Структурные особенности экономических и научно-публицистических текстов
В своей статье автор раскрывает структурные особенности текста, пишет о видах публицистических текстов, которые обладают своими синтаксическими, грамматическими и лексическими характеристиками. Это позволяет определить научно-публицистический текст как межжанровое явление с присущими ему лингвистическими особенностями.
Среди многочисленного количества текстов исследователи выделяют следующие:
- подготовленные, отредактированные и скорректированные (так называемые «причесанные») тексты: сетевые версии книг, газет, журналов и разного рода документов;
- неподготовленные, спонтанные высказывания в разнообразных чатах письменного характера с преобладанием разговорно-обиходного жанра, а также особых невербальных средств для выражения эмоций собеседников;
- форумы, гостевые книги, конференции — это система общения, находящаяся на пересечении делового и фактического общения;
- реклама — различного рода объявления и предложения;
- эпистолярный жанр, возрожденный на базе новых информационных технологий и имеющий ряд отличительных особенностей [54, 319]. Объект данного научного исследования, публицистический текст экономической направленности, относится к первому типу текстов, и характерной его особенностью по сравнению с другими типами текстов является подготовленность, четкая структурированность, отредактированность и некоторая «шаблонность» в отношении самого представления текстов в публицистике.
Различают три вида публицистических текстов. По сложности информации тексты бывают короткими, совсем небольшими новостными текстами о том, что, где, когда сделали ученые в той или иной научной области. Особенностью данных текстов является их краткость, заключающаяся просто в упоминании о каком-либо научном событии в мире. Эти короткие, вызывающие интерес, удивление, восхищение и другие эмоции сообщения —
«soft news» [19, 74] разбавляют научный поток информации, представляемый сайтом, и позволяют пользователю на некоторое время расслабиться и отдохнуть от чтения научных текстов, а также являются своего рода рекламой, привлекающей «гуляющего» по волнам информационного пространства читателя. «Hard news» представлен основными статьями номера, к которым относятся более специализированные, насыщенные терминологией и другими языковыми и научными характеристиками тексты. Научные сообщения адресованы разбирающемуся в данной научной области читателю, авторами которых, как правило, являются сами ученые.
Ко второму виду текстов — local news и foreign news — относятся тексты, определяемые местом происходящего научного события. К третьему виду относятся тексты из той или иной научной области исследования.Структура сайта, будучи шаблонной, имеет много общего с печатным вариантом журнала. Исследователи объясняют это близостью текстов online формата к печатному первоисточнику (большинство медиа-текстов в сети Интернет представляют собой дайджест прессы), а также одинаковой ориентацией на удобство зрительного восприятия [19, 74]. Однако формат Интернета выигрывает в большей степени, потому что все рубрики, все содержание сайта в краткой форме умещается на одной странице, в то время как печатная версия сайта потребовала бы на это несколько страниц.
Итак, структура сайта научного журнала включает три основные части: «шапку» страницы, ее содержание и «подвал».«Шапка» содержит название журнала, дату, ссылки на подписку. Как правило, основные рубрики тоже могут перечисляться вверху страницы.
Затем следует сама страница с содержанием данного сайта, включая ссылки на рекламу, soft news, hard news, форумы.В «подвале» страницы размещена информация о защите авторских прав, информация о сайте, карта сайта, контакты.
Ссылки на основную научную информацию, содержащиеся в середине страницы сайта журнала, также подразумевают некоторую шаблонность в отношении размещения научных сообщений. Сначала следуют soft news, привлекающие внимание своими яркими заголовками и иллюстрациями, а затем — hard news, относящиеся к более серьезным научным текстам. Например, в журнале на сайте astronews.com Forum (ARD 2005).
Наряду с повелительным наклонением имеет место и употребление условного наклонения для выражения субъективно-окрашенной эмоциональности и экспрессивности: Those bubbles are more than infinitely far away from Earth, in the sense that you would never get there even if you traveled at the speed of light forever (SAPU 2003).
Ware die Jupiterbahn elliptischer, so ware die Erde trocken wie der Mars (AEP 2003).
Риторический вопрос в текстах выполняет ряд функций: служит собственно вопросом, вопросом-размышлением, подчѐркивает нужную мысль, выражает предположение или является эмоциональным откликом на ситуацию. В риторическом вопросе противоречие между формой (повествовательная структура) и содержанием (значение сообщения) придаѐт особую эмоциональную окраску всему тексту. Повторяясь в тексте повествовательного стиля, риторический вопрос передаѐт стремление автора создать впечатление непосредственного контакта с читателем или слушателем:
Could it be that the angular gyrus became co-opted for other, more abstract functions such as metaphors? (SAHC 2003).
Ein Hinweis auf die Entstehung des Systems? (ASU 2005).
Анализ глаголов публицистического текста показал, что наиболее широко представлены следующие группы:
- глаголы приобретения знаний посредством:
- наблюдения: accompany, appear, face, notice, occur, witness; erscheinen, bemerken, sehen, betrachten;
- умозаключения: clarity, comprehend, concern, concentrate; verstehen, er-lautern, zusammenziehen;
- эксперимента: accelerate, contract, generate, intensify; erzeugen, verstarken, abnehmen;
- прогнозирования: advance, aim, assume, call for, offer, suggest; vorbringen, vorschlagen;
- открытия: achieve, change, create, demonstrate, design, discover, result, solve; entdecken, konstruieren, schaffen, zeigen, demonstrieren, andern;
- глаголы организации и систематизации знаний:
- accommodate, adapt, aid, check, command, conduct, construct; uberprufen, bauen;
- add, combine, compute, count, divide, draw, estimate; hinzufugen, (auf)teilen, schatzen, vereinigen;
- глаголы верифицируемого и выводного знания: accept, acknowledge, ad- mit, agree, claim, conclude, contradict, deny, ignore, judge, prove; annehmen, jmdm.
in etwas zustimmen; widersprechen, bestreiten, beweisen; ? - глаголы передачи знаний: advise, consult, discuss, explain, review; diskutieren, erklaren.
К лексическим особенностям публицистического текста относится большой процент реалий: собственных имен, топонимов, антропонимов, названий учреждений и организаций, обилие дат, например:
NASA’s Martian rovers, the Mars Orbiter Camera, on November 26, 1999, 79.6 degrees south, 298.3 degrees west (SAFM 2000).
Яркой чертой публицистического стиля, на которую указывают многие исследователи, является клишированность текста; он — один из самых предсказуемых в плане использования языковых средств, состоит из компонентов, которые регулярно воспроизводятся и многократно повторяются в виде готового информационного продукта [19, 106]. Публицистические клише — это своего рода остов языка публицистики, употребляющийся в каждом научном тексте, создающий его «глобальную клишированность» (Там же), благодаря которому текст легко узнаваем и понимаем.
Анализ языкового материала текстов позволил выделить ряд научно-публицистических клише (Функциональный стиль общенаучного языка 1974):- адвербиальные предложно-именные клише: in fact, in turn, in principle, in conclucion, in terms of, in common with, as a result, in spite of, on the ground that, in other words, ; zum Schluss, in Wirklichkeit, im vorliegenden Fall, statt dessen, von Grund auf, etc.;
- глагольно-адвербиальные: open up, sum up, clear up, give up, carry out, call for; в немецком языке таким клише соответствуют глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками: aussehen, ausgehen, auf etwas deuten, aus etwas bestehen, nachgriibeln, durchfuhren, ausfallen, ;
- глагольно-субстантивные: take into account, take advantage of, take place, give way, raise the question, keep in mind, keep pace with, put forward, go too far, etc; eine Rolle spielen, eine Frage aufwerfen, einen Blick auf etwas richten, ;
- метафорические: raw materials, study aid, naked eye, naked truth, blind path, ; mit blossom Auge, der Ausgangspunkt, das Weltbild, auf etwas grunden, etc.
Итак, публицистический текст, как и текст экономический публицистики обладает своими синтаксическими, грамматическими и лексическими характеристиками, которые он унаследовал как от текстов научного стиля, так и текстов стиля массовой коммуникации. Это позволяет определить научно-публицистический текст как межжанровое явление с присущими ему лингвистическими особенностями.
Будучи не до конца разгаданной, тайна метафоры продолжает стимулировать научный интерес. Являясь категорией с присущими ей категориальными признаками, а также языковым знаком вторичной косвенной номинации, метафора не ограничивается только художественными и поэтическими текстами, она также пронизывает политические, экономические, научные и, в частности, научно-публицистические тексты.
Сложное гетерогенное явление, относящееся к видам как научного, так и публицистического типов текстов, электронный научно-публицистический текст рассматривается сегодня как текст функционального стиля массовой коммуникации, реализуемый при помощи средств массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио, Интернет). Стиль массовой коммуникации представлен в медиа-текстах offline и online форматов. Научно-публицистический текст в глобальной сети Интернет является медиа-текстом online формата со следующими характеристиками: наличие гипертекстовых ссылок в тексте, тематическая рубрикация, креолизованность (в основном в виде картинок), различные элементы структурно-графического оформления (пиктограммы, отчеркивание, используемые шрифты), интерактивность.
По мнению многих исследователей, появление Интернета ознаменовало переход человеческого общества от индустриального, капиталистического к информационному (сетевому) обществу, главной особенностью которого является рост информационных процессов. К ним относятся расширение информационного пространства, быстрое движение информационных потоков, осуществляемых современными СМИ, в том числе новым электронным медиа — сетью Интернет. Благодаря развитию медиа-технологий мир становится почти прозрачным: сообщения о событиях мгновенно передаются из самых отдаленных уголков планеты, а движение информационных потоков не знает границ времени и пространства.
С точки зрения масштабов, технических возможностей обратной связи и длительности интерактивного общения Интернет является средством глобальной информации и глобальной коммуникации. Как средство глобальной информации Интернет представляет собой аналог традиционных СМИ и направлен на массовое распространение информации при непосредственном прямом воздействии на своих пользователей. Как средство глобальной коммуникации Интернет ориентирован на массовое распространение информации в рамках сотрудничества пользователей. Научно-публицистический медиа- текст online формата относится к средствам глобальной информации, несмотря на то, что он, как и другие электронные СМИ, включает интерактивные модули (регистрация посетителей, проведение опросов и голосований, форумы и гостевые книги).
Научно-публицистический текст — это информативный текст, существующий схемы в сознании человека как способ ориентации в глобальной коммуникации Интернет; это креолизованный, представленный вербальным компонентом, изображением и подписью гипертекст с рядом типичных структурных, референциальных и семантических характеристик. Американские научно-публицистические тексты относятся к смешанному, а немецкие — к «чистому» типу гипертекстов. Гипертексты американских журналов более прагматичны и коммерциализованы. Они рекламируют только информацию, содержащуюся на данном сайте, не позволяя читателю выйти за его границы. Немецкоязычный гипертекст, наоборот, является открытым для дальних навигаций, что показывает его истинно научный, поисковый, некоммерческий характер.
Научно-публицистический текст соответствует основным критериям текстуальности: когезии, когерентности, интенциональности, акцептабельности, информативности, ситуативности и интертекстуальности. Когезия такого научно-публицистического текста выражается традиционными грамматическими (союзы, дейктические средства, причастные обороты), логическими, стилистическими и образными (метафоры) средствами связи. Когерентность научно-публицистического текста осуществляется посредством внутренних связей, которые базируются на общности предмета описания, являющегося своеобразным
«стержнем», проходящим через весь текст. Интенциональность научно-публицистического текста online формата представляет собой глубокое, содержательно насыщенное, полное ознакомление ученых с новыми научными проблемами, формирующее у них определенные новые когнитивные структуры — знания. Акцептабельность научно-публицистического текста ориентирована на адресата и связана с процессом восприятия данного текста. Одним из условий адекватного понимания текста является возникновение в сознании адресата целостного образа главного предмета описания, что достигается через целостность его составляющих. Отсутствие целостности (когерентности), внутренней связи, приводит к непониманию даже в том случае, когда имеется внешняя формальная связь (когезия). Информативность научно-публицистического текста выражается в новой, актуальной познавательной информации, для сообщения которой используются определенные вербальные и невербальные средства. Ситуативность научно-публицистического текста online формата касается факторов, которые делают текст релевантным для определенной коммуникативной цели. Интертекстуальность научно-публицистического текста в формате Интернета проявляет себя в его многочисленных связях с другими текстами. Основными способами маркирования данной связи являются графический способ обозначения цитируемых источников посредством кавычек, многочисленные клишированные фразы из публицистики, узуальные и стертые метафоры, косвенная и прямая речь.
Особенностью структуры научно-публицистических сообщений является ее отредактированность, шаблонность, имеющая много общего с печатным вариантом научно- публицистического журнала. Классификация научно-публицистических текстов online формата позволяет выделить тексты soft news и hard news, local news и foreign news, а также тексты по отраслям знания.
Научно-публицистический медиа-текст возник по требованию современной эпохи, и в его задачу входит не просто передача, а распространение научных знаний, необходимых человеку для поднятия его культурного уровня, накопления не только материального, но и духовного богатства, что особенно актуально в эпоху перехода от индустриального, капиталистического к постиндустриальному, посткапиталистическому обществу, в котором главными источниками благополучия становятся знания и информация.
Научно-публицистический текст представляет собой межстилевое образование с присущими только ему синтаксическими, морфологическими и лексическими особенностями. К одной из его лексических особенностей, представляющей для нас большой интерес, относится метафора.
Список литературы:
- Брандес М.П. Стилистика текста. Теоретический курс. Учебник. — М.: Прогресс- Традиция, ИНФРА-М, 2004. — с. 366
- Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиа-текстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М.: Едиториал УРСС, 2005.-288 с.
- Шмелев Д. Н. Стилистическая дифференциация языковых средств [Электронный ресурс]. 14http://www.nspu.net/fileadmin/library/books/2/web/xrest/article/leksika/diff/shm_art02.htm
- Brown P., Levinson S. Politeness: Some Universale in Language Usage. -Cambridge: Cambridge University Press, 1994. 346p.
публицистические Тексты
1. Неизвестный документ 1917 г. о с.
3. Человек и человек, «Чвени Мцерлоба» № 3, 2014.
4. Амбрни, Умбрнри да Арабни и индийцы, «Газета Писателя» № 4, 2014.
5. Из Абхазии в Геобар «Мир» № 8 , 2005.
6. Сказка о женщине из Агнии, «Чвени мцерлоба» № 3, 2014.
7. Взгляд Сверху, «Мир» № 11, 2005.
8. Гимны Блаженства, «Мшвидоба» № 1, 2006.
9. Грузия, вид из Гориджвари «Карози», № 3, 2010.
10. Без оглядки, Сборник, посвященный Леле Меладзе 2012.
11. Политическая деятельность Ираклия II и грузино-осетинские отношения «Карози» № 3, 2014.
12. Кем был Матчабела, «Литературный Цхинвал» № 8, 2005
13. Видение, когда луна замерла, «Мир» № 3, 2005 г.
14. Монолог Написано, когда мне стало грустно, «Мшвидоба» № 2, 2005 г.
15. Юлон Батонишвили и Самачабло, «Литературный Цхинвали» № 7, 2002.
16. Слезы Левиля «Чвени Мцерлоба» № 3, 2014.
17. Доброта грузинских евреев «Менора» № 10, 1999.
18. Бодбели Из Мадрида, «Чвени мцерлоба» № 3, 2014.
19. Наш Отец «Карози» № 8, 2011.
20. Дороги Отца и Сына К Горисцихе «Наш Университет» № 7, 2014.
21. Махабели и Сюжет 1832, Литературный Цхинвал № 10, 2002.
22. Десятая мука, «Чвени мцерлоба» № 2, 2014.
23. Его Преосвященство Исайя «Чвени Мчерлоба» № 3, 2014 г.
24. Художник с теплом Солнца «Литературный Цхинвали» № 8, 10, 2001 г.
25. Давно забытый тост за мир, «Мир» № 9, 2004.
26. Воспоминания о Нико Кецховели «Горы Моамбе» № 5, 1998.
27. Кредо ученого, Литературный Цхинвал № 6, 2005.
28. Всегда посреди жизненных неурядиц, Литературный Цхинвал № 5, 2000
29. Юный пономарь звонил в колокола, «Мир» № 3, 2005 г.
30. Нигилизм в конце века, «Книжный мир» № 9, 1998.
31. Потомство семьи Окропиридзе, Писательская газета № 4, 2014.
Маленькое Лиахвское ущелье (село Ацерискеви), Литературный Цхинвали # 3, 2003.
, 2012.
36. Возвращение бабочки, Наш университет № 8, 2013.
37. Протестант, чвени мчерлоба # 3, 2014.
38. Встреча на полпути, Наш университет # 3, 2015.
39. Время новой даты, «Мир» № 10, 2004.
40. Как церковь Гери Леменц, Литературный Цхинвал № 7, 1999.
41. Пансионер, Писательская газета № 4, 2014.
42. Рождественское письмо отцу, Карози № 7, 2011.
43. Страна страусов, Писательская газета № 4, 2004.
44. Воспоминания среди школьных стен, Литерарты Цхинвали № 10, 2003.
45. Из истории села Дици, «Мир» № 1, 5, 2005.
46. Из истории села Ванетти, «Пьеса» №2004.
47. Окно души, Новости СМИ №1, 2003 г.
48. На улице Тельмани, Наш Университет №8, 2014 г. . Литературный Цхинвал № 4, 2001.
53. Добродетельный летописец нашего города, Горский университет №7, 2009.
54. Повесть о человеке из прошлого, Мир №11, 2005.
55. Воспоминания близ Цицамури, Мир №4, 2005.
56. Бессмертие превратилось в память, Алия, Израиль # 2286, 22. 11. 01.
57. Эпоха Ростома, Мцване квавила # 3, 2015.
58. Госпожа Мэри ждет меня, Наш Университет # 2-3, 2016
59. Надписи Асомтаврули, обнаруженные в Дици, Карози №7, 2016 г.
60. Возвращение утраченной истории Иерусалимского монастыря Святого Георгия Газета писателя № 11; 2016
Публицист Определение и значение — Merriam-Webster
паблик·ли·сист ˈpə-blə-sist1
а: эксперт в области международного права
б: эксперт или комментатор по связям с общественностью
2
: тот, кто специально занимается рекламой: пресс-агент
Примеры предложений
Недавние примеры в Интернете Йоханссон 9Публицист 0098 Марсель Паризо подтверждает новость о помолвке пары агентству Associated Press. — Эми МакКелден, Harper’s BAZAAR , 12 июня 2023 г. Тернер умерла в среду, 24 мая, после продолжительной болезни в своем доме недалеко от Цюриха в Швейцарии, подтвердил в своем заявлении ее публицист Бернард Доэрти. — Томми МакАрдл, Peoplemag , 24 мая 2023 г. актер 9Публицист 0098 Дженнифер Аллен подтвердила CBS News, что Лиотта умер во сне. — Джина Мартинес, CBS News , 8 мая 2023 г. Индустрию потрясла новость о том, что публицисты Majors , Lede Company и Management 360 отказались от своего звездного клиента задолго до его первого появления в суде в следующем месяце. — Татьяна Сигель, Variety , 19 апреля 2023 г. В ответ на просьбу о комментарии Лохан 9Публицист 0098 Лесли Слоан сказала, что с актрисой связались в марте 2022 года, она не знала о требовании раскрытия информации и согласилась заплатить штраф, чтобы решить этот вопрос. — Алекс Вейга, Anchorage Daily News , 23 марта 2023 г. Пожертвование было подтверждено ее публицистом Марселем Паризо. — Нур Рахал, Detroit Free Press , 3 марта 2023 г. Лаура проработала в индустрии моды более 11 лет и занимала должности старшего редактора отдела моды в Popsugar и The Zoe Report, а также имеет дополнительный опыт работы в качестве копирайтера и модного дизайнера.0098 публицист . — Лаура Ладжинесс Каупке, harpersbazaar.com , 3 июня 2023 г. Рядом был любовный треугольник между сумасбродным публицистом команды Кили (Джуно Темпл) и двумя игроками, Джейми Тартом (Фил Данстер), Кеном Доллом, и Роем Кентом (Бретт Гольдштейн), мизантропом современности. — Стивен Родрик, Variety , 31 мая 2023 г. Узнать большеЭти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «публицист». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Первое известное использование
1792, в значении, определенном в смысле 1a
Путешественник во времени
Первое известное использование публицист был в 1792 годуПосмотреть другие слова того же года предать гласности
публицист
публичность
Посмотреть другие записи рядомПроцитировать эту запись
Стиль
MLAChicagoAPAMMerriam-Webster
«Публицист.