Темперамент и характер
Проблема акцентуированных характеров относится не к области психиатрии, а к области общей психологии. В случае акцентуаций характера не присутствуют все три указанных выше признака психопатии. Для личности с акцентуацией характерна уязвимость лишь к тем травмирующим воздействиям, которые создают чрезмерную нагрузку на «места наименьшего сопротивления».
Характер человека проявляется в следующих системах отношений:
- с другими людьми. Именно в этих отношениях могут проявиться такие черты характера, как правдивость или лживость; вежливость или грубость, общительность или замкнутость;
- к труду. Здесь обнаруживаются такие черты, как лень или трудолюбие. ответственность и безответственность;
- в самооценке. Проявляются такие качества, как самокритичность, самоуверенность, эгоизм;
- к вещам. Проявляются такие черты, как бережливость или расточительность, щедрость или жадность.
В характере выделяются его наиболее яркие, устойчивые особенности — черты характера.
Те или иные черты, позитивные или негативные, преобладают в характере людей под влиянием жизненных обстоятельств, воспитания, требований общества.
Характер человека является
одной из подструктур личности, причем
подструктурой подчиненной. Развитая
зрелая личность хорошо владеет своим
характером и способна контролировать
его проявления. Наоборот, порывы характера,
когда человек действует по логике
того, к чему его побуждают те
или иные черты характера, типичны
для психологически незрелых личностей
или психопатов. Характер формируется
не только в процессе воспитания, по
и в процессе самовоспитания. Личность
может сознательно
3. Установите соответствие:
Особенности
1)Темперамент
2) Характер б) альтруизм
в) импульсивность
г) динамичность
1) Темперамент:
в) Импульсивность — является специфическим свойством темперамента и предвестником волевых черт характера человека;
г) Динамичность — проявление темперамента. Как правило, динамичные люди очень подвижны, эта черта присуща холерикам и сангвиникам;
д) Медлительность — проявление темперамента. Тип реакции человека, присущий меланхоликам и флегматикам.
2) Характер:
а) Аккуратность — черта характера, выражающая отношение к собственности. Противоположна неряшливости;
б) Альтруизм — черта характера, выражающая отношение к людям и связанная с бескорыстной заботой о благополучии других. Противоположна эгоизму;
е) Ответственность — черта характера, выражающая отношение к делу, субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Противоположна недобросовестности.
Список использованных источников:
- Островский Э.В. Основы психологии – М.: 2012.
- Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии – СПб.: 1999.
- Психологический словарь \ Под.ред. .Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г, — М. 1999.
- http://www.psyedu. ru. — электронный журнал «Психологическая наука и образование».
- http://ru.wikipedia.org — свободная интернет энциклопедия.
Характер, личность, темперамент: что даётся нам раз и навсегда, а что можно изменить
Темперамент, характер, личность — что из этого дается нам раз и навсегда, а что можно изменить? Именно об этом и поговорим в статье, а также о том, как быть, если то, что изменить не удается, беспокоит и снижает качество жизни.
В психологической науке различают такие понятия как темперамент, характер и личность. Принято считать, что от рождения нам дается только темперамент, то есть то, как биологически организована наша центральная нервная система. У кого-то психические процессы протекают быстро, у кого-то медленно. И изменить это нельзя — это вопросы генетики. Иными словами, сангвиник никогда не станет меланхоликом.
Теперь перейдем к характеру. Это привычные способы реагирования и устоявшиеся паттерны поведения, заложенные в детстве. Проще говоря, это то, как человек привык вести себя в той или иной жизненной ситуации. Это всегда про поведение. Характер, конечно же, зависит от темперамента, поскольку последний является важной органической основой, на которую надстраивается первый: например, холерик изначально будет реагировать на похожие ситуации несколько иначе, чем, скажем, флегматик, и в итоге сформирует другие, привычные для себя варианты поведения.
Характер формируется в детском и подростковом возрасте. В этот возрастной период происходят важные структурообразующие процессы, которые потом влияют на всю жизнь человека. Известный американский психолог Эрик Берн называл это сценариями. Ребенок до 6 лет бессознательно выстраивает свой жизненный путь (сценарий), которому потом следует всю жизнь. Думаю, во многом концепция Эрика Берна про сценарное программирование сочетается с психологическим пониманием характера. Ведь наши привычные и часто бессознательные паттерны поведения формируют наши поступки и в итоге нашу судьбу. Так можно ли изменить свой характер?
Думаю, что радикал сформированного в детстве характера изменить, скорее всего, не получится, но характер можно сбалансировать. Здесь важно понимать, что не существует плохих или хороших характеров. В психологии нет разделения на плохие и хорошие черты: если какая-то черта характера у вас сформировалась, значит, она была вам необходима: она помогала вашей психике выжить, когда вы были ребенком.
Что же мы можем сделать во взрослом возрасте, если что-то в нашем характере мешает нам жить, «устарело», снижает качество жизни? Во взрослом возрасте мы можем работать со степенью выраженности отдельных черт характера: какие-то черты сгладить, а какие-то, наоборот, развить. И в этом помогает психотерапия.
Ну и несколько слов о таком понятии как личность. Оно сугубо социальное, тут о генетике речи не идёт, то есть личность формируется в процессе социализации человека и только в человеческом обществе. Интересно про разделение понятий характера и личности пишет известный детский психолог, автор бестселлеров по детской психологии Юлия Гиппенрейтер:
«Если попытаться совсем кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами».
В завершение замечу, что порой крайне непросто изменить то, что было заложено в детстве, а теперь мешает жить во взрослом возрасте. Не зря в народе говорят: «Что выросло, то выросло». Но есть один способ, который может помочь. О нем я расскажу в следующей статье.
Виктория Шилкина, клинический психолог, научный журналист, автор сайта Books-for-you. ru
[PDF] Личность и ее сложность: исследование шведской версии Описи темперамента и характера
- Идентификатор корпуса: 12040591
title={Личность и ее сложность: исследование шведской версии Описи темперамента и характера}, автор={Свен Бр{\"а}ndstr{\"о}м}, год = {2009} }
- С. Брандстрем
- Опубликовано в 2009 г.
- Психология
В прежние времена описания личности основывались на типологиях, отражающих мнение, что люди не меняются со временем и поэтому имеют стабильный, пожизненный тип личности. Позже эксклюзивно …
liu.diva-portal.org
Исследование психического здоровья и личности шведских студентов-социологов при поступлении в университет
- М. Газинур, Дж. Рихтер
Психология
- 2014
Цель состояла в том, чтобы описать личностные характеристики шведских студентов, занимающихся социальной работой, при поступлении на обучение и проанализировать взаимосвязь между личностными чертами, психическим здоровьем и некоторыми…
Кто становится донором спермы: характеристики личности в национальной выборке идентифицируемых доноров
Пожалуйста, ссылайтесь на эту статью следующим образом: Sydsjö G, Lampic C, Brändström S, Gudmundsson J, Karlström P, Solensten N, Thurin-Kjellberg A, Skoog Svanberg A. Кто становится донором спермы: характеристики личности в…
Betydelsen av bristande omsorg och травма для человекаlighetsutvecklingen i en grupp unga man dömda for vålds- och sexybrott
- Katarina Hansson, Renee From Mokhtar
Психология
- 2012
Имеются эмпирические данные о том, что детские травмы влияют на возникновение проблем с психическим здоровьем в дальнейшей жизни. Целью данного описательного исследования является выявление психосоциального фона и…
СД/ВГ и расстройства аутистического спектра у взрослых
- Б. Хофвандер
Психология, медицина
- 2009
ПОКАЗАНЫ 1-10 ИЗ 151 ССЫЛОК
СОРТИРОВАТЬ ПО Релевантности Наиболее влиятельные документы Недавность
Описание личности: основные черты, разделенные на группы.
- Р. Кеттелл
Психология
- 1943
Результаты факторного анализа личности оказались противоречивыми из-за использования различных показателей (рейтинги, поведение, анкеты), предубеждений исследователей, ограниченного количества испытуемых…
Опросник трехмерной личности: нормативные данные США
Трехмерный личностный опросник представляет собой самоотчет о личности, измеряющий три основных параметра личности: поиск нового, избегание вреда и зависимость от вознаграждения. Нормативное…
Свойства темперамента и характера в китайской выборке
Влияние языка и культуры на темперамент и характер в китайской выборке изучается для определения влияния религии, культуры и языка на показатель ОКИ .
Темперамент: психологическая перспектива
- Дж. Стрелау
Психология
- 1998
История и понимание концепции темперамента. Инициаторы современных исследований темперамента. Современные теории темперамента. Физиологические и биохимические корреляты…
Шведские нормативные данные о личности с использованием Описи темперамента и характера.
Оценка личности: инвентаризация темперамента и характера в межкультурном сравнении Германии, Швеции и США
- J. Richter, S. Brändström, T. Przybeck
Психология
- 1999
добровольцев каждый, которые были тщательно подобраны для…
Дальнейшее развитие опросника темперамента и характера
Результаты указывают на межкультурную переносимость параметров темперамента и характера опросника, а также стабильность и достоверность 7- факторные модели личности, предложенные Клонингером.
Иранская (фарси) версия перечня темперамента и характера: межкультурное сравнение
- Дж. Рихтер, С. Брандстрем, Х. Эмами, М. Газинур
Психология
6 Психологические отчеты 7
В выборке из 300 немцев, 300 шведов и 316 иранцев анализ факторной структуры с использованием метода вращения Прокруста показал, что структура личности в целом одинакова в разных культурах.