Технология сказкотерапия: Доклад «Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»

Доклад «Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 104 «ЗОРЬКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на  тему: 

«Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Выполнила: Жамсаранова Х.В.

 

 

 

 

                                     

 

 

Улан-Удэ 2021г

 

 

           

 

 

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий.

Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

 

 

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не всем заметное. Дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу сказочных героев, фантазируют, живо и образно высказывают свои мысли, решают проблемные задачи, формируют нравственные нормы поведения.

 

Новизна темы заключается в том, что использование сказкотерапии в работе с дошкольниками позволяет не только решать профилактические, образовательные, воспитательные задачи, но и предоставляет возможность интегрировать образовательные области.

 

Занятия по сказкотерапии способствуют:

— сохранению и укреплению психического здоровья,

— профилактике тревожности, агрессивности,

— развитию положительных эмоций, добрых чувств.

— развитию творческих способностей, воображения и фантазии.

— развитию творческой активности личности,

— формированию жизненной компетентности,

— реализации собственного личностного потенциала.

 

ЦЕЛЬ СКАЗКОТЕРАПИИ:

Воспитание ценностных ориентаций, формирование психологического здоровья дошкольников посредство сказки.

 

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1.Создать условия для развития и активизации в детях творческого начала;

2.Снизить уровень тревожности и агрессивности;

3.Формировать навыки конструктивного выражения своих чувств, эмоций

Развивающие:

1.Развивать речевые и познавательные процессы;

2.Развивать способности детей к естественной коммуникации;

3. Развивать у детей умение преодолевать трудности и страхи.

4.Развивать и поддерживать творческие способности детей;

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к сказкам;

2.Воспитывать умения совместно работать над сказкой,

выступать вместе с коллективом сверстников.

 

Основные методы и приёмы работы со сказкой:

— Чтение и анализ сказки

— рассказывание сказок, потешек

— сочинение сказок,

— изменение концовок сказки

— театрализованная деятельность

— элементы художественного творчества в сказке (рисование, лепка, тестопластика)

— проблемные ситуации

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Проведенные исследования в дошкольных учреждениях свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности.

В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, в развитии духовно-нравственных качеств детей. И в этом нам поможет сказкотерапия.

Почему именно сказка?

Сказкотерапия — означает «лечение сказкой». Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций. Этот метод развивает творческие способности ребенка, расширяет его сознание, совершенствует взаимодействие с окружающим миром.

 

Дети очень любят сказки и, как говорил известный итальянский психолог А.Манегетти, сказка для детей – это «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь».

 

Различают следующие виды сказок:

Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе).

Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.

Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать. Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять.

Ребенок ведет себя плохо,если:

— Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут предложены положительные способы привлечения внимания.

— Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. В этой сказке основная мысль будет о том, что хороший «предводитель» прежде всего, заботиться о своих друзьях.

— Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и правильная модель поведения.

— Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.

— У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним («Нехочуха»«Золотая антилопа»«Горшочек каши» и др.) .

 

Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т.е. знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества). Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть).

Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания (данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет):

1.  Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3. Сказочныйсюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:- Жили-были.-Начало сказки-Встреча с ее героями.

 

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями 

сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

 

   В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, к которым ребенок определяет свои симпатии. В сказкотерапевтическом процессе сегодня используется пять видов сказок.

Рассмотрим типологию сказок,которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева:

Это сказки:  1. Народные сказки— с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему

-Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных.

 -Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

-Страшные сказкиСказки про нечистую силу. Также сказки-страшилки. По-видимому,здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

-Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6 – 7 лет. Благодаря волшебным сказкам

 в бессознательного человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.

 

Возможности сказки необъятны. С помощью сказки ребенок может ставить себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем самым проживая их действия. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев. Терапия сказкой помогает ребенку справиться со многими внутренними переживаниями. Маленькому человечку всегда проще передать нормы поведения и умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях в игровой форме. Сказкотерапия помогает замкнутому ребенку раскрыться, а слишком агрессивного и непоседливого учит задумываться. В процессе сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление. Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, они приобретают навыки общения.

Путешествуя по сказкам, у детей пробуждается фантазия и образное мышление,                      
ребенок освобождается от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству. Разыгрывая сказку ребенок и танцует, и играет в различные подвижные игры, т.е. развивается еще и двигательная активность

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче,

добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Методы сказкотерапии:

Чтение, рассказывание сказки.

Показ игрушек, иллюстраций, картинок.

Дидактические игры.

Подвижные игры.

Рисование сказки.

Лепка по сказке.

Изготовление кукол, масок, атрибутов, декораций.

Сказкотерапевтическая диагностика.

Решение сказочных задач.

Сочинение сказки.

Пересказ сказок; рассказ сказки по кругу.

Постановка сказки.

В процессе реализации метода сказкотерапии как здоровьесберегающей технологии выявились следующие возможности работы со сказкой:

. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения ребенка, выявляя его систему оценок в категориях «хорошо — плохо».

. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции.

Творческая работа по мотивам сказки:

-Анализ. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.

   Сказки, которые невелики по объему,  рассказывают детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Рассказывание сказки помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.

   Если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушек, иллюстраций, картинок, элементов инсценирования, движения пальцами, руками.

 Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

А вот поднять настроение ребенку помогают подвижные игры, такие как  «У медведя во бору», «Пузырь», «Кот и мыши», «Волк во рву», «Волк и зайцы», «Два Мороза», «Гуси-лебеди», «Буратино и Пьеро».

   Повторное чтение и рассказывание, возможно, сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Рисование, лепка выступают как способы постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных

Создание кукол, масок, атрибутов и декораций  раскрывают творческий потенциал, личностные возможности, улучшают настроение, повышают  жизненный тонус,  вдохновляют и  приводят к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

Драматизация или инсценировка.  Данный метод позволяет побыть актером и взять на себя роль, несущую определенный эмоциональный смысл, пережить те пугающие, волнующие людей моменты и понять, что в этом ничего страшного нет, что все плохое когда-то заканчивается

Психотерапевтический эффект достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей — персонажей . Хорошо применять при этом пальчиковые и другие игрушки. Этот метод позволит узнать о ребенке много нового. Выражая свои внутренние переживания через сказочного героя, ребенок (иногда даже сам того не подозревая) может подсказать вам решение конкретной проблемы. Сказочный тренинг можно построить в виде спектакля, где воспитатель превратится в режиссера, а дети – в актеров. Сказочное лицедейство очень им сродни, и это поможет обыграть любые ситуации легко, играючи.. Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Детям очень нравятся ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается. Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости произношения текста.

Как может проходить терапия сказкой ? Ведущий подбирает сказочные истории на разные темы. Например, о страхе и смелости, о добрых и злых поступках, о жадности и т.д. Сказки можно просто рассказывать и обсуждать с детьми, придумывать свои. Специалисты по возрастной психологии считают, что лечение сказками можно использовать в любом количестве и для детей любого возраста. Играть в сказку – это не только развлечение. На основе волшебных сюжетов, бытовых и литературных сказок сказкотерапевты составляют серьезные методики. Итак, через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Делая вывод из выше сказанного, сказкотерапия — один из самых нестандартных и наиболее эффективных способов взаимодействия с ребенком дошкольником, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, помочь адаптироваться в реальных условиях, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми. Одна из главных функций сказкотерапии заключается в хранении опыта, даже после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на ребенка.

 

Технология сказкотерапия — Блог Долженко Наталья Евгеньевна

Один из видов здоровьесберегающих коррекционных  технологий является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающиеся. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Выделяют несколько функций сказок:

1.     Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2.     Концепция сказкотерапии основана на идеи ценности метафоры как носителя информации: 

– о жизненно важных явлениях;

– о жизненных ценностях;

– о постановке целей;

– о внутреннем мире автора.

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

– как устроен этот мир, кто его создал;

– что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

– какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ним справляться;

– как приобретать и ценить дружбу и любовь;

– как прощать.

Рассмотрим типологию сказок:

1.     Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

2.     Народные сказки. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

– Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных; 

– Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. В этих сказках рассказывается о маленьких семейных хитростях.

– Сказки о преобразовании. Например, сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

– Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет.

3.     Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознавать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку. В работе с особенными детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка».

4.     Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. Так например, на непосредственно-образовательной деятельности детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок.

5.     Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Психокоррекционную сказку можно просто почитать ребёнку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребёнок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть её с помощью кукол, рисунков, песочницы.

6.          Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки, не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Основные методы, используемые в сказкотерапии:

– Рассказывание сказки.

– Рисование сказки.

– Сказкотерапевтическая диагностика.

– Сочинение сказки.

– Изготовление кукол.

– Постановка сказки.

     Для того чтобы сказка или история обрела силу или оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил её создания:

1.     Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но не в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2.     Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3.     Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с её героями.  Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки.

     В своей работе с детьми мы используем элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе с дошкольниками  необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше , если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения

     Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научиться сочинять сказку для детей дошкольного возраста, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

Использование педагогами технологии сказкотерапии в формировании коммуникативных навыков детей

Боковая панель статьи

PDF

Опубликовано: 29 июля 2022 г.

DOI: https://doi.org/10.18844/wjet.v14i4.7675

Основное содержание статьи

Акынова Жибек Мухтаркызы

Казахский национальный педагогический университет имени Абая Казахстан, Алматы, Казахстан

Халитова Исламия

Казахский национальный педагогический университет им. Абая Казахстан, педагогические науки, г. Алматы, Казахстан

Касимбекова Баршагуль

Университет дружбы народов им. академика А.Куата беков, кафедра педагогики и психологии, Шымкент, Казахстан

Атемкулова Назира

Казахский национальный педагогический университет имени Абая Казахстан, педагогические науки, Алматы, Казахстан

Смаилова Феруза Ибрагимовна

Академия логистики и транспорта педагогических наук, г. Алматы, Казахстан

Актолкын Боранбаева

Южно-Казахстанский государственный педагогический университет, и.о. доцента профессор кафедры дошкольной и специальной педагогики, Шымкент, Казахстан

Abstract

Данное исследование направлено на использование педагогами технологии сказкотерапии в формировании коммуникативных навыков детей и построено по этой цели. В связи с этим была поставлена ​​цель провести исследование с учителями начальных классов. Исследование создано и применено в весенний учебный период 2021–2022 гг. В исследовании добровольно приняли участие 276 учителей начальных классов. В рамках исследования для группы, участвующей в исследовании, было проведено обучение технологии сказкотерапии в форме трехнедельного онлайн-тренинга. Для сбора данных в исследовании использовался инструмент сбора данных «технология и сказкотерапия», разработанный и проверенный исследователями. Инструмент сбора данных, использованный в исследовании, был доставлен и получен от людей, участвующих в исследовании, онлайн-методом. Анализ данных проводили с помощью программы SPSS; частотный анализ проводился с т -испытание; и полученные результаты были добавлены к исследованию, сопровождаемому таблицами. В результате исследования видно, что учителя начальных классов внедрили технологию сказкотерапии в свою профессиональную жизнь и добились положительных результатов, так как применяли ее и в своей профессиональной жизни.

Ключевые слова: Учителя начальных классов, сказкотерапия, дистанционное обучение, технология;

Загрузки

Данные для загрузки пока недоступны.

Детали изделия

Как цитировать

Мухтаркызы А.З., Исламия К., Баршагуль К., Назира А., Ибрагимовна С.Ф., Боранбаева А. (2022). Использование педагогами технологии сказкотерапии в формировании коммуникативных навыков детей. Всемирный журнал образовательных технологий: текущие выпуски , 14 (4), 1065–1076. https://doi.org/10.18844/wjet.v14i4.7675

Раздел

Статьи

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

World Journal on Educational Technology: Current Issues — это журнал с открытым доступом. Правообладателем является автор/ы. Лицензиат Birlesik Dunya Yenilik Arastirma ve Yayincilik Merkezi, Северная Никосия, Кипр. Все статьи можно скачать бесплатно. Статьи, опубликованные в журнале, являются статьями открытого доступа, распространяемыми по лицензии CC-BY [Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)].

 

Birlesik Dunya Yenilik Arastirma ve Yayincilik Merkezi (BD-Center) является золотым издателем открытого доступа. В момент публикации все статьи из нашего портфолио журналов немедленно и постоянно доступны в Интернете бесплатно. Статьи BD-Center публикуются под лицензией CC-BY [Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)], которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии указания авторов и источника.

Самые читаемые статьи одного и того же автора(ов)

  • Айгерим Шатаева, Актолкын Боранбаева, Жанар Массалиева, Дулат Батаев, Ляззат Макина, Технологии, используемые в обучении детей с особыми образовательными потребностями будущим учителем химии , Всемирный журнал образовательных технологий: текущие выпуски: Vol. 14 № 4 (2022): июль

Fairytale Therapy — Etsy Турция

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *