочь клиенту достичь эмоциональной, когнитивной, физической и социальной интеграции. Преимущества включают снижение стресса и управление настроением. При восстановлении от расстройства пищевого поведения это также может помочь улучшить представление о теле и самооценку. Основанное на идее о том, что движение и эмоции взаимосвязаны, это творческое выражение также может помочь улучшить коммуникативные навыки для улучшения отношений. Движение может выражать аспекты личности, с которыми лицензированный терапевт может быть настроен для более глубокой связи в восстановительной терапии.

Чем танцевальная терапия отличается от обычного танца

Движение в танцевальной терапии — это больше, чем просто упражнения. Действия, плавность и движение интерпретируются скорее как язык. Люди, которые используют танцевальную терапию в рамках лечения расстройства пищевого поведения, используют движение для передачи сознательных и бессознательных чувств через танец.

Терапевт реагирует на движения и оценивает язык тела, невербальное поведение и эмоциональные выражения, чтобы разработать вмешательства, отвечающие конкретным потребностям клиента. Движение — это основной способ, с помощью которого танцевальные терапевты наблюдают, оценивают и реализуют терапевтическое вмешательство.

Некоторые вмешательства включают : [3]

  • Зеркалирование. Сопоставление и повторение движений человека, чтобы показать сочувствие и подтвердить, что человек чувствует.
  • Использование «метафоры движения» или реквизита, чтобы помочь человеку физически и выразительно продемонстрировать терапевтическую задачу или достижение. Например, терапевт может дать человеку, находящемуся на лечении, белый флаг, чтобы помочь отпраздновать эмоциональную капитуляцию.

Важные навыки, которые можно приобрести в процессе танцевально-двигательной терапии, включают : [4]

  • Научиться развивать и доверять своей способности проявлять эмпатию.
  • Способность отвечать искренне и правдиво.
  • Научитесь преобразовывать невербальные движения в идеи, которые можно использовать для выздоровления.

Сьюзен Кляйнман, сертифицированный танцевально-двигательный терапевт, национальный сертифицированный консультант и сертифицированный специалист по расстройствам пищевого поведения, поделилась, что танцевально-двигательная терапия «немного похожа на разговор через ваше тело — в корне отличается от разговора только через вашу голову». 0003

Чем может быть полезна танцевально-двигательная терапия

Чувства и жизненный опыт живут внутри тела и могут застрять там. Тело может быть ключом к раскрытию глубоких уровней исцеления.

Вам не обязательно быть танцором, чтобы воспользоваться танцевально-двигательной терапией. ДМТ — это не танцевальный класс. Это терапевтическое воздействие, которое можно использовать в сочетании с другими методами лечения расстройств пищевого поведения, чтобы помочь получить доступ к подлинным, долгосрочным изменениям.

Наличие средств, позволяющих чувствовать себя в безопасности, понимать и испытывать ощущения и чувства, связанные с вашим расстройством, является частью пути к выздоровлению. Танцевально-двигательная терапия может сыграть важную роль, помогая вам восстановить подлинную связь между вашими действиями и словами.

Доступ к танцевально-двигательной терапии

Многие центры лечения расстройств пищевого поведения по всей стране предлагают этот вариант терапии. Во время исследования обязательно осведомляйтесь обо всех терапевтических воздействиях, которые могут быть вам доступны. Не существует универсального подхода к восстановлению, и важно найти программу, которая подходит именно вам.

Что такое танцевально-двигательная терапия (ТДТ)?

DMT определяется Европейской ассоциацией танцевально-двигательной терапии (EADMT) как
«терапевтическое использование движения для содействия эмоциональной, когнитивной, физической, духовной и социальной интеграции человека. Танец как движение тела, творческое самовыражение и общение — основной компонент танцевально-двигательной терапии. Основываясь на том факте, что разум, тело, эмоциональное состояние и отношения взаимосвязаны, движения тела одновременно обеспечивают средства оценки и способ вмешательства для танцевально-двигательной терапии».
Этический кодекс EADMT 2010

 

ДМТ относится к более широкому спектру творческих терапий. Она возникла после Второй мировой войны, в палатах крупных психиатрических отделений. В это время между современным танцем и психоанализом развился взаимный интерес и диалог, породивший новые идеи об отношениях тела и разума. С тех пор DMT создала свою собственную профессиональную траекторию, объединяя уникальные теоретические подходы с научно обоснованными терапевтическими практиками и инструментами оценки на основе движений. Последние научные достижения (Штерн, 2004 г., Галлезе, 2001 г., Поргес, 2009 г.).) обогащают теоретический контекст ДМТ, поддерживая достоверность терапевтических отношений танца и движения, которые активируют мультимодальные творческие процессы, способствующие изменениям и росту.

Танцевально-двигательная терапия, также известная как танцевально-двигательная психотерапия (DMP) или двигательная психотерапия в Великобритании, предлагает людям всех возрастов и способностей пространство для изучения того, что ими движет, помогая людям развивать самосознание и чувствительность к другим, а также найти путь к тому, чтобы чувствовать себя более комфортно в собственной шкуре.

ДМТ можно испытать в группе или на индивидуальных терапевтических сеансах с квалифицированным и зарегистрированным терапевтом. Признание и исследование отношений, которые развиваются между участником, терапевтом и другими членами группы (где группа является посредником), является ключом к терапевтическому процессу. Цель терапевтического контракта состоит в том, чтобы терапевт помог клиенту осмыслить свои паттерны поведения, получить некоторое представление о реакциях, которые поддерживают его страхи и тревоги, стать более социально уверенным и прояснить, чего он хочет и в чем нуждается. жизнь.

Танцевально-двигательный терапевт умеет творчески работать с материалом, представленным на сеансе; будь то в форме исследовательской или описательной игры, рассказывая тревожную историю, задаваясь вопросом, почему неудобные ситуации продолжают происходить или почему отношения так трудно строить и поддерживать. Все эти вопросы выслушиваются и обдумываются вместе с клиентом, и предлагается пространство для их изучения с помощью простых двигательных упражнений и игрового взаимодействия. Иногда опыт движения минимален и может быть сосредоточен на том месте, где клиент испытывает ощущения, когда говорит о своих трудностях или тревогах. Использование дыхания и расслабления посредством осознанности часто является способом войти в контакт с ощущающим и воплощенным «я», и с этой точки осознания может развернуться работа по интеграции.

Разум и тело взаимосвязаны и зависят друг от друга для оптимального выживания (Schore, 2009). Если мы проигнорируем один аспект самих себя, мы рискуем нарушить баланс нашего уникального характера. Разум и тело — это регистраторы нашего жизненного опыта — от зачатия до смерти. Танцевально-двигательный терапевт уважает это и работает с тем, что клиент привносит в каждую сессию; исследуя, как они взаимодействуют с терапевтом, как они рассказывают свою историю, исследуют свои ощущения, чувства и мысли, наблюдая при этом за повторяющимися жестами, позами и динамикой движений, которые поддерживают вербальное выражение клиента. DMT обучен работать в настоящий момент, оставаясь бдительным к появляющимся метафорам и образам и настраиваясь на ритм и поток клиента, ища способы исследовать эти выражения через движение, звук и игру.

‘Настоящий момент может удерживать прошлое в пределах своей маленькой хватки, а прошлое «живо» только тогда, когда находится на сцене настоящего момента. Прошлое играет постоянную роль, оказывая влияние на то, что мы переживаем каждую секунду. [-] Возможно, наиболее важным с терапевтической точки зрения является то, что человек начинает видеть, как опыт настоящего момента может переписать прошлое». (Stern, 2004). Таким образом, танцевально-двигательный терапевт работает с воплощенными переживаниями и воспоминаниями клиента (Дамасио, 2000) в игровой, личностно-ориентированной, безопасной и уважительной манере.

Сеанс ДМТ предлагает обычное время (от 50 минут до часа) и безопасное пространство для изучения вербального и невербального выражения стрессов и трудностей клиента. Многие клиенты приходят в ДМТ, потому что они стремятся максимально раскрыть свой потенциал, а других направляют в службу ДМТ для лечения депрессии, беспокойства, деструктивного поведения, задержки эмоционального обучения, зависимостей и других симптомов психического здоровья, а также необъяснимых физических симптомов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *