Тень по юнгу: Тайное и явное в отношениях с окружающими (Тень и Персона)

📖 Тень, Основные понятия, Глава 4. Карл Густав Юнг и аналитическая психология. Теории личности и личностный рост. Фрейджер Р. Страница 91. Читать онлайн


Тень

Тень — это архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием; ее содержание включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень содержит в себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а также неразвитые позитивные и негативные черты.

«Как я могу быть реальным, не отбрасывая тени? Если я хочу быть цельным, то должен иметь и темную сторону; осознавая свою тень, я вспоминаю еще раз, что я человеческое существо, подобное любому другому» (Jung, 1931, р. 59).

Чем сильнее становится наша персона, тем более мы идентифицируемся с ней и тем больше отвергаем другие части самих себя. Тень представляет собой то, что мы намереваемся сделать подчиненным в нашей личности, и даже то, чем мы пренебрегаем и чего никогда не развиваем в себе. В снах фигура тени может появиться как животное, карлик, бродяга или любая другая подчиненная фигура.

В своих работах о подавлении и неврозе Фрейд в первую очередь рассматривал аспекты того, что Юнг называет тенью. Юнг нашел, что подавленный материал организован и структурирован вокруг тени, которая становится в буквальном смысле негативной самостью, или тенью эго. Тень часто является в опыте снов как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, так как содержание тени насильственно вытеснено из сознания и антагонистично сознательной точке зрения. Если материал из тени возвращается обратно в сознание, она теряет очень многие из своих примитивных и пугающих черт. Тень наиболее опасна, когда неузнана. В этом случае человек проецирует свои нежелательные черты на других или подавляется тенью, не понимая ее. Образы врага, дьявола или понятие первородного греха являются аспектами архетипа тени. Когда большая часть материала тени становится осознанной, меньшая не может доминировать. Но тень является интегральной частью нашей природы и никогда не может быть полностью уничтожена. Личность, претендующая на то, чтобы не иметь тени, оказывается не сложным человеком, а двумерной карикатурой, отрицающей смесь хорошего и плохого, неизбежно присутствующую во всех нас.

Юнгианский подход к тени стал предметом многих популярных книг и статей (см.: Abrams & Zweig, 1991 и Abrams, 1994, о точке зрения на тень в Америке).

Древний китайский мудрец Чжуан-цзы (369–286 до н. э.) описывает подход к установлению контакта с тенью, который заметно похож на юнгианский:

«Жил человек, который был так обеспокоен видом своей собственной тени и так недоволен своими собственными следами, что решил избавиться оттого и от другого.

Метод, который он нашел, — убежать от них. Так он встал и побежал. Но он все время ставил ноги (на землю) и оставлял другой след, пока тень держалась возле него без единого затруднения. Он приписал свою неудачу тому, что бежал недостаточно быстро. Так он бежал все быстрее и быстрее, не останавливаясь, пока наконец его не настигла смерть.

Ему не удалось понять, что, если бы он просто остановился в тени, его тень исчезла бы, а если бы он сел и оставался спокойным, не было бы больше следов» (in: Merton, 1965, p. 155).

Каждая подавленная частица тени представляет часть нас самих. И пока мы храним этот бессознательный материал, мы сами себя ограничиваем. По мере того как тень становится все более осознанной, мы получаем обратно подавленные части самих себя. Кроме того, тень остается негативной силой в психике. Тень — кладовая значительной инстинктивной энергии, спонтанной и жизненной — является главным источником нашей творческой энергии. Подобно всем архетипам, тень уходит корнями в коллективное бессознательное, и это может открыть доступ к множеству ценного бессознательного материала, отвергаемого эго и персоной.

Следующий отрывок ясно иллюстрирует юнгианское понятие тени и бессознательного в целом:

«Вопрос, который вы называете техникой установления контакта с тенью, очень труден и важен. Это фактически не является «техникой», так как техника означает то, что заранее известно, способ, связанный с основной трудностью или задачей, даже некое предписание. А это можно сравнить с дипломатией или управлением государством. Это, например, не отдельная техника, которая могла бы помочь нам примирить две противостоящие друг другу политические партии… Если кто-то может говорить о технике вообще, это включается только лишь в аттитюд. Во-первых, нужно принять опыт тени и серьезно к нему отнестись. Во-вторых, необходимо знать ее черты и стремления. В-третьих, длинные и сложные переговоры с ней будут неизбежны…

Никто не знает, каким может оказаться конечный результат таких переговоров. Известно только, что осмотрительное сотрудничество приводит к тому что проблема меняет свои очертания. Очень часто основные невозможные желания тени оказываются не более чем угрозами, обусловленными нежеланием части эго выйти на серьезное рассмотрение тени. Такие угрозы обычно ослабевают, если встретить их серьезно» (1973, р. 234).

Только когда мы размышляем, мы понимаем это, и тень появляется в другой форме. Установление контакта с тенью — пожизненный процесс всматривания и правдивого отражения того, что мы видим. Надо только удержаться в нашем основном, аутентичном ядре, нашей сокровенной самости (Франц, 1995).

Для размышления. Тень

Один из аспектов тени может быть персонифицирован в образе маленького демона, посвятившего себя тому, чтобы навредить вам или расстроить ваши замечательные планы. Он может появляться как непримиримый критик или как вопрошающий судья. Приведенные ниже вопросы направлены на то, чтобы помочь вам лучше понять этот аспект вашей тени.

1. Подумайте о том, как бы вы описали в деталях вашего личного демона и то, как он действует в вашей жизни. Когда он появляется? Делаете ли вы что-нибудь, что, как вам кажется, может послужить началом преодоления демона?

2. Если бы можно было персонифицировать этот аспект тени, на что он был бы похож? Есть ли у него имя? Как он был бы одет? Какими могут быть его любимые выражения?

3.  Пообщайтесь с этим персонажем. Обсудите его хорошие качества. Как он помог вам? Как он поощрял или останавливал ваш личный выбор и рост?

Психология bookap

4. Какой внутренний персонаж может быть противоположен вашему личному демону? С мыслями об этом противоположном персонаже пересмотрите пункты 1 и 3.

Темная сторона человека — Тень по Карлу Юнгу

В аналитической психологии Тенью называют набор тех негативных качеств человека, которыми он обладает, но не признает своими собственными. Это — те свойства характера, которые человек не приемлет в других людях, не замечая при этом, что и сам наделен ими в не меньшей степени. Они образуют теневой образ человека, «темную сторону» его личности.

Тень появляется у человека уже в детстве, когда родители рассказывают ему о том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Например, они говорят ему: «Нельзя бегать по лужам», «нельзя есть много конфет» и т. д. При этом желание съесть побольше сладостей, или побегать по лужам у ребенка не исчезает, но оно не соответствует тому образу «хорошего мальчика», которым ему хотелось бы быть. Поэтому оно становится его Тенью — оно не исчезает, но ребенок уже не признает его своим. Довольно часто у ребенка даже появляется своеобразный «теневой» герой, на которого он «сваливает» свои поступки, не соответствующие образу «хорошего мальчика». Например:

«Это не я съел конфеты, это гномик их утащил».

Для взрослого человека это разделение становится привычным и, благодаря сильной воле, он поддерживает свой «положительный» образ, а «негативные» мысли и желания он полагает чуждыми себе. Причем, это разделение на «положительный» и «отрицательный» образы себя далеко не всегда непосредственно связано с общепризнанными представлениями. В разных компаниях, у людей разных взглядов и профессий оно различно. Например, выяснение отношений при помощи драк и сквернословия осуждается в одних компаниях, но является предметом гордости в других.

Постепенно человек обращает все меньше внимания на те свои желания, которые не вписываются в его «положительный» образ и его

Тень становится все больше и гуще. Поэтому в определенный момент она дает себя знать. Бывает, что человек начинает совершать необычные для себя поступки, которые он сам не может объяснить. Например, неожиданно для себя самого устраивает скандал из-за пустяшного недоразумения, ссорится со своими близкими, не может заниматься своей работой. При этом он и сам удивляется: «Как же я мог так поступить?!» Это означает, что его «теневые» желания стали столь сильны, что начинают влиять на его жизнь. Так или иначе, Тень требует к себе внимания, непризнанные желания все отчетливее напоминают о себе. В этот момент человек чувствует, что он будто раздваивается, его «разрывают» противоречивые чувства и желания. Довольно часто это приводит к тому, что он начинает вести «двойную жизнь», чередуя между собой свои «положительный» и «негативный» образы.
Например, он может пристраститься к спиртному и «с пьяну» давать выход своим «теневым» желаниям. При этом алкоголь играет роль своеобразной «дверцы» между двумя мирами, между тенью и светом.

В аналитической психологии Тень называют проводником между мирами сознания и бессознательного. И это не случайно — ведь когда человек приходит на сеанс к психоаналитику и начинает знакомиться со своим внутренним миром, он бывает вынужден сделать целый ряд не слишком лестных открытий о самом себе. Самый верхний пласт человеческого бессознательного составляют его скрытые, неприемлемые им желания — его Тень. К.Г. Юнг писал:

«Каждый носит с собой Тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить».

Есть разные способы справляться со своей Тенью. Один из них — вести двойную жизнь — мы уже упомянули. Другой, не менее часто встречающийся способ — это проекция собственной Тени во вне, на окружающих людей, или на мир в целом. Например, если человек наделен большой агрессивностью, то во всех окружающих он видит либо обидчиков, либо конкурентов, жизнь представляется ему полной несправедливости и он постоянно, как ему кажется, абсолютно помимо своей воли, вынужден «наводить порядок» при помощи кулаков. В действительности же он воюет с собственной Тенью.

К.Г. Юнг показал, что Тень обладает не только негативными, но и позитивными качествами. Поэтому задача психотерапевта — не только познакомить клиента с его Тенью, но и помочь ему заключить с ней «мирное соглашение». Дело в том, что любое желание человека имеет и положительные, и отрицательные стороны.

Например, та же агрессия может быть вызвана монотонностью повседневной жизни человека, необходимостью расширить круг знакомств, или уделять больше внимания своим интересам. К тому же, проявление агрессии тоже может быть очень различным — от драки и взаимных оскорблений до вполне корректного спора или спортивного состязания. Важно научиться не подавлять свои чувства и желания, а уметь их проявлять таким образом, чтобы не портить при этом жизнь себе и окружающим.

Со своей Тенью человек может познакомиться не только на сеансе у психоаналитика. В наших сновидениях мы часто видим «теневые» образы. Это — персонажи того же пола, что и сновидец (они не всегда наделены какими-то явно негативными чертами, но всегда олицетворяют те качества, которых недостает сновидцу в его повседневной жизни). Фрейд был первым, кто научно описал

пропасть между сознанием и бессознательным, между светлой и темной частями человеческой личности. Сон позволяет человеку увидеть мир своего бессознательного и познакомиться с находящейся в нем «темной» стороной самого себя. Ведь любые страшные, кошмарные образы сна — это порождения его собственного бессознательного, его Тень.

О двойственности человеческой природы говориться во многих сказках и легендах, об этом писали не только психологи, но и философы, писатели и поэты. Древнегреческий философ Платон пишет о том, что человеческая душа подобна крылатой колеснице, запряженной двумя конями. Один из них — черный, он — олицетворение зла, стремится к земле, к низшим страстям и инстинктам, другой — белый, он символизирует доброе начало, устремлен к небесам, к миру чистоты и гармонии. Задача человека — научиться управлять этими двумя началами своей души, подчинить их своей воле. Этой же теме посвящен греческий миф о братьях-близнецах — Касторе и Поллуксе. Один из них был сыном Зевса и потому бессмертен, другой — сын римского царя, смертный, как все обычные люди. Они были неразлучны при жизни, а после того, как один из них погиб в сражении, Зевс позволил им снова быть вместе, но один день — в царстве мертвых, другой — в царстве богов.

Теме человека и его двойника, его Тени посвящены многие сказки и художественные произведения. В общих чертах мораль этих сказок сводится к тому же, к чему призывают и психотерапевты:

не нужно закрывать глаза на свою Тень, идеализировать самого себя. Гораздо полезнее познакомится со своей Тенью, научиться ею управлять и тогда она будет уже не врагом, а союзником.

источник

Читайте нас в удобном формате


Telegram | Facebook | Instagram | Tags

Тень — Библиотечный путеводитель по собранию сочинений Юнга

Батлер, Дж. (2016). Грызя корни: К трансперсональной поэтике вины и смерти. Международный журнал трансперсональных исследований , 35 (2), 51–60.
Abstract: В качестве имагинального подхода архетипическая психология сосредотачивает свое внимание на разнообразных и многозначных выражениях воображения как на основе, из которой возникают все психологические выражения, заменяя высохшее понятие единственного эго представлением о том, что сознание воспринимает множество стили, согласующиеся с переменчивым потоком образов, которые концентрически воздействуют, захватывают и захватывают сознание, подобно банде пиратов, захвативших корабль. Архетипическая психология позиционирует себя как трансперсональную психологию, квалифицируя образ как неразрывно архетипический, обозначая валентность значения, выходящую за пределы чисто личного, за пределы конкретной культурно-исторической ситуации, указывая на паттерн, который сохранился в культурном и личном наследии человека. человечества с незапамятных времен. После краткого ознакомления с некоторыми основными идеями архетипической психологии, в этой статье Преступник исследуется как архетипический образ, комплекс и теневая проекция, которая была культурно дезавуирована и выражена через жестокость системного расизма. Статья завершается примером трансформации этого образа через психологические функции вины и смерти.