Тексты художественной литературы: Типология литературно-художественных текстов

Тексты художественных произведений — literaturakpk

ĉ

А. Ахматова Реквием.doc

(67k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:31

v.1

ď

А. Куприн.txt

(321k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:32

v.1

ď

А. Островский Гроза.zip

(43k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:18

v.1

ď

А.П. Чехов Вишневый сад.txt

(90k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:19

v.1

ď

А.П. Чехов Рассказы.txt

(195k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:19

v.1

ď

А. С. Пушкин Собрание сочинений.txt

(208k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:19

v.1

ď

Б. Пастернак Стихи.txt

(236k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:32

v.1

ď

В. Шукшин Рассказы.txt

(148k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:32

v.1

ď

ĉ

Доктор Живаго.doc

(236k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:32

v.1

ď

И. Тургенев Отцы и дети.txt

(73k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:20

v.1

ď

ĉ

И. Эренбург.doc

(90k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:33

v.1

ď

И.А. Гончаров Обломов.txt

(149k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:20

v.1

ď

ĉ

Л. Н. Андреев.doc

(299k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:33

v.1

ď

Л.Н. Толстой Война и мир.txt

(537k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:20

v.1

ď

М. Булгаков Мастер и Маргарита.txt

(832k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:53

v.2

ď

М. Горький На дне.txt

(111k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:54

v.1

ď

ĉ

М. Е. Салтыков-Щедрин.doc

(197k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:20

v.1

ď

М.Ю. Лермонтов.zip

(204k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:21

v.1

ď

ĉ

Н.В. Гоголь Петербургские повести.doc

(858k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:21

v.1

ď

Ф.М. Достоевский Преступление и наказание.txt

(903k)

Методический отдел КПК,

19 мар. 2014 г., 03:22

v.1

ď

Домашнее чтение для изучающих РКИ: отбора текстов художественной литературы

Чтение как вид речевой деятельности входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности и обслуживает три сферы:
1. коммуникативную,
2. познавательную,
3. эстетическую.

А основной методической задачей практики в чтении является управление процессами понимания прочитанного, осмысления и переработки полученной информации.

Работая на занятии с текстами, мы придерживаемся трехчастного плана для решения методических задач:

  • подготовка к деятельности;
  • собственно практика в деятельности;
  •  контроль результатов.

При самостоятельном чтении эти процессы носят скрытый характер. Значит для того, чтобы процесс прошел успешно необходимо выработать у слушателей последовательность работы над текстом.

Говоря о самостоятельном чтении учащихся, обычно имеют в виду

домашнее курсорное чтение, или, как его иногда называют, дополнительное чтение. 

  •  Важна дозировка объёма. На первых этапах приветствуются адаптированные тексты небольшого объема (сказки – авторские и народные, притчи, новеллы), на более высоких уровнях желательно брать произведения в продолжении.
  1. Студент благодаря адаптированным текстам не только изучает русский язык, но и знакомится с русской культурой, так как для иностранца русская культура во многом начинается с литературы. И грамотная адаптация  – залог успеха.
  2. Трудности понимания коротких рассказов одноразового задания значительно выше, чем произведений в продолжениях. Поэтому можно разбить произведение на фрагменты. При чтении серии отрывков одного произведения непонимание отдельных моментов текстового фрагмента может компенсироваться на уроках во время обсуждения прочитанного, что облегчает в свою очередь прочтение следующего отрывка.
  • Следует также использовать доступность ресурсов в электронном виде. Нельзя исключать и дистанционные методы обучения.
  • Событийность и фабульность. В основе  построения художественного текста всегда какая-то сюжетная композиция. Читатель ждёт разрешения конфликта.
  • Возраст, интересы, уровень (языковые возможности)студента.

Очень хорошо подходят для домашнего чтения произведения детской литературы, потому что их отличительной особенностью являются юмор, динамика, диалогичность. Попробуйте со студентам начать с рассказов В. Драгунского, Н. Носова,   Г.Остера. 

  • Ведущим принципом отбора художественных произведений при таком подходе является их общеизвестность в среде носителей языка.
    И здесь от классики до современной литературы выбор большой. И если на уровне А1-2 можно ориентировать на адаптированные произведения небольшого объема, но на уровне В1-2 возможно подключение неадаптированных произведений.

Иностранным читателям интересно узнать о жизни в современной России, им ближе проблемы современников и российских сверстников. Но и отказываться от классики тоже не стоит. Просто стоит помнить, что Читатель понимает текст в том случае, если ему понятна ситуация, о которой идет речь в тексте.
Попробуйте дать студентам рассказы Дины Рубиной, Л. Улицкой, М. Метлицкой, С.Альтова. Плавно переходя на чтение А. Пушкина, Тургенева, Стругацких и Акунина. 

  • Главная цель чтения –  литературно-страноведческая. Повышение культурно-образовательного уровня.

Предтекстовый уровень работы с текстом (или экстралингвистический) чаще всего выносится на занятие.
  • чтобы вызвать у учащихся интерес к тексту рекомендуем, например, сказать, что изучаемый текст знаком всем русским, или это любимый автор (любимое произведение) преподавателя,
  • целесообразно написать на доске имя и фамилию поэта или писателя, а также название произведения.
  • можно немного рассказать об авторе текста, возможно, сообщить какую-либо интересную информацию о нем.

О самом произведении лучше не рассказывать, чтобы сохранить интригу и ненароком не раскрыть тайну текста.

  • Обратите внимание учащихся на название произведения (пусть попробуют придумать ассоциации, спрогнозировать сюжет и тему, подберут синонимы).

 

Таким образом, в курсе обучения РКИ  домашнее чтение целесообразно проводить на произведениях художественной литературы страны изучаемого языка.

Каждый человек обладает умениями чтения и адекватного понимания текста, нужно только активизировать эти умения и направить деятельность читателя в нужном направлении.

Статьи по теме

  • Формируем смысловое учение у учащихся начальной школы: работаем с текстом на уроке
  • Сказка “Снегурочка” на занятиях русского языка как неродного
  • Как адаптировать тексты для студентов, изучающих русский язык как иностранный
  • Как читать художественные тексты со студентами в контексте коммуникативного метода обучения РКИ
  • Пример использования русских народных сказок на уроках РКИ
  • Применение кинофрагментов сказок на занятиях РКИ у иностранных филологов
Posted Under

Для учителей и преподавателей Русского Языка как Иностранного (РКИ, билингвизм)

Элементы художественного рассказа и структура текста


Изучение элементов художественного рассказа и структуры художественного произведения – важный способ углубить понимание прочитанного вашим ребенком, поскольку это помогает ему понять, что важно. Это также помогает им писать свои собственные вымышленные истории.

Некоторые элементы художественной истории включают*:

  • Персонажи: главные герои и второстепенные персонажи
  • Сеттинг: когда и где происходила история
  • Проблема или конфликт: обычно вводится на ранней стадии; может быть внешним или внутренним
  • Сюжет или структура текста: взлет и падение действия
  • Решение или разрешение: как решается проблема или конфликт
  • Точка зрения: от 1-го лица (главный герой рассказывает историю; использование «я» и «меня») или от 3-го лица (рассказчик рассказывает историю; использование «он/она», «его/ее»)
  • Тема: больше, чем тема рассказа, «послание», которое автор пытается передать, используя рассказ

*Не все художественные произведения включают все эти элементы. Иногда сюжет организован и упакован не так аккуратно. Когда я сталкиваюсь с такими текстами, много раз я прошу детей рассказать, что произошло первым, следующим и последним; тогда скажи мне, какова основная идея рассказа. Чтобы описать основную идею, я использовал следующие фразы: «О чем эта история?» или «Если бы вы могли рассказать мне, о чем эта история, в 2-3 предложениях, что бы вы сказали?» Для более глубокого изучения этих элементов истории нажмите здесь.

Структура художественного текста

Вот несколько БЕСПЛАТНЫХ графических органайзеров, которые помогут юным читателям найти важную информацию в художественном произведении. Знание того, какая структура будет у текста, поможет читателям систематизировать и обобщить важную информацию.

Мне нравится то, что Эмили Кисснер говорит в своей книге Подведение итогов, перефразирование и пересказ,  о картах-историях и графических органайзерах. Они помогают «подсказать учащимся ожидаемые элементы рассказа» перед чтением, «помогают учащимся следить за своим пониманием и отслеживать действия в рассказе» во время чтения, а после прочтения графические организаторы «требуют от учащихся осмысления прочитанного и устанавливать связи между элементами истории». (стр. 95)

Таблица структуры художественного текста – поработайте над структурой сюжета и 6 типами задач в историях с помощью этой простой и бесплатной таблицы! Отличный способ представить эти элементы сюжета — сначала идентифицировать их в фильме.

 

Карты-истории для художественной литературы . (Я рекомендую для детского сада/1-го класса). Читатели могут рисовать или писать в отведенных местах, чтобы помочь им систематизировать важную информацию.

  • Первая страница Story Maps предназначена для историй, которые не обязательно имеют организованную сюжетную линию. После того, как ребенок запишет свои ответы в таблицу, предложите ему использовать эту информацию, чтобы рассказать основную идею истории.
  • Вторая страница предназначена для историй с более организованной сюжетной линией (с четко определенной проблемой/решением). Читатель может использовать эту информацию, чтобы пересказать сюжетную линию текста.

Ниже приведены еще две обновленные карты художественных историй, созданные для истории, в которой больше сюжета (введение, проблема, решение) или ЗДЕСЬ, чтобы БЕСПЛАТНО загрузить из моего сообщения Graphic Organizer}

 

Чтобы получить пошаговые инструкции по обучению структуре художественного текста, особенно для ребенка, который изо всех сил пытается понять это, нажмите на картинку выше или ЗДЕСЬ.

 

~Бекки

Таблица структуры художественного текста — This Reading Mama

Работа над структурой художественного текста — отличный способ развить навыки понимания и письма. Эта БЕСПЛАТНАЯ диаграмма структуры художественного текста является идеальным наглядным пособием при обучении структуре художественного текста!

Найдите еще больше бесплатных ресурсов для структуры художественного текста.

*Этот пост содержит партнерские ссылки.
** Ссылку для бесплатной печати можно найти в КОНЦЕ этого поста. Просто нажмите на бирюзовую кнопку загрузки.

Таблица структуры художественного текста

Хотя не все художественные тексты следуют этой структуре текста проблемы/решения, многие художественные тексты {и даже фильмы} следуют ей. От книжек с картинками до книг с главами мы часто видим взлеты и падения в действии.

Важно, чтобы учащиеся понимали эту структуру, чтобы понимать, пересказывать и обобщать историю. Понимание того, как работает эта структура сюжета, также является БОЛЬШИМ бонусом при обучении учащихся НАПИСАТЬ свои собственные истории.

В этой бесплатной диаграмме структуры художественного текста вверху есть изображение американских горок, чтобы напомнить учащимся о взлетах и ​​падениях действия.

 

6 видов задач в художественных текстах

Внизу есть таблица с 6 детьми задач в художественных текстах, причем шестая для меня совершенно новая. Я перечисляю их здесь с несколькими примерами книг для каждой, хотя некоторые книги могут включать в себя более одной.

1. Персонаж против персонажа — Между двумя персонажами истории возникает проблема. Другой персонаж (антагонист) пытается помешать главному герою (протагонисту) достичь своей цели.

Примеры книг: Кэпки для продажи от Esphyr Slobodkina,

Purple Plastic Swild , Fudge Books от Judy Blume, A Weendl 2. Персонаж против общества — Главный герой (главный герой) борется против несправедливых законов или других традиций общества, которые противоречат его/ее чувству справедливости или этике.

Несколько примеров из книг: История Руби Бриджес Роберта Коулза, Amazing Grace Мэри Хоффман и Оливер Баттон — Сисси Томи деПаола Персонаж

9004 Селф. — У главного героя есть внутренняя борьба с личным недостатком характера, желанием или верой.

Несколько книжных примеров: Вражеский пирог Дерека Мансона, Ира спит более Бернарда Вабера, A Bad Case of Stripes Дэвид Шеннон, Ждать нелегко Мо Виллемс, Находка Ямайки Хуанита Хэвилл, Паутина Шарлотты Э. Б. Белый.

 

4. Персонаж против природы — Проблема между главным героем и природой, в основном в виде суровой погоды или животных.

Несколько примеров книг: Топор Гэри Полсена {рекомендую для 4 класса и старше}, Дракон моего отца Рут Стайлз Ганнетт, Маленький домик в большом лесу Лаура Ингаллс Уайлдер, Я выжила Series… Лорен Таршис

 

что-то или кто-то со сверхъестественными характеристиками, например персонажи, обладающие магической силой.

Несколько книжных примеров: Поскольку мы сейчас читаем это, я сразу вспоминаю Лев, колдунья и платяной шкаф К. С. Льюиса, Чудесный волшебник из страны Оз Л. Фрэнка Баума или любая греческая мифология

 

машина вызывает проблемы, и главному герою приходится преодолевать ее, часто разрушая ее.

Это очень новый тип задач, и у меня не так много текстов, которые подходят для нее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *