Темперамент характер: Понятие характера и темперамента — Logoprofy.ru

Содержание

Читать онлайн «Как узнать и изменить свою судьбу. Способности, темперамент, характер», Михаил Литвак – Литрес

Жене своей, Зинаиде Семеновне, посвящаю эту книгу.

© Литвак М. Е., 2019

© ООО «Феникс», 2019

* * *

Михаил Ефимович Литвак – член-корреспондент Российской академии естественных наук, психотерапевт всемирного реестра.

Научные интересы – современные методы психоаналитической терапии. Целенаправленное моделирование эмоций, коррекция и прогноз судьбы, интеллектуальная нирвана, психологическое айкидо, психосмехотерапия – вот далеко не полный перечень методик, разработанных и успешно внедренных в лечебную практику и практику консультирования семьи, руководителей, администраторов и бизнесменов.

Михаил Ефимович Литвак-автор 50 книг, посвященных актуальным вопросам психотерапии, психологии общения, управления. Он – создатель КРОССа (Клуба решивших овладеть стрессовыми ситуациями), где можно обучиться психологически грамотному общению и ораторскому искусству, пройти курс лечения неврозов и психосоматических заболеваний.

Книга впервые вышла в 1997 г. и представляла собой расширенный вариант первой книги „Если хочешь быть счастливым». Затем она неоднократно переиздавалась и несколько раз уточнялась и совершенствовалась, что подтверждалось постоянно растущим рейтингом. Общий тираж книги уже превышает 300 тысяч экземпляров. Отзывы на книгу разные, но чаще восторженные. Вот некоторые из них.

«Здравствуйте, уважаемый Михаил Ефимович! Прочитала книгу «Как узнать и изменить свою судьбу». Она меня очаровала, я прочитала запоем за одну ночь. Как, оказывается, просто можно донести до понимания человека такие сложные вещи. И при этом так аккуратно избегая специальных терминов. Впервые после прочтения книги у меня осталось впечатление, что информация впиталась в меня, как в губку, мне не надо специально ничего заучивать, перечитывая фразу по несколько раз, чтобы вникнуть в смысл».

«Я решила Вам написать, прочитав вашу книгу «Как узнать и изменить свою судьбу». Ваша книга изменила меня, мой внутренний мир. Вам хочу выразить за это свое восхищение. Я стала по-другому смотреть на людей, по-другому воспринимать их. Я поняла, что вся моя судьба в основном зависит от меня, хотя все еще так хочется обвинить обстоятельства».

Предисловие к 19-му изданию

Книга эта уже 11 лет успешно шагает по всему миру[1]. (Первое издание вышло в 1997 году. Последние 14 изданий были просто перепечатками третьего издания, которое подвергалось существенной правке. По материалам этой книги проводились тренинги и семинары во многих регионах нашей страны и в более чем 15 странах. Но… идет время, уточняются взгляды, появляются новые соображения, которые высказывали мои ученики и участники семинаров, а также читатели этой книги. Вот этими соображениями я хочу поделиться в этом издании.

Мне не очень хочется менять устоявшийся текст, поэтому новое будет изложено, во-первых, в этом предисловии, во-вторых, в новой главе «Как стать здоровым». Она просто напрашивается. «Как стать умным», «Как научиться говорить» – есть. Даже есть глава «Как стать красивым». А вот «Как стать здоровым» – такой главы нет. Не то чтобы я забыл об этой главе. Просто я считал, что об этом можно прочесть в других изданиях. Но вы, дорогие мои читатели, попросили заполнить этот пробел, чтобы не нужно было искать другие книги.

Здесь будут даны некоторые упражнения из гимнастики тай цзи цюань и стрельниковской гимнастики. Эти упражнения не только принесут пользу для здоровья, но и помогут овладеть ораторским искусством.

Итак, прежде всего о системе ценностей. Об этом я хочу поговорить в предисловии. Его обычно читают даже те, кто потом книгу не приобретает.

Еще Эпикур делил все потребности человека на естественные и неестественные.

Естественные он разделил на необходимые и не необходимые. К естественным и необходимым он относил удовлетворение пищевого и оборонительного инстинктов, к естественным и не необходимым – сексуальный инстинкт. Все остальные потребности он относил к неестественным и, следовательно, не необходимым. Моя страсть к графам логической структуры заставила меня построить такую схему.

Надо сказать, схема простая и вполне рабочая. Годится и для нашего времени. Древнегреческие философы ею широко пользовались. Кажется, Сократ, зайдя в антикварный магазин, воскликнул: «Боже мой, как много есть вещей, которые мне не нужны». Жить попроще призывал и Диоген. Он даже жил в бочке. Я вас к этому не призываю, да и сам веду далеко не аскетический образ жизни. Но нельзя же расстраиваться, если не можешь питаться красной икрой, а только икрой минтая, или приходить в отчаяние от того, что сотовый телефон не может еще выполнять функции видеокамеры. Нет, все это желательно. Всего этого следует добиваться, но не строить же трагедии, если этого нет.

Но надо же и современным ученым что-то придумать. Большим вниманием сейчас пользуется пирамида потребностей американского психолога Маслоу. Кстати, Маслоу, когда ему было 9 лет, переехал с родителями в Америку. Когда он жил в России, его фамилия была Маслов. Вот его схема.

1. Физиологические потребности. Это потребность в пище, сне, сексе и т. п.

2. Потребность в безопасности. Для удовлетворения этой потребности человек соблюдает определенный режим дня, приобретает квартиру, одежду и т. п.

3. Потребность в любви и принадлежности. Человек заводит семью, друзей.

4. Потребность в уважении. Человек делает карьеру, занимается наукой, участвует в политической и общественной жизни.

5. Потребность в самоактуализации. Это в иерархии потребностей самый высокий уровень. Человек реализует свои способности.

Высшие потребности имеют следующие признаки.

1. Высшие потребности более поздние.

2. Чем выше уровень потребности, тем она менее важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.

3. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т.  д.

4. Высшие потребности воспринимаются как менее насущные. «Мне не до высоких материй», – говорит человек, все усилия которого не позволяют добыть ему даже пропитание.

5. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом развитие личности, чаще приносит радость и счастье, обогащает внутренний мир.

При каждом выборе, указывал Маслоу, решать нужно в пользу роста. Выбирать безопасное – значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим и смешным. Выбирать рост – значит открывать себя новому, неожиданному опыту, но рисковать остаться в неизвестном.

Я решил подсократить пирамиду Маслоу и выделил всего 4 ступени:

1. Пищевой инстинкт.

2. Оборонительный.

3. Сексуальный.

4. Чувство собственной значительности, или инстинкт лидерства.

Ко мне на семинары и на консультации приходили люди, у которых не были удовлетворены сексуальный инстинкт и инстинкт лидерства. Поскольку охотнее обсуждался у нас сексуальный инстинкт, я учил моих подопечных решать соответствующие проблемы. Хотя обсуждались и деловые вопросы, но они как-то отходили на второй план. Кстати, я думал, что хорошо на этом заработаю. Все-таки помогаю людям вернуть или найти крайне значимого человека – мужа или жену. Но надежды на большой заработок не оправдались. К моим подопечным их беспутные мужья и жены возвращались, но те отказывались их принимать. Потом я понял, почему. Они ведь вырастали, а их партнеры оставались на месте. Мои ученики (И.М. Литвак и Б.М. Литвак) поняли это раньше меня и предложили другую схему. Они предложили поменять местами сексуальный инстинкт и инстинкт лидерства (чувство собственной значительности). Несколько лет я сопротивлялся этому, но потом вдруг проникся их правотой. Теперь пирамида эта выглядит следующим образом:

1. Пищевой инстинкт.

2. Оборонительный.

3. Чувство собственной значительности, или инстинкт лидерства.

4. Сексуальный.

И действительно, ведь яблоня вначале должна окрепнуть и только потом приступить к плодоношению. При раннем плодоношении яблоки обломают все ветви.

Тренинги мои и консультации приобрели совсем другой оттенок. Я понял, что тогда, когда удовлетворены первые три потребности, когда человек состоялся, когда он физически здоров, экономически независим и духовно развит, то сексуальный инстинкт удовлетворяется без особых усилий. Там нет проблемы «не с кем». Там есть проблема «не из кого».

И поэтому я сейчас решительно отказываюсь решать любовные проблемы несостоявшихся людей. И, дорогие мои читатели, прошу меня подобными письмами не беспокоить. Исключение делаю только тем людям, которые могут прокормить себя, жену (мужа) и детей, которые появятся от этого брака, и тем не менее с сексуальной проблемой у них не все ладится. Чтобы меня не обвиняли в небескорыстии, этим людям я буду оказывать помощь безвозмездно.

Хотелось бы мне изменить и название этой книги, но издательство не рекомендует. Мои наблюдения, чтение литературы и размышления привели меня к мысли, что судьба у всех нас, по крайней мере у тех, кто обращается ко мне, хорошая, ибо в момент зачатия они победили 150 миллионов конкурентов, успешно сделали себя за 9 месяцев пребывания в утробе матери, получили приличное образование и пр. То есть судьба у всех них и жизненная программа, данная от природы или от Бога, что в принципе одно и то же, великолепна. Ведь Бог фуфла не делает. Прекратите себя ругать. Не гневите Бога. Ищите реальные причины ваших неудач и ликвидируйте их. Помните, что каждый из нас рождается гением. Но если с воспитанием было не все благополучно, то, к сожалению, многие становились талантами, потом способными, а потом посредственностями, а иногда и тупицами. То есть они попадали в сценарий и не росли. Так вот, когда вы идете по кругу и бегаете по жизни как белка в колесе, т. е. все время решаете одни и те же проблемы, то вы живете не своей жизнью. Моя задача – помочь вам выйти из этого сценария, если вы туда попали, а эта книга, как и другие, помогает это сделать. Вот и название этой книге больше подошло бы другое: «Как выйти из сценария».

 

Жду ваших предложений на эту тему.

Предисловие к третьему изданию

Второе издание этой книги, которое вышло в 2001 году, с вашей точки зрения, дорогие мои читатели, оказалось удачнее, чем первое. Приходилось его допечатывать. Но сейчас уже 2004 год. Появилась необходимость дополнить и исправить книгу. Причиной этому послужили прежде всего ваши замечания, которые вы присылали мне по поводу этой книги. Кроме того, за счет профессиональных конференций, а также семинаров, которые я проводил практически по всему миру, наработался новый опыт. И еще мне захотелось приблизить книгу к вашим практическим нуждам. То есть больше внимания уделить практике и тем самым ответить на вопрос, как все-таки изменить свою судьбу, в каких пределах это можно сделать, а с чем все-таки следует смириться.

На чем основан мой оптимизм в плане коррекции судьбы?

Прежде всего на том, что человек по своей природе хорош. Если уж и сравнивать его с животным, так лучше сравнить с добродушной обезьянкой, как говорил кто-то из великих психотерапевтов, чем с жестоким волком. Но обстоятельства кое-кого из нас вводят в чуждый нам сценарий, где мы, хорошие по своей сути, вынуждены играть роль кровожадных хищников, злых волшебников, злодеев и пр. , нанося вред прежде всего себе, ибо эти роли нас же и мучают. Фактически речь не идет об изменении судьбы. Судьба у всех людей счастливая. Речь идет о выходе из сценария, в который загнала нас жизнь, а также о том, как стать такими, какими нас запрограммировала мать-природа (для атеистов) или, если хотите, Господь Бог (для верующих), т. е. стать самими собой. А поскольку генетические особенности наши, т. е. судьба, влекут человека к счастью, то нужно просто помочь судьбе провести эту работу. Можно провести параллель с деревом: как его ни наклоняй, оно все равно стремится расти вверх. На этом основан мой оптимизм.

В третьем издании я несколько изменил структуру книги. Теперь она состоит из двух частей. В первой части рассказывается о том, как узнать свою судьбу. Она не претерпела больших изменений но были высказаны некоторые новые положения. Вторая часть в основном посвящена способам шлифовки своего ума и его выражению вовне – речи. Ведь развитие ума и есть очеловечивание. Это волку не нужно читать книги, а свинье думать. А мы люди. Люди настолько, насколько умеем думать и понятно и красиво выражать свои мысли.

Также в книге говорится о психологической косметике. Есть материалы о подборе партнеров по общению, и приводятся некоторые рекомендации в этом плане. Даны комментарии к некоторым заморочкам и афоризмам, а также упражнения, которые помогут выходу из сценария и сотрудничеству с судьбой.

Изменена и обложка к книге. В саксонской Швейцарии в горах я видел дерево, которое росло на наклонной скале. Проросло оно на той стороне скалы, которая смотрела вниз. Так вот, дерево «обошло» скалу и стало расти вместе с другими деревьями, проросшими на той стороне скалы, которая смотрела вверх. И было это дерево в верхней своей части ничем не хуже тех, у которых рост был обычным. И только стволы у них были разные. Искривленный ствол моего дерева был гораздо мощнее! Вот и нам бы так. Как бы ни искривляли нас обстоятельства, все-таки нужно преодолеть препятствия и оказывать содействие нашей судьбе, которая тянет нас вверх.

Успехов вам и счастья, дорогие мои читатели!

Предисловие ко второму изданию

Первое издание этой книги вышло в 1997 году одновременно с книгами «Психологический вампиризм» и «Командовать или подчиняться». Все три книги представляли собой расширенный вариант книги «Если хочешь быть счастливым». Несмотря на это, читатели расширенному трехтомному варианту предпочитали однотомный с привычным для них названием «Если хочешь быть счастливым» – книгу, которая неоднократно переиздавалась и была переработана и дополнена в 2000 году. Изучение читательского спроса показало, что потребность в этой книге сохранилась. Но выпускать ее в прежнем виде нам показалось нецелесообразным. Поэтому во второе издание были внесены некоторые изменения. Прежде всего, наиболее существенно переработана первая часть, особенно ее раздел «Кто есть кто, или Система ценностей». Внесены некоторые изменения во вторую часть «Как стать умным», в частности, введены разделы «Как изменить свою судьбу» и «Психология красоты». Я полагаю, что их введение поможет читателю полюбить одиночество, больше внимания уделять развитию своего ума, что поразительно меняет внешность в лучшую сторону, да и экономически выгодно, так как резко сокращаются расходы на косметические препараты.

Введены также новые упражнения и психологические тренинги, которые помогут сконцентрировать силы, время и средства и направить их на собственное развитие, что позволит превратить себя из «лягушки» в «принца», а потом сделать себя «королем».

Чего я вам и желаю, мой дорогой читатель!

Предисловие к первому изданию

В конце 1995 года издательство «Феникс» выпустило мою книгу «Если хочешь быть счастливым». Вот как она начиналась:

Дорогой читатель!

Первая моя книга «Психологическое айкидо» (1992) получила много отзывов. Вот один из них:

«Дорогой Михаил Ефимович! Я беженка из Армении. Не буду описывать те лишения, которые пришлось испытать моей семье. В Ростове я прочла вашу книгу “Психологическое айкидо”, и она помогла мне наладить семейные отношения. А это компенсировало те страдания, которые мы перенесли во время переезда».

Люди благодарили меня за то, что с помощью этой книги им удалось продвинуться по службе, избавиться от своих обидчиков, выгодно заключить сделку. Было много просьб продолжить выпуск книг подобного содержания. Предлагалась и тематика. После этого я написал еще три книги: «Неврозы» (1993), «Психологическая диета» (1993), «Я: Алгоритм удачи» (1994).

Книга «Если хочешь быть счастливым» была задумана еще тогда, когда я стал применять современные методы при лечении больных неврозами.

Выяснилось, что больных неврозами следует не столько лечить, сколько помочь им научиться быть счастливыми. Вы сейчас можете воскликнуть: «Я и так здоров и счастлив!» Ну что ж, я рад за вас. Тогда не приобретайте эту книгу. Вам она не нужна. Она для тех, у кого сейчас проблемы дома или на работе, для тех, кто болен неврозом или психосоматическим заболеванием, кто чувствует, что способен на большее, но не может реализовать свои способности. Думаю, она будет полезной для педагогов, журналистов, руководителей, продавцов, для всех, чья профессиональная деятельность предполагает общение с большим количеством людей. Надеюсь, родителям она поможет наладить отношения со своими детьми, детям – сохранить хорошие отношения с родителями и в то же время уйти от мелочной опеки. Не исключено, что она поможет ссорящимся супругам сохранить брак, а отчаявшимся – создать свою семью. Думаю, с ее помощью вы сможете продвинуться по службе, с честью выйти из конфликта или предотвратить его.

Эта книга, выпущенная тиражом 20 тысяч экземпляров, довольно быстро разошлась. Я стал получать на нее отзывы, и не только от соотечественников, но и от иностранных граждан. Вот письмо видного кардиохирурга из Калифорнии Сэма Ватаянона, с которым я познакомился и подружился на одной из международных научных конференций.

27 марта 1997 г.
Фресно, Калифорния
Уважаемый Михаил Ефимович Литвак!

Я очень был тронут, получив от Вас Вашу книгу «Если хочешь быть счастливым».

Мое знание русского языка очень ограниченно, но мои знакомые, которые читали вашу книгу, нашли ее очень интересной и очень хорошо организованной, с ясно представленными примерами. Надеюсь, что Ваша книга скоро выйдет на английском языке. Тогда я лично смогу ее прочесть.

MAY GOD BLESS YOU AND YOUR FAMILY

Sincerely, S. Vathayanon

Отзывы разные, в основном положительные, иногда восторженные. Были и письма (и они особенно важны для меня), в которых имелись дельные замечания и конструктивная критика. Правда, встречались и курьезы: угрозы расправиться со мной и сжечь мои книги.

Одни читатели просили меня дать побольше примеров и разъяснений, другие писали, что достаточно одних рекомендаций и не надо подробно все расписывать. В общем, выпускать второе издание без изменений я считал себя не вправе. Кроме того, накопился дополнительный материал о том, как работать над собой, как избавляться от психологических вампиров (были открыты их новые виды – Иуда, Сладкозвучная Сирена, Старуха-у-разбитого корыта и др.

), как управлять людьми, а не администрировать; было написано около 400 правил и афоризмов. Оказалось, что все это не помещается в одну книгу, и она была разбита на три.

Первая книга, которую вы сейчас держите, посвящена тому, как работать над собой. Она состоит из четырех глав и приложений.

В главе I изложены мои представления о том месте, которое занимает каждый из нас в этом мире, и я пытаюсь обосновать положение, что следует жить в соответствии со своей природой, если хочешь избежать неприятностей. Здесь намечается стратегия работы над собой.

В главе II я знакомлю читателя со странным незнакомцем – самим собой. В ней раскрывается значение для нашей жизни способностей, темперамента и характера. Описываются малоадаптивные личностные комплексы. Если вы, дорогой мой читатель, обнаружите у себя один из них, возьмитесь за перестройку, но не страны, а самого себя. Там описаны и приемы перестройки. Если не решитесь на это, вас ждут большие неприятности. Не надейтесь, что все как-то обойдется.

В конце этой главы я описал типы личностей, которые в перестройке не нуждаются. Им просто нужно найти свое место в жизни, заниматься своим делом и общаться с теми, кто соответствует структуре их личности.

В главе III я попытался увязать правила и законы логики с конкретными сиюминутными проблемами. Надеюсь, что это поможет вам жить и одновременно восполнит пробел в школьном образовании (ведь в современной школе логику не преподают).

Материал главы IV перекочевал сюда из книги «Если хочешь быть счастливым». Судя по отзывам, многим он оказался весьма полезным.

В приложении 1 приведены 109 правил и психологических афоризмов для тех, кому не нужны разъяснения, а требуются только рекомендации; в приложении 2 даны психологические тесты и опросник; в приложении 3 – упражнения для расслабления поперечно-полосатой мускулатуры и для мышц лица, а также основы аутогенной тренировки.

Желаю вам успехов в работе над собой!

Темперамент, характер, личность ребенка.

Темперамент характер темперамент и личность

Характер — захватывающая тема для размышлений, наблюдений, познания себя и других. От характера зависит практически все в жизни человека: как он строит свою жизнь, как живет в семье, как общается с друзьями и коллегами, как воспитывает детей.

С очень древних времен людей занимали вопросы: Как узнать свой характер? Как понять характер другого человека? Существуют ли сходные характеры, которые можно объединить в группы? Характер врожден или формируется при жизни? Врачи, философы и ученые исследуют эти вопросы уже более двух с половиной тысяч лет.

«Сто младенцев. Я склоняюсь над кроваткой каждого. Вот они, чья жизнь исчисляется неделями или месяцами… Что вначале мне показалось случайностью, повторяется в течение многих дней. Я записываю, выделяя доверчивых и недоверчивых, спокойных и капризных, веселых и мрачных, неуверенных, боязливых и враждебных.

Всегда веселый: улыбается до и после кормления, разбуди его — сонный, разомкнет веки, улыбнется и уснет.

Всегда мрачный: с беспокойством встречает тебя, уже готовый заплакать, за три недели улыбнулся, и то мельком, лишь раз…

Осматриваю горло. Живой, бурный, страстный протест. Или лишь досадливо сморщится, нетерпеливо мотнет головой и уже добродушно улыбается. Или подозрительно насторожен при каждом движении чужой руки, впадает в гнев раньше, чем испытал боль…

Массовая прививка оспы: до пятидесяти детей в час. Это уже эксперимент. И опять — у одних немедленная и энергичная реакция, у других — постепенная и слабая, а у третьих — безразличие. Один младенец довольствуется удивлением, другой доходит до беспокойства, третий бьет тревогу; один быстро приходит в равновесие, другой долго помнит, не прощает…»

(Из записей Януша Корчака)

Все началось с описания четырех типов темперамента. Это сделал античный врач Гиппократ в V веке до нашей эры. Примечательно, что Гиппократа интересовала физиология человека, а не его поведение. По теории того времени (довольно фантастической) считалось, что в организме присутствуют четыре основные жидкости: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь, причем у каждого человека преобладает одна из них. От латинских корней таких жидкостей и произошли имена четырех темпераментов: сангвиник (кровь), флегматик (слизь), холерик (желтая желчь), меланхолик (черная желчь). Само же слово «темперамент» означало смесь или соотношение жидкостей во всем организме. Итак, Гиппократ не связывал темперамент с психической жизнью человека; он говорил даже о темпераменте отдельных органов, например, сердца или печени.

Но со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т. д. Так появились психологические портреты четырех темпераментов. Первая попытка была сделана спустя целых семь столетий после Гиппократа — античным врачом Галеном во II в. н. э. Много позднее, в конце XVIII в., психологические портреты темпераментов составил немецкий философ И. Кант, и затем, с разными вариациями, они повторялись у многих и многих авторов. С самого начала это были не столько научные, сколько художественные картины.

Вот, например, как выглядят описания темпераментов у известного французского писателя Стендаля Стендаль. История живописи в Италии. СС. Т. VIII. Приводим в сильно сокращенном виде.


Сангвинический темперамент

«Сангвиник — человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себе вместительные легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре.

Душевные свойства: приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях; уму недостает глубины и силы. Сангвинику нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезного царедворца. Подавляющая масса французов — сангвиники, и поэтому в их армии во время отступления из России не было никакого порядка.

Холерический темперамент

Желчь — один из самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическом отношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость, сильно возбуждающая и действующая подобно дрожжам.

Душевные свойства: повышенная впечатлительность, движения резкие, порывистые. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения самодовлеющие и исключительные. Оно придает ему почти постоянное чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Человек холерического темперамента предназначен к великим делам своей телесной организацией. Холериками, по мнению Стендаля, были Юлий II, Карл V, Кромвель.

Флегматический темперамент

Присущ гораздо больше северным народам, например, голландцам. Посетите Роттердам, и вы их увидите. Вот навстречу вам идет толстый, рослый блондин с необыкновенно широкой грудью. Вы можете заключить, что у него сильные легкие, большое сердце, хорошее кровообращение. Нет, эти объемистые легкие сдавлены излишним жиром. Они получают и перерабатывают лишь очень небольшое количество воздуха. Движения флегматика вялы и медлительны. В результате маленький и подвижный гасконец побивает огромного гренадера-голландца.

Душевные свойства: флегматику совершенно чужда тревога, из которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние — спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования».

Стендаль был участником войны 1812 года и попал в Москву с армией Наполеона. Он выражает удивление по поводу того, что русские, живущие в стране с суровым климатом, обладают отнюдь не флегматичным темпераментом. В этом его убедила лихость московских извозчиков, а главное, тот факт, что Москва оказалась пустой. «Исчезновение жителей Москвы до такой степени не соответствует флегматическому темпераменту, — заключает Стендаль, — что подобное событие мне кажется невозможным даже во Франции».

Меланхолический темперамент

«Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них всегда дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это объяснение».

В сочинениях Стендаля мы находим все признаки житейского представления о темпераментах, которое существует и в наши дни.

Во-первых, продолжают говорить о четырех типах, называя их именами, которые дал еще Гиппократ; во-вторых, каждому типу приписывают физиологическую основу; в-третьих, включают в темперамент очень широкий спектр действий и поступков человека, от защиты важной крепости до способов объяснения в любви.

Однако так называемое гиппократовское учение о темпераментах стало достоянием истории. Его четыре типа уже нигде не фигурируют в научной литературе — нив плане психологическом, ни в плане физиологическом, хотя их описания все еще попадаются в популярных журналах как «научные».

В серьезных исследованиях продолжаются поиски физиологических основ темперамента. Ученые пытаются найти эти основы в строении тела, типе нервной системы, силе биологических потребностей, функционировании эмоциональных центров головного мозга. В то же время психологи (вместе с философами и психиатрами) обогатили науку более тонкими и продуманными описаниями поведения людей, и психологические портреты темпераментов теперь обсуждаются как различные типы характера. При этом темпераменту отводится вполне почетное место как природной основы характера. Между прочим, о такой «основе» и идет речь в отрывке из записей замечательного врача и психолога Януша Корчака, с которых мы начали эту главу.

Именно наблюдения за младенцами помогают обнаружить ряд свойств, которыми наделяет нас природа. Это — большая или меньшая активность, степень чувствительности, яркость, окраска и интенсивность эмоций и др. Все это входит в темперамент, но еще не составляет характер. Младенцы находятся только в начале своей жизненной истории — истории встреч природных задатков с конкретными условиями жизни. Если ребенок болен, и его будут часто осматривать, делать уколы или какие-то другие болезненные процедуры, то у него будет обостряться ранимость и формироваться тревожность и настороженность. Если же он попадет в благоприятную, щадящую обстановку, то у него вместо негативных реакций будет развиваться доверчивость и контактность. И так будет с любыми другими свойствами. Темперамент под влиянием жизненного опыта переходит в характер. Обычно о характере так и говорят, что это — сплав прирожденных и приобретенных свойств поведения.

Кстати, по мнению некоторых антропологов, разные типы темперамента и, соответственно, характера пришли к нам из далекого человеческого прошлого. Первобытное племя нуждалось в активных вожаках, агрессивных охотниках, доброжелательных миролюбцах, спокойных пытливых умах. Каждый из этих характеров, необходимый для выживания племени, отрабатывался и закреплялся в поколениях.

Расстройства темперамента, характера и личности у взрослых с расстройством аутистического спектра: систематический обзор литературы и метаанализ

*Исследования, включенные в обзор,

+ Исследования, также включенные в метаанализ (1937). Личность: психологическая интерпретация . Нью-Йорк: Холт.

Google Scholar

  • Американская психиатрическая ассоциация. (2000). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-IV-TR) . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация.

    Google Scholar

  • Американская психиатрическая ассоциация. (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5)

    . Арлингтон: Американская психиатрическая ассоциация.

    Книга Google Scholar

  • * + Anckarsäter, H., Stahlberg, O., Larson, T., Hakansson, C., Jutblad, S-B., Niklasson, L., et al. (2006). Влияние СДВГ и расстройств аутистического спектра на темперамент, характер и развитие личности. Американский журнал психиатрии, 163, 1239–1244.

  • Остин, Э. Дж. (2005). Личность коррелирует с более широким фенотипом аутизма, оцениваемым по коэффициенту спектра аутизма (AQ). Личность и индивидуальные различия, 38 , 451–460.

    Артикул Google Scholar

  • Баргер, Б., Кэмпбелл, Дж., и Симмонс, К. (2014). Измерение пяти факторов личности при аутизме в раннем детстве.

    Журнал нарушений развития и физических недостатков, 26 , 775–792.

    Артикул Google Scholar

  • Барневельд, П.С., Питерс, Дж., Де Сонневиль, Л., Ван Рейн, С. , Лахуис, Б., Ван Энгеланд, Х., и Свааб, Х. (2011). Наложение аутистических и шизотипических черт у подростков с расстройствами аутистического спектра. Исследование шизофрении, 126 , 231–236.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Барноу С., Стопсак М., Ульрих И., Фальц С., Дудек М., Спитцер К. и др. (2010). Распространенность и знакомство с расстройствами личности в Германии: результаты семейного исследования Грайфсвальд. Психосоматика, Медицинская психология, 60 , 334–341.

    Google Scholar

  • Беджерот, С., Нюландер, Л., и Линдстрем, Э. (2001). Аутистические черты при обсессивно-компульсивном расстройстве. Nordic Journal of Psychiatry, 55 , 169–176.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Бертоз С. и Хилл Э. Л. (2005). Обоснованность использования самоотчетов для оценки способности к регуляции эмоций у взрослых с расстройствами аутистического спектра. Европейская психиатрия: Журнал ассоциации европейских психиатров, 20 (3), 291–298.

    Артикул Google Scholar

  • Боренштейн, М., Хеджес, Л. В., Хиггинс, Дж. П. Т., и Ротштейн, Х. Р. (2009). Введение в метаанализ . Западный Сассекс: Wiley.

    Книга Google Scholar

  • Бруга, Т.С., Макманус, С., Банкарт, Дж., Скотт, Ф., Пурдон, С., Смит, Дж., и др. (2011). Эпидемиология расстройств аутистического спектра у взрослых в Англии.

    Архив общей психиатрии, 68 , 459–465.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Бак, Т. Р., Вискочил, Дж., Фарли, М., Кун, Х., МакМахон, В. М., Морган, Дж., и Билдер, Д. А. (2014). Сопутствующая психиатрическая патология и прием лекарств у взрослых с расстройствами аутистического спектра. Журнал аутизма и нарушений развития, 44 , 3063–3071.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Берроуз, К. А., Ашер, Л. В., Шварц, К. Б., Манди, П. К., и Хендерсон, Х. А. (2016). Поддержка гипотезы спектра: самооценка темперамента у детей и подростков с высокофункциональным аутизмом. Журнал аутизма и нарушений развития, 46

    , 1184–1195.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Батчер, Дж. Н., Грэм, Дж. Р., Бен-Порат, Ю. С., Теллеген, А., Дальстрем, В. Г., и Кремер, Б. (2001). Миннесотский многофазный личностный опросник-2 (MMPI-2): руководство по администрированию, оценке и интерпретации (пересмотренное издание). Миннеаполис: Университет Миннесоты Press.

    Книга Google Scholar

  • Батлер, Э. Э., Уорд, Р., и Рэмси, Р. (2015). Исследование взаимосвязи между устойчивыми личностными характеристиками и автоматическим подражанием. PLoS One, 10 (6), e0129651. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0129651.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Клонингер, К. Р., Свракич, Д.М., и Пшибек, Т.Р. (1993). Психобиологическая модель темперамента и характера. Архив общей психиатрии, 50 , 977–991.

    Артикул Google Scholar

  • Клонингер, Ч. Р., Пжибек, Т. Р., Свракич, Д. М., и Ветцель, Р. Д. (1994). Опись темперамента и характера (TCI): руководство по ее разработке и использованию . Сент-Луис: Центр психобиологии личности Вашингтонского университета.

    Google Scholar

  • Клонингер, Ч.Р., Байон, К., и Свракич, Д.М. (1998). Показатели темперамента и характера при расстройствах настроения: модель фундаментальных состояний как типов личности. Журнал аффективных расстройств, 51 , 21–32.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Койд Дж., Ян М., Тайрер П., Робертс А. и Ульрих С. ​​(2006). Распространенность и корреляты расстройства личности в Великобритании. Британский журнал психиатрии, 188 , 423–431.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Коста, П. Т., и МакКрей, Р. Р. (1990). Расстройства личности и пятифакторная модель личности. Журнал расстройств личности, 4 , 362–371.

    Артикул Google Scholar

  • Коста, П. Т., и МакКрей, Р. Р. (1992). Пересмотренное профессиональное руководство NEO Personal Inventory (NEO-PI-R) и NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI) . Одесса: Ресурсы психологической оценки.

    Google Scholar

  • Кроен, Л. А., Зербо, О., Цянь, Ю., Массоло, М., Рич, С., Сидни, С., и Крипке, К. (2015). Состояние здоровья взрослых в спектре аутизма. Аутизм, 19 (7), 814–823.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Дамиано, К.Р., Мазефски, К.А., Уайт, С.В., и Дихтер, Г. С. (2014). Будущие направления исследований расстройств аутистического спектра. Журнал клинической детской и подростковой психологии, 43 (5), 828–843.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Де Клерк, Б., и Де Фрюйт, Ф. (2007). Предпосылки детского расстройства личности. Текущее мнение в психиатрии, 20 (1), 57–61.

    Артикул Google Scholar

  • Де Пау, С.С.В., Мервильде, И., Ливен, К.Г., и Де Клерк, Б.Дж. (2011). Как темперамент и личность способствуют дезадаптации детей с аутизмом. Журнал аутизма и нарушений развития, 41 , 196–212.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Де Шиппер, Э., Махди, С., Де Врис, П., Гранлунд, М., Холтманн, М., Каранде, С., и др. (2016). Функционирование и инвалидность при расстройствах аутистического спектра: всемирный опрос экспертов. Исследования аутизма, 9 (9), 959–969.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Эльсаббаг М., Диван Г., Кох Ю. Дж., Ким Ю. С., Каучали С., Марчин К. и др. (2012). Глобальная распространенность аутизма и других нарушений развития. Исследования аутизма, 5 , 160–179.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Эригит-Мадзвамусе С., Вольке Д., Бауманн Н. и Бартманн П. (2014). Аутичные черты, личность и склонность к риску у очень недоношенных и/или очень маловесных при рождении взрослых. Архив болезней детского возраста, 99 .

  • Айзенк, Х., и Айзенк, С.Б.Г. (1975). Руководство по личностному опроснику Айзенка . Севеноукс: Ходдер и Стоутон.

    Google Scholar

  • First, MB, Spitzer, R.L., Gibbon, M., Williams, JBW, & Benjamin, L. (1997). Структурированное клиническое интервью по расстройствам личности оси II (SCID-II) . Вашингтон, округ Колумбия: American Psychiatric Inc.

  • Фомбонн, Э. (2005). Эпидемиология аутистического расстройства и других распространенных нарушений развития. Журнал клинической психиатрии, 66 , 3–8.

    ПабМед Google Scholar

  • Густавссон, Дж. П., Бергман, Х., Эдман, Г., Экселиус, Л., Фон Кнорринг, Л., и Линдер, Дж. (2000). Шкалы личности шведских университетов (SSP): построение, внутренняя согласованность и нормативные данные. Acta Psychiatrica Scandinavica, 102 (3), 217–225.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • *Хессельмарк, Э., Эрикссон, Дж. М., Вестерлунд, Дж., и Беджерот, С. (2015). Расстройства аутистического спектра и самоотчеты: проверка достоверности и надежности с использованием NEO-PI-R. Журнал аутизма и нарушений развития, 45 (5), 1156–1166.

  • * + Хофвандер Б., Делорм Р., Часте П., Ниден А., Венц Э., Стольберг О. и др. (2009). Психиатрические и психосоциальные проблемы у взрослых с расстройствами аутистического спектра с нормальным интеллектом. BMC Psychiatry, 9, 35.

  • Херст, Р. М., Нельсон-Грей, Р. О., Митчелл, Дж. Т., и Квапил, Т. Р. (2007). Взаимосвязь характеристик синдрома Аспергера и шизотипических черт личности в неклинической взрослой выборке. Журнал аутизма и нарушений развития, 37 (9), 1711–1720.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Хатчинс Т.Л., Прелок П.А., Моррис Х., Беннер Дж., ЛаВинь Т. и Хоза Б. (2016). Явная и прикладная теории умственной компетентности: сравнение типично развивающихся мужчин, мужчин с РАС и мужчин с СДВГ. Исследование расстройств аутистического спектра, 21 , 94–108.

    Артикул Google Scholar

  • Джексон П. , Скирроу П. и Хэйр Д. Дж. (2012). Аспергер в зазеркалье: исследовательское исследование самопонимания у людей с синдромом Аспергера. Журнал аутизма и нарушений развития, 42 , 697–706.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Джон, О.П., Науманн, Л.П., и Сото, Си Джей (2008). Сдвиг парадигмы к интегративной таксономии признаков Большой пятерки: история, измерение и концептуальные вопросы. В OP John, RW Robins и LA Pervin (Eds.), Справочник по личности: теория и исследования (3-е изд., стр. 114–158). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

    Google Scholar

  • Джонсон, Дж. А. (2014). Измерение тридцати аспектов пятифакторной модели с общедоступным перечнем из 120 пунктов: разработка IPIP-NEO-120. Журнал исследований личности, 51 , 78–89.

    Артикул Google Scholar

  • Кадак М.Т., Демирель О.Ф., Гокалп Б. , Эрдотду З. и Демирель А. (2015). Взаимосвязь между темпераментом, характером и чертой аутизма у родителей детей с расстройствами аутистического спектра. Международный журнал психиатрии в клинической практике, 19 (3), 216–220.

    ПабМед Google Scholar

  • *Канаи К., Иванами А., Ота Х., Ямасуэ Х., Мацусима Э., Ёкои Х. и др. (2011а). Клиническая характеристика взрослых с синдромом Аспергера, оцениваемая с помощью анкет самоотчетов Research in Autism Spectrum Disorders, 5 , 185–190.

  • *Канаи К., Иванами А., Хашимото Р., Ота Х., Тани М., Ямада Т. и Като Н. (2011b). Клиническая характеристика взрослых с синдромом Аспергера, оцениваемая с помощью анкет самоотчетов на основе депрессии, тревоги и личности. Исследование расстройств аутистического спектра, 5 (4), 1451–1458.

  • Керекес, Н., Брандстрем, С., Лундстрем, С., Ростам, М., Нильссон, Т., и Анкарсатер, Х. (2013). СДВГ, расстройство аутистического спектра, темперамент и характер: фенотипические ассоциации и этиология в шведском исследовании близнецов в детстве. Комплексная психиатрия, 54 (8), 1140–1147.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • * + Кетелаарс, К.Э.Дж., Хорвиц, Э.Х., Система, С., Бос, Дж., Вирсма, Д., Миндераа, Р., и Хартман, К.А. (2008). Краткий отчет: взрослые с легкими расстройствами аутистического спектра (РАС): баллы по коэффициенту аутистического спектра (AQ) и сопутствующей психопатологии. Журнал аутизма и нарушений развития, 38 , 176–180.

  • Киршнер Дж., Рух В. и Дзиобек И. (2016). Краткий отчет: сильные стороны характера у взрослых с расстройствами аутистического спектра без интеллектуальных нарушений. Journal of Autism and Developmental Disorders, 46 (10), 3330–3337.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Кунихира Ю., Сенджу А., Дайроку Х., Вакабаяси А. и Хасегава Т. (2006). «аутичные» черты у неаутичных японцев; связи с чертами личности и познавательными способностями. Журнал аутизма и нарушений развития, 36 , 553–566.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Лай, М.-К., и Барон-Коэн, С. (2015). Выявление потерянного поколения взрослых с состояниями аутистического спектра. Ланцет, 2 , 1013–1027.

    ПабМед Google Scholar

  • Ландри, О., и Шуинар, П.А. (2016). Почему мы должны изучать более широкий фенотип аутизма в типично развивающихся группах населения. Журнал познания и развития, 17 (4), 584–595.

    Артикул Google Scholar

  • Лорангер А.В., Сарториус Н., Андреоли А., Бергер П., Буххейм П., Чаннабасаванна С.М. и др. (1994). Международная экспертиза расстройств личности: IPDE. Международное пилотное исследование расстройств личности ВОЗ/ADAMHA. Архив общей психиатрии, 51 , 215–224.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Лугнегорд, Т. , Халлербек, М.У., и Гиллберг, К. (2011). Сопутствующая психиатрическая патология у молодых людей с клиническим диагнозом синдрома Аспергера. Исследования нарушений развития, 32 , 1910–1917.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • * + Лугнегорд, Т., Халлербек, М.У., и Гилберг, К. (2012). Расстройства личности и расстройства аутистического спектра: каковы связи? Комплексная психиатрия, 53, 333–340.

  • Мэннион, А., и Лидер, Г. (2013). Коморбидность при расстройствах аутистического спектра: обзор литературы. Исследование расстройств аутистического спектра, 7 , 1595–1616.

    Артикул Google Scholar

  • Мили, А., Эбботт, Г., Бирн, Л.К., и Макгилливрей, Дж. (2014). Совпадение между аутичными и шизотипическими чертами личности не объясняется тревогой и депрессией. Psychiatry Research, 219 (2), 380–385.

    Артикул Google Scholar

  • Миллон, Т. (1981). Расстройства личности: DSM-III, ось II . Нью-Йорк: Уайли.

    Google Scholar

  • Мохер, Д., Либерати, А., Тецлафф, Дж., и Альтман, Д. Г. (2009). Предпочтительные элементы отчетности для систематических обзоров и метаанализов: заявление PRISMA. PLoS Medicine, 6 , e1000097. https://doi.org/10.1371/journal.pmed.1000097.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • *Озонофф, С., Гарсия, Н., Кларк, Э., и Лайнхарт, Дж. Э. (2005). Профили личности MMPI-2 высокофункциональных взрослых с расстройствами аутистического спектра. Оценка, 12, 86–95.

  • Пикарди А., Фаньяни К., Медда Э., Токкачели В., Брамбилла П. и Стази М. А. (2015). Генетические и экологические влияния лежат в основе взаимосвязи между аутистическими чертами и темпераментом и чертами характера во взрослом возрасте. Комплексная психиатрия, 58 , 178–188.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Писула, Э., Кава, Р., Даниелевич, Д., и Писула, В. (2015). Взаимосвязь между темпераментом и аутичными чертами в неклинической выборке студентов. PLoS One, 10 (4), e0124364. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0124364.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Рейн, А. (1991). SPQ: шкала оценки шизотипической личности на основе критериев DSM-III-R. Бюллетень по шизофрении, 17 , 555–564.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Робертс, Б.В., и ДельВеккио, В.Ф. (2000). Постоянство личностных черт в порядке ранжирования от детства до старости: количественный обзор лонгитюдных исследований. Психологический бюллетень, 126 , 3–25.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Робертс Б. В., Кунцел Н.Р., Шайнер Р., Каспи А. и Голдберг Л.Р. (2007). Сила личности: сравнительная достоверность личностных качеств, социально-экономического статуса и когнитивных способностей для прогнозирования важных жизненных результатов. Перспективы психологической науки, 2 , 313–345.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • * Райден, Э., и Беджеро, С. (2008). Расстройства аутистического спектра у взрослой психиатрической популяции. Натуралистическое перекрестное контролируемое исследование. Клиническая нейропсихиатрия, 5 (1), 13–21.

  • Райден Г., Райден Э. и Хетта Дж. (2008). Пограничное расстройство личности и расстройство аутистического спектра у женщин — поперечное исследование. Клиническая нейропсихиатрия, 5 , 22–30.

    Google Scholar

  • Шмидт, Л., Киршнер, Дж., Струнц, С., Брозус, Дж., Риттер, К., Роепке, С. , и Дзиобек, И. (2015). Психосоциальное функционирование и удовлетворенность жизнью у взрослых с расстройствами аутистического спектра без интеллектуальных нарушений. Журнал клинической психологии, 71 (12), 1259–1268.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • *Шрайбер Р.А., Робинс Р.В. и Соломон М. (2014). Личность и самоанализ у людей с расстройством аутистического спектра. Журнал личности и социальной психологии, 106, 112–130.

  • Schwartz, C.B., Henderson, H.A., Inge, A.P., Zahka, N.E., Coman, D.C., Kojkowski, N.M., et al. (2009). Темперамент как предиктор симптоматологии и адаптивного функционирования у подростков с высокофункциональным аутизмом. Журнал аутизма и нарушений развития, 39 , 842–855.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • * Шварцман, Б. К., Вуд, Дж. Дж., и Капп, С. К. (2016). Может ли пятифакторная модель личности объяснить изменчивость проявления симптомов аутизма? Многовариантные подходы к поведенческому фенотипированию при расстройствах аутистического спектра у взрослых. Журнал аутизма и нарушений развития, 46, 253–272.

  • Шаттак, П. Т., Зельцер, М. М., Гринберг, Дж. С., Орсмонд, Г. И., Лаундс, Дж., Кринг, С., и Болт, Д. (2007). Изменение симптомов аутизма и дезадаптивного поведения у подростков и взрослых с расстройствами аутистического спектра. Журнал аутизма и нарушений развития, 37 , 1735–1747.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Шипман Д., Шелдрик Р. и Перрин Э. (2011). Качество жизни подростков с расстройствами аутистического спектра: надежность и достоверность самоотчетов. Journal of Developmental and Behavioral Pediatrics, 32 (2), 85–89.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • * + Сизу Б., Ван ден Бринк В., Гориссен М. и Ван дер Гааг Р.Дж. (2009). Характеристики личности взрослых с расстройствами аутистического спектра или синдромом дефицита внимания и гиперактивности с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, и без них. Журнал нервных психических расстройств, 197, 450–454.

  • Сизу, Б. Б., Ван дер Гааг, Р. Дж., и Ван ден Бринк, В. (2015). Темперамент и характер как эндофенотип у взрослых с расстройствами аутистического спектра или синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Аутизм, 19 (4), 400–408.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • * + Содерстром, Х., Растам, М., и Гиллберг, К. (2002). Темперамент и характер у взрослых с синдромом Аспергера. Аутизм, 6, 287–297.

  • Стрелау, Дж. (1983). Темперамент, личность и активность . Лондон: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Стрелау, Дж. (2001). Понятие и статус черты в исследованиях темперамента. Европейский журнал о личности, 15 , 311–325.

    Артикул Google Scholar

  • *Струнц С. , Вестфаль Л., Риттер К., Хойзер И., Дзиобек И. и Роепке С. (2015). Патология личности взрослых с расстройством аутистического спектра без сопутствующих интеллектуальных нарушений по сравнению со взрослыми с расстройствами личности. Журнал аутизма и нарушений развития, 45 (12), 4026–4038.

  • Супекар, К., Айер, Т., и Менон, В. (2017). Влияние пола и возраста на распространенность сопутствующих заболеваний при аутизме. Исследование аутизма . https://doi.org/10.1002/aur.1741.

  • Сваркич, Д.М., Уайтхед, К., Пжибек, Т.Р., и Клонингер, Р. (1993). Дифференциальная диагностика расстройств личности по семифакторной модели темперамента и характера. Архив общей психиатрии, 50 , 991–999.

    Артикул Google Scholar

  • Тебарц Ван Эльст, Л., Пик, М., Бискальди, М., Фангмайер, Т., и Ридель, А. (2013). Высокофункциональное расстройство аутистического спектра как основное расстройство во взрослой психиатрии и психотерапии: психопатологическая картина, клиническая значимость и терапевтические концепции. Европейский архив психиатрии и клинической неврологии, 263 , 189–196.

    Артикул Google Scholar

  • Торгерсен, С. (2012). Эпидемиология. В TA Widiger (Ed.), Оксфордский справочник по расстройствам личности (стр. 186–205). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Верхофф, Б. (2015). Анатомия аутизма. Вскрытие структуры и развития психиатрической концепции . Амстердам: Ипскамп.

    Google Scholar

  • Вуйк Р. и Арнц А. (2017). Схематическая терапия как лечение взрослых с расстройством аутистического спектра и сопутствующим расстройством личности: протокол исследования серии случаев с несколькими исходными данными, в котором тестируются когнитивно-поведенческие и эмпирические вмешательства. Contemporary Clinical Trials Communications, 5 , 80–85.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • * + Вуйк, Р. , Де Нийс, П.Ф.А., Витале, С.Г., Саймонс-Спронг, М., и Хенгевельд, М.В. (2012). Черты личности у взрослых с расстройствами аутистического спектра, измеренные с помощью Опросника темперамента и характера (TCI). (Голландский). Индивидуальные исследования, связанные с аутизмом и аутизмом, имеют сходство с «Инвентаризацией темперамента и характера» (TCI). Tijdschrift voor Psychiatrie, 54, 699–707.

  • Вакабаяши А., Барон-Коэн С. и Уилрайт С. (2006). Являются ли аутичные черты независимым измерением личности? Исследование коэффициента аутистического спектра (AQ) и NEO-PI-R. Личность и индивидуальные различия, 41 , 873–883.

    Артикул Google Scholar

  • Уотерхаус, Л., Лондон, Э., и Гиллберг, К. (2016). Срок действия АСД. Review Journal of Autism and Developmental Disorders, 3 (4), 302–329.

    Артикул Google Scholar

  • Ссылки для скачивания

    Темперамент и характер Области личности и депрессия

    Depression Research and Treatment

    Depression Research and Treatment / Published Special Issues / Special Issue


    Publishing date

    01 Nov 2011

    Submission deadline

    01 May 2011


    Lead Editor

    Toshinori Kitamura 1

    Приглашенные редакторы

    Клод Робер Клонингер 2 | Андреа Фоссати 3 | Йорг Рихтер 4 | Питер Р. Джойс 5

    1 Институт психического здоровья Китамуры, Токио, 8-12-4-305 Акасака, Токио, Япония

    2 Факультет психиатрии, Вашингтонский университет в Сент-Луисе, 660 South Euclid Avenue, Сент-Луис, MO 63130, США

    3 Факультет психологии, Университет Сан-Раффаэле Вита-Салюте, Милан, Италия

    4 Центр психического здоровья детей и подростков, Университетская больница Уллеваал, 0407 Осло, Норвегия

    5

    4 Кафедра психологической медицины, Университет Отаго, Крайстчерч 8140, Новая Зеландия


    Описание

    В исследовании депрессии произошли революционные изменения с момента введения личностной концепции темперамента и характера, предложенной Ч. Р. Клонингером. Избегание вреда, сфера темперамента, и самоуправление, сфера характера, — это две вещи, которые часто называют коррелятами клинической депрессии. Тем не менее другие области темперамента и характера были изучены как корреляты депрессии. Данные эпидемиологических исследований позволили понять влияние возраста и пола на хронологические изменения темперамента и характера. Исследования близнецов проливают свет на степень генетического вклада в развитие темперамента и характера. Прогноз лечения депрессии может быть доступен по профилям темперамента и характера. Другие корреляты депрессии, такие как окружающая среда в раннем возрасте и расстройства личности, могут быть переплетены со сложными связями личности и депрессии.

    Основное внимание в этом специальном выпуске будет уделено новому расширению концептуальных аргументов и эмпирических данных о связи между личностью и депрессией. Этот специальный выпуск станет сборником новейших данных этой быстро развивающейся области психиатрических и психологических исследований. Возможные темы включают, но не ограничиваются:

    • Концепция темперамента и характера
    • Факторная структура и другие вопросы измерения темперамента и характера
    • Корреляции темперамента и характера с клинической депрессией и ее подтипами
    • Возможное опосредование эффектов: различные факторы риска возникновения депрессии через темперамент и характер характер
    • Суицидальность и темперамент и характер
    • Прогнозирование будущей депрессии по темпераменту и характеру в проспективном когортном исследовании
    • Детерминанты темперамента и характера, связанных с депрессией

    Перед подачей материалов авторы должны внимательно прочитать Руководство для авторов журнала, которое находится по адресу http://www. hindawi.com/journals/drt/guidelines.html. Потенциальные авторы должны представить электронную копию своей полной рукописи через журнал Manuscript Tracking System по адресу http://mts.hindawi.com/ в соответствии со следующим расписанием:


    Статьи

    Темперамент и характер Сферы личности и депрессия

    Тошинори Китамура | C. Robert Cloninger

    Повышение характерной функции самонаправленности играет центральную роль в уменьшении симптомов во время ремиссии большой депрессии

    Jaap G. Goekoop | Ремко Ф. П. Де Винтер | Rutger Goekoop

    Темперамент и характер при психотической депрессии в сравнении с другими подкатегориями депрессии и нормального контроля

    Jaap G. Goekoop | Remco F. P. De Winter

    Стресс в раннем возрасте и стиль детского темперамента как предикторы детской тревоги и симптомов депрессии: результаты продольного исследования австралийских детей

    Эндрю Дж. Льюис | Craig A. Olsson

    Влияние темперамента и характера на симптомы депрессии у неклинического населения Китая

    Zi Chen | Си Лу | Тошинори Китамура

    Расстройства пищевого поведения и глубокая депрессия: роль гнева и личности

    Аббате-Дага Джованни | Грамалья Карла | .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *