Тень юнга с примерами – Тень (архетип) — Википедия

Содержание

Карл Юнг. Тень. Теневые стороны человека

Как и большинство людей, вы наверняка имеете общие представления о своих желаниях, ценностях и убеждениях. Вы выбираете «персональный код», который диктует, как себя вести, чтобы быть «хорошим» человеком. Вы полагаете, что знаете, кто вы есть.

А если вы ошибаетесь?

Что если большая часть того, что вы знаете о себе, своей морали и о том, что вами движет – это не совсем тот человек, кем вы являетесь на самом деле? Ведь случалось же вам импульсивно что-то ужасное сказать или сделать, а потом горько сожалеть об этом?

«Как я мог так поступить? Почему?» — терзаете вы себя потом.

Вот это «почему» и есть «белым пятном». Не исключено, что вас действительно рассердили или ранили, но откуда такая реакция? Возможно, утрата контроля над собой свидетельствует о существовании совсем другого человека, который прячется под тщательно придуманным вами образом?

Если вы обнаружили в себе существование этого «совсем другого человека», поздравляем, вы встретили свою Тень.

Тень: Общее руководство
«Тень — это моральная проблема, которая бросает вызов «я» целиком, никто не может осознать ее присутствие без значительных нравственных усилий. Чтобы осознать это, нужно признать существование и реальность темных сторон человека. Этот акт является самым первым условием для любого вида самопознания»
Карл Юнг, «Эон» (1951)

«Тень» — это термин, который впервые ввел швейцарский психиатр Карл Юнг для описания тех аспектов личности, которые все мы отвергаем и подавляем. По тем или иным причинам у каждого из нас есть те части нашего «я», которые нам не нравятся, или, как мы полагаем, не будут приняты в социуме, поэтому мы загоняем их глубоко в бессознательное. Именно все это Юнг и называл нашей Тенью.

Проблема состоит в том, что зачастую мы не всегда осознаем ту часть своего «я», которую отвергаем. Согласно теории Юнга, мы психологически дистанцируемся от поведения, эмоций и мыслей, которые кажутся нам ужасными и опасными.

Происходит интересная вещь: вместо того, чтобы противостоять тому, что нам не нравится, наш разум делает вид, что этого нет. Агрессивные импульсы, табу-ментальные образы, постыдные переживания, аморальные побуждения, страхи, иррациональные желания, неприемлемые сексуальные желания – это далеко не полный перечень теневых аспектов, которые люди носят в себе, но боятся признаться.

Приведу несколько примеров проявления темных сторон человека:

  1. Привычка жестко осуждать других людей, зачастую – импульсивно. Вы наверняка не раз ловили себя на том, как зачем-то сказали другу, что его костюм – смешон и нелеп. В глубине души вы не любите выделяться таким образом, но почувствовали острую необходимость услышать, что вы остроумны. Зачем? Чтобы не выглядеть смешно, как кто-то другой.
  2. Указывать на недостатки других из-за собственной неуверенности. Легче всего это сделать в интернете, прикрываясь выдуманными никами. Прочитайте раздел комментариев, и обнаружите там целую армию троллей, которые обзывают других «тупыми», «бездарными», «идиотами» и т. д. Как ни странно, интернет-тролли – это самые неуверенные в себе люди.
  3. Резкое общение с теми, кто ниже по статусу. Я заметил этот феномен, когда работал кассиром. Это проклятие всех работников сферы обслуживания. Люди очень резко, а зачастую и грубо, общаются с теми, кто не имеет возможности им ответить. Таким образом, они пытаются компенсировать собственную беспомощность.
  4. Изображать из себя жертву. Вместо того, чтобы признать, что допустили нарушение, люди начинают «рисовать» себя как бедного-несчастного, который вообще тут ни при чем.
  5. Идти «по головам» ради достижения собственных целей. Люди очень гордятся успехами, не признаваясь себе, что они не один раз обманывали других, чтобы достичь его. Это проявляется как микроуровне, когда они пытаются обойти других, так и на макроуровне, когда целые корпорации обманывают простых людей ради снижения налогов.
  6. Предубеждения и предрассудки. Люди формируют свои представления о других, основываясь исключительно на том, как те выглядят. Иногда это может быть и полезно, потому что предупреждает об опасности, но чаще всего – это типичные и вредные предубеждения. Чтобы о них «никто ничего такого не подумал», они предпочитают притворяться, что не имеют расистских, гомофобных, ксенофобных или сексистских наклонностей. И все это – вместо того, чтобы разрушать в себе стереотипы.
  7. Комплекс «мессии». Некоторые полагают, что они настолько великолепны, что никогда не ошибаются. Они объясняют все свои поступки тем, что пытаются «спасти» других людей, открыть им глаза. На самом деле, это еще одно проявление Тени.

Проекция: мы замечаем нашу темную сторону в других
«Если б это было так просто! — что где-то есть черные люди, злокозненно творящие черные дела, и надо только отличить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?» —
Александр Солженицын.

Увидеть тень внутри себя очень сложно, поэтому редко кто это делает. Другое дело – в других! По правде говоря, мы просто наслаждаемся этим. Обсуждать неприглядные качества других – что может быть «слаще». На этом, кстати, построена вся индустрия сплетен и слухов о знаменитостях.

Видеть в других то, что не замечаем в себе, – это явление Юнг называл «проекцией». Так как наш разум отказывается признавать наши темные стороны, а они никуда не деваются изнутри, мы проецируем их на других людей. Сначала мы отвергаем, а затем – проецируем.

А все потому, что нам очень трудно признаться себе, что мы ошибаемся.

Когда мне было 7 лет, у меня возникла идея убежать из дому вместе со своим младшим братом. У нас была нормальная семья, никаких проблем, но вот я решила сделать это, и все тут. Когда мой брат спросил меня, зачем мы это делаем, я ответила: «Потому что все дети делают это».

Мы упаковали в чемодан наши игрушки, печенье и сок. Открыли окно спальни на первом этаже, сбросили чемодан вниз. Я сказала брату прыгать, что он и сделал. Пришла моя очередь. Я занесла ногу за раму и оказалась между миром нашей безопасной спальни и внешним… Я посмотрела вниз на автомобили, которые проезжали мимо, и вдруг осознала, какую черту мы собрались пересечь. С одной стороны окна я была в безопасности, ведь рядом всегда была мама, которая знала, где я и чем занимаюсь. А вот с другой стороны – правила менялись. Если она узнает, что мы убежали без разрешения, – точно убьет нас. Вот о чем я подумала тогда.

Этот момент паники заставил меня отступить в зону безопасности. Я позвала своего брата, сказала, что забыла что-то и вместо того, чтобы вернуться – бросилась рассказывать маме, что брат решил убежать из дому. В это время он стоял на улице и ждал меня… Когда мы с мамой спустились к нему, в его глазах читалось все, что он думал о моем предательстве. Я же казалась себе таким «спасителем».

Все выглядело так, будто я просто дерьмовая сентиментальная сестра (которой я и была, как думала о себе). На самом деле, когда я осознала, сколько неприятностей нам принесет побег, то поспешила разработать способ защитить себя от последствий.

Мое «эго» семилетней сестры не позволило мне принять, что я ошибалась. Это унизило бы меня в глазах брата. Потому я спроецировала свою ошибку на брата и побежала к маме. Подозреваю, подсознательно я хотела бы увидеть последствия своей ошибки, чтобы вынести урок на будущее… Но я не хотела ощутить последствия этого опыта на себе…

Проецируя девиантное поведение на своего бедного младшего брата, которого баловала чуть не до смерти, я избегала сталкиваться со своим опасным поведением. Именно так мы все поступаем, поверьте…

Большинство людей не признаются себе в ошибках, потому что это вызывает боль и стыд. И вместо того, чтобы противостоять этому своему желанию, они идут на всякие ухищрения, чтобы доказать, что они правы. Даже если при этом делают больно другим.

Наш сознательный разум – это то место, где живет наше «эго», каким его каждый день видят другие. Поэтому когда вы говорите о том, кто вы, то имеете в виду ту свою часть, с которой обычно сталкиваетесь.

Это лишь часть вашей личности, которая на виду. Ваше осознание подобно свету, позволяющему наблюдать, что происходит внутри вашего ума. Под этим «светом» есть целый мир «тьмы», содержащий те наши качества, о которых нам даже страшно думать.

Наше «эго» — это только верхушка айсберга, плывущего над морем. Под ней — бессознательный разум — огромная гора льда, скрывающаяся под водой. Это наши подавленные мысли, воспоминания, эмоции и импульсы, о которых предпочитаем даже не вспоминать. Это наша Тень.

Юнг считал, что она незаметно контролирует большую часть того, что мы думаем, говорим или делаем.

Происхождение Тени
Общество учит нас, что некоторое поведение, эмоции, сексуальные желания и образ жизни – просто неуместны. Тот, кто нарушает эти правила и нормы, становится изгоем.

Человек – существо социальное, потому для того, чтобы не быть «изгнанным», он с самого детства делает все возможное, чтобы «вписаться» в установленные нормы и правила.

Как только мы заступаем за условную «линию» (что делаем довольно часто), – мы делаем себе больно. Общество немедленно осуждает нас. О нас говорят, показывают пальцами, сплетничают.

Единственный способ избежать этой повторяющейся боли – замаскировать ее. Мы начинаем рассказывать истории о самих себе, какими мы не являемся и никогда не станем. При этом увлекаемся так, что сами начинаем в них верить. В итоге мы откидываем любую информацию, которая сеет в нас сомнения. В психологии это называется «предвзятость подтверждения».

Проблема состоит в том, что у всех нас есть качества, которые общество осуждает и отбрасывает. Люди не оправдывают ожиданий друг друга, набрасываются на других, излишне резки и т. д.

Идеальный индивидуум в обществе – это тот, который соответствует его, нереальным для обыкновенного человека, стандартам.

И нам не остается ничего другого, как притворятся другими! Женщины наносят на себя тонны макияжа, мужчины поливаются разрекламированными дезодорантами, мы обрабатываем свои фото в Photoshop, выставляем их в социальных сетях… И все это – с единственной целью – замаскировать наши недостатки и притвориться «совершенством». Юнг называл маски, которые мы носим, «персонами».
Мы предпочитаем не высказывать в обществе необычных идей, притворяемся счастливыми и радостными, потому что «так принято»… Когда нас спрашивают: «Как дела?», неизменно улыбаемся: «О, спасибо, чудесно!»

Ирония состоит в том, что такое поведение мешает нам исцелиться и избавиться от наших темных сторон.

Тот факт, что общество в процессе эволюции разработало свод норм и правил – это хорошо. Таким образом жить стало безопаснее и приятнее.

Но в своем рвении общество разработало моральный кодекс, согласно которому все должны соответствовать некоему идеалу. Естественно, никто из нас не может быть таким – это просто невозможно.

Объяснение: Формула Тени
«Пока вы не сделаете бессознательное сознательным, оно будет управлять вашей жизнью, и вы назовете это судьбой»
Карл Юнг.

Юнг предлагает решить эту проблему путем «работы над Тенью». Ведь то, что мы подавляем в себе, – никуда не девается, оно продолжает жить в нас.

Работа с Тенью – это процесс осознания бессознательного. Когда мы понимаем наши бессознательные импульсы – мы можем выбирать, как на них влиять. Для того, чтобы начать этот процесс, следует сделать шаг назад от классической модели поведения и посмотреть на себя со стороны. Это намного легче сделать, кстати, с помощью медитации.

Следующий шаг – это задать себе вопрос: «Почему я реагирую на то или иное событие, или на человека, именно таким образом?» Это научит нас возвращаться через наши эмоции к нашим воспоминаниям, которые программируют наше поведение.

Заметим, что сделать это будет не так уж просто – никому из нас не хочется признавать факт существования Тени. Потому первая задача – это преодолеть инстинктивный страх перед нашими тенями.

А самая большая проблема, с которой сталкиваются люди, которые встречаются с Тенью, это вопрос: «Неужели я плохой человек?» Ведь признание Тени означает признание, что у нас всех есть темные стороны, о которых нам не хотелось бы вспоминать.

Юнг объясняет, что при определенных обстоятельствах абсолютно все люди обладают склонностью к ужасным и жестоким вещам. Как ни парадоксально, единственный способ борьбы с этим – это признание факта существования темных сторон. Только это может гарантировать, что эти наклонности никогда не актуализируются. Но опять же, мы отчаянно сопротивляемся, чтобы не думать о себе, как о «плохих» людях.

Но почему люди решили, что мысли-табу, наклонность к жестокости и «неправильные» желания свидетельствуют о том, что они «плохие»? Совсем необязательно! Вот о чем следует помнить!

Как только мы осознаем, что для нас есть спусковым крючком (а это могут быть подавленный страх, боль и прочее), сможем принять эту часть себя и исцелиться. Мы должны принять наши Тени и стать сильнее, поборов страх перед ними.

Как только мы приступим к работе над Тенями, поймем, что большая часть их является результатом того, что нам причинили боль, и мы всеми силами пытаемся избежать ее в будущем.

Мы должны принять то, что случилось, признать, что не заслужили этой боли и это не наша вина. Только приняв эту часть себя, мы вернем утраченную цельность. Для особо тяжелых травм потребуется работа с психологом.


Если вы хотите спасти мир, работайте над своей Тенью
Работа над нашей Тенью помогает понять себя и стать лучше, потому миру нужно, чтобы мы как можно раньше отправились в это «путешествие».

Ведь есть еще Коллективная Тень, которая объединяет все базовые инстинкты общества: жадность, ненависть, насилие. Если один человек будет действовать исходя из них, то сколько вреда он причинит, а если все вместе?!

Достаточно прочитать новости и оглянуться вокруг, чтобы оценить масштаб катастрофы. Войны, насилие, бедность – все это результат проявления самых темных сторон человеческой сущности.

У каждого из нас намного больше возможностей повлиять на наш мир, чем мы себе представляем. Мы все в ответе за то, что происходит.

Ведь каждый день мы строим культуру нашего общества. Когда улыбаемся первому встречному – мы утверждаем принципы доброты. Когда отводим глаза и резки – мы строим сообщество, основанное на недоверии и враждебности.

Наши действия выходят далеко за пределы нашего маленького мира – они оказывают влияние на общество в целом.

Приведу пример. У Нью-Йорка — репутация «грубого» города. Но может ли город быть грубым?! Нет, конечно. А вот люди, которые там живут, могут.

Потому все начинается с каждого из нас. Сохраните этот мир, работайте над своей Тенью.

_
По теме: Архетип Тени

По материалам — highexistence.com
Перевод — MORE СМЫСЛА

 

www.psysovet.ru

Тень юнга с примерами. «Архетипы и Тени» — раненые целители и метафорические карты. Архетип ведьмы по Юнгу

Просматривала я недавно онлайн-галерею колоды ассоциативных карт «Архетипы и тени». Увидела я ее случайно и очень заинтересовалась — в ней автор изобразил основные наши роли, которые мы так или иначе отыгрываем в жизни. Или, если хотите, то, что может влиять на нас из коллективного бессознательного.

Первое, что мне бросилось в глаза — четкое разделение колоды на архетипы, и, как ни странно, тени. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха…»

У «теней» серая рамка, так что сразу возникает ассоциация, что там нарисовано что-то плохое. А разделение на «плохое» и «хорошее», особенно у консультанта и практика, попахивает дуализмом мышления и личной точкой зрения, которую тащить в кабинет, и, тем более, в массы, не всегда стоит.

Например, лично я не согласна, что Пуэр Вечный Юноша, не способный взять на себя ответственность — это хорошо, а та же Ведьма — плохо. Как по мне, так все наоборот, и это зависит исключительно от моих ценностей, а не мифической истины в последней инстанции.

Теневые проявления тоже часто ресурсные — изображенный автором «Вампир», к примеру, живет припеваючи, так как питается чужой кровью (энергией). И, вытащенная в качестве совета, карта вполне может посоветовать «подпитаться» — пожаловаться подруге, сходить в людное место или на концерт и так далее. Главное, не превращать это в стиль жизни. А в реальности — сегодня мы вампирим, завтра нас. Мы же так выживаем.

Или «Боец» («Competitor») который идет по головам… Морализм морализмом, но иногда это единственно правильная (хоть и вынужденная) стратегия выживания. И до чего прекрасен «Лентяй» =) Можно подумать, лениться плохо всегда. А как же пляж? Как же ?

Не люблю, в общем, когда делят на «плохое» и «хорошее» в отрыве от ситуации. Но статья не о том. Когда я пролистывала галерею, зацепилась взглядом за карту «Раненый целитель»

Тут, конечно, кто о чем, а вшивый о бане. Мы видим человека, который пытается оказать помощь, имея при этом не залеченную дыру в груди. Это для меня очень перекликается в последнее время.

В моем кабинете часто стали появляться на консультацию разного толка эзотерики. Биоэнергетики с огромным количеством физических болячек. Целители, страдающие от неустроенности личной жизни (вариант — ждущие того-самого-непонятно-чего). Экстрасенсы на грани нервного срыва («а у моего мужа кто-то есть?»). То есть люди, страдающие от временного физического и/или психического нездоровья и продолжающие оказывать услуги клиентам.

Ведь дело даже не в наличии или отсутствии денег, здоровья и личной жизни. Просто даже не практику невооруженным глазом видно, что человеку очень плохо. Ему ой как некомфорто с тем, что он имеет и это — результат не сиюминутного помутнения, а стиля жизни, мышления и карты мира.

Сможет ли такой практик помочь — вопрос. Скорее, поделится с Вами тараканчиками. Когда-то мы с Олей писали : если практик на вас срывается, обесценивает, разговаривает в тоне «так, а теперь слушай. пошел, сделал это, потом то. все понял? позвоню, узнаю», а тем более транслирует о том, что «все отношения должны быть тяжелые», «а откуда у тебя вообще могут быть деньги, ты же не простил избивающую тебя и пьющую мать», «пока не простишь — ничего не будет» или любой текст, который слишком похож на чужую картину мира — бегите. Не нужны Вам чужие тараканы.

Нормальный консультант всегда даст Вам право жить так, как Вам удобно в тех ситуациях, в которых Вам удобно, И личное мнение выдаст после слов «а теперь мое личное мнение, которое может быть не ваше». Он оставит Вам Вас.

А это сложно сделать, пока раны недолеченные. То, что беспокоит, всегда транслируется наружу.

Может, этот жесткий текст появился тоже от недолеченной обиды на такого целителя, кто знает=) не зря же ко мне приходят те, кто приходят — вполне возможно, что для этого осознания. Тем более, если со стороны послушать меня, высказывающую мнение о женских тренингах, очистке карме и прочих сомнительных п

alluz.ru

Карл Густав Юнг и его тень

Как это очень часто бывает в моей жизни, я подхожу к различным концепциям мировой психологии не через книги и учебники, а через собственные переживания, личную боль и живой опыт. Мне всегда кажется, что чужие философские мысли и идеи вторгаются в мой мир удивительно вовремя, как раз в те моменты, когда я готов раскрыться им, увидеть в них отражение собственных волнений. Это происходит, когда я их уже осознал на своем личном глубинном уровне, еще ничего не читая о них и готов приобщиться к переживаниям человека, жившего до меня и отчеканившего свой опыт в образах мировой культуры.


Тогда я ощущаю некое единство, которое пробирает меня почти до слез, чувство обостренного понимания, которое расширяется, приобретает объем и более четкую форму, некую уверенность в собственном опыте, больше не одиноком, ведь он нашел поддержку в родственных ему переживаниях и заиграл новыми смыслами и гранями, обрел новую словесную форму в рассуждениях другого человека.

«Тень» Юнга подкрадывалась ко мне с разных сторон, притаившись, не спеша врываться в двери до тех пор, пока я не буду полностью готов. Она являлась мне в текстах песен, в беседах людей, искушенных в психологии, но лишь намеками, обрывками образов. Что-то уже тогда едва заметно откликалось во мне просто в ответ на само обозначение концепции: «Что за тень? У каждого человека есть тень в психологическом смысле, что это значит?» Но этот импульс внезапного интереса быстро затухал, как будто не накопилось достаточная масса опыта, чтобы притянуть мой интерес к Тени.

И только тогда, когда я все четче и яснее стал различать собственную теневую сторону, входить с ней в контакт и погружаться в нее, в памяти внезапно всплыло несколько фраз о Тени Юнга. Я подумал, что за этой метафорой может скрываться нечто родственное моему собственному опыту и поспешил проверять.

Я открыл эту дверь и Тень ворвалась в мой мир.

Что такое тень?

Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, основоположник аналитической психологии. В развитии своих идей он нередко обращался, как к различным религиям, так и к оккультным течениям. Именно он ввел такие термины в психологию как «коллективное бессознательное», «анима» и «тень».

Кто-то сказал, что заслуга аналитической психологии состояла в том, что она «открыла существование преисподней человеческого духа». Фрейд обнаружил бессознательное, в котором содержаться потаенные комплексы, скрытые травмы и сексуальные отклонения. А Юнг говорил о Тени, как о средоточии нашей демонической природы.

Тень следует за нами повсюду, она подобна «длинному мешку, который мы волочим за собой».

Согласно Юнгу вовсе не Тень является местом концентрации зла в человека, а скорее то, что ее формирует: наши ожидания, отсутствие любви в отношении к самих себя, абстрактные идеалы, отрицание своего «Я».

Что же такое эта Тень? Это комплекс всех наших качеств, желаний, любых атрибутов личности, которые мы не хотим в себе признавать, которые мы подавляем и отрицаем, которые мы ненавидим.

Если мы привыкли думать о себе, как об очень харизматическом человеке, который должен нравиться всем, то все те качества, которые противоречат этому образу, начинают воплощаться в «Тени». И если мы сталкиваемся с недоброжелательным отношением людей к нам самим, если наше обаяние, наши качества не вызывают в них ожидаемого восторга, то это рождает фрустрацию, боль и страдание, которые могут проявиться в ненависти к людям («они меня не любят, потому что дураки). Мы не можем признать, что не нравимся всем людям без исключения.

Более яркий пример – это чрезмерная жестокость в отношении самих себя, а также сексуальные девиации на религиозной почве. Когда человек боится признать себя обычным человеком, а видит в себе святого, которому должны быть чужды любые «низкие» помыслы, он начинает отрицать, скажем, свою сексуальность, винить себя за нее, наказывать себя за мысли о женщинах, а это может приводить к излишней жестокости в отношении себя или других людей.

Ханжеское и агрессивное осуждение целыми религиозными общинами людей или иных религиозных организаций является, согласно последователям Юнга, следствием «вытеснения в коллективную тень». Отрицание и осуждение чего-то в самих себе может переключиться на яростную критику других, выродиться в ранг болезненного и замкнутого себялюбия, неспособности принимать критику, изощренного эгоизма, маскирующегося добродетелью.

Непризнание своей теневой стороны может стать причиной многочисленных неврозов и психологических проблем.

Esse Homo

See my shadow changing,
Stretching up and over me.
Soften this old armor.
Hoping I can clear the way
By stepping through my shadow,
Coming out the other side.
Step into the shadow.

Tool — Forty Six & 2 (Aenima)

Юнг и его последователи говорят, что все это зло происходит, потому что мы боимся вступить в диалог со своей тенью, признавать наличие в себе тех качеств, которые мы так тщательно прячем от самих себя.

Нам с детства втемяшивают все эти идеалы (или мы их формируем сами): «ты должен быть сильным», «все хотят быть успешными и энергичными людьми», «ты всегда должен все контролировать», «у тебя всегда должно быть хорошее настроение и мотивация».

Это вовсе не значит, что мы должны реализовывать каждое свое «теневое» желание. Путь преодоления этого зла лежит на тонкой, как острие бритва грани, которая так же далека от безудержного распутства, как и от лицемерной святости. Это тонкая грань осознанного диалога и принятия.

Мы должны увидеть за всем этим нагромождением возвышенных представлений о самих себе, ее, вытесненную идеалами, общественными ожиданиями и стереотипами, забитую в угол и отвергнутую. Мы должны полюбить ее в духе самой что ни на есть христианской добродетели, ведь она является частью нас самих, частью, которая продолжает существовать, несмотря на все наши попытки ее отрицать. Мы должны вступить в эту тень, заглянуть в ее глаза, признать ее существование.

Что же мы там можем увидеть внутри самих себя? О, что угодно! Маленького, забитого, ребенка, который хочет, чтобы на него обратили внимания и мороженного. Замученного работой человека, который только и желает забыться недельным сном и ничего не делать.

Нам с детства втемяшивают все эти идеалы (или мы их формируем сами): «ты должен быть сильным», «все хотят быть успешными и энергичными людьми», «ты всегда должен все контролировать», «у тебя всегда должно быть хорошее настроение и мотивация».

И чем более высокими и недосягаемыми становятся эти идеалы, чем сильнее становится наше желание им соответствовать, тем больше вырастает Тень за нашими плечами.

И эта Тень нуждается просто в том, чтобы ее признали, во внимании и любви. Это требует не только сострадания, но и большой смелости. Не так просто признаться себе: «На самом деле я не такой, каким привык себя представлять. Я не настолько обаятельный, умный, харизматичный, праведный.».

Отказываясь смотреть правде в глаза, мы инстинктивно оберегаем себя от боли, которая неизбежно возникнет, когда перед нами раскидывается вся пропасть несоответствия нашего я с нашими ожиданиями. Самые обидные оскорбления и выпады в наш адрес, это как правило стрелы, пущенные в нашу тень. Яростно защищаясь от критики, ополчаясь с гневом на критикующих мы, на самом деле, пытаемся защититься от самих себя, от того, чтобы взглянуть в эту пропасть.

Да, осознание собственной, иногда уродливой, жалкой, стороны личности приносит боль. Но, преодолев эту боль, мы обретаем состояние большей цельности, единства. Это как человек, который по необходимости начал общаться со своим больным от рождения братом, чье первоначальное отвращение сменилось теплой любовью, так как это плоть от плоти его. (Как герой Тома Круза в фильме «Человек дождя».)

Эта цельность, «обретение себя» есть источник принятия, честности перед собой, сострадания к себе и к другим людям, уверенности в самом себе, в конце концов! Через слияние с тенью личность смело утверждает саму себя, проявляет и реализует, восстает из-под гнета ожиданий и стереотипов, поэтому обретает свободу.

Свободу раз и навсегда решить: «Да, я такой, черт возьми! Что-то я могу изменить в себе, а что-то нет. В непрерывном становлении я принимаю себя таким, какой я есть, я следую собственному пути!»

Это движение от ненависти и отрицания, к любви и принятию.

Непроявленная, скрытая, придавленная самомнением Тень тянет личность назад, во тьму, гремит цепями и завывает в непроглядной ночи человеческого духа, готовая нас мучить и терзать. Но открываясь навстречу ей, напитывая себя ею, проходя в нее, сливаясь с ней, наше я начинает искриться всеми гранями своей подавленной индивидуальности, воплощаясь в единении святости и порока, силы и слабости, идеала и несовершенства. Слиться с тенью — это и значит «Обрести себя!»

И опять же, это не значит, воплощать в жизнь свою демоническую природу, предаваться пороку и злу. Это значит просто обнаружить в себе что-то, что мы скрываем, проявить к нему сострадание.

Когда тень вошла в мою жизнь я ощутил какую-то большую независимость, готовность выдержать любые нападки и критику и остаться непоколебимым (ведь я итак знаю свои слабости, кто меня может обидеть?), готовность уверенно идти своим путем, а не чужой дорогой, чувство некой самости, центра, единства со своим я, любви к нему.
Юнг говорил:

«То, что я обслуживаю нищего, что я прощаю обидчику, что я люблю даже врага во имя Христа, это несомненно большие добродетели. Но а если я обнаружу, что самый ничтожный из всех, самый бедный из всех просящих милостыню, самый наглый из всех обидчиков, просто враг сидит во мне самом, что я сам нуждаюсь в милостыне моей доброты, что я сам себе тот враг, которого я хочу любить, что тогда?»

И эта фраза потрясла меня до самого основания, к ней потянулись все мои неоформленные чувства, найдя в ней поддержку, некое прочное основание, объяснение им самим.
Действительно, если самый главный враг сидит во мне самом, то что тогда?

nperov.ru

Тайное и явное в отношениях с окружающими (Тень и Персона)

Комментарий: Глава из книги М. Стайна (2010). «Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию», вышедшей в свет в издательстве Когито-Центр

То, что психика состоит из нескольких частей с центром в сознании, явилось одним из самых ранних наблюде­ний Юнга, которому он позднее дал теоретическое обоснование. Это целая внутренняя вселенная, включающая в себя не одну планету, а целую солнечную систему и даже больше. Говоря о человеке, мы подразумеваем его личность, но фактически имеем дело с множеством субличностей.

Юнг детально описал эти части личности. Прежде всего, это эго-комплекс; среди других, менее значимых комплексов, наиболее заметными и влиятельными являются отцовский и материнский комплексы; здесь также можно обнаружить множество архетипических образов и констелляций. По суще­ству, мы состоим из потенциально разнонаправленных уста­новок, которые легко вступают в противоречие друг с другом, создавая основу для конфликта, который может вести к не­вротическому типу личности. В этой главе я опишу пару таких дивергентных (противостоящих друг другу) субличностей: Тень и Персону. Эти комплементарные структуры есть в каждой развитой человеческой психике. Их названия происходят от достаточно конкретных объектов чувственного опыта. Тень — это образ нас самих, который скользит позади нас, когда мы движемся к свету. Персона, ее противоположность, обязана своим названием маске актера в Древнем Риме; это личина, которую мы надеваем при встрече с другими или с окружаю­щим нас миром.

В начале жизни личность существует в виде недифферен­цированной целостности, скорее потенциальной, чем реальной. По мере развития эта целостность дифференцируется и раз­деляется на части. Возникает эго-сознание, которое по мере роста оставляет позади большую часть всей Самости, которая с этого момента становится «бессознательным». Бессознатель­ное также структурируется в своего рода материальные кла­стеры вокруг имаго или образов, интернализаций и травмати­ческого опыта, формируя субличности и комплексы. Комплексы (как упоминалось в главе 2) являются автономны­ми и по-своему разумными. Они связывают некоторое коли­чество психической энергии и обладают собственной волей.

Тень Эго

Тень является одним из психических бессознательных факторов, неподконтрольных Эго. Фактически Эго даже не подозревает, что само отбрасывает тень. Юнг использовал термин Тень для обозначения психической реальности, кото­рую относительно просто понять на уровне представления, но гораздо труднее постичь практически и теоретически. Он хотел указать на вопиющую несознательность, которую демонстрирует большая часть людей. И чем ссылаться на Тень как на комплекс, гораздо полезнее обращать внимание на те психологические черт

psyjournal.ru

Почему раздражают люди? Карл Юнг о тени и механизме проекции

Рубрики : Переводы, Последние статьи, Психология

Коротко разбираем, почему некоторые люди раздражают, что наше раздражение может рассказать о процессах, которые проходят внутри нас, что такое проекция, каким образом работает этот механизм психологической защиты и как всё это связано с архетипом «Тень», выделенным Карлом Густавом Юнгом.

У швейцарского психоаналитика Карла Густава Юнга и писателя Германа Гессе можно найти поразительно схожие мысли относительно того, почему некоторые люди раздражают нас так сильно. Вот пара показательных цитат:

Если вы ненавидите человека, вы ненавидите в нем что-то, что является частью вас самих. То, что не является нашей частью, не беспокоит нас.

Герман Гессе, «Демиан»

 

Все, что раздражает нас в других, может привести к пониманию нас самих.

Карл Юнг

Как отмечают Гессе и Юнг, если кто-то говорит или делает что-то, кажущееся эгоистичным или грубым, а мы в ответ испытываем злость или разочарование, значит, в этом опыте есть что-то, что может рассказать нам больше о нас самих.

Это не значит, что другие люди не ведут себя аморально или что наше суждение о таком поведении полностью безосновательно. Речь о том, что наша негативная эмоциональная реакция на воспринятые недостатки других людей отражает что-то, происходящее внутри нас.

Психологическая проекция — известный механизм самозащиты. Он вызывает проецирование наших собственных неуверенностей, изъянов и недостатков на других. Когда мы строго судим кого-то другого за то, что он груб, эгоистичен или глуп, в каком-то смысле мы делаем это для того, чтобы избежать противостояния этим характеристикам в нас самих.

В своей работе «Исследование феноменологии самости» Юнг говорит о «тени» — неизвестной, темной стороне личности.

Она темная, потому что является инстинктивной, иррациональной и примитивной, состоящей из таких импульсов, как похоть, власть, жадность, зависть, гнев и ярость. Но она также является скрытым источником творчества и интуиции. Осознание и интеграция теневого аспекта существенны для психологического здоровья — процесса, названного Юнгом индивидуацией.

Тень темна также потому, что она скрыта от света сознания. Согласно Юнгу, мы подавляем эти темные аспекты бессознательного, именно поэтому рано или поздно начинаем проецировать их на других. Он пишет:

Эти сопротивления обычно связаны с проекциями. Независимо от того, насколько очевидно может быть для независимого наблюдателя то, что это вопрос проекции, почти нет надежды, что субъект сам это осознает. Как известно, дело не в сознании субъекта, а в бессознательном, которое совершает проекцию. Следовательно, он встречается с проекциями, но не создает их. Результат проекции заключается в изоляции субъекта от его окружения, поскольку реальное отношение к нему заменяется иллюзорным. Проекция преобразует мир в копию собственного неизвестного лица субъекта.

Нередко прискорбно наблюдать, как вопиюще человек спутывает свою собственную жизнь и жизни других, оставаясь полностью неспособным увидеть, что вся эта трагедия происходит в нем самом и как он продолжает подкармливать ее и поддерживать.

Нет, не человек или его поведение беспокоит нас, а наша реакция на него. Но мы можем использовать эту реакцию как инструмент для рефлексии, чтобы выяснить, почему эта злоба и раздражение возникают.

На каком-то глубоком внутреннем уровне мы знаем, что все люди в сущности одинаковы. Это не «другой». Это «мы» или «наше», выраженные в различных телах с различными точками зрения. Священник Эдвард Бикерстет в «Трактате о молитве» так описывает один эпизод из жизни английского христианского реформатора Джона Брэдфорда: 

Благочестивый мученик Брэдфорд, когда он увидел бедного заключенного, которого вели на казнь, воскликнул: «Туда, если бы не милость Божия, шел бы и Джон Брэдфорд». Он знал, что в его сердце есть те же греховные начала, которые привели преступника к этому позорному концу.

Цитата открыта для различных интерпретаций, но в свете этой дискуссии, можно сделать вывод, что Брэдфорд осознавал зло — теневой аспект — в себе, которое привело кого-то другого к совершению преступления и впоследствии к казни.

У каждого из нас есть тень, как и свобода принимать собственные решения. И каждый из нас способен совершать то, что будет его беспокоить. Но именно появление этого беспокойства заставляет нас противостоять теневому аспекту личности. При этом негативные эмоции, которые у нас возникают по поводу поведения других людей (раздражение, злость, ярость), можно использовать для внимательного изучения своей реакции, знакомства со своей тенью и в, конечном счете, со своей личностью во всей ее многогранности.


Читайте также 
— Как возникают эмоции, о существовании которых мы не подозреваем
— Осознанность: почему не стоит избегать негативных эмоций?
— Интервью с Карлом Юнгом: «Единственная существующая опасность — это сам человек»

Перевод: «Философские беседы»
Обложка: Douglas Glass / Popperfoto / Getty Images
По материалам: «Carl Jung and Hermann Hesse Explain Why Other People Irritate Us» / Sam Woolfe

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи

monocler.ru

Быть собой или изображать из себя | Психология без соплей

Продолжаем разговор о том, что это такое быть собой, и какие преграды стоят на пути к тому, чтобы стать собой. Только теперь посмотрим на эти вопросы глубже и более системно.

Для этого нам придется погрузиться в дебри аналитической психологии Карла Густовича Юнга, который в рамках своей теории придумал замечательные образы для иллюстрации интересующей нас проблемы. Теория в целом сложная и запутанная, но я постараюсь все объяснять попроще.

К слову. Существует заблуждение, что Юнг — это примерно то же, что и Фрейд, что все это один и тот же психоанализ. Но это совершенно не так. Разница между концепциями Фрейда и Юнга такого же порядка, как, например, разница между физическими теориями Ньютона и Эйнштейна.

И хотя «Аналитическая психология» на слух воспринимается, как один из синонимов «Психоанализа», — это все-таки две совершенно разные системы взглядов. А самое дикое то, что о кардинальном различии между ними не всегда знают даже психологи, с которыми по долгу службы приходится сталкиваться.

Это отступление сделано к тому, чтобы сходу отбросить возможные предубеждения к аналитической психологии, если кто-то до сих пор считает ее еще одной вариацией психоанализа. Юнг — это совершенно другой мир, с которым стоит познакомиться каждому, кто вообще интересуется психологией. И сейчас мы в этот мир заглянем… через замочную скважину.

Архетипы

Юнг предложил такую гипотезу, что наряду с животными инстинктами, определяющими способы реагирования в относительно простых ситуациях, у человека есть инстинкты и психологические, которые программируют целые поведенческие пласты.

Эти психологические инстинкты Юнг назвал «архетипами». Сам Юнг, чтобы объяснить сущность архетипов проводил аналогию с кристаллами. Если взять, например, кварц, то в самой его природе заложена та структура, тот каркас, по которому растет каждый его кристалл. Есть вариации, но все они подчинены общему закону, который состоит из двух частей: во-первых, это сама возможность образования кристалла, а во-вторых, генеральный план, по которому формируется каждый новый кристалл.

Архетип — это общая, заложенная природой, программа, которой следует каждый кварц, наполняя кристалл конкретным веществом и своей индивидуальной сущностью.

То есть, возвращаясь в сферу психического, архетип — это что-то вроде психологического закона или принципа, который в общей форме определяет структуру некоторых душевных процессов и моделей поведения. И каждый человек, где бы он не родился, и в какой бы культуре не вырос, подчиняется одним и тем же внутренним законам.

Юнг определил всего несколько архетипов — их буквально можно пересчитать по пальцам. Самые интересные и понятные из них — Самость, Тень, Персона, Анима и Анимус. Остальные более сложные и их влияние на жизнь конкретного человека проследить довольно проблематично, поэтому оставим их в покое.

Анима и Анимус — это парный архетип, привязанный к биологическому полу человека. У мужчины — Анима, у женщины — Анимус. К теме данной статьи эти архетипы отношения не имеют, по этому о них только пара слов на мужском примере.

Анима — это женская сторона мужской души. В каждого человека заложены и мужской, и женский полюса, и если в физическом плане на первое место выходит мужское, то женское погружается в глубины психики и живет там. Таким образом, внутри каждого мужчины живет образ женщины, обладающий для него магической силой и притягательностью.

Анима, в самом простом своем проявлении, определяет мужские модели поведения в отношении женщин. Именно Анима наполняет женщину в глазах мужчины той неописуемой эротикой, которая понятна только ему одному, и она же подталкивает мужчину на безумные поступки ради возможности завладеть этой женщиной. Классический образ Анимы — это Елена Прекрасная, которая стала причиной падения Трои.

Так происходит, когда образ Анимы проецируется на конкретную живую женщину. Тогда мужчина в самом прямом смысле слова сходит с ума — эта женщина становится для него мистическим и непреодолимым наваждением. Но не стоит путать это состояние с обычной пустой влюбленностью или романтической любовью в обычном понимании — это всего лишь проделки ума, а не глубинной сущности человека.

В более глубоком смысле, который уже ближе к нашей теме, Анима служит для мужчины проводником в его внутренний мир. Она — связующее звено между божественным внутри (Самостью) и повседневным сознанием. Тот мостик, по которому мужчина должен пройти, чтобы достичь полной гармонии с собственной природой. Но это уже область почти мистическая и туда мы сейчас не пойдем.

Важно понять вот какой момент. Поскольку Анима программирует отношения мужчины со всеми окружающими его женщинами и в то же время является связующим звеном с внутренней сущностью мужчины, все это можно (и нужно) использовать в практических целях. Внимание!

Выстраивая и налаживая отношения с живой женщиной, мужчина налаживает отношения с собственной душой (Анимой). Поэтому отношения с женщиной это не просто развлечение или возможность продления рода — это еще и путь душевного развития, предусмотренный самой природой. И глупо эту возможность упускать или не использовать.

Точно такую же роль играет для женщины Анимус — определяет ее отношения с мужчинами и служит проводником в подземное царство души. И точно так же, отношения с мужчиной — это прекрасная, если не единственная, возможность для женщины двигаться по пути духовного развития.

На этом все — переходим к сути. Главное, не забывайте — нет внутри никакой женщины или мужчины, как нету внутри у кварца стопки чертежей, по которым должен расти кристалл. Архетипы — это всего лишь условное искусственное понятие, с помощью которого удобно описывать некоторые психологические закономерности.

Тень и Персона

Итак, вот они наши ключевые образы — Тень и Персона, которые отлично описывают происходящий внутри каждого из нас разлад на почве того, какие мы есть и какими хотим быть в чужих и своих собственных глазах.

Начнем с упрощенного примера. Допустим, есть у нас ребенок с десятком ярких врожденных свойств души. На первых годах жизни ничто не мешает ему проявлять все свои качества, но позже, под давлением воспитания и социальных реалий, выясняется, что для выживания и комфорта важны только три из имеющихся свойств. Например, чувство юмора, наблюдательность и ум. А остальные семь не очень-то важны или даже опасны — пусть это будут агрессивность, цинизм, безответственность, музыкальный слух и еще что-нибудь на ваш выбор.

Тогда ребенок, безо всякого коварного расчета, полезные качества начинает выдвигать на первый план, а бесполезные и опасные — прятать в тени. Ребенок оттачивает те свои умения, которые приносят ему сладости, а все прочее маскирует и подавляет, чтобы не тратить сил на то, что не срабатывает, и не быть наказанным за то, что раздражает родителей.

Так начинается внутренний раскол на темную и светлую стороны. На первом этапе этот раскол лежит на поверхности — он еще пока доступен сознанию, и если ребенку задать правильный вопрос, он без особого труда расскажет, как это все у него внутри происходит.

Но со временем это сознательное разделение на хорошие и плохие, пригодные и непригодные качества забывается, внутренний раскол уходит на бессознательный уровень, и между полюсами начинается вечная битва добра со злом. И кстати, именно она является прообразом всякого столкновения между темными и светлыми силами в искусстве, философии и религии — все это отражение и отблески внутреннего душевного раскола.

Полагаю, все уже поняли, что Персона — это «светлая» сторона, а Тень — «темная». Перейдем к более формальному объяснению.

Персона (от persona — маска, которую в древних театрах носил актер и которая обозначала исполнявшуюся им роль) — это тот набор черт, врожденных и воспитанных, который выставляется человеком на всеобщее обозрение.

Делается это совершенно автоматически и практически неосознанно, однако выследить и пронаблюдать эту душевную показушность довольно просто. Достаточно обратить внимание на перемены в своем поведении в присутствии разных людей — каждому из них мы подсовываем разные личности, в зависимости от того, какие с ним отношения и какое впечатление на него нужно произвести.

Со временем, Персона наполняется дополнительными чертами, помимо тех, что были предопределены природой. Если в окружающем обществе делается большой упор на достижение успеха, человек изо всех сил будет стараться надеть на себя какие-нибудь атрибуты успешности и его Персона начинает приобретать характерные черты — высокомерие, авторитарность, наглость и т. д. — которые играют роль хорошей мины при плохой игре.

То есть, Персона — это то, какими мы хотим казаться в глазах других людей, та маска, которую мы, сознательно или не очень, наполняем полезными и выгодными нам качествами. Это своего рода маскировка, существование которой вполне оправдано в обществе, где есть четкие представления о том, что приемлемо, а что нет.

Проблема начинается тогда, когда носитель маски начинает считать, что он и есть Маска. По-научному, это называется «идентификация с Персоной» — ситуация, при которой человек перестает воспринимать себя целостно и окончательно погружается в свою социальную личность.

Одно дело маскироваться в целях выживания, сохраняя четкое представление о том, кто я есть на самом деле, и совсем другое — обмануть и убедить себя в том, что «я есть то, чем я хочу быть». К такому взгляду подталкивает все наше воспитание, но нельзя быть или стать каким-то другим, чем ты есть от природы. Можно обмануть окружающих, разукрасив свою маску нужными цветами и оттенками, и можно обмануть себя, любуясь своей маской перед зеркалом, но в итоге все это слишком дорого обходится.

То же самое происходит и с обратной стороной души — Тенью. Те качества, которые общество считает плохими, вредными и неуместными, ребенок прячет куда подальше от чужих взоров. А со временем, вообще, оставляет в забвении целый пласт своей психики и от этого становится однобоким и скучным человеком, который может жить только по правилам.

Главное негативное следствие от подавления теневых качеств состоит в том, что человек становится слабым… как того и требует социум. Агрессивность, сила, твердость и прочие подобные качества в ребенке, обычно, не поощряются, иначе, им становится слишком сложно управлять. Детей учат быть податливыми и послушными, и именно такими они потом попадают во взрослую жизнь — готовые, хорошо смазанные, винтики социального механизма.

Вместе с отказом от «силовых» и «негативных» черт утрачивается целостность психики и душевное равновесие. Недовольство собой, которое знакомо практически каждому, существует исключительно благодаря тому, что значительная часть души оказалась отвергнутой и преданной забвению. А поскольку душу не переделать, эти ее лишенные внимания качества все равно вторгаются в жизнь — в самой грубой и неприглядной форме.

Одно из ярких проявлений Тени — это резкое раздражение, которое вызывают у нас некоторые люди. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые себе однажды запретили, тогда внутри вскипает ничем не оправданное бешенство — на этом человеке мы вымещаем всю ту злость, которую испытываем к самим себе. Вспомните любого человека, который вас бесит, — посмотрите внимательно и вы увидите в нем свое искаженное отражение. А стоит примириться с собой и никакого раздражения больше не будет. Принимая себя мы автоматически учимся принимать весь мир таким, какой он есть.

Кроме того, в Тени часто оказываются и те качества, которые когда-то оказались просто бесполезными. Например, ребенок с хорошим слухом у родителей, не любящих музыку, так и не научится использовать свой слух, а кусок души связанный с этой врожденной способностью затеряется в темноте души и будет точить оттуда неясной тоской по упущенным возможностям и утраченному пути.

Тень — хранилище силы и душевного потенциала, а не воплощение всего злого в человеке. Тень — это неотъемлемая часть души, с которой обязательно нужно познакомиться и подружиться, которую нужно принять и научиться сознательно использовать.

Персона, с другой стороны, — продукт страха перед наказанием, а не воплощение всего доброго. Психологически, в Персоне даже больше зла и опасности для душевного здоровья, чем в Тени, поскольку Персона — это всегда обман, всегда что-то наносное и лишнее, а в Тени содержится только то, что было дано от природы, но не нашло для себя должного выхода.

Чтобы отделить себя от своей маски нужна сила и смелость — именно те атрибуты, которые часто находятся в Тени. Поэтому знакомство с Тенью, хоть и называется по-разному, в любой традиции считается самым первым шагом на пути душевного развития. Принятие темной стороны души — это то, с чего нужно начинать, а не то, что можно отложить на потом. Только сила, трезвость и отрешенность содержащиеся в Тени, могут дать необходимое бесстрашие, чтобы вырваться из социальных тисков и стать собой.

Понравилась публикация?

Поделитесь находкой!

Возможно, вас также заинтересует:

satway.ru

Как избавиться от ощущения пустоты. Карл Юнг или Работа с Тенью

Вы когда-нибудь прислушивались к голосу в своей голове? Наверняка этот коварный голосок не раз пытался толкнуть вас на неправильный путь, например, украсть вещь из магазина или ударить кого-то из знакомых. Большинству из нас стыдно признавать наличие подобных мыслей, ведь наше сознание активно работает над тем, чтобы подавить столь недобрые намерения, которые не приветствуются в обществе.

Карл Юнг называл этот феномен «тенью», говоря о том, что вне зависимости от того, кажемся ли мы окружающим хорошими или плохими, у каждого из нас есть и другая, теневая сторона. Например, скромный человек может скрывать свою заносчивость, а в глубине души апатичного и вялого индивидуума может бурлить океан амбиций. Мысли, которые мы подавляем, оказывают такое же влияние на психологическое состояние человека, как и подсознание в рамках теории Фрейда. Не стоит, однако, забывать, что подсознание может нести в том числе и положительные эмоции, в то время как понятие тени ассоциируется с темнотой и опасностью. Несмотря на это, предложенное Юнгом определение относится к любым мыслям, которые считаются неприемлемыми.

Тень является одним из четырех архетипов Юнга:

Персона

Анима/ Анимус

Тень

Самость

  • От латинского слова «маска»;
  • Социальные роли, которые человек играет в разных ситуациях/ группах;
  • Способ защиты.
  • Анима – женский род
  • Анимус – мужской род
  • Противоположные гендерные качества и атрибуты души
  • Представление «истинного/ истинной себя»
  • Их слияние — сизигий
  • Темная сторона души
  • Состоит из тех воспоминаний, идей, эмоций, слабостей, желаний и инстинктов, которые мы подавляем в себе
  • Представляет собой область хаоса, дикости и неизведанного
  • Объединяет в себе сознательное и бессознательное
  • Индивидуализация и самоинициация
  • Включает в себя все аспекты личности


На диаграмме представлена юнгианская модель души:


Обычно теневая сторона остается незамеченной, т. к. людям свойственно отвергать то, что им кажется неправильным. Когда мы были детьми, родители читали нам сказки, которые учили нас, что добро должно вознаграждаться, а зло должно быть наказано. Впоследствии родители также определяли то, что в нашем представлении должно быть приемлемым, а что – нет. Поэтому неудивительно, что мы боимся своей теневой стороны. Мы пытаемся подчеркнуть те черты личности, которые будут одобрены другими людьми, и запрятать свои темные мысли далеко в глубины бессознательного. Результатом мы довольны, но многие из нас даже не подозревают, что забытые проявления самости и подавление эмоций могут иметь катастрофические последствия.

В одной из своих публикаций для Psychology Today Стивен Даймонд пишет: «тень наиболее разрушительна, коварна и опасна тогда, когда её подавление становится привычкой, т. к. она может переродиться в невроз или психоз и вылиться в иррациональную межличностную вражду и даже конфликты на международном уровне» (2012 год). Бесспорно, в некоторых случаях люди использовали техники проецирования, чтобы защитить себя от своей же тени. По мнению Фрейда, проецируя наши подсознательные и сознательные проявления на других людей, мы делаем их отражением своего подавленного «я». Например, когда вы приятно проводите время с друзьями, вам может внезапно показаться, что они на вас злятся, хотя это не будет соответствовать действительности. Вы просто переносите на них скрытую в потемках вашей души ярость. 

По моему опыту, многие люди говорят о том, что чувствуют себя опустошенными. В их жизни нет никаких проблем, поэтому они задаются вопросом «почему я ощущаю пустоту внутри себя?» Как часто вы плачете, не зная, почему вы это делаете? Чувство пустоты является естественным результатом подавления, ведь тень – часть нашей души. Для восстановления целостности вам придется заняться «работой с Тенью». Эта техника потребует немалых усилий, т. к. вы встретитесь лицом к лицу с теми сторонами своей личности, которые вам неприятны.

Тил Суон (2015) рассказывает о процессе работы с Тенью:

  • Примите свои эмоции. Сделайте глубокий вдох и расслабьтесь.
  • Спросите у себя: «Что я чувствую?» Перечислите эти чувства и эмоции.
  • Позвольте себе пережить те чувства, которые Вы подавляете.
  • Спросите себя: «Когда в последний раз у меня возникало именно это чувство?»
  • Подумайте о своих чувствах в прошлом и обратите внимание на то, какие эмоции Вы переживали.
  • Самое главное – будьте терпеливы.

Те, кто проводит работу с Тенью ежедневно, отмечают, что по прошествии некоторого времени у них исчезает чувство опустошенности. Поначалу эта работа может показаться болезненной, но затем она войдет в привычку. Это похоже на те трудности, который испытывает начинающий бодибилдер, поднимая особо тяжелый вес. Благодаря практике любая работа может стать привычкой. В 1959 году Карл Юнг отметил: «Показать человеку его тёмную сторону – значит, показать ему его собственный свет». Вам нечего терять: позаботьтесь о своей тени и не бойтесь ничего, каждый из нас – худший враг для самого себя. 

Лора Йуконите

vadimkurkin.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *