Темперамент представляет собой: Темперамент | это… Что такое Темперамент?

Глава 15. Темперамент

Краткое содержание

Типы темпераментов. Понятие о темпераменте. Виды темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Положительные и отрицательные стороны каждого типа темперамента. Отсутствие чистых типов темпераментов, их смешанность у большинства людей. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.

Свойства темперамента. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основных свойств: активности, темпа, продуктивности, возбудимости, тормози-мости, переключаемое™ — применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента и индивидуального стиля деятельности. Общее и различное в темпераменте и в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности как результат приспособления врожденных свойств нервной системы человека и других анатомо-физиологических способностей организма к требованиям той или иной деятельности.

Темперамент и личность. Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность человека. Темперамент и поступки. Темперамент и характер. Темперамент и способности человека.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя.

Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако свя-

394

зывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И.Канту. Им мы и воспользуемся.

И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический»1. Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность — меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений2 бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь.

Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует

‘Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982. — С. 149:

2Кант называл ощущениями то. что в современной психологии чаще называется чувствами.

395

себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Заметим, что в данной классификации темпераментов по Канту неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

396

Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы).

Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека, которые мы рассмотрели в предыдущей главе учебника, обсуждая проблемы способностей.

Советский психофизиолог В.М.Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента1. Исходя из теории функциональной системы П.КАнохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров —

1Русалов В. М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. — 1989. — Т. 10. — № 1.

397

активности и чувствительности — включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность) . Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегратив-ную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств»1.

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические про-

хРусалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал. — 1989. — Т. 10, — № 1. — С. 12.

398

цессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой — в медленном темпе.

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнитель-

399

ных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом.

ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.

Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.

400

То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.

Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы1. Среди тех особенностей, которые относятся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы:

1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

ТЕМПЕРАМЕНТ И ЛИЧНОСТЬ

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального

‘См.: Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982.

401

человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Т е м а 1. Типы темпераментов.

1. Понятие о темпераменте.

2. Типы темперамента.

3. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.

4. Темперамент и деятельность.

402

Т е м а 2. Свойства темперамента.

1. Темперамент и основные свойства нервной системы человека.

2. Психологическая характеристика темперамента.

3. Проявление психологических свойств темперамента в познавательных процессах человека.

4. Отражение свойств темперамента в предметной деятельности.

5. Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Т е м а 3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

1. Понятие индивидуального стиля деятельности.

2. Зависимость индивидуального стиля деятельности от особенностей темперамента.

3. Неоднозначность связи между темпераментом и индивидуальным стилем деятельности.

Т е м а 4. Темперамент и личность.

1. Связь темперамента со свойствами личности.

2. Темперамент как основа для формирования впечатлительности, эмоциональности, импульсивности и тревожности.

3. Темперамент и способности.

4. Темперамент и характер человека.

Темы для рефератов

1. Типы темпераментов, их психологическая характеристика.

2. Индивидуальный стиль деятельности.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Темперамент, его органические основы.

2. Личность и темперамент.

ЛИТЕРАТУРА

I

Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. — Пятигорск, 1990. (Место темперамента в структуре личности: 20—25. Типы темперамента: 26—52. Темперамент и деятельность: 102-112. )

Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986. (Свойства темперамента и свойства личности: 86—110. Свойства нервной системы и свойства темперамента: 65—86.)

403

Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. — М., 1964. (Отличительные признаки темперамента: 3—18. Основные проблемы теории темперамента: 1933. Происхождение и развитие темперамента: 156—183. Темперамент и отношения личности: 184— 223. Понятие темперамента: 254—276.)

Психология индивидуальных различий. Тексты. — МГУ, 1982. (О темпераменте (И.Кант): 148—152. Темперамент (В.Д.Небы-лицын): 153159. Отличительные признаки темперамента (В.С.Мерлин): 160—168. Темперамент и характер (А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев): 167—171. Строение характера (Б.Г.Ананьев): 172— 178.)

Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. — 1985. — № 11. — С. 19-33.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982. (Основные концепции темперамента: 1966. Темперамент и факторы его формирования: 67—109. Связь темперамента со способностями и личностью: 109—141. Значение свойств темперамента для деятельности: 162—227.)

II

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Темперамент: 234—256.)

Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988. (Темперамент и личность: 68—77.)

Общая психология. — М., 1986. (Темперамент: 401—418.)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. П. — М., 1989. (Темперамент и характер: 211—235.)

Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. — М., 1979. (Основные положения теории человеческой индивидуальности: 6—22. Психодинамические свойства человека: 163248.)

III

Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1969. (Характер и темперамент: 57—68.)

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. (Проблема психологического типа в свете учения И.П.Павлова: 173—199.)

Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М., 1986. (Индивидуальный стиль деятельности и способности: 5569.)

404

Общая психология — ТЕМПЕРАМЕНТ

« Предыдущий вопрос

ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ЭМПИРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ

Основные образующие человеческого сознания: смыслы и языковые значения.
Леонтьев: индивид

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т. д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

ХАРАКТЕР

Характер – это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального пове

Темперамент – это совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, обусловливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения.

Понятие темперамента ввел в научный оборот древнегреческий врач Гиппократ. Он предложил названия типов телосложения человека, которые впоследствии стали использоваться как современные названия типов темпераментов.

Выделяются три сферы проявления темперамента: 1) активность общая; 2) особенности моторной сферы; 3) свойства эмоциональности.

Темперамент принадлежит к первичным формам объединения различных процессов и свойств человека, благодаря которым складывается личность. Будучи одной из самых ранних по происхождению и простых по структуре форм высшего психического синтеза, образующих индивидные свойства человека, он особенно тесно связан с конституцией организма, составляющей основу темперамента.

В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют два его компонента. 1. Активность (энергичность) – количество энергии, заложенное в действии человека, или количество энергии, которое человек расходует при выполнении того или иного действия. 2. Эмоциональность (эмоциональный фон) – сила и разнообразие типичных эмоциональных переживаний человека.

Большой вклад в изучение темперамента внес И.П. Павлов. Учение Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет: 1) три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов; 2) четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности: сильный, уравновешенный, подвижный; сильный, уравновешенный, инертный; сильный, неуравновешенный; слабый.

Им соответственно отвечают темперамент сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика. Уравновешенность характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения в нервной системе человека и его поведении.

Сангвиническому типу свойственен высокий темп деятельности, достаточно быстрые реакции, не чрезмерная активность, выраженная эмоциональность и уравновешенность. Холерик – человек с гипербыстрой реакцией, с высоким типом деятельности, с высокой переключаемостью с одной деятельности на другую и быстрой сменой настроений. Холерик неуравновешен, и в нем явно преобладают процессы возбуждения. Человеке замедленными реакциями – флегматик. Он медленно переходит из состояния в состояние, слабоэмоционален, он динамически уравновешен. Во многом похож на флегматический меланхолический темперамент. У меланхолика слабая нервная система, он неуравновешен, заторможен. Меланхолик чаще пребывает в заторможенном пассивном состоянии.

Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Свойства темперамента могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, так как темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий.

Почему так важно знать темперамент вашего ребенка

Одним из очень важных родительских навыков является понимание темперамента вашего ребенка. Знание уникального стиля поведения вашего ребенка, а также того, как он воспринимает мир и реагирует на него, помогает процветать связи между родителями и детьми.

Иногда ваш темперамент и ваш ребенок похожи, хотя нередко они могут сильно различаться.

Мне повезло, в этом смысле у моего сына тип темперамента совпадает с моим. Нам обоим нравится уединенная деятельность и не слишком много взаимодействия с внешним миром. Таким образом, мы всегда хорошо ладили. Для меня материнство было пустяком, несмотря на мои проблемы с психическим здоровьем.

Кроме того, родителям очень важно понимать, что все дети разные, независимо от того, являются ли они братьями, сестрами или даже близнецами. Однако однояйцевые близнецы могут иметь очень похожие темпераменты.

Понимание этой важной информации о темпераменте вашего ребенка поможет интерпретировать его поведение и реагировать на него надлежащим образом. Эта родительская чувствительность, в свою очередь, формирует то, как ребенок воспринимает себя и окружающий мир.

Каждый ребенок рождается с уникальным темпераментом – хорошие родители учитывают эти черты

Неправильная настройка родителей может привести к серьезным проблемам с психическим здоровьем. Ребенок, который растет, чувствуя себя непонятым или воспринимающим себя трудным/недостаточно хорошим. В конечном итоге это приводит к развитию негативной самооценки – что-то не в порядке в его/ее психике.

Три одинаковых незнакомца — не вписываются в

Недавно я посмотрел документальный фильм «Три одинаковых незнакомца» — трагическую историю о тройняшках, Эдварде (Эдди) Галланде, Дэвиде Келлмане и Роберте Шафране, разлученных при рождении. Все трое боролись с психическими заболеваниями, когда росли. Впоследствии один из них, Эдди, покончил жизнь самоубийством во время тяжелого эпизода маниакальной депрессии.

История подняла один волнующий вопрос. Почему, несмотря на их одинаковую внешность, похожие манеры говорить, общие идеи и проблемы с психическим здоровьем из-за их разлуки, только Эдди поддался принуждению своего психического заболевания?

Об этом было кратко сказано во время шоу — стили воспитания имеют значение.

Эллиот, отец Эдди, и Эдди были очень разными людьми. Его папа был строгим приверженцем дисциплины, а Эдди был более вычурным, добрым, спортом не увлекался.

Эдди сказал, он всегда чувствовал, что не вписывается в свою семью . Как будто он был не на том месте.

Дело не в том, что отец Эдди был плохим отцом. Как родитель, Эллиот делал то, что считал лучшим для своего сына. Проблема заключалась в том, что его собственный темперамент резко отличался от темперамента Эдди. Это несоответствие или «несоответствие» темперамента ребенка родительским ожиданиям имело очень трагические последствия.

Урок, который можно усвоить, заключается в том, что наши дети не являются точной копией нас, и неправильно заставлять их вписываться в наше мировоззрение.

Что такое темперамент?

Темперамент — это совокупность врожденных черт, сочетание психобиологических особенностей, присутствующих с рождения. Эти особенности могут быть связаны с комбинацией генетических и гормональных влияний.

Два важнейших фактора, которые могут повлиять на темперамент ребенка:
1) Материнский стресс во время беременности
2) Пренатальное воздействие алкоголя и наркотиков. приводящее к алкогольному синдрому плода расстройство (FASD)

Тем не менее, склонность к темпераменту может возникать по крайней мере в пяти различных биологических процессах: унаследованный нейробиологический профиль, сезон зачатия, материнский стресс или болезнь во время беременности, крайняя недоношенность или события во время беременности. первые месяцы жизни, которые изменяют рост еще незрелого мозга.

Если по счастливой случайности характеристики темперамента человека соответствуют его среде (как семейной, так и культурной), жизнь может быть гладкой. В противном случае это может привести к проблемам с адаптацией / психическим здоровьем, особенно если родители / опекуны невежественны, ленивы или жестоки.

Темперамент и личность

Темперамент — это дорожная карта нашей личности. Вы родились с темпераментной предвзятостью, и ваш опыт определит, как эта предвзятость проявится.

Однако различия в темпераменте могут повлиять на способность опекуна относиться к ребенку на эмоциональном уровне. Это, в свою очередь, влияет на развитие личности. Двунаправленное взаимодействие, которое происходит между опекуном и ребенком, в конечном итоге связывает мозг ребенка, который, в свою очередь, формирует основу его личности.

Темперамент является врожденным, генетической конструкцией, в то время как личность является эпигенетической — взаимодействием между генетическими факторами и окружающей средой.

Для оптимального развития личности родительская чувствительность/отзывчивость должны быть настроены на конкретные состояния ребенка (потребности в привязанности) и уровни эмоционального возбуждения (темперамент) и соответствовать стадии развития ребенка.

Более того, темперамент сохраняется во взрослом возрасте, и более поздние исследования показали, что эти характеристики продолжают влиять на поведение и приспособление на протяжении всей жизни

К сожалению, в большинстве случаев воспитание детей происходит случайно, чаще всего вы относитесь к своему ребенку так, как ваши родители относились к вам. Кроме того, то, что может быть достаточно хорошей родительской реакцией, которая успокаивает одного ребенка, может полностью расстроить другого ребенка.

Исследования темперамента

Исследование Томаса и Чесса

В конце 1950-х годов детские психиатры , Александр Томас и Стелла Чесс провели обширное исследование темперамента или «атрибутов» младенцев в первые 2 года их жизни. .

Они пришли к выводу, что темперамент можно охарактеризовать по 9 параметрам:

1) Уровень активности — Уровень энергии и количество движений.
2) Регулярность/ритмичность – Естественные закономерности и графики биологических функций (сон, выделение, прием пищи).
3) Подход/Уход/Первая реакция – Реакция на новых людей и ситуации.
4) Адаптивность – Способность приспосабливаться к изменениям.
5) Сенсорный порог/чувствительность – Реакция на сенсорные раздражители. (например, текстура, прикосновение, яркость, объем, вкус, аромат)
6) Интенсивность реакции – Эмоциональная реакция на события.
7) Настроение – Типичное эмоциональное мировоззрение.
8) Отвлекаемость – Способность сосредоточиться.
9) Продолжительность концентрации внимания/настойчивость –  Способность удерживать внимание на занятии.

Их можно разделить на 3 категории детей:

1) Трудный ребенок (духовный)
2) Легкий ребенок (адаптирующийся)
3) Медленно соображающий или застенчивый ребенок (замкнутый)

Исследование Кагана

Еще одно важное исследование было проведено психологом из Гаварда Джеромом Каганом. Он предположил, что врожденный темперамент остается с нами на протяжении всей жизни. Каган в первую очередь сосредоточился на детских страхах и опасениях. Он определил два основных типа темперамента:

1) Высокореактивные младенцы или Заторможенные — застенчивые, робкие и боязливые
2) Низкореактивные младенцы или Раскрепощенные — смелые, общительные и общительные

По его словам, застенчивый взрослый с большей вероятностью был высокореактивным (пугливым) в младенчестве и детстве, чем их смелые и общительные сверстники, которые, скорее всего, были низкореактивными.

Качество подгонки

Одной из важных концепций, разработанных Томасом и Чессом, был термин «хорошесть подгонки ». Это означает, что требования и ожидания людей, относящихся к ребенку, совместимы с темпераментом ребенка и не усиливают и не создают конфликт/вызов для ребенка.

Проще говоря, соответствие объясняет синхронность взаимодействия между ребенком и опекуном.

Хорошее соответствие приводит к более высокой вероятности здоровых отношений и здорового развития в целом.
В то время как плохая подгонка подвергает детей риску развития проблем в отношениях, поведении и/или эмоциональных проблемах.

Тем не менее, чуткое и эффективное воспитание требует от родителей адаптации своих ожиданий, чтобы они соответствовали темпераменту их ребенка. К сожалению, в слишком многих случаях соответствия нет. Это может быть вызвано различными причинами, в том числе:

1) Темперамент ребенка
2) Темперамент родителя
3) Проблемы привязанности
4) Психическое заболевание родителя и/или ребенка
6) Плохие условия окружающей среды (например, бедность)
7) Биологические проблемы ребенка и/или родитель

Эффективное воспитание детей – научиться быть в хорошей форме

Воспитание детей – это навык, который необходимо оттачивать с помощью осознанности, терпения и практики. Более того, вы должны внести коррективы — отпустить предвзятые представления, свою собственную историю и заложенные ожидания относительно того, каким должен быть или действовать ваш ребенок.

Благодаря внимательности вы можете научиться эффективно регулировать вспышки их темперамента, приспосабливаясь к их причудам. Тщательное знание темперамента вашего ребенка дает вам надежную карту будущего поведения вашего ребенка, особенно в трудных ситуациях.

Более того, когда вы понимаете темперамент вашего ребенка, вы можете увидеть всю картину целиком. Вместо того, чтобы пытаться изменить его/ее, постарайтесь понять сильные и слабые стороны вашего ребенка. Используйте эту мудрость для поощрения позитива, одновременно подавляя негатив.

Обратите внимание и ответьте с сочувствием и любовью.

Изучение темперамента вашего ребенка



Нейропластическое отражение

Однако помните, что то, что вы отражаете своему ребенку, будет воспринято им. Фраза как отец, как и сын верна не потому, что характер/личность является генетическим. А потому, что опекуны — нейропластические волшебники. Они могут изменить мозг своего ребенка, просто моделируя хорошее поведение. Что ребенок видит и чувствует, тем он в итоге и становится.

В конце документального фильма ключевой исследователь заявляет «Я думаю, что воспитание может победить почти все» .

Да, я тоже считаю, что родители оказывают огромное влияние на то, какими вырастут их дети. Мы должны развивать уникальность темперамента нашего ребенка для наилучшего возможного результата.

Источник изображения: Pixabay

NutureShock: Новое мышление о детях – По Бронсон, Эшли Мерриман0003

Творческий рисунок формы для четырех темпераментов: с детьми в возрасте 6–12 лет — Анджела Лорд

Пожалуйста, поймите меня: темперамент, характер, интеллект — Дэвид Кейрси Детство — Дэвид Реттью

Природа ребенка — Джером Каган

Схема: как ДНК делает нас теми, кто мы есть — Роберт Пломин

Чистый лист: Современное отрицание человеческой природы — Стивен Пинкер  

Эгоистичный ген – Ричард Докинз

Яркие горизонты | Воспитание застенчивых детей: темперамент не судьба

Энн была одной из тех детей, которые рождались застенчивыми и осторожными, в отличие от своей старшей сестры Эммы, которая встречала новых людей, как давно потерянных друзей, и погружалась на новую территорию без особых раздумий. С самого рождения Энн была застенчивым ребенком, у которого были проблемы с новизной, и обычно он медленно привыкал к новым людям и входил в новые ситуации. Она испытывала тревогу разлуки, когда находилась вдали от своих родителей или своего основного опекуна в детском саду, и почти все переходы были для нее тяжелыми.

Понимание застенчивости в детстве Темперамент и черта характера

Застенчивость — нормальная черта личности, ни плохая, ни хорошая. Это эволюционная адаптация человека, и она может помочь нам достичь определенного контроля над социальными ситуациями. Дети имеют генетически обусловленные черты темперамента и задатки личности от рождения. Вероятно, около 15-20 процентов детей рождаются с темпераментом, который приводит к поведению, которое часто называют застенчивым, сдержанным, боязливым или робким. Темперамент, с которым мы родились, является важным аспектом взрослых, которыми мы станем, но он не определяет нашу судьбу.

Темперамент ребенка относительно стабилен, но не остается неизменным; опыт формирует и совершенствует врожденные черты. Природа и воспитание важны. Такие дети, как Энн, которые рождаются со склонностью к застенчивости и осторожности, могут развить личность, которая позволит им справляться с новыми социальными ситуациями и преодолевать любые страхи, которые могут их сдерживать. На самом деле Энн, уже взрослая, чувствует себя непринужденно в самых разных социальных ситуациях и, хотя и не особенно предприимчива, готова рисковать и пробовать что-то новое. Тем не менее, у нее все еще есть то, что большинство назвало бы застенчивыми чертами характера, такими как внимательность и осторожность.

Родители и опекуны могут сыграть решающую роль, помогая детям умерить или преодолеть застенчивость и боязливость. Главное не предполагать, что эта личностная черта плоха, не навешивать ярлыки на ребенка, не проявлять чрезмерной защиты, заботливости или игнорирования, когда застенчивость создает трудности для ребенка. Навешивание ярлыка на ребенка как «застенчивого» или обращение с ним как с недугом может формировать судьбу ребенка с самого раннего возраста. Лучший ответ, чтобы помочь детям преодолеть свою застенчивость и осторожность, — это обеспечить взвешенный опыт, чтобы помочь детям безопасно исследовать мир, чтобы обрести уверенность и почувствовать поддержку благодаря мягкому обучению.

Застенчивые дети, такие как Энн, склонные к осторожности, робости, беспокойству, медленному согреванию или боязливости, не менее способны к успеху в жизни, чем дети, рожденные с темпераментом, склонным погружаться в новые ситуации или рисковать, или дети, которые, кажется, воспринимают все с ходу, гибко адаптируясь к тому, что может предложить жизнь. Застенчивость у детей и трудности с новизной нормальны — многие рождаются с этой тенденцией. Это не означает, что они вырастут и станут президентами, олимпийскими спортсменами, руководителями, юристами, рок-звездами или даже комиками или ведущими ток-шоу. Детям вроде Энн нужно от родителей принятие, терпение и поддержка для развития уверенности и навыков, позволяющих справляться с новыми отношениями и ситуациями.

Застенчивые дети могут с трудом начинать общение и разговор. Они могут иметь тенденцию быть заторможенными в социальных ситуациях и встречах с новыми людьми. По мере того, как они становятся старше, у них часто появляется беспокойство по поводу того, как они выглядят в глазах окружающих. Хорошо направляя застенчивых детей и воспитывая их в раннем возрасте, наши дети будут сталкиваться с меньшим количеством проблем и проблем в подростковом и школьном возрасте.

Советы по воспитанию застенчивых детей

Несколько советов родителям и опекунам о том, как помочь застенчивым детям:

  • Вместо того, чтобы видеть в своем ребенке просто застенчивого ребенка, признайте и цените ребенка в целом, его сильные стороны, чувства и интересы.
  • Категорически избегать негативной маркировки. Застенчивое поведение не должно определять ребенка. Когда на ребенка навешивают ярлыки «застенчивый, боязливый или робкий», его трудно преодолеть. Некоторые из качеств, которые сопровождают то, что считается застенчивостью, очень позитивны. Осторожный, внимательный или осторожный — более положительные термины и характеристики.
  • Уважайте нервозность и тревогу ребенка как «нормальную» и не пытайтесь свести к минимуму или чрезмерно реагировать на них. Обратитесь к беспокойству вашего ребенка, сказав: «Иногда мы все нервничаем и боимся показаться глупыми, не завести друзей и т. д.»
  • Не просто защищайте ребенка от новых людей и новых ситуаций. Вместо того, чтобы относиться к ребенку как к хрупкому или уязвимому, признайте, что некоторым детям просто нужно немного больше времени, чтобы оценить ситуацию на расстоянии и войти в нее в своем собственном темпе. Застенчивым детям старшего возраста может понадобиться ваша помощь, чтобы понять, что они могут сделать, чтобы вписаться в общество.
  • Ролевые игры и воображаемые игры служат репетицией и могут помочь застенчивым или робким детям относиться к новым людям и ситуациям с меньшей тревогой.
  • Организуйте социальные ситуации с известными детьми и взрослыми, расширенной семьей или друзьями или очень небольшими группами, чтобы помочь детям практиковать социальные навыки в безопасной обстановке.
  • Планируйте игры, чтобы помочь застенчивым детям практиковать свои социальные навыки и завести новых друзей.
  • Ставьте небольшие достижимые цели для малышей и дошкольников, приближающихся к новым ситуациям, и помогайте детям школьного возраста ставить собственные цели.

При принятии, поддержке и мягком обучении дети, рожденные со склонностью к застенчивости, могут добиться успеха во всем.

Детские книги для и около застенчивых детей:

  • «Абсолютно Люси» Илен Купер
  • «Крылья» от Кристофера Майерс
  • «Скромный шаш Воспитание застенчивого ребенка: практическая помощь в воспитании уверенных в себе и социально подготовленных детей и подростков», Барбара и Грегори Марква

Веб-семинар: Прикоснитесь к темпераменту вашего ребенка

Узнайте, как генетика, жизненный опыт и взаимодействие со взрослыми в жизни вашего ребенка могут помочь сформировать его или ее уникальный темперамент и личный стиль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *