Текст с разной интонацией: Интонация в предложении — урок. Русский язык, 5 класс.

Как читать с выражением, чтобы вас слушали. Инструкция для детей и родителей от актрисы Яны Поплавской — Группа компаний «Просвещение»

О базовых принципах устной речи и ораторского искусства актриса Яна Поплавская рассказала в рамках мастер-класса «Учимся читать без точек и запятых», организованного 29 мая проектом ГЕРОИ при поддержке Группы компаний «Просвещение» для онлайн-трансляции «День без турникетов».

«Прочитай текст с выражением!» — часто слышат дети на школьных занятиях. Но что означает «выражение» в данном контексте? Ведь порой ребята читают текст с заученной интонацией, и стихотворение теряет живость. Известная актриса, телеведущая и речевой коуч рассказала о базовых принципах устной речи и ораторского искусства, владеть которыми полезно каждому человеку.

 1. Интонация – это не только знаки препинания

Казалось бы, при чтении нужно ориентироваться на знаки препинания: запятая — это маленькая пауза, точка — большая пауза, восклицательный знак — очень большая пауза с повышением интонации. Но ведь мы разговариваем не точками и запятыми, а интонационными потоками: сами решаем, что именно нужно выделить в тексте, на какое слово или часть предложения обратить внимание. Именно это слово или часть предложения становится главным, в нем может быть заложена эмоция, просьба, неудовольствие. На такой фрагмент текста мы стараемся обратить внимание слушателей. Иногда нам становится скучно, когда кто-то читает вслух прозу или стихотворение. Почему? Нас не устраивает интонационный поток. Рассказ или стихотворение оживает при помощи подачи, в которой нет точек и запятых, а есть только интонация.

2.    Следите за дыханием

Существует специальная техника чтения: прочитайте вслух предложение, которое не несет смысловой нагрузки, на одном дыхании. Выдохнуть нужно только тогда, когда начинается предложение, на котором необходимо сделать акцент. Так появляется пауза, не предусмотренная письменным текстом. Интонировать можно не задумываясь, используя только дыхание.

Не нужно делать акцент на каждом слове, потому что в тексте все слова не могут быть главными. Следует понимать, что для каждого читателя важные слова могут быть разными. Вот почему люди читают одно и то же произведение подчас с абсолютно разной интонацией, которая дает ощущение тепла, холода, отстраненности, отчаяния, всего того, что невозможно передать словами.

3.    Тренируйте дикцию

Для тренировки дикции можно зажать зубами карандаш и, несмотря на «преграду», попытаться прочитать текст как можно четче. Будет звучать смешно, но зато полезно. Так будет «просыпаться» ваш речевой аппарат, работать мышцы, а затем, уже без карандаша, увеличиться скорость прочитываемого текста.

4.    Следите за скоростью

Начало и конец любого произведения, будь то стихи или проза, нужно читать медленно. В начале чтения слушатель должен настроиться, понять, что его внимание теперь принадлежит вам.

Если сразу начать тараторить, то внимание слушателей быстро исчезнет, и картина, которую вы должны нарисовать словами, перестанет быть интересной. Еще одна рекомендация детям — не пренебрегать чтением вслух на время. В качестве тренировки можно попробовать считывать 120 слов в минуту, не останавливаясь. Некоторые дети в возрасте 9-10 лет часто читают вслух как будто по слогам. Но если ежедневно считывать текст на скорость хотя бы в течение 15 минут, барьер «120 слов в минуту» вскоре удастся преодолеть.

5.    Автор тот, кто читает вслух

Автором любого устного текста, даже если он написан великим писателем, можно представить того, кто его произносит. Потому что именно читатель решает, как этот текст прозвучит. Прежде чем читать текст вслух, вы, как его автор, рассказывающий историю, должны для себя решить, что для вас важно. То же касается и пересказа прочитанного, когда нужно запомнить основные мысли, а не выучить все наизусть. Особое внимание при чтении вслух нужно уделить героям текста.

Они отличаются по характеру, но конкретный характер им должен присвоить именно тот, кто произносит текст. Это можно сделать с помощью интонации.

6.    Расставьте акценты и выделите главное

Общаясь с собеседником, будь то маленькая компания или же выступление перед публикой, нужно научиться контролировать себя. Важно слышать свой интонационный поток и понимать, какая часть рассказа будет главной, чтобы вовремя скорректировать свою интонацию. Остальной текст — всего лишь обрамление этой главной части. Аналогией может служить картина в рамке: то, что относится к рамке, нужно читать быстро и легко, на одном дыхании. Но как только в тексте происходит событие, нужно остановиться и описывать картину иначе. Даже если вы читаете текст с листа, чтение должно стать приятным на слух рассказом. Ведь наша речь — один из важнейших инструментов успешной коммуникации.

Запись мастер-класса можно посмотреть на официальном YouTube-канале «Предпринимай ТВ».

Читаем стихи, тренируем интонации! — Психологос

​​​​Методика: я даю вам специально подобранные стихи с интересными, очень характерными интонациями (точнее, с возможностью интересных интонаций). Ваша задача №1 — поискать свои интонации для их прочтения, найти свой способ их прочтения, прочитать их и записать их на диктофон.

Задача №2: прослушать эти стихотворения, как читают их профессионалы, и попытаться воспроизвести стихотворение с интонациями профессионалов. Снова — записать на диктофон.

Чтобы было удобнее работать, здесь же привожу тексты стихотворений для тренировки интонаций.

Игорь Северянин

Кензели​

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненой Вы проходите морево…
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена —
Точно лапы паучие, точно мех ягуаровый.

Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная. ..
Упоенье любовное Вам судьбой предназначено…
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом —
Вы такая эстетная, Вы такая изящная…
Но кого же в любовники? И найдется ли пара Вам?

Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,
И садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,
Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом,
И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым —
Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!

Это было у моря

​​​​​​​Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Королева играла в башне замка Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грезово,
До восхода рабыней проспала госпожа…
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.

Лиличке (Владимир Маяковский)

​​​​​​​

​​​​​​​

​​​​​​​​​​​​​​

​​​​​​​​​​​​Дым табачный воздух выел. Комната — глава в крученыховском аде.
Вспомни — за этим окном впервые руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот, сердце в железе,

День еще — выгонишь, можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу, тело в улицу брошу я.
Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась.
Не надо этого, дорогая, хорошая, дай простимся сейчас.

Все равно любовь моя — тяжкая гиря ведь — висит на тебе, куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят — он уйдет, разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон — царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,
Он любимую на деньги б и славу выменял,
а мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь, что тебя короновал, что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал растреплет страницы моих книжек…

Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша?
Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг.

Стихи о советском паспорте

Я волком бы выграз бюрократизм.
К мандатам почтения нету.
К любым чертям с матерями катись любая бумажка.
Но эту…

По длинному фронту купе и кают чиновник учтивый движется.
Сдают паспорта, и я сдаю мою пурпурную книжицу.
К одним паспортам – улыбка у рта.
К другим – отношение плевое.

С почтеньем берут, например, паспорта с двухспальным английским левою.

Глазами доброго дядю выев, не переставая кланяться,
Берут, как будто берут чаевые, паспорт американца.
На польский – глядят, как в афишу коза.
На польский – выпяливают глаза в тугой полицейской слоновости –
Откуда, мол, и что это за географические новости?
И не повернув головы кочан и чувств никаких не изведав,
Берут, не моргнув, паспорта датчан и разных прочих шведов.

И вдруг, как будто ожогом, рот скривило господину.
Это господин чиновник берет мою краснокожую паспортину.
Берет – как бомбу, берет – как ежа, как бритву обоюдоострую,
Берет, как гремучую в 20 жал змею двухметроворостую.
Моргнул многозначаще глаз носильщика, хоть вещи снесет задаром вам.

Жандарм вопросительно смотрит на сыщика, сыщик на жандарма.
С каким наслажденьем жандармской кастой я был бы исхлестан и распят за то,
Что в руках у меня молоткастый, серпастый советский паспорт.


Я волком бы выгрыз бюрократизм.
К мандатам почтения нету.
К любым чертям с матерями катись любая бумажка.
Но эту…
Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза.
Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза.

​​​​​Апполон Майков

​​​​​​​

​Я б тебя поцеловала,
Да боюсь, увидит месяц,
Ясны звездочки увидят
С неба звездочка скатится
И расскажет синю морю,
Сине море скажет веслам,
Весла — Яни-рыболову,
А у Яни — люба Мара
А когда узнает Мара —
Все узнают в околотке,
Как тебя я ночью лунной
В благовонный сад впускала,
Как ласкала, целовала,
Как серебряная яблонь
Нас цветами осыпала…

Арсений Тарковский

Первые свидания

​​​​​​​​​​​​​​Свиданий наших каждое мгновенье
​​​​​​​Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Быстрей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.

Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: «Будь благословенна!» —
Я говорил, и знал, что дерзновенно
Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою тронутые веки
Спокойны были, и рука тепла.

А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря,
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне,
И — боже правый! — ты была моя.

Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ТЫ раскрыло
Свой новый смысл и означало: ЦАРЬ.

На свете все преобразилось, даже
Простые вещи — таз, кувшин, когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.

Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы поднимались по реке,
И небо развернулось пред глазами. ..

Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.

И это снилось мне, и это снится мне…

​​​​​​​И это снилось мне, и это снится мне,
И это мне еще когда-нибудь приснится,
И повторится все, и все довоплотится,
И вам приснится все, что видел я во сне.

Там в стороне от нас, от мира в стороне,
Волна идет вослед волне о берег биться,
А на волне — звезда, и человек, и птица,
И явь, и сны, и смерть — волна вослед волне.

Зачем считать меня? Я был, и есть, и буду.
Жизнь — чудо из чудес, и на ладони чуду
Один, как сирота, я сам себя кладу,

Один, среди зеркал в ограде отражений
Морей и городов, лучащихся в чаду…
И мать в слезах кладет ребенка на колени.

Наш сосед Иван Петрович

Знают нашего соседа
Все ребята со двора.
Он им даже до обеда
Говорит, что спать пора.

Он на всех глядит сердито,
Все не нравится ему:
— Почему окно открыто?
Мы в Москве, а не в Крыму!

На минуту дверь откроешь —
Говорит он, что сквозняк.
Наш сосед Иван Петрович
Видит все всегда не так.

Нынче день такой хороший,
Тучки в небе ни одной.
Он ворчит:- Надень галоши,
Будет дождик проливной!

Я поправился за лето,
Я прибавил пять кило.
Я и сам заметил это —
Бегать стало тяжело.

— Ах ты, мишка косолапый, —
Мне сказали мама с папой,
— Ты прибавил целый пуд!
— Нет,- сказал Иван Петрович,
​​​​​​​- Ваш ребенок слишком худ!

Мы давно твердили маме:
«Книжный шкап купить пора!
На столах и под столами
Книжек целая гора».

У стены с диваном рядом
Новый шкап стоит теперь.
Нам его прислали на дом
И с трудом втащили в дверь.

Так обрадовался папа:
— Стенки крепкие у шкапа,
Он отделан под орех!
Но пришел Иван Петрович —
Как всегда, расстроил всех.

Он сказал, что все не так:
Что со шкапа слезет лак,
Что совсем он не хорош,
Что цена такому грош,
Что пойдет он на дрова
Через месяц или два!

Есть щенок у нас в квартире,
Спит он возле сундука.
Нет, пожалуй, в целом мире
Добродушнее щенка.

Он не пьет еще из блюдца.
В коридоре все смеются:
Соску я ему несу.
— Нет! — кричит Иван Петрович.
— Цепь нужна такому псу!

Но однажды все ребята
Подошли к нему гурьбой,
Подошли к нему ребята
И спросили:- Что с тобой?

Почему ты видишь тучи
Даже в солнечные дни?
Ты очки протри получше
— Может, грязные они?
Может, кто-нибудь назло
Дал неверное стекло?

— Прочь! — сказал Иван Петрович.
Я сейчас вас проучу!
Я, — сказал Иван Петрович,
— Вижу то, что я хочу.

Отошли подальше дети:
— Ой, сосед какой чудак!
Очень плохо жить на свете,
Если видеть все не так.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Отчего кошку назвали кошкой? (Самуил Маршак)

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

У старика и старухи
Был котёночек черноухий,
Черноухий И белощёкий,
Белобрюхий И чернобокий.

Стали думать старик со старухой:
— Подрастает наш черноухий,
Мы вскормили его и вспоили,
Только дать ему имя забыли.

Назовём черноухого «Тучей».
Пусть он будет большой и могучий —
Выше дерева, больше дома,
Пусть мурлычет он громче грома!

— Нет,- сказала, подумав, старуха, —
Туча легче гусиного пуха.
Гонит ветер огромные тучи,
Собирает их в серые кучи.
Свищет ветер протяжно и звонко.
Не назвать ли нам «Ветром» котёнка?

— Нет, старуха,- Старик отвечает,-
Ветер только деревья качает,
А стена остаётся в покое,
Не назвать ли котёнка «Стеною»?

Старику отвечает старуха:
— Ты лишился на старости слуха!
Вот прислушайся вместе со мною:
Слышишь, мышка шуршит за стеною?
Точит дерево мышка-воришка.
Не назвать ли нам кошку- «Мышка»?

— Нет, старуха,- Старик отвечает,-
Кошка мышку со шкуркой съедает.
Значит, кошка сильнее немножко!
Не назвать ли нам кошку кошкой?

Поросенок и жеребенок (Михаил Яснов)

Поросенок — сенок — поро,
Жеребенок — бенок — жере
Шли однажды по дороге
Ниоткуда никуда.

Поросенок — сенок — жере,
Жеребенок — бенок — поро
Поскользнулись и упали,
И скатились под откос.

Поросенок — женок — поро,
Жересенок — сенок — жере
Так запутались в сугробе,
Что подняться не смогли.

Говорила Мышка Кошке:
— Я вчера видала чудо —
Ржал в сугробе поросенок,
Как здоровый жеребец!

Отвечала Кошка Мышке:
— Это все пустые сплетни —
Я слыхала: жеребенок
Хрюкал до ночи в снегу!

— Ерунда! — вскричала Мышка.
— Ерунда! — вскричала Кошка.
— Шутки! — Враки! — Чушь!
— Нелепость! И расселись по углам.

Поросенок — сенок — поро,
Жеребенок — бенок — жере
Утром вылезли из снега
И сказали дружно: «Фу-у-у!»

И пошли тихонько дальше.
Поросенок простудился
И из каждого колодца
​​​​​​​Пил парное молоко.

Чёрный человек (Сергей Есенин)

​​​​​​​Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами, Как крыльями птица.
Ей на шее ноги Маячить больше невмочь.
Черный человек, Черный, черный, Черный человек На кровать ко мне садится,
Черный человек Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной, Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.

Черный человек, Черный, черный… «Слушай, слушай, — Бормочет он мне, —
В книге много прекраснейших Мыслей и планов.
Этот человек Проживал в стране
Самых отвратительных Громил и шарлатанов.

​​​​​​​​​​​​​​В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой И лучшей марки.

Был он изящен, К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
​​​​​​​И своею милою».

«Счастье, — говорил он, —
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего, Что много мук
Приносят изломанные
​​​​​​​И лживые жесты.

В грозы, в бури, В житейскую стынь,
При тяжелых утратах И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».

. . . . . . . . . . . . . . . .

…Месяц умер, Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою. Никого со мной нет.
Я один… И — разбитое зеркало…

Настанет день (Иван Бунин)


Фильм «Иван Бунин»

Настанет день — исчезну я,
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.

И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
и море ровной синевой
манить в простор пустынный свой.

Синий цвет

​​​​​​​Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.

Он прекрасен без прикрас.
Это цвет любимых глаз.
Это взгляд бездонный твой,
Напоенный синевой.

Это цвет моей мечты.
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружен земной простор.

Это легкий переход
В неизвестность от забот
И от плачущих родных
На похоронах моих.

Это синий негустой
Иней над моей плитой.
Это сизый зимний дым
​​​​​​​Мглы над именем моим.

Путник (Белла Ахмадулина)

​​​​​​​​​​​​​​Прекрасной медленной дорогой
Иду в Алёкино (оно зовёт себя: Алёкино),
и дух мой, мерный и здоровый,
мне внове, словно не знаком.

И, может быть, не современник
мне тот, по склону, сквозь репейник
в Алёкино за молоком бредущий путник.

Да туда ли,
затем ли, ныне ль он идет,
врисован в луг и небосвод
для чьей-то думы и печали?
Я — лишь сейчас, в сей миг, а он —
всегда: пространства завсегдатай,
подошвами худых сандалий
осуществляет ход времен
вдоль вечности и косогора.
Приняв на лоб припек огня
небесного, он от меня
все дальше и — исчезнет скоро.
Смотрю вослед своей душе,
как в сумерках на убыль света,
отсутствую и брезжу где-то
то ли еще, то ли уже.
​​​​​​​​​​​​​​И, выпроставшись из артерий,
громоздких пульсов и костей
вишу, как стайка новостей,
в ночи не принятых антенной.

Моё сознание растолкав
и заново его туманя
дремотной речью, тётя Маня
протягивает мне стакан
парной и первобытной влаги.

Сижу. Смеркается. Дождит.
Я вновь жива и вновь должник
в дали белеющей бумаги.

Старуха рада, что зятья
убрали сено. Тишь. Беспечность.
Течёт, впадая в бесконечность,
журчание житья – бытья.

И снова путник одержимый
вступает в низкую зарю,
и вчуже долго я смотрю
на бег его непостижимый.

Непоправимо сир и жив,
он строго шествует куда-то,
как будто за красу заката
на нём ответственность лежит.

Весна (Н.И. Козлов)

​​​​​​​Работать надо — а не хочется.
Весна шарахнула, явившись!
Собаки на заборы мочатся,
В любви друг другу объяснившись.

Закон весны универсален!
Преодолев земные силы,
Я полечу под небесами
Купаться в луже теплой сини!

А чтоб ты там, внизу, не плакала,
От аппетитных тучек-бочек
Я отломаю самый лакомый
И подарю тебе кусочек…

​​​​​​​

Создание естественного голоса с помощью преобразования текста в речь


Если вы использовали один из новейших сервисов преобразования текста в речь, вы стали свидетелями огромных улучшений, произошедших в этой отрасли за последнее десятилетие. Голоса, которые у нас есть сегодня, гораздо более реалистичны, чем те, которые большинство людей ассоциируют с преобразованием текста в речь. Когда вы работаете с TTS, вы можете создавать файлы еще более высокого качества, если выполните следующие несколько простых шагов.

Работайте предложение за предложением

Большинство высококачественных редакторов TTS могут генерировать несколько предложений одновременно, но если вы настроены на получение наилучшего звука, попробуйте создавать по одному предложению за раз. Часто вы заметите значительное улучшение как интонации, так и паузы, когда будете работать с каждым предложением по отдельности. Кроме того, вы можете легко добавлять паузы между предложениями, работая с постобработкой ваших клипов (подробнее об этом ниже).

Добавить паузы

Паузы между словами и предложениями создают ритмичную, естественно звучащую речь. Как живые, дышащие существа, актеры озвучивания делают естественные паузы, чтобы вдохнуть. В редакторе TTS вы можете указать искусственному интеллекту (ИИ) воспроизводить эти паузы, добавляя запятые, точки, тире и многоточия. Думайте об этих знаках препинания как об ударных нотах, а не как о грамматических инструментах, и вы будете на пути к созданию естественных голосовых записей ИИ.

Приведу краткий пример. В этом первом ролике я ввел следующий текст в WellSaid Studio. Я использовал пунктуацию с учетом грамматики:

Преобразование текста в речь — это масштабируемая альтернатива традиционной озвучке.

Создано с помощью WellSaid Studio

Теперь послушайте то же предложение с ударными знаками препинания, добавленными для создания привлекательного ритма. Обратите внимание, что предложение, хотя и грамматически неправильное, имеет естественную интонацию:

Преобразование текста в речь — это масштабируемая альтернатива традиционной озвучке.

Создано с помощью WellSaid Studio

Используйте изобретательское написание

Современные сервисы TTS обучаются на нейронных сетях. В результате они работают предсказуемо, а это значит, что иногда они неправильно произносят слова. Часто это происходит со словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному. Подумайте об омонимах «читать», например, «я умею читать!» и «читать», например, «я еще не читал эту книгу». Другие слова, которые часто произносятся неправильно, включают такие сокращения, как «CEO» или «USC». Обученный нейронами голос ИИ будет читать их как забавные короткие слова, а не произносить буквы.

Чтобы получить правильные результаты, произносите фонетически. Иногда вам нужно будет четко указать в редакторе текста в голосе, как вы хотите, чтобы слово произносилось, как если бы вы делали это с актером озвучивания. «Читать» может потребоваться ввести как «тростник», а «CEO» как «см. э-э-э».

Игра с интонацией

Знаки препинания не только добавляют паузы, они также изменяют интонацию и играют важную роль при создании закадрового трека для курса электронного обучения. Если вы хотите выделить определенное слово, попробуйте взять его в кавычки. Если вам нужна интонация, отличная от той, которую вы слышите, попробуйте ВЫБОРОЧНЫЕ ЗАГЛАВНЫЕ или ВСЕ ЗАГЛАВНЫЕ. Вы также можете вставлять запятые и точки до или после слова, которое вы хотите выделить, при условии, что получающаяся пауза приемлема.

Используя тот же пример предложения, который я показал вам выше, я добавил несколько знаков интонации, чтобы добиться более живого рендеринга. «Масштабируемый» достаточно необычен, поэтому редактору нужна небольшая помощь, поэтому я ввел «масштабируемый», чтобы подсказать правильные фонемы.

Вот предложение и аудиорезультат:

Преобразование текста в речь — масштабируемая альтернатива «традиционному» ГОЛОСОВОМУ действию.

Создано с помощью WellSaid Studio

Редактировать p

ost-production

Вам не нужно быть экспертом, чтобы окончательно отполировать файлы WAV с помощью звукового редактора. Многие простые и недорогие приложения для редактирования аудио позволяют добавлять паузы после обработки. Добавьте немного тишины в начале ваших клипов, чтобы имитировать вдох актера озвучивания. Добавьте небольшое количество тишины между вашими клипами, и вы получите качественное, человечески звучащее аудио.

Кредиты

Фото palesa на Unsplash
Музыка Purple-Planet

Почему так много недопонимания по электронной почте и тексту?

Сколько раз вы читали электронное письмо или текст и чувствовали мгновенную волну раздражения? Или почувствовал боль? Или пренебрегли?

Все мы знакомы с этим опытом. Без какой-либо информации, кроме слов — как правило, очень мало слов — смысл, который мы придаем загадочным электронным сообщениям, которые мы получаем, обязательно формируется нашими собственными чувствами и ожиданиями. Следовательно, то, что, по нашему мнению, говорится, может иметь очень мало общего с тем, что автор хочет сообщить.

Нехорошо.

Часто возникает эмоциональное возбуждение:

«Как они могли такое написать?»

«Что здесь происходит?»

«Я знал, что я им не нравлюсь!»

«Я этого не потерплю!»

Прежде чем мы это осознаем, мы уже яростно набираем ответ, который часто экспоненциально усиливает плохое предчувствие. Или пересылаем записку другу для подтверждения ее ужасности. Или мы (возмущенно, или раздражительно, или испуганно) вообще не отвечаем.

Давайте сделаем глубокий вдох.

Как происходит недопонимание? Без этих уточняющих сигналов мы часто «заполняем пробелы» нашими обычными заботами и предположениями.

Итак, если мы чувствуем критику, мы будем читать критику в словах. Если мы нервничаем из-за отказа, «доказательства», подтверждающие это, будут легко обнаружены. Если мы беспокоимся о требованиях, предъявляемых к нам, многие сообщения будут читаться как императивы.

Еще больше усложняет ситуацию то, что наши отношения с конкретным человеком, отправившим сообщение, — наши конкретные мысли и чувства по поводу их — также влияют на то, как мы заполняем неизвестные или неясные части сообщения, пробелы.

Мои пациенты регулярно приходят с текстами и электронными письмами, чтобы прочитать их вслух в поддержку плохого поведения автора заметки. Они читают сообщения отчетливым тоном и интонацией, чтобы драматизировать то, что они знают быть голосом, которым была составлена ​​записка — эгоцентричным, или презрительным, или пренебрежительным, или незаинтересованным, или директивным.

Без сомнения, их интерпретации часто точны. Но единственное, к чему я могу получить доступ с какой-либо уверенностью, — это то, что предполагает и чувствует мой пациент — я плохо представляю, что автор «на самом деле» хотел передать. Слова можно читать и понимать почти бесконечным числом способов.

Например, вот несколько предложений, которые легко могут быть текстом или электронным письмом:

«Вы можете забрать молоко и печенье? Я забыл, когда я был раньше. Рад, что ты скоро будешь здесь».

Это кажется простым и понятным. Но для того, кому это письмо посылает супруг, с которым иногда возникает напряжение по поводу того, кто покупает еду и/или когда каждый из них возвращается домой, оно может быть воспринято как изобилующее сарказмом или обвинением. Однако неясно, было ли это задумано. На самом деле, в тот момент писатель мог чувствовать себя особенно уютно по отношению к своему партнеру, не осознавая, как могут быть восприняты его слова.

А теперь представьте, что это сообщение отправила воспитательница детского сада своей помощнице. Если ассистент затаил обиду и чувствует, что его эксплуатируют, это может быть воспринято как выражение права директора, поскольку она небрежно и без извинений просит своего ассистента позаботиться о чем-то для нее. Тем не менее, завуч, возможно, хотела передать беззаботную коллегиальность, никогда не подозревая, что ее записка вызвала бурю у ее помощницы.

Наконец, представьте себе влюбленного человека, который с нетерпением ждет вестей от возлюбленного относительно их планов на вечер. Это сообщение может показаться недостаточно эмоциональным или романтичным, что вызовет разочарование и страдание. Невольный писатель мог на самом деле испытать большой энтузиазм по поводу предстоящего свидания — искренне «рад» его прибытию — и несколько застенчивый из-за того, что забыл кое-что к обеду.

Что мы можем сделать

Во-первых, прислушайтесь к стандартному, но, тем не менее, мудрому совету сосчитать до 10 или (1000), прежде чем нажимать кнопку «Отправить» в наспех созданном ответе. Затем в течение этого интервала спросите себя: C и я понимаю это сообщение по-другому? То есть иначе, чем то, что вас огорчает.

Попробуйте придумать альтернативную интерпретацию, демонстрирующую доброжелательность автора к вам (или, по крайней мере, отсутствие недоброжелательности). Сделайте это, чтобы создать пространство между вами и вашим убеждением; требуют, чтобы ваш разум и чувства перенаправлялись, хотя бы на мгновение.

Конечно, ваше первоначальное понимание тона и намерения сообщения может быть совершенно правильным. Дело в том, что мы не можем быть уверены в этом — всегда существует неуверенность, присущая полному пониманию ума и сердца другого человека. Особенно, если их выражение приходит по электронной почте или тексту.

Упражнение по рассмотрению неприятных электронных писем и текстов с другой точки зрения показывает, насколько сильно — и часто! — наше понимание формируется эмоциями и фантазиями внутри нас самих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *