Текст из чего наш мир состоит: Страница не найдена

«Аллографы. Другие письмена». В Галерее Давыдково открылась выставка к 70-летию известного художника Василия Власова

В Галерее Давыдково Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка известного художника Василия Власова «Аллографы. Другие письмена».

Здесь представлены живопись, графика, объекты и книга автора. Проект посвящен 70-летнему юбилею художника. Его идея — не только подведение промежуточного итога творчества Василия Власова, но и потребность поразмышлять о его судьбе и предназначении.

— Слово «аллограф» для очень многих непонятно. Дело в том, что мы все с вами живем в мире знаков, и знак как буква существует уже с того момента, как появилась письменность, просто каждая буква и каждый знак имеет множество интерпретаций.

Название «Аллографы. Другие письмена» означает то, что весь наш мир состоит из определенных знаков, и это другие письмена, отличные от тех, что мы знаем, от тех, к которым мы привыкли, — поясняет сокуратор выставки Алена Борщаговская.

Аллограф — написание, отличающееся от принимаемого за эталон графического написания. В соответствии с главной идеей выстроена и экспозиция выставки. Она включает в себя четыре раздела: «Лабиринты времени», «Иерофанты», «Диалоги», «Книга художника – Книга для глаз». Они взаимосвязаны между собой.

Алена Борщаговская объясняет, что у автора есть собственные лирические тексты, в которых он рассказывает о своих работах.

— Художнник писал: «Картина — многогранный объект. Изображение на плоскости — иллюзия, в которой соединяется то, чего не может быть на самом деле, с тем, что мы вполне реально воспринимаем, подчас не задумываясь, почему это происходит».

Еще одно поэтическое высказывание Василия Власова: «Бархатистость лесного массива, гладкая поверхность воды, испещренные прожилками вековые камни, танцующие языки пламени и проникновение ночи после дня — все это округлое, мягкое, шершавое, гладкое, горизонтальное и вертикальное, хрупкое и массивное, теплое и цветное, за всем этим выстраивается целый пласт философских понятий и определений.

Это эмоциональный материал, палитра переживаемых ощущений, дающих знание о духовной сущности вещей и их материальном качестве», — цитирует сокуратор выставки.

Василий Власов — член Союза художников СССР, член Московского союза художников. Окончил Алма-Атинское художественное училище и Московский полиграфический институт. Участвовал более чем в 270 выставках, включая персональные.

Старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Анна Чудецкая написала небольшое эссе о художнике, Алена Борщаговская процитировала отрывок:

«В его листах существует особое пространство, построенное в изысканных колористических сочетаниях, в котором происходит встреча с таинственным и подлинным.

Словно автор освобождает изображение от всего подробного, сюжетного, легко читаемого, с тем, чтобы зафиксировать некий внутренний образ, родившийся в нем от соприкосновения с темой, мелодией, мыслью…».

Выставка «Аллографы. Другие письмена» будет работать по 10 августа.

Четвертое измерение в искусстве: теории, практики и перспективы

В живописи нужно исходить из плоской поверхности: не пытаться ее скрыть или представить дело так, что ее нет.

Дэвид Хокни

Текст: Ирина Зайцева

Когда мы стоим перед настоящим произведением искусства, мы оцениваем сюжет, композицию, концепцию, наш взгляд скользит между деталями, цепляется за яркие пятна, погружается в отдельные мазки и линии, гуляет между светом и тенью, а мозг получает букет новых сигналов о том, что больше нет границ. Есть вещи, которые способны погрузить зрителя глубоко и настроить на широкое восприятие мира и смыслов. Самое прекрасное – то, что новые измерения зачастую доступны в пределах плоскости холста. 

Отбросим субъективность восприятия. Мотивы других измерений в искусстве появились вместе с развитием идей объемной математики в конце XIX – начале XX веков. Теорию о том, что наш мир состоит из более, чем трех видимых измерений не стоит путать с теорией пространства-времени, где к трехмерному объекту добавляется размерность времени. 4D – это пространство с четырьмя вещественными координатами. Аналогично тому, как трёхмерный мир состоит из двумерных плоскостей, расположенных на третей оси, четырехмерность можно определить как трехмерные пространства, расположенные на четвертой оси координат. 

Новая визуальность Пикассо

Одним из главных популяризаторов четвёртого измерения среди художников был математик и страховой агент Морис Пренсе. В Париже начала ХХ века авангардные идеи подхватывались с легкостью, новые течения рождались один за другим. В кругу художников-единомышленников таких как Делоне, Дюшан, Пикассо, а позже и других из группы Пюто Морис Пренсе рассказывал о недавно изданном научно-философском труде Анри Пуанкаре Наука и Гипотеза.  Поднимались вопросы о постулатах и предположениях в геометрии и теории многомерного пространства. 

Эти разговоры и вдохновили Пабло Пикассо на создание картины «Авиньонские девицы», которая ознаменовала зарождение кубизма. После розового и в процессе африканского периода живопись Пикассо вновь начала меняться. Работы стали отображать не только то, что видит художник, но и то, что он может помыслить. 

Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907

Огромное полотно размером два на два метра впечатляет. Из осколков простыней и кулис словно вырываются девушки, устремляют открытые взгляды на зрителя. Ваза с фруктами на переднем плане подчёркивает натуральность такой сцены. Лица упрощаются до подобий иберийских ритуальных масок, тела и формы становятся объектами в многомерном и диком пространстве. Мы видим одновременное использование нескольких ракурсов. Лица некоторых девушек написаны анфас, а носы в профиль. Упрощение реальности до основных форм и отказ от прямой перспективы говорит, кроме прочего, и о влиянии Сезанна. Конечно же, невозможно определить, что в голове у гения, но четвертое измерение, так же как африканское искусство определенно стали источниками вдохновения для Авиньонских девиц. 

Пикассо работал год над этой картиной. Когда она была готова, он показал работу художникам своего круга и друзьям. Отзывы были ужасающими. Тогда ни Дерен, ни Матисс не оценили новой визуальности.  Широкой публике картину показали еще спустя несколько лет.  Пабло Пикассо, непонимание, разумеется, не остановило, а кубизм, новые направления, глубины и грани искусства продолжили развиваться. 

Пабло Пикассо, «Портрет Амбруаза Воллара», 1910

Четырехмерная вселенная Дюшана

Марсель Дюшан, входивший в группу «Пюто», разумеется, был знаком с многомерной математикой, особенный интерес у него вызывало четвертое измерение и способы его показать через искусство. В поисках он проходил этапы кубизма, отображая разные ракурсы, глубину пространства, физическое движение и полет мысли на одном полотне. 

Марсель Дюшан, «Портрет шахматистов», 1911

Марсель Дюшан, «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912

По настоящему прогрессивной и уникальной в плане многомерности является Большое стекло, над которым Дюшан работал с 1915 по 1923, а также обдумывал и дополнял текстом еще в течение нескольких лет. Он говорил о Большом стекле: «Главное для меня — это чувство, что я ничего ниоткуда не заимствовал, ни у кого, ни у какого художественного направления или еще откуда-то. Вот поэтому мне эта работа так нравится».

Марсель Дюшан, «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах» (Большое стекло), 1915-1923

Полное название работы – «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах». Два больших стекла расположены одно над другим. На верхнем помещена трехмерная проекция невесты, находящейся в четвёртом измерении. Дюшан комментировал: «Тень четырехмерной фигуры в нашем пространстве будет трехмерной тенью. Если тени являются двумерными проекциями трехмерного мира, то трехмерный мир — это проекция четырехмерной вселенной». На нижнем стекле, которое символизирует трехмерный мир, изображены 9 фигур холостяков, напоминающих прищепки. Как пояснял автор: «Невеста обнажается перед удовольствием, которое унизит её». На переднем плане изображен загадочный механизм. Работа выполнена в смешанной технике – Дюшан использовал не только стекла, но и масляные краски, лак, проволоку и пыль. Финальный вид Невеста, раздетая своими холостяками приобрела позже. В 1926 году стекла были разбиты во время транспортировки после выставки. В 1936 году художник восстановил картину. Она приобрела завершенность только тогда, когда мир невесты и холостяков стали связывать симметричные трещины.

Датуна, Google Glass и слои пространства культуры

Современный художник Дэвид Датуна тоже использует стекло как метод исследования четвертого измерения. У него есть серия скульптур, созданная из оптических линз. Одна из самых известных – «Портрет Америки» – национальный флаг, покрытый линзами очков. По задумке автора зритель углубляется в другое измерение и исследует арт-объект тоже с помощью очков – Google Glass. Работа была представлена в 2014 году в Национальной портретной галерее Вашингтона. Скульптура Датуны оживала, проецировала фото и видео, связанные с историей и культурой Америки. Это счастливый пример работы, которую публика поняла и приняла сразу. Новые технологии, как мост между зрителем и искусством, позволили добиться высокого уровня вовлечения.  

Дэвид Датуна, «Портрет Америки», 2014

На данный момент один из флагов Датуны разбит. Художник сломал его в начале 2021 года, чтобы пробудить американцев вспомнить о демократических идеалах. Возможно, работа будет однажды восстановлена и приобретет новые смыслы. 

 Дэвид Датуна, «Призыв вернуться к реальности», 2021

Библейский гиперкуб Дали

Тема четвертого измерения вместе со снами и параллельными вселенными волнует и сюрреалистов. Легендарный Сальвадор Дали тоже обращался к математике и был ей невероятно вдохновлен. Более того, он стремился привести к общему знаменателю достижения науки, католические ценности и каноны живописи великих мастеров. Все это отразилось в направлении ядерного мистицизма Дали. Самая яркая картина этого периода – «Распятие или гиперкубическое тело».

Сальвадор Дали, «Распятие или гиперкубическое тело» (Corpus Hipercubicus), 1954

В ночном небе воспарил Иисус, распятый на развертке гиперкуба. Сцену с упоением созерцает жена и муза художника – Гала в образе Марии Магдалины. В этом распятии нет гвоздей и страданий, но есть смиренность и переход Христа в четырехмерный мир. Дали был первым, кто провел параллели между разверткой тессеракта и крестом. 

Гиперкуб (тессеракт) – это аналог трехмерного куба в четырехмерном пространстве. Если куб можно перевести в два измерения, разложив его в многоугольник, состоящий из 6 квадратов, то четырехмерный гиперкуб в трехмерном пространстве примет вид фигуры из восьми трехмерных кубов

Позднее Дали даже консультировался с математиками по пространственным задачам и возможным сюжетам картин. Начиная с 1975 года математик Томас Банчофф профессор престижного Брауновского университета помогал художнику. 

Сальвадор Дали, «В поисках четвертого измерения», 1979

Геометрия четвертого измерения

Еще одной важной фигурой, повлиявшей на художников ХХ века и их интерес к четвертому измерению, был философ и теоретик Петр Успенский. Его главная идея заключалась в том, что четвертое измерение дополняет третье чувством пространства, движения и времени. А основное свойство четвертого измерения – это необратимость процесса изменения в каждый момент. Успенский отмечает, что наши органы восприятия имеют свои ограничения, которые корректируются разумом. Мы можем помыслить то, что недосягаемо для глаз. На картинах мы видим только поверхность холста, а сами изображенные объекты понимаем с помощью ментальных концепций. По Успенскому роль художника схожа с ролью проводника в другой мир, который создает искусство и учит зрителя видеть больше и дальше. 

Свои теории Успенский сопровождал визуальными пояснениями – часто это были лишь геометрические формы: сферы, кубы, линии. Но символизировали они реальные или метафорические объекты. Труд Успенского – «Четвёртое измерение» 1909 года — вызывал дискурсы и привлек немало последователей. Супрематисты во главе с Казимиром Малевичем были, разумеется, в их числе. Работы Малевича этого периода состоят из геометрических объектов, напоминающих сечения фигур из высших измерений.  

Казимир Малевич, «Супрематизм. Живописный реализм футболиста. Красочные массы в четвертом измерении». 1915

Композиции Малевича зачастую состоят из фигур на белом фоне. Фон-пространство играет отдельную роль космического измерения, которое наделяет картину мистическими свойствами, подчеркивает неподвластность объектов физическим законам. По словам художника, супрематические композиции — это только порождение свободной творческой воли. Малевич писал: «Повешенная плоскость живописного цвета на простыне белого холста дает непосредственно нашему сознанию сильное ощущение пространства. Меня переносит в бездонную пустыню, где ощущаешь творчески пункты вселенной кругом себя».

Казимир Малевич, фото картин на выставке «0,10», 1915

Геометрию и глубину пространства для погружения в четвертое измерение и эмоции использовал и сюрреалист Роберто Матта. Его работы, помимо потусторонности и загадочности, очень чувственные. Их невозможно интерпретировать однозначно. Как выражались критики его недавней выставки в Эрмитаже в 2019 году: «Это нечто неземное, иррациональное, четвертое в нашем измерении». 

Роберто Матта, «Внутренний ландшафт», 1943

Четвертое измерение как относительно новое направление и предмет изучения в мировом искусстве, кажется, будет оставаться важной темой для многих авторов, а способы его изображения будут естественно развиваться. Мы рассмотрели только часть канонических примеров работ художников на эту тему. Однако эта подборка будет неполной без замечания арт-критика Мартина Гейфорда: 

«Сущность картины составляет то, что она двумерна, но стремится представить трехмерный мир. В этом смысле картину можно сравнить с картой. В самом деле, карта — это особая, весьма специальная разновидность картины. Картограф призван описать особенности криволинейного объекта — Земли — на плоскости. Сделать это с абсолютной точностью, как было доказано давным-давно, геометрически невозможно. Поэтому все карты ущербны, все они отличаются неполнотой, отражающей интересы и познания их создателей. То же самое можно сказать и о картинах. Все они представляют собой попытки разрешить проблему, абсолютное разрешение которой невозможно. При этом неполных решений может быть бесконечное множество. У каждого из них свои достоинства и недостатки.»

При подготовке использованы материалы: 

1. Ибаньес Рауль, Мир математики: т.6 Четвертое измерение. Является ли наш мир тенью другой Вселенной. 2014

2. Дэвид Хокни и Мартин Гейфорд, История картин, 2017

3. https://www.bbc.com/culture/article/20160511-the-painter-who-entered-the-fourth-dimension

 

Формирование Земли


Мы живем на твердой каменистой поверхности Земли, дышим воздухом, окружающим планету, пьем воду, падающую с неба, и едим пищу, которая растет в почве. Но Земля не всегда существовала в этой обширной Вселенной и не всегда была гостеприимным убежищем для жизни.

Миллиарды лет назад Земля, как и остальная часть нашей Солнечной системы, была совершенно неузнаваемой, существовавшей только как огромное облако пыли и газа. В конце концов, таинственное происшествие, которое до сих пор не смогли определить даже самые выдающиеся ученые мира, вызвало возмущение в этом пылевом облаке, положив начало череде событий, которые привели к формированию жизни в том виде, в каком мы ее знаем. Одно из распространенных среди ученых убеждений состоит в том, что далекая звезда разрушилась, вызвав взрыв сверхновой, который разрушил пылевое облако и заставил его сплотиться. Это сформировало вращающийся диск из газа и пыли, известный как солнечная туманность. Чем быстрее вращалось облако, тем больше пыли и газа концентрировалось в центре, что еще больше увеличивало скорость туманности. Со временем гравитация в центре облака стала настолько интенсивной, что атомы водорода начали двигаться быстрее и сильнее. Протоны водорода начали сливаться, образуя гелий и высвобождая огромное количество энергии. Это привело к формированию звезды, которая является центром нашей Солнечной системы — Солнца — примерно 4,6 миллиарда лет назад.

Формирование планеты

Формирование Солнца поглотило более 99 процентов материи туманности. Оставшийся материал начал сливаться в различные массы. Облако все еще вращалось, и сгустки материи продолжали сталкиваться с другими. В конце концов, некоторые из этих скоплений материи стали достаточно большими, чтобы поддерживать собственное гравитационное притяжение, которое сформировало их в планеты и карликовые планеты, составляющие сегодня нашу Солнечную систему.

Земля — одна из четырех внутренних планет земной группы в нашей Солнечной системе. Как и другие внутренние планеты — Меркурий, Венера и Марс — она относительно небольшая и каменистая. В начале истории Солнечной системы каменистый материал был единственным веществом, которое могло существовать так близко к Солнцу и выдерживать его тепло.

В начале Земли

В начале Земля была неузнаваема по своей современной форме. Сначала было очень жарко, до такой степени, что планета, вероятно, почти полностью состояла из расплавленной магмы. В течение нескольких сотен миллионов лет планета начала остывать и образовались океаны жидкой воды. Тяжелые элементы начали опускаться мимо океанов и магмы к центру планеты. Когда это произошло, Земля разделилась на слои, причем самый внешний слой представлял собой твердое покрытие из относительно легкого материала, а более плотный расплавленный материал погрузился в центр.

Ученые считают, что Земля, как и другие внутренние планеты, пришла к своему нынешнему состоянию в три этапа. Первый этап, описанный выше, известен как аккреция, или образование планеты из существующих частиц в Солнечной системе, когда они сталкивались друг с другом, образуя все более и более крупные тела. Ученые считают, что следующим этапом стало столкновение протопланеты с очень молодой планетой Земля. Считается, что это произошло более 4,5 миллиардов лет назад и, возможно, привело к образованию Луны Земли. Завершающим этапом развития стала бомбардировка планеты астероидами.

Ранняя атмосфера Земли, скорее всего, состояла из водорода и гелия. По мере того, как планета менялась и земная кора начала формироваться, извержения вулканов происходили часто. Эти вулканы выбрасывали водяной пар, аммиак и углекислый газ в атмосферу вокруг Земли. Постепенно океаны начали обретать форму, и, в конце концов, в этих океанах развилась примитивная жизнь.

Поступления от астероидов

В то время на нашей молодой планете происходили и другие события. Считается, что во время раннего формирования Земли астероиды непрерывно бомбардировали планету и могли нести с собой важный источник воды. Ученые считают, что астероиды, которые врезались в Землю, Луну и другие внутренние планеты, содержали в своих минералах значительное количество воды, необходимой для создания жизни. Кажется, что астероиды, ударяясь о поверхность Земли на огромной скорости, разлетались вдребезги, оставляя после себя осколки горных пород. Некоторые предполагают, что почти 30 процентов воды, изначально содержащейся в астероидах, остались бы в фрагментированных участках горных пород на Земле даже после удара.

Через несколько сотен миллионов лет после этого процесса — примерно от 2,2 до 2,7 миллиардов лет назад — появились фотосинтезирующие бактерии. Они выделяли кислород в атмосферу посредством фотосинтеза и за несколько сотен миллионов лет смогли изменить состав атмосферы до того, что мы имеем сегодня. Наша современная атмосфера состоит из 78 процентов азота и 21 процента кислорода, среди других газов, что позволяет ей поддерживать множество жизней, живущих в ней.

Земные системы

Какая самая важная часть нашей планеты, главная причина, по которой Земля отличается от всех других планет Солнечной системы? Если бы этот вопрос задали 10 разным ученым-экологам, они, вероятно, дали бы 10 разных ответов. Каждый ученый может начать со своей любимой темы, от тектоники плит до тропических лесов и не только. Однако в конце концов их коллективное описание, вероятно, затронет все основные особенности и системы нашей родной планеты. Оказывается, ни одна особенность не является более значимой, чем другие — каждая из них играет жизненно важную роль в функционировании и устойчивости системы Земли.

На Земле есть пять основных систем или сфер. Первая система, геосфера, состоит из недр и поверхности Земли, состоящих из горных пород. Ограниченная часть планеты, которая может поддерживать живое, составляет вторую систему; эти регионы называются биосферой. В третьей системе находятся области Земли, покрытые огромным количеством воды, называемые гидросферой. Атмосфера — это четвертая система, газовая оболочка, которая сохраняет тепло на планете и обеспечивает кислородом для дыхания и углекислым газом для фотосинтеза. Наконец, есть пятая система, которая содержит огромное количество льда на полюсах и в других местах, составляющих криосферу. Все пять этих огромных и сложных систем взаимодействуют друг с другом, чтобы поддерживать Землю такой, какой мы ее знаем.

При наблюдении из космоса одной из самых очевидных особенностей Земли является обилие воды. Хотя жидкая вода присутствует по всему земному шару, подавляющее большинство воды на Земле, колоссальные 96,5 процента, является соленой (соленой) и не является водой, которую люди и большинство других животных могут пить без обработки.

Вся жидкая вода на Земле, как пресная, так и соленая, составляет гидросферу, но она также является частью других сфер. Например, водяной пар в атмосфере также считается частью гидросферы. Лед, будучи замерзшей водой, является частью гидросферы, но ему дано собственное название — криосфера. Реки и озера могут показаться более распространенными, чем ледники и айсберги, но около трех четвертей всей пресной воды на Земле заключены в криосфере.

Земные системы не только пересекаются, но и взаимосвязаны; то, что влияет на одного, может повлиять на другого. Когда часть воздуха в атмосфере становится насыщенной водой, осадки, такие как дождь или снег, могут выпадать на поверхность Земли. Эти осадки соединяют гидросферу с геосферой, способствуя эрозии и выветриванию, поверхностным процессам, которые медленно разрушают большие породы на более мелкие. Со временем эрозия и выветривание превращают большие куски горных пород или даже горы в отложения, такие как песок или грязь. Криосфера также может быть вовлечена в эрозию, поскольку большие ледники вычищают куски скалы из коренной породы под ними.

Геосфера включает в себя все породы, из которых состоит Земля, от частично расплавленной породы под земной корой до древних возвышающихся гор и песчинок на пляже.

И геосфера, и гидросфера обеспечивают среду обитания для биосферы, глобальной экосистемы, охватывающей все живые существа на Земле. Биосфера относится к относительно небольшой части окружающей среды Земли, в которой могут выжить живые существа. Он содержит широкий спектр организмов, включая грибы, растения и животных, которые живут вместе как сообщество. Биологи и экологи называют это многообразие жизни биоразнообразием. Все живые существа в окружающей среде называются ее биотическими факторами. Биосфера также включает абиотические факторы, неживые объекты, необходимые организмам для выживания, такие как вода, воздух и свет.

Атмосфера — смесь газов, в основном азота и кислорода, а также менее распространенных газов, таких как водяной пар, озон, углекислый газ и аргон, — также необходима для жизни в биосфере. Атмосферные газы работают вместе, чтобы поддерживать глобальные температуры в приемлемых пределах, защищать поверхность Земли от вредного ультрафиолетового излучения Солнца и обеспечивать процветание живых существ.

Понятно, что все системы Земли глубоко переплетены, но иногда эта связь может привести к пагубным, но непредвиденным последствиям. Одним из конкретных примеров взаимодействия всех сфер является потребление человеком ископаемого топлива. Залежи этого топлива образовались миллионы лет назад, когда растения и животные — вся часть биосферы — умерли и разложились. В этот момент их останки были сжаты внутри Земли и образовали уголь, нефть и природный газ, став, таким образом, частью геосферы. Теперь люди — члены биосферы — сжигают эти материалы в качестве топлива, чтобы высвободить содержащуюся в них энергию. Побочные продукты сгорания, такие как углекислый газ, попадают в атмосферу. Там они способствуют глобальному потеплению, изменяя и нагружая криосферу, гидросферу и биосферу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *