Определение темперамента. Теории темперамента, Учебное пособие
метки:Темперамент, Человек, Таблица, Уравновешенность, Название, Классификация, Движение, Эмоция
Темперамент
План:
1. Определение темперамента. Теории темперамента.
2. Основные психические свойства темперамента.
3. Характеристика типов темперамента.
Определение темперамента. Теории темперамента
Темперамент— психическое свойство личности, характеризующееся динамикой (силой, скоростью, возникновением, прекращением и изменением) протекания психических процессов (
Щербатых Ю. В. Общая психология).В истории психологии известны разные теории темперамента:
Ø Гуморальные (Гиппократ, Гален)
Ø Конституциональные (Э.Кречмер, У. Шелдон)
Ø Психофизиологические (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, Г.Айзенк, В.М. Русалов)
Гуморальные теории. Одна из первых попыток объяснения этой характеристики личности принадлежит греческому врачу Гиппократу, который считал, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей организма (кровь, лимфа и желчь).
Древнеримский ученый Гален уточнил классификацию Гиппократа и выделил четыре главных темперамента (см. таблицу 1)
Таблица 1. Классификация темпераментов Галена
Название темперамента | Происхождение названия | Психологические свойства человека с данным темпераментом |
«Сангвис» — кровь | Легкая возбудимость чувств и их малая продолжительность. Склонности его непостоянны | |
Флегматик | «Флегма» — слизь | Чувства медленно овладевают таким человеком; он легко сохраняет хладнокровие в экстремальных ситуациях. Он терпеливо переносит невзгоды и редко жалуется |
Холерик | «Холе» — желтая желчь | Такой человек находится под влиянием страстей. Он размышляет мало, но действует быстро. Холерики вспыльчивы, но отходчивы |
Меланхолик | «Мелайн холе» — черная желчь | Склонен к печали, преувеличивает свои страдания. Чувствителен и легко раним |
Конституциональные теории. Немецкий психолог Эрнст Кречмер (1888-1964) попытался увязать темперамент со строением тела (см. таблицу 2).
Таблица 2. Классификация темпераментовЭрнста Кречмера
Телосложение | Название темперамента | Психологические свойства человека с данным темпераментом |
Пикник — человек среднего роста, с мягкими чертами лица, большим животом, короткой шеей | Циклотимик | Легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Эмоции колеблются между радостью и печалью. Среди этого типа Кречмер выделял «веселых болтунов, спокойных юмористов и беспечных любителей жизни» |
Астеник (лептосоматик) — высокого роста, хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами и вытянутым лицом | Шизотимик | Замкнут, упрям, склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению. По мнению Кречмера среди них встречаются «тонко чувствующие джентльмены, идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты» |
Атлетик — человек с пропорционально крепким телосложением, высокого или среднего роста, с хорошо выраженной мускулатурой, широким плечевым поясом и узкими бедрами | Иксотимик | Спокойный, мало впечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой. Отличается негибкостью мышления |
Американский ученый Уильям Герберт Шелдон (1898-1977) ввел в психологию свое представление о темпераментах, основанное на эмбриологических предпосылках (он связал темперамент человека с особенностями его зародышевого развития) (см. таблицу 3).
Таблица 3. Классификация темпераментовУильяма Шелдона
Тип эмбрионального развития | Название темперамента | Психологические свойства человека с данным темпераментом |
Эндоморфный тип характеризуется слабым телосложением с избытком жировой ткани | Висцеротоники | Для них характерна любовь к комфорту, замедленная реакция, пристрастие к еде, любовь к дружеским пирушкам, приветливость к людям, ориентация на общественное мнение, терпимость, хороший сон |
Мезоморфный тип телосложения отличается стройным и крепким телом с развитием мышечной ткани | Соматотоники | Люди, склонные к физической деятельности, энергичные, склонные к риску, отличающиеся смелостью, шумным поведением и пониженной сензитивностью |
Эктоморфный тип. Для них характерно хрупкое телосложение, плоская грудная клетка, длинные, тонкие конечности | Церебротоники | Для таких лиц характерна склонность к уединению, к рассуждениям, социофобия, тихий голос и нестандартное поведение |
Психофизиологические теории.
Ø СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, т.е. сила процессов возбуждения и торможения.
Ø ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ – скорость смены возбуждения торможением и наоборот.
Ø УРАВНОВЕШЕННОСТЬ Н.С. – степень соответствия силы возбуждения силе торможения.
В зависимости от сочетания данных свойств он выделил несколько типов высшей нервной деятельности человека:
И. П. Павлов выделил и три типа «человеческой» высшей нервной деятельности:
Мыслительный | Художественный | Средний |
Представители этого типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность. | У людей (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует в первую очередь искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. | Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине». У них незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, что зависит от их воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. |
Исследования В. Д. Небылицина показали наличие трёх главных, ведущих компонентов темперамента – общей активности индивида, его моторики и эмоциональности (см. таблицу 4).
Таблица 4. Компоненты темперамента по В.Д. Небылицыну
Активность | Моторика | Эмоциональность |
выступает в следующих формах: Ø в стремлении к продолжению начатой деятельности; Ø в энергичности производимых действий; Ø в выносливости по отношению к напряжению, связанному с активностью; Ø в разнообразии производимых действий, скорости и их варьировании; Ø в скоростных характеристиках реакций и движений (темп, медленность движений).
| быстрота, сила, ритм и амплитуда мышечных движений, а также речевая моторика. | Ø ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ –выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям. Ø ИМПУЛЬСТИВНОСТЬ – быстрота, с которой эмоции становятся побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания. Ø ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ – скорость, с которой прекращается эмоциональное состояние или происходит смена одного состояния другим. |
Швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг (1875-1961) и британский психолог Г. Айзенк (1916-1997) показали, что фундаментальными параметрами структуры темперамента являются факторы «нейротизм» и «экстраверсия — интроверсия».
Они подразделяют людей по складу личности на экстравертов (обращенных вовне) и интровертов(обращенных внутрь себя).
Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты малообщительны, сдержанны, отделены от всех; в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. У экстравертов ведущим является правое полушарие, что частично может проявляться даже во внешности: у них более развит левый глаз. У интровертов ведущим является левое полушарие.
Невротизм(нейротизм) — это эмоционально психологическая неустойчивость (нестабильность), подверженность психотравмам. У лиц с повышенным нейротизмом из-за излишней впечатлительности и обидчивости даже по пустякам может возникать эмоциональный стресс. Они долго переживают конфликты, не могут взять себя в руки, часто подавлены, огорчены, раздражительны, тревожны.
Экстраверсия в сочетании с повышенным нейротизмом обусловливает проявление темперамента холерика; интроверсия — темперамент меланхолика. Противоположность нейротизма — эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинистический темперамент; в сочетании с интроверсией — как флегматик.
Отечественный психолог В.М. Русалов (1939) создал современную концепцию темперамента. Он разработал «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ)». Русалов выделяет 3 сферы проявления темперамента: психомоторную, интеллектуальную и коммуникативную. В каждой сфере выделяется 4 параметра, свойства темперамента (см. таблицу 5)
Таблица 5. Свойства темперамента поВ.М. Русалову
Эргичность (сила, выносливость, активность) | Пластичность | Скорость операций, действий | Эмоциональность |
1. Предметная эргичность — выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности. 2. Социальная эргичность — связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству, общению, к приобретению высокого ранга при освоении мира через коммуникацию. | 1. Предметная пластичность — выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой, в стремлении к разнообразию или однообразию форм предметной деятельности. 2. Социальная пластичность — содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ. | 1. Включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности. 2. Социальный темп — включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения. | 1. Включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе. 2. Социальная эмоциональность — включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере. |
Продольное исследование Томаса, Чесса и Берча в Нью-Йорке
Томас, Чесс и Берч ~
черты человеческой личности Нью-Йоркское лонгитюдное исследование, начатое в 1956 году и продолжавшееся в течение нескольких десятилетий после этого, считается классическим изучение типов личности и черт темперамента.
Исследование, проведенное среди детей раннего возраста основными участниками были такие люди, как Александр Томас, Стелла Чесс, Герберт Г. Берч и Маргарет Герциг.
Исследования Нью-Йоркского лонгитюдного исследования включали прямое наблюдение, а также интервью с родителями об их детях.
Команда придумала способы исследования индивидуальных стилей личности и темперамента среди
детей и открыли способы выявления и присвоения соответствующей оценки девяти отдельным «качествам», связанным с личностью и темпераментом.
Анализируя свои данные, девять характеристики, которые были определены командой как надежно поддающиеся оценке по трехбалльной шкале (средний, высокие и низкие) были: —
- уровень и объем двигателя Мероприятия;
- ритмичность или степень регулярности, функций, таких как прием пищи, выделение и цикл сна и бодрствование;
- ответ на новый объект или человека, с точки зрения того, принимает ли ребенок новый опыт или отказывается от него. Это;
- приспособляемость поведения к изменениям в окружающей среде;
- порог или чувствительность к раздражители;
- интенсивность или уровень энергии ответы;
- общее настроение ребенка или «нрав», веселый или плачущий, приятный или капризный, дружелюбный или недружелюбный;
- степень отвлекаемости ребенка от того, что он делает;
- объем внимания ребенка и его настойчивость в деятельности.
Когда исследователи проанализировали поведенческие профили дети в попытке найти корреляции между девятью отдельными характеристики, они обнаружили, что некоторые атрибуты, по-видимому, группируются вместе. Этот кластеризация, по-видимому, указывала на определение трех основных типов темперамента (хотя довольно дети с трудом вписывались ни в один из этих трех «типов»).
- «Легкие дети»
- Этот тип — примерно сорок процентов от 141 ребенка в
общая выборка была помещена в эту категорию — характеризовалась положительностью
в настроении, регулярность функций организма, низкая или умеренная интенсивность
реакция, приспособляемость и позитивный подход, а не уход от
новые ситуации.
В младенчестве у этих детей, по-видимому, быстро установился регулярный сон. и графики кормления, в целом были веселыми и быстро адаптировались к новым распорядок дня, новая еда и новые люди. По мере взросления они усваивали правила быстро осваивал новые игры, с готовностью участвовал в новых занятиях и легко адаптировался к школа. Эту группу называли «легкими детьми», потому что в них было так мало проблемы в уходе и дрессировке. - «Трудные дети»
- Другой набор характеристик, таких как нерегулярность функций организма, обычная интенсивность
реакции, склонность к замкнутости перед лицом новых раздражителей, относительная медлительность адаптации к
изменения в окружающей среде и общее негативное настроение исследователи считали
ассоциироваться с другой группой, которую они назвали «трудными детьми».
В младенчестве такие дети, составляющие около десяти процентов обследованные дети — часто нерегулярно ели и спали, медленнее принимали новую пищу, требовалось больше времени, чтобы приспособиться к новому распорядку или деятельности, и, как правило, плакал отличная сделка. Их плач и смех были оценены как характерно громкие. Разочарование обычно приводило их к жестоким истерикам. Эти дети были из Конечно, это было своего рода испытанием для их родителей и требовало высокой степени последовательности и толерантность в воспитании. - Устройство «медленный прогрев»
- Дети, классифицированные командой как «медленно согревающиеся» — пятнадцать процентов населения
изученный образец — обычно имел
относительно низкий уровень активности, склонность к самоустранению при первом воздействии новых раздражителей,
медленнее адаптировались, были несколько негативны в настроении и реагировали на ситуации
с низкой интенсивностью реакции.
Остальные тридцать пять процентов обладали такими смесями девяти черт темперамента, которые, по-видимому, не позволяли разделить их на одна из трех групп.
Вполне может быть установлена связь между нью-йоркским лонгитюдным исследованием и работа доктора Уильяма Шелдона, который также исследовал человеческие черты личности/типы темперамента.
Некоторое подозрение о потенциальных далеко идущих последствиях исследования Продольное исследование в Нью-Йорке и доктор Шелдон в человеческую личность и черты темперамента можно получить через читая нашу страницу о «трехчастной душе» человечества, определенной Платоном и Сократом, Шекспиром и несколькими основными мировыми религиями:
«…можно ли отказаться признать, что в каждом
из нас те же родовые части и характеристики, что и в
штат? Ибо я предполагаю, что государство не получило их ни от кого.
другой источник. Было бы смешно представить, что наличие
одухотворенного элемента в городах нельзя проследить до
индивидов, где бы этот характер ни приписывался народу, как
это туземцам Фракии и Скифии, и вообще
говоря, о северных странах; или любовь к знаниям,
что было бы главным образом приписано нашей собственной стране; или любовь
богатства, которое люди особенно связывали бы с
финикийцы и египтяне» 9.0058
Сократ / Платон ~ Известные философы, жившие в Древней Греции
«Первый взгляд на Историю убеждает нас, что действия людей исходят из их потребностей, их страстей, их характеров и талантов; и внушает нам уверенность в том, что такие потребности, страсти и интересы являются единственным источником действий».
Георг Гегель, 1770–1831, немецкий философ, «Философия истории» (1837).
Вернее ли человек Метафизический чем Физический ?
Платон, Сократ И Шекспир поддерживает
взгляд на человеческую природу как «трехчастную душу».
Куда это, возможно, могло привести…
N. B. Страница, упомянутая на рисунке ~roots.asp~
был заменен этой страницей
Это понимание «узла корней» включает в себя:
Знаменитый Ральф Уолдо Эмерсон сочинение ~ ‘История’
Ральф Уолдо Эмерсон
РАЛЬФ УОЛДО ЭМЕРСОН (1803–1882) был в свое время ведущим голосом интеллектуальной культуры в Соединенных Штатах. Он остается широко влиятельным по сей день через его эссе, лекции, стихи и философские сочинения.
В конце 1820-х годов Ральф Уолдо Эмерсон прочитал работу французского философа Виктора Кузена, на которую он очень сильно повлиял.
Ключевой раздел работы Кузена гласит:
«Какое дело истории? Из чего она состоит? Кто является персонажем истории? Человек: очевидно, человек и человеческая природа.
В истории много разных элементов. Кто они такие? Очевидно, снова стихии человеческой природы. Следовательно, история есть развитие человечества,
и только человечества; ибо ничто иное, как человечество, развивается само, ибо ничто иное, как человечество, свободно. …
… Более того, когда у нас есть все элементы, я разумею все существенные элементы, их взаимоотношения как бы обнаруживаются сами собой. Мы черпаем из
природа этих различных элементов, если не все их возможные отношения, то по крайней мере их общие и основные отношения».
Введение в историю философии (1829 г.)
Еще до того, как он впервые прочитал Кузена (в 1829 г.), Эмерсон выразил в своих личных журналах взгляды, которые предполагают, что он признал, что Человеческая природа и Человеческие существа имеют тенденцию демонстрировать три идентифицируемых аспекта и ориентации:
Представьте себе, что надежда будет удалена из человеческой груди, и вы увидите, как утонет Общество, как ослабнут прочные узы порядка и совершенствования и какое мертвое безмолвие займет место беспокойных энергий, которые сейчас движут миром. Ученый погасит свою полуночную лампу, купец свернет свои белые паруса и прикажет им больше не искать глубины. Тревожный патриот, до последнего отстаивавший свою страну и разрабатывавший в последней осажденной цитадели глубокие планы ее освобождения и возвеличивания, вложит в ножны свой меч и запятнает свою славу. Уберите надежду, и мир станет пустым и гнилым. (Запись в дневнике, сделанная в период с октября по декабрь 1823 г.)
Во всех округах всех земель, во всех классах сообществ сосредоточенно заняты тысячи умов: купец в своей конторе, механик над своими планами, государственный деятель над своей картой, своим договором и своим тарифом, ученый в искусной истории и красноречии древности, каждый задетый за живое желанием возвыситься на поспешную и еще не обретенную высоту над уровнем своих сверстников. Каждый поглощен перспективой получения блага для себя, но каждый в не меньшей степени вносит свой вклад в улучшение и украшение человеческой цивилизации. (Журнальная запись от декабря 1824 г. )
Наши соседи заняты бесконечно разнообразной работой. Некоторые заняты коммерческими спекуляциями; некоторые горячо участвуют в политической борьбе; некоторые целыми днями сидят у своих книг… (Это даты с января по февраль 1828 г.)
Цитаты из Эмерсона напоминают строчку из другого «ведущего голоса интеллектуальной культуры» — Уильяма Шекспира.
В тебе нет ни честности, ни мужества, ни дружелюбия.
Уильям Шекспир: Генрих IV (часть 1), действие I, сцена II
Понимание прошлого и настоящего. Почему мир такой, какой он есть сегодня?
Более ранние публикации результатов Нью-Йоркского продольного исследования включают:
Томас А., Чесс С.: Подход к изучению источников индивидуальных различий в поведении детей. J Clin Exp Psychopathol 1957; 18:347-357
Чесс С., Томас А., Берч Х.Г., Герциг М.: Значение лонгитюдного исследования развития ребенка для детской психиатрии. Am J Психиатрия 1960; 117:434-441
см. также:-
ШАХМАТЫ, СТЕЛЛА, М.Д., АЛЕКСАНДР ТОМАС,
MD, И ГЕРБЕРТ Г. БЕРЧ, MD, PH.D.
Ваш ребенок — личность: A
Психологический подход к детству без чувства вины. Викинг Пресс, Нью-Йорк:
1965. 213 страниц.
и
ШЕСС, СТЕЛЛА, доктор медицины, Александр Томас, доктор медицины, и Герберт Г. Берч, доктор медицины, доктор философии.
Происхождение личности. Scientific American, стр. 102-109. 1970 г.
и
Темперамент: теория и практика С. Чесса и А. Томаса
Научные выводы в помощь родителям
Темперамент ·
Краткий обзор: общий обзор типов детского темперамента и роли, которую они играют в развитии ребенка
любой круг родителей, опекунов или учителей, обсуждающих детей. Хотя слово «темперамент» может и не использоваться, вы слышите, как родители и учителя обсуждают ребенка, который « нужно немного времени, чтобы разогреться» или кто « полон энергии». Большинство родителей, вероятно, хорошо понимают темперамент своего ребенка, но могут не понимать его значения для воспитания. Понимание типов детского темперамента и того, как они влияют на воспитание детей, может кардинально изменить ваши отношения с ребенком.
Что означает темперамент?
Но что на самом деле означает темперамент и откуда он берется? Возможно, самое главное, как темперамент влияет на взаимодействие родителей и детей?
Хотя большинство людей имеют общее представление о том, что такое темперамент, исследования типов детского темперамента обширны и разнообразны. У некоторых исследователей разные определения темперамента и того, какие аспекты поведения следует или не следует включать в эту конструкцию. Вот некоторые из основных идей относительно типов детского темперамента, которые сложились за последние 40 лет или около того.
В 1960-х и 1970-х годах исследователи Александр Томас и Стелла Чесс провели классическое исследование, в котором они выделили девять измерений темперамента.
- уровень активности —энергетический уровень ребенка
- подход-отвод — как ребенок первоначально реагирует на новую настройку
- настроение —общая склонность ребенка быть счастливым или несчастным
- ритмичность — насколько регулярны физические/биологические паттерны ребенка (например, прием пищи, сон)
- настойчивость —способность ребенка удерживать трудную задачу
- продолжительность концентрации внимания — способность ребенка сосредотачиваться на одной задаче в течение длительного времени
- адаптивность —способность ребенка приспосабливаться к изменениям в распорядке дня
- порог — способность ребенка справляться с внешними раздражителями (например, громкими звуками)
- интенсивность — склонность ребенка к сильной или меньшей эмоциональной реакции на события
- отвлекаемость — степень, в которой ребенок легко отвлекается от задачи или деятельности
Типы детского темперамента
Основываясь на этих параметрах, Томас и Чесс разделили детей на одну из трех категорий темперамента: «трудный», «легкий» и «медленно согревающийся».
В их исследовании 65% детей можно было отнести к одной из этих категорий , поэтому для оставшихся 35% была создана другая категория «неспособных классифицировать». Томас и Чесс обнаружили, что в их первоначальном исследовании:
40% детей попадали в « легкая »,
10% в категорию « сложная » и
15% в категорию « медленный прогрев ».
Позднее эти исследователи заявили, что эти классификации следует рассматривать не как отдельные категории, а как континуум, по которому попадают дети. Таким образом, ребенок, как правило, не является явно «трудным» или явно «легким», а находится где-то в континууме 90–148 от «трудного» до «легкого».
Другие, более поздние исследователи определяют темперамент несколько иначе. Они больше сосредоточены на двух основных измерениях: 1) эмоциональная реактивность или реакция внимания и 2) саморегуляция . Так что же это означает?
Реактивность фокусируется на реакции ребенка на раздражители. Эти стимулы могут быть как внешними (например, громкий шум), так и внутренними (например, чувство гнева).
Саморегуляция относится к способности ребенка управлять своей реактивностью в различных ситуациях. Звучит знакомо? Как видите, различия между этими измерениями и измерениями, использованными Томасом и Чессом, очень тонкие, и кажется, что они во многом совпадают.
Какие факторы влияют на темперамент ребенка?
Это дает нам общее представление о том, что исследователи имеют в виду, когда используют термин «темперамент». Но откуда берется темперамент? Это генетика или чему-то научились в процессе жизни?
Конечно, в науке редко бывают простые черно-белые ответы на подобные вопросы. Ученые только начинают исследовать возможные биологические компоненты темперамента, используя новую технологию визуализации мозга. Хотя большинство исследователей сходятся во мнении, что темперамент имеет по крайней мере некоторую генетическую или биологическую основу, роль окружающей среды и жизненного опыта также важна. В действительности выражение темперамента, скорее всего, является сочетанием как биологических, так и средовых особенностей, или того, что исследователи называют взаимодействия «ген-окружающая среда» . Узнайте больше о важности темперамента для развития детей в этом видео:
Узнайте больше о темпераменте вашего ребенка. Ознакомьтесь с моим НОВЫМ набором инструментов по темпераменту для родителей и педагогов:
Настройка темперамента: набор инструментов для родителей и педагогов
Это имеет смысл, если подумать. Если у вас есть тенденция к более сдержанному темпераменту, это повлияет на типы ситуаций, которым вы подвергаетесь, потому что вы не будете чувствовать себя комфортно в каждой ситуации. это опыт взаимодействия с окружающей средой будет в дальнейшем формировать ваше поведение и личность.