📖 Тень, Основные понятия, Глава 4. Карл Густав Юнг и аналитическая психология. Теории личности и личностный рост. Фрейджер Р. Страница 91. Читать онлайн
…
Тень
Тень — это архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием; ее содержание включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень содержит в себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а также неразвитые позитивные и негативные черты.
«Как я могу быть реальным, не отбрасывая тени? Если я хочу быть цельным, то должен иметь и темную сторону; осознавая свою тень, я вспоминаю еще раз, что я человеческое существо, подобное любому другому» (Jung, 1931, р. 59).
Чем сильнее становится наша персона, тем более мы идентифицируемся с ней и тем больше отвергаем другие части самих себя. Тень представляет собой то, что мы намереваемся сделать подчиненным в нашей личности, и даже то, чем мы пренебрегаем и чего никогда не развиваем в себе. В снах фигура тени может появиться как животное, карлик, бродяга или любая другая подчиненная фигура.
В своих работах о подавлении и неврозе Фрейд в первую очередь рассматривал аспекты того, что Юнг называет тенью. Юнг нашел, что подавленный материал организован и структурирован вокруг тени, которая становится в буквальном смысле негативной самостью, или тенью эго. Тень часто является в опыте снов как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, так как содержание тени насильственно вытеснено из сознания и антагонистично сознательной точке зрения. Если материал из тени возвращается обратно в сознание, она теряет очень многие из своих примитивных и пугающих черт. Тень наиболее опасна, когда неузнана. В этом случае человек проецирует свои нежелательные черты на других или подавляется тенью, не понимая ее. Образы врага, дьявола или понятие первородного греха являются аспектами архетипа тени. Когда большая часть материала тени становится осознанной, меньшая не может доминировать. Но тень является интегральной частью нашей природы и никогда не может быть полностью уничтожена. Личность, претендующая на то, чтобы не иметь тени, оказывается не сложным человеком, а двумерной карикатурой, отрицающей смесь хорошего и плохого, неизбежно присутствующую во всех нас.
Юнгианский подход к тени стал предметом многих популярных книг и статей (см.: Abrams & Zweig, 1991 и Abrams, 1994, о точке зрения на тень в Америке).
Древний китайский мудрец Чжуан-цзы (369–286 до н. э.) описывает подход к установлению контакта с тенью, который заметно похож на юнгианский:
«Жил человек, который был так обеспокоен видом своей собственной тени и так недоволен своими собственными следами, что решил избавиться оттого и от другого.
Метод, который он нашел, — убежать от них. Так он встал и побежал. Но он все время ставил ноги (на землю) и оставлял другой след, пока тень держалась возле него без единого затруднения. Он приписал свою неудачу тому, что бежал недостаточно быстро. Так он бежал все быстрее и быстрее, не останавливаясь, пока наконец его не настигла смерть.
Ему не удалось понять, что, если бы он просто остановился в тени, его тень исчезла бы, а если бы он сел и оставался спокойным, не было бы больше следов» (in: Merton, 1965, p. 155).
Каждая подавленная частица тени представляет часть нас самих. И пока мы храним этот бессознательный материал, мы сами себя ограничиваем. По мере того как тень становится все более осознанной, мы получаем обратно подавленные части самих себя. Кроме того, тень остается негативной силой в психике. Тень — кладовая значительной инстинктивной энергии, спонтанной и жизненной — является главным источником нашей творческой энергии. Подобно всем архетипам, тень уходит корнями в коллективное бессознательное, и это может открыть доступ к множеству ценного бессознательного материала, отвергаемого эго и персоной.
Следующий отрывок ясно иллюстрирует юнгианское понятие тени и бессознательного в целом:
«Вопрос, который вы называете техникой установления контакта с тенью, очень труден и важен. Это фактически не является «техникой», так как техника означает то, что заранее известно, способ, связанный с основной трудностью или задачей, даже некое предписание. А это можно сравнить с дипломатией или управлением государством. Это, например, не отдельная техника, которая могла бы помочь нам примирить две противостоящие друг другу политические партии… Если кто-то может говорить о технике вообще, это включается только лишь в аттитюд. Во-первых, нужно принять опыт тени и серьезно к нему отнестись. Во-вторых, необходимо знать ее черты и стремления. В-третьих, длинные и сложные переговоры с ней будут неизбежны…
Никто не знает, каким может оказаться конечный результат таких переговоров. Известно только, что осмотрительное сотрудничество приводит к тому что проблема меняет свои очертания. Очень часто основные невозможные желания тени оказываются не более чем угрозами, обусловленными нежеланием части эго выйти на серьезное рассмотрение тени. Такие угрозы обычно ослабевают, если встретить их серьезно» (1973, р. 234).
Только когда мы размышляем, мы понимаем это, и тень появляется в другой форме. Установление контакта с тенью — пожизненный процесс всматривания и правдивого отражения того, что мы видим. Надо только удержаться в нашем основном, аутентичном ядре, нашей сокровенной самости (Франц, 1995).
Для размышления. Тень
Один из аспектов тени может быть персонифицирован в образе маленького демона, посвятившего себя тому, чтобы навредить вам или расстроить ваши замечательные планы. Он может появляться как непримиримый критик или как вопрошающий судья. Приведенные ниже вопросы направлены на то, чтобы помочь вам лучше понять этот аспект вашей тени.
1. Подумайте о том, как бы вы описали в деталях вашего личного демона и то, как он действует в вашей жизни. Когда он появляется? Делаете ли вы что-нибудь, что, как вам кажется, может послужить началом преодоления демона?
2. Если бы можно было персонифицировать этот аспект тени, на что он был бы похож? Есть ли у него имя? Как он был бы одет? Какими могут быть его любимые выражения?
3. Пообщайтесь с этим персонажем. Обсудите его хорошие качества. Как он помог вам? Как он поощрял или останавливал ваш личный выбор и рост?
Психология bookap
4. Какой внутренний персонаж может быть противоположен вашему личному демону? С мыслями об этом противоположном персонаже пересмотрите пункты 1 и 3.
—
Темная сторона человека — Тень по Карлу Юнгу
В аналитической психологии Тенью называют набор тех негативных качеств человека, которыми он обладает, но не признает своими собственными. Это — те свойства характера, которые человек не приемлет в других людях, не замечая при этом, что и сам наделен ими в не меньшей степени. Они образуют теневой образ человека, «темную сторону» его личности.
Тень появляется у человека уже в детстве, когда родители рассказывают ему о том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Например, они говорят ему: «Нельзя бегать по лужам», «нельзя есть много конфет» и т. д. При этом желание съесть побольше сладостей, или побегать по лужам у ребенка не исчезает, но оно не соответствует тому образу «хорошего мальчика», которым ему хотелось бы быть. Поэтому оно становится его Тенью — оно не исчезает, но ребенок уже не признает его своим. Довольно часто у ребенка даже появляется своеобразный «теневой» герой, на которого он «сваливает» свои поступки, не соответствующие образу «хорошего мальчика». Например:
Для взрослого человека это разделение становится привычным и, благодаря сильной воле, он поддерживает свой «положительный» образ, а «негативные» мысли и желания он полагает чуждыми себе. Причем, это разделение на «положительный» и «отрицательный» образы себя далеко не всегда непосредственно связано с общепризнанными представлениями. В разных компаниях, у людей разных взглядов и профессий оно различно. Например, выяснение отношений при помощи драк и сквернословия осуждается в одних компаниях, но является предметом гордости в других.
Постепенно человек обращает все меньше внимания на те свои желания, которые не вписываются в его «положительный» образ и его Тень становится все больше и гуще. Поэтому в определенный момент она дает себя знать. Бывает, что человек начинает совершать необычные для себя поступки, которые он сам не может объяснить. Например, неожиданно для себя самого устраивает скандал из-за пустяшного недоразумения, ссорится со своими близкими, не может заниматься своей работой. При этом он и сам удивляется: «Как же я мог так поступить?!» Это означает, что его «теневые» желания стали столь сильны, что начинают влиять на его жизнь. Так или иначе, Тень требует к себе внимания, непризнанные желания все отчетливее напоминают о себе. В этот момент человек чувствует, что он будто раздваивается, его «разрывают» противоречивые чувства и желания. Довольно часто это приводит к тому, что он начинает вести «двойную жизнь», чередуя между собой свои «положительный» и «негативный» образы.
В аналитической психологии Тень называют проводником между мирами сознания и бессознательного. И это не случайно — ведь когда человек приходит на сеанс к психоаналитику и начинает знакомиться со своим внутренним миром, он бывает вынужден сделать целый ряд не слишком лестных открытий о самом себе. Самый верхний пласт человеческого бессознательного составляют его скрытые, неприемлемые им желания — его Тень. К.Г. Юнг писал:
«Каждый носит с собой Тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить».
Есть разные способы справляться со своей Тенью. Один из них — вести двойную жизнь — мы уже упомянули. Другой, не менее часто встречающийся способ — это проекция собственной Тени во вне, на окружающих людей, или на мир в целом. Например, если человек наделен большой агрессивностью, то во всех окружающих он видит либо обидчиков, либо конкурентов, жизнь представляется ему полной несправедливости и он постоянно, как ему кажется, абсолютно помимо своей воли, вынужден «наводить порядок» при помощи кулаков. В действительности же он воюет с собственной Тенью.
К.Г. Юнг показал, что Тень обладает не только негативными, но и позитивными качествами. Поэтому задача психотерапевта — не только познакомить клиента с его Тенью, но и помочь ему заключить с ней «мирное соглашение». Дело в том, что любое желание человека имеет и положительные, и отрицательные стороны.
Со своей Тенью человек может познакомиться не только на сеансе у психоаналитика. В наших сновидениях мы часто видим «теневые» образы. Это — персонажи того же пола, что и сновидец (они не всегда наделены какими-то явно негативными чертами, но всегда олицетворяют те качества, которых недостает сновидцу в его повседневной жизни). Фрейд был первым, кто научно описал пропасть между сознанием и бессознательным, между светлой и темной частями человеческой личности. Сон позволяет человеку увидеть мир своего бессознательного и познакомиться с находящейся в нем «темной» стороной самого себя. Ведь любые страшные, кошмарные образы сна — это порождения его собственного бессознательного, его Тень.
О двойственности человеческой природы говориться во многих сказках и легендах, об этом писали не только психологи, но и философы, писатели и поэты. Древнегреческий философ Платон пишет о том, что человеческая душа подобна крылатой колеснице, запряженной двумя конями. Один из них — черный, он — олицетворение зла, стремится к земле, к низшим страстям и инстинктам, другой — белый, он символизирует доброе начало, устремлен к небесам, к миру чистоты и гармонии. Задача человека — научиться управлять этими двумя началами своей души, подчинить их своей воле. Этой же теме посвящен греческий миф о братьях-близнецах — Касторе и Поллуксе. Один из них был сыном Зевса и потому бессмертен, другой — сын римского царя, смертный, как все обычные люди. Они были неразлучны при жизни, а после того, как один из них погиб в сражении, Зевс позволил им снова быть вместе, но один день — в царстве мертвых, другой — в царстве богов.
Теме человека и его двойника, его Тени посвящены многие сказки и художественные произведения. В общих чертах мораль этих сказок сводится к тому же, к чему призывают и психотерапевты:
не нужно закрывать глаза на свою Тень, идеализировать самого себя. Гораздо полезнее познакомится со своей Тенью, научиться ею управлять и тогда она будет уже не врагом, а союзником.
источник
Читайте нас в удобном формате
Telegram | Facebook | Instagram | Tags
Тень — Библиотечный путеводитель по собранию сочинений Юнга
Батлер, Дж. (2016). Грызя корни: К трансперсональной поэтике вины и смерти. Международный журнал трансперсональных исследований , 35 (2), 51–60.
Abstract: В качестве имагинального подхода архетипическая психология сосредотачивает свое внимание на разнообразных и многозначных выражениях воображения как на основе, из которой возникают все психологические выражения, заменяя высохшее понятие единственного эго представлением о том, что сознание воспринимает множество стили, согласующиеся с переменчивым потоком образов, которые концентрически воздействуют, захватывают и захватывают сознание, подобно банде пиратов, захвативших корабль. Архетипическая психология позиционирует себя как трансперсональную психологию, квалифицируя образ как неразрывно архетипический, обозначая валентность значения, выходящую за пределы чисто личного, за пределы конкретной культурно-исторической ситуации, указывая на паттерн, который сохранился в культурном и личном наследии человека. человечества с незапамятных времен. После краткого ознакомления с некоторыми основными идеями архетипической психологии, в этой статье Преступник исследуется как архетипический образ, комплекс и теневая проекция, которая была культурно дезавуирована и выражена через жестокость системного расизма. Статья завершается примером трансформации этого образа через психологические функции вины и смерти.
Открытый доступ
Брюстер, Ф. (2019). Детская невинность: Расовые предрассудки и формирование психологических комплексов. Психологические перспективы , 62 (2), 164–175.
В этой статье исследуется теория комплексов К. Г. Юнга с учетом этнической принадлежности, расизма и афроамериканской культуры с акцентом на развитии расового комплекса у африканистских детей. Намерение исследования конкретного комплекса, идентифицированного как расовый комплекс, состоит в том, чтобы внести в более широкую юнгианскую психологию обсуждение возможности повышенного сознательного осознания, которое поддерживает идентификацию и взаимодействие с влияниями такого сложного действующего на индивидуума. и уровни групповой культуры. В разделе этой статьи рассматриваются американское рабство и тень как архетипы, способные вызывать созвездия, влияющие на человеческое поведение, которые на протяжении веков способствовали расизму в американских социальных структурах. Травма расового комплекса рассматривается в африканском культурном контексте. Травма, эмоции и архетипическая энергия, показанные в расовых взаимодействиях, обсуждаются как части расового комплекса и исследуются как черты межпоколенческой культурной травмы. Обсуждение статьи сосредоточено на изучении того, как этническая принадлежность может создать детскую травму, которая приводит к психологическому развитию африканистского расового комплекса.
PsycINFO
Кейсмент, А. (2003). Встреча с тенью в обрядах посвящения: исследование активаций. Журнал аналитической психологии , 48 (1), 29–46.
Abstract: В этой статье исследуется юнговская концепция тени через его работы о ее реализации и ассимиляции, в которых он говорит, что тень может переживаться как регрессированное и отрицаемое «другое я» в каждом человеке. Однако это не вся картина, и он также указывает на то, что тень содержит в себе нечто большее, чем просто отрицательное. Ни в коем случае не рассматривая их как «пациентов», статья также затронет опыт антрополога Бронислава Малиновского и писателя Джозефа Конрада в их личных встречах с тенью. Все трое столкнулись с тенью, проходя собственные обряды посвящения, и каждый во многом обязан Романтическому движению. В этом контексте внимание обращено на труды философа и теолога Иоганна Готфрида фон Гердера, который в ходе морского путешествия обнаружил более глубокое понимание своего предназначения.
PsycINFO
Кремен, С. Н. (2019). Призвание как зов души: глубокий психологический взгляд на появление зова через симптомы в среднем возрасте.
Abstract: Призвание, в отличие от карьеры, есть не то, что человек выбирает, а то, к чему он призван. Привнося глубокую психологическую перспективу в дебаты о призвании, я утверждаю, что отказ от эго или личной воли в отношениях с бессознательной психикой позволяет проявиться призванию. Используя гибридный качественный подход, опирающийся на герменевтику и включающий интервью со взрослыми людьми среднего возраста, исследование показывает, как призвание может возникнуть сквозь тьму, разрушение и проблемы, параллельно процессу инициации в традиционных культурах. Обсуждаются применения юнгианских концепций, включая психику, тень, личность и индивидуацию. Поднимаются профессиональные исследования и практические последствия.
PsycINFO
Naifeh, KH (2019). Встреча с другим: Белая тень. Jung Journal: Culture & Psyche , 13 (2), 7–19.
Резюме: Несмотря на встречу Юнга с духом глубин, описанную им в Красной книге , и его благоговение перед другими культурами, он в некотором роде оставался человеком, во многом проникнутым духом того времени, когда он жил. Европоцентризм, даже бессознательный покровительственный расизм, очевиден в трудах Юнга. В этой статье задается вопрос, как из-за воздействия на нас духа времени мы бессознательно выражаем отношение, сочинения и действия, которые оскорбительны для другого? Существуют укоренившиеся формы расизма и, следовательно, угнетения, которые члены доминирующей группы учатся не замечать, держать в тени. Какие силы поддерживают бессознательные расовые предубеждения в наших обществах? Один из ответов лежит в тени культуры. В этой статье используются труды Юнга и постюнгианцев, таких как Кимблс, Сингер и Брюстер, а также примеры из философии, реляционного психоанализа, кино и литературы, изображающие тень культуры. Отношение тени культуры к юнговской «геологии» личности, как показано на диаграмме в одном из его 1925 лекций исследуется связь тени культуры с архетипическим злом и формированием негативных культурных комплексов. Эти исследования направлены на новые способы понимания создания и поддержания чувства другого в психике, способствуя работе по внесению тени культуры в сознание. Темная сторона разума
Карл Юнг привлек внимание как ученых, так и духовных искателей. Одним из его самых мощных открытий была его концепция «Тень».
«Тень» Карла Юнга, — это символ того, что представляет скрытую сторону каждой человеческой психики. Тень состоит из скрытых аспектов личности человека, которые считаются «неприемлемыми» и спрятаны в скрытых частях их разума.
Теневые характеристики в основном формируются стыдом. Этими характеристиками являются мысли, желания, пожелания, чувства, стремления и побуждения, которые не принимает собственное эго. Например, в случае сексуального табу вы, возможно, слышали, что определенные действия или желания неприемлемы для вашей семьи, поэтому вы скрываете их — таким образом, побуждение отбрасывается в тень — только для того, чтобы проявить себя, когда окружающая среда безопасна. от суждения или даже полностью вытесняется.
Теневые черты также могут быть положительными аспектами личности. Возможно, вы связали свою природную напористость со стыдом, потому что вас отучили от него в юном возрасте. Или, может быть, вашим творчеством пренебрегали, потому что вас учили, что оно менее ценно, чем «сложные навыки». Вот почему Интеграция теней является таким важным инструментом для достижения прогресса в процессе Индивидуации – термина, придуманного Карлом Юнгом, который представляет путешествие, которое разум должен пройти, чтобы достичь целостности.
Эта статья расскажет о некоторых аспектах Тени. Эти темы включают Невроз Тени, Индивидуация и Примирение с Тенью.
Невроз тени
«Если мы что-то понимаем в бессознательном, мы знаем, что его нельзя проглотить. Мы также знаем, что подавлять его опасно, потому что бессознательное — это жизнь, и эта жизнь оборачивается против нас, если ее подавить, как это происходит при неврозе».
Карл Юнг
Карл Юнг обнаружил, что Тень может дать великое понимание и откровение. Он также знал, что это может нанести большой ущерб психике, если его не интегрировать. Подавление или отказ принять Тень — это рецепт психологических проблем. Тень не может быть уничтожена, и даже если она будет подавлена тьмой, ее щупальца все равно всплывут на поверхность. Ниже приведены несколько примеров того, как эти щупальца могут выглядеть для наблюдателя.
Психологическая проекция
Психологическая проекция — это проекция собственных теневых черт на кого-то другого или даже на группу людей. Психологическая проекция служит защитным механизмом, который временно избавляет кого-то от боли столкновения с собственной тенью.
Психологическая проекция может считаться неврозом, потому что, если ее не остановить, она может снизить качество жизни. Те, кто постоянно проецирует свою тень на других, часто непреднамеренно отталкивают этих людей и в конечном итоге задаются вопросом, почему они одиноки.
Чрезмерная идентификация с Персоной
Чрезмерная идентификация с Персоной — черта неинтегрированной тени. Люди с такого рода теневым подавлением могут казаться поверхностными или лишенными глубины. Это потому, что они представляют миру лишь небольшую часть своей личности.
Чрезмерная идентификация с Персоной может наблюдаться у тех, кто обсуждает только определенные темы, такие как работа, на более интимных общественных собраниях или с семьей. Этот человек может также проявлять более чем обычное количество гордости за свои собственные достижения. Многие из этих гиперэкспрессий обусловлены ненадежность , что является еще одним признаком неинтегрированного Shadow.
Отсутствие эмоциональной близости
Люди с неинтегрированными тенями могут казаться настороженными, особенно в дружеских и романтических отношениях. Партнеру может показаться, что пройти определенный уровень в его познании практически невозможно. Начинает казаться, что отношениям не хватает глубины, и они могут начать разрушать связь.
Отличным современным примером этого является случай из телешоу «Декстер». Декстер — серийный убийца, который пытается вести нормальный образ жизни. У Декстера большие проблемы с интимными отношениями, потому что он не может поделиться своей Теневой стороной (убийцей) даже со своими ближайшими партнерами. Это подавление и сокрытие тени вызывает у Декстера большое внутреннее напряжение и часто приводит к разрыву отношений.
Выставки теней
В некоторых случаях подавленная тень может вырваться из кого-то и на какое-то время взять под контроль его личность. В крайних случаях это может привести к антиобщественному поведению, такому как намерение причинить вред или насилие.
В менее экстремальных случаях черты Тени могут проявиться как грубость или злой умысел. Вы когда-нибудь были рядом с кем-то, кто обижал вас, хотя вы ничего ему не сделали? Они могут быть одержимы Тенью и излучать плохую энергию из-за собственного дискомфорта. Если вы сможете сохранять психологическую дистанцию от них, вы сможете увидеть это поведение таким, какое оно есть, и уменьшить его влияние на вас.
Незащищенность
Если человек не может принять свою Тень, это может привести к низкой самооценке. Если человек клеймит и называет определенные части себя «грязными» или «позорными», это может привести к в целом негативному самовосприятию. Если не лечить, это негативное самовосприятие способно охватить всю психику. Это может вызвать такие симптомы, как тревога и депрессия.
Важно уменьшить неуверенность Тени, признав и приняв черты Тени и работая над их преобразованием в положительные аспекты нашей личности.
Как помириться с Тенью
«Тень — живая часть личности и поэтому хочет жить с ней в той или иной форме. Его нельзя исключить из существования или рационализировать до безвредности».
Карл Юнг
Карл Юнг понял, что ментальное равновесие не может существовать без прямого столкновения с Тенью. Эта конфронтация требует, чтобы человек исследовал и признал каждый аспект своей Тени, каким бы гротескным он ни был.
Простое признание теневых черт и принятие их в реальность принесет больше равновесия в ментальный ландшафт. Можно даже направить эти теневые энергии в положительную энергию или полностью вывести их на свет, которому они и принадлежат. Этот процесс внутренней работы может привести к огромному увеличению успеха и внутреннего удовлетворения. Нелегко пройти процесс теневой интеграции, хотя плоды того стоят.
Работа теней Карла Юнга
Работа с тенью — это практика обращения к собственному бессознательному через практику самоанализа. Это можно сделать с помощью психоанализа или с помощью более индивидуальных усилий, таких как медитация. Карл Юнг практиковал свои собственные психоаналитические техники со своими пациентами. Юнг также предположил, что есть много способов получить доступ к собственной тени самостоятельно. Работа с тенью — уникальный процесс для каждого человека.
Юнгианская работа с тенью состоит из четырех основных шагов 9.0058
- Примите истину, что наши теневые черты не могут быть вытеснены из существования.
- Загляните в себя и примите корень каждой теневой черты.
- Работайте над тем, чтобы вывести аспекты теневых черт на свет.
- Позвольте теневым чертам проявить себя здоровым образом.
К бессознательному можно получить доступ различными способами, от традиционной медитации до более экспериментальных форм, таких как психоделики. Любая конфронтация с бессознательным полезна, даже самые страшные переживания. Сны — еще один отличный способ получить доступ к бессознательному. Вы можете прочитать эту статью, чтобы узнать больше о работе со сновидениями.
Еще один высокоэффективный метод Теневой Работы — активный самоанализ. Активный самоанализ позволяет вам говорить и получать знания от персонажей, которые составляют ваш разум.
Если вам интересно узнать больше об этом методе Теневой Работы, вы можете приобрести книгу «Внутренняя работа». Эта книга предоставит вам отличный набор инструментов для вашего путешествия внутрь себя. Эта книга служит руководством, которое покажет вам, как установить значимый контакт со своим бессознательным, как разобраться в этих встречах и как превратить их в полезные энергии и личностные качества.
Индивидуация
«Индивидуация — это процесс трансформации, посредством которого личное и коллективное бессознательное доводится до сознания (например, с помощью сновидений, активного воображения или свободных ассоциаций) для ассимиляции во всей личности. Это совершенно естественный процесс, необходимый для интеграции психики… Индивидуация оказывает целостное исцеляющее воздействие на человека, как умственно, так и физически».
Карл Юнг
В концепции Индивидуации Карла Юнга, нужно полностью противостоять и принять свое теневое «я». Юнг сравнивает это путешествие с басней о герое, который должен сразиться с драконом, чтобы добраться до «сокровища, которое труднее всего достать». Тот, кто способен распознать и исследовать все аспекты своего теневого «я», оставаясь при этом цивилизованным, получает сокровище. Плодами этого путешествия могут быть большая уверенность, большая глубина личности, больше эмпатии, больше пиковых переживаний и повышенная способность к эмоциональной близости. Чтобы узнать больше о процессе Индивидуации, прочитайте эту статью.
Теневые черты не всегда плохи, и часто полезны для человека и даже для сообщества. Лидеры, интеллектуалы, предприниматели и художники могут достичь новых уровней успеха, добившись прогресса в своем процессе Индивидуации. Часто огромное количество красоты в личности существует в Тени, и ее нужно только вывести на свет, чтобы выразить себя.