Темперамент определение классификация свойства: понятие, свойства и основные типы темперамента

Содержание

К вопросу о преподавании типологий темпераментов в курсе общей психологии // Экспериментальная психология — 2011. Том 4. № 2

Аннотация

Предложено построение психологических типологий с точки зрения линейной алгебры. Необходимым условием существования n-мерных пространств является задание базисных векторов, которые в реальной жизни не встречаются, но служат инструментом для формального описания психологических свойств и качеств. Приведен пример такого представления на базе теории темпераментов. Пространству темпераментов ставится во взаимно однозначное соответствие пространство цветовых представлений в полиграфии, с очевидностью демонстрирующее все многообразие цветовых возможностей. Каждому цвету взаимно однозначно соответствует свой темперамент, и, следовательно, многообразие темпераментов так же велико, как и многообразие цветов. Делается вывод о необходимости введения абстракций для строгой детерминации типологий в психологии.

Ключевые слова: типологии, типологические классификации, базисные вектора, темперамент, пространство темпераментов

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Окутин О. Л., Окутина Г.Ю., Бутусова М.И. К вопросу о преподавании типологий темпераментов в курсе общей психологии // Экспериментальная психология. 2011. Том 4. № 2. С. 125–129.

Фрагмент статьи

Построение типологий в соответствии с различными критериями и признаками, часто используемое в психологии для описания структуры личности, выделения определенных свойств и качеств, предполагает решение задач дифференцирования и обобщения, абстрагирования и конкретизации. На первом этапе разработки своей концепции авторы, как правило, выделяют крайние полюса того или иного признака (свойства) для четкого обозначения различий между ними (Анастази, 2001; Ломов, 1984; Нагибина, 2000).

В качестве критического замечания по отношению к такого рода обобщениям сразу же выдвигается тезис об излишней абстрагированности той или иной типологии и об отсутствии в реальном мире сколь-нибудь значимого количества индивидуумов, обладающих такими крайними свойствами или качествами; кроме того, подвергается критике искусственность подхода разбиения на группы и подчеркивается тот факт, что реальные объекты обладают в различной степени всеми свойствами, описанными в типологии как крайние, полюсные (Дифференциальная психология и ее методические основы, 1998; Собчик, 2005).

При описании и рассмотрении различных типологических классификаций преподаватели психологических дисциплин, с нашей точки зрения, должны сменить направленность своих рассуждений с критических замечаний на выделение сути предлагаемых абстракций, что позволит сгладить негативное впечатление учащихся о рассматриваемой теории как о некой спекуляции, опирающейся на несуществующие или несущественные признаки.

Суть состоит в том, что анализ того или иного психического явления возможен, когда задано некое пространство признаков, выбрана начальная точка отсчета и определены базисные векторы этого пространства, в качестве которых и выступают, как правило, те самые «абстрактные» признаки, которые рассматриваются авторами типологий как крайние; за начальную точку обыкновенно принимается та, в которой рассматриваемые свойства или качества не различимы между собой.

Полный текст

Построение типологий в соответствии с различными критериями и признаками, часто используемое в психологии для описания структуры личности, выделения определенных свойств и качеств, предполагает решение задач дифференцирования и обобщения, абстрагирования и конкретизации. На первом этапе разработки своей концепции авторы, как правило, выделяют крайние полюса того или иного признака (свойства) для четкого обозначения различий между ними (Анастази, 2001; Ломов, 1984; Нагибина, 2000).

В качестве критического замечания по отношению к такого рода обобщениям сразу же выдвигается тезис об излишней абстрагированности той или иной типологии и об отсутствии в реальном мире сколь-нибудь значимого количества индивидуумов, обладающих такими крайними свойствами или качествами; кроме того, подвергается критике искусственность подхода разбиения на группы и подчеркивается тот факт, что реальные объекты обладают в различной степени всеми свойствами, описанными в типологии как крайние, полюсные (Дифференциальная психология и ее методические основы, 1998; Собчик, 2005).

При описании и рассмотрении различных типологических классификаций преподаватели психологических дисциплин, с нашей точки зрения, должны сменить направленность своих рассуждений с критических замечаний на выделение сути предлагаемых абстракций, что позволит сгладить негативное впечатление учащихся о рассматриваемой теории как о некой спекуляции, опирающейся на несуществующие или несущественные признаки.

Суть состоит в том, что анализ того или иного психического явления возможен, когда задано некое пространство признаков, выбрана начальная точка отсчета и определены базисные векторы этого пространства, в качестве которых и выступают, как правило, те самые «абстрактные» признаки, которые рассматриваются авторами типологий как крайние; за начальную точку обыкновенно принимается та, в которой рассматриваемые свойства или качества не различимы между собой.

Таким образом, становится возможным формализованное описание любого конкретного объекта как вектора в пространстве, обладающего направлением и величиной. В качестве координат, определяющих направленность вектора, выступают характеристики рассматриваемого объекта, являющиеся проекциями свойства на ранее выбранные крайние полярные признаки. Тогда свойства конкретного объекта можно представить в виде линейной комбинации базисных векторов, где коэффициентом является доля того или иного крайнего признака, характерная для каждого конкретного объекта. Величина же вектора определяется как корень из суммы квадратов координат вектора при соблюдении принципа ортогональности факторов, представляющих полярные признаки (или крайние свойства).

В качестве примера такой типологии можно рассмотреть часто критиковавшуюся впоследствии теорию темпераментов, предложенную Галеном и основанную на гуморальной теории Гиппократа и учении о четырех «соках» (гуморах), которым соответствуют четыре типа темперамента: соотношение жидкостей в тканях тела определяет психику, люди различаются по преобладанию той или иной жидкости: для холерика такой жидкостью является желчь, для сангвиника – кровь, для меланхолика – черная желчь, для флегматика – слизь; четыре «сока» Гален соотносил с четырьмя классическими первоэлементами: землей, воздухом, огнем и водой (Гиппократ, 2007).

Подвергая критике учение Гиппократа и теории его сторонников, многие исследователи говорят об искусственности деления людей на четыре вида темперамента, об отсутствии «чистых» типов в реальной жизни и о существовании переходных, смешанных, промежуточных.

С нашей точки зрения, теорию Галена можно представить в виде линейного пространства темпераментов, базисными векторами в котором становятся четыре классических темперамента; тогда каждый промежуточный темперамент может быть представлен в виде вектора в четырехмерном пространстве ФСХМ (флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик) с координатами-свойствами, характерными именно для такого типа темперамента и равными величинам проекций вектора на координатные оси ФСХМ. Например, темперамент испытуемого N описывается как смешанный, в котором присутствуют черты: 20 % от флегматика, 33 % от сангвиника, 33 % от холерика, 14 % от меланхолика; таким образом, в пространстве Гиппократа – Галена вектор темперамента N имеет следующие координаты: N (0.2, 0.33, 0.33, 0.14).

И наоборот, если произвольно выбрать числовые величины-координаты, то можно получить промежуточный тип темперамента, свойственный кому-либо из живущих на земле людей.

Возникает вопрос, сколько же темпераментов возможно описать в рамках предложенной пространственной модели? Ответ: множество, однако для наглядной демонстрации воспользуемся цветовой метафорой. Как мы уже говорили, в данной типологии типы темпераментов соответствуют четырем жидкостям – «сокам», – в том или ином количестве находящимся в тканях человеческого тела: это флегма (слизь), кровь, желчь, черная желчь. Каждая из этих жидкостей обладает своим цветом; слизь обычно бесцветная, кровь – красная, желчь – желтая, черная желчь (меланхолия) – черная.

В полиграфии любые составные цвета получаются, как правило, путем смешения четырех цветов: голубого (синего), пурпурного (красного), желтого и черного – CMYK (cyan, magenta, yellow, black; названо по первым буквам цвета). Однако последняя буква K не совпадает с названием цвета B. Все дело в том, что разложение цветов по RGB (red, green, blue), появившееся раньше и используемое в телевизионной и другой видеотехнике, уже «заняло» эту букву для другого цвета. И дизайнеры договорились использовать для черного последнюю, а не первую букву в названии цвета. Использование подобного стандарта способствует недопущению неоднозначного толкования цвета при его разложении по CMYK.

Любой составной цвет может быть представлен с помощью определенного набора четырех базисных цветов с указанием процентного содержания каждого из них, для чего также существует специальная дизайнерская линейка: таким образом, каждый дизайнер, имея перед собой лишь четыре числа (разложение по CMYK), может точно определить цвет по своей линейке. Существующие дизайнерские линейки имеют более тысячи разложений цветов по базисным CMYK. Следовательно, мы можем получать практически всю палитру натуральных цветов путем смешения четырех базисных. Если 1000 цветов кажется малым числом, то при проведении большей детализации каждого цвета можно получить до 20 000 цветов.

Теперь еще раз обратимся к учению Гиппократа и попытаемся сопоставить четыре «сока» (гумора), которым соответствуют четыре типа темперамента, с четырьмя описанными выше базисными цветами; исключение составляет лишь слизь, но если обозначить ее синим цветом (при этом мы помним, что слизь представляет собой серо-прозрачную жидкость, однако серый и синий относятся к группе родственных цветов), то можно получить следующую цветовую характеристику темпераментов:

  • флегматик – слизь – синий,

  • сангвиник – кровь – красный,

  • холерик – желчь – желтый,

  • меланхолик – черная желчь – черный.

Теперь, поставив в соответствие каждому темпераменту в пространстве ФСХМ (флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик) его цвет CMYK, мы получаем цветовое изображение темпераментов, т.е. любой темперамент, описанный точными координатами в пространстве ФСХМ, может быть также представлен своим цветом по CMYK; верно и обратное: каждому цвету с разложением CMYK может соответствовать некий тип темперамента, представленный в пространстве ФСХМ.

Таким образом, каждый уникальный темперамент, как и его обладатель, может найти свои координаты в пространстве темпераментов Гиппократа–Галена и, более того, может быть представлен в цвете; получив проекции цвета в трехмерные пространства и поверхности, образованные различными сочетаниями базисных векторов, мы можем описать так называемую «цветографию» человека.

Данная цветовая метафора может служить наглядным примером описания большого количества вариаций и форм проявления тех или иных психологических феноменов с опорой лишь на небольшое число признаков, качеств или свойств либо на основании небольшого числа выделенных типов. Таким образом, гуморальная теория Гиппократа, примененная Галеном к описанию темпераментов, может быть вполне применима к описанию темпераментов конкретных людей без потери общности. Более того, при предложенном подходе объяснения многообразия свойств путем построения типологии каждая из классификаций приобретает новое наполнение и качество.

Предстоит еще исследовать вопрос о силе темперамента. Дело в том, что любой вектор в пространстве – это величина, которая характеризуется направлением и длиной.

Направление задается координатами в пространстве ФСХМ, а длина вектора в данном случае ограничена равенством для координат (a,b,c,d):

а + b + c + d = 1. (1)

Это требование равенства общей суммы темпераментов 100 % или 1 (в случае операций с долями, а не процентами), т. е. концы всех векторов темпераментов лежат на плоскости (1).

Тогда длина каждого вектора может быть вычислена следующим образом:

 (2)

Таким образом, в пространстве темпераментов Гиппократа–Галена значимыми становятся не только направления, но и длины векторов-темпераментов, что для цветового представления может быть выражено в терминах насыщенности, интенсивности цвета. Если далее следовать идее цвето-графического представления темперамента, то могут быть выдвинуты и проверены гипотезы о взаимном притяжении и гармоничном цветопредставлении отдельных темпераментов. В новом ракурсе может быть рассмотрена проблема цветовых предпочтений, равно как и задача о нахождении взаимосвязи между цветовым выбором и темпераментом.

На примере цветовой метафоры теории темпераментов Галена было показано, что введение четырех «абстрактных» базовых темпераментов позволяет рассматривать множество различных темпераментов как точек в четырехмерном пространстве, представляющее собой счетное множество, мощность которого, как известно, включает ¥. А мощность множества точек, лежащих на плоскости (1) и обозначающих конкретные темпераменты, равна continuum, что гораздо «больше», чем мощность счетного множества.

Подводя итоги нашему экскурсу, добавим, что с методологической и методической точек зрения педагогам и преподавателям психологических дисциплин было бы весьма полезно представлять различные типологии и классификации как способы систематизации и упорядочения всего многообразия существующих психологических свойств или качеств, а также критериев их выделения, для чего, собственно, они и вводятся.

Что касается самих учащихся, приступающих к ознакомлению с различными типологиями, то на первое место здесь выступают не критические замечания относительно излишней абстрагированности предложенной теории, а наполненный содержанием и многообразием трактовок концептуальный подход автора типологии. Лишь в этом случае обучающийся сможет осуществить как анализ какого-либо явления – на стадии выделения крайностей, так и его синтез – на этапе обобщения и формирования целостного представляения об изучаемом феномене. Этот подход позволит обучающимся с уважением относиться к тому багажу знаний и теорий, который на сегодняшний день накоплен наукой, и будет способствовать развитию не только новых теорий, но и прикладных исследований.

Литература

  1. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: Апрель-Пресс. 2001.

  2. Гиппократ. Этика и общая медицина. М.: Мир книги. 2007.

  3. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука. 1998.

  4. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. 1984.

  5. Нагибина Н. Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. М.: Институт молодежи. 2000. Ч. 1.

  6. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Издательство «Речь». 2005.

Окутин Олег Львович, Институт психологии РАН, Центр экспериментальной психологии МГППУ (Москва), e-mail: [email protected]

Окутина Галина Юрьевна, Институт психологии РАН, Центр экспериментальной психологии МГППУ (Москва), e-mail: [email protected]

Бутусова Марина Игоревна, психолог Центра экстренной психологической помощи МГППУ, Москва, Россия, e-mail: ma-prof@yandex. ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3545
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 903
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6

ТЕМПЕРАМЕНТ • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. М. Русалов

ТЕМПЕРА́МЕНТ (от лат. temperamen­tum – над­ле­жа­щее со­от­но­ше­ние час­тей), ха­рак­те­ри­сти­ка ин­ди­ви­да со сто­ро­ны ди­на­мич. осо­бен­но­стей его пси­хич. дея­тель­но­сти, т. е. тем­па, рит­ма, ин­тен­сив­но­сти от­дель­ных пси­хич. про­цес­сов и со­стоя­ний.

В ис­то­рии уче­ния о Т. мож­но вы­де­лить три осн. сис­те­мы взгля­дов на фак­то­ры, обу­слов­ли­ваю­щие про­яв­ле­ния Т. в по­ве­де­нии. Древ­ней­ши­ми из них яв­ля­ют­ся гу­мо­раль­ные тео­рии, свя­зы­ваю­щие Т. со свой­ст­ва­ми тех или иных жид­ких сред ор­га­низ­ма, напр. в уче­нии Гип­по­кра­та – с со­от­но­ше­ни­ем ме­ж­ду че­тырь­мя жид­ко­стя­ми (греч. ϰρᾶσις – смесь, со­че­та­ние, в лат. пер. temperamentum), цир­ку­ли­рую­щи­ми в че­ло­ве­че­ском ор­га­низ­ме, – кро­вью, жёл­чью, чёр­ной жёл­чью и сли­зью (лим­фой, флег­мой). Ги­по­те­тич. пре­об­ла­да­ние этих жид­ко­стей в ор­га­низ­ме и да­ло на­зва­ния осн. ти­пам Т.: сан­гви­ник, хо­ле­рик, ме­лан­хо­лик и флег­ма­тик. В Но­вое вре­мя пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ка этих ти­пов Т. бы­ла сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­на И. Кан­том («Ан­тро­по­ло­гия с праг­ма­ти­чес­кой точ­ки зре­ния», 1798): сан­гви­ни­че­ский Т. от­ли­ча­ет­ся бы­ст­рой сме­ной эмо­ций при ма­лой их глу­би­не и си­ле; хо­ле­ри­че­ский – го­ряч­но­стью, вспыль­чи­во­стью, по­ры­ви­сто­стью по­ступ­ков; ме­лан­хо­ли­че­ский – глу­би­ной и дли­тель­но­стью пе­ре­жи­ва­ний; флег­ма­ти­че­ский – мед­ли­тель­но­стью, спо­кой­ст­ви­ем и сла­бо­стью внеш­не­го вы­ра­же­ния чувств. Од­на­ко в сво­их тол­ко­ва­ни­ях Кант до­пус­тил сме­ше­ние черт Т. и ха­рак­те­ра. Ор­га­нич. ос­но­вой Т. Кант счи­тал ка­че­ст­вен­ные осо­бен­но­сти кро­ви.

По­пыт­ка раз­ра­бо­тать мор­фо­ло­гич. тео­рию Т. при­над­ле­жит Э. Креч­ме­ру, ко­то­рый оп­ре­де­лял Т. че­рез осн. кон­сти­ту­цио­наль­ные ти­пы те­ло­сло­же­ния: так, ас­те­ни­че­ско­му ти­пу кон­сти­ту­ции со­от­вет­ст­ву­ет ши­зо­ти­ми­че­ский Т., а пик­ни­че­ско­му – цик­ло­ти­ми­че­ский. В кон­цеп­ции амер. пси­хо­ло­га У. Шел­до­на вы­де­ля­ет­ся три осн. ти­па со­ма­тич. кон­сти­ту­ции («со­ма­то­ти­па») в за­ви­си­мо­сти от раз­ви­тия трёх осн. тка­ней че­ло­ве­ка – эн­до­морф­ный, ме­зо­морф­ный и эк­то­морф­ный, с ко­то­ры­ми со­от­но­сят­ся со­от­вет­ст­вен­но Т. вис­це­ро­то­ни­че­ский, со­ма­то­то­ни­че­ский и це­реб­ро­то­ни­че­ский.

Тео­ре­тич. и экс­пе­рим. обос­но­ва­ние ве­ду­щей ро­ли ЦНС в ди­на­мич. осо­бен­но­стях по­ве­де­ния впер­вые дал И. П. Пав­лов. Он вы­де­лил три осн. свой­ст­ва нерв­ной сис­те­мы: си­лу, урав­но­ве­шен­ность и под­виж­ность воз­бу­ди­тель­но­го и тор­моз­но­го про­цес­сов, свя­зы­вая с разл. ком­би­на­ци­ей этих свойств тот или иной тип Т. В от­ли­чие от Пав­ло­ва, в шко­ле Б. М. Те­п­ло­ва и В. Д. Не­бы­ли­цы­на был пред­ло­жен др. под­ход к изу­че­нию био­ло­гич. ос­нов Т., ос­но­ван­ный на изу­че­нии не ти­пов, но об­щих свойств нерв­ной сис­те­мы. «Ре­гу­ля­тив­ная» тео­рия Т. польск. учё­но­го Я. Стре­ляу в сво­ём под­хо­де наи­бо­лее близ­ка к по­ни­ма­нию Т. в шко­ле Те­п­ло­ва – Не­бы­ли­цы­на.

Раз­вёр­ну­тое оп­ре­де­ле­ние Т. дал В. Д. Не­бы­ли­цын, вы­де­лив­ший три ве­ду­щих ком­по­нен­та Т.: об­щую пси­хич. ак­тив­ность ин­ди­ви­да (тен­ден­ция лич­но­сти к са­мо­вы­ра­же­нию, эф­фек­тив­но­му ос­вое­нию и пре­об­ра­зо­ва­нию внеш­ней дей­ст­ви­тель­но­сти), его мо­то­ри­ку, дви­га­тель­ные про­яв­ле­ния (бы­ст­ро­та, си­ла, рез­кость, ритм, ам­пли­ту­да и т. п.) и его эмо­цио­наль­ность (впе­чат­ли­тель­ность, им­пуль­сив­ность, эмо­цио­наль­ная ла­биль­ность). В перм­ской шко­ле В. С. Мер­ли­на Т. рас­смат­ри­ва­ет­ся как не­за­ви­си­мый «пси­хо­ди­на­ми­че­ский» уро­вень в струк­ту­ре ин­ди­ви­ду­аль­но­сти.

Ней­ро­фи­зио­ло­гич. ин­тер­пре­та­цию осн. из­ме­ре­ний Т. пред­ло­жил Х. Ю. Ай­зенк (разл. вы­со­та по­ро­га ак­ти­ва­ции ре­ти­ку­ляр­ной фор­ма­ции по шка­ле «экс­т­ра­вер­сия-ин­тро­вер­сия» и др.). В рус­ле т. н. фак­тор­но­го под­хо­да по­лу­чи­ли из­вест­ность 13-фак­тор­ная струк­ту­ра Т., раз­ра­бо­тан­ная Дж. Гил­фор­дом и его по­сле­до­ва­тель­ни­цей К. Лоу­элл, и осо­бен­но кон­цеп­ция Х. Ю. и М. Ай­зенк, опи­раю­щая­ся на ог­ром­ный экс­пе­рим. ма­те­ри­ал, под­твер­див­ший су­ще­ст­во­ва­ние та­ких фун­дам. черт Т. (лич­но­сти – по тер­ми­но­ло­гии Ай­зенк), как экс­т­ра­вер­сия-ин­тро­вер­сия, ней­ро­ти­цизм (эмо­цио­наль­ная ус­той­чи­вость-не­ус­той­чи­вость) и пси­хо­тизм. По мне­нию Ай­зенк, имен­но эти три из­ме­ре­ния Т. яв­ля­ют­ся уни­вер­саль­ны­ми и мо­гут быть по­ло­же­ны в ос­но­ву его ти­по­ло­гии.

В пси­хо­ге­не­тич. ис­сле­до­ва­ни­ях ин­ди­ви­ду­аль­но­сти (И. В. Ра­вич-Щер­бо) бы­ла ус­та­нов­ле­на на­следств. при­ро­да та­ких ха­рак­те­ри­стик Т. , как ак­тив­ность, эмо­цио­наль­ность, со­циа­бель­ность (об­щи­тель­ность).

По­ни­ма­ние Т. как сти­ля по­ве­де­ния, в от­ли­чие от со­дер­жа­ния и мо­ти­ва­ции дея­тель­но­сти, ха­рак­тер­но для амер. пси­хо­ло­гов А. То­ма­са и С. Чесс, про­во­дивших лон­ги­тюд­ное ис­сле­до­ва­ние Т. у де­тей на­чи­ная с двух­ме­сяч­но­го воз­рас­та и до под­ро­ст­ко­во­го воз­ра­ста, а так­же Р. Пло­ми­на, раз­ра­бо­тав­ше­го совм. с А. Бас­сом (США) спец. оп­рос­ник для оцен­ки разл. черт тем­пе­ра­мен­та.

Для «пси­хо­био­ло­гич.» под­хо­да М. Рот­бар­та (США) цен­траль­ны­ми в ха­рак­те­ри­сти­ке Т. вы­сту­па­ют «ре­ак­тив­ность» нерв­ной сис­те­мы и «са­мо­ре­гу­ля­ция» этой ре­ак­тив­но­сти, по­ка­за­те­ля­ми их яв­ля­ют­ся сте­пень мо­тор­ной ак­тив­но­сти, ми­мич. ре­ак­ции, осо­бен­но­сти во­ка­ли­за­ции и эмо­цио­наль­ной ре­ак­ции, а так­же ин­тен­сив­ность ре­ак­ций, их по­рог, ла­тент­ный пе­ри­од воз­ник­но­ве­ния и т. д. Кли­нич. ти­по­ло­гия Т. бы­ла пред­ло­же­на в нем. шко­ле К. Ле­он­гард­та.

В ра­бо­тах В. М. Ру­са­ло­ва раз­ви­ва­ет­ся под­ход к Т. как це­ло­ст­но­му пси­хо­био­ло­гич. об­ра­зо­ва­нию, с опо­рой на кон­цеп­цию П. К. Ано­хи­на об ин­те­гра­тив­ной дея­тель­но­сти моз­га бы­ла раз­ра­бо­та­на сис­тем­ная мо­дель Т., опи­сы­ваю­щая фор­маль­но-ди­на­мич. ас­пек­ты разл. сфер ин­ди­ви­ду­аль­но­го по­ве­де­ния – пси­хо­мо­тор­но­го, ин­тел­лек­ту­аль­но­го, ком­му­ни­ка­тив­но­го и эмо­цио­наль­но­го. Вы­де­ля­ют­ся 12 шкал и 9 ти­пов тем­пе­ра­мен­та.

Для оцен­ки разл. ас­пек­тов и ти­пов Т. раз­ра­бо­тан ряд объ­ек­тив­ных и по­лу­объек­тив­ных ме­то­дов: хро­но­мет­ри­че­ских и ан­кет­ных (оп­рос­ни­ки) с учё­том воз­раст­ных осо­бен­но­стей лю­дей. Ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ны­ми оп­рос­ни­ка­ми яв­ля­ют­ся ЛОА (EPI, EPQ – лич­но­ст­ные оп­рос­ни­ки Г. и М. Ай­зенк), оп­рос­ник Я. Стре­ляу (PTS – Пав­лов­ская струк­ту­ра Т.), оп­рос­ник А. То­ма­са и С. Чесс, оп­рос­ник К. Ле­он­гард­та, оп­рос­ни­ки В. М. Ру­са­ло­ва (ОСТ – оп­рос­ник струк­ту­ры Т. и ОФДСИ – оп­рос­ник фор­маль­но-ди­на­мич. свойств ин­ди­ви­ду­аль­но­сти).

Продольное исследование Томаса, Чесса и Берча в Нью-Йорке

Томас, Чесс и Берч ~


черты человеческой личности Нью-Йоркское лонгитюдное исследование, начатое в 1956 году и продолжавшееся в течение нескольких десятилетий после этого, считается классическим изучение типов личности и черт темперамента.
Исследование, проведенное среди детей раннего возраста основными участниками были такие люди, как Александр Томас, Стелла Чесс, Герберт Г. Берч и Маргарет Герциг.

Исследования Нью-Йоркского лонгитюдного исследования включали прямое наблюдение, а также интервью с родителями об их детях.
Команда придумала способы исследования индивидуальных стилей личности и темперамента среди детей и открыли способы выявления и присвоения соответствующей оценки девяти отдельным «качествам», связанным с личностью и темпераментом.

Анализируя свои данные, девять характеристики, которые были определены командой как надежно поддающиеся оценке по трехбалльной шкале (средний, высокие и низкие) были: —

  1. уровень и объем двигателя активность;
  2. ритмичность или степень регулярности, функций, таких как прием пищи, выделение и цикл сна и бодрствование;
  3. ответ на новый объект или человека, с точки зрения того, принимает ли ребенок новый опыт или отказывается от него. это;
  4. приспособляемость поведения к изменениям в окружающей среде;
  5. порог или чувствительность к раздражители;
  6. интенсивность или уровень энергии ответы;
  7. общее настроение ребенка или «нрав», веселый или плачущий, приятный или капризный, дружелюбный или недружелюбный;
  8. степень отвлекаемости ребенка от того, что он делает;
  9. объем внимания ребенка и его настойчивость в деятельности.
Набор оценок в эти девять характеристик определяли темперамент или поведенческий профиль каждого ребенок. Такое профилирование считалось надежным даже в возрасте двух или трех лет. месяцы. Команда обнаружила, что девять качеств могут быть идентифицированы и оценены в широком диапазоне. разнообразие выборок населения, которые они изучали: будь то богатые, бедные, недавние иммигранты, умственно отсталые дети, дети, рожденные недоношенными, или дети с врожденной краснухой («краснуха») соответствующих условиях команда была удовлетворена тем, что они могли надежно оценить эти девять характеристик личности/темперамента.

Когда исследователи проанализировали поведенческие профили дети в попытке найти корреляции между девятью отдельными характеристики, они обнаружили, что некоторые атрибуты, по-видимому, группируются вместе. Этот кластеризация, по-видимому, указывала на определение трех основных типов темперамента (хотя довольно дети с трудом вписывались ни в один из этих трех «типов»).

«Легкие дети»
Этот тип — примерно сорок процентов от 141 ребенка в общая выборка была помещена в эту категорию — характеризовалась положительностью в настроении, регулярность функций организма, низкая или умеренная интенсивность реакция, приспособляемость и позитивный подход, а не уход от новые ситуации.
В младенчестве у этих детей, по-видимому, быстро установился регулярный сон. и графики кормления, в целом были веселыми и быстро адаптировались к новым распорядок дня, новая еда и новые люди. По мере взросления они усваивали правила быстро осваивал новые игры, с готовностью участвовал в новых занятиях и легко адаптировался к школа. Эту группу называли «легкими детьми», потому что в них было так мало проблемы в уходе и дрессировке.
«Трудные дети»
Другой набор характеристик, таких как нерегулярность функций организма, обычная интенсивность реакции, склонность к замкнутости перед лицом новых раздражителей, относительная медлительность адаптации к изменения в окружающей среде и общее негативное настроение исследователи считали ассоциироваться с другой группой, которую они назвали «трудными детьми».
В младенчестве такие дети, составляющие около десяти процентов обследованные дети — часто нерегулярно ели и спали, медленнее принимали новую пищу, требовалось больше времени, чтобы приспособиться к новому распорядку или деятельности, и, как правило, плакал отличная сделка. Их плач и смех были оценены как характерно громкие. Разочарование обычно приводило их к жестоким истерикам. Эти дети были из Конечно, это было своего рода испытанием для их родителей и требовало высокой степени последовательности и толерантность в воспитании.
Устройство «медленный прогрев»
Дети, классифицированные командой как «медленно согревающиеся» — пятнадцать процентов населения изученный образец — обычно имел относительно низкий уровень активности, склонность к самоустранению при первом воздействии новых раздражителей, медленнее адаптировались, были несколько негативны в настроении и реагировали на ситуации с низкой интенсивностью реакции.
При этом около сорока процентов считаются «легкими детьми», около десяти процентов считаются «трудными детьми», и из примерно пятнадцати процентов, которые считаются «медленно согревающимися», лишь около шестидесяти пяти процентов дети были описаны как принадлежность к той или иной из трех категорий, которые исследование сочло уместным определить.
Остальные тридцать пять процентов обладали такими смесями девяти черт темперамента, которые, по-видимому, не позволяли разделить их на одна из трех групп.


Вполне может быть установлена ​​связь между нью-йоркским лонгитюдным исследованием и работа доктора Уильяма Шелдона, который также исследовал человеческие черты личности/типы темперамента.

Некоторое подозрение о потенциальных далеко идущих последствиях исследования Продольное исследование в Нью-Йорке и доктор Шелдон в человеческую личность и черты темперамента можно получить через читая нашу страницу о «трехчастной душе» человечества, определенной Платоном и Сократом, Шекспиром и несколькими основными мировыми религиями:

«…можно ли отказаться признать, что в каждом из нас те же родовые части и характеристики, что и в штат? Ибо я предполагаю, что государство не получило их ни от кого. другой источник. Было бы смешно представить, что наличие одухотворенного элемента в городах нельзя проследить до индивидов, где бы этот характер ни приписывался народу, как это туземцам Фракии и Скифии, и вообще говоря, о северных странах; или любовь к знаниям, что было бы главным образом приписано нашей собственной стране; или любовь богатства, которое люди особенно связывали бы с финикийцы и египтяне» 9.0058
Сократ / Платон ~ Известные философы, жившие в Древней Греции


«Первый взгляд на Историю убеждает нас, что действия людей исходят из их потребностей, их страстей, их характеров и талантов; и внушает нам уверенность в том, что такие потребности, страсти и интересы являются единственным источником действий».
Георг Гегель, 1770–1831, немецкий философ, «Философия истории» (1837).


Вернее ли человек Метафизический чем Физический ?

Платон, Сократ И Шекспир поддерживает
взгляд на человеческую природу как «трехчастную душу».

Куда это, возможно, могло привести…


N. B. Страница, упомянутая на рисунке ~roots.asp~
был заменен этой страницей

Это понимание «узла корней» включает в себя:

Знаменитый Ральф Уолдо Эмерсон сочинение ~ ‘История’


Ральф Уолдо Эмерсон


РАЛЬФ УОЛДО ЭМЕРСОН (1803–1882) был в свое время ведущим голосом интеллектуальной культуры в Соединенных Штатах. Он остается широко влиятельным по сей день через его эссе, лекции, стихи и философские сочинения.

В конце 1820-х годов Ральф Уолдо Эмерсон прочитал работу французского философа Виктора Кузена, на которую он очень сильно повлиял.

Ключевой раздел работы Кузена гласит:

«Какое дело истории? Из чего она состоит? Кто является персонажем истории? Человек: очевидно, человек и человеческая природа. В истории много разных элементов. Кто они такие? Очевидно, снова стихии человеческой природы. Следовательно, история есть развитие человечества, и только человечества; ибо ничто иное, как человечество, развивается само, ибо ничто иное, как человечество, свободно. …
… Более того, когда у нас есть все элементы, я разумею все существенные элементы, их взаимоотношения как бы обнаруживаются сами собой. Мы черпаем из природа этих различных элементов, если не все их возможные отношения, то по крайней мере их общие и основные отношения».
Введение в историю философии (1829 г.)


Еще до того, как он впервые прочитал Кузена (в 1829 г.), Эмерсон выразил в своих личных журналах взгляды, которые предполагают, что он признал, что Человеческая природа и Человеческие существа имеют тенденцию демонстрировать три идентифицируемых аспекта и ориентации:

Представьте себе, что надежда будет удалена из человеческой груди, и вы увидите, как утонет Общество, как ослабнут прочные узы порядка и совершенствования и какое мертвое безмолвие займет место беспокойных энергий, которые сейчас движут миром. Ученый погасит свою полуночную лампу, купец свернет свои белые паруса и прикажет им больше не искать глубины. Тревожный патриот, до последнего отстаивавший свою страну и разрабатывавший в последней осажденной цитадели глубокие планы ее освобождения и возвеличивания, вложит в ножны свой меч и запятнает свою славу. Уберите надежду, и мир станет пустым и гнилым. (Запись в дневнике, сделанная в период с октября по декабрь 1823 г.)

Во всех округах всех земель, во всех классах сообществ сосредоточенно заняты тысячи умов: купец в своей конторе, механик над своими планами, государственный деятель над своей картой, своим договором и своим тарифом, ученый в искусной истории и красноречии древности, каждый задетый за живое желанием возвыситься на поспешную и еще не обретенную высоту над уровнем своих сверстников. Каждый поглощен перспективой получения блага для себя, но каждый в не меньшей степени вносит свой вклад в улучшение и украшение человеческой цивилизации. (Журнальная запись от декабря 1824 г. )

Наши соседи заняты бесконечно разнообразной работой. Некоторые заняты коммерческими спекуляциями; некоторые горячо участвуют в политической борьбе; некоторые целыми днями сидят у своих книг… (Это даты с января по февраль 1828 г.)


Цитаты из Эмерсона напоминают строчку из другого «ведущего голоса интеллектуальной культуры» — Уильяма Шекспира.

В тебе нет ни честности, ни мужества, ни дружелюбия.
Уильям Шекспир: Генрих IV (часть 1), действие I, сцена II


Понимание прошлого и настоящего. Почему мир такой, какой он есть сегодня?

Более ранние публикации результатов Нью-Йоркского продольного исследования включают:

Томас А., Чесс С.: Подход к изучению источников индивидуальных различий в поведении детей. J Clin Exp Psychopathol 1957; 18:347-357

Чесс С., Томас А., Берч Х.Г., Герциг М.: Значение лонгитюдного исследования развития ребенка для детской психиатрии. Am J Психиатрия 1960; 117:434-441

см. также:-

ШАХМАТЫ, СТЕЛЛА, М.Д., АЛЕКСАНДР ТОМАС, MD, И ГЕРБЕРТ Г. БЕРЧ, MD, PH.D.
Ваш ребенок — личность: A Психологический подход к детству без чувства вины. Викинг Пресс, Нью-Йорк: 1965. 213 страниц.

и

ШЕСС, СТЕЛЛА, доктор медицины, Александр Томас, доктор медицины, и Герберт Г. Берч, доктор медицины, доктор философии.
Происхождение личности. Scientific American, стр. 102-109. 1970 г.

и

Темперамент: теория и практика С. Чесса и А. Томаса

Диссоциальное расстройство личности (антисоциальное расстройство личности)

Диссоциальное расстройство личности
В этой статье
  • Что такое диссоциальное расстройство личности?
  • Что вызывает диссоциальное расстройство личности?
  • Эпидемиология
  • Симптомы диссоциального расстройства личности
  • Диагностические критерии
  • Дифференциальный диагноз
  • Исследования
  • Сопутствующие заболевания
  • Лечение диссоциального расстройства личности
  • Осложнения
  • Прогноз
  • Профилактика

Что такое диссоциальное расстройство личности?

Эта статья относится к Международной классификации болезней 10-го издания (МКБ-10), в которой описаны различные типы расстройств личности, включая диссоциальное расстройство личности. Однако недавно опубликованная классификация МКБ-11 не идентифицирует различные типы из-за частичного совпадения между ними, а вместо этого фокусируется на личностных чертах и ​​тяжести [1] . Дополнительную информацию см. в отдельной статье о расстройствах личности.

Классификация расстройств личности в МКБ-11 фокусируется на основной дисфункции личности с тремя уровнями тяжести (легкая, умеренная или тяжелая) и возможностью указания одного или нескольких основных квалификаторов области признаков (отрицательная аффективность, отстраненность, расторможенность, диссоциальность). и ананкастия). Классификация также включает квалификатор пограничного шаблона [2] .

Люди с диссоциальным расстройством личности проявляют черты импульсивности, высокой негативной эмоциональности, низкой сознательности и связанного с ними поведения, включая безответственное и эксплуататорское поведение, безрассудство и лживость [3, 4] .

Что вызывает диссоциальное расстройство личности?

Люди с диссоциальным расстройством личности часто росли в условиях родительского конфликта и жесткого непоследовательного воспитания. Их детство, как правило, характеризовалось неадекватностью родителей и часто передачей заботы сторонним организациям. Диссоциальное расстройство личности также связано с высокой частотой прогулов, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами 90–176 [5] 90–177 . Это, в свою очередь, приводит к росту безработицы, проблемам с жильем и трудностям во взаимоотношениях. Многие люди с диссоциальным расстройством личности судимы и попадают в тюрьму или преждевременно умирают в результате безрассудного поведения [3, 4] .

Преступное поведение занимает центральное место в определении диссоциального расстройства личности, но это расстройство представляет собой гораздо больше, чем просто преступное поведение. Ему часто предшествуют другие давние трудности (социально-экономические, образовательные, семейные, взаимоотношения). Психопатия считается довольно тяжелой формой диссоциального расстройства личности [4] .

Рекомендации Национального института здравоохранения и повышения квалификации (NICE) иллюстрируют переход от распознавания и определения к более эффективному лечению диссоциального расстройства личности. Это руководство ставит перед службами охраны психического здоровья, службами по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами, системой социального обеспечения и системой уголовного правосудия значительные трудности [3] .

Эпидемиология

[3]
  • Распространенность диссоциального расстройства личности среди населения в целом варьируется в зависимости от используемого метода и географического положения. В двух европейских исследованиях сообщалось о распространенности 1-1,3% у мужчин и 0-0,2% у женщин.
  • Распространенность диссоциального расстройства личности среди заключенных составляет менее 50%.
  • Тем не менее, только 47% людей с диссоциальным расстройством личности имеют серьезные записи об арестах.

Симптомы диссоциального расстройства личности

Особенности включают:

  • Нестабильные межличностные отношения.
  • Игнорирование последствий своего поведения.
  • Неумение учиться на собственном опыте.
  • Эгоцентризм.
  • Пренебрежение чувствами других.
  • Широкий спектр межличностных и социальных нарушений.
  • Коморбидная депрессия и тревога.
  • Коморбидное злоупотребление алкоголем и наркотиками.

Диссоциальное расстройство личности официально не диагностируется в возрасте до 18 лет. Однако диссоциальное расстройство личности часто начинается в раннем возрасте, обычно в возрасте 8 лет. Диагноз первоначально ставится как расстройство поведения в детстве, а диагноз трансформируется в диссоциальное расстройство личности в возрасте 18 лет, если антиобщественное поведение сохраняется [6] .

Расстройства поведения могут проявляться в виде антиобщественного, агрессивного или вызывающего поведения, которое является стойким и повторяющимся. Это включает в себя агрессивное поведение (по отношению к людям или животным), порчу имущества, обман, кражу и серьезные нарушения правил.

Диагностические критерии

[7]

Критерии МКБ-10

Должны выполняться общие критерии расстройства личности (F60).

Должны присутствовать как минимум три из следующих признаков:

  • Черствое равнодушие к чувствам других.
  • Грубая и стойкая безответственность и пренебрежение общественными нормами, правилами и обязанностями.
  • Неспособность поддерживать длительные отношения, хотя и без труда установить их.
  • Очень низкая толерантность к фрустрации и низкий порог разрядки агрессии, включая насилие.
  • Неспособность испытывать вину или извлекать выгоду из неблагоприятного опыта, особенно наказания.
  • Выраженная склонность обвинять других или предлагать правдоподобные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом.

Стойкая раздражительность и наличие расстройств поведения в детском и подростковом возрасте для постановки диагноза не требуются.

Дифференциальный диагноз

Диагностика может быть очень сложной из-за перекрывающихся признаков и высокой частоты сопутствующих состояний и проблем. Преморбидный анамнез и история развития от третьих лиц могут быть полезны при постановке диагноза:

  • Алкогольная зависимость.
  • Психические расстройства, вторичные по отношению к медицинским состояниям (травмы головы, эпилептические припадки).
  • Тревожные расстройства.
  • Другие расстройства личности.
  • Общая неспособность к обучению.
  • Кратковременное психотическое расстройство.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство.
  • Депрессия.
  • Шизоаффективное расстройство.
  • Шизофрения.
  • Синдром Ганзера.

Расследования

  • Токсикологический скрининг, поскольку распространено злоупотребление психоактивными веществами (как и при многих расстройствах личности). Интоксикация может привести к тому, что у пациентов появятся некоторые признаки расстройства личности 90–176 [8] 90–177 .
  • Скрининг на ВИЧ и другие инфекции, передающиеся половым путем, может быть уместным из-за плохого контроля импульсов и игнорирования риска, связанного с диссоциальным расстройством личности [9] .
  • Психологическое тестирование может подтвердить или направить клинический диагноз. NICE цитирует: [10] :
    • Диагностическое интервью для расстройств личности DSM-IV (DIPD-IV).
    • Структурированное клиническое интервью для расстройств личности DSM-IV (SCID-II).
    • Структурированное интервью для личности DSM-IV (SIDP-IV).
    • Международная экспертиза расстройств личности (IPDE).
    • График оценки личности (PAS).
    • Стандартизированная оценка личности (SAP).

Сопутствующие заболевания

[4]
  • Тревога.
  • Злоупотребление алкоголем.
  • Злоупотребление наркотиками.
  • Депрессия.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в детском возрасте.

Лечение и ведение диссоциального расстройства личности

[3, 11]

Диссоциальное расстройство личности представляет собой большую проблему для различных учреждений, которым часто и почти неизбежно приходится вести пациентов с этим расстройством. Управление каким-либо одним учреждением обычно невозможно или не рекомендуется. Лечение только в рамках общей практики не рекомендуется, и необходимо направление в психиатрическую службу.

Практические советы

  • Такие пациенты могут создать очень трудные и пугающие проблемы для персонала первичной медико-санитарной помощи.
  • Важно выявлять пациентов с диссоциальным расстройством личности и обращаться за помощью с соответствующим направлением.
  • Также важно выявлять пациентов, склонных к агрессивному поведению. Оценка риска насилия не является рутинной в первичном звене, но, если такая оценка требуется, рассмотрите [3] :
    • Текущее или предыдущее насилие, включая тяжесть, обстоятельства, провоцирующие факторы и жертвы.
    • Наличие сопутствующих психических расстройств и/или злоупотребление психоактивными веществами.
    • Текущие жизненные стрессоры, отношения и жизненные события.
    • Дополнительная информация из письменных источников или из семей и опекунов (при условии согласия человека и права на конфиденциальность), потому что человеку с диссоциальным расстройством личности не всегда можно доверять.
  • После выявления можно использовать индивидуальный план ведения, чтобы избежать кризисов и эпизодов насилия. Это потребует обучения персонала и сотрудничества с другими учреждениями. Следует рассмотреть возможность использования «тревожных кнопок», сопровождающих и других мер.

Лечение людей с диссоциальным расстройством личности должно включать широкий спектр услуг, включая, в частности:

  • Психиатрические услуги.
  • Услуги по лечению злоупотребления психоактивными веществами.
  • Социальная помощь.
  • Система уголовного правосудия и связанные с ней судебно-психиатрические службы [4] .

Медикаментозное лечение

Ни один препарат не имеет разрешения на продажу в Великобритании специально для лечения диссоциального расстройства личности. Однако антидепрессанты и нейролептики часто используются для лечения некоторых сопутствующих проблем и симптомов в кризисной ситуации. NICE рекомендует принимать лекарства не дольше недели [10] . В Кокрейновском обзоре изучались противоэпилептические препараты, антидепрессанты и агонисты дофамина, но не удалось прийти к однозначному выводу. Однако авторы рекомендовали дальнейшие исследования этих препаратов [12] .

Психологическое лечение

Психотерапия лежит в основе лечения расстройств личности в целом. Теоретически психотерапия направлена ​​на то, чтобы помочь пациентам справиться с расстройством, например:

  • Улучшение восприятия социальных и экологических стрессоров.
  • Улучшение реакции на социальные и экологические стрессоры.

Для достижения таких целей использовались различные виды психотерапии. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и групповая психотерапия, возможно, являются наиболее широко используемыми и доступными формами психотерапии. Они должны быть нацелены на сокращение правонарушений и антиобщественного поведения [3] .

Прочие соображения

[3]
  • Хорошее общение необходимо между всеми заинтересованными сторонами, но особенно между медицинскими работниками и людьми с диссоциальным расстройством личности.
  • NICE рекомендует службам рассмотреть возможность создания сетей по лечению диссоциального расстройства личности, по возможности связанных с другими сетями по расстройствам личности. Они могут быть организованы на уровне трестов первичной медико-санитарной помощи, местных органов власти, стратегических органов здравоохранения или государственных учреждений. Эти сети должны быть межведомственными.
  • Лечение и уход должны учитывать потребности и предпочтения людей. Люди с диссоциальным расстройством личности должны иметь возможность принимать информированные решения об уходе и лечении в сотрудничестве со своими лечащими врачами. Если человеку меньше 16 лет, медицинские работники должны следовать рекомендациям, изложенным в разделе «Получение согласия: работа с детьми» 9.0176 [13] .
  • Если человек согласен, у опекунов (в число которых могут входить члены семьи и друзья) должна быть возможность участвовать в принятии решений о лечении и уходе. Семьи и опекуны также должны получать информацию и поддержку, в которых они нуждаются.

Осложнения

[4]
  • Самоубийство
  • Наркомания
  • Случайная травма
  • Депрессия
  • Прогноз 9029
9 Убийство 100299 76 [4, 6]
  • Уровень естественной и неестественной смерти (самоубийства, убийства и несчастные случаи) высок. Хотя у большинства людей это хроническое и пожизненное заболевание, оно имеет тенденцию улучшаться с возрастом.
  • Многие пациенты с диссоциальным расстройством личности спустя десять лет больше не соответствуют диагностическим критериям этого состояния. Признано, что это состояние трудно диагностировать и что неправильный диагноз может быть частично виноват в этом «улучшении», но также считается, что многие пациенты действительно реагируют на терапевтические вмешательства.
  • Основные характеристики, такие как отсутствие эмпатии, не уменьшаются, но данные свидетельствуют о том, что пациенты лучше контролируют свою импульсивность и культивируют чувство ответственности.
  • Помимо возраста, к другим сдерживающим факторам относятся брак, работа, раннее заключение (или судебное разбирательство в детстве) и степень социализации.
  • Более раннее начало связано с неблагоприятным прогнозом.

Профилактика

Распространенность диссоциального расстройства личности снижается во время войны и во многих азиатских культурах. Это говорит о том, что социальная сплоченность и упор на сообщества, а не на отдельных людей, являются важными профилактическими факторами [4] . Таким образом, семья или опекуны играют важную роль в профилактике и лечении диссоциального расстройства личности [3] . NICE предлагает, чтобы службы разработали надежные методы для выявления детей, подверженных риску развития проблем с поведением, и чтобы уязвимые родители могли быть выявлены антенатально. Например, идентифицируя:

  • Родители с другими проблемами психического здоровья или со значительными проблемами с наркотиками или алкоголем.
  • Матери моложе 18 лет, особенно те, кто подвергался жестокому обращению в детстве.
  • Родители, ранее находившиеся на попечении.
  • Родители, имевшие значительный предыдущий или текущий контакт с системой уголовного правосудия.

Вмешательства, применяемые после выявления родителей из группы риска, многочисленны и различаются в зависимости от выявленных проблем и возраста. Примеры:

  • Курсы для родителей.
  • Управление гневом.
  • Решение когнитивных задач.
  • Семейная терапия.
  • Мультисистемная терапия.
  • Многомерное лечение.
  • Приемная семья.
  • Фишер К.А., Хани М.; Антисоциальное расстройство личности. StatPearls, май 2021 г.

  • Гэлбрейт Т., Хеймберг Р.Г., Ван С. и др.; Коморбидность социального тревожного расстройства и антисоциального расстройства личности в Национальном эпидемиологическом исследовании алкоголя и связанных с ним состояний (NESARC). J Тревожное расстройство. 28 января 2014 г. (1): 57–66. doi: 10.1016/j.janxdis.2013.11.009. Epub 2013 14 декабря.

  • Swann AC, Lijffijt M, Lane SD и др.; Антисоциальное расстройство личности и пограничные симптомы по-разному связаны с импульсивностью и течением болезни при биполярном расстройстве. J Аффективное расстройство. 2013 июнь 148 (2-3): 384-90. doi: 10.1016/j.jad.2012.06.027. Epub 2012, 24 июля.

  • Дуглас К., Чан Г., Гелернтер Дж. и др.; 5-HTTLPR как потенциальный модератор влияния неблагоприятного детского опыта на риск антисоциального расстройства личности. Психиатр Жене. 2011 окт. 21 (5): 240-8. дои: 10.1097/YPG.0b013e3283457c15.

  1. Международная классификация болезней 11-й пересмотр; Всемирная организация здравоохранения, 2019/2021

  2. Bach B, First MB; Применение классификации расстройств личности МКБ-11. БМС Психиатрия. 2018 окт. 2918(1):351. doi: 10.1186/s12888-018-1908-3.

  3. Антисоциальное расстройство личности – профилактика и лечение; Клинические рекомендации NICE (январь 2009 г. – последнее обновление в марте 2013 г.)

  4. Работа с правонарушителями с расстройствами личности – практическое руководство; Национальная служба управления правонарушителями и NHS England (сентябрь 2015 г.)

  5. Lewis CF; Употребление психоактивных веществ и агрессивное поведение у женщин с антисоциальным расстройством личности. Научный закон о поведении. 2011 сен. 29 (5): 667-76. doi: 10.1002/bsl.1006.

  6. Черный DW; Естественная история антисоциального расстройства личности. Can J Психиатрия. 2015 июль 60 (7): 309-14. дои: 10.1177/070674371506000703.

  7. Классификация психических и поведенческих расстройств МКБ-10; Всемирная организация здравоохранения

  8. First M et al; Клиническое руководство по диагностике и лечению психических расстройств, 2011 г.

  9. Элкингтон К.С., Теплин Л.А., Мерикл А.А. и соавт.; Поведение, связанное с риском инфицирования ВИЧ/инфекцией, передающейся половым путем, у молодых правонарушителей с психическими расстройствами: лонгитюдное исследование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *