📖 Лекция № 4. Внимание как объект психологического исследования. Общая психология: конспект лекций. Дмитриева Н. Ю. Страница 4. Читать онлайн
Внимание представляет собой один из важнейших психических процессов. Оно не является самостоятельной формой отражения или познания. Его обычно относят к области явлений восприятия. Внимание характеризует сосредоточенность восприятия на определенном объекте. Таким объектом может являться как конкретный предмет, так и идея, образ, событие, действие. Таким образом, внимание является механизмом выделения из всего пространства восприятия какого-либо одного объекта и фиксирования восприятия на нем. Оно обеспечивает продолжительное сосредоточение психической активности на данном объекте.
В отличие от познавательных процессов (таких как восприятие, память, мышление и т. п.) внимание не имеет своего специфического содержания оно проявляется внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Следовательно, можно говорить, что оно тесно связано со всеми психическими процессами. Так, например, у человека, что-либо слушающего либо наблюдающего некий объект, внимание связано непосредственно с восприятием, если человек запоминает информацию с памятью, если человек обдумывает что-либо с мыслительными процессами и т. д.
В функции внимания входят активизация психических и физиологических процессов, необходимых для сосредоточения на данном объекте, и торможение процессов, мешающих этому. Внимание обеспечивает организованный и целенаправленный отбор информации, поступающей от органов чувств.
Внимание это направленность сознания на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость и сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Относительно физиологических основ внимания в психологии было много споров. Физиологическая интерпретация внимания интересовала ученых на протяжении всего времени исследования этого процесса. В современной отечественной психологии принята интерпретация А. А. Ухтомского. Он высказал мнение, что на уровне физиологических процессов внимание представляет собой доминантный очаг возбуждения в одних участках коры головного мозга, который вызывает, соответственно, снижение уровня возбуждения в соседних участках.
За общий уровень внимания отвечают восходящая и нисходящая части ретикулярной формации совокупности структур в центральных отделах головного мозга, регулирующих уровень возбудимости и тонуса ниже– и вышележащих отделов центральной нервной системы, включая кору больших полушарий. Раздражение восходящей части ретикулярной формации приводит к возникновению быстрых электрических колебаний в коре головного мозга. Это повышает подвижность нервных процессов и снижает порог чувствительности.
Выделяют ряд функций внимания. Прежде всего это отбор значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорирование других несущественных, побочных воздействий. Далее выделяется функция удержания объектов данной деятельности (сохранение в сознании образов или определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершатся акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Регуляция и контроль протекания деятельности являются функцией, венчающей процесс внимания.
Надо отметить, что внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием различных раздражителей. Выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание по типу воспринимающих анализаторов. Объектами мыслительного внимания являются идеи, мысли, объектами мнемического внимания воспоминания, двигательного движения. На настоящий момент наиболее изучено сенсорное внимание. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании именно этого типа внимания.
По параметру целенаправленности выделяют три вида внимания. Первый непроизвольное внимание. Этим термином называют сосредоточенность на объекте без каких-либо волевых усилий и сознательного намерения. Это наиболее простой вид внимания. Он характеризуется пассивностью по отношению к объекту. Объект в данном случае не имеет отношения к целям деятельности человека в текущий промежуток времени. Сами раздражители внешней среды запускают механизм непроизвольного внимания. Его возникновение зависит от физических характеристик раздражителя, таких как интенсивность, длительность, контрастность с общим фоном восприятия, внезапность появления на общем фоне восприятия. Эти факторы могут действовать как поодиночке, так и в различных сочетаниях. Например, целью деятельности работника по озеленению парка в некоторый промежуток времени являлась высадка цветочной рассады вдоль аллеи парка. Общим фоном восприятия были утренняя тишина парка и зелень рассады. Вдруг на аллею парка с сильным ревом на большой скорости въезжает красный спортивный автомобиль (ситуация, конечно, гипотетическая). В этом случае факторами, включившими механизм непроизвольного внимания, будут внезапность, контрастность цвета, интенсивность звукового раздражения. Физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочная реакция реакция на новизну стимула, названная И. П. Павловым рефлексом «Что такое?».
Второй вид внимания произвольное. Оно возникает в случае, когда направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательно поставленной человеком целью. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий, оно носит активный характер. Это сознательно организованный психический процесс с намеренной актуализацией волевых компонентов личности. Он характеризуется сложной структурой, определяемой социально обусловленными формами и способами поведения. Чаще всего произвольное внимание связано с процессом обучения или трудовой деятельностью. Волевые акты, включающие этот вид внимания, часто сопровождаются внутренней речью, дающей самоустановку субъекта сконцентрировать внимание именно на данном объекте. Например, объектом произвольного внимания вышеупомянутого озеленителя является соблюдение равных промежутков при высаживании рассады.
И, наконец, третий вид внимания послепроизвольный. Согласно определению Н. Ф. Добрынина данный вид внимания возникает в случае, когда данный вид осознанной и целенаправленной деятельности достигает автоматизма. В этом случае каждая операция уже существует целостно. В сознании она не распадается на отдельные действия. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности и ее целей. Но только выполнение деятельности не требует такого напряжения волевых и мыслительных процессов, как при внимании произвольном. Берем все тот же пример с работником по озеленению. Теперь их будет двое один начинающий, а другой опытный. Начинающий должен включить механизм произвольного внимания, чтобы не допустить ошибки. У опытного уже, что называется, рука набита. Он выполняет свою работу автоматически. Это не требует большого напряжения внимания руки «сами делают», включение мыслительных и волевых процессов здесь сведено к минимуму. Формирование постпроизвольного внимания помогает сбережению энергетических ресурсов организма.
Внимание обладает несколькими основными свойствами. Это объем, устойчивость, избирательность, концентрация, распределение, переключение и отвлекаемость.
Объем это то количество объектов, которое может восприниматься одновременно или за короткий промежуток времени. Экспериментальным путем установлено, что таких объектов бывает в среднем 7. Исследования объема внимания производились при помощи тахистоскопа. Это прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы (цифры, буквы, изображения предметов) на ограниченные, иногда очень короткие, промежутки времени. В основу изобретения этого прибора легло следующее рассуждение. Вначале надо установить, какое минимальное время требуется для восприятия одной единицы внимания, т. е. одного объекта (так называемое время предъявления). Затем в этот интервал времени предъявить не один объект, а различное их количество, чтобы выяснить, сколько из них могут быть охвачены вниманием за время, достаточное для одномоментного схватывания.
Впервые идея этого прибора была предложена В. Вундтом на механической основе. Впоследствии, с возникновением электронно-вычислительной техники был создан тахистоскоп, действующий на электронной основе.
Было также установлено, что если предъявляемые элементы формировать в группы, то вниманием будут фиксироваться 7 групп. Следовательно, если, например, предъявлять отдельные буквы, то будет зафиксировано 7 букв, если из букв составить слоги, то внимание воспримет 7 слогов. То же с цифрами и числами, то же с простыми и составными картинками. Кроме того, был выявлен факт, что разрозненные объекты, например произвольные сочетания букв, фиксируются в меньшем объеме, а осмысленные сочетания (в данном случае слова) – в большем.
Ограниченность объема внимания обусловливает тот факт, что часть воспринимаемых объектов входит в зону внимания, а остальные остаются фоном. Это свойство внимания и называется избирательностью. В случае непроизвольного внимания на избирательность влияют характеристики раздражителей, уже рассмотренные выше. При включении произвольного внимания из фона выбираются объекты с осознанно заданными параметрами. Избирательность внимания имеет количественную и качественную характеристики. Первая обусловливает скорость осуществления выбора объекта из фона, вторая точность, т. е. степень соответствия заданным параметрам.
Под устойчивостью понимают способность человека сосредотачиваться на объекте внимания, не отклоняясь от направленности психической активности. Устойчивость характеризуется временными параметрами, т. е. длительностью сохранения сосредоточенности на объекте внимания на одинаковом качественном уровне. Фактором, существенно влияющим на устойчивость внимания, является интерес к объекту. Кроме того, для создания устойчивого внимания необходимы яркость впечатлений от объекта или разнообразие действий, производимых с ним. При отсутствии данных условий устойчивость заметно понижается.
Концентрация внимания это та же устойчивость, но при наличии помех. Например, длительность сосредоточения на чтении текста зависит от устойчивости внимания, а длительность того же сосредоточения на фоне громко работающего музыкального радиоканала от степени концентрации.
Распределение внимания это свойство, которое характеризуется способностью человека сосредотачиваться на нескольких объектах одновременно. Пример воспитатель детского сада, который должен удерживать в поле внимания всех детей своей группы. Кстати, именно поэтому считается, что группа в детском саду или лагере летнего отдыха должна состоять не более чем из 8–9 детей, иначе воспитатель или вожатый не смогут эффективно контролировать поведение каждого.
Переключение свойство, обусловливающее перемещение внимания с одного объекта на другой. Легкость или трудность переключения зависят как от характеристик объектов внимания, так и от индивидуальных особенностей человека. В частности, от подвижности нервной системы (параметры скорости перехода от возбуждения к торможению и обратно) и от личностных особенностей степени заинтересованности в объектах, уровня мотивации, активности и т. п. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.
Отвлекаемость внимания это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при воздействии на человека посторонних раздражителей в то время, когда он занят какой-либо деятельностью. Отвлекаемость бывает внешней и внутренней. Внешняя возникает при воздействии внешних раздражителей. При этом произвольное внимание сменяется непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость бывает вызвана либо сильными эмоциями, переживаниями, не связанными с текущей деятельностью, либо отсутствием интереса к данной деятельности.
Все перечисленные свойства внимания представляют собой функциональное единство. Их разделение является только приемом экспериментальной психологии, которая изучает свойства внимания, в лабораторных условиях изолируя каждое по мере возможности.
Важная роль внимания в процессах отражения и познания сделала это понятие особенно спорным. О его сущности дискутировали представители различных психологических школ и течений на протяжении многих десятилетий. Представления о внимании менялись подобно раскачивающемуся маятнику из одной крайней точки в другую.
Ассоционизм течение в английской эмпирической психологии вообще не включал внимание в систему психологии Ведь внимание это избирательное отношение личности к объекту. А представители этого течения отрицали и личность, и объект восприятия в их интерпретации сознание сводилось лишь к представлениям и их ассоциации.
Но в конце XIX и начале XX вв. понятие внимания начинает занимать все более значительное место в психологии Оно служит для выражения активности сознания. Поэтому данное понятие используется для преодоления ассоционистского подхода, сводящего сознание к механическим связям ощущений и представлений. Однако при этом внимание преимущественно рассматривается как внешняя по отношению ко всему содержанию сознания сила, которая воздействует извне, создавая данный сознанию материал. Это идеалистическое понимание внимания. Оно вновь вызывает реакцию «обратной отмашки»: ряд психологов (Фуко, Делевр и др. ) вновь отрицают правомерность этого понятия. Наиболее радикальные попытки, совершенно устраняющие внимание из психологии, сделали представители бихевиоризма и гештальтпсихологии. Первая, механистическая, попытка удалить внимание из поля зрения психологии была начата двигательной теорией внимания Т. Рибо, а затем развита у бихевиористов и рефлексологов. Они свели процесс внимания к рефлекторным установкам. Вторая попытка, принадлежащая представителям гештальтпсихологии, сводила явление внимания к структурности сенсорного поля.
Сторонники волюнтаризма в психологии (В. Вундт, У. Джемс) усматривали сущность внимания исключительно в волевом процессе. Но при таком взгляде нельзя объяснить существование непроизвольного внимания. Ряд психологов высказывал противоположное мнение, сводя функцию внимания к фиксации образов исключительно посредством эмоций. Такое толкование отрицало наличие произвольного внимания ведь оно может включаться и вопреки эмоциям.
Учение И. П. Павлова о центрах оптимальной возбудимости и учение А. А. Ухтомского о доминанте (очаге возбуждения в коре головного мозга, приводящего к торможению в соседних участках) положили начало новому взгляду на процесс внимания. Они дали физиологическое обоснование явлений внимания.
Когнитивная психология, сформировавшаяся в конце 1950 начале 1960-х гг. дала следующее определение понятию внимания это концентрация умственного усилия на сенсорных или мысленных событиях. В исследованиях внимания когнитивной психологией наметилось пять направлений: избирательность и пропускная способность внимания, процесс возбуждения коры головного мозга, управление вниманием, когнитивные нейроисследования, внимание в контексте сознания в целом.
Первое направление установило, что мы можем обращать внимание лишь на некоторые, но не на все сигналы из внешнего мира.
Второе направление привело к выводу, что мы имеем некоторый контроль над стимулами, на которые мы обращаем внимание.
Результатом исследований по третьему направлению стал вывод, что многие процессы деятельности становятся настолько привычными, что требуют совсем небольшого количества сознательного внимания и протекают автоматически (например, вождение автомобиля).
Исследования в области нейрокогнитологии показали, что наш мозг и ЦНС являются анатомической основой внимания, так же как всех когнитивных процессов.
Наконец, пятое направление позволило представителям когнитивной психологии сделать вывод, что внимание привносит события в наше сознание.
В основе отечественной психологии внимания лежит теория П. Я. Гальперина, в которой осуществляется деятельностный подход к этому психическому процессу. Основными положениями этой теории являются следующие.
Внимание представляет собой психическое действие, направленное на содержание сознания человека в данный момент времени образа, мысли или объекта окружающего мира. Оно является одной из составляющих ориентировочно-исследовательской деятельности.
Функцией внимания является контроль над текущим содержанием сознания. В каждом действии человека существуют ориентировочная, исполнительская и контролирующая части. Последняя представлена именно вниманием. Таким образом, внимание как действие не создает отдельного, обособленного от других психических процессов продукта.
Как отдельный, самостоятельный акт внимание выделяется, когда «новое действие контроля превращается в умственное и сокращенное» (Гальперин П. Я. «К проблеме внимания»).
Контроль осуществляется посредством образца, меры, критерия, которые дают возможность оценивать результат действия и уточнять его.
Произвольное внимание является планомерным контролем, т. е. осуществляемым по заранее созданному плану или образцу.
Для формирования нового приема произвольного внимания человек должен поставить перед собой задачу наряду с осуществлением основной деятельности в данный отрезок времени производить также оценку ее хода и результатов.
Все конкретные акты как произвольного, так и непроизвольного внимания являются результатом формирования новых умственных действий.
Развитие внимания в процессе онтогенеза исследовал Л. С. Выготский. Он пришел к выводу, что данный процесс у ребенка происходит параллельно с развитием его организованного поведения. По мнению Л. С. Выготского, ключ к развитию внимания находится не внутри личности ребенка, а вне ее. Внимание у детей формируется в процессе обучения и воспитания. При этом существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка. Внимание, которое вначале опиралось только на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания.
Изучение развитие внимания у детей легло в основу некоторых педагогических представлений. Слабость произвольного внимания в детском возрасте привела ряд педагогов, начиная с немецкого педагога и психолога-интеллектуалиста И. Гербарта, к представлениям о том, что педагогический процесс необходимо строить полностью на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием учащихся. Для этого необходимо стремиться к тому, чтобы подавать учебный материал ярко и эмоционально насыщенно.
Подобные взгляды, безусловно, имеют смысл. Но при таком подходе к педагогическому процессу у детей не будет развиваться произвольное внимание, без которого не обойтись в трудовой деятельности. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию внимания произвольного.
Существует ряд специальных упражнений, применяемых для развития различных свойств внимания. Ниже приведены некоторые из них.
«Пишущая машинка» это классическое упражнение как детских театральных студий, так и аудиторий театральных институтов. Оно развивает навыки сосредоточения. Каждому члену группы даются 1–3 буквы из алфавита, преподаватель называет слово или фразу. Участники упражнения должны «выстучать» его на своей пишущей машинке, обозначая свои буквы хлопками. Необходимо не пропустить свои буквы и вовремя сделать хлопок.
«Свидетели» упражнение на расширение объема внимания. Двум или нескольким соревнующимся предъявляют на короткое время либо набор предметов, разложенных на столе, либо какую-то картинку, изобилующую деталями. После этого участники упражнения «свидетели» должны назвать «следователю» как можно больше увиденных предметов или перечислить наибольшее число деталей картинки.
Психология bookap
«Корректурная проба» упражнение, применяемое как для исследования, так и для развития устойчивости и концентрации внимания. Участнику упражнения выдается бланк корректурной пробы, содержащий набор букв русского алфавита, расположенных в случайном порядке 40 строк по 30 букв. Ему объясняется начальное задание вычеркивать в бланке какие-либо буквы, например «д» и «о». Первую букву зачеркивать горизонтальной чертой, вторую крест-накрест. Чем меньше допущено ошибок, тем больше устойчивость внимания. Затем дается новый бланк и предлагается вычеркивать другие три буквы и уже другим способом (например, косой чертой, вертикальной и обведением в кружок). С каждым разом количество букв и способов вычеркивания увеличиваются, доходя до 5–7.
Упражнение на концентрацию внимания проводят тем же способом, только участнику предлагают одновременно с корректурой считать вслух, петь песню, слушать, как ведущий произносит в иной, чем на бланке, последовательности буквы алфавита, и т. п.
Факультативное занятие по психологии по теме «Внимание». 8-й класс
Самое главное – быть внимательным.
Обращай внимание на все вокруг, на все,
что видишь, на все, что не замечают другие
– и ты будешь знать, что другим неведомо.
«Город Эмбер: Побег»
Цель: дать представления учащимся о функции внимания, ее видах и свойствах.
Задачи:
- определить функцию внимания как направленности сознания на объект;
- рассмотреть условия возникновения внимания;
- рассмотреть виды внимания;
- изучить его свойства;
- в практических заданиях определить индивидуальные особенности внимания учащихся;
- показать возможности повышения качества внимания.
Продолжительность занятия: 2 урока (90 мин.
Численность группы: 10-15 человек.
Материалы: секундомер, призентация урока, таблицы на каждого ученика с буквами и цифрами, бланки «Перепутанные линии».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Введение в урок (Слайд 2.)
– Добрый день, ребята! Вначале урока я хочу вам рассказать индусскую притчу. Прослушав ее, пожалуйста и попробуйте определить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Притча
«Магараджа выбирал себе министра. Он возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их окликали, пугали, отвлекали, и они проливали. «Это не министры», – говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни пугания, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда.
«Стреляйте!» – крикнул повелитель. Стреляли, но и это не помогло. «Это министр!» – сказал магараджа. «Ты слышал крики?» – спросил он его. «Нет!» – «Ты видел, как тебя пугали?» – «Нет. Я смотрел на молоко». «Ты слышал выстрелы?» – «Нет, повелитель! Я смотрел на молоко»».– И так о чем у нас сегодня пойдет речь? (Выслушать все ответы учеников).
Формулирование темы и целей урока (Слайд 3.)
– Правильно, мы сегодня будем говорить о внимании
II. Основная часть урока
– Давайте разберемся, в чем заключается сущность внимания. Очень хорошо ее показывают Вачков И. и Битянова М. в своей книге « Я и мой внутренний мир». «Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют.
Сейчас каждый из вас в своих тетрадях
попробует самостоятельно создать
определение внимания.
– Кто желает озвучить свое определение? (Выслушать
желающих).
Определение (Слайд 4.)
Внимание – это направленность сознания,
его сосредоточенность на объектах, которые имеют
для человека определенную значимость .
Для того чтобы мы обратили внимание на какой-либо
объект, необходимо, чтобы он нас каким-то образом
«зацепил».
Признаки возникновения внимания (Слайды 5-9)
Эксперимент
Класс разбивается на пары, каждый в паре
должен рассказать друг другу, интересную
историю, которую он прочитал, увидел за
последний месяц. Каждому человеку в группе дано
по 1 минуте, для того чтобы рассказать свою
историю. Два человека выходят к учителю. У
каждого задание узнать, что интересного
произошло у одного из одноклассников. За
первым закрепляется один человек , за вторым
другой. Через 2 минуты у каждого узнается, что они
услышали. Вначале узнается, что они узнали об
интересной истории того человека к кому они
прислушивались. Второй раз, что слышали об
истории любого другого одноклассника.
Вслушавшись в речь какого-то одного человека, слова, произносимые остальными, не воспринимаются.
Вывод: наше внимание избирательно. Мы всегда уделяем в окружающей обстановке больше внимания чему-либо одному. В ущерб остальному. Чему – зависит от нашего контроля над ситуацией, хотя при этом нельзя сказать, что мы полностью отключились от остального.
Виды внимания (Слайд 10)
В зависимости от наличия или отсутствия
сознательной цели человека сосредоточить свое
внимание на чем-либо выделяют, соответственно
произвольное и не произвольное внимание.
Произвольным внимание становится тогда, когда человек управляет им. Обращает внимание на что-то, не яркое, что не кажется в данный момент интересным, или что стало настолько привычным, если бы не усилия воли, человек бы перестал это замечать. Например, вы собираетесь учить русский и читать книгу «Гарри Поттер». Ваше внимание будет приковано к роману. Ведь он для вас интересен, чем правила правописания. Перейти к изучению правил можно будет только, при помощи воли включив произвольное внимание.
– Как вы думаете, а если бы наше внимание всегда было произвольным, хорошо бы было нам? (Выслушать мнение учащихся).
Вывод. Непроизвольное внимание нам необходимо оно помогает человеку ориентироваться во внешнем мире.
Есть еще один вид внимания – послепроизвольное. Этот термин введен отечественным психологом Н.Ф.Добрыниным. Часто бывает так, что деятельность, которая вначале требовала волевых усилий для сосредоточения внимания, становится затем интересной и увлекает нас. Например, с неохотой вы приступили к подготовке реферата по литературе. Сосредоточиться было трудно, но постепенно оказалось, что вам попалась интересная тема, и вот уже никакие телефонные звонки друзей, телевизионные передачи не могут оторвать вас от работы. В этом случае говорят о послепроизвольном внимании, возникшем из произвольного. (Слайд12)
Свойства внимания
(Слайд 13. )1. Распределение
Эксперимент
1) Попробуйте одновременно указательным пальцем левой руки стучать по столу, указательным пальцем правой руки делать вращательные движения и при этом громко читать книгу.
2) Попробуйте, одновременно написать
левой рукой свое имя, а правой – свою фамилию.
После эксперимента вопросы классу: у кого
получился эксперимент? В чем, вы испытывали
трудности? Как вы думаете, что помогает
человеку делать насколько дел одновременно?
Вывод: выполнять одновременно несколько разных дел человеку помогает распределение внимания. Многочисленные исследования показывают, что мы можем делать два (или даже больше) дел одновременно, если все они (или за исключением одного из них) доведены до автоматизма. Одна из выполняемых деятельностей находится при этом в центре внимания, а остальные – на краях его.
2. Переключаемость
Переключаемость – это способность человека преднамеренно переключаться с одного дела на другое. В обычной жизни мы предпочитаем следить за более важной для нас деятельностью и объектами. Любой водитель на оживленном перекрестке почти автоматически отключается от разговора с собеседником. Если кто-то на вечере в дальнем конце комнаты скажет: «Ты помнишь, что сделала в этом случае Наташа?», то все Наташи, занятые своими беседами, тут же невольно насторожатся и повернут головы.
Эксперимент. (Приложение 1)
Эксперимент позволит вам установить вашу переключаемость.
Инструкция: В этом эксперименте на каждом этапе нужно фиксировать время, которое вам понадобится для выполнения задания. После окончания каждого этапа поднимите руку, я назову ваше потраченное время на выполнения работы.
Первый этап: укажите в таблице и
назовите числа в убывающей последовательности
(от 25 до 1).
Второй этап: укажите в таблице и назовите
буквы по алфавиту (от А до Ц).
Третий этап: поочередно находите в таблице
числа в убывающей последовательности и буквы по
алфавиту.
Время переключения внимания (t)вычисляется по формуле:
t = t3 – (t1 + t2), где t1, t2, t3 – время выполнения задания на 1-м, 2-м и 3-м этапах.
3. Отвлекаемость
Если же человек переносит внимание с одного объекта на другой вопреки своему сознательному намерению, то это уже отвлекаемость. Почему во время скучного урока кто-то начинает смотреть за окно и «считать ворон»? Просто это ученик отвлекся.
4. Устойчивость
Устойчивость – это способность длительно сосредоточиться на объекте или выполняемой деятельности. Проверить свою устойчивость внимания вам поможет следующий эксперимент.
Эксперимент. (Приложение 2)
Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:
19 и более – отлично;
10-18 – хорошо;
4- 9 – удовлетворительно;
3 и менее – неудовлетворительно.
5. Концентрация внимания
Данное свойство определяет, насколько
сильно, интенсивно мы сосредоточиваемся на
объекте.
Кроме того, концентрация зависит и от нашей
сопротивляемости отвлекающим факторам
(психологи называют ее «помехоустойчивостью»).
В одной старинной притче некий ценитель книг
придумал удивительный способ проверять,
интересная книга или нет. Он выходил с этой
книгой на крыльцо в трескучий мороз, и если
чтение увлекало его настолько, что холод не
мешал, то книга попадала на полку, а если
сконцентрировать внимание не удавалось, то
человек этот бросал книгу в огонь, вернувшись в
дом и греясь у очага.
Вы можете проверить свою концентрацию более
простым и менее жестоким по отношению к книгам
способом.
– Смотрите на надпись и читайте по-русски. (Слайд 14.)
RYGДNFОYRQРCDSОVSFLIUГZXSУRW RUGОNVXZСQWRИSDFЛXZVИLIYТWQ GFИWQVДNGFУYRWЩILJИSXZЙNVF
6. Объем внимания
Это свойство зависит от количества
объектов, которые могут быть охвачены вниманием
человека одновременно (в пределах 0,1 секунды).
Обычно при восприятии простых объектов (цифр,
букв, фигурок и т. п.) объем внимания составляет 5 +
2 элементов.
Между объемом внимания и его концентрацией
существует определенное соотношение: чем выше
интенсивность или сила внимания, тем меньше его
объем.
III. Подведение итогов (Слайд 15)
– Что узнали нового на занятии? Что
поняли на занятии?
– Что понравилось на занятии? Что не понравилось?
IV. Домашнее задание (Слайд 16)
Творческое задание на тему: «Как быть, если требуется внимание собеседника?»
V. Ритуал прощания (Слайд 17)
– Спасибо за ВНИМАНИЕ!
Список литературы:
1. Вочков В.И., Битянова М.Р..Я и мой
внутренний мир. Психология для старшеклассников
– СПб.: «Питер», 2009.
2. Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А.
Психология 8-11 класс. Учебник.– СПб.: «Питер», 2000.
3. Уколова М.Необыкновенное путешествие
обыкновенного мальчика в страну психику.//
Школьный психолог. – № 14 – 2008.
3. https://zdd.1sept.ru/2006/17/4.htm
Внимание | Теории психологии
Одной из основных тем когнитивной психологии является внимание. Возможно, вы здесь, потому что готовитесь к тесту или пишете исследовательскую работу по теориям избирательного внимания. В любом случае, мы стремимся предоставить вам наилучшую общую информацию по теме, чтобы вы могли продолжить свои исследования и внести свой вклад в психологию.
Когда вы читаете эту страницу, ваш мозг получает множество входных данных:
- Информация, представленная на экране перед вашими глазами
- Ощущение ног на полу
- Звуки ваших ушей, слушающие окружающий шум
- Ощущение пальцев на мыши или телефоне
Когда дело доходит до внимания, вы не можете сосредоточиться на всем сразу. Тем не менее, вы можете сосредоточиться на одном в течение определенного периода времени.
Что такое внимание в психологии?
Теории избирательного внимания
Невнимательность и слепота к изменениям
Известные явления в исследовании внимания
СДВГ
Что такое внимание в психологии?
Внимание определяется в психологии как избирательная концентрация нашего сознания на определенных сенсорных входах или процессах. Это включает в себя нашу способность сосредоточиться на информации, имеющей отношение к поставленной задаче, игнорируя при этом другую бесполезную информацию.
Многие психологи изучали и создавали теории внимания. На этой странице мы кратко рассмотрим некоторые из этих теорий. Более подробную информацию об этих теориях можно найти на нашем сайте. Кликай и плати внимание к тому, что вы читаете о внимании!
Некоторые важные теории и явления, касающиеся внимания, включают:
- Модель фильтра Бродбента
- Модель аттенюатора Treisman
- Слепота к изменению
- Невнимательность Слепота
- Подсознательная реклама
- Эффект Струпа
- Многозадачность
- Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ)
Теории избирательного внимания
Модель фильтра Бродбента (1958)
В одной из первых моделей внимания Дональд Бродбент предложил фильтровать информацию на основе физических характеристик. Он сказал, что у нас есть фильтр, где мы можем выбирать, что слушать. Например, если вы слушаете свою сестру, у которой более высокий голос, ваше внимание будет «узким местом», и вы не услышите, как ваш брат говорит на заднем плане.
Модель фильтра Бродбента имеет несколько отверстий, одно из которых — эффект коктейльной вечеринки. Представьте себя на вечеринке, и вы увлеченно разговариваете с красивой женщиной, пока парень на полпути через комнату не произносит ваше имя. Каким-то образом ты слышишь свое имя. Это означает, что вы не «запирали» свое внимание только на красивой женщине…
Модель затухания Трейсмана (1964)
Энн Трейсман на самом деле была одной из учениц Бродбента и продолжила его работу над теорией внимания. Она предположила, что вместо того, чтобы «задерживать» ту информацию, которая доходит до нашего внимания, мы просто «ослабляем» ее. Думайте об этом как о ручке громкости, с помощью которой мы можем уменьшать и увеличивать определенные раздражители.
Когда вы разговариваете со своей сестрой, вы отказываетесь от всего остального, чтобы внимательно слушать. Когда кто-то еще произносит ваше имя на вечеринке, громкость была низкой, но достаточно низкой, чтобы вы все еще слышали его, а затем вы увеличили громкость, потому что ваше имя является важным словом для вас.
Эти две теории — всего лишь несколько теорий избирательного внимания. На нашей странице вы сможете узнать о многих других теориях и явлениях, касающихся избирательного внимания, в том числе:
- Эффект коктейльной вечеринки (почему вы обращаете внимание на свое имя на коктейльной вечеринке или другом шумном мероприятии)
- Дихотическое задание на прослушивание
- Слежка
- Уместность Модель внимания
- Упорство Нормана Модель
- Многомодовая теория Джонстона и Хайнца
Слепота невнимательности и слепоты к изменениям
Слепота невнимательности
Другой очень похожий эффект называется слепотой невнимательности. Это неспособность человека заметить то, что полностью видно, потому что его внимание было сосредоточено на чем-то другом. Например, когда вы смотрите на свой телефон во время вождения, вы можете не заметить оленя, пытающегося перейти дорогу, или другую машину, перестраивающуюся с полосы движения.
Примеры невнимательной слепоты: невидимая горилла
Одним из самых ярких примеров слепоты по невнимательности является исследование «Невидимая горилла». На этом веб-сайте есть целая страница, посвященная влиянию и значимости этого исследования. А пока вот лишь краткая информация о том, как проводилось исследование:
«В 1999 году Крис Чабрис и Дэн Саймонс провели эксперимент, теперь известный как «Эксперимент с невидимой гориллой». Они сказали участникам, что посмотрят видео людей, передающих баскетбольные мячи. В середине видео человек в костюме гориллы на мгновение прошел по кругу.
Исследователи спросили участников, увидят ли они гориллу. Конечно, будут, верно? Не так быстро. Перед тем, как исследователи попросили участников посмотреть видео, они попросили их посчитать, сколько раз люди в белых футболках пропускали мяч. В этом первоначальном эксперименте 50% участников не смогли увидеть гориллу!»
Слепота к изменениям
Слепота к изменениям — это явление, которое возникает, когда участнику показывают два разных стимула, но он не замечает никаких изменений. Почему это важно? Он используется в качестве доказательства против показаний очевидцев и в таких ситуациях, как отвлеченное вождение.
Слепота к изменениям немного отличается от слепоты по невниманию. Вот что говорит об этой разнице Американская психологическая ассоциация:
«Слепота по невнимательности — это один из двух перцептивных феноменов, которые начали менять представление ученых о зрительном восприятии, превратив его из видеопленки в нечто гораздо менее точное. Начиная с 1970-х годов исследователи начали распознавать явление, называемое «слепота к изменениям», обнаружив, что люди часто не могут обнаружить изменения в своем поле зрения, если это изменение происходит во время движения глаз или когда взгляд человека прерывается каким-либо иным образом. Такие открытия вызвали споры о том, как — и действительно ли — мозг хранит и интегрирует визуальную информацию».
Примеры слепоты к изменениям: ошибки непрерывности
Слепота к изменениям часто мешает нам замечать ошибки в фильмах и телешоу! Следующие примеры из нашего поста о слепоте к изменениям показывают, как много мы можем упустить! Сколько из этих ошибок вы действительно заметили?
- «В фильме Новолуние у Джейкоба новая татуировка. Но расположение этой татуировки редко совпадает на протяжении всего фильма! Он появляется на верхней части его руки, а затем опускается вниз в других кадрах.
- В «Бегущий по лезвию » показан дублер Жоры. Много. С некоторыми довольно очевидными кадрами крупным планом.
- Также в «Бегущий по лезвию » Рой Бэтти погибает ночью во время шторма. Вскоре после этого выпускают пару голубей — в безоблачный, прекрасный солнечный день.
- В одной из самых больших сцен «Эйс Вентура: Когда природа зовет » мы наблюдаем, как Джим Керри разгадывает тайну, а Винсент Кэдби играет рядом с ним в шахматы. В более позднем кадре все шахматные фигуры исчезли! Даже позже шахматные фигуры возвращаются!»
Известные явления в исследованиях внимания
Подсознательная реклама
Когда дело доходит до внимания в психологии, одной из самых интересных тем является подсознательная реклама. Это реальная вещь? Действительно ли это увеличивает прибыль?
Существует множество исследований подсознательной рекламы, но вывод прост: они на самом деле не работают. Неформальные и формальные исследования подсознательной рекламы показывают, что попытки стимулировать поведение аудитории с помощью подсознательной рекламы не оказывают существенного влияния на ее поведение. Это не мешает брендам использовать его в своей рекламе!
В этом сообщении в блоге от HubSpot перечислены несколько способов, которыми бренды добавляют «незаметные» сообщения в свою рекламу и логотипы. Будут ли эти шаги влиять на клиентов, пока неизвестно, но они, безусловно, являются отличными примерами дизайна и творчества!
Эффект Струпа
Эффект Струпа — это действительно интересная вещь, которая возникает, когда мозг демонстрирует уменьшение времени реакции при фокусировке на двух стимулах.
Лучший способ объяснить эффект Струпа и то, как он связан с вниманием, — это попытаться прочитать цвета ниже. Не сосредотачивайтесь на чтении слов, вместо этого произносите вслух цвет каждого слова.
Это довольно сложно, не так ли?
Существует множество теорий, почему это происходит:
- Теория скорости обработки
- Параллельная распределенная обработка
- Теория автоматизма
Прочитайте все об этих теориях, а также о вариантах эффекта Струпа прямо здесь!
Многозадачность
Одним из практических применений изучения внимания является наше понимание того, как работает многозадачность. Почти во всех исследованиях, которые я просмотрел, многозадачность значительно снижает эффективность обеих задач. Другими словами, многозадачность кажется бременем, а не средством повышения производительности.
Почему? Когнитивные психологи говорят, что это связано с тем, что смена задач имеет свою цену. Когда ваш мозг переключается с одной сложной задачи на другую сложную задачу, вы должны заплатить за «переключение передач». Это показывает, что внимание не любит быть разделенным и что сосредоточение внимания в течение длительных периодов времени лучше, чем несконцентрированная «многозадачность».
Американская психологическая ассоциация более красноречиво разделяет эту идею:
«Хотя затраты на переключение могут быть относительно небольшими, иногда всего несколько десятых секунды на переключение, они могут составлять большие суммы, когда люди переключаются несколько раз назад и вперед между задачами. Таким образом, многозадачность может показаться эффективной на первый взгляд, но на самом деле может занять больше времени и привести к большему количеству ошибок. Мейер сказал, что даже кратковременные умственные блоки, возникающие при переключении между задачами, могут стоить до 40 процентов чьего-то продуктивного времени».
Это заставило меня поверить, что многозадачность — это миф. И хотя можно выполнять несколько задач в течение коротких периодов времени, вы можете получить больше пользы от осознанного группирования задач или просто выполнения одной задачи за раз.
СДВГ
Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ)
В мире, который требует от нас постоянной многозадачности, удерживать внимание в течение длительных периодов времени может быть непросто. Уведомления отвлекают нас от текущих задач. Проблемы мира, проблемы в наших домах и другие проблемы могут занимать нас, когда мы пытаемся работать. Является ли наша неспособность обращать внимание результатом окружающей среды или признаком более серьезной проблемы, закодированной в нашей ДНК?
Ответ может удивить вас, если вы изо всех сил пытаетесь сосредоточиться. Пользователь Reddit обратился к пользователям сабреддита с СДВГ, спрашивая, откуда они узнали, что у них СДВГ во взрослом возрасте. Вот один из ответов:
«Девушка, 25 лет, очень хорошо училась в школе до 15 лет. Потом стало немного сложнее, но с минимальными усилиями я все еще могла это делать. В универе я использовал кофеин для учебы. Боролся до конца, пока не получил выпускной проект от моего технического мастера U. Это было слишком (наряду с другими вещами в моей личной жизни), и я сломался.
Я всегда чувствовал, что у меня что-то не так, что-то вроде блокировки в голове, как вы описываете. Кроме того, я никогда не чувствовал себя по-настоящему энергичным, разве что после долгого отпуска с родителями в детстве. Я был мечтателен, волновался, чувствовал очень сильные эмоции и очень быстро переключался между ними.
После нервного срыва я исследовал свои симптомы (нет концентрации, усталость, раздражительность и т. д.) и пришел к СДВГ. Пошла с этим к врачу, получила направление к психологу, сдала анализы и вот. Теперь у меня есть терапия, и мне приходится иметь дело с переутомлением, депрессией и тревогой (производительности) из-за «нелеченного» (неизлечимого) СДВГ».
Неспособность сохранять фокус или внимание может быть признаком нейродивергенции.
Бесплатный тест на СДВГ
Часто люди проходят тесты на СДВГ, чтобы определить, нужно ли им обратиться к врачу. Эксперты считают, что от 2 до 4% взрослого населения борются с СДВГ, хотя диагностика СДВГ может быть затруднена. У мужчин и женщин часто проявляются разные симптомы СДВГ, и с возрастом симптомы могут различаться.
Хотя тест на СДВГ доступен на этом веб-сайте, он никоим образом не заменяет диагностику. Обратитесь к медицинскому работнику, если вы считаете, что боретесь с СДВГ или другим типом нейродивергенции.
Многое еще предстоит узнать о внимании и психологии! Продолжайте читать, чтобы узнать, как наш разум обращает внимание на окружающий мир.
Когнитивная психология — Внимание — 1402 Слова
Содержание
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Литература 9 0242
Введение
Внимание — это понятие, изучаемое когнитивной психологией и относящееся к тому, как человек обрабатывает информация, полученная из внешнего мира. Существует множество видов внимания, предназначенных для разных областей взаимодействия человека с окружающей средой и осуществляемых посредством различных процессов в разных частях человеческого мозга. В следующей статье будет рассмотрено внимание вместе с его механизмами. Кроме того, будет обсуждаться интеграция как раздел когнитивной психологии и ее библейское восприятие.
Внимание можно определить как механизм, помогающий человеку поддерживать мышление, восприятие и осуществлять контроль над поведением, несмотря на влияние стимуляторов и раздражителей из окружающей среды (Sewell & Lewandowsky, 2012). В зависимости от ситуации, в которой может оказаться человек, разные виды внимания задействованы в разных областях его мозга. Различают три основных типа внимания: выбор, контроль и бдительность. Многочисленные теории, разработанные психологами с самыми разнообразными подходами, разрабатываются с целью объяснения особенностей различных видов внимания.
Основное тело
Воздействие большего количества стимулов и раздражителей из внешнего мира, чем мозг способен эффективно обработать за определенный период времени, требует механизма, помогающего сортировать полученную информацию и реагировать только на самые важные ее фрагменты. Этот механизм — внимание. Внимание помогает человеческому мозгу обрабатывать все полученные сигналы из окружающей среды и различать, какие из этих сигналов требуют срочной реакции, а какие можно игнорировать. Из-за разнообразия сигналов из внешнего мира, которые конкурируют за наше внимание, нам нужен механизм, помогающий нам различать важные сенсорные впечатления от тех, которые можно игнорировать (Найт, 19).97). Этот механизм – отбор.
Отбор — это механизм внимания, который помогает нашему мозгу управлять своими ресурсами при обработке важной информации и той, которую можно игнорировать (Raffone, Tagini & Srinivasan, 2010). Отбор помогает нашему мозгу разрешить конкуренцию между многочисленными сенсорными впечатлениями, поступающими из внешнего мира. При избирательном внимании существует два типа механизмов, ответственных за обработку сигналов из окружающей среды, включая эндогенные и экзогенные механизмы (Frith, C.D. & Frith, U., 19).99).
Эндогенный механизм обусловлен стремлением нашего сознания получить более подробную информацию о каком-либо конкретном объекте или явлении внешнего мира (Dittrich & Stahl, 2012). Чтобы проиллюстрировать это, когда человек находится на вокзале, чтобы встретить своего родственника, он или она видит лица многих пассажиров поезда, в котором этот человек собирается прибыть, но механизм эндогенного внимания будет реагировать только на лицо. своего родственника. Еще одна иллюстрация, когда человек находится в людном месте, где разговаривает множество людей, но его интересует только один разговор. В этой ситуации эндогенное внимание человека концентрируется на голосах тех, кто участвует в этом разговоре, и на их словах.
Механизм экзогенного внимания предназначен для обработки информации о неожиданных сигналах из внешнего мира (Dittrich & Stahl, 2012). Чтобы проиллюстрировать это, когда человек слышит внезапный шум, его или ее внимание концентрируется на источнике этого шума. В этом случае форма внимания, которую проявляет мозг, не осознается, то есть человек не планирует концентрировать свое внимание на источнике неожиданного шума, и такая концентрация происходит автоматически.
Другой тип избирательного внимания — разделенное внимание. Распределенное внимание помогает человеку сконцентрироваться на нескольких вещах одновременно. Например, когда водитель пытается сконцентрироваться на дорожных знаках, его внимание также направлено на прием сигналов, сохраняющих поведение пешеходов, радиопередачу и разговор пассажира. В случае телефонного звонка на рассеянное внимание водителя возлагается еще большая нагрузка. К сожалению, человеческое рассеянное внимание ограничено, что становится причиной многих неудач. Не многие люди одарены эффективными механизмами разделенного внимания. Среди самых выдающихся из них был Юлий Цезарь, который мог одновременно выполнять до десяти и более дел.
Управление вниманием относится к процессу, когда высшие уровни мозга направляют деятельность низших; этот тип внимания также называют исполнительной функцией, поскольку он описывает способность мозга к управлению (Kastner & Ungerleider, 2000). Среди многих форм управления вниманием наиболее важными являются планирование и проспективная память. Планирование подразумевает организацию набора поведенческих стратегий, направленных на выполнение важной задачи. Проспективная память относится к достижению целей, установленных на определенные даты. Примерами проспективной памяти являются оплата счетов в определенный день и посещение спортзала в определенные дни недели.
Бдительность — третья по распространенности форма внимания. Эту форму также называют устойчивым вниманием. Устойчивое внимание относится к концентрации внимания на одном объекте или деятельности в течение определенного периода времени без потери фокуса. Бдительность помогает людям сосредоточиться на важных для них задачах, несмотря на внешние раздражители. Например, когда студент пишет контрольную, он должен быть сконцентрирован на этом процессе, несмотря на другие сигналы из окружающей среды; в противном случае он или она может потерпеть неудачу. Бывает множество ситуаций, когда людям нужна бдительность, и в большинстве таких ситуаций от работы их мозга зависит будущее людей, и даже сама их жизнь или жизнь других людей. Примеров этого явления множество, включая работу регулировщиков, спасателей, водителей и так далее. Бдительность — это один из самых сложных механизмов внимания, который реализуется в различных областях головного мозга человека, включая правую лобную кору, теменную кору и дорсальную поясную кору (Kastner & Ungerleider, 2000).
Внимание является широкой темой психологических исследований, что объясняет существование множества теорий, стремящихся понять концепции его функционирования. Среди наиболее распространенных теорий — теория интеграции Трейсмана, теория избирательного внимания Нормана, теория фильтров Бродбента и теория внимания Познера. Все эти теории сходятся в том, что способность человеческого внимания имеет предел, и когда этот предел превышен, могут произойти несчастные случаи.
Теория интеграции в когнитивной психологии направлена на объяснение концепций человеческого поведения посредством связывания различных переживаний в единство сознания (Goldstein, 2011). Эта теория считается одной из самых влиятельных теорий, объясняющих зрительное внимание и восприятие человека. Суть этой теории заключается в соединении опыта, полученного человеком из внешнего мира, с экспериментами и исследованиями со знаниями, данными человеку наверху. С библейского мировоззрения эту теорию можно рассматривать как довольно двусмысленную. Неопределенная природа этого явления заключается в актуальном понимании библейского мировоззрения. Хорошо известно, что разные религии по-разному видят Библию и изложенные в ней истины. Например, католическое духовенство отвергает выводы интеграционной подобласти когнитивной психологии, утверждая, что они противоречат стандартам, указанным в Библии. Однако честный подход к Библии помогает увидеть, что Бог не противостоит человеческому восприятию мира через их переживания из окружающей среды. Напротив, Библия побуждает людей воспринимать окружающий мир путем сочетания религиозных знаний и фактов, наблюдаемых в мире природы. Например, в Римлянам 1:20 Библия побуждает людей узнавать о невидимых качествах Бога, включая Его вечную силу и Божественность через сотворение мира и далее, а также о том, что сотворено.
Заключение
В заключение следует отметить, что внимание – многогранное явление, управляемое человеческим мозгом. В течение жизни человек вырабатывает внимание, данное ему при рождении. На поведение человека большое влияние оказывает способность мозга демонстрировать должный уровень внимания. В случае, если у человека есть расстройства внимания, качество его или ее жизни будет низким, а сама жизнь может оказаться под угрозой; чем больше внимания уделяется человеку, тем значительнее может быть его или ее роль в обществе. Когда механизмы внимания человека повреждаются из-за заболеваний головного мозга или нарушений развития, его или ее поведение значительно ухудшается, что приводит к множеству проблем для человека. В случае, если у человека развивается какая-либо форма расстройства внимания, может помочь правильная медикаментозная терапия, достаточный отдых и специально разработанные тренировки.
Ссылки
Диттрих, К., и Шталь, К. (2012). Избирательное нарушение слухового избирательного внимания при одновременной когнитивной нагрузке.