Теории деятельности в отечественной психологии: Теория деятельности

Содержание

Теория деятельности

Теория деятельности — Теория, в которой понятие деятельности рассматривается как ключевое для понимания других психических явлений. Теорию деятельности обычно связывают с именем ее основателя — А. Н. Леонтьевым (1903-1979).

Теория деятельности зародилась в отечественной, советской, психологии в 1920-х годах. Основу ее составил принцип диалектического материализма, в общем-то догматически установленный в науке того периода: не сознание определяет бытие, а бытие сознание. Если в идеализме как философском направлении говорится о важности субъективных позиций и идей, то в материализме субъективное и идеи рассматриваются как вторичное по отношению к материальному, как следствие объективных изменений. Отсюда и родилась эта не очень ясная идея, что не сознание определяет деятельность, а деятельность сознание. Кому-то может показаться забавным, что деятельность по созданию и развитию теории деятельности была начата именно с сознательной идеи.

Психологи, внесшие наибольший вклад в развитие теории деятельности:

— А. Н. Леонтьев,

— Л. С. Выготский,

— С. Л. Рубинштейн,

— А. Р. Лурия,

— А. В. Запорожец,

— П. Я. Гальперин.

Теория деятельности опирается также на идею о том, что лучше всего человека можно понять по его деятельности: как и какие ставит он цели, каков он в процессе деятельности, каковы результаты его усилий. Принципиально важна была также культурно-историческая отсылка к известной фразе Энгельса о том, что труд создал из обезьяны человека: если это так, то, значит, труд (деятельность) это самое важное для человека.

Основным понятием теории деятельности, что очевидно, является деятельность. Другими важными понятиями являются сознание и личность. Деятельность рассматривается как целенаправленная активность. Она имеет довольно сложное иерархическое строение:

— уровень особых видов деятельности,

— уровень действий,

— уровень операций,

— уровень психофизиологических функций.

При анализе деятельности главной единицей анализа является действие — процесс, направленный на реализацию цели (достижение сознательного образа желаемого результата). Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит сознательный образ-цель у себя в сознании. Таким образом, действие — это сознательное проявление активности человека.

Человек не всегда действует в строгом соответствии с целью-образом. Часто имеют место быть случаи, которые рассматриваются как исключения, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта.

Действие анализируется по четырем компонентам:

— постановка и удержание цели,

— роль действия в общем поведении,

— анализ источника активности,

— связь действия с предметным и социальным миром.

Одним из существенных достоинств теории деятельности стало то, что в психологии человек стал рассматриваться как активное существо, а не реактивное. До этого были сильны позиции рефлексологии и бихевиоризма, в которой человек рассматривался как реагирующее существо. В теории деятельности наоборот всякая деятельность стала рассматриваться как активная, то есть идущая изнутри, из целей человека.

С другой стороны, произошел некоторый перекос: человек стал рассматриваться преимущественно как существо социальное, биологические особенности отошли на второй план. Для сравнения: в психоанализе всякая деятельность рассматривается через сексуальные мотивы. В теорию деятельности сексуальность просто не вписывалась.

В теории деятельности сформулированы основополагающие принципы:

1. Принцип «размывания» круга сознания — сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе, оно проявляется в деятельности.

2. Принцип единства сознания и поведения — поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека.

3. Принцип активности — деятельность это активный, целенаправленный, «идущий изнутри» процесс, а не простая реакция на среду.

4. Принцип предметности — действия человека предметны, опираются на материальные предметы и социальные контакты.

5. Принцип социальной обусловленности — цели деятельности носят социальный характер.

Деятельность состоит из ряда действий. Но действие не является элементом начального уровня, оно — весьма сложный феномен. Действие состоит из многих более мелких элементов, актов. Как у деятельности, так и у действий есть свои цели. Но цели есть и у актов, хотя они и значительно мельче. Ни одно, даже самое мелкое дело, нельзя выполнить без цели — видения конечного образа.

Каждое действие может быть выполнено по-разному, т. е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта.

Операции мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. Уровень операций — это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты двигательной активности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. Навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения. Поэтому операции бывают двух видов:

— операции, возникающие вследствие адаптации, приспособления к условиям обитания и деятельности,

— сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов.

Операции первого вида практически не осознаются, операции второго вида находятся на грани сознания.

Между операциями и действиями на самом деле сложно выделить четкую грань. Скорее всего ключевым критерием является степень осознанности: действия лучше осознаются, чем операции, у них более четкие и понятные цели.

Самый нижний уровень структуры деятельности — психофизиологические функции. В данном случае под ними подразумеваются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. В конечном итоге любую деятельность можно разложить на множество психофизиологических функций. Даже такой сложный и творческий процесс, как написание «Войны и мира», распадается лишь на очень длинную цепь отдельных движений руки, держащей перо.

Психофизиологические функции — конечные исполнители, они являются обязательными средствами деятельности. Тем не менее им тоже присуща значительная вариативность. Например, ответить на простой вопрос мы можем не только словами, но и жестом. Детали исполнения психофизиологических функций нами рефлексируются весьма слабо. Например, нам кажется, что мы просто бросили мяч, но на самом деле одно такое простое движение потребовало хорошо скоординированной деятельности множества мышц.

В теории деятельности очень много слабых моментов. Основной недостаток — то, что она описывает лишь сознательную деятельность.

В это же время целостное поведение остается как бы «за бортом». Человек унаследовал от своих предков множество инстинктивных схем поведения, которые управляют в том числе и сознательной деятельностью. Человека, например, легко испугать, и самый сознательный и продуманный план очень быстро рассыпается под давлением обстоятельств.

Основные теории деятельности в психологии: обзор отечественных концепций

Теория деятельности в психологии имеет своё начало в 30-х годах прошлого столетия. Впервые основной принцип теории деятельности был сформулирован С.Л. Рубинштейном. Таким образом была заложена основа деятельного подхода в рассмотрении развития личности человека.

Рубинштейн выводил обоснование подхода, опираясь на работы К. Маркса. В дальнейшем, теория деятельности получила развитие в изложении Выготского и Леонтьева. Именно с именем Леонтьева связывается это учение, и традиционно носит название общепсихологической теории деятельности.

В этой статье:

Основной принципПринципы теории деятельностиТруд, стимул, цель, задачаДеятельность определяет развитие

Новости СМИ2

Основной принцип

Фото автора Laura Tancredi: Pexels

Принцип единства сознания и деятельности, в изложении Рубинштейна имеет следующую формулировку: «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется.

Те, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

Другими словами, психика и сознание индивидуума формируется в деятельности, и в деятельности проявляется. Таким образом, была проведена тождественность деятельности и сознания человека. Сознание, согласно изложению Рубинштейна, не даётся для самонаблюдения.

Оно проявляется через взаимодействие субъекта, в данном случае через деятельность, и в ней же познаётся. Деятельность рассматривается как совокупность действий, которые направлены на достижение цели.

Принципы теории деятельности

Сама теория деятельности – это система изучения психических феноменов, основным предметом исследования которой является деятельность, как предшествующая и определяющая все психические процессы.

Теория деятельности Леонтьева

Основными принципами теории, в изложении Леонтьева, являются:

  • принцип предметности – в основе принципа лежит понимание предмета не только как чего-то конкретно существующего, но и как образ или продукт психического отражения свойства предмета, которое имеет место быть в результате направленной на него деятельности. Такое двоякое понимание, позволило исключить вопрос о стимулах, которые воздействуют на индивидуума, а также об его ответных реакциях на эти возможные стимулы;
  • принцип активности – позволяет рассматривать человека не только как субъекта, приспосабливающегося к условиям окружающей среды, но прежде всего, с позиции преобразующей и творческой деятельности индивидуума;
  • принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека – разрабатывает формулу активности человека, в изложении Леонтьева она звучит следующим образом: «… внутреннее(субъект) действует через внешнее и тем самым само себя изменяет…». Этот принцип отражает смысл специфической характеристики деятельности человека;
Giphy
  • принцип психического анализа деятельности «по единицам» является стратегией изучения структуры самой деятельности. Изучение психической реальности требует её рассмотрение с разных сторон, что не может быть произведено при выборе одной универсальной единицы.

Л. С. Выготский детально прорабатывал вопрос о единицах психологического анализа. С его точки зрения, под единицей следует понимать такой продукт, который должен обладать всеми свойствами присущими целому, но при этом он должен быть живой частью единства;

  • принцип опосредствования – это отношение одного объекта к другому, которое возможно осмыслить или познать только через третье, которое выступает основанием для познания первых двух. Этот сложный принцип включает в себя следующие положения: 1) опосредствование психического отражения процессом, связывающим субъекта с процессом предметной деятельности; 2) опосредствование межличностных отношений через совместную предметную деятельность;
  • принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности – устанавливает изменчивый характер зависимости запоминания от того, с какими условиями действия связан объект, запоминание которого необходимо. Этот принцип открыт на основе исследования памяти человека и до конца не раскрыт.

Труд, стимул, цель, задача

Труд как вид деятельности является главной особенностью человека, и деятельность выступает, в этом ключе, как динамическая система его взаимодействия с миром.

Это взаимодействие позволяет реализовывать отношения субъекта с окружающей реальностью, на фоне которой, происходит возникновение психического образа, воплощающегося в объекте. Деятельность в своей основе имеет побудительные причины, которые направляют субъекта на достижение поставленной цели.

Стимулом, который вызывает активность субъекта и определяет направление его деятельности, под действие внешних и внутренних факторов, является мотив. Мотив определяет цели и задачи любой деятельности.

Цель создает образ результата, на который направлена деятельность человека. Задача включает в себя цель деятельности, которая задана на определённых условиях. Она разрешается субъектом путем использования и изменения заданных условий по определённому алгоритму. Задача выступает заданной средой для развития самой деятельности индивидуума.

Фото автора Christina Morillo: Pexels

Деятельность определяет развитие

 При рассмотрении теории деятельности с точки зрения психологии, можно сделать следующие выводы:

  • психика и деятельность человека тесно связаны, поэтому исследование психики, закономерностей её развития необходимо строить на принципах деятельного подхода;
  • мотивы и жизненные ценности индивидуума прямо взаимосвязаны с деятельностью, которой он занимается, и последняя определяет направление развитие первых двух.

Теория деятельности |

«Нам нужен робот-собака в качестве инструмента взаимодействия, чтобы он помогал нашей семье (субъекту) взаимодействовать с вещами в нашем доме (объект)». – Сын и дочь

наверх

Описание и история

Что такое теория деятельности?

Теория деятельности — это психологический и другой социологический подход, который связывает людей и их социальные образования с окружающей средой, историей, культурой, личностью, мотивацией и т. д. Теория деятельности основывает свои предпосылки на отдельных людях и их интенциональности, которая описывается как деятельность человека.

Теория деятельности также понимает, что человеческая деятельность и деятельность любого субъекта достигаются посредством целенаправленного взаимодействия между субъектом (человеком) и объектом (физическими продуктами, знаниями или опытом), опосредованным артефактами (инструментами, документами, рецептами и т. д.). ).

История

Теория деятельности берет свое начало в культурно-исторической психологии Льва Семеновича Выготского 1920-х годов. Затем теория деятельности была введена Леонтьевым в 1930-х годах. Затем в 1970-х и 80-х годов, это также повлияло на развитие немецкой психологии труда.

Первая попытка ввести теорию деятельности в качестве теоретической основы человеко-компьютерного взаимодействия была предпринята датским ученым-компьютерщиком Сюзанной Бодкер в начале 1980-х годов. В начале 1990-х годов теория деятельности стала известна международным исследовательским сообществам в области взаимодействия человека с компьютером, совместной работы с компьютерной поддержкой и информационных систем относительно недавно, когда многие книги и основополагающие статьи в этой области начали испытывать влияние теории деятельности.

Теория деятельности в человеко-компьютерном взаимодействии

Появление персональных компьютеров породило множество проблем в разработке традиционных систем и рабочих процедур, что в конечном итоге привело к необходимости сосредоточиться на том, как работать с материалами и объектами с помощью компьютера. Таким образом, разработка теоретического аспекта деятельности в первую очередь осуществлялась Бёдкером и Куутти. Работа Каптелинина была важна для более раннего развития теории деятельности в России. Нарди подготовил наиболее подходящую коллекцию литературы по теории деятельности HCI.

Реформирование концепций человеко-компьютерного взаимодействия

Основополагающие принципы теории деятельности изменили некоторые основные понятия традиционного человеко-компьютерного взаимодействия, включая концепции прозрачности, доступности и прямого манипулирования. Затем эти принципы иллюстрируются как «инструмент» и «объект домена» в дизайне взаимодействия, где инструменты взаимодействия представляют собой компоненты пользовательского интерфейса, которые преобразуют действия пользователя в команды для объектов домена, а объекты домена представляют собой потенциальные объекты, представляющие интерес для пользователей (Каптелинин и Нарди 83). .

Ограничения теории деятельности

Теория деятельности исходит из более давней традиции и имеет более глубокие мысли, чем другие относительно новые теории в этой области (например, распределенное познание). Таким образом, теория деятельности закрепилась во многих областях, таких как познание, этнометодология, психология, образование, организационные исследования, политические исследования и т. д. Таким образом, область применения теории деятельности может быть неоднозначной по сравнению с другими теориями в этой области.

Кроме того, в теории деятельности очень сложно управлять временем. В треугольной Системе Деятельности, производимой Engestrom, время не рассматривается в рамках одной треугольной модели. Цепочки треугольников можно использовать для демонстрации развития времени, но в теории деятельности по-прежнему очень сложно зафиксировать время.

вернуться к началу

Друзья теории деятельности
Бонни Нарди

Бонни Нарди — профессор кафедры информатики в Школе информации и компьютерных наук имени Дональда Брена Калифорнийского университета в Ирвине. Ее интересы связаны с человеко-компьютерным взаимодействием, CSCW, в частности, с теорией деятельности, компьютерным общением и дизайном взаимодействия.

Она является одним из последних исследователей теории деятельности вместе с Каптелининым, с которым она вместе выпустила несколько публикаций. Ее основные публикации по теории деятельности включают Действия с технологиями: теория деятельности и дизайн взаимодействия (2006 г.) и Контекст и сознание: теория деятельности и взаимодействие человека и компьютера (1996 г.).

Ниже приводится цитата с ее веб-сайта о том, как она определяет теорию деятельности.

«Теория деятельности предполагает, что сознание формируется практикой, что люди и артефакты опосредуют наши отношения с реальностью. Сознание вырабатывается в разыгрывании деятельности с другими людьми и вещами, а не является чем-то заключенным внутри человеческой головы. Теория деятельности хорошо сочетается с дизайном, потому что теоретики деятельности всегда проверяли свои теории на практике и считают, что применение — это результат теории, а не отдельная деятельность. В некоторых своих работах я обсуждал, как психологическая теория деятельности может быть адаптирована к условиям сотрудничества, не теряя из виду отдельных участников деятельности». (http://www.artifex.org/~bonnie/)

наверх

Применение теории деятельности


В попытке найти применение, представляющее некоторые из основных концепций теории деятельности в домашних условиях (точно так же, как наша собака-робот), мы сосредоточились на субъектно-объектные отношения, которые осуществляются его опосредующим орудием. Затем мы нашли обучающий термостат Nest. Nest Learning Thermostat — это термостат, который запоминает модели пользователей и автоматически устанавливает температуру в соответствии с их привычками. Он также предоставляет приложение для мобильного телефона, поэтому пользователи могут управлять термостатом, даже когда их нет дома.

Из книги «Действуя с помощью технологии», написанной Каптелининым и Нарди, они написали: «Цель дизайна должна состоять в том, чтобы обеспечить оптимальную интеграцию объектов предметной области и инструментов взаимодействия, а не сделать взаимодействие как можно более прямым (Каптелинин и Нарди 83)».

Мы подумали, что обучаемый термостат Nest очень хорошо представляет этот аргумент. Конструкция этого небольшого термостата, инструмента взаимодействия, оптимально интегрируется в дом, объект домена, делая взаимодействие между субъектом (человеком) и объектом (домом) менее заметным. Посмотрите видео по следующей ссылке, чтобы узнать о других замечательных функциях, предлагаемых этим термостатом. http://www.nest.com/living-with-nest/#videotour

вернуться к началу

Ссылки для дальнейшего изучения

Теория деятельности и практика проектирования. http://www.ics.uci.edu/~redmiles/activity/final-issue/Clases/Clases.pdf

Теория деятельности и взаимодействие человека и компьютера Бонни Нарди. http://www.ics.uci.edu/~corps/phaseii/nardi-ch2.pdf

http://en.wikipedia.org/wiki/Activity_theory

http://www.learning-theories.com /activity-theory.html

наверх

Вот так:

Нравится Загрузка…

Определение, примеры и критика (2023)

Согласно теории старения, основанной на деятельности, успешное старение происходит, когда пожилые люди остаются активными и поддерживают социальные взаимодействия.

Считается, что поддержание социальной активности пожилых людей замедляет процесс старения и улучшает качество их жизни.

Примеры деятельностной теории старения включают поощрение стареющих людей к тому, чтобы они продолжали посещать церковные группы, ходили на групповые праздники и даже находили новый романтический интерес, если они овдовели.

Теория активности старения Определение

Роберт Дж. Хэвигхерст разработал теорию активности в 1960-х годах. Вместе с теорией разъединения и теорией преемственности это одна из трех ключевых психосоциальных теорий, объясняющих, как люди развиваются в пожилом возрасте.

Теория была разработана Робертом Дж. Хэвигхерстом, академиком, педагогом и исследователем старения, в 1961 году.

Его теория противоречила недавно опубликованной теории старения Элейн Камминг и Уильяма Генри.

Теория разъединения утверждает, что:

«старение — это неизбежный взаимный уход или разъединение, приводящий к уменьшению взаимодействия между стареющим человеком и другими в социальной системе, к которой он принадлежит». (Камминг и Генри, 1961, стр. 14)

Хавигхерст видел вещи по-другому; счастье пожилых людей зависело от активного поддержания личных отношений и предприятий.

Как работает теория деятельности?

Мероприятия помогают пожилым людям заменить утраченные жизненные роли, особенно когда они имеют смысл и приносят удовлетворение. Таким образом, они сопротивляются социальному давлению, ограничивающему мир пожилых людей. Как Лу и соавт. (2008) утверждают:

«Согласно теории деятельности (также называемой неявной теорией старения, нормальной теорией старения и теорией старения непрофессионалов) существует положительная связь между уровнем активности человека и удовлетворенностью жизнью, которая, в свою очередь, увеличивает положительно один человек смотрит на себя (само-концепция) и улучшает приспособление в дальнейшей жизни» (Loue et al., 2008, стр. 79).

По сути, теория деятельности утверждает, что «чем больше человек делает, тем лучше он стареет».

Примеры деятельностной теории старения

Ниже мы обсудим различные способы, некоторые из которых очень знакомы, с помощью которых пожилые люди поддерживают социальные взаимодействия и занятия, которые у них были в прошлом, таким образом ведя более счастливую и активную жизнь.

  1. Участие в дополнительном образовании — Пожилые/пенсионеры, получающие дополнительное образование, например, получающие высшее образование, изучающие фотографию или изучающие иностранный язык, чтобы отточить свои интеллектуальные навыки и пообщаться.
  2. Поддержание социального взаимодействия — Это может включать танцы, пение или прогулки с друзьями и родственниками.
  3. Поездка в отпуск – поездка за границу с друзьями или туристической компанией может помочь людям оставаться активными.
  4. Знакомства — Использование приложений или веб-сайтов знакомств для пожилых людей для поиска нового партнера после вдовства или позднего развода.
  5. Продолжение профессиональной деятельности – Врач на пенсии, ранее работавший в сфере государственного здравоохранения, продолжающий свою профессиональную деятельность в качестве внештатного частного врача.
  6. Начало новых увлечений – Начало новых увлечений после выхода на пенсию, таких как садоводство, пивоварение, пчеловодство или деревообработка.
  7. Волонтерство — Пенсионеры, участвующие в программах гражданского общества или пенсионеры и пожилые волонтеры, связанные с окружающей средой или уязвимыми социальными группами, чтобы увидеть социальные последствия своих действий.
  8. Оставаться физически активным благодаря занятиям в тренажерном зале (например, йоге) или отдельным видам спорта (например, плаванию) для улучшения самочувствия.
  9. Сохранение сексуальной активности — Это помогает пожилым людям обрести самооценку и почувствовать, что их уважают друзья (Penhollow et al. , 2009).
  10. Социальные мероприятия в домах престарелых – Дома престарелых проводят ряд социальных мероприятий (таких как настольные игры, пение, вечера кино), чтобы привлечь жильцов и помочь им почувствовать себя счастливыми (Winstead et al., 2014).

Тематические исследования

Первые два тематических исследования, обсуждаемые ниже, посвящены тому, почему люди, сохраняющие активность после среднего возраста, скорее всего, будут вести более счастливую жизнь. Два следующих примера показывают, как пожилые люди, заменяющие утраченные роли, стареют более успешно.

1. Дополнительное образование для пожилых людей

Многие правительства по всему миру осуществляют мероприятия и социальные программы, чтобы предоставить пожилым людям бесплатный или доступный доступ к дальнейшему образованию.

Дальнейшее образование варьируется от бакалавриата или последипломного образования, профессиональных квалификаций, ремесел (например, гончарного дела) до программ оздоровления (например, йоги).

Пожилые люди, получающие дополнительное образование, получают множество преимуществ. Учащиеся старшего возраста сообщают о большей удовлетворенности жизнью и более низком уровне социальной изоляции по сравнению с теми, кто не участвует (Winstead et al., 2014).

Участие в программах повышения квалификации и связанных с ними социальных и производственных мероприятиях положительно влияет на улучшение благосостояния.

Проще говоря, активный образ жизни делает жизнь пожилых людей более счастливой.

2. Физическая активность пожилых людей помогает людям лучше стареть

Исследования показывают, что « участие в физической активности необходимо для благополучия пожилых людей» (Zimmer & Lin, 1996) .

Это связано с тем, что пожилые люди переживают ряд потерь, таких как выход на пенсию, потеря партнера или потеря мобильности. Это может привести к потере личности, чувству стыда и изоляции (Loue et al. , 2008, p.80)

В свою очередь, занятия физическими упражнениями, хорошо подходящими для их уровня физической подготовки, такими как плавание, ходьба, гольф и т. д., оказывают значительное и положительное влияние на психическое здоровье пожилых людей.

Это может частично заполнить пробел, оставленный другими видами деятельности, и помочь пожилым людям общаться. Таким образом, это может улучшить их настроение, снизить риск депрессии и беспокойства и привести к более сбалансированному образу жизни.

3. Преимущества работы после выхода на пенсию

У большинства из нас есть родственники или знакомые, которые не ушли с рынка труда после выхода на пенсию.

Теория старения, основанная на деятельности, предполагает, что сохранение профессиональной активности имеет множество преимуществ для пожилых людей, например:

  • пополнение своего дохода и поддержка других нуждающихся членов семьи,
  • оставаться умственно активным, а
  • поддержание социальных отношений

Все три льготы означают, что пожилые люди продолжают получать самоуважение и общественное признание благодаря работе.

Работа также дает пожилым людям чувство идентичности и предназначения. Таким образом, это может помочь пожилым людям оставаться счастливее.

4. Поиск новой пары в более позднем возрасте

Многие пожилые люди остаются одинокими, независимо от того, разведены ли они, потеряли личную семью или одиноки в течение более длительного или более короткого периода времени.

На этом этапе жизни люди более склонны жаждать близости и общения.

Часто они решают, что еще не поздно найти партнера. В этом отношении полезно использовать приложения для знакомств для пожилых людей или веб-сайты, а также присоединиться к книжному клубу или местному хору.

Согласно теории деятельности, замена потерянного партнера новым может повысить удовлетворенность жизнью пожилых людей.

Это потому, что эмоциональная близость поможет им установить значимую связь и общение со значимым другим и, таким образом, избежать чувства одиночества.

Сильные стороны и критика деятельностной теории старения

Сильные стороны

Спустя пять десятилетий после своего появления деятельностная теория старения остается актуальной и полезной психосоциальной теорией, объясняющей, как люди развиваются в пожилом возрасте.

Широко используется в геронтологических и психологических исследованиях. Большинство ученых согласились бы с тем, что модель деятельности является более точной и полезной, чем теория размежевания, и, в конечном счете, полезной для сообщества (Verena, 2004).

Кроме того, он успешно информирует политику и практику. Например, правительства и организации третьего сектора признали, что постоянная (социальная, физическая и т. д.) активность ведет к успешному старению.

Критика

As Loue et al. (2008, p.80) объясняют, заменить утраченные роли и сохранить социальную активность не всегда легко.

Ключевые критические замечания в отношении теории старения:

  • Он игнорирует неравенство. Пожилые люди из низших социальных классов и/или неблагополучных семей могут не иметь возможности оставаться социально активными. Например, у них может не быть социального капитала (профессиональные сети, друзья, дети) или финансовых ресурсов для достижения этой цели.
  • Предполагается, что пожилые люди представляют собой однородную группу. Пожилые люди представляют собой гетерогенную демографическую группу. Например, восприятие удовлетворенности жизнью от того, чтобы оставаться социально активным, различается у мужчин и женщин (Zimmer & Lin, 19).96). Кроме того, некоторые пожилые люди могут просто не хотеть заниматься новыми начинаниями. Или им может больше нравиться уединенная деятельность.
  • Он игнорирует возрастную дискриминацию при приеме на работу . Исследования показывают, что пожилые люди, ищущие работу, часто подвергаются дискриминации из-за своего возраста. Соответственно, им может быть сложно развивать новые навыки в постоянно меняющейся среде, основанной на технологиях.
  • Быть занятым недостаточно . Политики, разрабатывающие меры для пожилых людей, приняли теорию деятельности. Но заполнения расписания пожилых людей мероприятиями и задачами недостаточно для улучшения их самочувствия. Чтобы стареть лучше, люди должны заниматься деятельностью, которая кажется им полезной и значимой, а это очень субъективно.
  • Пренебрегает ограничениями на активность . Пожилые люди часто сдерживаются от участия в общественной деятельности из-за физических или умственных недостатков или других форм инвалидности.

Прежде чем применять или отвергать активностную теорию старения, имейте в виду, что ни одна теория не может объяснить все аспекты старения.

Скорее, несколько теорий могут быть объединены для объяснения различных аспектов сложного явления, известного как старение.

Вывод

Теория старения, основанная на деятельности, впервые предложенная Робертом Хавигхерстом в 1961 году, утверждает, что пожилые люди сохраняют оптимальное благополучие и темпы старения, когда они могут продолжать продуктивную деятельность и участвовать в полноценных отношениях.

В отличие от пессимистической теории старения разъединения, она предполагает, что существует положительная связь между восприятием удовлетворенности жизнью пожилых людей и их участием в социальной деятельности.

Теория деятельности правдоподобна и оказала влияние на геронтологию, психологию и социологию.

Но он не был застрахован от критики, особенно за общий подход к пожилым людям и игнорирование физических и социальных барьеров, мешающих пожилым людям поддерживать социальное взаимодействие.

Чтобы узнать о другой теории старения, см. нашу статью о теории возрастной стратификации.

Ссылки

Бенгтсон В.Л. и Шайе К.В. (ред.). (1999). Справочник по теории старения . Нью-Йорк: Спрингер.

Кнапп М. Р. (1977) Теория активности старения: исследование в английском контексте. Геронтолог 17(6):553–559

Лай, Д. В. Л.; Цинь, Н. (2018). Экстраверсия личности, предполагаемое здоровье и участие в деятельности среди пожилых людей, живущих в сообществе, в Гонконге. ПЛОС ОДИН . 13 (12).

Лу С., Саятович М. и Корукян С.М. (2008). Энциклопедия старения и общественного здоровья . Нью-Йорк: Спрингер.

Пенхоллоу, Т. М., Янг, М. и Денни, Г. (2009). Предикторы качества жизни, полового акта и сексуального удовлетворения среди активных пожилых людей. Американский журнал санитарного просвещения , 40 (1), стр. 14–22.

Верена Х.М. (2003) Связь между повседневной деятельностью и успешным старением: 6-летнее лонгитюдное исследование, Журналы геронтологии , 58, вып. 2, стр. 74–S82.

Нижняя часть формы

Уинстед В., Йост Э.А., Коттен С.Р., Берковски Р.В. и Андерсон В.А. (2014). Влияние вмешательств на благополучие пожилых людей в сообществах с постоянным уходом. Дж Аппл Геронтол . 33 (7), стр. 888-911.

Циммер З., Лин Х.С. (1996). Досуг и благополучие пожилых людей на Тайване: проверка гипотез в азиатских условиях. J Кросс Культ Геронтол . 11(2), стр. 167-86.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *