Глава 7 технологии воспитания
7.1. Понятие технологии воспитания и ее особенности
Технология воспитания — это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно.
Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур.
1. Определение четкой конкретной цели. Цель в технологии воспитания, по существу, является гипотетической идеей всего технологического проекта. Оценку качества воспитательной технологии производят по соотнесению полученного результата и цели.
2. Разработка «пакета» теоретических оснований. Технологии воспитания всегда реализуют определенные теоретические представления о процессе воспитания и его закономерностях, то есть определенные педагогические концепции.
3. Поэтапная, пошаговая структура деятельности. В качестве этапов технологии воспитания выступают воспитательные ситуации.
4. Анализ результатов (мониторинг — коррекция-рефлексия). Известный теоретик и автор ярких работ по технологии воспитания Н. Е. Щуркова считает, что, оценивая результаты применения технологии воспитания, нужно идти «послойно» от поверхностных признаков изменений воспитанников к глубинным личностным изменениям.
7.2. Виды технологий воспитания
Систему технологии воспитания можно представить на трех условных уровнях организации воспитания как педагогического процесса.
1. Повседневные технологии воспитания. Они используются для решения типовых задач воспитательного процесса. К таким технологиям относятся достаточно универсальные практики повседневного педагогического общения, например технология поддержания и переключения внимания детей во время беседы с ними, технология разрешения конфликтов детей, технология включения детей в игру, технология предъявления педагогического требования.
2. Ситуативные технологии воспитания. Они разрабатываются и применяются в связи с определенными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощренно манипулирует товарищами и даже взрослыми. Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуации анализа очередной ссоры»:
— задает участникам ссоры вопросы, которые побуждают каждого из них по-своему описать происходящее;
— дает «пострадавшей стороне» понять, что видит ситуацию так же, как она;
— выводит поссорившихся на размышление о том, почему так развивались их отношения;
— обсуждает с детьми варианты разрешения случившегося.
3. Перспективные технологии воспитания.
Такие технологии реализуют определенную модель достаточно длительной организации воспитательного процесса. Они могут быть связаны с конкретными педагогическими функциями воспитателя: своя технология воспитательной работы есть у классного руководителя, у воспитателя загородного лагеря, руководителя детского клуба по интересам, спортивного педагога.
Конспект лекций Педагогика =lybs.ru= =lybs.ru=
Слово «технология» (от гр. techne — искусство, мастерство; logos — наука) в производственном процессе означает систему предложенных наукой средств, способов и алгоритмов, применение которых обеспечивает заранее определенные результаты деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества. Технология базируется на науке. Все современные производства, основанные на технологиях.
Термин «технология» в педагогику ввел А.С. Макаренко. Он считал, что настоящее развитие педагогической науки связано с ее способностью «проектировать личность», то есть четко предусматривать те ее качества и свойства, которые должны сформироваться в процессе воспитания. Определенность целей дает возможность перейти к четкой технологии воспитания.
Я под целями воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера… Я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой необходимо стремиться.
А. С. Макаренко
Технология воспитания — это строго обоснована система педагогических средств, форм, методов, их этапность, нацеленность на решение конкретной воспитательной задачи. Каждое задание имеет адекватную технологию воспитания. Изменение задания ведет к изменению технологии.
Педагогическая технология, как и любая другая, является концентрированным выражением достигнутого уровня деятельности («коллективной мастерства»). Последний возникает на основе индивидуального мастерства. Современная педагогическая теория «созрела» для технологического подхода в воспитании, признает его рационализм и целесообразность, однако до разработки технологии воспитания, опираясь на которую каждый педагог смог бы сформировать идеальную личность, ей еще далеко.
Проблема не только в том, что большинство педагогов еще не отошла от интуитивного решения воспитательных задач, но и в сложности процесса воспитания. В отличие от производственных процессов, которые имеют последовательные операции, в воспитательном процессе качества личности формируются не последовательно, а комплексно. Нельзя сформировать личность усилиями разных воспитателей, которые обладают отдельными «технологическими операциями». Личность может создать только личность. Поэтому воспитатель, опираясь на общую технологию, должен вести воспитательный процесс с начала и до конца. Конечно, при этом он всегда будет проявлять индивидуальное мастерство.
Что дает современной практике воспитания педагогическая технология?
1. Контекст «воспитательная задача — технология воспитания» сводит к минимуму педагогические экспромты в практической деятельности и переводит последнее на путь предварительного проектирования воспитательного процесса.
2. Вместо отдельных «воспитательных мер» технология воспитания предлагает проект воспитательного процесса, определяющий содержание и соответствующие виды деятельности каждого воспитанника.
3. Иерархия целей (определение трех уровней целеобразования: глобальный — на уровне заказа общества, этапного — на уровне этапов обучения, оперативного — на уровне конкретных воспитательных задач) позволяет достичь гармоничного взаимодействия всех компонентов воспитательной системы по горизонтали (в рамках одного периода обучения — учебного года, полугодия, четверти) и вертикали (на весь период обучения в школе).
4. Избавиться от формализма. Формализм в воспитании означает невнимательное, шаблонное отношение к воспитанника или коллектива, а значит односторонность и неадекватность воспитательных воздействий.
Типичными проявлениями формализма в воспитании является разрозненный подход к планированию, проведению изолированных «воспитательных мероприятий», оценки воспитательной работы;
— показной характер воспитательной работы, что противоречит развитию воспитанника и коллектива;
— незавершенность, неполнота воспитательных воздействий, когда воспитанник рассматривается как объект воздействия и т.
д;— односторонность трактовки того или иного воздействия; так,
беседа, поручения часто рассматриваются как метод только мо
рального или эстетического воспитания, хотя в действительности они вы
рішують разные задачи воспитания.
Книга: Конспект лекций Педагогика
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Конспект лекций Педагогика |
2. | 2. Объект, предмет и функции педагогики. |
3. | 3. Связь педагогики с другими науками и ее структура |
4. | 4. Философские основы педагогики. |
5. | 5. Суть новой методологии педагогики. |
6. | 6. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений. |
7. | 7. Педагогические ценности. |
8. | 8. Обще — и конкретно-научная методология педагогики. |
9. | 9. Методы педагогических исследований. |
10. | Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. 1. Личность и условия ее развития |
11. | 2. Наследственность в человеческом развитии. |
12. | 3. Социализация и становление личности. |
13. | 4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности. |
14. | Тема 3. Цель воспитания. Тема 3. Цель воспитания. 1. Понятие о цели воспитания. |
15. | 2. Условия и факторы определения целей воспитания. |
16. | 3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности. |
4. Цель воспитания в современной педагогике. | |
18. | 5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания. |
19. | 6. Основные тенденции развития образования. |
20. | Тема 4. Педагогический процесс. Тема 4. Педагогический процесс. 1. Суть педагогического процесса. |
21. | 2. Движущие силы педагогического процесса. |
22. | 3. Педагогический процесс как система. |
23. | 4. Целостность педагогического процесса. |
24. | 5. Закономерности педагогического процесса. |
25. | 6. Организация педагогического процесса. |
26. | Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. 1. Суть педагогической деятельности, основные виды, специфика. |
27. | 2. Структура педагогической деятельности учителя. |
28. | 3. Педагог демократической школы. |
29. | 3.1. Гуманистическая направленность личности учителя. |
30. | 3.2. Педагогическая и гуманитарная культура. |
31. | 3.3. Профессионально значимые качества. |
32. | 3.4. Профессиональная компетентность. |
33. | ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Тема 6. Дидактика: сущность, дидактические концепции, современные подходы. |
34. | 1. Понятие о дидактику. |
35. | 2. Основные дидактические концепции. |
36. | 3. Обучение и развитие в гуманистической дидактике. |
37. | Тема 7. Процесс обучения. Тема 7. Процесс обучения. 1. Суть процесса обучения. |
38. | 2. Процесс обучения как система. |
39. | 3. Цели процесса обучения (целевой компонент). |
40. | 4. Стимулирование процесса обучения (стимуляційно-мотивационный компонент). |
41. | 5. Содержание учебного процесса (содержательный компонент). |
42. | 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент). |
43. | 7. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности (контрольно-регулировочный компонент). |
44. | 8. Оценка и самооценка результатов учебного процесса (оценочно-результативный компонент). |
45. | 9. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения. |
46. | Тема 8. Закономерности и принципы обучения. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. 1. История проблемы. |
47. | 2. Классификация закономерностей обучения. |
48. | 3. Понятие о принцип, правило. |
49. | 4. Система дидактических принципов. |
50. | Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. 1. Понятие о содержании общего среднего образования. |
51. | 2. Факторы, обусловливающие формирование содержания образования. |
52. | 3. Теории организации содержания образования. |
53. | 4. Научные требования к формированию содержания образования. |
54. | 5. Реализация содержания образования в современной школе. |
55. | Тема 10. Формы обучения. Тема 10. Формы обучения. 1. Понятие о формах обучения |
56. | 2. Из истории форм организации обучения. |
57. | 3. Индивидуализация и дифференциация обучения. |
58. | 4. Урок — основная форма организации обучения. |
59. | 5. Типы и структура уроков. |
60. | 6. Организация учебной деятельности учащихся на уроке. |
61. | 7. Нестандартные уроки. |
62. | 8. Вспомогательные формы обучения. |
63. | 10. Самоанализ урока. |
64. | Тема 11. Методы обучения. Тема 11. Методы обучения. 1. Понятие о методах обучения. |
65. | 2. Классификация методов обучения. |
66. | 3. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности. |
67. | 4. Методы стимулирования и мотивации умения. |
68. | 5. Методы контроля и самоконтроля в обучении. |
69. | 6. Бинарные методы обучения. |
70. | 7. Ситуационный метод. |
71. | 8. Выбор методов обучения. |
72. | Тема 12. Средства обучения. Тема 12. Средства обучения. 1. Понятие о средствах обучения. |
73. | 2. Простые средства. |
74. | 3. Сложные средства. |
75. | Тема 13. Диагностика обучения. Тема 13. Диагностика обучения. 1. Диагностика результатов обучения |
76. | 2. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. |
77. | 3. Тестирование уровня усвоения содержания образования. |
78. | 4. Оценивания результатов обучения. |
79. | Тема 14. Процесс воспитания. Тема 14. Процесс воспитания. 1. Суть процесса воспитания |
80. | 2. Процесс воспитания как система. |
81. | 3. Особенности воспитательного процесса. |
82. | 4. Цель и задачи гуманистического воспитания. |
83. | 5. Механизмы становления личности. |
84. | 6. Школы гуманистического воспитания. |
85. | 7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания. |
86. | 8. Самовоспитания учащихся. |
87. | Тема 15. Содержание процесса воспитания. Тема 15. Содержание процесса воспитания. 1. Понятие о содержании воспитания. |
88. | 2. Особенности содержания воспитания в современной школе. |
89. | 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3.1. Воспитание гражданской культуры. |
90. | 3.2. Воспитание умственной культуры. |
91. | 3.3. Философско-мировоззренческая подготовка. |
92. | 3.4. Воспитание основ нравственной культуры. |
93. | 3.5. Воспитание экологической культуры. |
94. | 3.6. Трудовое воспитание и профориентация. |
95. | 3.7. Воспитание эстетической культуры. |
96. | 3.8. Формирование физической культуры. |
97. | Тема 16. Воспитание личности в коллективе. Тема 16. Воспитание личности в коллективе. 1. Формы воспитания. |
98. | 2. Коллектив как форма воспитания. |
99. | 3. Педагогическое управление коллективом. |
100. | 4. Развитие детского коллектива. |
101. | 5. Коллектив и личность. |
102. | 6. Ученический коллектив. |
103. | 7. Внешкольные формы воспитания. |
104. | Тема 17. Общие методы воспитания. Тема 17. Общие методы воспитания. 1. Понятие о методах воспитания. |
105. | 2. Классификация методов воспитания. |
106. | 3. Методы формирования сознания личности. |
107. | 4. Методы организации деятельности. |
108. | 5. Методы стимулирования. |
109. | Тема 18. Технология воспитания. Тема 18. Технология воспитания. 1. Понятие о технологии воспитания. |
110. | 2. Комплексный подход. |
111. | 3. Воспитательные дела. |
112. | 4. Тематика воспитательных дел. |
113. | 5. Воспитательная дело как система. |
114. | Тема 19. Диагностика воспитанности. Тема 19. Диагностика воспитанности. 1. Диагностика и измерения воспитанности. |
115. | 2. Критерии воспитанности. |
116. | 3. Степени воспитанности |
117. | 4. Методы диагностики воспитанности. |
118. | Тема 20. Семейное и общественное воспитание. Тема 20. Семейное и общественное воспитание. 1. Семья как специфическая педагогическая система. |
119. | 2. Семейное воспитание в различные периоды развития общества. |
120. | 3. Правовые основы современного семейного воспитания. |
121. | 4. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей и молодежи. |
122. | 5. Общественное воспитание. |
123. | Тема 21. Управление: суть, история развития, современное состояние управления образованием. |
124. | 1. Понятие об управление, менеджмент, внутрішкільне управления, педагогический менеджмент. |
125. | 2. Государственное управление системой общего среднего образования. |
126. | 3. Внутрішкільне управления. |
127. | 4. Школа как педагогическая система и объект управления. |
128. | Тема 22. Процесс управления. Тема 22. Процесс управления. 1. Понятие о процессе управления. |
129. | 2. Функции внутришкольного управления. |
130. | 3. Принятия решений. |
131. | Тема 23. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей. Тема 23. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей. 1. Инновации в образовании. |
132. | 2. Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки. |
133. | 3. Повышение квалификации учителей и их аттестация. |
На предыдущую
Что такое образовательные технологии — Школа образования
Блог школы образования
- Дом
- Новости и основные события
- 2021
- Что такое образовательные технологии и почему это важно?
Что такое образовательная технология?
Образовательные технологии — это область исследования, которая исследует процесс анализа, проектирования, разработки, внедрения и оценки учебной среды, учебных материалов, учащихся и процесса обучения с целью улучшения преподавания и обучения.
Почему образовательные технологии важны в образовании?
Образовательные технологии в образовании важны, потому что они помогают современным учителям интегрировать новые технологии и инструменты в свои классы. Учителя могут модернизировать и улучшить личностно-ориентированность своего класса. Это позволяет учителям привлекать своих учеников уникальными, инновационными и справедливыми способами. Учителя также могут расширять свою сеть и общаться с другими учителями и преподавателями на национальном и глобальном уровнях.
Что я могу делать со степенью магистра образовательных технологий?
Многие учителя получают степень магистра в области образовательных технологий, потому что они хотят улучшить использование образовательных технологий — они хотят узнать, как более эффективно интегрировать использование устройств 1:1 или как преподавать в гибридной или полностью онлайн-среде. , или как улучшить вовлеченность и успеваемость учащихся с помощью технологий. Они не только изучают все эти навыки и многое другое, они также узнают, как интегрировать стратегии, поддерживаемые исследованиями, для улучшения своего обучения и как научить своих сверстников делать то же самое.
Выпускники со степенью магистра образовательных технологий стали:
- Преподаватели, сертифицированные Национальным советом
- Администрация школы
- Координаторы технологий и координаторы
- Персонал Ed Tech Start Ups
- Педагогические дизайнеры (как в рамках образования, так и за его пределами)
- Онлайн-учителя preK-12
- Преподаватели и координаторы STEM
- Профессиональные руководители обучения и связи
- Разработчики учебных программ
Вот некоторые из недавних повышений, которые получили выпускники программы магистра образовательных технологий Университета Лойола в Мэриленде в 2020 году:
- Учитель технологии и музыкант Джоанна Эдвардс приняла новую должность учителя технологии в средней школе Элизабет Сетон.
- Получив степень доктора медицины в области образовательных технологий, Джулия Гоффреди заняла новую должность координатора образовательных технологий в подготовительной школе Нотр-Дам.
- Мишель Баскин недавно устроилась в компанию Great Minds на должность разработчика цифровых учебных программ по их программе PhD Science.
Каковы 5 основных преимуществ программы образовательных технологий Лойолы?
- Создание увлекательных и преобразующих онлайн-инструкций
- Изучение мультимедийного дизайна для класса
- Станьте технологическим лидером в своей школе
- Понимание преимуществ и недостатков технологий, а также способов их устранения в классе.
- Активное профессиональное общение с другими учителями и педагогами на национальном и глобальном уровнях.
Узнайте больше о полностью онлайн-программе M.Ed. Университета Лойолы в Мэриленде. в программе «Образовательные технологии».
Поделиться:
Образовательные технологии: что такое Edtech? Руководство.
Образование не является универсальным. Растущий список инструментов Edtech помогает учащимся и преподавателям формировать индивидуальный образовательный опыт. | Изображение: ShutterstockКак Edtech помогает студентам и учителям?
Преимущества Edtech для учащихся
Приток технологий открывает новые возможности обучения для учащихся всех возрастов, а также способствует сотрудничеству и инклюзивности в классе. Вот пять основных способов, которыми образовательные технологии напрямую влияют на то, как студенты учатся.
Расширение возможностей для совместной работы
Облачные инструменты и планшеты способствуют совместной работе в классе. Планшеты, загруженные обучающими играми и онлайн-уроками, дают детям инструменты для совместного решения проблем. Между тем, облачные приложения позволяют учащимся загружать свои домашние задания и общаться друг с другом в цифровом формате о своих мыслительных процессах и любой помощи, которая им может понадобиться.
Круглосуточный доступ к обучению
Устройства IoT облегчают учащимся полный доступ к классу в цифровой среде. Находятся ли они в школе, в автобусе или дома, подключенные устройства предоставляют учащимся доступ к Wi-Fi и облаку, чтобы они могли выполнять работу в своем собственном темпе и по собственному расписанию, не ограничиваясь необходимостью присутствия. в физическом классе.
Различные приложения также помогают ученикам и учителям оставаться на связи, если у учеников есть вопросы или им нужно предупредить учителей о чрезвычайной ситуации.
«Переворачивание» классной комнаты
Инструменты Edtech меняют традиционное представление об учебных классах и образовании. Традиционно студенты должны слушать лекции или читать в классе, а затем работать над проектами и домашними заданиями дома. Благодаря видеолекциям и учебным приложениям учащиеся теперь могут смотреть уроки дома в своем собственном темпе, используя время занятий для совместной работы над проектами в группе. Такой стиль обучения способствует самообучению, творчеству и чувству сотрудничества между учащимися.
Индивидуальные образовательные программы
Edtech открывает перед педагогами возможности для создания индивидуальных планов обучения для каждого из своих учеников. Этот подход направлен на адаптацию обучения на основе сильных сторон, навыков и интересов учащегося.
Инструменты видеоконтента помогают учащимся учиться в своем собственном темпе, а поскольку учащиеся могут останавливать и перематывать лекции, эти видеоролики могут помочь учащимся полностью усвоить уроки. С помощью аналитики учителя могут увидеть, у каких учеников возникли проблемы с определенными уроками, и предложить дополнительную помощь по этому предмету.
Вместо того, чтобы полагаться на вызывающие стресс тесты для измерения успеваемости, преподаватели теперь обращаются к приложениям, которые постоянно измеряют общие способности. Постоянные измерения отображают тенденции обучения, которые учителя могут использовать для разработки специализированных планов обучения, основанных на сильных и слабых сторонах каждого учащегося, или, что более важно, находить негативные тенденции, которым можно препятствовать заблаговременно.
Уроки, привлекающие внимание
Вы помните, как сидели в классе, наполовину слушая, наполовину мечтая? Теперь, когда за внимание ученика борется, казалось бы, бесконечное количество гаджетов и внешних факторов, крайне важно разработать планы уроков, которые были бы одновременно захватывающими и познавательными. Сторонники Edtech говорят, что технология — это ответ. Некоторые из наиболее инновационных примеров того, как учащиеся используют технологии для повышения активности в классе, включают взаимодействие с другими классами по всему миру с помощью видео, предоставление учащимися домашних заданий в виде видео или подкастов и даже игровое решение проблем.
Преимущества Edtech
- Индивидуальное обучение подходит для разных стилей обучения.
- Видеолекции по запросу позволяют сосредоточиться на совместной работе.
- Игровые уроки более глубоко вовлекают учащихся.
- Облачные вычисления с круглосуточным доступом 7 дней в неделю позволяют учащимся работать из любого места.
- Автоматизированные средства выставления оценок и управления классом помогают учителям сбалансировать обязанности.
Преимущества Edtech для учителей
Студенты — не единственная группа, получающая выгоду от образовательных технологий. Учителя рассматривают образовательные технологии как средство для разработки эффективных методов обучения и экономии времени в классе. Вот четыре способа, которыми образовательные технологии помогают учителям вернуться к своей работе — преподаванию.
Автоматизированное оценивание
Инструментальные средства для образовательных технологий с искусственным интеллектом упрощают оценивание. Эти приложения используют машинное обучение для анализа и оценки ответов на основе спецификаций задания. Использование этих инструментов, особенно для объективных заданий, таких как оценка «верно/неверно» или «заполнение пропусков», освобождает часы, которые учителя обычно тратят на оценивание заданий. Дополнительное свободное время для учителей обеспечивает большую гибкость для меньшего количества подготовки и времени один на один как с трудными, так и с одаренными учениками.
Средства управления классом
Посмотрим правде в глаза, попытка заставить большую группу детей делать что-либо может быть сложной задачей. Образовательные технологии могут сделать все — от того, как учителя общаются со своими учениками, до поведения учеников — немного проще. В настоящее время существуют приложения, которые помогают отправлять родителям и ученикам напоминания о проектах или домашних заданиях, а также инструменты, позволяющие ученикам самостоятельно контролировать уровень шума в классе. Добавление инструментов управления в классе создает менее хаотичную и более совместную среду.
Читать далееВспомогательные технологии в классе меняют представление о будущем образования
Безбумажные классы
Расходы на печать, пустая трата бумаги и бесконечное время, проведенное за копировальным аппаратом, остались в прошлом благодаря edtech. Классы, которые стали цифровыми, упрощают оценку заданий, уменьшают нагрузку, связанную с защитой сотен файлов с домашними заданиями, и продвигают общие экологические политики в классе.