Тавтология это речевая ошибка которая состоит в: это… (300 примеров словосочетаний плеоназмов)

Что такое тавтология? Как исправить ошибку?

В этой заметке ответим на вопрос о том, что такое тавтология, а также покажем, как её устранить.

Тавтология – это распространенная лексическая ошибка, которая связана с речевой избыточностью, возникающей за счет необоснованного повторения однокоренных слов в границах одного высказывания. Например, в предложении «Хочу спросить вопрос» немотивированно употреблены однокоренные слова спросить и вопрос. Глагол спросить следует заменить словом задать: «Хочу задать вопрос» (правильно!).

Приведём предложения с тавтологией и примеры их правки:

В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

Слово рассказчик можно заменить местоимением он или именем человека: 1. В заключение он рассказал еще одну забавную историю. 2. В заключение Сергей Петров рассказал еще одну забавную историю.

Писатель написал этот рассказ ещё в юности.

Слово писатель можно заменить местоимением он или именем человека, о котором идёт речь, например: 1. Он написал этот рассказ ещё в юности. 2. Толстой написал этот рассказ ещё в юности.

 Враг приближался всё ближе.

1. Следует убрать наречие ближе, которое создаёт избыточность: Враг приближался. 2. Можно заменить глагол приближаться словом соответствующим определённому  контексту: Враг подбирался (подкрадывался, подходил, подплывал и т.д.) всё ближе.

Важно подчеркнуть, что тавтология представляет собой лексическую ошибку, если употребление однокоренных слов не оправдано стилистическими целями и носит случайный характер: соединить воедино, танцевать танец. Сможете теперь определить тавтологию в тесте или контрольной?

Обратите внимание на то, что существуют тавтологические сочетания, употребление которых неизбежно, так как в них используется терминологическая лексика: словарь иностранных слов, следователь Следственного комитета, бригадир строительной бригады и т. д. Эти словосочетания не требуют правки.

Многие родственные слова, имеющие общий этимологический корень, но утратившие словообразовательные связи, в современном русском языке не образуют тавтологических словосочетаний: черные чернила (ср. синие чернила), красная краска (ср. жёлтая краска), белое белье (ср. чёрное бельё), цветок расцвёл.

Кроме того, тавтология лежит в основе многих устойчивых выражений (фразеологизмов), которые используются в разговорной, публицистической и художественной речи для создания особой экспрессии, стилизации и т.д.: сослужить службу, всякая всячина, набит битком, пропадать пропадом.

14 речевых ошибок, которые делают даже знатоки русского языка / AdMe

Всем нам приходилось слышать (да что греха таить, даже использовать в своей речи) такие выражения, как «полное фиаско», «утвердительно кивать головой» или, к примеру, «маршрут движения». В языке для них есть общее определение — они относятся к плеоназмам, то есть избыточным выражениям. В отличие от тавтологии, ярким примером которой является всем известное «масло масляное», плеоназмы не всегда очевидны. В этой статье мы расскажем о некоторых из них, которые, возможно, вы тоже употребляете в своей речи.

ADME выбрал 14 самых распространенных ошибок, которые мы совершаем каждый день, сами того не замечая.

1.

© Depositphotos

Помните рекламу из 90-х, в которой звучала эта фраза? Это классический пример плеоназма, и вот почему: в переводе с латыни слово «альтернатива» обозначает «другой», то есть, употребляя выражение «другая альтернатива», мы говорим не что иное, как «другая другая».

2.

© Depositphotos

Фраза «в конечном итоге» звучит привычно, поэтому большинство людей не замечают ошибки. Однако, согласно словарю, итог — это и есть конечный результат. Поэтому, если мы говорим о результате какого-то завершившегося действия, следует использовать выражение «в итоге мы добились своего».

3.

© Depositphotos

Возможно, это не самый страшный плеоназм, однако «фиаско» само по себе означает полный провал, а значит, слово «полное» в этом случае можно опустить.

4.

© Depositphotos

Словарь Ожегова определяет триллер так: «детективно-приключенческий фильм или книга, основанные на нагнетании напряженности, страха, ужаса», что само по себе означает что-то захватывающее, заставляющее нас сосредоточить внимание только на киноленте или произведении.

5.

© Depositphotos

В этом случае все проще простого: слово «саммит» в буквальном переводе с английского означает «верх». А понятие «саммит» — встреча на высшем уровне и никак иначе.

6.

© Depositphotos

Чтобы понять, в чем избыточность выражения «узнать маршрут», снова обратимся к словарю. Слово «маршрут» пришло к нам из немецкого языка, а туда, в свою очередь, из французского. Состоит оно из слова marche, которое переводится как «ход, движение вперед», и route — «дорога».

7.

© Depositphotos

Слово «реакция» состоит из двух латинских слов: re, означающего «против», и actio, которое переводится как «действие». То есть реакция — это и есть ответ на какое-то совершенное действие.

8.

© Depositphotos

Чтобы понять ошибку, заглянем в Большой толковый словарь русского языка, который определяет инцидент как «случай, происшествие неприятного характера; недоразумение». То есть приятным инцидент не может быть по определению.

9.

© Depositphotos

Слово «перспектива», как известно, имеет несколько значений. В этом случае оно обозначает не что иное, как «планы на будущее», поэтому «на будущее» можно и нужно опустить.

10.

© Depositphotos

Чтобы понять ошибку в этом словосочетании, снова обратимся к латинскому языку, в переводе с которого depilatio означает «удаление волос». Кстати, разница между эпиляцией и депиляцией в том, что в первом случае волос удаляется вместе с волосяным фолликулом, а во втором — без.

11.

© Depositphotos

Иногда плеоназм «лично я» бывает вполне уместен, например когда говорящий хочет усилить эмоцию, да и в классических произведениях он встречается нередко. Однако в данном случае достаточно будет сказать «я думаю», ведь местоимение «я» и без того подразумевает ваше и только ваше мнение.

12.

© Depositphotos

Скажем кратко: слух — это и есть неподтвержденная информация.

13.

© Depositphotos

И еще одно распространенное избыточное выражение, появлением которого мы обязаны иностранному слову «рацион» — «порция и состав пищи или корма на определенный срок».

14.

© Depositphotos

На выражение «кивать головой» многие не обращают внимания, более того, оно довольно часто встречается и в литературе. Однако глагол «кивать» означает «слегка наклонять и вновь поднимать голову», поэтому его смело можно причислить к плеоназмам.

А какие плеоназмы знаете вы?

Фото на превью Depositphotos

It Is What It Is – Academy 4SC

Введение

Луи представляет отчет по книге на уроке английского языка. Он начинает со слов: «Лично я считаю знаменитую книгу «Гроздья гнева » замечательной книгой. Есть некоторые необходимые требования, которые вы должны выполнить, чтобы понять книгу, поэтому я продолжу свой отчет о книге, дав краткое изложение книги».

Объяснение

Возможно, вы заметили несколько повторений в речи Луи. Когда он использует наречие «лично», слушатели знают, что он изложит свои собственные идеи. Следуя за этим наречием фразами, говорящими о том, что он высказывает свои собственные мысли и мнения, Луи просто повторяет значение первого слова, которое он сказал. Такой тип повторения называется тавтологией. Тавтологию обнаружить труднее, чем простое повторение, потому что это в основном повторение идей вместо слов.

Определение тавтологии

Согласно Оксфордскому словарю английского языка, тавтология — это «фраза или выражение, в котором слово, фраза, идея или аргумент многократно повторяются».

История

Слово тавтология происходит от латинского и греческого использования слова тавтология . В переводе с греческого это слово буквально означает «говорить то же самое». Первое использование современной формы, тавтологии, было в 1655 году в книге Уильяма Гуджа и Томаса Гуджа 9.0005 Научный комментарий к Евреям , где они сказали: «В нем нет тавтологии, нет напрасного повторения одного и того же». Однако ораторы и писатели намеренно или непреднамеренно используют тавтологии гораздо дольше, чем существует этот термин. Даже известные личности использовали тавтологии. Например, во Второй инаугурационной речи Авраама Линкольна он сказал: «Не злобно ни к кому, с милосердием ко всем». Как и Луи, Линкольн повторяет идею другими словами.

Используя это

В то время как тавтология Линкольна — полезный инструмент для достижения его риторической цели, Луи — нет. Хотя слушатели президента могут ожидать, что в отсутствие «злого умысла» должно быть «милосердие», Линкольн делает эту связь явной, что важно в данном случае, поскольку у людей меньше времени на анализ произносимых слов, чем на письменные. Линкольн также использует тавтологию, чтобы привлечь внимание к «благотворительности», которую, по его словам, он будет оказывать людям, что является еще одним жизненно важным инструментом для него как политика, пытающегося заручиться поддержкой миллионов американцев.

Тавтологии Луи, с другой стороны, на самом деле вредны для его цели. Как ученик, произносящий речь перед своим классом, Луи намеревается убедить своего учителя, что он заслуживает хорошей оценки. Он мог бы сделать это, создав академический стиль, используя краткий выбор слов, но использование тавтологии имеет противоположный эффект. Например, когда Луи говорит, что в своем «книжном отчете» он даст «резюме книги», он повторяет, из чего состоит книжный отчет, что необязательно, поскольку этот термин должен быть понятен всем в классе.

Хотя часто ошибочно используют тавтологии таким образом, Линкольн доказывает, что их также можно использовать в качестве инструментов для подчеркивания важности и значения уже сформулированного пункта. Как только вы освоите тавтологии, вы сможете использовать их даже для придания музыкальности лирике и поэзии или для создания юмористического эффекта в лаконичной речи. Таким образом, важно использовать тавтологии только скупо и намеренно, чтобы достичь своих больших риторических целей.

Тавтология и искусство слушать

Мы слышим только половину того, что слушаем. Возможно, именно поэтому большинство людей инстинктивно используют тавтологию, когда пишут или говорят. Тавтология — это использование разных слов для выражения одного и того же или повторение одного и того же дважды, часто в одном и том же предложении, с использованием разных слов. Большинство людей даже не подозревают, что они это делают. Тавтология загромождает простое общение. Специалисты по страховым и суброгационным претензиям общаются друг с другом, чтобы зарабатывать на жизнь, и должны знать об одной из наиболее распространенных ошибок, совершаемых в профессиональном и межличностном общении.

Марк Твен забавно и саркастически использовал тавтологию. Его самый известный пример: «Предположим, что вы были идиотом и предположили, что вы были членом Конгресса. Но я повторяюсь». Тавтология обычно считается нежелательным недостатком в общении; бесполезная трата времени и слов. Возможно, некоторые из вас уловили тавтологию в предыдущем предложении. Они заставляют вас звучать более многословно, чем нужно. В большинстве случаев тавтология состоит всего из нескольких слов, которые означают одно и то же. Например, «я ходил к нему лично» содержит лишнее и ненужное слово, потому что наречие «лично» повторяет мысль, уже выраженную в одном слове «я». Однако иногда тавтология помогает добавить акцента или ясности или внести преднамеренную двусмысленность. Добавление слова «лично» может быть предназначено для того, чтобы подчеркнуть, что действия говорящего по встрече с ним весьма необычны и значимы сами по себе. Однако, как правило, лучше выбрать только один способ изложения смысла и исключить лишние слова.

Тавтология не снижает ясности, но ее следует избегать в официальной письменной и устной речи, чтобы не повторять одно и то же снова и снова.

Вы уловили эту тавтологию? Хорошими примерами являются такие фразы, как «новая инновация», «вечерний закат», «водонагреватель» или «замороженный лед». Услышать что-то «собственными ушами» — единственный возможный способ что-то услышать. Чрезмерное преувеличение излишне. Так же как бутерброд с бутербродом, краткое содержание, полуразрушенные руины, предсказания о будущем, близость, 14:00. во второй половине дня и «необходимое требование».

Тавтология широко распространена в нашей культуре, и даже профессиональные ораторы, политики и писатели допускают использование тавтологии в своей работе. Президент Джордж Буш-младший однажды сказал: «Наша нация должна объединиться, чтобы объединиться». Лирика «Битлз» гласила: «Нет ничего невозможного, что вы можете сделать. Нет ничего такого, что нельзя было бы спеть», и именно Kiss спели: «Кричи, кричи, кричи громко!» Мотивационные ораторы часто создают бессмысленные, но красиво звучащие тавтологии, повторяя вдохновляющие строки, которые на самом деле не имеют под собой никакой защиты.

Симметричные лимерики вроде «Дело не в размере собаки в драке, а в размере драки в собаке» иллюстрируют мою точку зрения. Маленькие собачки могут издавать много шума, но в драке с гораздо более крупной собакой они не преуспеют, независимо от того, насколько симметрично может звучать предложение. «Это не то, что вы знаете; это то, кого вы знаете», — это красиво звучащая тавтология, но, несмотря на ее содержательную мудрость, правда в том, что дело не в том, что вы знаете, и не в том, кого вы знаете, а в том, кто знает вас.

Тавтология также заражает науку и технику. Рассмотрим некоторые термины: DVD-диск, система GPS, вирус ВИЧ, номер ISBN, номер PIN, пожалуйста, R.S.V.P. и V.I.N. число. Рекламщики тоже повторяются. Наслаждайтесь «дополнительным бонусом», «предоплатой заранее» и «раздачей бесплатных билетов». Мы без необходимости добавляем слова, когда они не нужны. Вы уловили эту тавтологию? Они настолько распространены, что часто проскальзывают незаметно. Дважды — это слишком много.

Беспрепятственное использование тавтологии в устной и письменной речи, возможно, связано с основной причиной появления слов-паразитов, таких как «Гм». Мы с раннего возраста приучены немедленно отвечать на вопросы. Возможно, это потому, что мы чувствовали, что нам нужно быстро реагировать на наших родителей, то ли из уважения, то ли из-за боязни возмездия. В результате мы ненавидим пустоту и заполняем словесные пробелы, говоря «гм», пока пытаемся придумать, что сказать дальше. Это вербальное мышление не очень льстит слушателю. Я говорю молодым юристам, что хорошая адвокатская деятельность эффективно использует недооцененную паузу. Как не использовать слово так же важно, как выбрать правильное слово для использования. Авраам Линкольн, как известно, рассказал своему кабинету о проповеднике, который сказал: «Я мог бы писать более короткие проповеди, но как только я начну, мне будет слишком лень останавливаться».

Бывают случаи, когда использование тавтологии полезно для того, чтобы подчеркнуть мысль или придать поэтический оттенок написанному или произнесенному слову. Однако чаще всего тавтология не добавляет к высказыванию новой информации, а лишь утомляет слушателя. Поскольку мы слышим только половину того, что слушаем, если удвоить количество слов, необходимых для эффективного общения, кажется естественным, что слушатель будет игнорировать половину слов, которые он или она слышит.

Американский бизнес понимает, что он связан своими системами коммуникации. Мы обнаруживаем, что это общение больше зависит от устного слова, чем от письменного; и эффективность произнесенного слова зависит не столько от того, как люди говорят, сколько от того, как они слушают. Наши уши функционируют просто отлично; это наш мозг не овладел необходимыми слуховыми навыками, необходимыми для эффективного использования этих ушей. Улавливаете эту тавтологию?

Исследование Университета Миннесоты пришло к выводу, что сразу после того, как средний человек прослушал чью-то речь, он или она помнит только половину того, что было сказано, независимо от того, насколько внимательно он или она слушали. За восемь часов мы забыли половину того, что помнили. Классическое образование учит чтению, но мало внимания уделяет говорению и совсем не слушанию. Наши учителя кричат: «Открой уши» или «Обрати внимание», но это плохая замена обучению учеников слушать. Мы предполагаем, что способные ученики слушают, а те, кто не слушает, неразумны. Чтобы быть хорошими слушателями, мы должны применять определенные навыки, приобретенные только в результате опыта или обучения.

Педагоги начинают понимать, что умение слушать — это навык, которому можно научить. В Нэшвилле школы начали обучать аудированию с начальных классов до средней школы. В Университете Миннесоты они предлагают курс слушания для большой части первокурсников. Держу пари, широко распространенная неспособность слушать также лежит в основе большей части политической бескультурья, заразившей нашу страну. Большинство из нас плохо слушают. Или, если нам удается слушать, мы часто просто ждем, пока другой человек закончит, чтобы мы могли сказать, что у нас на уме. А то совсем не слушается. Если бы мы все нашли время, чтобы научиться искусству слушать, мы могли бы избежать тавтологии и сказать половину того, что считаем нужным. Это означает, что мы все сделали бы все в два раза быстрее.

Энтомолог шел с другом по оживленной городской улице. Среди гудков и визга шин он воскликнул своему другу: «Послушай этого сверчка!» Друг с изумлением посмотрел на энтомолога и сказал: «Вы слышите сверчка посреди всего этого шума и беспорядка?» Не говоря ни слова, энтомолог полез в карман, вынул монету и подбросил ее в воздух. Когда он звякнул о тротуар, дюжина голов повернулась в ответ. Энтомолог тихо сказал своему другу: «Мы слышим то, к чему прислушиваемся».

Специалисты по суброгационным искам принимают заявления, беседуют со страхователями, расследуют убытки, слушают рассказы об авариях и вносят важную информацию из внешнего мира в файл суброгационного иска. День за днем ​​мы упускаем важную информацию, потому что не слушаем, неправильно понимаем и неправильно истолковываем сообщения и рассказы из-за наших предубеждений, предубеждений и представлений о том, как все происходит.

Незначительные ошибки в общении могут иметь серьезные финансовые последствия в одном файле претензии о суброгации. Одним из наиболее важных инструментов любого адвоката во время перекрестного допроса является способность просто спокойно сидеть и смотреть на свидетеля, который сразу же почувствует давление, чтобы продолжать говорить и раскрывать больше информации.

Есть простые вещи, над которыми вы можете поработать, чтобы помочь развить острый талант слушать. Избегайте преждевременной оценки говорящего или ситуации. Не поддавайтесь искушению монополизировать разговор. Нам всем нравится слушать, как мы говорим. Вместо этого наслаждайтесь прослушиванием. Не изображайте внимание или интерес. Даже если предмет сразу не вызывает интереса, сохраняйте бдительность и поддерживайте зрительный контакт. Случайные комментарии, добавленные в разговор, такие как «Правда?» или «Это интересно» успокоит и мотивирует говорящего. Слушайте идеи и факты. Когда свидетель или застрахованный пересказывает список пунктов, многие из нас начинают усваивать и переваривать первый пункт, пытаясь запомнить его, пока объясняется пункт номер два.

Третий пункт вообще упущен и может быть самым важным пунктом из всех. Вместо того чтобы зацикливаться на фрагментах, постарайтесь понять общую картину — во что в итоге складываются факты, связав их друг с другом и увидев, какие ключевые идеи связывают их вместе. Там другая тавтология.

Устное слово — не единственное средство общения. Будьте внимательны к невербальным сигналам и языку тела. Понимать не только то, что говорится, но и то, как это говорится. Между слуховыми сигналами и поведенческими сигналами, издаваемыми говорящим, может быть большая разница. Вербальное сообщение может отражать искренность и волнение по поводу идеи, в то время как жесты, поза, выражение лица и тон голоса могут выражать нечто совершенно иное. Задавайте мощные вопросы, предназначенные для увеличения взаимодействия с аудиторией. Никто не ищет всезнайки, влюбленной в собственные идеи и продукты. Не продавайте себя; продать отношения. Он длится дольше и может предложить гораздо больше.

Обычный бизнес больше не является обычным бизнесом в сфере услуг, как и его тавтологии. Слушать, а не говорить — это одаренная и творческая роль, которую мы должны принять. Умение слушать — ключ к управлению настроением в компании. Это также активная интерпретация, которая формирует наши реалии, и это ответ на вопрос о повышении производительности труда сотрудников и развитии бизнеса с клиентами. В мире, который благодаря технологиям становится все более «плоским», покупатели и заказчики становятся все более информированными. Это отношения, которые имеют значение.

Не бойтесь молчать во время встреч и разговоров. Ваше молчание не будет воспринято как слабость. Будьте тем, кто в конце комнаты не выкрикивает ответ, когда задают вопрос. Это сложно, потому что мы хотим, чтобы другие знали, что мы умны. Даже когда вы учитесь искусству слушать, применяйте технику, которая заставит вас сосредоточиться, сохранять тишину и эффективно слушать. Любителям бразильского джиу-джитсу можно провести сравнение. Молчание может продвигать идею о том, что кто-то в невыгодной ситуации может защититься от кого-то в гораздо более сильной позиции, используя правильную технику. Позвольте им говорить и, что бы вы ни делали, не перебивайте. Если они не зададут вам вопрос, у вас нет причин говорить. Поставьте себя на место говорящего, как будто вы переживаете то, что вам рассказывают. Это лучший способ вспомнить все, что было сказано.

Со временем вы поймете, что развили новый навык. Вы услышите не только слова, но и текстуру, эмоции и историю, которая разворачивается за словами. Это умение можно практиковать — с большой пользой — дома. Стремитесь к тому моменту, когда вы сможете соединиться «за словами» и «между строк». Идите на встречи с существующими и потенциальными клиентами без каких-либо предубеждений относительно проблем или решений, которые вы можете им предложить. Заставить клиента почувствовать, что его «услышали», может быть непросто, особенно потому, что естественной тенденцией большинства «подготовленных» профессионалов является продажа себя, своей продукции и своей политики. Моя личность похожа на молот; а для молотка все выглядит как гвоздь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *