Психолог «Гелиоса» рассказала о важности телесного контакта
Человек – существо глубоко социальное. Одним из важнейших факторов, поддерживающих в людях ощущения счастья и спокойствия, является чувство принадлежности, единства со своей социальной группой – семьёй, ближним кругом друзей и знакомых.
Для того, чтобы наладить контакт, люди используют разнообразные способы и тактики.
О видах контактов, потребности в прикосновении и эмоциональной пользе телесного контакта рассказывает психолог семейного центра «Гелиос» — Ирина Шиф.
— Можно выделить два типа контакта между людьми – телесный и словесный. Прикосновения служат способом передачи не только позитивных эмоций, но также и негатива или агрессии. С помощью прикосновений в процессе общения люди совершают массу действий по выстраиванию процессов взаимодействия друг с другом. В зависимости от культурной среды, типа отношений, в которые мы вовлечены, пола, возраста, личностных особенностей, ситуации и много другого, частота прикосновений и наше отношение к ним может быть различным. Но в любом случае, это мощнейший инструмент взаимодействия, который помогает нам общаться и комфортнее чувствовать себя в момент пересечения с другими людьми.
Кроме того, именно тактильные контакты являются нашим изначальным методом коммуникации в период младенчества. Существуют исследования, доказывающие значимость количества тактильных контактов для умственного и эмоционального развития ребенка, а также для формирования здорового поведения и отношений во взрослой жизни.
— Потребность в прикосновении к другому человеку или ощущение ответного прикосновения заложена в каждом из нас на уровне инстинктов. Через телесный контакт мы можем передавать свое отношение к человеку, тепло, любовь, поддержку, уверенность в безопасности и защите. Это касается как мужчин, так и женщин, в каждом из нас заложена, так называемая, физическая потребность в контакте, которая существует независимо от пола, возраста и социального положения.
Большинство из нас в современном мире активного прогресса подвержены различным беспокойствам, наша психика каждый день справляется с огромным количеством стресса. Если он длится на протяжении долгого времени, это может привести к падению уровня естественной защиты организма – снижению функций иммунной системы и человек начинает быстро ощущать свой дискомфорт.
Искренние и естественные прикосновения и телесный контакт (поглаживания, объятия, похлопывания) способны нейтрализовать последствия стресса в виде тревоги, апатии, бессонницы или паники посредством стимуляции нервных окончаний на кожном покрове.
— Эмоциональная польза прикосновений и телесного контакта бесспорна. Они помогают установить эмоциональный контакт с близким человеком, без лишних слов проявить участие и поддержку, принести покой и умиротворение, показать человеку, что он не одинок.
Также немаловажно и то, что прикосновения могут оказывать личностную пользу, т.к. позволяют снимать большинство эмоциональных блоков, повышать уверенность в себе и возвращать ясное мышление.
Прикосновение – это важный ресурс к открытию новых возможностей в построении отношений с собой и с другими людьми.
Центр «Мой семейный Гелиос» (ул. Голубинская, д. 32/2) обслуживает районы Теплый Стан и Ясенево. Сотрудники центра помогают защитить права ребенка, занимаются профилактикой семейного неблагополучия, сопровождают родителей, у которых родился особый ребенок, а также оказывают поддержку тем, кто пострадал от насилия, пережил психологическую травму. Телефон: 8(499)724-46-37.
Материал предоставлен пресс-службой Центра «Мой семейный Гелиос».
Фото: mos.ru
Телесный контакт в отношениях: важность тактильного общения
Обратите внимание на своих маленьких детей. Вы заметили, что часто они подходят к вам за лаской и теплом. Детям нужно, чтобы их обняли и погладили!
Взрослых людей, в которых нуждается ребенок, может быть несколько. А может — и один. Это люди, с которыми у малыша сформирована Привязанность. Взрослый (или взрослые) заботится о нем и удовлетворяет его базовые потребности.
Для чего малышу физическая нужна близость со взрослым?
Все просто. Через нее ребенок удовлетворяет потребность в любви и безопасности, получает информацию, что Привязанность надежна. Раз мама или папа прикасается ко мне, значит я нравлюсь, приятен, и он меня не оставит (для его бессознательного это равно «я выживу»).
Куда же девается со временем у некоторых людей эта способность и потребность в тактильных переживаниях? Ведь в партнёрских отношениях одному из супругов её часто не хватает, а другой шарахается, говоря: «Ну вот ещё, телячьи нежности! В нашей (родительской) семье не было принято обниматься и гладить друг друга».
Печально. Хочется спросить: «Что же, тебя мама не гладила, когда ты был младенцем?»
Гладила. А потом перестала. Может, ты и сам не давался. Но почему?
К сожалению, очень многое в отношениях с родителями разрушено уже к подростковому возрасту. А ведь именно в этот период (13-16 лет) ребенку очень требуются прикосновения! Ему пока их неоткуда взять, кроме как у родителей (сексуального партнера нет!)
Что влияет на отношение родителей и ребенка? И почему он не подпускает маму или папу к своему телу, становится колючим как ёжик?
Никакой сексуальной подоплёки здесь нет.
Все прозаичнее!Мы сами разрушили привязанность своего сына или дочери: критикой, обесцениванием, осуждением, ухмылками, навязыванием, советами и запугиванием. Мы больше не кажемся ему оплотом безопасности. Он нам не доверяет! А в момент прикосновения к телу человек очень уязвим.
Давайте представим, что супруг или супруга нас постоянно унижает и обесценивает. Захочется ли нам принять поглаживание от этого человека? А самому обнять — захочется?
Ну вот. А ведь потребность-то никуда не девается! И тактильный голод есть, и подтверждение Привязанности через прикосновение. Ведь теперь ваш значимый взрослый — это не родители, а супруг. С ним или с ней вы находитесь в отношениях Привязанности. И ещё со своими детьми. Но с ними мы отдаем, являемся ведущими в этих отношениях. А у супругов — обоюдно.
Вот откуда появляются взрослые, которые закрылись еще в детстве, перестали ощущать себя в безопасности и поэтому отказались от прикосновений, стали временно неспособными давать и принимать тепло! Так и живут: пять минут физического контакта перед сексуальным взаимодействием, и то по необходимости!
В браке этот клубок часто наматывается дальше. Растет как снежный ком. Женщина (чаще она) усваивает, что физический контакт обязательно должен вести к сексуальной разрядке супруга. А пять минут телесных ощущений — мало, катастрофически мало!!! И час в неделю — мало.
Нормально, когда физический контакт дают по потребности. Это как с ребенком, помните? Если он в ресурсе или чем-то сильно заинтересован, он может и не подойти за контактом. А если приболел или расстроен, или что-то в жизни идёт не так, или он боится разрыва Привязанности со значимым взрослым, он будет подходить чаще. Обращайте внимание на такие сигналы!
Так и взрослому иногда тепла и не надо вовсе, а иногда и пять часов в неделю — мало! Вот и мается муж или жена, потребность не удовлетворена, а она базовая. И не до секса тут совсем. Это совершенно два разных процесса!
Итак:
1. Физический контакт — это базовая потребность человека.
2. Физический контакт не обязательно должен иметь продолжение в виде сексуального взаимодействия. Хотя частенько, удовлетворив потребность в прикосновениях, появляется и желание заняться любовью.
3. Физическое взаимодействие — это про безопасность, доверие и близость. Оно плохо совместимо с обесцениванием, критикой и насилием.
4. Потребность одного из партнёров в физической близости совершенно не очевидна другому. Поэтому, о ней нужно говорить. Вовсе не зазорно попросить: «Обними и погладь меня. Мне сейчас так нужно твоё тепло».
5. Физическое взаимодействие может быть очень разнообразным. Можно просто прикасаться, брать за руку, сидеть, прислонившись друг к другу, обнимать, гладить, поправлять пряди волос, трепать по голове, целовать, чесать за ушком, делать массаж, мыть друг друга и ещё много-много чего. Тут все зависит от полета вашей фантазии!
Тепло, забота… Лишь бы это имелось в вашей жизни. Помните: прикосновения удовлетворяют потребность человека в физическом контакте и укрепляют Привязанность в супружеских отношениях.
С вами Ирина Трунова.
телесный контакт | Encyclopedia.com
телесный контакт Люди не могут выжить без телесного контакта. С момента рождения люди зависят от физического контакта с другими, во-первых, для удовлетворения основных потребностей и, во-вторых, для социальной поддержки, необходимой для сохранения личной и полностью социальной идентичности в мире. Таким образом, историю человеческих обществ можно рассматривать как историю регуляции телесного контакта. Телесный контакт, по сути, является выражением социальной классификации человеческих тел.
Исторические и культурные правила телесного контакта различают физический контакт между самими телами и контакт с продуктами тела. В современных западных обществах оба эти набора правил тесно связаны с разделением социальной жизни на общественную и частную сферы и появлением самоконтролируемого индивидуума, чьи права на неприкосновенность частной жизни включают владение телом и право быть свободным от загрязнения, физическое нападение и сексуальное вмешательство. Поэтому существуют формы телесного контакта, например сексуальная активность, которые широко рассматриваются как выражение личного телесного «я» и, как ожидается, происходят в частных пространствах. Другие формы считаются подходящими для публичной арены, такие как дипломатическое рукопожатие и спортивные объятия.
Контакт с продуктами для тела также подлежит разграничению между общественным и частным. Экскременты и менструальные выделения обычно должны быть скрыты от посторонних глаз. Участие других людей в этих телесных функциях допустимо только в том случае, если человек младенец, инвалид или очень стар. В таких случаях публичное обращение допускается в чрезвычайных ситуациях или когда кто-то не может действовать без посторонней помощи; однако, когда это происходит, нуждающееся лицо обычно считается исключенным из нормального статуса взрослого человека.
Правила, регулирующие контакт между человеческими телами и их продуктами, были введены в исторические рамки немецким социологом Норбертом Элиасом (1897–1990) в его работе о «функции отвращения». Для Элиаса личный опыт отвращения к контакту с определенными видами тел (такими как больные, умирающие и мертвые) и с пищей, которая вызывает тошноту (например, садовая грязь, которую дети могут положить в рот), над телесными функциями, являются результатом постепенного появления хороших манер и этикета как методов демонстрации социального превосходства. Высшие люди — это те, кто дистанцировался от своих естественных функций и чье поведение соответствующим образом утончено, выделяя их из «вульгарной» массы. Он прослеживает их происхождение до ранних форм придворного общества, где отношения между монархом и придворными все больше регулировались книгами нравов, содержащими советы по телесному контролю (например, отрыжка и дуновение или сморкание), а также по формам телесного контакта, в том числе контроль над межличностным насилием.
Направление исторических изменений, разработанное Элиасом в концепции «цивилизационного процесса», заключается в постепенном распространении кодексов хороших манер от высших к средним и, в конечном счете, к низшим классам. Цивилизованный человек — это тот, кто испытывает отвращение к нарушению этих правил. Возникает чувство отвращения к тесному контакту с сексуально неприемлемым человеком, лицом, подвергающимся физическому насилию, вонючим или грязным телом, отвратительной едой или человеческими экскрементами (в конечном счете, даже к запахам непарфюмированных тел, кухни и туалета). как «естественный», признак «человеческой природы», хотя по существу они являются историческими конструкциями.
Две формы контакта между телами иллюстрируют общий вопрос регулирования. Первый — это контакт между врагами или телами, находящимися в потенциальном конфликте, а второй — это контакт между женщинами и мужчинами.
При контроле контакта между телами в потенциальном конфликте мужское рукопожатие показывает, что по крайней мере одна рука не держит наступательное оружие. Отказ от «рукопожатия» рассматривается как в общественной, так и в частной жизни как отказ от попыток снизить напряженность между людьми и примирить конфликтующие интересы. Это отказ пойти на примирение или согласие, устроить вежливое представление и ритуально соблюдать правила этикета. Рукопожатие — лишь один из примеров более широкой категории ритуальных жестов, включающих телесный контакт, который считается необходимым для поддержания порядка в сложных современных обществах. Как высокоорганизованная форма контакта рукопожатие является примером высокой степени утонченности в выражении самоограничения и соглашения о правилах встречи. Это пример одного из самых значительных событий в истории человеческого взаимодействия: усовершенствование правил, позволяющих индивидуумам регулировать свою способность наносить насильственные повреждения телам друг друга и осуществлять переход от друга к врагу и обратно. снова. Как таковое рукопожатие тесно связано с выражением целостности «я», поскольку оно свидетельствует о надежности частного «я» в публичном мире: «моё слово — моя связь»; ‘давайте встряхнем на нем’. Таким образом, рукопожатие также принадлежит к важной категории телесных контактов, посредством которых частное «я» становится публичным; между мужчинами он может функционировать как очень сдержанное выражение более глубоких положительных эмоций, таких как любовь и преданность.
Благодаря правилам, регулирующим контакт с органами, человеческие эмоции структурируются и воплощаются в жизнь. Самый очевидный пример — это, конечно, регуляция сексуальных контактов между мужским и женским телами. Контакты между мужчинами и женщинами тщательно отслеживаются в соответствии с современными представлениями о том, что является сексуальным, а что сексуально нейтральным. Но эта граница размыта экспериментами с переодеванием, операциями по изменению внешних половых органов и манипулированием мужскими и женскими представлениями о себе. Тот факт, что такие эксперименты ни в коем случае не являются недавней чертой человеческой истории, означает, что правила сексуальных контактов, как и все другие социальные правила, не зафиксированы на каменных скрижалях, а открыты для переговоров, манипуляций и радикальных изменений.
Хорошим примером является западная концепция романтической любви. В то время как секс, несомненно, является основной биологической гарантией сохранения человеческого вида, его постепенное превращение в средство выражения интимной эмоциональной самости является результатом специфических форм социальной организации и культуры. Как показывают такие трагедии, как легенда о Тристане и Изольде, романтическое понятие «безответной любви» стало возможным благодаря существованию социальных барьеров, мешающих паре наслаждаться сексуальными отношениями. И, как обнаружили многие любовники в реальной жизни, интенсивность эмоций усиливается дистанцией и запретами. В этом культурном контексте сексуальное завершение отношений может быть менее полезным, чем предполагалось.
Вопрос телесного контакта в романтической любви поднимает более широкий вопрос о том, как конструируются значения интимного телесного контакта и как они формируют личный опыт и идентичность. В любви между мужчинами и женщинами часть ответа можно найти в традиционных гендерных различиях между мужским и женским телом и эстетических убеждениях, связывающих физическую красоту (у обоих полов) с сексуальной привлекательностью. Проблемный переход от взгляда к прикосновению иллюстрируется западным искусством обнаженной натуры, где до сравнительно недавнего времени тела дезинфицировались, десексуализировались и идеализировались. Это особенно характерно для изображений обнаженной женщины, где половые органы традиционно закрашены, а зрителю представлено надежно «запечатанное» тело без возможности реальных физических сексуальных отношений. Благодаря этому приему женское тело становится одновременно желанным и отвратительным: желанным в своей идеализированной форме и имплицитно отвратительным в действительности. И этот сложный узор ассоциаций подпитывает правила контакта между живыми телами и соответственно неоднозначные эмоции, переживаемые в повседневной жизни. Как показал историк культуры Стивен Керн, движение к более точному изображению тел влюбленных совпадает с требованиями женщин изменить правила романтической любви и признать реальность контакта с живыми женскими телами. Это развитие дает еще одно свидетельство существенной гибкости правил телесного контакта и их тесной связи с социальной классификацией человеческих тел.
Запечатанная обнаженная натура, обычно встречающаяся, например, в викторианском искусстве, является отражением более широкой озабоченности по поводу обнажения и обработки гениталий взрослого человека. Проблема в том, что эти органы связаны как с сущностным и телесным частным «я», так и с непосредственной близостью секса и утилизации отходов. Разработав социальный кодекс регулирования «частных частей тела», общество сталкивается с необходимостью отменить эти правила, чтобы справиться с потенциально неловким опытом медицинского осмотра. Исследования социальной организации сестринского ухода и медицинского осмотра гениталий — все более распространенного в современном обществе — показывают, как врачи и медсестры должны нейтрализовать ассоциации между сексуальностью, обнажением и контактом с грудью и гениталиями. Техники нейтрализации представляют особый интерес, поскольку они также включают в себя попытки деперсонализации «пациента» путем фрагментации тела на части и отнесения сексуальности к немедицинской сфере, подразумевая, таким образом, существенную связь между сексуальностью и самостью. Таким образом, эти техники также являются методами деперсонализации контакта с телом путем отделения себя от тела, процесс, который облегчается удалением тела из частной жизни в более публичный мир врачебного кабинета, клиники или больницы.
Телесный контакт в близких ситуациях, предполагающих общение лицом к лицу, является характерной чертой повседневной жизни. Но по мере расширения методов коммуникации появляются признаки того, что межличностные отношения становятся все более бестелесными. Электронные формы человеческого взаимодействия теперь позволяют культивировать дистанцию от материальных тел других людей. Даже интимный сексуальный контакт подвергается сомнению со стороны «киберсекса» в Интернете. Насилие также становится обезличенным в современной войне, поскольку технологические инновации увеличивают расстояние между воюющими сторонами и превращают уничтожение человеческой жизни в дистанционное действие. Хотя долгосрочные последствия этих изменений неясны, телесный контакт начинает выглядеть совсем по-другому, поскольку технологии и наука становятся культурой будущего.
Майк Хепуорт
Библиография
Лоулер, Дж. (1991). За ширмами: сестринское дело, сомология и проблема тела. Черчилль Ливингстон Лондон.
Сеймур, В. (1998). Замечание тела: реабилитация и изменение. Рутледж, Лондон.
Телесный контакт и сексуальное влечение | JAMA Psychiatry
Телесный контакт и сексуальное влечение | ДЖАМА Психиатрия | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]Эта проблема
- Скачать PDF
- Полный текст
Поделиться
Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn
- Процитировать это
- Разрешения
Артикул
Февраль 1969 г.
Марк Х. Холлендер, MD ; Лестер Люборски, доктор философии ; Томас Дж. Скарамелла, BA
Принадлежности авторов
Филадельфия
Отделение психиатрии Медицинской школы Университета Пенсильвании, Филадельфия.
Арх генерал психиатрия. 1969;20(2):188-191. doi:10.1001/archpsyc.1969.01740140060007
Полный текст
Абстрактный
Когда тебя держат на руках или обнимают, это может уменьшить тревогу, способствовать расслаблению и чувству безопасности, а также доставить особое удовольствие. Поскольку женщин обычно держат на руках или обнимают до и после полового акта, они могут использовать секс как средство достижения этого типа телесного контакта. Но как часто они это делают? И есть ли связь между интенсивностью их потребности в телесном контакте и частотой, с которой они используют секс для получения этого удовлетворения? Ответы на эти два вопроса, полученные в рамках более крупного исследования потребности в телесном контакте, будут представлены в этом отчете.