определение и примеры :: SYL.ru
Каждому со школьных лет знакомо слово «тавтология». Слишком уж часто учителя словесности (да и не только они) пристыжали нерадивых учеников, употреблявших в своих сочинениях или устной речи выражения типа «масло масляное». Так часто, что запомнилось на всю жизнь. И крепко-накрепко въелось убеждение, что тавтологии нужно избегать любой ценой.
Термин «тавтология»
В русский язык термин «тавтология» пришел из античности. Древние греки словом tautologeo называли ситуацию, когда «говорится то же самое». Это его дословный перевод.
В анти чности выделяли также периссологию – повторение синонимов или других одинаковых по значению слов; и макрологию – наличие в речи лишних пояснений. Современная наука не разделяет данные понятия и каждое из них называет тавтологией. Итак, что такое тавтология? И правда ли, что она указывает только лишь на грубые изъяны речи? Может ли она быть уместной в тексте и не вредить ему?
Тавтология – определение и примеры с лингвистической точки зрения
Данным термином лингвисты обозначают повторение одних и тех же, однокоренных или похожих по значению слов, а также выражений. Например: «Верни мои книги, мои любимые книги…». Или: «Пришли холодные холода». Или: «Лучше остаться нищим, чем гореть потом в аду позора и стыда».
Из приведенных примеров видно, что тавтология не всегда бывает лишней. И это действительно так. Существует масса случаев, которые доказывают оправданность и даже незаменимость употребления тавтологии.
Но чаще она, конечно, уродует речь, делает ее безграмотной и некрасивой. «Масло масляное», «заплатить плату», «случился случай» и т. д. Такие и им подобные выражения звучат достаточно плохо…
Когда тавтология оправдана
Скорее всего, в старину простые люди на Руси и знать не знали, и ведать не ведали, что такое тавтология. Но активно использовали в своей речи ситуации, которые можно определить этим термином. Взять хотя бы популярнейшую народную «прелюдию»: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Она дошла до наших дней и воспринимается вполне органично.
В отличие от своих непросвещенных предков, русские классики, что такое тавтология, наверняка знали. Но тоже обожали вставить порой в свое бессмертное творение какое-нибудь повторение. Этим «баловались» и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь, и Бальмонт, и многие другие литературные «зубры».
И дело совсем не в том, что гениям прощается все. Без тавтологии на самом деле иногда никуда. Например, в таком примере, как «Варить варенье», нежелательно ни одно из слов заменять другим. Потому что нужно именно сварить (не пожарить, не спечь и не стушить) и именно варенье (а не повидло или джем). Во фразе «Падает вниз» тавтология нужна для усиления смысла. А в выражении «Волк есть волк» необходима, чтобы подчеркнуть истинность утверждения и абсурдность любых сомнений в нем.
Тавтология в логике
Последний из приведенных выше примеров использования тавтологии находится на границе словесности и логики, которая, кстати, тоже активно употребляет в своем арсенале данный термин.
Что такое тавтология с точки зрения логики? Это тождественно-истинное высказывание. Все тот же пример, или ему подобные: «Дом – это дом», «мать – это мать», «мое – это мое», — являются в данном случае удачной иллюстрацией.
Также иногда используют тавтологию для формулирования логических законов. Например: «Четыре разделить на два будет два или не будет два?», «Нуль равняется нулю или не равняется нулю?», «Дождь идет или не идет?».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тавтология – не всегда «сорняк». Она бывает и культурным «растением». Если применять ее достаточно аккуратно и грамотно, а не просто вследствие словарного дефицита, то она может вполне органично смотреться в тексте.
Лексический повтор – примеры, личное местоимение
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 237.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 237.
Каждый автор стремится сделать свой текст максимально выразительным. Для этой цели используются различные средства художественной выразительности речи, и одно из них – лексический повтор.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Изобразительное средство или ошибка?
Лексический повтор – это повторение одного и того же или однокоренного слова, а то и нескольких слов. Это может быть специально примененным приемом. Но нередко бывает просто ошибкой и объясняется не стремлением подчеркнуть какую-то мысль особо, а невнимательностью, недостаточным словарным запасом и другими причинами, не имеющими отношения к выразительности текста.
Неоправданный, ошибочный лексический повтор называется «тавтология».
Чтобы различить ошибку и изобразительный прием, давайте определим, с какой целью лексический повтор может быть использован.
Лексический повтор в литературе
Примеры лексического повтора мы встретим во многих произведениях художественной литературы. Чаще всего, применяя его, автор преследует одну из двух целей.
Лексический повтор придает и стихам, и прозе дополнительный ритм, призванный передать движение или монотонность. Например, в первом стихотворении из цикла А. А. Блока «На поле Куликовом» автор многократно использует лексический повтор: «Летит, летит степная кобылица», «Идут, идут испуганные тучи» и т. д. В комплексе с рядами однородных сказуемых это создает ощущения долгого движения по степи.
Очень часто лексический прием призван подчеркнуть, выделить особо какую-то мысль. Например, в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» мы во многих главах встречаем одни и те же строчки:
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
В данном случае автор явно хотел подчеркнуть важную, на его взгляд, мысль.
Виды лексического повтора
Выделяют целый ряд видов лексического повтора в литературном произведении. Остановимся на наиболее важных из них.
Рефрен – это повторение одной или нескольких строк на протяжении всего произведения.
В песнях роль рефрена нередко выполняет припев.
В приведенном выше примере из «Василия Теркина» строки про «бой не ради славы» как раз являются рефреном.
Анафора – в переводе на русский язык означает «единоначатие». Иными словами, несколько стихотворных строк или предложений начинаются одним и тем же словом (или словами).
Пока земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет…
Ошибка
Ели же повтор не выполняет никакой функции, то его следует избегать. Для этой цели слово надо заменять синонимами, контекстными синонимами или личными местоимениями.
Рассмотрим пример: «Смелый человек совершает смелые поступки. Но смелые поступки не всегда делают его героем.» В этом отрывке первый повтор можно было бы даже счесть изобразительным средством, но третье слово «смелый» нас убеждает: автор сочинения просто не умеет избегать тавтологии. Давайте заменим одно из слов синонимом, а другое – местоимением (в данном случае – указательным): «Смелый человек совершает храбрые поступки. Но эти поступки не всегда делают его героем». А еще лучше (так как позволит избежать и необоснованного повторения слова «поступки») употребить слово «они»: «Но они не всегда делают его героем».
Что мы узнали?
Лексический повтор – это повторение одного и того же слова или группы слов. Лексический повтор может использоваться в литературе для придания экспрессивности, иллюзии движения, для того чтобы подчеркнуть важную мысль. С этой целью авторы применяют рефрены, анафоры, эпифоры и т.д. Если повтор не является оправданным (не выполняет никакой функции), он становится ошибкой и его следует избегать, заменяя часть слов синонимами или местоимениями.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Виктория Роминцева
4/5
Анжелика Черниго
5/5
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 237.
А какая ваша оценка?
Тавтология: это то, что есть
Введение
Луи представляет отчет по книге на уроке английского языка. Он начинает со слов: «Лично я считаю знаменитую книгу «Гроздья гнева » замечательной книгой. Есть некоторые необходимые требования, которые вы должны выполнить, чтобы понять книгу, поэтому я продолжу свой отчет о книге, дав краткое изложение книги».
Объяснение
Возможно, вы заметили несколько повторений в речи Луи. Когда он использует наречие «лично», слушатели знают, что он изложит свои собственные идеи. Следуя за этим наречием фразами, говорящими о том, что он высказывает свои собственные мысли и мнения, Луи просто повторяет значение первого слова, которое он сказал. Такой тип повторения называется тавтологией. Тавтологию обнаружить труднее, чем простое повторение, потому что это в основном повторение идей вместо слов.
Определение тавтологии
Согласно Оксфордскому словарю английского языка, тавтология — это «фраза или выражение, в котором слово, фраза, идея или аргумент многократно повторяются».
История
Слово тавтология происходит от латинского и греческого использования слова тавтология . В переводе с греческого это слово буквально означает «говорить то же самое». Первое использование современной формы, тавтологии, было в 1655 году в книге Уильяма Гуджа и Томаса Гуджа 9.0005 Научный комментарий к Евреям , где они сказали: «В нем нет тавтологии, нет напрасного повторения одного и того же». Однако ораторы и писатели намеренно или непреднамеренно используют тавтологии гораздо дольше, чем существует этот термин. Даже известные личности использовали тавтологии. Например, во Второй инаугурационной речи Авраама Линкольна он сказал: «Не злобно ни к кому, с милосердием ко всем». Как и Луи, Линкольн повторяет идею другими словами.
Используя это
В то время как тавтология Линкольна — полезный инструмент для достижения его риторической цели, Луи — нет. Хотя слушатели президента могут ожидать, что в отсутствие «злого умысла» должно быть «милосердие», Линкольн делает эту связь явной, что важно в данном случае, поскольку у людей меньше времени на анализ произносимых слов, чем на письменные. Линкольн также использует тавтологию, чтобы привлечь внимание к «благотворительности», которую, по его словам, он будет оказывать людям, что является еще одним жизненно важным инструментом для него как политика, пытающегося заручиться поддержкой миллионов американцев.
Тавтологии Луи, с другой стороны, на самом деле вредны для его цели. Как ученик, произносящий речь перед своим классом, Луи намеревается убедить своего учителя, что он заслуживает хорошей оценки. Он мог бы сделать это, создав академический стиль, используя краткий выбор слов, но использование тавтологии имеет противоположный эффект. Например, когда Луи говорит, что в своем «книжном отчете» он даст «резюме книги», он повторяет, из чего состоит книжный отчет, что необязательно, поскольку этот термин должен быть понятен всем в классе.
Хотя часто ошибочно используют тавтологии таким образом, Линкольн доказывает, что их также можно использовать в качестве инструментов для подчеркивания важности и значения уже сформулированного пункта. Как только вы освоите тавтологии, вы сможете даже использовать их для придания музыкальности лирике и поэзии или для создания юмористического эффекта в лаконичной речи. Таким образом, важно использовать тавтологии только скупо и намеренно, чтобы достичь своих больших риторических целей.
Тавтология (язык) — Энциклопедия искусства и популярной культуры
Из Энциклопедии искусства и популярной культуры
(Перенаправлено из Тавтология (риторика))
Перейти к: навигация, поиск
«В иллюзорных вавилонах языка художник может продвигаться специально для того, чтобы заблудиться и опьянеть от головокружительных синтаксисов, отыскивая причудливые пересечения смыслов, странные коридоры истории, неожиданные отголоски, неведомые юморы или пустоты знания… но это поиски рискованны, полны бездонных вымыслов и бесконечных архитектур и контр-архитектур… в конце, если и есть конец, возможно, только бессмысленные отголоски». — Роберт Смитсон в «Музее языка в непосредственной близости от искусства» (1968) «Ясно, что мир чисто пародиен, другими словами, что каждая видимая вещь есть пародия на другую или то же самое в обманчивой форме. — «Солнечный анус» Жоржа Батая. |
Связанные и |
Википедия Рекомендуемые: Ромбикубоктаэдр Леонардо да Винчи |
В литературной критике и риторике тавтология — это утверждение, которое повторяет ту же идею, используя почти синонимичные морфемы, слова или фразы, то есть, говоря словами современного английского употребления , «говоря одно и то же дважды». Тавтология и плеоназм не всегда различаются в литературе.
Подобно плеоназму, его непреднамеренность часто считают недостатком стиля. С другой стороны, преднамеренное повторение может быть эффективным способом подчеркнуть мысль или помочь слушателю или читателю понять мысль.
Иногда логические тавтологии, такие как «Мальчики будут мальчиками», смешивают с языковыми тавтологиями, но в целом риторическая тавтология неверна по своей сути.
Содержимое
|
[править]
Этимология
Слово было придумано в эллинистическом греческом языке от ταὐτός ‘тот же плюс λόγος ‘слово/идея’., и передано через латынь 3-го века тавтология и французский тавтология . Впервые он появился на английском языке в 16 веке. Использование термина логическая тавтология было введено в английском языке Витгенштейном в 1919 году, возможно, после использования Огюстом Контом в 1835 году.
[править]
Примеры
- «Не злобно ни к кому, с милосердием ко всем», из второй инаугурационной речи Авраама Линкольна.
[править]
Обсуждение
Намеренное повторение значения направлено на то, чтобы усилить или подчеркнуть конкретный, обычно значимый факт о том, что обсуждается. Например, подарок по определению бесплатен; использование фразы «бесплатный подарок» может подчеркнуть, что нет никаких скрытых условий или мелкого шрифта, будь то ожидание денег или взаимности, или что подарок делается добровольно.
Это связано с риторическим приемом hendiadys, когда одно понятие выражается посредством использования двух описательных слов или фраз. Например, «кубки и золото» означает богатство, или «сей день и век» означает настоящее время. На первый взгляд эти выражения могут показаться тавтологичными, но они стилистически верны, потому что повторение значения — это всего лишь способ подчеркнуть одну и ту же мысль.
Использование тавтологии, однако, обычно непреднамеренно. Например, фразы «ментальная телепатия», «спланированные заговоры» и «маленькие карлики» подразумевают, что существуют такие вещи, как «физическая телепатия, спонтанные заговоры и гигантские карлики».
Параллелизм — это не тавтология, а особый стилистический прием. Большая часть ветхозаветной поэзии основана на параллелизме: дважды говорится одно и то же, но немного по-разному (Фаулер называет это плеоназмом). Однако современные библейские исследования подчеркивают, что между двумя линиями существуют тонкие различия и развитие, так что обычно они не являются «одним и тем же».