Темперамент это…
Темперамент — это совокупность психических и физиологических черт человека, которые определяют характер его реакций на внешние раздражители. К последним относится все окружающее: другие люди, животные, события, обстоятельства и прочее.
В ЕГЭ по обществознанию темперамент — это головная боль всех сдающих. Правда они этого не осознают, а понимают только уже после сдачи экзамена. Чтобы вам не снизили баллы по этой теме, надо четко себе представлять, что такое темперамент? В этой статье кратко и простыми словами как раз об этом как раз и поговорим!
Кстати, перед прочтением этой статьи рекомендую статьи: что такое личность и про понятия индивидуальность, личность человека.
Понятие
Перечитайте определение в начале его статьи. Далее мы его разберем на примерах.
Ну то есть: вот едете вы в переполненном автобусе, вас со всех сторон давят, наваливаются. Вас это бесит, и не только Вас, кстати! Других тоже. Но каждый на это реагирует по разному: кто-то начинает пререкаться с кондуктором, кто-то просит открыть форточку, кто-то просто уставился в одну точку и слушает музыку или аудиокнижку, а кто-то выйдя из автобуса вслух обматерит его и всех его пассажиров, так, что никто не услышал, но тем не менее вслух.
В этом и проявляется темперамент: характер реакции на внешние раздражители. То же самое и с любыми другими ситуациями.
В психологии темперамент понимается исключительно как «совокупность психических свойств человека, от которых зависят его реакции на других людей и социальные обстоятельства».
Между тем в обществознании нам важно понять суть: чем обусловлен темперамент — биологическими или социальными чертами, врожденными или приобретенными? Разобраться в этом крайне важно, потому как многие вопросы на реальном экзамене проверяют именно это. Кстати, про соотношение природного и биологического в человеке детально тут.
Чем обусловлен темперамент
О темпераменте ученые задумались давненько. Одним из первых известных нам людей был Гиппократ — отец медицины. Он считал, что каждый человек реагирует на другого исходя из баланса четырех жидкостей в его организме. Если у тебя много желчи, то будешь холериком (ниже опишем эти виды), и так далее. Гиппократ положил начало гуморальной теории темперамента.
Что же дальше. Дальше был И.П. Павлов, известный физиолог. Проводя свои бесчисленные эксперименты над бедными собаками, он пришел к выводу, что характер рефлексов животных обусловлен не абы чем, а строением нервной системы каждой особи. Именно от нервной системы и зависит реакция животного или человека на внешние раздражители.
Схема «Типы темперамента»
Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые позже соотнесли с четырьмя типами темперамента:
- Сангвиники — люди с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Это реалисты, материалисты, «живчики», которым постоянно что-то надо от жизни.
- Холерики — люди сильный, неуравновешенный, подвижный. Возбуждение у таких преобладает над торможением. Такие люди будут скорее всего вечно что-то искать: смысл жизни, какую-то высшую цель, не понимая, что сами себе ее могут поставить.
- Флегматики — это люди сильной, уравновешенно и инертной нервной системой. Расшевелить флегматика практически невозможно. Он будет невозмутим даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Как правило это пофигисты.
- Меланхолики — это люди со слабой, неуравновешенной подвижной или инертной нервной системой. Это люди как правило интроверты, направленные в себя. Они могут быть буддистами, аскетами, людьми неординарными и очень интересными, но легко восприимчивыми и ранимыми.
Важно понимать, что в реальности чистых видов практически нет, преобладают смешанные виды.
«Ну так и что?», — спросите Вы. Чем же обусловлен темперамент: природой или социальными явлениями? Кстати, что такое социальное, смотрите здесь. Разумеется природой, биологией. Сами подумайте. Если каждый вид темперамента — это какой-то конкретный вид нервной системы. А чем обусловлена нервная система? Разумеется строением клетки ДНК, наследственностью. То есть если у вас, к примеру, оба родители были флегматиками, то и Вы скорее всего будете таким же. Но тут, понятно, что и у Ваших родителей были родители и как там наследственность повернется, бог его знает!
Но еще раз, темперамент — обусловлен биологически, это биологическое свойство личности. Запомните раз и навсегда. Нервная система — это биология, анатомия. Она не возникает под влиянием воспитания, социализации или в ходе получения обыденного опыта! Она наследуется от рождения и поэтому врожденный! Поэтому если видите в задании ЕГЭ выбрать биологически обусловленные в человеке явления и видите темперамент — смело его выбирайте!
Кстати, все ответы на Банк заданий ФИПИ ЕГЭ по обществу можно скачать отсюда. А ответы ФИПИ по ОГЭ есть тут.
Поделиться в соц. сетях
5.2. Понятие о личности. Соотношение биологического и социального в человеке. Темперамент и характер
Основная роль в формировании психосоциального статуса человека принадлежит личности.
Проблема личности издавна интересует не только философов, психологов, но и врачей, политиков и писателей. Она относится к числу самых сложных и трудных проблем. Об этом говорит и то обилие разноречивых концепций и определений личности, которые существуют. Трудно дать всеобъемлющее определение личности. Известное определение личности, данное К. Марксом, рассматривающим личность “как совокупность общественных отношений”, выражает ту мысль, что личность не может быть правильно понята вне системы общественных отношений, ибо она возникает только с появлением человека как социального существа. Личность — это человек как член общества, с которым он вступает в неминуемые отношения. Именно личность как высшее проявление индивидуальности человека обеспечивает сложнейшую систему отношений его с действительностью, систему взаимоотношений в разных меняющихся обстоятельствах общественной среды. О важности личности гласит изречение Гете: “Народы, рабы и победители всегда признавали, что высшее благо человека- его личность”.
Человек, выступая как личность, как индивидуальность, привносит свою уникальность в социальные ситуации и события. Это свидетельствует о непрерывном взаимодействии и взаимопроникновении внешних факторов и внутренних условий, иными словами “социальные обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят эти обстоятельства” (К. Маркс и Ф. Энгельс). Внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия. Невозможно поэтому рассматривать человека, его поведение, его деятельность без учета его личности. Так, реакция на различные обстоятельства жизни у человека будет обуславливаться не только их объективным значением, но и личным субъективным отношением к ним человека, иначе говоря, “явления внешнего мира влияют на него (человека) постольку, поскольку ими вызываются явления во внутреннем мире” (А. Шопенгауэр).
Проблема личности включает в себя вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. В характеристику личности входят такие врожденные ее элементы как темперамент и характер.
Темперамент (от лат. temperamentum — возбудимость, восприимчивость) характеризует темп реагирования и течения психической жизни. Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда значительны индивидуальные их качества. Не существует двух одинаковых людей, двух однотипных индивидуальностей.
Характер — это психическое своеобразие человека, индивидуальный тип психических реакций в ответ на действие непосредственных раздражений и впечатлений действительности. Характер больше всего зависит от меняющихся влияний среды, более полно, чем темперамент, адаптирует человека к действительности.
Издавна исследователи отмечали связь между конституцией человека и его характером. В 1921 г. появилось исследование немецкого психолога Э. Кречмера “Строение тела и характер”, где он показал зависимость между телесным складом и психическим обликом человека. Он подметил существующие неразрывные отношения между пикническим типом телосложения и общительностью, добродушием, склонностью к жизнеутверждающему оптимизму этих лиц. Наоборот, лицам с астеническим типом телосложения, как правило, оказывались присущи большая степень замкнутости, погруженности в мир собственных переживаний. Промежуточный тип — атлетический — характеризовался как наиболее гармоничный в его физическом и психическом содержании.
Чрезвычайно ценные работы по медицинской характерологии принадлежат нашим выдающимся психопатологам С.А. Суханову и П.Б. Ганнушкину, которые дали яркое описание истерического, психастенического или тревожно-мнительного, эпилептического и циклотимического характеров, сохраняющее значение до сих пор.
С учетом темперамента и характера, этих врожденных свойств организма, определяющих его индивидуальность, можно говорить, что “личность у каждого человека имеет такие же определенные признаки, как формы его тела, черты его лица” (С.С. Корсаков). Таким образом, характер реагирования человека на внешние условия, диапазон его жизненных возможностей, наконец, “мера возможного для него счастья” (А. Шопенгауер) зависят от личности, ее индивидуальности.
Способы жизненного реагирования представляют собой констелляцию разных факторов, среди которых личность, темперамент играют определяющую роль. Так, меланхолик примет за трагедию то, в чем сангвиник увидит лишь интересный инцидент, а флегматик — нечто, не заслуживающее внимания. С этих позиций находит объяснение и тот факт, что различные жизненные потрясения, как смерть близких, измена, конфликты, незаслуженные оскорбления, являясь психическими травмами, вместе с тем могут вызывать или не вызывать невроз.
Исход в болезнь определяется особенностями личности, ее отношений, ее нестойкостью и неспособностью правильной переработки событий и впечатлений реальной действительности.Вот эта значимость субъективного отношения человека к социальным воздействиям обретает особый смысл применительно к жизни людей в пожилые и старые годы. Жизненный путь — это индивидуализированное преломление личностью движения социально-исторической действительности. Поэтому любой период жизни, особенно предстарческий и старческий, следует рассматривать в концепции целостности жизненного пути.
Генетика поведения и темперамент ребенка
1. Goldsmith HH, Buss AH, Plomin R, et al. Круглый стол: Что такое темперамент? Четыре подхода. Детский Дев. 1987; 58: 505–529. [PubMed] [Google Scholar]
2. Plomin, R., Chipuer, H.M., & Neiderhiser, J.M. (1994). Поведенческие генетические доказательства важности раздельного окружения. В EM Hetherington, D. Reiss и R. Plomin (Eds. ), Отдельные социальные миры братьев и сестер: важность раздельной среды для развития. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
3. Plomin, R., DeFries, J.C., McClearn, G.E., et al., (2001). Поведенческая генетика. (4 -е изд. ). Уорт Паблишинг, Нью-Йорк.
4. Томас А. и Чесс С. (1977). Темперамент и развитие. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Брунер/Мазель.
5. Роу Д.К., Пломин Р. Темперамент в раннем детстве. J Pers Ass. 1977; 41: 150–156. [PubMed] [Google Scholar]
6. Бейли, Н. (1969). Руководство по шкалам развития младенцев Бейли. Нью-Йорк: Психологическая корпорация.
7. Басс, А. Х., и Пломин, Р. (1984). Темперамент: рано развивающиеся черты личности Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
8. Matheny AP., Jr. Запись поведения младенцев Бейли: поведенческие компоненты и анализ близнецов. Детский Дев. 1980; 51: 1157–1167. [PubMed] [Google Scholar]
9. Matheny AP., Jr Продольное близнецовое исследование стабильности компонентов из журнала Bayley’s Infant Behavior Record. Детский Дев. 1983; 54: 356–360. [PubMed] [Академия Google]
10. Cyphers LH, Phillips K, Fulker DW, et al. Близнецовый темперамент при переходе от младенчества к раннему детству. J Am Acad Child Adoles Psychiatry. 1990; 29: 392–397. [PubMed] [Google Scholar]
11. Голдсмит Х.Х., Басс К.А., Лемери К.С. Малыш и детский темперамент: расширенное содержание, более убедительные генетические данные, новые доказательства важности окружающей среды. Дев Психология. 1997; 33: 891–905. [PubMed] [Google Scholar]
12. Саудино, К. Дж., и Черный, С. С. (2001). Родительские оценки темперамента близнецов. В RN Emde & JK Hewitt (Eds.) Переход от младенчества к раннему детству: генетическое влияние и влияние окружающей среды в продольном исследовании близнецов Макартура (стр. 73–88). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
13. Стивенсон Дж., Филдинг Дж. Рейтинги темперамента в семьях молодых близнецов. Бр Дж Дев Психол. 1985; 3: 143–152. [Google Scholar]
14. Neale MC, Stevenson J. Систематическая ошибка Rater в шкалах темперамента EASI: исследование близнецов. J Per Soc Psychol. 1989; 56: 446–455. [PubMed] [Google Scholar]
15. Plomin R, Emde R, Braungart JM, et al. Генетические изменения и преемственность от 14 до 20 месяцев: продольное исследование близнецов Макартура. Детский Дев. 1993;64:1354–1376. [PubMed] [Google Scholar]
16. Plomin, R. & DeFries, JC (1985). Истоки индивидуальных различий в младенчестве: Проект усыновления в Колорадо Торонто: Academic Press.
17. Plomin, R., DeFries, J.C., & Fulker, D.W. (1988). Природа и воспитание в младенчестве и раннем детстве. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
18. Ганье, Дж. Р., Саудино, К. Дж. и Черный, С. С. (2003). Генетическое влияние на темперамент в раннем подростковом возрасте: мультиметодическая перспектива. В S. Petrill, R. Plomin, JC DeFries & JK Hewitt (Eds.). Переход к раннему подростковому возрасту: природа и воспитание (стр. 166–184). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
19. Plomin R, Coon H, Carey G, et al. Анализ усыновления родителей-потомков и братьев и сестер родительских оценок темперамента в младенчестве и раннем детстве. Дж Пер. 1991; 59: 705–732. [PubMed] [Google Scholar]
20. Schmitz, S. (1994). Личность и темперамент. В JC DeFries, R. Plomin, & D.W. Fulker (Eds.), Природа и воспитание в среднем детстве (стр. 120–140). Кембридж, Массачусетс: Блэквелл.
21. Саудино К.Дж., Макгуайр С., Рейсс Д. и соавт. Родительские оценки темпераментов EAS у близнецов, полных братьев и сестер, сводных братьев и сестер и сводных братьев и сестер. J Per Soc Psychol. 1995; 68: 723–733. [PubMed] [Google Scholar]
22. Черный С.С., Фулкер Д.В., Корли Дж.С. и соавт. Преемственность и изменение детской застенчивости от 14 до 20 месяцев. Поведение Жене. 1994; 24: 365–380. [PubMed] [Google Scholar]
23. Matheny AP., Jr Продольное близнецовое исследование стабильности компонентов из журнала Bayley’s Infant Behavior Record. Детский Дев. 1983;54:356–360. [PubMed] [Google Scholar]
24. Robinson JL, Kagan J, Reznick JS, et al. Наследуемость заторможенного и расторможенного поведения: исследование близнецов. Дев Психология. 1992; 28:1030–1037. [Google Scholar]
25. Саудино, К. Дж., Черный, С. С. (2001a). Источники преемственности и изменения наблюдаемого темперамента. В Р. Н. Эмде и Дж. К. Хьюитт (ред.) Переход от младенчества к раннему детству: генетические и экологические влияния в продольном исследовании близнецов Макартура (стр. 89–110). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
26. Саудино К.Дж., Итон В.О. Младенческий темперамент и генетика: объективное близнецовое исследование уровня двигательной активности. Детский Дев. 1991;62:1167–1174. [PubMed] [Google Scholar]
27. Saudino KJ, Eaton WO. Преемственность и изменение объективно оцененного темперамента: продольное исследование уровня активности близнецов. Бр Дж Дев Психол. 1995; 13:81–95. [Google Scholar]
28. Эмде, Р. Н. и Хьюитт, Дж. К. (2001). Переход от младенчества к раннему детству: генетические и экологические влияния в продольном исследовании близнецов Макартура. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
29. Саудино К.Дж., Черный С.С., Пломин Р. Рейтинги темперамента родителей у близнецов: объяснение корреляций Atoo low@ DZ. Твин Рез. 2000;3:224–233. [PubMed] [Google Scholar]
30. Саудино, К. Дж., Томпсон, Л. А., и Ганье, Дж. Р. (июнь 2000 г.). Генетические влияния на уровень активности в подростковом возрасте: действуют ли одни и те же генетические эффекты на родительские оценки, самооценку и механические измерения? Документ, представленный на 30-м ежегодном собрании Ассоциации генетики поведения, Берлингтон, штат Вирджиния.
31. Schmitz S, Saudino KJ, Plomin R, et al. Генетические и экологические влияния на темперамент в среднем детстве: анализ оценок учителей и тестировщиков. Детский Дев. 1996; 67: 409–422. [PubMed] [Google Scholar]
32. Braungart JM, Plomin R, DeFries JC, et al. Генетическое влияние на темперамент младенцев, оцененных тестерами, согласно оценке Bayley’s Infant Behavior Record: неусыновленные и приемные братья и сестры и близнецы. Дев Психология. 1992; 28:40–47. [Google Scholar]
33. Saudino KJ, McGuire S, Reiss D, et al. Родительские оценки темпераментов EAS у близнецов, полных братьев и сестер, сводных братьев и сестер и сводных братьев и сестер. J Per Soc Psychol. 1995;68:723–733. [PubMed] [Google Scholar]
34. Goldsmith HH, Hewitt EC. Достоверность родительского отчета о темпераменте: различия и необходимые исследования. Младенец Поведение Дев. 2002; 26:108–111. [Google Scholar]
35. Хван Дж., Ротбарт М.К. Поведенческие генетические исследования темперамента младенцев: результаты варьируются в зависимости от инструментов родительского отчета. Младенец Поведение Дев. 2002; 2: 112–114. [Google Scholar]
36. Пломин Р. Трудная концепция темперамента: ответ Томасу, Чессу и Корну. Ежеквартальное издание Меррилл Палмер. 1982;28:25–33. [Google Scholar]
37. Саудино К. Дж., Верц А., Ганье Дж. Р. и др. (в прессе). Ночь и день: так ли уж разные по темпераменту братья и сестры, как говорят родители? J Per Soc Psychol. [бесплатная статья PMC] [PubMed]
38. Саудино К.Дж., Пломин Р., ДеФрис Дж.К. Оцененный тестером темперамент в возрасте 14, 20 и 24 месяцев: изменение окружающей среды и генетическая преемственность. Бр Дж Дев Психол. 1996; 14: 129–144. [Google Scholar]
39. Эрикссон Г.С., Перссон Г. Взаимосвязь между образом жизни семьи и темпераментом детей по оценке родителей недоношенных детей. J Детское здравоохранение. 2003;7:89–100. [PubMed] [Google Scholar]
40. Леве Л.Д., Скарамелла Л.В., Фагот Б.И. Младенческий темперамент, удовольствие от воспитания детей и семейное счастье в приемных семьях. Журнал психического здоровья младенцев. 2001; 22: 545–558. [Google Scholar]
41. Cohen DJ, Dibble E, Grawe JM. Представления отцов и матерей о личности ребенка. Арх генерал психиатрия. 1977; 34: 480–487. [PubMed] [Google Scholar]
42. Голдсмит, Х. Х., и Кампос, Дж. Дж. (1986). Фундаментальные вопросы изучения раннего темперамента: Денверское исследование темперамента близнецов. В М. Э. Лэмб, А. Л. Браун и Б. Рогофф (ред.) Достижения в области психологии развития (Том 4, стр. 231–283). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
43. Ювелир Х.Х., Готтесман II. Происхождение различий в поведенческом стиле: продольное исследование темперамента у молодых близнецов. Детский Дев. 1981; 52: 91–103. [PubMed] [Google Scholar]
44. Goldsmith HH, Lemery KS, Buss KA, et al. Генетический анализ основных аспектов детского темперамента. Дев Психология. 1999; 35: 972–985. [PubMed] [Google Scholar]
45. Литтон, Х. (1980). Взаимодействие родителей и детей: процесс социализации, наблюдаемый в семьях близнецов и одиночек. Нью-Йорк: Пленум Пресс.
46. Пломин Р., Фош Т.Т. Близнецовое исследование объективно оцененной личности в детстве. J Per Soc Psychol. 1980; 39: 680–688. [Google Scholar]
47. Plomin R, Nesselroade JR. Поведенческая генетика и изменение личности. Дж Пер. 1990; 58: 191–220. [PubMed] [Google Scholar]
48. Маккартни К., Харрис М.Дж., Берньери Ф. Взросление и разлука: метаанализ исследований близнецов, посвященный развитию. Психологический бык. 1990; 107: 226–237. [PubMed] [Академия Google]
49. Ризе МЛ. Неонатальный темперамент у монозиготных и дизиготных пар близнецов. Детский Дев. 1990;61:1230–1237. [PubMed] [Google Scholar]
50. Matheny AP. Детское поведенческое торможение с возрастом и в разных ситуациях: генетическое сходство черт во время изменений. Дж Пер. 1989; 57: 215–235. [PubMed] [Google Scholar]
51. Wohlwill, JF (1973). Исследование поведенческого развития Нью-Йорк: Academic Press.
52. Матени А.П., мл. Исследование развития темперамента близнецов. Акта Жене Мед Гемеллол. 1987;36:135–143. [PubMed] [Google Scholar]
53. Wilson, R. S. & Matheny, A. P., Jr. (1986). Исследование генетики поведения детского темперамента: исследование близнецов в Луисвилле. В Р. Пломин и Дж. Данн (редакторы), Изучение темперамента: изменения, преемственность и проблемы, (стр. 81–97). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
54. Пломин Р. Многофакторный анализ и поведенческая генетика развития: изменение развития, а также преемственность. Поведение Жене. 1986; 16: 25–43. [PubMed] [Академия Google]
55. Саудино К.Дж., Пломин Р., ДеФрис Дж.К. Оцененный тестером темперамент в возрасте 14, 20 и 24 месяцев: изменение окружающей среды и генетическая преемственность. Бр Дж Дев Психол. 1996; 14: 129–144. [Google Scholar]
56. McGue M, Bacon S, Lykken DT. Стабильность личности и изменение в раннем взрослом возрасте: поведенческий генетический анализ. Дев Психология. 1993; 29: 96–109. [Google Scholar]
57. Раттер М. Темперамент, личность и расстройство личности. Бр Дж. Психиатрия. 1987; 150:443–458. [PubMed] [Академия Google]
58. Кэмпбелл С.Б. Проблемы поведения у детей дошкольного возраста: обзор последних исследований. J Детская психология. 1995; 36: 113–149. [PubMed] [Google Scholar]
59. Lavigne JV, Gibbons RD, Christoffel KK, et al. Распространенность и корреляты психических расстройств среди детей дошкольного возраста. J Am Acad Child Adoles Psychiatry. 1996; 35: 204–214. [PubMed] [Google Scholar]
60. Фэган Дж. Взаимодействие между полом ребенка и темпераментом в прогнозировании поведенческих проблем детей дошкольного возраста в детском саду. Разработка и уход за детьми раннего возраста. 1990;59:1–9. [Google Scholar]
61. Герин Д.В., Готфрид А.В., Томас К.В. Сложный темперамент и проблемы с поведением: лонгитюдное исследование от 1,5 до 12 лет. Int J Behav Dev. 1997; 21:71–90. [Google Scholar]
62. Lengua LJ, West SG, Sandler IN. Темперамент как предиктор симптоматики у детей: решение проблемы контаминации мер. Детский Дев. 1988; 69: 164–181. [PubMed] [Google Scholar]
63. Rubin KH, Burgess KB, Dwyer KM, et al. Прогнозирование экстернализирующего поведения дошкольников на основе темперамента малыша, конфликтов и материнского негатива. Дев Психология. 2003;39: 164–176. [PubMed] [Google Scholar]
64. Фагот Б.И., О’Брайен М. Уровень активности у детей раннего возраста: межвозрастная стабильность, ситуационное влияние, корреляция с темпераментом и восприятие проблемного поведения. Ежеквартальное издание Меррилл Палмер. 1994; 40: 378–398. [Google Scholar]
65. Мехрегани Д.В. Взаимосвязь нарушений темперамента и поведения в дошкольной клинической выборке. Детская психиатрия Хум Дев. 1991; 22: 129–136. [PubMed] [Google Scholar]
66. Teglasi H, MacMahon BH. Темперамент и общие проблемы поведения детей. J Appl Dev Psychol. 1990;11:331–349. [Google Scholar]
67. Голдсмит Х.Х., Лемери К.С. Связь темпераментной боязливости и симптомов тревоги: поведенчески-генетическая перспектива. Биол психиатрия. 2000;48:1199–1209. [PubMed] [Google Scholar]
68. Schmitz S, Fulker DW, Plomin R, et al. Темперамент и проблемное поведение в раннем детстве. Int J Behav Dev. 1999; 23: 333–355. [Google Scholar]
69. Лемери К.С., Эссекс М.Дж., Смидер Н.А. Выявление связи между темпераментом и симптомами проблем с поведением путем устранения путаницы в измерениях: экспертные оценки и факторный анализ. Детский Дев. 2002; 73: 867–882. [PubMed] [Академия Google]
70. Edelbrock C, Rende R, Plomin R, et al. Двойное исследование компетентности и проблемного поведения в детстве и раннем подростковом возрасте. J Детская психологическая психиатрия. 1995; 36: 775–785. [PubMed] [Google Scholar]
71. Leve LD, Winebarger AA, Fagot BI, et al. Экологические и генетические различия в наблюдаемом и сообщенном неадекватном поведении детей. Детский Дев. 1998;69:1286–1298. [PubMed] [Google Scholar]
72. Саудино, К. Дж., Рональд, А., и Пломин, Р. (в печати). Этиология проблем с поведением у 7-летних близнецов: существенное генетическое влияние и незначительное общее влияние окружающей среды на оценки родителей и оценки одними и разными учителями. J Ненормальный детский психол. [PubMed]
73. Ван ден Оорд Э., Ферхулст ФК, Бумсма Д.И. Генетическое исследование материнских и отцовских рейтингов проблемного поведения у трехлетних близнецов. J Abnorm Psychol. 1996; 105: 349–357. [PubMed] [Google Scholar]
74. van der Valk JC, Verhulst FC, Neale MC, et al. Продольный генетический анализ проблемного поведения у биологически родственных и неродственных приемных детей. Поведение Жене. 1998; 28: 365–380. [PubMed] [Google Scholar]
75. Schmitz, S. & Saudino, KJ (2003). Связь между темпераментом и проблемами поведения у детей. В S. Petrill, R. Plomin, JC DeFries & JK Hewitt (Eds.). Переход к раннему подростковому возрасту: природа и воспитание (стр. 185–198). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
76. Gjone H, Stevenson J. Продольное исследование проблем темперамента и поведения у близнецов: общие генетические или экологические влияния? J Am Acad Child Adoles Psychiatry. 1997; 36: 1448–1456. [PubMed] [Google Scholar]
77. Plomin R, Owen MJ, McGuffin P. Генетическая основа сложного человеческого поведения. Наука. 1994; 264:1733–1739. [PubMed] [Академия Google]
78. Пломин Р. и Саудино К. Дж. (1994). Количественная генетика и молекулярная генетика. В JE Bates & TD Wachs (Eds.), Темперамент: индивидуальные различия на стыке биологии и поведения (стр. 143–171). Вашингтон, округ Колумбия: Книги APA.
79. Ашерсон П., Карран С. Подходы к картированию генов при сложных расстройствах и их применение в детской психиатрии и психологии. Бр Дж. Психиатрия. 2001; 179: 122–128. [PubMed] [Google Scholar]
80. Mill J, Curran S, Kent L, et al. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и ген рецептора допамина D4: доказательства связи, но отсутствие связи в образце из Великобритании. Мол Психиатрия. 2001; 6: 440–444. [PubMed] [Академия Google]
81. Кэмпбелл С.Б., Бро А.М. Материнские оценки уровня активности и симптоматического поведения в неклинической выборке детей младшего возраста. J Pediatr Psychol. 1983; 8: 73–82. [PubMed] [Google Scholar]
82. Кляйн Х.А. Групповой уход за детьми раннего возраста: прогнозирование приспособления к индивидуальному темпераменту. Дж. Генетическая психология. 1980; 137: 125–131. [Google Scholar]
83. O=Donnell JP, Van Tuinan M. Поведенческие проблемы детей дошкольного возраста: размеры и врожденные корреляты. J Abnorm Child Psychol. 1979;7:61–75. [PubMed] [Google Scholar]
84. Schaughency EC, Fagot BI. Прогноз адаптации в возрасте 7 лет по уровню активности в возрасте 5 лет. J Abnorm Child Psychol. 1993; 21: 29–50. [PubMed] [Google Scholar]
85. Hall SJ, Halperin JM, Schwartz ST, et al. Поведенческие и исполнительные функции у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями чтения. J Расстройство внимания. 1997; 1: 235–247. [Google Scholar]
86. Гальперин Дж. М., Ньюкорн Дж. Х., Матье К. Дискриминантная достоверность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. J Am Acad Child Adoles Psychiatry. 1993;32:1038–1043. [PubMed] [Google Scholar]
87. Matier-Sharma K, Perachio N, Newcorn JH, et al. Дифференциальный диагноз СДВГ: полезны ли объективные измерения внимания, импульсивности и уровня активности? Детская нейропсихология. 1995; 1: 118–127. [Google Scholar]
88. McIntosh DE, Cole-Love AS. Сравнение профилей детей с СДВГ и детей без СДВГ в Батарее оценки темперамента детей. J Психообразовательная оценка. 1996; 14: 362–372. [Академия Google]
89. Рейф А., Леш К. К молекулярной архитектуре личности. Поведение мозга Res. 2003; 139:1–20. [PubMed] [Google Scholar]
90. Benjamin J, Li L, Patterson C, et al. Популяционная и семейная связь между геном дофаминового рецептора D4 и показателями поиска новизны. Нат Жене. 1996; 12:81–84. [PubMed] [Google Scholar]
91. Ebstein RP, Novick O, Umansky R, et al. Полиморфизм экзона III дофаминового рецептора D4 (D4DR), связанный с человеческим личностным свойством поиска новизны. Нат Жене. 1996;12:78–80. [PubMed] [Google Scholar]
92. Lesch KP, Bengel D, Heils A, et al. Ассоциация признаков, связанных с тревогой, с полиморфизмом в регуляторной области гена транспортера серотонина. Наука. 1996; 274:1527–1531. [PubMed] [Google Scholar]
93. Flory JD, Manuck SB, Ferrell RE, et al. Нейротизм не связан с полиморфизмом переносчика серотонина (5-HTTLPR). Мол Психиатрия. 1999; 4: 93–96. [PubMed] [Google Scholar]
94. Jonsson EG, Nothen MM, Gustavsson JP, et al. Отсутствие доказательств аллельной связи между личностными чертами и полиморфизмами гена дофаминового рецептора D4. Am J Психиатрия. 1997;154:697–699. [PubMed] [Google Scholar]
95. Pogue-Geile M, Ferrell R, Deka R, et al. Черты личности человека, стремящиеся к новизне, и полиморфизмы рецепторов допамина D4: исследование близнецов и генетической ассоциации. Am J Med Genet. 1998; 81: 44–48. [PubMed] [Google Scholar]
96. Auerbach J, Geller V, Lezer S, et al. Полиморфизмы рецептора дофамина D4 (D4DR) и промотора переносчика серотонина (5-HTTLPR) в определении темперамента у 2-месячных младенцев. Мол Психиатрия. 1999;4:369–373. [PubMed] [Google Scholar]
97. Ebstein RP, Levine J, Geller V, et al. Рецептор допамина D4 и промотор переносчика серотонина в определении неонатального темперамента. Мол Психиатрия. 1998; 3: 238–246. [PubMed] [Google Scholar]
98. Auerbach JG, Benjamin J, Faroy M. DRD4, связанный с вниманием младенцев и обработкой информации: связь развития с СДВГ? Психиатр Жене. 2001; 11:31–35. [PubMed] [Google Scholar]
99. Auerbach JG, Faroy M, Ebstein R. Связь гена рецептора дофамина D4 (DRD4) и промоторного гена переносчика серотонина (5-HTTLPR) с темпераментом у 12-месячных младенцы. J Детская психологическая психиатрия. 2001; 42: 777–783. [PubMed] [Академия Google]
100. Лакатос К., Немода З., Биркас Э. Ассоциация полиморфизмов промотора гена дофаминового рецептора D4 и транспортера серотонина с реакцией младенцев на новизну. Мол Психиатрия. 2003; 8: 90–97. [PubMed] [Google Scholar]
101. Шмидт Л.А., Фокс Н.А., Рубин К.Х. Молекулярная генетика застенчивости и агрессии у дошкольников. Пер. и инд. разн. 2002; 33: 227–238. [Google Scholar]
102. De Luca A, Rizzardi M, Torrente I, et al. Полиморфизм рецептора дофамина D4 (DRD4) и черта адаптивности в младенчестве: продольное исследование новорожденных в возрасте от 1 до 5 месяцев. Нейрогенец. 2001;3:79–82. [PubMed] [Google Scholar]
103. Петрилл С.А., Дитер-Декард К. Ориентация на задачу, родительская теплота и СЭС составляют значительную долю общих средовых различий в общих когнитивных способностях в раннем детстве: данные исследования близнецов. Dev Sci. 2004; 7: 25–32. [PubMed] [Google Scholar]
104. Лемери К.С., Голдсмит Х.Х. Генетические и экологические влияния на дошкольное сотрудничество братьев и сестер и конфликты: ассоциации с трудным темпераментом и стилем воспитания. Обзор брака и семьи. 2002; 33:77–799. [Google Scholar]
105. Пайк А., Ацаба-Пориа Н. Имеют ли родственные и дружеские отношения одно и то же происхождение темперамента? Двойное исследование. J Детская психология и психиатрия. 2003; 44: 598–611. [PubMed] [Google Scholar]
106. Philips K, Matheny AP. Доказательства генетического влияния как на межситуационные, так и на ситуационно-специфические компоненты поведения. J Per Soc Psychol. 1997; 73: 129–138. [PubMed] [Google Scholar]
107. Саудино К.Дж., Пломин Р. Когнитивные и темпераментные посредники генетического вклада в домашнюю среду в младенчестве. Меррилл-Палмер Ежеквартально. 1997;43:1–23. [Google Scholar]
Биологическая теория личности | Практическая психология
Споры между природой и воспитанием почти так же стары, как курица и яйцо. Что с большей вероятностью повлияет на то, как мы развиваем личность и как мы себя ведем? Это гены, с которыми мы рождаемся? Или нас учат и формируют наши родители, школьные учителя и культура? Бихевиористские и гуманистические взгляды берут на себя «воспитательную» сторону дебатов. Но давайте поговорим о «природной» стороне. Биологическая теория личности дает нам больше вопросов и ответов для размышлений, когда мы размышляем о нашей собственной личности.
Какова биологическая точка зрения на личность?
Гены и мозг
Что биологическая перспектива личности говорит о расстройствах личности?
Что Ганс Айзенк думал о биологической теории личности?
Сравнение биологической теории личности с другими теориями личности
Природа или воспитание?
Какова биологическая точка зрения на личность?
Эта точка зрения утверждает, что мы генетически предрасположены к определенным чертам личности, от чистоплотности до экстраверсии. Это противоречит идее о том, что наше окружение и жизненный опыт формируют нашу личность. Точно так же эволюционная теория предполагает, что наша личность возникает из среды, которая со временем благоприятствует определенным чертам.
Некоторые из самых ранних и самых известных примеров биологической точки зрения — это идеи, выдвинутые Чарльзом Дарвином. Дарвин был отцом эволюционной психологии. Его теории эволюции предполагали, что виды эволюционируют с течением времени; представители указанных видов с более сильными чертами с большей вероятностью будут воспроизводиться и передавать эти черты своему потомству. Эволюция отдает предпочтение не только физическим чертам, таким как более высокие люди или более быстрые пловцы.
Гены и мозг
Где биологи находят наши черты? В наших генах и в нашем мозгу. Чтобы проверить эту теорию, психологи изучили однояйцевых близнецов. Однояйцевые близнецы имеют одинаковые гены, но те, кто разлучен при рождении, будут расти в совершенно разных условиях. Когда ученые смотрят на их сходства и различия, они могут понять, что такое природа и что такое воспитание.
Используя исследования однояйцевых близнецов, мы можем определить, какой процент признаков может быть обусловлен генетикой. Если признак может передаваться через ген, мы называем его «наследуемым».
Наследуемость : Разница между несколькими людьми, которая может быть объяснена генетическими различиями.
На некоторые черты нашего характера влияют гены, а на некоторые нет.
Например, согласно исследованию личности однояйцевых близнецов, эти черты связаны с генетикой:
- Социальная близость: 15%
- Ориентация достижения: 38%
- Традиционализм: 59%
- Воображение: 74% 903:00
Одним из примеров гена, который может влиять на признак, является ген рецептора допамина-4. Этот ген был связан с чертой людей, стремящихся к острым ощущениям и наслаждающихся новизной.
Близнецы Джим
Возьмите близнецов Джима в качестве реального примера того, что черты могут передаваться через гены.
Джим Льюис и Джим Спрингер были однояйцевыми близнецами, разлученными при рождении. В конце концов они встретились в возрасте 39 лет и быстро попали в заголовки газет из-за их очень похожих жизней. Оба были одинакового роста и веса с похожими привычками. Что еще более странно, так это то, что оба близнеца были дважды женаты на женщинах с одинаковыми именами. (Их первую жену звали Линда, вторую — Бетти.) Они также водили одну и ту же машину. Насколько безумны эти сходства?
Не все в близнецах Джим было похоже; они носили разные прически и выбирали разные профессии. Но история близнецов Джим и другие исследования однояйцевых близнецов показывают, что наши гены могут быть очень тесно связаны с чертами нашей личности и решениями, которые мы принимаем.
Химия мозга и черты личности
Другие исследования показывают, насколько важна химия мозга для наших реакций и того, как мы оцениваем окружающую среду. Различные части мозга «отключаются», когда мы принимаем решения. Чем сильнее эти реакции, тем больше вероятность того, что человек будет обладать определенными личностными чертами. Например, у людей с сильным неврозом реакция миндалевидного тела — части мозга, отвечающей за реакцию на страх, — сильнее.
Теоретики-биологи считают, что, изменив размер миндалевидного тела, теоретически мы можем изменить степень невротичности человека. То есть, если бы вы могли контролировать размер того или иного участка мозга.
Физическая структура мозга также может быть связана с чертами личности. Исследования Кембриджского университета выявили положительную корреляцию между открытостью и складчатостью в префронтальной коре.
Биологическая перспектива Примеры: нейропластичность
Легко списать теорию «природы» как что-то, что не может измениться. Люди могут полагать, что если вы родились с агрессивным темпераментом, вы не можете слишком много сделать, чтобы изменить свои гены и склонность к агрессии.
Это не совсем так. Наш мозг может измениться и изменить нашу личность. Одним из известных примеров этого случая является дело Финеаса Гейджа. Гейдж был железнодорожником в 1840-х годах. Во время работы он попал в серьезную аварию. Взрыв отправил утюг прямо в его голову, повредив большую часть его мозга. Финеас Гейдж каким-то образом пережил ужасную аварию, но не без последствий.
Когда Гейдж вернулся к работе после аварии, его коллеги заметили некоторые серьезные изменения в его личности. Он не был таким дружелюбным и был более склонен к использованию ненормативной лексики. Он изменился, и его случай — яркий пример того, как травма головного мозга может серьезно повлиять на личность.
Наркотики, плохое физическое здоровье и даже смартфоны способны изменять химический состав мозга и потенциально влиять на личность.
Итак, благодаря принципу нейропластичности, который означает, что мы можем по существу перепрограммировать наш мозг… мы также приходим к выводу, что можем изменить химический состав нашего мозга — и, в конечном счете, изменить свою личность.
Что биологическая точка зрения на личность говорит о расстройствах личности?
Изучение личности заключается не только в том, забавен ли человек от природы или открыт для нового опыта. Необходимо также собрать ответы относительно расстройств личности. Но были исследования, доказывающие, что структура мозга может влиять на развитие расстройства личности. Например, меньшие области определенных частей мозга могут быть связаны с расстройствами личности кластера B. Аномалии в мозге были связаны с шизотипическим расстройством личности. Это не означает, что факторы окружающей среды не играют никакой роли в расстройствах личности, но эти результаты следует продолжать изучать.
Во что Ганс Айзенк верил в отношении биологической теории личности?
Не все психологи считают, что исключительно природа или воспитание ответственны за формирование личности человека. Теоретик черт Ганс Айзенк считал, что сочетание генетической предрасположенности и нашего детского опыта вместе формирует личность. Айзенк также разработал теорию личности, основанную на трех чертах. Это оказало большое влияние на психологов, разработавших «Большую пятерку» и другие теории в рамках теории черт. (Другие теории черт включали списки из более чем 4000 черт или 35 факторов. Довольно широкий диапазон!)
Другие теории, включающие биологическую теорию личности
Ганс Айзенк — не единственный психолог, который обращался к биологии для объяснения личности. Если вам интересно узнать больше, я предлагаю узнать о следующем:
- Теория чувствительности к подкреплению Грея: Эта теория исследует, как реакция «бей или беги» влияет на личность
- Модель личности Клонинга: Эта теория исследует влияние выработки и высвобождения гормонов (допамина, серотонина и т. д.) 903:00
- Пятифакторная модель личности: Эта теория также известна как «Большая пятерка» и расширилась до «Модели HEXACO»
Сравнение биологической теории личности с другими теориями личности
Не каждый личностный психолог указывал на биологию при описании личности, но многие считали, что биологические факторы играют роль в том, как мы становимся людьми, которыми мы являемся. Это краткое описание теорий личности показывает, как биологическая теория соотносится с другими школами психологии.
ФрейдЗигмунд Фрейд считал, что психика состоит из трех отдельных сущностей, влияющих на личность и поведение. (Эти отдельные сущности — Ид, Суперэго и Эго.) Врожденные влечения, присущие человеческой природе, диктуют, как взаимодействуют эти три сущности. Итак, Фрейд считает, что все наши личности — это природа, верно? Не совсем. Он также указал на детские переживания и конфликты, которые формируют личность человека. Воздействие на личность человека зависит от того, на какой психосексуальной стадии развития произошло переживание. Ребенок, переживший травму на «анальной стадии» (возраст 3–5 лет), может развить анально-ретентивную личность. Неуклюжие теории Фрейда оказываются в центре дебатов о природе и воспитании.
Б. Ф. Скиннер и бихевиористыБ. Ф. Скиннер, Джон Б. Уотсон и бихевиористы считали, что опыт человека формирует его личность. Джон Б. Уотсон однажды сказал: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформировавшихся, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что выберу любого наугад и обучу его любому специалисту. может выбрать — врача, адвоката, художника, купца-главнокомандующего и, да, даже нищего и вора, независимо от его талантов, наклонностей, наклонностей, способностей, призваний и расы его предков». Вот и все воспитание.
Мартин СелигманУвлекательные эксперименты Мартина Селигмана с выученной беспомощностью показывают, что внешние факторы и иллюзия контроля влияют на многие элементы личности и поведения. Но эксперименты Селигмана выходят за рамки электрошоковых ошейников и беспомощности. В исследовании о близнецах и генетике он предполагает, что оптимизм может иметь «существенное генетическое влияние». Его работа еще не закончена, но можно утверждать, что Селигман также находится в середине спектра природы и воспитания.
Эрик и Джоан ЭриксонЭрик и Джоан Эриксон «Этапы психосоциального развития» похожи на Зигмунда Фрейда, но содержат меньше непритязательных теорий. Вместо этого они фокусируются на кризисах на каждом этапе жизни человека. То, как ребенок проходит через этот кризис, определяет его поведение и личность. Ребенок, который не научился доверять на первом этапе развития, может не доверять и на более поздних стадиях, если ему не будет предложена надлежащая поддержка. Работа Эриксона предполагает, что такие переживания, как поддержка со стороны учителей, любовь со стороны семьи, формируют личность. Они находятся на стороне «воспитания» природы против воспитания.
Природа или воспитание?
Завершая эту статью, я хотел бы поделиться своими мыслями о споре о природе и воспитании.
Уроки биологической теории психологии и бихевиоризма предлагают убедительные аргументы в пользу того, что природа и воспитание влияют на личность. Так какая сторона победитель?
Я считаю, что природа и воспитание подобны ингредиентам торта. Для торта нужны мука, яйца, пищевая сода и несколько других ингредиентов. Но разве мы говорим, что мука «вызывает» торт? Не совсем. Нам нужно немного той и другой муки и яиц, и только после приготовления большого количества тортов мы можем увидеть нюансы того, что делает с тортом добавление большего или меньшего количества каждого ингредиента.