ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Акцентуированные личности››
Форма обратной связи
Вопрос по работе сайтаВопрос специалистуВопрос в администацию клиники
Адрес email
Имя
Текст сообщения
АФФЕКТИВНО-ЛАБИЛЬНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ
Аффективно-лабильные, или (при ярко выраженных проявлениях) циклотимические, личности это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих двух полюсов, иногда без всяких видимых внешних мотивов, а иногда в связи с теми или иными конкретными событиями. Любопытно, что радостные события вызывают у таких людей не только радостные эмоции, но также сопровождаются общей картиной гипертимии: жаждой деятельности, повышенной говорливостью, скачкой идей. Печальные события вызывают подавленность, а также замедленность реакций и мышления.
Причиной смены полюсов не всегда являются внешние раздражители, иногда достаточно бывает неуловимого поворота в общем настроении. Если собирается веселое общество, то аффективно-лабильные личности могут оказаться в центре внимания, быть «заводилами», увеселять всех собравшихся. В серьезном, строгом окружении они могут оказаться самыми замкнутыми и молчаливыми. Этот темперамент также имеет параллель среди психических заболеваний маниакально-депрессивный психоз, который также проходит как бы между двумя полюсами. Однако этиологическая связь в этом случае не обязательна.
Можно было бы предположить, что лабильность внутреннего состояния связана с наследственным совмещением гипертимического и дистимического темперамента, т. е. одна черта унаследована от отца, другая от матери. Однако мои наблюдения (1963) показали, что такое совмещение не вызывает аффективной лабильности. Напротив, в подобных случаях возникает взаимокомпенсация, обусловливающая появление синтонного темперамента, для которого характерно постоянно ровное, нейтральное настроение.
При этом наблюдается картина, подобная той, которая встречается при сочетании истерических и ананкастических черт характера. Весьма показательно, что сочетание акцентуированных или психопатических личностных черт в том или ином человеке не усиливает акцентуацию или психопатию, напротив, оно ведет к выравниванию характера, т. е. к норме. Это наблюдение представляет интерес в первую очередь для тех, кто склонен усматривать в психопатиях нечто принципиально отрицательное. Между тем две психопатии, сложенные вместе, могут дать в результате норму. Привожу пример аффективно-лабильной личности (ранее эта личность была описана Унгер).Христина Ш., 1925 г. рожд. Отец, погибший во время войны, был живым, энергичным человеком, страстным филателистом, любителем футбола и душой общества. Мать и сейчас еще трудится на кондитерской фабрике, она человек деятельный, ударница труда, хотя склонна иногда впадать в «черную меланхолию», очень религиозна. У Ш. три сестры, все три живые, культурные, предприимчивые особы.
Ш. была очень живым ребенком, в школе возглавляла «разудалую компанию»; школу посещала охотно, училась хорошо, но с 5-го класса стала «сдавать». Родители хотели, чтобы Ш. стала учительницей, она же мечтала стать пианисткой (на рояле играет с семилетнего возраста). Когда Ш. было 12 лет, она вместе с сестрой предприняла попытку побега, но их вскоре вернули домой. В назревавшем конфликте с будущей профессией помогла, как это ни странно, война. В военные годы, чтобы обеспечить себе пропитание, сестрам пришлось работать домработницами. Ш. попала в семью музыкального руководителя театра. «Мне очень повезло», говорит она. Директор устроил Ш. на работу в театр концертмейстером. Правда, эта деятельность из-за постоянных интриг в театре мало удовлетворяла Ш., но сама по себе работа с музыкой была для нее радостью. По ночам девушка часто не спала: «вгрызалась» мыслями в тяжелую, «душную» атмосферу интриг в театре.
С 1952 г. Ш. работает пианисткой в оркестре танцевального ансамбля, с 1954 г. пианисткой в оркестре, затем концертмейстером хора. В этот же период оканчивает школу по работе с кадрами. На протяжении всех этих лет Ш. бодра, оптимистична, предприимчива. Изредка бывали моменты разочарования, тоски, но они быстро проходили.
С 1955 г. Ш. начала работать в активе народных заседателей. Постоянный активный контакт с людьми ее сначала радовал, но затем Ш. стали обуревать мысли об «океане горя», которым представлялся ей мир, и эта работа показалась Ш. невыносимой.
С 1956 г., закончив краткосрочные курсы, работает на производстве статистиком. В период обучения на курсах она выделялась на семинарах способностями и четкими ответами. В 1959 г. перешла на новую работу плановиком в системе народного питания. Но эта работа у нее не спорилась, она допускала много ошибок. После рабочего дня Ш. часто охватывало отчаяние. Она снова меняет место работы, занимает должность калькулятора, но на работу ходит с отвращением. Вечером начинаются раздумья, самобичевание и страх перед наступающим днем.
Так продолжалось до 1962 г. Ш. все время была склонна к пессимистическому самоанализу, лишь изредка появлялись просветы. Почувствовав полную неспособность работать, Ш. обратилась к нам. В нашем стационаре она сначала была подавлена, всю вину за многочисленные свои срывы брала на себя. Но постепенно к ней стала возвращаться жизнерадостность, бодрость. «У меня бывают гнусные черные полосы», говорила она и добавляла, что монотонная работа губит ее. «Но теперь все прошло», радовалась Ш. Она собиралась, выписавшись, организовать вокальный ансамбль.
В интимной жизни у Ш., по ее словам, твердые принципы. В 22 года она познакомилась со своим будущим мужем и по сей день является женой этого «замечательного, глубоко порядочного человека». Но счастливый брак омрачает сознание, что муж из-за нее развелся со своей первой женой. Иногда она думает, что все ее неудачи не что иное, как наказание, ниспосланное ей за то, что разбила семью.
Ребенком Ш., несомненно, обладала гипертимическим темпераментом. Во время войны были периоды угнетенности, когда она сторонилась своих сотрудников. После войны начинается ряд беспечных, безоблачных лет. С гипертимической легкостью она преодолевает сложные препятствия и добивается значительных профессиональных успехов. Жизнь в этом периоде лишь изредка омрачается кратковременными периодами угнетенности. В 1955 г. наступает длительный период подавленности с депрессивными мыслями. В 19561958 гг. появляется просвет, а с 1959 по 1962 год Ш. вновь погружается в глубокую депрессию. Работать в это время не может совсем.
В клинике мы довольно детально ознакомились с обеими сторонами ее темперамента: и с дистимической, и с гипертимической. В разговоре на серьезные, тяжелые темы Ш. склонна была подходить к своей жизни критически и винить за все провалы и срывы только себя. На темы радостные она реагировала с живостью, становилась разговорчивой и весьма веселой. Вероятно, ее поведение и в прежние годы колебалось от одного полюса к другому гораздо чаще, чем об этом можно судить по ее рассказам. Такое предположение подтверждается наблюдениями в клинике: здесь мы за сравнительно короткое время оказались свидетелями весьма частой смены ее «циклов».
Темперамент и личность — PubMed
Обзор
. 1994 Апрель; 4 (2): 266-73.
doi: 10.1016/0959-4388(94)
-3.C R Клонингер 1
принадлежность
- 1 Кафедра психиатрии, Медицинская школа Вашингтонского университета, Сент-Луис, Миссури 63110.
- PMID: 8038587
- DOI: 10.1016/0959-4388(94)-3
Обзор
CR Клонингер.
. 1994 Апрель; 4 (2): 266-73.
дои: 10.1016/0959-4388(94)
-3.Автор
C R Клонингер 1
принадлежность
- 1 Кафедра психиатрии, Медицинская школа Вашингтонского университета, Сент-Луис, Миссури 63110.
- PMID: 8038587
- DOI: 10.1016/0959-4388(94)-3
Абстрактный
Недавние попытки объединить психометрические и нейробиологические данные о личности стимулировали различные междисциплинарные приложения. Диссоциация основных систем мозга, связанных с процедурной и пропозициональной памятью и обучением, прояснила клиническое различие между двумя компонентами личности: темпераментом и характером. Темперамент можно определить с точки зрения индивидуальных различий в привычках и навыках, основанных на восприятии (т. е. связанных с процедурной памятью и обучением), которые регулируются миндалевидным телом, гипоталамусом, полосатым телом и другими частями лимбической системы. Напротив, характер можно определить с точки зрения индивидуальных различий в концептуальных целях и ценностях (т. е. связанных с пропозициональной памятью и обучением), которые кодируются образованием гиппокампа и неокортексом головного мозга. Недавние описательные, эволюционные, генетические и нейроповеденческие исследования показывают, что по крайней мере четыре аспекта темперамента и три аспекта характера могут быть однозначно описаны и функционально разделены.
Похожие статьи
Индивидуальные различия в локальных объемах серого и белого вещества отражают различия в темпераменте и характере: исследование морфометрии на основе вокселей у здоровых молодых женщин.
Ван Шуербек П., Баекен С., Де Рэдт Р., Де Мей Дж., Луйперт Р. Ван Шуербек П. и соавт. Мозг Res. 2011 31 января; 1371:32-42. doi: 10.1016/j.brainres.2010.11.073. Epub 2010 29 ноября. Мозг Res. 2011. PMID: 21126511
Три генетико-средовые сети личности человека.
Звир И., Дель-Валь К., Арнедо Дж., Пулкки-Робак Л., Конте Б., Ян С.С., Ромеро-Зализ Р., Хинцанен М., Клонингер К.М., Гарсия Д., Свракич Д.М., Лестер Н., Роза С., Меса А., Льютикайнен Л.П., Гиглинг И., Кахёнен М., Мартинес М., Сеппалая И., Райтохарью Э., де Эраускин Г.А., Мамах Д., Райтакари О., Руеску Д., Постолаке Т.Т., Гу К.С., Сунг Дж., Лехтимяки Т., Келтикангас-Ярвинен Л., Клонингер К.Р. . Звир I и др. Мол Психиатрия. 2021 августа; 26 (8): 3858-3875. дои: 10.1038/s41380-019-0579-х. Epub 2019 21 ноября. Мол Психиатрия. 2021. PMID: 31748689 Бесплатная статья ЧВК.
[Факторы личности при депрессивных расстройствах: вклад психобиологической модели, разработанной Клонингером].
Пелиссоло А, Коррубль Э. Пелиссоло А. и др. Энцефал. 2002 г., июль-август; 28(4):363-73. Энцефал. 2002. PMID: 12232546 Рассмотрение. Французский.
Размеренная оценка личности членов юношеской сборной Франции по шоссейному велоспорту.
Сезнец Х.К., Лепин Х.П., Пелиссоло А. Сезнец Дж. К. и соавт. Энцефал. 2003 янв-февраль;29(1):29-33. Энцефал. 2003. PMID: 12640324 Французский.
Альтернативный взгляд на психологическое благополучие при кардиореабилитации: с учетом темперамента и характера.
Карлесс Д., Дуглас К., Фокс К., Маккенна Дж. Карлесс Д. и соавт. Eur J Cardiovasc Nurs. 2006 г., сен; 5 (3): 237–43. doi: 10.1016/j.ejcnurse.2006.03.004. Epub 2006 9 мая. Eur J Cardiovasc Nurs. 2006. PMID: 16687254
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Скрытый классовый анализ поведения разных пород собак выявляет основные профили темперамента.
Zapata I, Eyre AW, Alvarez CE, Serpell JA. Запата I и др. Научный представитель 2022 г., 17 сентября; 12 (1): 15627. doi: 10.1038/s41598-022-20053-6. Научный представитель 2022. PMID: 36115919 Бесплатная статья ЧВК.
Новизна не знает границ: почему правильное исследование эффектов новизны в рамках SHRI должно начинаться с рассмотрения научного многообразия в этой области.
Резюме Смедегаарда. резюме Смедегаарда. Фронтальный ИИ робота. 2022 27 мая; 9:741478. doi: 10.3389/frobt.2022.741478. Электронная коллекция 2022. Фронтальный ИИ робота. 2022. PMID: 35719207 Бесплатная статья ЧВК.
Несоответствующий метакогнитивный статус увеличивает тревогу состояния у клиентов генетического консультирования.
Шибата Ю., Мацусима М., Такеучи М., Като М., Ябэ И. Шибата Ю. и др. Фронт Псих. 2022 12 мая; 13:871416. doi: 10.3389/fpsyg.2022.871416. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 35645862 Бесплатная статья ЧВК.
Междисциплинарный подход к биологическим и медицинским аспектам отдельных профессиональных компетенций.
Костшева-Новак Д., Новак Р. , Кубашевска Дж., Гос В. Kostrzewa-Nowak D, et al. наук о мозге. 2022 8 февраля; 12 (2): 236. doi: 10.3390/brainsci12020236. наук о мозге. 2022. PMID: 35203999 Бесплатная статья ЧВК. Рассмотрение.
Оценка реакции на травму COVID-19. Кто больше пострадал во время пандемии?
Акюз Чим Э.Ф., Курхан Ф., Динч Д., Атли А. Акюз Чим Э.Ф. и др. Энн Мед Психоль (Париж). 2022 июнь; 180(6):503-507. doi: 10.1016/j.amp.2022.01.020. Epub 2022 24 января. Энн Мед Психоль (Париж). 2022. PMID: 35095104 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Грантовая поддержка
- AA07982/AA/NIAAA NIH HHS/США
- Mh41302/MH/NIMH NIH HHS/США
- Mh56276/MH/NIMH NIH HHS/США
и т. д.
Личность и темперамент
Разница между личностью и темпераментом
By Theydiffer — 28 ноября 2015 г.
Без сомнения, темперамент и личность человека взаимосвязаны. Кроме того, оба они развиваются в молодом возрасте. Тем не менее, они отличаются друг от друга. Вы сами решаете, что делать со своей личностью. Но ваш темперамент не зависит от вас. Вы получаете его от своей семьи, а иногда и от одноклассников. В любом случае, вам нужно развивать как свой темперамент, так и личность с первых дней жизни. Ведь они сопровождают вас всю жизнь.
Определения
Личность можно определить как образец поведения, мыслей и эмоций, который отличается от человека к человеку. Поведенческие характеристики человека в различных ситуациях называются чертами личности.
Личность обычно делится на пять компонентов, которые называют Большой пятеркой. К ним относятся экстраверсия, покладистость, добросовестность, невротизм и открытость новому опыту. Ваша личность отражает то, чему вы научились за эти годы.
pixabay
Темперамент , в отличие от вышеупомянутого, указывает на различные аспекты личности человека. Темперамент человека является врожденным. Он не может этому научиться. Человек строит свою личность в продолжении своей личности. Если ваш темперамент — это ваш холст, ваша личность — это то, что вы рисуете на этом холсте. В целом то, как человек ведет себя эмоционально, определяет его темперамент. Темперамент человека может дать знать о его положительных и отрицательных сторонах.
Темперамент человека определенно находится под его собственным контролем. Поэтому можно работать над совершенствованием своего темперамента, даже если он врожденный.
Личность и темперамент
В чем разница между личностью и темпераментом?
Человек может только сам работать над развитием своей личности. Множество факторов, включая социализацию, раздражительность, образование и давление сверстников, могут играть заметную роль в формировании личности человека. Но когда дело доходит до темперамента, основную роль в его развитии играют родители человека. В то время как ваш темперамент намекает на то, как вы ведете себя в той или иной ситуации, ваша личность описывает, почему вы так себя ведете.
При изучении личности основное внимание уделяется двум основным направлениям. В эти области входит понимание индивидуальных различий в конкретных чертах личности, а также в том, как человек выглядит, т. е. его телосложение.
Каждый может внести изменения в свою личность в соответствии со своим образованием и наблюдениями. Характеристики темперамента человека, напротив, не претерпевают серьезных изменений. Они могут видеть изменение в своем качестве, но никогда в своем типе. Черты темперамента человека, как правило, остаются неизменными на протяжении всей его жизни. Когда вы понимаете темпераменты других людей, вы можете лучше общаться с ними. Кроме того, вы можете хорошо управлять своими межличностными отношениями. Тем не менее, трудно понять других личностей.