Телесно ориентированная терапия это: Телесно-ориентированная психотерапия – что это и как работает?

Содержание

Как телесно-ориентированная терапия помогает избавиться от стресса и других проблем

23 ноября 2022 Ликбез Жизнь

Мышцы скрывают вашу «замороженную историю».

Ия Зорина

Автор Лайфхакера, атлет, КМС

Что такое телесно‑ориентированная терапия

Телесно‑ориентированная терапия — это общее название для различных направлений психотерапии, в которых основным объектом исследования и воздействия является тело человека.

Главный принцип телесной терапии состоит в том, что не существует строгой границы между физическим и ментальным уровнями. А потому через манипуляции с телом можно воздействовать на эмоции и мысли человека, высвобождать психологические зажимы и прорабатывать негативный опыт.

Лилия Замалтдинова

Специалист по телесно-ориентированной психотерапии

Непрожитые, подавленные эмоции, чувства, реакции на что‑либо остаются в «памяти» нашего тела. И работа с ним — это самый короткий путь к бессознательному, где и «хранятся» все наши вытесненные переживания.

Основателем телесно‑ориентированной терапии считается австрийский психолог Вильгельм Райх. Он выдвинул теорию о том, что в процессе взросления человек создаёт «броню» из напряжённых мышц и соединительной ткани — «замороженную историю» своей адаптации к миру.

Райх считал, что подавление естественных желаний, закреплённое в теле, вызывает невротические нарушения, мешает человеку быть счастливым, продуктивно трудиться и любить. Обратив внимание на тело и разбив существующие в нём зажимы, можно высвободить подавленные эмоции и справиться с психологическими травмами.

Современные направления телесно‑ориентированной терапии используют множество методов, включая осознание телесных переживаний и их обсуждение с терапевтом, прикосновения, массаж, дыхание, методики расслабления, различные движения и танцы.

Какие бывают направления телесно‑ориентированной терапии

Существует много направлений телесно‑ориентированной терапии. В одной научной работе предложили условно разделить их на три категории.

Терапия концентрации

Это методы, основанные на осознании телесных процессов и их связи с разумом. Человек учится отслеживать напряжение и другие ощущения в теле в ответ на какие‑либо мысли и эмоции, знакомится с техниками для расслабления и избавления от зажимов.

К ним можно отнести прогрессивное мышечное расслабление — умение самостоятельно снимать напряжение, попеременно напрягая и расслабляя мышцы всего тела.

Ещё один метод — функциональное расслабление. Это осознанное «сканирование» своего тела и уделение особого внимания дыханию.

Также к этому направлению относится популярная сенсомоторная терапия Пэт Огден, которая включает концентрацию на своих телесных реакциях и их связи с эмоциями и прошлым опытом.

Неорайхианство

Помимо самой концепции связи тела и разума, Райх также предложил идею о жизненной энергии либидо и назвал последнюю «оргон». Он считал, что это реально существующая сила, которая свободно движется по телу, а в случае блокировки может вызывать проблемы со здоровьем.

В современной терапии также существуют похожие направления. Например, биодинамика — метод Герды Бойсен, основанный на том, что в человеческом теле движется жизненная сила либидо. А её блокировка может приводить к физическим и психическим проблемам.

В биодинамике терапевт применяет массаж, вегетотерапию — учит клиента исследовать телесные ощущения и импульсы, чтобы вывести на поверхность бессознательный материал. А также органическую психотерапию — разговор о том, что происходит с телом, почему это возникло и как это исправить.

Танцевально‑двигательная терапия (ТДТ)

Это использование движения и танцевальных практик для психотерапевтических целей.

В отличие от обычных занятий, где люди разучивают связки и комбинации и повторяют их под музыку, на терапевтических сессиях клиенты учатся двигаться свободно, импровизировать и выражать свои эмоции с помощью движения.

Валерия Чечельницкая

Психолог

Одна из эффективных практик танцевальной терапии — интуитивный танец. Для начала терапевт вместе с клиентом подбирают музыку, которая помогает создать подходящее настроение. Затем человек даёт возможность эмоциям проявиться через тело. Он работает в своём ритме так, как ему хочется: может двигать только определёнными частями тела или вовлекаться в танец полностью. После практики идёт обсуждение: клиент описывает свой опыт, а терапевт рассказывает, что заметил он, и предлагает обсудить это.

С помощью движения, импровизации и различных упражнений люди учатся высвобождать свои подавленные эмоции и переживания, а также лучше понимать партнёров.

В отличие от других видов телесно‑ориентированной терапии танцевальная часто проводится в группах, может включать контактную импровизацию — невербальное общение двух и более людей через движение.

Когда стоит применять телесно‑ориентированную терапию, а когда — нет

Как и другие направления психотерапии, методы работы с телом применяют при широком круге расстройств и проблем. Вот основные из них:

  • депрессия;
  • тревожность;
  • психосоматические расстройства;
  • социальная тревожность;
  • пищевые расстройства;
  • посттравматический стрессовый синдром;
  • стресс и напряжение;
  • проблемы в отношениях;
  • сложности в сексуальной сфере;
  • головная боль и боли в спине;
  • страхи, фобии, бессонница;
  • синдром хронической усталости;
  • неуверенность в себе, неприятие своего тела, проблемы с лишним весом;
  • зависимости и созависимости;
  • сложности с общением, низкая самооценка;
  • отсутствие самоопределённости, чувство потерянности в жизни;
  • сложности в осознании физических или психических границ — своих и другого человека;
  • отсутствие контакта с собой и своими истинными желаниями.

Однако есть также некоторые расстройства и состояния, для которых не подойдёт работа с телом.

Лилия Замалтдинова

Телесно‑ориентированная терапия противопоказана людям с психическими заболеваниями, такими как шизофрения, биполярное расстройство, пограничные расстройства личности. Занятия нельзя проводить с людьми в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения. Также противопоказанием является любое обострение хронических заболеваний, наличие физических травм, состояние острого невроза, требующие медицинского вмешательства.

Какие методы используются в телесно‑ориентированной терапии

Конкретная работа на сеансе зависит от того, как будет проходить терапия — структурно или процессуально.

В первом варианте у терапевта есть чёткая задача: например, снять напряжение в теле, помочь с головной болью, возникшей из‑за него, освободить от мышечных зажимов. В таком случае сеанс будет проходить по строго заданной системе. Например, терапевт обучит клиента техникам расслабления, сделает массаж или попросит выполнить определённые движения.

Процессуальный подход включает больше работы с психикой. В таком варианте терапии клиент и терапевт будут вместе исследовать причины проблем: воспитывать осознанность, выявлять подавленные эмоции и проживать их, менять устоявшуюся жизненную стратегию.

Лилия Замалтдинова

В процессе консультации тело раскрывает нам много интересного о самом человеке. И самое важное — человек осознаёт, какие процессы происходят с ним, к чему они приводят. В момент, когда что‑то из бессознательного переходит в сознательное, у него появляется выбор: продолжать жить так же или научиться иначе.

Конкретная работа зависит от того, что хочет клиент. Она может включать:

  • Разговоры с терапевтом, обсуждение целей терапии и истории клиента, рассказ о чувствах и ощущениях в теле.
  • Массаж и давление на мышцы. Это могут быть жёсткие техники для расслабления или мягкие касания, призванные увеличить внимание клиента к своим ощущениям.
  • Дыхательные практики и обучение навыкам расслабления мышц.
  • Физические действия или упражнения. Например, терапевт может попросить клиента подвигать бёдрами или плечами, удерживать определённое положение.
  • Использование гимнастического мяча, коврика, мячиков и роликов для самомассажа и проработки точек, в которых скапливается напряжение.
  • Медитативные техники и упражнения с включением воображения. Например, терапевт может предложить клиенту представить, что его тело тает и растекается по полу. Эта техника хорошо помогает расслабиться.

Телесно‑ориентированные практики также хорошо подходят для семейной терапии.

Валерия Чечельницкая

Телесная терапия замечательно подходит для решения семейных проблем. Например, люди могут научиться «зеркалить» партнёров — поменяться ролями и показать, как они видят друг друга. Плюс подхода в том, что это не обижает человека, не вызывает конфликта. Через гротеск ему можно показать всё максимально мягко и получить большой материал для размышлений.

Как попробовать телесно‑ориентированную терапию

Поищите, какие методы телесно‑ориентированной терапии предлагают в вашем городе. Запишитесь на занятие и уточните, в каком формате оно будет проходить.

Одни методы, например танцевально‑двигательная терапия, требуют наличия удобной одежды. Другие напоминают визит к обычному психологу, включают больше разговоров и меньше движений или воздействия на тело.

Также вы можете самостоятельно попробовать некоторые простые техники. Ниже мы приведём три варианта упражнений, которые можно выполнять дома.

Упражнение «Камертон»

Лилия Замалтдинова рассказывает, что эта техника помогает расслабиться после тяжёлого дня и быстро уснуть.

  1. Уйдите в тихое место, где никто вас не потревожит.
  2. Снимите обувь и встаньте на пол, ощущая опору под стопами. Представьте, что вы примагнитились к поверхности.
  3. Положите ладони на живот, чуть ниже пупка. Сделайте пару глубоких вдохов и выдохов.
  4. Начинайте раскачиваться, не отрывая стопы от пола. Максимально до упора наклоняйтесь вперёд и отклоняйтесь назад. При этом удерживайте тело ровным, как струна.
  5. Выполняйте движения в одном ритме, постепенно сокращая амплитуду наклона. Когда она уменьшится, темп может чуть ускориться. Со стороны это будет напоминать работу камертона.
  6. Когда вы перестанете раскачиваться, закройте глаза и направьте внимание на тело. Почувствуйте, какие ощущения в нём возникают, где есть напряжение, где чувствуется комфорт и расслабление. Можете повторить упражнение несколько раз.

Прогрессивное расслабление

Это упражнение поможет хорошо расслабить все мышечные группы, снизить уровень беспокойства и стресса, улучшить сон и облегчить головную боль, если она вызвана напряжением.

  1. Лягте на кровать на спину.
  2. Направьте всё своё внимание на стопы. Напрягите их, далее мысленно поднимитесь выше — к голеням. Напрягите икроножные мышцы, при этом не расслабляя стопы.
  3. Таким образом поднимитесь до самой макушки, по очереди напрягая бёдра, ягодицы, живот, спину, грудь, руки, шею, лицо, голову.
  4. Удерживайте напряжение максимально возможное время и с выдохом разом расслабьте всё тело.

При желании можете повторить это упражнение несколько раз. Если, несмотря на это, у вас никак не получается расслабить какие‑то определённые участки тела, например плечи или лоб, можете отдельно поработать с ними.

Высвобождение напряжения

Валерия Чечельницкая предлагает использовать эту практику в моменты сильного напряжения:

  1. Сделайте глубокий вдох и обратите внимание на тело. Почувствуйте, в каком месте создалось напряжение и как именно оно ощущается. Например, давление в груди, пульсация в висках, напряжение между бровями.
  2. Вытяните руки на уровне того места, где скопилось напряжение, и на вдохе попробуйте повторить то, что ощущается внутри. Например, если это постоянное давление, сожмите пальцы рук; если пульсация — повторите её.
  3. На выдохе расслабьте руки и посмотрите, как изменились ощущения. Можете выполнять это упражнение столько, сколько понадобится, чтобы напряжение ушло.

Приведённые техники помогут вам расслабить тело, а вместе с этим упорядочить мысли и успокоиться.

Читайте также 🧐

  • EMDR-терапия: как пережить травму с помощью движений глаз и рук
  • 8 способов облегчить чувство одиночества, которыми пользуются психотерапевты
  • Что такое когнитивно-поведенческая терапия и как быстро она помогает
  • Можно ли «вылечить» сказкой: как работает сказкотерапия для детей и взрослых
  • Как схема-терапия помогает справиться с детскими травмами и наладить жизнь

Телесно-ориентированная психотерапия – метод исцеления души

Skip to content Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) — это действительно ТОП!
  • View Larger Image

«Мудрые люди прочитают твою прошедшую жизнь по твоему внешнему виду, походке, поведению.  Свойство природы-самовыражение. Даже самая маленькая часть тела что-нибудь показывает» Ральф Вальдо Эмерсон.

Невозможно отделить психическое здоровье от физического, ибо настоящее здоровье объединяет оба эти аспекта.

Любой психиатр знает, что определение психического здоровья начинается с оценки внешнего вида пациента: уровень жизненной энергии проявляется в быстроте взгляда, цвете и температуре кожи, спонтанности мимики, живости тела, в грациозности движений, в модуляциях голоса, глубине дыхания. Невозможно лечить психические заболевания без учёта состояния тела, как невозможно лечить соматические заболевания в отрыве от душевного состояния пациента.

Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) – это метод исцеления души через работу с телом. В основе лежит представление о том, что тело в течение жизни помнит все страдания, боль, которые запечатлеваются в виде мышечных зажимов, препятствующих свободному течению энергии в организме. В раннем детстве проявляются, а затем закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния, страха, а также способы получения безопасности, любви окружающих.
Таким образом формируется структура характера (представления, чаще искаженные, о себе, других, мире, ригидные схемы взаимодействия, проявления чувств, стратегии совладания), так называемый «панцирь характера». Т.о. физический облик символически отражает психику.

Телесно-ориентированные психотерапевты считают, что источником неврозов, депрессий является подавление чувств, и терапия строится на познавании «структуры характера» и «оживлении» замороженных в теле чувств и эмоций. В следствии этого идёт освобождение больших запасов энергии, которые тратились на удерживание, «заморозку» чувств, удержание мышечных блоков. Освобожденная энергия может быть направлена на саморазвитие, успешность, самоактуализацию. Иными словами, целью ТОП является разблокирование ограничений развития личности.

В основе ТОП лежит контакт психотерапевта с телом пациента. Это прикосновение, давление на напряженные мышцы, работа с дыханием и специальные позы. Работа через тело, минуя сознание, позволяет обходить мощнейшие невротические защиты, которые могут стать непреодолимым препятствием для вербальных методов психотерапии, входить в глубины бессознательного, имеющего прямой выход на соматику. В ТОП изучены механизмы воздействия стрессов и травм на тело и душу человека, и разработаны способы их исцеления.

Т.о., ТОП является не только методом выбора в психотерапии психосоматических заболеваний, это мощный инструмент интеграции личности, позволяющий связать воедино чувства, разум, телесные ощущения, восстановить утраченные и простроить отсутствующие связи между ними, создать доверительный контакт человека со своим телом, чтобы вновь начать получать удовольствие от жизни!

Телесно-ориентированный психотерапевт нашего кабинета Калугин Александр Николаевич так характеризует ТОП: «Это быстро, глубоко, нестандартно. Это что-то настоящее, человеческое, естественное. Трогательное во всех смыслах».

Streltsova2021-12-28T21:44:19+04:00

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЁМ

  ЧАСЫ РАБОТЫ

ЕЖЕДНЕВНО8:00 — 20:00

  НАШ АДРЕС

ВОЛГОГРАД, ул.НЕВСКАЯ 14/4

  КОНТАКТЫ

  alla. [email protected]

  +7(927)522-29-46

Запись на прием по телефону производится с 9.00 до 18.00 ежедневно, кроме субботы, воскресенья.

  НАЙДИТЕ НАС НА КАРТЕ
ЛИЦЕНЗИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Go to Top

Учитесь у основателя Mindful Awareness в телесно-ориентированной терапии (MABT)

Mindency

MABT

Mindful Infaceness В терапии, ориентированной на тело

Cynthia Price

Профессиональная тренировка

Joshua Tree Retreat Center

Retreats

Взаимодействие-пособия. Чаще всего на занятиях и практике осознанности люди занимаются интероцептивным осознаванием, обращая внимание на ощущение своего дыхания или проводя сканирование тела. Научиться осознавать, как человек чувствует себя внутри, имеет решающее значение для получения доступа к эмоциям, связи между эмоциями и физическими ощущениями и обретения общего воплощенного чувства себя.

Точно так же, научившись интегрировать осознанное внимание к телесному опыту в повседневную жизнь, вы сможете улучшить саморегуляцию и заботу о себе.

Однако осознанное внимание к телу дается не всем легко. Это, как правило, особенно верно для людей, которые незнакомы с практикой, для тех, у кого высокий уровень стресса, и для тех, кто может избегать осознания своих внутренних телесных ощущений из-за физической или эмоциональной боли, например, для тех, у кого в анамнезе были физические и /или сексуальная травма. Некоторым необходима индивидуальная помощь в безопасных терапевтических отношениях для развития интероцептивной осознанности, а также способности к постоянному вниманию к внутреннему опыту. Внимательное осознавание в телесно-ориентированной терапии (MABT) было разработано для явного обучения фундаментальным навыкам интероцептивного осознания и развития способности к постоянному вниманию к интероцептивному опыту. Подход MABT вырос из клинической работы Синтии Прайс с людьми, которые искали эмоциональное осознание и исцеление, но были оторваны от своего тела.

Результаты исследований последних лет подчеркивают, насколько полезным может быть подход MABT для уменьшения психических и физических расстройств здоровья и улучшения регуляции эмоций. Как написал один участник исследования об изучении этого подхода: « Много лет я пытался медитировать, но так и не смог сосредоточиться. С помощью MABT я смог замедлить свой ум, а затем проследить за тем, что она (терапевт) говорила, концентрируясь на части тела и на том, что я чувствовал, а затем говорил об этом. В конце концов, я научился делать это сам. Вот почему я думал, что этот подход был удивительным, потому что он научил меня медитировать. Теперь я медитирую каждую ночь. Разница в том, что кто-то сначала научит меня этому». 

Присоединяйтесь к Синтии Прайс и ее коллегам на профессиональном тренинге

«Внимательное осознание в телесно-ориентированной терапии» (MABT), который пройдет с 28 апреля по 7 мая 2018 года в ретритном центре Джошуа-Три, Джошуа-Три, Калифорния . Внимательное осознавание в телесно-ориентированной терапии (MABT) — это эмпирически подтвержденное 8-недельное вмешательство, которое сочетает в себе мануальные, психообразовательные и осознанные подходы для обучения интероцептивному осознанию и связанным с ним практикам самообслуживания и регуляции. Чтобы узнать больше, послушайте подкаст Liberated Body, в котором Синтия описывает подход MABT: https://podtail.com/podcast/liberated-body-podcast/ep-60-how-mindful-body-awareness-heals-with- синти/

Ссылки:

  • Прайс, К. и Смит-ДиХулио, К. (2016). Интероцептивная осведомленность важна для предотвращения рецидивов: восприятие женщин, получивших осознанное телесное осознание при лечении расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ.
    Journal of Addictions Nursing
    , 27 (1): 32-8. PMC4784109.
  • Прайс, К., Уэллс, Э., Донован, Д., Рю, Т. (2012). Внимательное осознание в телесно-ориентированной терапии как дополнение к лечению расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ у женщин: экспериментальное технико-экономическое обоснование. Journal of Substance Abuse Treatment , 43: 94-107.
  • Прайс, К., Тайби, Д., Смит Ди-Хулио, К., Восс, Дж. (2013). Развитие навыков сострадательного самообслуживания у людей, живущих с ВИЧ: пилотное исследование по изучению осознанного осознания в телесно-ориентированной терапии, осуществимости и приемлемости. Международный журнал терапевтического массажа и работы с телом , 6(2): 1-11.
  • Прайс, К., Макбрайд, Б., Хайерле, Л., Кивлахан, Д.
    .
    (2007 г.).    Телесно-ориентированная психотерапия для женщин-ветеранов с посттравматическим стрессовым расстройством, принимающих рецептурные анальгетики при хронической боли: технико-экономическое обоснование. Альтернативные методы лечения в области здравоохранения и медицины, 13(6):32-43.
  • Прайс С. (2005 г.). Телесно-ориентированная терапия при восстановлении после сексуального насилия в детстве: исследование эффективности. Альтернативные методы лечения в области здравоохранения и медицины,  11, (5): 46–57.

Об авторе

Синтия Прайс, доктор философии MA LMT — доцент-исследователь Вашингтонского университета в Сиэтле. Она изучает внимательное осознание в телесно-ориентированной терапии (MABT) — подход, который она разработала для облегчения телесного/интероцептивного осознания и связанных с ним навыков самообслуживания и регулирования эмоций. У нее есть клинический и исследовательский опыт работы с людьми, которые потеряли связь со своим телом из-за травмы, химической зависимости, хронической боли или других жизненных стрессов. Директор некоммерческого Центра осознанного осознания тела, она участвует в обучении клиницистов подходу MABT и реализации программ, особенно для малообеспеченных групп населения, чтобы помочь сделать соматическое осознание более доступным для большего числа людей.

От телесно-ориентированной психотерапии к методу Фельденкрайза — Зои Берч

Иван Джоли
(психотерапевт и тренер по методу Фельденкрайза® в Монреале, Квебек)

О телесно-ориентированной терапии множество подходов (например, гештальт, биоэнергетика, психомоторика и многие другие), в которых эмоциональное содержание телесных переживаний выявлялось, усиливалось, разыгрывалось, анализировалось и «лечилось».

Воплощение «психологического Я» было пережито и открыто. Действительно, как теперь очевидно для многих из нас, весь наш жизненный опыт отражается в наших тональных и двигательных привычках.

Как и растения, мы растем в зависимости от источников света и питания. Мы искажаем себя, приспосабливаясь к требованиям жизни, ищем любви, боремся с болезнями, выздоравливаем от несчастных случаев и т. д. Мы разрешаем или не разрешаем наши конфликты и напряженность с окружающей средой и с нашими «близкими людьми».

То, как мы разрешаем или не разрешаем свои жизненные ситуации, определяет наше отношение, наши позы, наш характер. На самом деле наше «я» — результат всех этих переживаний: мы — это то, что мы испытали. Дыхание, например, центральным образом связано с нашими моделями чувств и жизни. Он участвует во всем, что мы делаем. Мы учимся дышать так, как мы это делаем, отчасти благодаря подражанию значимым другим.

Мы также формируем нашу дыхательную организацию, как постуральную, так и функциональную, посредством событий нашей жизни. Таким образом, мы расширяем репертуар вариантов дыхания среди бесчисленного разнообразия возможностей. С первых простых моделей дыхания младенчества мы находим сенсорные, эмоциональные, концептуальные и социально приемлемые варианты выбора и избегаем ограниченных, неиспользованных или еще неизвестных вариантов.

Петля психолога

Теперь, чтобы продолжить наш пример с дыханием, некоторые телесно-ориентированные терапевты или психотерапевты, работающие «с телом», могут побуждать клиента или пациента прямо и добровольно дышать больше или иначе, чем обычно. . Это можно сделать с помощью различных методов, в том числе ручной работы. Увеличивая громкость или интенсивность, изменяя ритм или диапазон, клиент обнаруживает себя вне своего привычного паттерна. Частым эффектом является возникновение ощущений, выражение эмоций, создание образов и создание катарсических переживаний.

Воспоминания могут быть возвращены в сознание, а травмирующие события могут быть заново пережиты здесь и сейчас. Проблемы в отношениях могут возобновиться. Под заголовком «перенос» клиент может воспроизвести свой внутренний опыт с родителями, друзьями или супругом. Терапевт или какой-либо другой человек в терапевтическом контексте может затем служить проекционным экраном для ранее испытанных паттернов отношений. Это переживание прошлого опыта часто связано с беспокойством, болью и сопротивлением со стороны клиента.

Это вполне понятно, поскольку человек оказывается в непосредственной близости от чувств, поведения и воспоминаний, которые он или она часто очень старательно пытался подавить или избежать. По мере появления материала внутренней жизни клиента можно применять терапевтический процесс.

Для некоторых подходов простое появление бессознательного материала в сознании и его выброс или выражение терапевту или группе имеют терапевтическую ценность. Для других существенны интерпретация, символизация, вербальное или двигательное выражение или жизнь-с-новыми-результатами.

Теперь, что происходит в вашем опыте Фельденкрайза ? Когда вы лежите на полу или на столе во время урока, что происходит с вашим дыханием и с вашим внутренним жизненным процессом? Не участвует? Конечно, не так, как описано здесь, или, возможно, так! И если такие «психологические» события не происходят с такой интенсивностью, то в чем «психологическая» ценность уроков Фельденкрайза? И если они случаются, что можно с этим поделать, если что?

От телесно-ориентированной терапии к методу Фельденкрайза:


Культурный шок

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕЛЕСО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ терапии и психотерапии Я фактически испытал культурный шок при первом контакте с методом Фельденкрайза. Мои первые уроки банкомата были настоящим испытанием для того, чтобы чувствовать себя комфортно с самим собой. Я боролся с головными болями, беспокойством и волнами эмоций. Очевидно, я не мог интегрировать этот опыт со своим прошлым: когда же будет время, чтобы выразить себя, поговорить, пережить заново, понять? Я не мог с комфортом оставаться в этом царстве легкого движения.

Один из моих первых уроков Функциональная интеграция® был с опытным израильским учителем, которого обучал Моше. Помню, этот опыт у меня сразу же ассоциировался с материнской заботой, которая, кстати, не оставила меня эмоционально нейтральной! «Поделившись» с учителем впоследствии, я понял, что она была очень удивлена, что я переживу и даже расскажу о таком интимном событии. Меня самого еще больше удивило, что опытному учителю, работающему «с телом», не знакомы такие последствия: культурный шок в прямом и широком смысле.

Излишне говорить, что когда начался первый год обучения в Амхерсте, я был совершенно не готов к двум месяцам невербального, невыразительного катания по полу с более чем двумя сотнями других анонимных, явно не чувствующих, часто зомбированных — как стажеры. Я не мог вынести или понять, что Моше вел этот первый год обучения, даже не осознавая связи движения тела с внутренним жизненным процессом и не признавая «целостного» осознания человека.

Семь из первых девяти недель я провел в размышлениях о том, как я переживу это испытание и останусь ли я вообще, чтобы увидеть конец. Неужели этот человек действительно не знал обо всем этом внутреннем опыте, который вызвали в нас его последовательности движений — или, по крайней мере, во мне и некоторых мне подобных?

Моше редко оказывал личную поддержку и не спрашивал о нашем процессе. Меня особенно возмущало то, что нас было около двухсот двадцати человек и что мы не получали личного внимания, признания или личной заботы. На самом деле Моше создал идеальную обстановку, чтобы все, что касается внутренней личной жизни, оставалось на заднем плане, в бессознательном, в недосказанном. (Как оказалось, такая обстановка также может быть лучшей для того, чтобы люди научились заботиться о себе самостоятельно. )

После семи недель этого цирка Марсия Жермен Хатчинсон (еще один психолог «под влиянием») и я мужественно написали Моше очень прямой вопрос:

Дорогой Моше:

Почему вы ничего не говорите о том, что провоцируется в нас самих по движению! Что нам делать со всеми этими явлениями; свободно плавающая тревога, внеконтекстные эмоции, замешательство, повторное появление предположительно похороненных старых моделей поведения, таких как навязчивые мысли, тяга к еде и т. д.; также необычное восприятие себя, мира и, наконец, различные телесные симптомы: тошнота, головные боли, нарушение сна, прыщи, и это лишь некоторые из них.

Был полдень пятницы. Выходные прошли медленно. Марсия и я были очень обеспокоены. Мы знали, что на нас нападут в обычном стиле Моше. В понедельник днем, наконец, Моше вынул вопрос из кармана своей вечной синей рубашки и начал ворчать: «Вопрос от экспертов, — сказал он, — психологов». В основном, опираясь на мою предвзятую память, он говорил примерно так:

Все эти дискомфорты в вашей внутренней жизни — проявления вашего бессилия и неуверенности. Научитесь обезопасить себя.

Либо Моше ничего не знал о психологии, либо он указывал на важный новый аспект.

От терапии к обучению

У МЕНЯ ПОТРЕБИЛСЯ Целый год, чтобы втереться в это сообщение. Сейчас, когда я пишу это, я прожил достаточно долго с этим вопросом и с указателем Моше, чтобы понять, что благодаря своему беспокойному обучению я обнаружил разницу между терапией и обучением. То, что некоторые из нас испытали в АТМ, было дискомфортом в наших внутренних жизненных процессах. Поэтому мы искали терапию с терапевтической точки зрения. Чем больше мы делали то, что делали, тем больше терапевтического материала попадало в нашу картину, и тем больше мы страдали от бессилия.

С другой стороны, Моше упомянул тот факт, что наше навязчивое поведение создавало дискомфорт. Мы столкнулись с собственным бессилием придать себе «лучшие» внутренние качества.

То, что мы испытали, было результатом наших собственных действий. Таким образом, наш дискомфорт со всеми нашими симптомами был спровоцирован, а отчасти результатом хорошей тренировки в решении проблем и ограничений.

Наши трудности были отражением нашего стремления действовать слишком быстро, слишком прямолинейно, не зная, как позаботиться о себе. Даже если мы старались изо всех сил, мы повторяли стратегию, которая просто усиливала наш дискомфорт и наш эмоциональный «заряд».

Отсутствовало то, что я позже назвал «функциональной интеграцией». Что нужно было узнать, так это то, как развить чувство возможностей и легкости. Короче говоря, нам и нашим профессиональным взглядам предстоит пройти долгий путь. В самом понятии терапии, как и в целительстве, есть отсылка к парадигме, идеальной платонической модели того, как все должно быть. Быть больным означает «уйти» от модели.

Большинство методов лечения и большинство медицинских моделей имеют дело с проблемами, диагнозами, прогнозами и планами лечения, чтобы все исправить, вернуться к идеальной модели. Итак, чтобы заниматься психотерапией, нужно найти психологическую проблему.

Для сравнения, обучение связано с развитием новых навыков, новых возможностей. Он уделяет меньше внимания переживанию, усилению, интерпретации и выражению чувств, связанных с ограничением. Стратегия обучения концентрируется на создании альтернативных способов получить то, что мы хотим.

Боль, повторяющиеся эмоции фрустрации, навязчивое поведение, неудачи в отношениях, психосоматические симптомы, и это лишь несколько примеров, являются обычными проявлениями того, что мы не получаем того, что хотим.

Первоначальная причина, контекст, в котором мы получаем нежелательный результат или не можем добиться желаемого результата, можно расширить и изучить. Для сравнения, подход к обучению создает ситуации, когда система может развивать необходимые навыки, чтобы двигаться к намеченному результату. Когда в нашем АТМ или ФИ мы продвигаемся в движении с общим чувством комфорта, глядя и ощущая ради удовольствия, легкости и гармонии, наша внутренняя жизнь не «беспокоит» нас. Мы чувствуем себя менее испуганными или обеспокоенными, менее бессильными. Наша внутренняя жизнь отражает нашу гармонию в делании, а не наши «проблемы» в бездействии. Мы можем справиться с тем, что переживаем, без принуждения делиться или необходимости в терапии. (На самом деле, некоторые терапевты, в основном психоаналитики, останавливают своих пациентов от проведения Фельденкрайзера именно по этой причине: проблемы, как правило, исчезают, тревога имеет тенденцию к уменьшению, проекции имеют тенденцию к повторному присвоению. Так куда же делся терапевтический материал?)

Понимание наших проблем и их происхождения, выражение наших переживаемых трудностей, их символизация — все это возможности, и, безусловно, лучшие, чем вести себя так, как будто наших ограничений нет.

Многие из подходов Движения человеческого потенциала 60-х годов и большинство терапевтических форм помогли нам установить связь со своим чувствующим я. Я не знаю ничего лучше, чем аналитический процесс, чтобы понять и интерпретировать наше нынешнее поведение из нашей прошлой истории.

Точно так же, как медицина и физиотерапия могут быть полезны для исцеления, психотерапия также может быть полезна для исцеления. Но научиться тому, как не запускать наше «проблемное поведение» и стать лучше в достижении того, чего мы хотим для себя, и обеспечить себе безопасность, — это еще одна возможность, и, возможно, наиболее актуальная, если наш интерес заключается в новом поведении. Такая перспектива обучения не устраняет взлетов и падений жизни (как кто-то сказал: «От жизни не спрячешься»), не исчезают и внутренние переживания, связанные с укрощением новизны и расшатыванием привычек9.0003

Но подход Фельденкрайза заключается в том, чтобы учиться с легкостью и изяществом через легкость и изящество (средство — это сообщение, педагогика — это обучение).

Это далеко не желание стать лучше, работая над своими ограничениями. Прямой подход к проблеме может быть необходим или полезен во многих ситуациях, и большинство дисциплин знают, как это сделать.

Но в методе Фельденкрайза это не наша специализация, не наша цель, и мы не обучены этому. Как я часто говорю своим ученикам: если отрубишь палец, не приходи сюда. Положите палец в лед и идите к микрохирургу. Но если вы заинтересованы в изучении новых способов действия, нового поведения, то Фельденкрайз может предложить кое-что действительно интересное: конкретный способ сделать именно это.

От психотерапии к органическому обучению

НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ НАЗАД ко мне в студию пришел старый акупунктурист, который, прочитав вывеску «Центр Фельденкрайза», решил, что придет. У меня было несколько минут между уроками, и мы начали болтать. «Фельденкрайз?» он спросил. «Разве это не тот человек, который написал La Conscience du Corps » ( Awareness Through Movement по-французски.)

«Да», — ответил я. «О, замечательно», сказал иглотерапевт. «Раньше я рекомендовал его книгу своим ученикам в качестве основного чтения. Этот человек примирил тело и разум». Я сидел там, очень впечатленный тем, что только прочитав книгу Моше, этот человек понял это так ясно. Но что понял специалист по акупунктуре, когда сказал, что Моше примирил тело и разум? Он понял, читая Моше, что человек – это всегда полноценный человек и что мы не можем разрезать его или ее на куски. Вы не просто поднимаете голову; вы сводите человека с ума. Все, что влияет на нас самих, влияет на нашу психику.

На самом деле нельзя заниматься «психотерапией» или «телесной» терапией. Или, возможно, нам следует сказать, что если терапия работает, то это потому, что она представляет собой полное изучение органического «я», а не просто «психотерапию» или «телесную» терапию.

Многие люди в наши дни думают, что они открыли, что психика влияет на тело, что «ум может исцелить». Еще одно открытие состоит в том, что «тело учит разум». Это еще одна интерпретация вклада Моше: эффект телесного ума. Но следующее открытие, «настоящее» открытие Фельденкрайза, заключается в том, что «разум — это тело, а тело — это разум». Прогресс одного есть прогресс другого. Таким образом, можно выбрать любую точку зрения человека. Тот, кто осознает себя полностью, не поверит, что занимается психотерапией, физкультурой, психосоматикой или обучением движению.

Некоторым людям, некоторым учителям или терапевтам, больше нравится та или иная сторона их личности. Но это полная личность, которая «органически» учится или исцеляется. Фактически, Моше Фельденкрайз был одним из первых, кто с такой ясностью выразил неразделимую целостность нас самих: Все мы, включая все части нашего «тела» и все аспекты нашего «ума», вовлечены во все, что мы чувствуем, чувствовать, думать и делать.

Ясность такого намерения со стороны учителя, практикующего врача или терапевта может иметь большое значение как для осознания, так и для стратегии обучения. Работая таким образом, можно получить доступ к человеку по его голосу, зубам, эмоциям, почерку или снам. Нужна только одна «ручка от чемодана»: безопасная и интересная для учителя и, прежде всего, подходящая для ученика.

О пристрастии Моше к движению и альтернативных пристрастиях

ИСТОРИЧЕСКИ ИСТОРИЧЕСКИ МОШЕ ОДОБРЯЛ движение тела как основной доступ к человеку. Движение действительно занимает центральное место во всей жизни и действии. Кроме того, тело очень конкретно в физическом окружении. Моше описал в своей книге Осознание через движение свое видение действия. Действие, или, можно сказать, «поведение», включает ощущения, чувства, мышление и движение. Каждый компонент также подразумевает другие. Выбор Моше в том, что касается движения тела, теоретически вполне оправдан. Это также отражение его личных предпочтений. Об этом свидетельствуют его интересы в дзюдо, спорте и физике.

Мужчина-еврей его эпохи, вероятно, с меньшей вероятностью выберет выражение эмоций в качестве предпочтительного способа общения с человеком. У меня было довольно жесткое представление о культурных предубеждениях и происхождении Фельденкрайза, когда однажды в Израиле во время обучения я работал с женщиной, у которой на левой руке был вытатуированный номер концлагеря. Я сразу понял, что проводить терапию регрессивной формы было бы глупо. Я был так счастлив, что знал достаточно Фельденкрайза, чтобы сосредоточиться на том, как чувствовать себя более комфортно, как двигаться легче, а не ловить эмоциональные выражения и регрессивные переживания.

Прошлое невозможно очистить, хотя некоторые из нас могут пытаться годами чувствовать и выражать свои чувства. Это может быть полезно до определенного момента. Но чтобы изменить то, что мы чувствуем, мы можем действовать иначе, добавляя новый опыт и позволяя себе исцелиться естественно, органично.

(Кстати, я никоим образом не преуменьшаю важность способности выражать то, что мы чувствуем. Моя точка зрения, которую я разовью в следующей статье, заключается в том, что эмоциональное выражение должно рассматриваться функционально в контексте. Если кто-то наступил вам на ногу, сколько выражения вам нужно? Оно может сильно варьироваться, но цель состоит в том, чтобы освободить вашу ногу, не так ли? Или нас интересует выражение чувств?)

У Моше был культурный контекст, который несколько вынудил изобрести новый способ, «посредством движения». Этот новый способ теперь теоретически и практически доступен нам для изучения. Мы можем найти огромную ценность в подходе к нашим трудностям в поведении с точки зрения движения и обучения. Даже если вначале у нас может быть очень мало поводов для хорошего самочувствия, мы можем искать способы чувствовать себя лучше и чувствовать себя в большей безопасности. Этот подход очень отличается от тех, которые работают над нашими проблемами.

Теперь, когда подход к органическому обучению «изобретен», мы также не должны делать это таким же личным и культурным образом, как новатор. Некоторым из нас может быть удобнее, они более заинтересованы и лучше обучены работе с эмоциональным выражением и близостью. Подход Фельденкрайза охватывает все аспекты действия и поведения. Вам не нужно «больное плечо», физический дискомфорт или какое-то интригующее неврологическое заболевание, чтобы получить пользу от Фельденкрайза. На самом деле, к сожалению, в наших профессиональных тренингах по методу Фельденкрайза подавляющее большинство примеров исходят из физических жалоб.

Почему бы не изучить запросы на обучение человеческим отношениям, сексуальному поведению, преодолению приступов тревоги, а также спортивным ситуациям и художественным процессам? С моей точки зрения, если у практикующего/учителя есть возможность спокойно выслушать такие просьбы, процесс FI или ATM может оставаться вполне ортодоксальным! Я часто получаю запросы, отзывы и отчеты «психологического» характера и тем не менее подхожу к ним через довольно простые ситуации ФИ. (Но как это сделать — еще одна тема для следующей статьи.)

Короче говоря…

ПОДХОД МОШЕ К действию и поведению фокусируется на движении нашего тела. Это само по себе является большим вкладом: достичь нашей полной личности, включая ощущения, чувства и мышление, посредством движения. Кроме того, Моше сделал акцент на обучении, а не на лечении. Этот способ действия можно применять не только через движение, но и через любой другой компонент поведения; ощущения, чувства и мышления. Все аспекты всегда присутствуют в поведении. Они достигаются косвенно, если есть осознание через движение.

Осведомленность через ощущения, чувства и мышление также может быть напрямую затронута с помощью этого подхода к обучению, но не как «психотерапия», а как неотъемлемая часть обучающего поведения.

Петля в короткой метафоре

МНОГИЕ НАЧИНАЮЩИЕ ТЕННИСИСТЫ испытывают усилия и переутомление на ранних стадиях своих попыток научиться играть. Но опытный игрок струится с художественной элегантностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *