Телесный контакт: Телесный контакт — Психологос

Психолог «Гелиоса» рассказала о важности телесного контакта

Человек – существо глубоко социальное. Одним из важнейших факторов, поддерживающих в людях ощущения счастья и спокойствия, является чувство принадлежности, единства со своей социальной группой – семьёй, ближним кругом друзей и знакомых.

Для того, чтобы наладить контакт, люди используют разнообразные способы и тактики.

О видах контактов, потребности в прикосновении и эмоциональной пользе телесного контакта рассказывает психолог семейного центра «Гелиос» — Ирина Шиф.

— Можно выделить два типа контакта между людьми – телесный и словесный. Прикосновения служат способом передачи не только позитивных эмоций, но также и негатива или агрессии. С помощью прикосновений в процессе общения люди совершают массу действий по выстраиванию процессов взаимодействия друг с другом. В зависимости от культурной среды, типа отношений, в которые мы вовлечены, пола, возраста, личностных особенностей, ситуации и много другого, частота прикосновений и наше отношение к ним может быть различным. Но в любом случае, это мощнейший инструмент взаимодействия, который помогает нам общаться и комфортнее чувствовать себя в момент пересечения с другими людьми.

Кроме того, именно тактильные контакты являются нашим изначальным методом коммуникации в период младенчества. Существуют исследования, доказывающие значимость количества тактильных контактов для умственного и эмоционального развития ребенка, а также для формирования здорового поведения и отношений во взрослой жизни.

— Потребность в прикосновении к другому человеку или ощущение ответного прикосновения заложена в каждом из нас на уровне инстинктов. Через телесный контакт мы можем передавать свое отношение к человеку, тепло, любовь, поддержку, уверенность в безопасности и защите. Это касается как мужчин, так и женщин, в каждом из нас заложена, так называемая, физическая потребность в контакте, которая существует независимо от пола, возраста и социального положения.

Большинство из нас в современном мире активного прогресса подвержены различным беспокойствам, наша психика каждый день справляется с огромным количеством стресса. Если он длится на протяжении долгого времени, это может привести к падению уровня естественной защиты организма – снижению функций иммунной системы и человек начинает быстро ощущать свой дискомфорт. 

Искренние и естественные прикосновения и телесный контакт (поглаживания, объятия, похлопывания) способны нейтрализовать последствия стресса в виде тревоги, апатии, бессонницы или паники посредством стимуляции нервных окончаний на кожном покрове.           

          — Эмоциональная польза прикосновений и телесного контакта бесспорна. Они помогают установить эмоциональный контакт с близким человеком, без лишних слов проявить участие и поддержку, принести покой и умиротворение, показать человеку, что он не одинок.

Также немаловажно и то, что прикосновения могут оказывать личностную пользу, т.к. позволяют снимать большинство эмоциональных блоков, повышать уверенность в себе и возвращать ясное мышление.

Прикосновение – это важный ресурс к открытию новых возможностей в построении отношений с собой и с другими людьми.

Центр «Мой семейный Гелиос» (ул. Голубинская, д. 32/2) обслуживает районы Теплый Стан и Ясенево. Сотрудники центра помогают защитить права ребенка, занимаются профилактикой семейного неблагополучия, сопровождают родителей, у которых родился особый ребенок, а также оказывают поддержку тем, кто пострадал от насилия, пережил психологическую травму. Телефон: 8(499)724-46-37.

Материал предоставлен пресс-службой Центра «Мой семейный Гелиос».

Фото: mos.ru

Телесный контакт в отношениях: важность тактильного общения

Обратите внимание на своих маленьких детей. Вы заметили, что часто они подходят к вам за лаской и теплом. Детям нужно, чтобы их обняли и погладили!

Взрослых людей, в которых нуждается ребенок, может быть несколько. А может — и один. Это люди, с которыми у малыша сформирована Привязанность. Взрослый (или взрослые) заботится о нем и удовлетворяет его базовые потребности.

Для чего малышу физическая нужна близость со взрослым?

Все просто. Через нее ребенок удовлетворяет потребность в любви и безопасности, получает информацию, что Привязанность надежна. Раз мама или папа прикасается ко мне, значит я нравлюсь, приятен, и он меня не оставит (для его бессознательного это равно «я выживу»).

Куда же девается со временем у некоторых людей эта способность и потребность в тактильных переживаниях? Ведь в партнёрских отношениях одному из супругов её часто не хватает, а другой шарахается, говоря: «Ну вот ещё, телячьи нежности! В нашей (родительской) семье не было принято обниматься и гладить друг друга».

Печально. Хочется спросить: «Что же, тебя мама не гладила, когда ты был младенцем?»

Гладила. А потом перестала. Может, ты и сам не давался. Но почему?

К сожалению, очень многое в отношениях с родителями разрушено уже к подростковому возрасту. А ведь именно в этот период (13-16 лет) ребенку очень требуются прикосновения! Ему пока их неоткуда взять, кроме как у родителей (сексуального партнера нет!)

Что влияет на отношение родителей и ребенка? И почему он не подпускает маму или папу к своему телу, становится колючим как ёжик?

Никакой сексуальной подоплёки здесь нет.

Все прозаичнее!

Мы сами разрушили привязанность своего сына или дочери: критикой, обесцениванием, осуждением, ухмылками, навязыванием, советами и запугиванием. Мы больше не кажемся ему оплотом безопасности. Он нам не доверяет! А в момент прикосновения к телу человек очень уязвим.

Давайте представим, что супруг или супруга нас постоянно унижает и обесценивает. Захочется ли нам принять поглаживание от этого человека? А самому обнять — захочется?

Ну вот. А ведь потребность-то никуда не девается! И тактильный голод есть, и подтверждение Привязанности через прикосновение. Ведь теперь ваш значимый взрослый — это не родители, а супруг. С ним или с ней вы находитесь в отношениях Привязанности. И ещё со своими детьми. Но с ними мы отдаем, являемся ведущими в этих отношениях. А у супругов — обоюдно.

Вот откуда появляются взрослые, которые закрылись еще в детстве, перестали ощущать себя в безопасности и поэтому отказались от прикосновений, стали временно неспособными давать и принимать тепло! Так и живут: пять минут физического контакта перед сексуальным взаимодействием, и то по необходимости!

В браке этот клубок часто наматывается дальше. Растет как снежный ком. Женщина (чаще она) усваивает, что физический контакт обязательно должен вести к сексуальной разрядке супруга. А пять минут телесных ощущений — мало, катастрофически мало!!! И час в неделю — мало.

Нормально, когда физический контакт дают по потребности. Это как с ребенком, помните? Если он в ресурсе или чем-то сильно заинтересован, он может и не подойти за контактом. А если приболел или расстроен, или что-то в жизни идёт не так, или он боится разрыва Привязанности со значимым взрослым, он будет подходить чаще. Обращайте внимание на такие сигналы!

Так и взрослому иногда тепла и не надо вовсе, а иногда и пять часов в неделю — мало! Вот и мается муж или жена, потребность не удовлетворена, а она базовая. И не до секса тут совсем. Это совершенно два разных процесса!

Итак:

1. Физический контакт — это базовая потребность человека.

2. Физический контакт не обязательно должен иметь продолжение в виде сексуального взаимодействия. Хотя частенько, удовлетворив потребность в прикосновениях, появляется и желание заняться любовью.

3. Физическое взаимодействие — это про безопасность, доверие и близость. Оно плохо совместимо с обесцениванием, критикой и насилием.

4. Потребность одного из партнёров в физической близости совершенно не очевидна другому. Поэтому, о ней нужно говорить. Вовсе не зазорно попросить: «Обними и погладь меня. Мне сейчас так нужно твоё тепло».

5. Физическое взаимодействие может быть очень разнообразным. Можно просто прикасаться, брать за руку, сидеть, прислонившись друг к другу, обнимать, гладить, поправлять пряди волос, трепать по голове, целовать, чесать за ушком, делать массаж, мыть друг друга и ещё много-много чего. Тут все зависит от полета вашей фантазии!

Тепло, забота… Лишь бы это имелось в вашей жизни. Помните: прикосновения удовлетворяют потребность человека в физическом контакте и укрепляют Привязанность в супружеских отношениях.

С вами Ирина Трунова.


телесный контакт | Encyclopedia.com

телесный контакт Люди не могут выжить без телесного контакта. С момента рождения люди зависят от физического контакта с другими, во-первых, для удовлетворения основных потребностей и, во-вторых, для социальной поддержки, необходимой для сохранения личной и полностью социальной идентичности в мире. Таким образом, историю человеческих обществ можно рассматривать как историю регуляции телесного контакта. Телесный контакт, по сути, является выражением социальной классификации человеческих тел.

Исторические и культурные правила телесного контакта различают физический контакт между самими телами и контакт с продуктами тела. В современных западных обществах оба эти набора правил тесно связаны с разделением социальной жизни на общественную и частную сферы и появлением самоконтролируемого индивидуума, чьи права на неприкосновенность частной жизни включают владение телом и право быть свободным от загрязнения, физическое нападение и сексуальное вмешательство. Поэтому существуют формы телесного контакта, например сексуальная активность, которые широко рассматриваются как выражение личного телесного «я» и, как ожидается, происходят в частных пространствах. Другие формы считаются подходящими для публичной арены, такие как дипломатическое рукопожатие и спортивные объятия.

Контакт с продуктами для тела также подлежит разграничению между общественным и частным. Экскременты и менструальные выделения обычно должны быть скрыты от посторонних глаз. Участие других людей в этих телесных функциях допустимо только в том случае, если человек младенец, инвалид или очень стар. В таких случаях публичное обращение допускается в чрезвычайных ситуациях или когда кто-то не может действовать без посторонней помощи; однако, когда это происходит, нуждающееся лицо обычно считается исключенным из нормального статуса взрослого человека.

Правила, регулирующие контакт между человеческими телами и их продуктами, были введены в исторические рамки немецким социологом Норбертом Элиасом (1897–1990) в его работе о «функции отвращения». Для Элиаса личный опыт отвращения к контакту с определенными видами тел (такими как больные, умирающие и мертвые) и с пищей, которая вызывает тошноту (например, садовая грязь, которую дети могут положить в рот), над телесными функциями, являются результатом постепенного появления хороших манер и этикета как методов демонстрации социального превосходства. Высшие люди — это те, кто дистанцировался от своих естественных функций и чье поведение соответствующим образом утончено, выделяя их из «вульгарной» массы. Он прослеживает их происхождение до ранних форм придворного общества, где отношения между монархом и придворными все больше регулировались книгами нравов, содержащими советы по телесному контролю (например, отрыжка и дуновение или сморкание), а также по формам телесного контакта, в том числе контроль над межличностным насилием.

Направление исторических изменений, разработанное Элиасом в концепции «цивилизационного процесса», заключается в постепенном распространении кодексов хороших манер от высших к средним и, в конечном счете, к низшим классам. Цивилизованный человек — это тот, кто испытывает отвращение к нарушению этих правил. Возникает чувство отвращения к тесному контакту с сексуально неприемлемым человеком, лицом, подвергающимся физическому насилию, вонючим или грязным телом, отвратительной едой или человеческими экскрементами (в конечном счете, даже к запахам непарфюмированных тел, кухни и туалета). как «естественный», признак «человеческой природы», хотя по существу они являются историческими конструкциями.

Две формы контакта между телами иллюстрируют общий вопрос регулирования. Первый — это контакт между врагами или телами, находящимися в потенциальном конфликте, а второй — это контакт между женщинами и мужчинами.

При контроле контакта между телами в потенциальном конфликте мужское рукопожатие показывает, что по крайней мере одна рука не держит наступательное оружие. Отказ от «рукопожатия» рассматривается как в общественной, так и в частной жизни как отказ от попыток снизить напряженность между людьми и примирить конфликтующие интересы. Это отказ пойти на примирение или согласие, устроить вежливое представление и ритуально соблюдать правила этикета. Рукопожатие — лишь один из примеров более широкой категории ритуальных жестов, включающих телесный контакт, который считается необходимым для поддержания порядка в сложных современных обществах. Как высокоорганизованная форма контакта рукопожатие является примером высокой степени утонченности в выражении самоограничения и соглашения о правилах встречи. Это пример одного из самых значительных событий в истории человеческого взаимодействия: усовершенствование правил, позволяющих индивидуумам регулировать свою способность наносить насильственные повреждения телам друг друга и осуществлять переход от друга к врагу и обратно. снова. Как таковое рукопожатие тесно связано с выражением целостности «я», поскольку оно свидетельствует о надежности частного «я» в публичном мире: «моё слово — моя связь»; ‘давайте встряхнем на нем’. Таким образом, рукопожатие также принадлежит к важной категории телесных контактов, посредством которых частное «я» становится публичным; между мужчинами он может функционировать как очень сдержанное выражение более глубоких положительных эмоций, таких как любовь и преданность.

Благодаря правилам, регулирующим контакт с органами, человеческие эмоции структурируются и воплощаются в жизнь. Самый очевидный пример — это, конечно, регуляция сексуальных контактов между мужским и женским телами. Контакты между мужчинами и женщинами тщательно отслеживаются в соответствии с современными представлениями о том, что является сексуальным, а что сексуально нейтральным. Но эта граница размыта экспериментами с переодеванием, операциями по изменению внешних половых органов и манипулированием мужскими и женскими представлениями о себе. Тот факт, что такие эксперименты ни в коем случае не являются недавней чертой человеческой истории, означает, что правила сексуальных контактов, как и все другие социальные правила, не зафиксированы на каменных скрижалях, а открыты для переговоров, манипуляций и радикальных изменений.

Хорошим примером является западная концепция романтической любви. В то время как секс, несомненно, является основной биологической гарантией сохранения человеческого вида, его постепенное превращение в средство выражения интимной эмоциональной самости является результатом специфических форм социальной организации и культуры. Как показывают такие трагедии, как легенда о Тристане и Изольде, романтическое понятие «безответной любви» стало возможным благодаря существованию социальных барьеров, мешающих паре наслаждаться сексуальными отношениями. И, как обнаружили многие любовники в реальной жизни, интенсивность эмоций усиливается дистанцией и запретами. В этом культурном контексте сексуальное завершение отношений может быть менее полезным, чем предполагалось.

Вопрос телесного контакта в романтической любви поднимает более широкий вопрос о том, как конструируются значения интимного телесного контакта и как они формируют личный опыт и идентичность. В любви между мужчинами и женщинами часть ответа можно найти в традиционных гендерных различиях между мужским и женским телом и эстетических убеждениях, связывающих физическую красоту (у обоих полов) с сексуальной привлекательностью. Проблемный переход от взгляда к прикосновению иллюстрируется западным искусством обнаженной натуры, где до сравнительно недавнего времени тела дезинфицировались, десексуализировались и идеализировались. Это особенно характерно для изображений обнаженной женщины, где половые органы традиционно закрашены, а зрителю представлено надежно «запечатанное» тело без возможности реальных физических сексуальных отношений. Благодаря этому приему женское тело становится одновременно желанным и отвратительным: желанным в своей идеализированной форме и имплицитно отвратительным в действительности. И этот сложный узор ассоциаций подпитывает правила контакта между живыми телами и соответственно неоднозначные эмоции, переживаемые в повседневной жизни. Как показал историк культуры Стивен Керн, движение к более точному изображению тел влюбленных совпадает с требованиями женщин изменить правила романтической любви и признать реальность контакта с живыми женскими телами. Это развитие дает еще одно свидетельство существенной гибкости правил телесного контакта и их тесной связи с социальной классификацией человеческих тел.

Запечатанная обнаженная натура, обычно встречающаяся, например, в викторианском искусстве, является отражением более широкой озабоченности по поводу обнажения и обработки гениталий взрослого человека. Проблема в том, что эти органы связаны как с сущностным и телесным частным «я», так и с непосредственной близостью секса и утилизации отходов. Разработав социальный кодекс регулирования «частных частей тела», общество сталкивается с необходимостью отменить эти правила, чтобы справиться с потенциально неловким опытом медицинского осмотра. Исследования социальной организации сестринского ухода и медицинского осмотра гениталий — все более распространенного в современном обществе — показывают, как врачи и медсестры должны нейтрализовать ассоциации между сексуальностью, обнажением и контактом с грудью и гениталиями. Техники нейтрализации представляют особый интерес, поскольку они также включают в себя попытки деперсонализации «пациента» путем фрагментации тела на части и отнесения сексуальности к немедицинской сфере, подразумевая, таким образом, существенную связь между сексуальностью и самостью. Таким образом, эти техники также являются методами деперсонализации контакта с телом путем отделения себя от тела, процесс, который облегчается удалением тела из частной жизни в более публичный мир врачебного кабинета, клиники или больницы.

Телесный контакт в близких ситуациях, предполагающих общение лицом к лицу, является характерной чертой повседневной жизни. Но по мере расширения методов коммуникации появляются признаки того, что межличностные отношения становятся все более бестелесными. Электронные формы человеческого взаимодействия теперь позволяют культивировать дистанцию ​​от материальных тел других людей. Даже интимный сексуальный контакт подвергается сомнению со стороны «киберсекса» в Интернете. Насилие также становится обезличенным в современной войне, поскольку технологические инновации увеличивают расстояние между воюющими сторонами и превращают уничтожение человеческой жизни в дистанционное действие. Хотя долгосрочные последствия этих изменений неясны, телесный контакт начинает выглядеть совсем по-другому, поскольку технологии и наука становятся культурой будущего.

Майк Хепуорт

Библиография

Лоулер, Дж. (1991). За ширмами: сестринское дело, сомология и проблема тела. Черчилль Ливингстон Лондон.
Сеймур, В. (1998). Замечание тела: реабилитация и изменение. Рутледж, Лондон.

Телесный контакт и сексуальное влечение | JAMA Psychiatry

Телесный контакт и сексуальное влечение | ДЖАМА Психиатрия | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

Эта проблема

  • Скачать PDF
  • Полный текст
  • Поделиться

    Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn

  • Процитировать это
  • Разрешения

Артикул

Февраль 1969 г.

Марк Х. Холлендер, MD ; Лестер Люборски, доктор философии ; Томас Дж. Скарамелла, BA

Принадлежности авторов

Филадельфия

Отделение психиатрии Медицинской школы Университета Пенсильвании, Филадельфия.

Арх генерал психиатрия. 1969;20(2):188-191. doi:10.1001/archpsyc.1969.01740140060007

Полный текст

Абстрактный

Когда тебя держат на руках или обнимают, это может уменьшить тревогу, способствовать расслаблению и чувству безопасности, а также доставить особое удовольствие. Поскольку женщин обычно держат на руках или обнимают до и после полового акта, они могут использовать секс как средство достижения этого типа телесного контакта. Но как часто они это делают? И есть ли связь между интенсивностью их потребности в телесном контакте и частотой, с которой они используют секс для получения этого удовлетворения? Ответы на эти два вопроса, полученные в рамках более крупного исследования потребности в телесном контакте, будут представлены в этом отчете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *