Театр зрительских историй playback театр – Театр Зрительских Историй — Официальный сайт московского плейбэк-театра

Плейбек-театр — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Плейбек-театр (также театр плейбек или плейбэк, реже двуязычное название playback-театр, театр playback, англ. Playback Theatre, букв. пер. «театр воспроизведения») — это форма театра импровизации, где зрители рассказывают личные истории, а актёры превращают их в художественное произведение на сцене.

Название происходит от сокращения фразы «We are playing your stories back to you» (рус. «Мы играем ваши истории, возвращая их вам»), которой первые плейбек-актёры описывали зрителям представление нового вида (формы) импровизационного театра.

Плейбек-театр как форма театра импровизации зародился в 1975 году в г. Нью-Палц, что 130 км от Нью-Йорка. Джонатан Фокс и Джо Салас стали его основателями, создав первую экспериментальную группу. На тот момент у Джонатана был опыт проведения академических исследований в области театра в Гарварде, работы драматургом (с 1973 года), профессором в области театра в Институте Коннектикута и актёром в Нью-Йорке. У Джонатана и Джо был опыт работы волонтёрами в развивающихся странах. Так, Джонатан работал волонтером Корпуса мира в Непале, Джо Салас — в Малайзии. Семейные традиции социальной ответственности и прогрессивной политики несомненно также повлияли на их дальнейшие воззрения.

Уже позже он познакомился с Зеркой Морено и театром спонтанности в Вене (Психодрама). Это и дало толчок для организации и регулярных занятий первой труппы. В процессе развития первая группа плейбек-театра выступала давая не только открытые перформансы, но и в школах, тюрьмах, для пожилых людей, на конференциях и фестивалях, вдохновляя людей делиться историями вне зависимости от их социального положения, вероисповедания, расы, пола, ориентации и т. д.

Форма плейбек-театра позволяла Джонатану и Джо сохранять баланс структуры и импровизации, развлечений и моральных ценностей. Идея плейбек-театра вдохновила многих людей. Уже в 1980 году члены первой труппы отправились на гастроли в Австралию, и, как результат их перформансов и мастерских, родились первые труппы плейбек-театра в Сиднее (1980), Мельбурне (1981), Перте и Веллингтоне. Эти четыре театра по-прежнему продолжают свою работу. С тех пор эта форма театра начала распространяться в Северной Америке, Европе, на других континентах. Сейчас плейбек-театр существует в той или иной форме в более 60 стран мира на всех 6 континентах

[1].

В 1989 году Джуди Сваллоу создала Ассоциацию плейбек-театров, практиков и заинтересованных, чтобы поддерживать контакт и обмен опытом между плейбек-театрами по всему миру. А в 1991 году состоялась первая Международная конференция плейбек-театров в Австралии. С расширением сообщества плейбек-театров и широкого применения этой формы в 1993 году Джонатан Фокс создал Центр плейбек-театра (Нью-Йорк) (Centre for Playback Theatre), который начал обучать и вести образовательные программы для плейбек-практиков, лидеров театров и тренеров.

На представлении плейбек-театра зрители спонтанно рассказывают истории, которые могут рождаться в связи с предыдущими историями или без; актёры вместе с музыкантом превращают историю в художественное сценическое произведение, используя специфические плейбек-театральные формы импровизации, композицию, метафоры, голос, пластику и др. Кондактор (ведущий представления) ведет перформанс и является медиатором (посредником) между зрителями и актёрами, выполняя также н

ru.wikipedia.org

Театр Playback: импровизации по зрительским историям — Miraman.ru

Осенью в новосибирском Академгородке свой первый сезон открыл театр зрительских историй — Playback. О его концепции, артистах, первых показах, самых ярких перформансах «Мираману» рассказала Анна Черных, директор автономной некоммерческой организации «Театральная компания Академгородка».

Playback — театр на стыке психологии и искусства

— Анна, расскажите, как появилась идея создать в Новосибирске театр с таким необычным форматом.

— Наша театральная компания появилась ради того, чтобы в Академгородке создать профессиональный театр. Сегодня театр, как глобальное явление, способен многое предложить современному человеку — у него есть собственный внятный язык, чтобы рефлексировать жизнь, постигать и производить смыслы. Он находится в поиске — что значит быть современным, оставаясь на вершине мастерства, не боясь быть серьезным. Такой театр хотим делать мы. Сегодня есть люди, есть замечательное пространство Академпарка, но пока не решены финансовые вопросы — премьеры ждут меценатов.

Изначально мы планировали, что у нас будет несколько околотеатральных проектов, поэтому первое, что мы начали делать — это интерактивный театр Playback.

— В чём заключается его суть?

— Это театр зрительских историй. Он возникает буквально из воздуха: ни пьесы, ни отрепетированных ролей, ни даже сценического оформления. Есть только артисты и их индивидуальность, которые воссоздают на сцене личные истории зрителей. Выглядит это так: у перформанса есть ведущий, его называют кондактор. Он приглашает на сцену рассказчика из зала, помогает ему изложить свою историю, если это необходимо, задаёт уточняющие вопросы, чтобы актёры лучше её поняли. Нам очень повезло — наш кондактор Мария Бакулева психолог и умеет бережно слушать истории.

Действие начинается моментально, времени на обсуждение у труппы нет. Это совершенная импровизация, которая рождается здесь и сейчас. Помогает актёрам живая музыка в исполнении джаз-бэнда. Эффект чуда возникает как раз потому, что никто заранее не договаривается, что будет происходить на сцене. История, как живая голограмма, предстает перед рассказчиком и обычно вызывает много эмоций. После показа рассказчик даёт обратную связь. Если он с чем-то не согласен, может указать на несоответствие и попросить переиграть. Важно, чтобы история, обогащённая актёрской игрой, осталась именно его историей.
Это международный формат родом из США, уходящий корнями в этнические практики совместных переживаний важных событий. Есть сертификационные программы по обучению актёров, в мире немало трупп, которые работают в этом жанре.

— Получается, актёры должны быть и хорошими психологами.

— Да, Playback — это театр на стыке психологии и искусства. Актёры должны быть не только выразительными, но и очень наблюдательными. Они моментально схватывают суть образов, которые синтезируются из рассказов, и показывают их так, чтобы было интересно смотреть.


Особенность нашего формата состоит в том, что актёры должны быть очень сконцентрированными и внимательными: к рассказчику, его истории, к партнёрам на сцене. Нужно по максимуму подключаться к настоящему моменту и очень многое иметь в виду. Достаточно сложно постоянно находиться на сцене, поэтому, когда есть 3–4 состава — это оптимально. На сцену обычно выходят четверо.
Это достаточно сложное искусство, хотя выглядит очень просто. Театр когда-то и начинался с того, что люди собирались и разыгрывали бытовые, понятные всем сценки, которые развлекали и поучали. Театр в момент своего зарождения не был искусством для тех, кто в нём разбирается. Он был простой рефлексией жизни. Playback к такому театру достаточно близок, он прост. Зрителю не нужна никакая специальная подготовка, достаточно быть просто человеком и хотеть провести час с другими людьми и их историями.

«Чем меньше подробностей в истории, тем интереснее»

— У вашего театра есть труппа?

— У нас есть профессиональные артисты, психологи и даже больничные клоуны — всего 12 человек. С нами постоянно репетирует актер и режиссер Сергей Черных — художественный руководитель студии.
Для обучения мы приглашаем сертифицированного тренера Playback из Москвы — Игоря Любитова.

— А какие показанные истории запомнились больше всего?

— Очень интересно, что, оказывается, хорошо, подробно, «вкусно» рассказанные истории показывать достаточно сложно. Она и так уже прозвучала красиво, богато на подробности. Поэтому лучшими историями были, как ни странно, очень простые. Например: «Мы с другом ехали на велосипеде. Потом я подумал: „Мы же соревнуемся, я хочу выиграть!“. Я поднажал и выиграл». И это всё. Но что было на сцене! Мы очень смеялись, наблюдая за напряжённой борьбой велосипедистов, их велосипедов, за тем, как один из них, наконец, вырвался вперёд. Пожалуй, это было одним из самых удачных воплощений.

Для наших актёров гораздо больший вызов показывать красивые, длинные истории, потому что в них остаётся мало «воздуха». А театр и рождается из «воздуха». Если читать пьесы, возникает очень много вопросов: почему герои так странно говорят? Почему попадаются несостыковки и нелогичности, нет гладкости художественного текста? Но театр возникает как раз из этого «воздуха» — больше не из текста, а того, что между строк.

В Playback получается то же самое: чем меньше подробностей, красивых деталей, тем интереснее, когда они сами собой рождаются на сцене.

— Импровизация — это очень непросто. Случалось ли, что зрительские истории ставили актёров в тупик?

— Пока нет. Playback может показать абсолютно любую историю человека. Любой его опыт, фантазии, сны, — абсолютно всё можно воплотить. Была, например, странная история, когда в туристическом лагере на Берди услышали звуки выстрелов, потом явились люди и сказали, что они коенские сепаратисты и хотят отделяться. Что это было, рассказчик сам не понял. Судя по всему — его очень реалистичный сон, из тех, когда просыпаешься и думаешь: это не могло присниться, ведь я всё прожил по-настоящему.

— Есть ли какой-то предварительный отбор историй? Фильтруете ли их заранее?

— Конечно, есть этические нормы, предполагается социально приемлемый формат. Это не исповедь, не сеанс у психотерапевта, не семейная сцена, не интимная обстановка. Это — публичное выступление без поправок на конфиденциальность. Содержание историй может быть любым, но в социально адаптированной форме. У нас пока не было моментов, когда приходилось бы кого-то останавливать, говорить, что мы не можем это показать. Правила приличия есть, и всем без труда удавалось в них вписываться.

— Есть мысли по самым удачным показам сделать репертуарные спектакли, миниатюры?

— Наш вектор развития находится в возможностях импровизации. Репетировать репертуар и учиться импровизировать — это разные задачи. Люди тренируются постоянно держать внимание, откликаться на зрительские импульсы, быть разными, сложно быстро переключаться с одного на другое. Это не то же самое, что работать в намеченном режиссером русле.
Playback — это только один из наших проектов. «Театральная компания Академгородка» начинает строить и репертуарный театр.

— Как Новосибирск принял такой необычный для нас пока формат театра?

— Мы пока выступали только в Академгородке, и «на родине» нас приняли очень хорошо. Новым форматом интересуется достаточно зрителей и отзывы очень теплые. Нас приглашают на семинары, фестивали. Планируем выступать и в городе. В конце концов, Playback — социальный, объединяющий людей перформанс, поэтому должен работать и на всевозможных нетеатральных площадках. Думаем о благотворительных показах в больнице, например.
Мы только начинаем, и я далека от того, чтобы чем-то хвастать. Нам самим очень нравится делать то, что даёт энергию, имеет очень много положительных импульсов, и мы будем продолжать развиваться, работать, удивлять.

Текст: Наталья Тюменцева
Фото: Александр Фефелов, Всеволод Нуйкин, Юрий Кулаков

miraman.ru

Плейбек-театр: вернуть зрителю его историю

ФОТО Getty Images 

В этом театре каждый спектакль рождается на наших глазах и больше не повторяется. Любой из сидящих в зале может рассказать вслух о каком-то событии, и оно тут же оживет на сцене. Это может быть мимолетное впечатление или то, что врезалось в память и давно не дает покоя. Ведущий расспросит говорящего, чтобы прояснить суть. А актеры – обычно их четверо – не повторят сюжет буквально, а сыграют то, что они в нем услышали.

Рассказчик, который видит на сцене свою жизнь, чувствует, что другие люди реагируют на его историю

Каждая постановка пробуждает сильные эмоции у актеров и зрителей. «Рассказчик, который видит на сцене свою жизнь, чувствует, что он присутствует в мире и что другие люди реагируют на его историю – показывают на сцене, сопереживают в зале», – объясняет психолог Жанна Сергеева. Тот, кто рассказывает о себе, готов открыться незнакомым людям, потому что ощущает себя в безопасности – это базовый принцип плейбека. Но почему это зрелище увлекает зрителей?

«Наблюдая, как чужая история с помощью актеров раскрывается, подобно цветку, наполняется дополнительными смыслами, обретает глубину, зритель невольно думает о событиях своей жизни, о собственных чувствах, – продолжает Жанна Сергеева. – И рассказчик, и зрители видят: то, что кажется незначительным, на самом деле заслуживает внимания, каждый момент жизни можно глубоко прочувствовать».

Интер­активный театр придумал около 40 лет назад американец Джонатан Фокс (Jonathan Fox), соединив театр импровизации и психодраму. Плейбек сразу же стал популярен во всем мире; в России его расцвет начался в нулевые, и с тех пор интерес только растет. Почему? Что дает плейбек-театр? Этот вопрос мы адресовали актерам, нарочно не уточняя, дает – кому? И получили три разных ответа: про себя, про зрителя и про рассказчика.

«На сцене я в безопасности и могу быть настоящей»

Наталья Павлюкова, 35 лет, бизнес-тренер, актриса плейбек-театра «Соль»

ФОТО Глеб Кордовский 

Для меня в плейбеке особенно ценны командное взаимодействие и абсолютное доверие друг к другу. Чувство принадлежности к группе, где можно снять маску и быть собой настоящей. Ведь на репетициях мы рассказываем друг другу свои истории и проигрываем их. На сцене я чувствую себя в безопасности и знаю, что меня всегда поддержат.

Плейбек – это способ развить эмоциональный интеллект, умение понимать свое и чужое эмоциональное состояние

Плейбек – это способ развить эмоциональный интеллект, умение понимать свое и чужое эмоциональное состояние. Во время перформанса рассказчик может говорить шутя, а я ощущаю, сколько за его историей боли, какое там напряжение внутри. У нас все построено на импровизации, хотя зритель иногда считает, что мы о чем-то договариваемся.

Бывает, я слушаю историю, а во мне ничто не отзывается. Ну не было у меня такого опыта, я не знаю, как это сыграть! Но вдруг реагирует тело: подбородок поднимается, плечи расправляются или, наоборот, хочется свернуться в клубочек – ого, пошло ощущение потока! Я отключаю критическое мышление, я просто расслаблена и наслаждаюсь моментом «здесь и сейчас».

Когда погружаешься в роль, то вдруг произносишь фразы, которые в жизни никогда не скажешь, испытываешь эмоцию, которая тебе не свойственна. Актер берет чужую эмоцию и вместо забалтывания и рационального объяснения проживает ее до конца, до самой глубины или пика… И тогда в финале он может честно взглянуть в глаза рассказчику и передать послание: «Я тебя понимаю. Я тебя чувствую. Я прошел часть пути с тобой. Благодарю».

«Зрителей я опасалась: вдруг сейчас раскритикуют нас!»

Надежда Соколова, 50 лет, руководитель «Театра Зрительских Историй»

ФОТО Глеб Кордовский 

Это как первая любовь, которая никогда не проходит… Еще студенткой я стала участницей первого российского плейбек-театра. Потом он закрылся. Спустя несколько лет было организовано обучение плейбеку, и я единственная из прежней команды пошла учиться.

На одном из учебных перформансов, где я была ведущим, ко мне подошла женщина из мира театра и сказала: «Все хорошо. Только усвой одно: зрителя надо любить». Я запомнила ее слова, хотя тогда и не поняла их. Своих актеров я воспринимала как родных людей, а зрители казались чужими, я их опасалась: вдруг сейчас возьмут и раскритикуют нас!

К нам приходят люди, готовые приоткрыть кусочек своей жизни, доверить нам сокровенное

Позже я начала понимать: к нам приходят люди, готовые приоткрыть кусочек своей жизни, доверить нам сокровенное – как же не испытывать к ним благодарность, даже любовь… Мы играем для тех, кто к нам приходит. Выступали перед пенсионерами и инвалидами, далекими от новых форм, но им было интересно.

Работали в интернате с детьми с задержкой психического развития. И это был один из самых невероятных по нашему ощущению перформансов. Такая благодарность, теплота редко встречается. Дети настолько открыты! Им это было нужно, и они это откровенно, не скрывая, показывали.

Взрослые люди более сдержанные, они привыкли прятать эмоции, но и они испытывают восторг и интерес к самим себе, им приятно, что их выслушали и для них играют на сцене их жизнь. Полтора часа мы пребываем в едином поле. Вроде бы мы не знакомы – а хорошо друг друга знаем. Мы уже не чужие.

«Мы показываем рассказчику его внутренний мир снаружи»

Юрий Журин, 45 лет, актер театра «Новый Jazz», тренер плейбек-школы

ФОТО Глеб Кордовский 

По профессии я психолог, долгие годы консультировал клиентов, вел группы, руководил психологическим центром. Но вот уже много лет занимаюсь только плейбеком и бизнес-тренингами.

У каждого взрослого, особенно жителя большого города, должно быть занятие, которое дает ему энергию. Кто-то с парашютом прыгает, кто-то борьбой занимается, а я нашел себе вот такой «эмоциональный фитнес».

Наша задача – показать рассказчику его «внутренний мир снаружи»

Когда я учился на психолога, то одно время параллельно был студентом театрального вуза, и, наверное, плейбек – это осуществление юношеской мечты соединить психологию и театр. Хотя это не классический театр и не психотерапия. Да, как всякое художественное произведение, плейбек может иметь психотерапевтический эффект. Но мы, когда играем, вообще эту задачу в голове не держим.

Наша задача – показать рассказчику его «внутренний мир снаружи» – не обвиняя, не поучая, ни на чем не настаивая. У плейбека есть четкий социальный вектор – служение обществу. Это мост между зрителями, рассказчиком и актерами. Мы не просто играем, мы помогаем открываться, проговаривать истории, которые скрыты у нас внутри, и искать новые смыслы, а значит, развиваться. Где еще можно это сделать в безопасной обстановке?

В России не очень принято ходить к психологам или в группы поддержки, не у всех есть близкие друзья. Особенно это касается мужчин: высказывать свои чувства им не свойственно. А к нам приходит, скажем, чиновник и рассказывает свою глубоко личную историю. Это очень круто!

Читайте также

www.psychologies.ru

Плейбэк-студия ТЗИ — Театр Зрительских Историй

Playback-студия “Театра Зрительских Историй” — это занятия плейбэком под руководством актеров нашего театра.

Что вы в явном виде получаете от занятий:

  • Снятие внутренних комплексов, препятствующих коммуникациям в вашей жизни;
  • Тренировка публичных выступлений и самопрезентации;
  • Радость встречи с собственным творчеством;
  • Прекрасный антистресс и качественный отдых от повседневных забот

Что меняется в вас в результате занятий:

  • Вы вырабатываете и совершенствуете свои навыки взаимодействия с людьми и работы в команде;
  • Вы учитесь доверяться и оказывать поддержку близким;
  • Вы тренируете свой эмоциональный интеллект;
  • Вы лучше слышите других и чувствуете, что другие люди лучше слышат вас и прислушиваются к вам;
  • Вы обнаруживаете в себе навыки и ресурсы, которые начинаете с успехом применять в своей профессиональной и личной жизни.

Для вас это будет интересно, если:

  • Вас интересует собственное развитие: попробуйте на себе действенность культурного тренда, уже завоевавшего весь мир!
  • Ваша работа связана с людьми: вы быстро выйдете на качественно новый уровень коммуникации с ними!
  • Вы видели плейбэк пока только в роли зрителя:  попробуйте себя в роли актера. Это сложнее, но намного интереснее!
  • Вы уже обучились плейбэку: репетиции и перформансы в компании единомышленников и потенциальная возможность со временем основать свою труппу или войти в основной состав Театра Зрительских Историй.

Специальные требования к участникам:
Никаких! Вы сможете проявить себя здесь независимо от образования, сферы деятельности и возраста. Требуется только желание 🙂
У занятий плейбэком есть масса достоинств и один недостаток — они могут вызывать здоровую зависимость 🙂

Действуют две учебные группы для взрослых, группа для подростков 14-18 лет и группа Постановка голоса для плейбек-практиков

Первая группа:

Ведущие: Надежда Соколова и Алексей Белокуров.

Занятия проходят по понедельникам с 19:30 до 22:30. Новый набор с сентября 2018!

Задать интересующие Вас вопросы можно по телефону

+7 917 536 30 33 Надежда.

Вторая группа:

Ведущий: Евгений Малиновский

Занятия проводятся по средам с 19-30 до 22-30.

Новые участники приветствуются!

Задать интересующие Вас вопросы, узнать условия участия и записаться в группу можно по телефону

+7 916 426 02 11 Евгений.

Группа для подростков:

Ведущий: Евгений Малиновский

Занятия проводятся по воскресеньям с 18-00 до 21-00.

Задать интересующие Вас вопросы, узнать условия участия и записаться в группу можно по телефону

+7 916 426 02 11 Евгений.

Присоединяйтесь к нашей группе на Facebook и группе во Вконтакте!

Короткое видео с наших занятий:

t-z-i.com

Плейбэк театр

 

ПЛЕЙБЭК ТЕАТР – это театр зрительских историй. Здесь зрители рассказывают истории о реальных событиях своей жизни, а актеры играют их на сцене, превращая истории людей в художественные произведения.

ПЛЕЙБЭК ТЕАТР — это психологический театр. Это уникальная возможность увидеть свою жизнь на сцене, рассмотреть ее с нового ракурса, открыть новый смысл произошедшего, найти ресурсы в событиях своей жизни и в историях окружающих, познакомиться с другими и пообщаться.

ПЛЕЙБЭК ТЕАТР – это театр импровизации. У актеров нет заранее подготовленного сценария, выученной пьесы. Сценариями в плейбэк театре служат истории, рассказанные пришедшими на представление зрителями. Поэтому каждый перформанс плейбэк театра неповторим и уникален.

ПЛЭЙБЭК ТЕАТР – это интерактивный театр. Перформансы плейбэк театра – это место, где можно говорить и быть услышанным, понятым и принятым, где можно делиться печалями и радостями, где совершаются открытия, где происходят откровенные разговоры, где рождается новое, где можно увидеть новый смысл и новый путь, найти единомышленников и встретить друзей.

ПЛЭЙБЭК ТЕАТР – это новая форма интеллектуального досуга и развлечения. Это место встречи интеллигентных людей, открытых новому, увлеченных познанием мира, себя и других, ищущих родственную душу и не перестающих удивляться разнообразию мира и траекторий, которые выбирают люди, живущие в нем.

ПЛЕЙБЭК ТЕАТР – это новая форма дискуссионного клуба. Здесь разные, порой противоположные, позиции и взгляды людей проявляются через рассказанные ими истории, здесь становятся понятными основания и смыслы действий конфликтующих сторон, здесь можно найти сходства и различия, обнаружить точки соприкосновения и пункты разногласий, увидеть возможности решения конфликта и новый путь, ведущий к росту и развитию.

Плэйбэк театр полюбился зрителям более, чем 60 стран мира. Плейбэк театр открыт для каждого. Плейбэк театр «Саквояж историй» ждет Вас на своих перформансах. Добро пожаловать!

Вы можете заказать выступление плейбэк театра «Саквояж историй» на Вашем мероприятии. Мы играем на корпоративах, днях рождения, юбилеях, проводах сотрудника на пенсию, конференциях, свадьбах, выпускных вечерах и других мероприятиях для компаний и частных лиц. Бизнес-тренера из нашей компании проводят тренинги для организаций с использованием разных игровых технологий и плейбэк театра.

Заказать выступление плебэйк театра или тренинг можно по тел: +79165656865 или по e-mail: [email protected] (Елизавета Загряжская).

В контакте:  http://vk.com/club26449908

Facebook:  https://www.facebook.com/groups/StoryTravellingBag

 

 

 

 

 

playbacker.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.