Теории эмоционального интеллекта: Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта

Содержание

Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта

Details
Просмотров: 70497
  • Предыдущая статья Эмоциональный интеллект как критерий успешности и эффективного лидерства
  • Следующая статья Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

В психологии еще с начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе – социального интеллекта (Торндайк Э, Спирмен Ч., Векслер Д., Гилфорд Дж., Айзенк Г.) и др.утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях [38].

В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Выготского Л.С. [15, с.325], Рубинштейна С.Л. [39, с.247], Леонтьева А.Н. [26]. Выготский Л.С. пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни.

..» [15, с.278]. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн С.Л., развивая идеи Выготского Л.С., отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального [15, с.352]. Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека в свое время не получили должной разработки [7, с.79].

Особенно близко к понятию эмоционального интеллекта подошёл Гарднер Х., который в рамках личностного интеллекта различал внутриличностный и межличностный интеллект. Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту. Так, внутриличностный интеллект трактуется им как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» [27].

В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Бар-Он впервые ввел обозначение EQ – emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта. В свою очередь, Кэролин Саарни в 1990 г. рассмотрел понятие эмоциональная компетентность и включил в него восемь взаимосвязанных эмоциональных и социальных навыков [49].

В научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных способностям в социальной и эмоциональной области, было получено столько новых фактов и осуществлено столько новых теоретических разработок, что, как отмечал Кэррол Изард, с полным правом можно было говорить о перевороте в этой сфере [48]. Кроме того, проблемой идентификации и понимания эмоций занимались не только психологи, но и специалисты других наук – эволюционные биологи, психиатры, программисты и т. д., которые выявили многие способности человека в этой области исследований [59]. Для того, чтобы избежать разночтения при исследовании проблемы идентификации и понимания эмоций человеком, американские психологи Сэловей П. и Мейер Дж. в 1990 году предложили, чтобы эти способности составляли унитарное понятие – «эмоциональный интеллект». Сами авторы рассматривают эмоциональный интеллект как подструктуру социального интеллекта, которая включает способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий

[58, с.189]. Этими же учеными была разработана первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта. Это сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: 1) идентификация и выражение эмоций, 2) регуляция эмоций, 3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности [58, с.191] (рис. 1).

После нескольких лет более детального изучения данной проблемы Сэловей П.

и Мейер Дж., доработали и уточнили предложенную модель, что отражено в ряде их публикаций, в некоторых случаях – в соавторстве с Карузо Д. [54]. Второй вариант модели основывается на представлениях, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами, при этом эмоции информируют человека о характере этих связей. Связи могут быть как актуальными, так и вспоминаемыми или воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению переживаемых эмоций.

В контексте такого обоснования, эмоциональный интеллект трактуется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Дж. Мейер и П. Сэловей выделили четыре компонента – «четыре ветви модели эмоционального интеллекта», каждая из которых, в свою очередь, описывает «четыре области способностей или навыков», а все вместе – «многие области эмоционального интеллекта» [

59] (рис. 2).

Эти компоненты выстраиваются в иерархию (на диаграмме – снизу вверх и слева направо), уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей.

Согласно усовершенствованной модели 1997г., эмоциональный интеллект включает следующие ментальные способности: 1) способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции; 2) способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить эффективность мышления; 3) способность к пониманию эмоций, эмоциональному познанию; 4) способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального развития. [53, с.12]. Четыре ветви диаграммы располагаются от основных (снизу) до более интегрированных в психологическом отношении процессов. Ветвь самого нижнего уровня отображает относительно простые способности восприятия и выражения эмоции, а ветвь самого высокого уровня – осознанного регулирования эмоций.

У каждой ветви есть четыре блока с типичными примерами способностей. Способности, которые появляются в ходе развития личности относительно рано, находятся в левой части ветвей, а способности, развивающиеся позже – с правой.

 

Поскольку ранние навыки связаны с развитием (слева) обычно плохо объединяются друг с другом, они наиболее ясно иллюстрируют различия среди ветвей. Способности, развивающиеся в более позднее время (справа) появляются у более интегрированной личности взрослого человека и, следовательно, менее отличны. Каждая способность относится к эмоциям по отношению с себе и другим, кроме отмеченного иначе. Предполагается, что люди с более высоким эмоциональным интеллектом, будут проходить указанные этапы быстрее и будут проявлять большее количество указанных способностей. [53]

1. Восприятие, оценка и выражение эмоций. Самая нижняя ветвь диаграммы на рис. 2 касается безошибочности, с которой люди могут различать эмоции, идентифицировать эмоциональное содержание. Это первоначальный, основной компонент, имеющий отношение к невербальному восприятию и выражению эмоции. Выражения лиц, отображающих счастье, печаль, гнев и страх универсальны для распознавания этих эмоций у всех людей. Младенцы и маленькие дети учатся идентифицировать свои и чужие эмоциональные состояния и отличать их друг от друга. Вначале младенец отличает эмоциональные выражения лица родителя и отвечает на них. С возрастом ребенок более точно идентифицирует свои собственные мускульные и физические ощущения и окружающую среду (ветвь 1, блок 1). А зрелый человек может  тщательно контролировать свои внутренние ощущения. Способность безошибочно воспринимать эмоции, отображаемые на лице или в голосе другого человека обеспечивает решающую отправную точку для более тонкого понимания эмоций.

2. Использование эмоций для повышения эффективности мышления. Этот компонент является таким же основополагающим, как и первый. Он отражает способность эмоций ориентировать познавательную систему и содействовать мышлению. Включает способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач. Например, позитивный настрой участвует в реализации творческой мысли, а колебание настроения можно использовать как средство анализа разных точек зрения на проблему.

3. Понимание эмоций. Эмоции передают информацию: счастье обычно указывает желание объединиться с другими людьми; гнев указывает желание напасть или вредить другим; страх указывает желание убежать, и т.д. Каждая эмоция передает свой собственный образец возможных сообщений и действий, связанных с этими сообщениями. Гнев, например, может быть связан с определенными наборами возможных действий: поддержание мира, нападение, возмездие и поиск мести и т.д. Понимание эмоциональных сообщений и действий, связанных с ними, является одним важным аспектом этой области навыка. Как только человек может идентифицировать такие сообщения и потенциальные действия, способность рассуждать об эмоциональных сообщениях и действиях становится также важной. Другими словами, полное понимание эмоций вызывает понимание значения эмоций вкупе со способностью рассуждать об этих значениях. Это является важным моментом в отношении этой группы эмоционально-интеллектуальных навыков.

4. Управление эмоциями. Эмоциями часто можно управлять. Человек должен понять, что эмоции передают информацию. В определенных пределах, когда эмоции находятся под контролем, человек может быть открыт для самых различных эмоциональных сигналов – до тех пор, пока не появятся наиболее сильные, подавляющие остальные. В пределах эмоциональной зоны комфорта человека становится возможной регуляция и управление собственными эмоциями и эмоциями других – для того, чтобы продвинуться к достижению собственных личных целей и социальных целей других людей [52].

Таким образом, способность распознавать и выражать эмоции (первая, нижняя «ветвь») является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач (вторая «ветвь»). Эти две способности имеют процедурный характер. Они являются основой для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними (третья «ветвь»). Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции собственных и чужих эмоций (четвертая «ветвь»).

В 1990-е годы появились и другие модели, представляющие несколько иной взгляд на эмоциональный интеллект. Наиболее известными являются модели Гоулмена Д. и Бар-Она Р..

В 1995 г. Дэниелем Гоулманом (Daniel Goleman) была изменена и популяризирована первая модель эмоционального интеллекта Мейера Дж. и Сэловея. П.. К выделенным ими компонентам (идентификация и выражение эмоций, регуляция эмоций, использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности) Гоулман добавил ещё несколько – энтузиазм, настойчивость и социальные навыки [27]. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. Благодаря популярности книги Гоулмена «Эмоциональный интеллект» [16], впервые опубликованной в 1995 году, его модель приобрела большую известность не только среди психологов, но и в более широких кругах. В дальнейшем Гоулман Д. доработал структуру эмоционального интеллекта. В настоящее время она включает четыре, представленные на рис. 3, составляющих эмоционального интеллекта – самосознание; самоконтроль; социальная чуткость; управление взаимоотношениями – и 18 связанных с ними навыков [17].

Личностные навыки: эти способности определяют, как мы управляем собой.

Самосознание:

  • Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений.
  • Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей.
  • Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одарённости.

Самоконтроль:

  • Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы.
  • Открытость: проявление честности и прямоты; надёжность.
  • Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий.
  • Воля к победе: настойчивое стремление улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества.
  • Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности.
  • Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.
  • Социальные навыки: эти способности определяют, как мы управляем нашими отношениями с людьми.
  • Социальная чуткость:
  • Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам.
  • Деловая осведомлённость: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.
  • Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчинённых, клиентов или покупателей.

Управление отношениями:

  • Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего.
  • Влияние: владение рядом тактик убеждения.
  • Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.
  • Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении.
  • Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.
  • Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание социальных связей.
  • Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды. [17, с.269]

Несомненной заслугой Гоулмана Д. является стимулирование людей к развитию личностных качеств, способствующих достижению успехов в тех или иных сферах деятельности. Тем не менее, очевидно, что среди структурных компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых Гоулманом, можно обнаружить не только эмоциональные способности, но и волевые качества, характеристики самосознания, социальные умения и навыки.

Модель Ревена Бар-Она даёт очень широкую трактовку понятия эмоциональный интеллект. Он определяет его как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [27]. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов (табл. 3, левый столбец). На их основе Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i (Emotional Quotient Inventory). Показатели EQ-i и их интерпретация представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели эмоционального интеллекта и их интерпретация по Бар-Ону [27, с.35]

Показатели эмоционального интеллекта

Способности и навыки эмоционального интеллекта,
оцениваемые по каждому показателю

Внутриличностные

Самосознание и самовыражение:

Самоуважение

Осознание своих эмоций

Уверенность в себе

Независимость

Самоактуализация

Безошибочно воспринимать, понимать и принимать себя

Знать и понимать эмоции

Эффективно и конструктивно выражать эмоции

Быть уверенным в себе и свободным от эмоциональной зависимости от других

Стремиться достигнуть личных целей и реализовать потенциал

Межличностные

Социальная компетентность и межличностные отношения:

Эмпатия

Социальная ответственность


Межличностные взаимоотношения

Знать и понимать чувства других

Идентифицировать себя с социальной группой и сотрудничать с другими

Устанавливать взаимно удовлетворяющие отношения и иметь хорошие отношения с другими

Управление стрессовыми ситуациями

Эмоциональное управление и регуляция:

Терпимость по отношению к стрессовым ситуациям

Контроль импульсивности

Эффективно и конструктивно управлять эмоциями

Эффективно и конструктивно контролировать эмоции

Адаптируемость

Управление изменениями:

Тестирование реальности


Приспосабливаемость


Принятие решений

Объективно обосновывать свои чувства и мысли об окружающей реальности

Адаптировать и корректировать чувства и мысли в соответствии с новой ситуацией

Эффективно решать проблемы личного и межличностного характера

Преобладающее настроение

Самопобуждение:

Оптимизм
Счастье

Быть позитивным и смотреть на более яркую сторону жизни

Чувствовать себя довольным собой, другими и жизнью

В 2004 г. российский психолог Люсин Д.В.  предложил принципиально новую модель эмоционального интеллекта [27, с.35]. Эмоциональный интеллект автор определяет как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Под способностью к пониманию и управлению эмоциями Люсин Д.В. понимает следующее.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек

  • может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
  • может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
  • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек

  • может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
  • может контролировать внешнее выражение эмоций;
  • может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей, то есть можно говорить как о внутриличностном, так и о межличностном эмоциональном интеллекте. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом.

Люсин Д.В. считает неправильным трактовку эмоционального интеллекта как чисто когнитивной способности и предполагает, что способность к пониманию эмоций и управлению ими тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Поэтому, как отмечает автор, эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. Эмоциональный интеллект, по Люсину Д.В., – это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности [27, с.34]. Автор указывает на три группы таких факторов (см. рис. 4).

Принципиальные отличия описанных нами моделей эмоционального интеллекта состоят в следующем. Модель Сэловея и Мэйера, возникшая первой, включает в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Поэтому она была определена авторами как модель способностей. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик.

Так, Гоулман Д., соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. По этой причине Мейер Дж. и Сэловей П. считают модель эмоционального интеллекта Гоулмана неудачной, «так как в нее включены отдельные психологические качества, концептуально и эмпирически не зависимые друг от друг друга (например, они не коррелируют) [57].

Такого рода модели Мейер Дж. и Сэловей П. назвали смешанными моделями, поскольку «в концепции эмоционального интеллекта они смешивают много признаков, не связанных ни с эмоциями, ни с интеллектом, ни с эмоциональным интеллектом» [57], «смешивают центральную идею эмоционального интеллекта со множеством других черт личности (поэтому альтернативно их можно считать широкими моделями черт индивидуальности) [56]. В настоящее время под смешанными моделями эмоционального интеллекта в психологии понимаются модели, трактующие эмоциональный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. Крайним выражением этого сочетания можно считать модель Бар-Она, который вообще не относит когнитивные способности к эмоциональному интеллекту. Модель Люсина Д.В. не относится ни к одной из приведенных двух типов классификаций. Она принципиально отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта. [27, с.38].

Итак, в психологии эмоционального интеллекта выделяются несколько ведущих теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Майера Дж., Сэловея П., Карузо Д.; теория эмоциональной компетентности Гоулмена Д.; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Бар-Она Р.; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Люсина Д. Содержательной характеристикой эмоционального интеллекта, которая объединяет перечисленные теории, является совокупность способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей.

Анализ теоретических воззрений высшеуказанных авторов позволяет определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию. Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, что обусловливает их более высокую адаптивность и эффективность в общении, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.

См. Взаимосвязь лидерских качеств и характеристик эмоционального интеллекта (Дипломная работа)

  • Предыдущая статья Эмоциональный интеллект как критерий успешности и эффективного лидерства
  • Следующая статья Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности

Что такое эмоциональный интеллект

Теория эмоционального интеллекта сейчас на пике популярности. При подборе новых сотрудников, а также при оценке результатов текущей деятельности продвинутые менеджеры по персоналу все больше внимания уделяют не техническим навыкам, а личностным характеристикам, которые входят в состав эмоционального интеллекта.

В этой статье мы расскажем, стоит ли делать большую ставку на эмоциональный интеллект сотрудников и что это вообще такое.

Суть вопроса

Концепцию эмоционального интеллекта разработали в 1990 году психологи Питер Саловей из Йельского университета и Джон Майер из Университета Нью-Гэмпшира. Ученые назвали эмоциональным интеллектом набор навыков, таких как точное распознавание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями, а также использование эмоций для мотивации, планирования и достижения целей.

Однако популяризировал и принес в массы данную теорию американский журналист Дэниел Гоулман. В 1995 году вышла его книга «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» , которая быстро стала бестселлером. В книге Гоулман сфокусировался на аспекте практического применения теории эмоционального интеллекта в жизни и на работе. Он выделил пять основных составляющих эмоционального интеллекта:

Самосознание — умение адекватно оценивать свои способности, сильные и слабые стороны. Способность понимать свои эмоции и с учетом этого принимать решения.

Саморегуляция — способность контролировать эмоции, чтобы они не мешали текущей работе. Готовность отложить мгновенное удовольствие для достижения долгосрочной цели. Умение быстро восстанавливаться после стресса.

Мотивация — способность использовать глубинные склонности и предпочтения для достижения цели, проявлять инициативу, не отступать и не отчаиваться из-за неудач.

Эмпатия — способность осознавать то, что чувствуют другие люди, умение ставить себя на их место.

Социальные навыки — умение считывать эмоции во взаимоотношениях между людьми. Использовать этот навык в процессе переговоров, при урегулировании споров, для убеждения руководства и организации командной работы.

Отчасти книги Гоулмана стали популярны благодаря провокационным заявлениям, что эмоциональный интеллект значит больше, чем интеллект академический, как в личной, так и в профессиональной сфере.

Идеи Гоулмана разошлись не только по газетам и журналам, но также нашли отклик в научных кругах. Вскоре появились исследования, доказывающие, что эмоциональный интеллект помогает продвигаться по карьерной лестнице, сохранять хорошее здоровье и быть довольным жизнью.

Гоулман указывает на необходимость развития эмоционального интеллекта не только в сферах, связанных с людьми, но и в информационных областях — в работе программистов, бухгалтеров, ученых. Также Гоулман предлагает внедрять программы обучения эмоциональному интеллекту в школах и на рабочих местах.

Темная сторона силы

Однако не все ученые разделяют такой подход. Профессор управления и психологии Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете Адам Грант предупреждает — энтузиазм ослепил нас и скрыл темную сторону эмоционального интеллекта.

Чем больше люди оттачивают свои эмоциональные навыки, тем легче они манипулируют другими. Чем лучше человек управляет своими эмоциями, тем проще ему скрыть истинные чувства. Если вы знаете, что чувствуют другие, — легко играть на чужих переживаниях и заставлять людей действовать вопреки собственным интересам.

В 2011 году психолог Стефан Коте из Торонтского университета исследовал межличностные отношения на рабочем месте и пришел к выводу, что люди с высоким эмоциональным интеллектом склонны использовать его в непорядочных целях. Например, чтобы подорвать авторитет коллеги или сбить его с толку.

В руках людей, которых заботят только собственные интересы, эмоциональный интеллект становится мощным средством манипуляции. Лидеры, которые мастерски управляют эмоциями, лишают аудиторию способности критически мыслить. Последствия могут быть плачевными.

Профессор Йохен Менджес из Кембриджского университета доказал: когда лидер произносит вдохновляющую речь, переполненную эмоциями, аудитория хуже вникает в суть выступления и запоминает меньше информации, хотя самим участникам эксперимента кажется, что запомнили они больше. Одним из таких вдохновляющих лидеров был Адольф Гитлер.

Профессор из Университетского колледжа Лондона Мартин Килдаф подчеркивает — люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта маскируют одни эмоции под другие с целью личной выгоды. Они специально имитируют эмоции, чтобы создать благоприятное впечатление о себе.

Если человек с развитыми когнитивными способностями может быстро и качественно анализировать имеющиеся варианты и делать выводы, человек с развитым эмоциональным интеллектом оценивает и контролирует эмоции для достижения различных целей, в том числе личного продвижения.

В арсенал эмоционального манипулятора входят такие стратегии, как концентрация на эмоциях ключевых руководителей, имитация и маскировка эмоций с целью личной выгоды, провокация нужных эмоций у других людей и управление эмоционально окрашенными коммуникациями.

Показатель успеха

Связь между уровнем эмоционального интеллекта и потенциальным успехом в рабочей жизни также вызывает сомнения среди ученых. Возможно, в сферах, где очень важно разбираться в эмоциях, высокий эмоциональный интеллект связан с лучшими результатами. Однако в других областях деятельности такая зависимость может отсутствовать или даже быть отрицательной.

В 2010 году психологи Дана Джозеф из Университета центральной Флориды и Дэниел Ньюман из Иллинойсского университета проанализировали все предыдущие научные исследования, которые изучали связь между эмоциональным интеллектом и результатами работы. Ученые рассмотрели тысячи работников в 200 сферах, однако четкой взаимосвязи не обнаружили.

Продавцы, риелторы, операторы колл-центров и консультанты, которые лучше считывали эмоции и управляли ими, действительно больше преуспевали в работе. Также они эффективнее справлялись со стрессовыми ситуациями и даже в сложных ситуациях выполняли работу с улыбкой.

В сферах деятельности, где развитые эмоциональные навыки не требовались, результаты оказались противоположными. Чем выше эмоциональный интеллект сотрудников, тем ниже их достижения в работе. Получается, что эмоциональный интеллект им только вредил.

Отчасти это можно объяснить тем, что работники с высоким эмоциональным интеллектом обращали внимание на эмоции, вместо того чтобы сконцентрироваться на рабочих задачах. Когда нужно анализировать цифры, не стоит отвлекаться на изучение выражения лиц, языка тела и интонации окружающих людей. Также высокий эмоциональный интеллект может сыграть злую шутку с его обладателем при принятии важных решений.

Психологи Элиша Бейкер, Лиан тен Бринке и Стивен Портер из Университета Британской Колумбии в 2012 году изучали связь между уровнем эмоционального интеллекта и способностью распознавать обман.

Участникам эксперимента показывали видеообращения людей, умолявших вернуть пропавшего члена семьи. На самом деле половина из них была виновна в убийстве или исчезновении родственника.

Участники с высоким эмоциональным интеллектом были чрезмерно уверены в своей правоте при оценке искренности обращений, а также отмечали большее сочувствие к обманщикам.

Кроме того, один из компонентов эмоционального интеллекта — способность воспринимать и выражать эмоции — показал отрицательную взаимосвязь с точностью выявления ложных обращений.

Парадоксально, но эмоциональный интеллект может помешать распознать ложь.

Основоположник концепции эмоционального интеллекта Джон Майер также опровергает утверждение, что эмоциональный интеллект — лучший показатель успеха в жизни. В одной из своих статей он подчеркнул, что такое мнение растиражировано журналистами, но не имеет под собой научной основы.

Практический момент

Очевидно, что нанимать на работу людей, опираясь только на уровень их эмоционального интеллекта, — опрометчиво.

О когнитивных способностях тоже не стоит забывать. Именно они определяют наши возможности учиться новому и при необходимости помогают развить эмоциональный интеллект.

Если работа в вашей компании требует от сотрудников развитого эмоционального интеллекта, то при внедрении программы обучения вам помогут рекомендации, которые дает Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект в бизнесе».

Анализируйте функционал должности и личные особенности сотрудника. Составьте список самых важных компетенций для данной должности. Выясните, какие из компетенций плохо развиты у конкретного сотрудника, и сфокусируйте его обучение именно на них. Не пытайтесь охватить сразу все.

Ставьте ясные цели и мотивируйте персонал. Объясните людям, как развитие той или иной компетенции поможет им в карьерном росте и профессиональном развитии. Пропишите четкие последовательные шаги для достижения цели.

Оценивайте и давайте обратную связь. Найдите способ оценить каждую компетенцию в количественном выражении, чтобы сравнить результаты до и после тренинга. Во время обучения проводите промежуточные оценки и давайте регулярную обратную связь — для поддержания мотивации сотрудников.

Текст: Жанна Омельяненко, Иллюстрации: Константин Амелин, Shutterstock

Послесловие:

Сергей Козлов, Генеральный директор Мегаплана

Когда ты проявляешь свои способности по отношению к другим, все вроде бы хорошо. Достигаешь своих целей. А когда кто-то делает это в отношении тебя? Уже хуже. И здесь вопрос, что можно противопоставить такому влиянию извне? Рационализм? Холодный разум. Как считается при гипнозе. Если человек внутри имеет установку не поддаваться манипуляции над собой, то его весьма сложно заставить.

А у вас, друзья, как обстоят дела с эмоциональным интеллектом?

теорий и моделей — BusinessBalls.com

Эмоциональный и социальный интеллект ( ESI ) стал ключевым предметом обсуждения в течение последних нескольких лет. Однако концепция не нова. Фактически, фундамент современной теории был заложен более 30 лет назад и должным образом определены различными известными деятелями психологии более двух десятилетий назад.

В этой статье мы обсудим различные теории, лежащие в основе ESI, а также их влияние на управленческие процедуры и построение отношений.

Изложение ESI требует большего, чем просто открытие словаря. На самом деле известные личности в области психологии предложили три основные модели, которые также обсуждаются в книге Спилбергера. Энциклопедия прикладной психологии .

  • Первоначальная концепция ESI была предложена Джоном Д. Майером, Питером Саловеем и Дэвидом Р. Карузо, а затем была развита и интерпретирована по-разному Даниэлем Гоулманом и Реувеном Бар-Оном. Все их теории и модели будут обсуждаться здесь.

ЭСИ как теоретическая концепция, как правило, была продуктом психологии личности. Джон Д. Майер совместно с социальным психологом Питер Саловей и психолог управления Дэвид Р. Карузо (последний в меньшей степени) в начале 1990-х гг.

  • Эти исследователи придумали понятие ESI, и их работа заложила основы для последующих концептуальных интерпретаций.
  • До работы многие считали эмоции вредными для работы и жизни.
  • Однако они предполагали, что ESI станет еще одной формой высшее познание , отдельно от общего интеллекта (IQ), важность которого в то время не рассматривалась в отношении функциональности и достижений в жизни и карьере людей.

Определение ESI, данное Майером и Саловеем в 1997 было так:

«Эмоциональный интеллект — это способность воспринимать эмоции, получать доступ к эмоциям и генерировать их, чтобы помогать мышлению, понимать эмоции и эмоциональные знания, а также рефлексивно регулировать эмоции, чтобы способствовать эмоциональному и интеллектуальному росту».


Модель Майера-Саловея состоит из четырех взаимосвязанных способностей (или ответвлений):

  1. Восприятие — восприятие эмоций в себе, других и своем окружении
  2. Фасилитация — использование эмоций для интерпретации мира и изменений по-разному
  3. Понимание — концептуальные знания об эмоциях, их изменении и их влиянии.
  4. Менеджмент/Регламент — способность управлять своими эмоциями и эмоциями своих сверстников

Хотя все это взаимосвязанные процессы и способности, они предполагают, что, возможно, существует иерархия и более высокие уровни, такие как регулирование (где эмоции и мышление взаимосвязаны), требуют более высокого уровня эмоционального интеллекта, чем уровень эмоционального интеллекта. низший уровень, восприятие.

  • Такие исследования, как Lane et al. (1990) поддержали эту концепцию, предположив, что те, кто был силен в одной ветви гипотетической модели Майера-Саловея, как правило, также были очень компетентны в других.

Майер и др. также разработал тест — тест эмоционального интеллекта Майора-Саловея-Карузо ( MSCEIT ), который измеряет способности в каждой из четырех ветвей / способностей с использованием двух тестов для количественной оценки общего ESI.

  • Это одна из наиболее цитируемых мер ESI , хотя у нее есть свои проблемы, такие как потенциальное отсутствие внутренней надежности и применимости к практической деятельности.

Научный журналист Дэниел Гоулман был тем, кто представил психологическую теорию ESI широкой публике. На сегодняшний день он написал три бестселлера по этой теме и подчеркнул важность ESI для функциональной жизни.

Он также определил четыре основных компоненты, участвующие в функционировании эмоционального и социального интеллекта, через несколько лет после того, как Майер и Саловей представили свои исследования:

  1. Саморегуляция. Это способность думать, прежде чем действовать, а также воздерживаться от эмоционального суждения о событиях. В дополнение к этому, это включает в себя контроль над перепадами настроения и импульсами и, таким образом, не позволяя им нарушать свое качество. жизни. Его торговые марки включают открытость к изменениям, целостность, надежность и легкость принятия двусмысленности.
  2. Самосознание. Человек, обладающий самосознанием, понимает, что движет его поведением, а также то, какое влияние оно оказывает на других. Наиболее распространенными товарными знаками являются самоуничижительный юмор, реалистичная оценка своего канала и здоровая доза самоуверенность. Это способность не относиться к себе слишком серьезно, в то же время преуменьшая свою ценность.
  3. Навыки взаимоотношений. Когда вы обладаете сильными социальными навыками, вы без труда строите отношения со сверстниками, а также правильно ими управляете. Торговые марки этой характеристики состоят из способностей командного лидерства, управленческих способностей и убеждения.
  4. Общественное признание. Обладание эмпатическими чертами не обязательно включает в себя чувство сострадания к другим, а скорее понимание их эмоционального характера и обращение с ними в соответствии с последующими реакциями. Товарные знаки состоят из навыков обслуживания клиентов, способность нанимать таланты и чувствительность к социокультурным факторам, таким как пол, этническая принадлежность или сексуальная ориентация.


Гоулман также подчеркнул ценность внутренняя мотивация.

  • Профессионалы с внутренней мотивацией преуспевают в своей работе по причинам, которые выходят за рамки статуса, денег и других материальных благ.
  • Они находят радость в своих действиях и испытывают безмерную жажду знаний, превосходящую удовлетворение от внешних наград. Их фирменные качества включают в себя оптимизм, а также желание добиваться большего каждый день.

Гоулман также утверждает, что чем выше человек поднимается в организации, тем выше должны быть его социальные навыки.

Таким образом, старшие директора и менеджеры должны быть компетентны в области социального интеллекта.


Пожалуй, самое полное определение дал израильский психолог Реувен Бар-Он , в различных изданиях с 1982. 

В его восприятии термин ЭСИ воплощает:

 “ совокупность взаимосвязанных эмоциональных и социальных компетенций, навыков и факторов, влияющих на интеллектуальное поведение. »

Существует пять основных маркеров эмоционального и социального интеллекта, определенных Бар-Оном, а именно:

  1. Межличностный
  2. Принятие решений
  3. Самовыражение
  4. Самоучастие
  5. Стресс-менеджмент

Они разделены на 15 репрезентативных подразделений:

  • Межличностные отношения, эмпатия, социальная ответственность
  • Решение проблем, проверка реальности, импульсный контроль
  • Эмоциональное выражение, напористость, независимость
  • Самоуважение, самоактуализация, эмоциональное самосознание
  • Гибкость, стрессоустойчивость и оптимизм.

В дополнение к этому он изложил метод количественного определения и измерения ESI; мера самоотчета, известная как Инвентаризация эмоционального коэффициента (EQ-i). Эта система предназначена для выявления и прогнозирования маркеров ESI и их влияния на управленческие способности. Перечисленные выше 15 подразделов образуют 15 баллов по подшкалам, которые вместе дают репрезентативный EQ-i по шкале, аналогичной этой. используется тестами IQ.

Все эти шкалы объединяются, чтобы сформировать мотивацию каждого случая человеческого поведения и отношений, которые мы формируем в течение нашей жизни. Бар-Он продолжает свои исследования ESI с 1982 года, и его EQ-i был пересмотрен, обновлен и улучшен. бесчисленное количество раз с момента первой итерации 1997 года.

При правильном применении модель позволяет прогнозировать такие факторы, как академическая успеваемость, карьерный рост, дидактическая и организационная эффективность, профессиональная эффективность и лидерство, а также психологическое/физическое здоровье и благополучие.

  • Однако его достоверность обсуждалась на протяжении многих лет (например, некоторые предполагали, что он коррелирует с личностными чертами, которые делают его неэффективным в качестве меры), но на сегодняшний день он остается одним из наиболее распространенных анализов ESI.

ESI и развитие лидерских качеств

В трех вышеупомянутых теориях эмоционального и социального интеллекта обсуждалось влияние этой концепции на исполнительную власть. Итак, что именно в этой характеристике делает людей хорошими менеджерами?

По данным Harvard Business Review, обладая вышеупомянутые качества изменяют химию мозга как лидеров, так и их последователей.

  • Проще говоря, лидеры неврологически настроены на выполнение задач, соответствующих их положению.
  • Их вторжение намного острее, их процесс принятия решений зависит не столько от предположений, сколько от незамедлительных действий, и они изначально обладают необходимыми инструментами, чтобы убедить других следовать за ними.

Тем не менее, это не означает, что вы должны родиться с таким типом поведения, глубоко укоренившимся в ваших синапсах. На самом деле лидерство на основе ESI можно научить людей , как подчеркивается в исследовании 2017 года, проведенном в Южной Африке. и опубликовано в Южноафриканский журнал экономических и управленческих наук .

Короче говоря, маркеры или характеристики, описанные в вышеупомянутых моделях ESI, составленных известными психологами и научными экспертами, можно пробудить в любом из нас при правильном коучинге. Вот почему успешный менеджер всегда должен полагаться на обратную связь и запрашивать помощь, когда это необходимо.

  • Понимание эмоций окружающих нас людей может улучшить наши навыки взаимоотношений и, следовательно, нашу способность влиять на других и общаться с ними.
Это происходит благодаря способности читать чувства и реакции других точно и эффективно и, таким образом, адаптировать наш подход и применять соответствующие навыки для разрешения ситуации.


Способы развития нашего ESI включают:

  • Командообразующие упражнения
  • Коучинг
  • Обучение переговорам и нетворкингу

Эмоциональный и социальный интеллект в единой концепции, состоящей из множества сталкивающихся граней, которые создают лидера благодаря объединению их способностей. Это не новая концепция, но только недавно руководители начали понимать ее важность и актуальность. в профессиональную среду. Если у вас есть склонность к лидерству и вы не знаете, как действовать дальше, не бойтесь просить об обратной связи. В конце концов, процветание следует за правильным количеством коучинга ESI.


Благодарности

Эта статья была написана Дайанной Хауэлл.

Дайанна Хауэлл — нонконформистский менеджер по персоналу, ее главная цель — помочь как можно большему количеству людей найти работу своей мечты. Она бежит РаботаИнтервьюСовет , коллекция ресурсов собеседования для тех, кто ищет работу. Дайанна получила степень магистра делового администрирования в области управленческого и организационного поведения Чикагского университета.


Далее: Парадокс шимпанзе

Эмоциональный интеллект Дэниела Гоулмана в лидерстве

Узнайте, как руководить и управлять своей командой, используя психологическую теорию эмоционального интеллекта автора бестселлеров Дэниела Гоулмана.

⏰Ключевые моменты:
  • Менеджеры с эмоциональным интеллектом (ЭИ) достигают объективности благодаря своему самосознанию , что способствует продуктивной, мотивированной и равноправной работе
  • Теория эмоционального интеллекта Дэниела Гоулмана выделяет пять компонентов ЭИ: самосознание , саморегуляция , мотивация , эмпатия и социальные навыки
  • Эмоциональный интеллект можно изучить и применять для достижения целей и задач, а также для создания более счастливой и здоровой рабочей культуры

Послушайте эту статью в подкасте TSW о развитии навыков «Учитесь, практикуйтесь, выполняйте».

Кто такой Дэниел Гоулман?

Дэниел Гоулман — научный журналист, писатель и психолог, популяризировавший концепцию «эмоционального интеллекта», впервые введенную в 1990 году Питером Салавоем и Джоном Майером в их статье «Эмоциональный интеллект», опубликованной в журнале Imagination, Cognition, и Личность.

⏰Ключевой момент: Работа Гоулмана об эмоциональном интеллекте была впервые опубликована в его книге «Эмоциональный интеллект: почему это может иметь большее значение, чем IQ» (25th Anniversary Edition).

Он разработал структуру из пяти ключевых компонентов, составляющих эмоциональный интеллект, а также ряд навыков, которые можно развивать и улучшать, так что каждый может стать более эмоциональным интеллектом.

Что такое эмоциональный интеллект?

Рис. 1. 5 компонентов эмоционального интеллекта (Щелкните, чтобы развернуть)

Эмоциональный интеллект — это способность понимать и управлять своими эмоциями и чувствами, а также чувствами других людей.

Как менеджер, вы можете использовать эмоциональный интеллект для достижения самосознания, объективности и равенства, и все это во имя улучшения результатов, культуры на рабочем месте и самореализации сотрудников.

Гоулман разбивает EI на пять компонентов:

#1. Самосознание

#2. Саморегулирование

#3. Мотивация

#4. Эмпатия

#5. Социальные навыки

Пять компонентов эмоционального интеллекта на рабочем месте

№1. Самосознание

Самосознание — это способность распознавать и понимать свои собственные мысли, чувства и эмоции, которые могут влиять на ваше взаимодействие с другими людьми.

Например:

  • Если вы являетесь менеджером с низким самосознанием , вам может быть трудно распознавать и понимать свои собственные эмоции и мысли, что может привести к трудностям в регулировании своего поведения и принятии правильных решений.
  • Если вы менеджер с повышенное самосознание у вас есть способность распознавать и понимать свои собственные эмоции и мысли, а также то, как они влияют на ваше поведение и принятие решений.

Вы понимаете свои сильные и слабые стороны, а также то, как вы могли бы реагировать в определенных ситуациях и на определенных людей. Эта информация дает вам возможность достигать целей, мотивировать и создавать справедливую, инклюзивную и устойчивую культуру.

Самосознание помогает вам смягчить свой стиль общения и дает вам повод прислушиваться к окружающим вас людям.

Другими словами, вы достаточно самосознательны, чтобы знать, когда вам нужна помощь, и от кого и как вы можете применить свои качества для достижения благоприятного результата.

💡 Рабочий пример низкой самосознательности 💡

Лука, новый менеджер в офисе, помогает своей команде выполнять повседневные задачи. Его действия интерпретируются как микроменеджмент.

Лука чувствует напряжение, но не совершает мысленного перехода от рабочего к менеджеру. Он не понимает, что его действия наносят ущерб работе команды.

Когда сотрудники Луки говорят: « Не волнуйтесь, вы заняты, я могу это сделать », он не слышит истинного утверждения — что его внимание должно быть сосредоточено на чем-то другом — и предполагает, что они демотивированы. .

Решение: Чтобы лучше понять себя в качестве нового менеджера, Лука мог бы вести дневник самоанализа, чтобы помочь ему разобраться в ситуации. Или он мог бы использовать матрицу Эйнзенхауэра, чтобы расставить приоритеты и делегировать полномочия.

№2. Саморегулирование

Вспомните своего последнего работодателя, который действовал импульсивно или иррационально. Вы доверяли им? Какой была работа под их руководством?

Эмоционально заряженная среда обычно чревата неразрешенным конфликтом. Это кажется напряженным и отвлекающим. Вы, вероятно, чувствовали, что не можете внести свой вклад, не опасаясь выговора.

Спокойствие перед лицом невзгод — это не естественная реакция и не то, с чем вы рождаетесь.

Эмоциональный мозг намного быстрее (и старше), чем рациональная лобная кора. Он отправляет нас в режим «сражайся или беги» всякий раз, когда нам нужно защитить себя, и это может произойти в безобидные и расстраивающие моменты.

💡Рабочий пример низкой саморегуляции💡

Например, когда сотрудник оспаривает ваше решение или если вам задают вопрос, на который вы не знаете ответа на совещании.

Саморегуляция — это навык, который вам нужно практиковать, и если вы овладеете им, вы получите большую награду.

Вы становитесь доступным, способным справляться с конфликтами, создавать благоприятную среду и подавать надежный пример.

№3. Мотивация

Третий компонент Гоулмана относится к мотивации удовольствия, а не денег или продвижения по службе.

Что такое мотивация на работе?

Мотивация на работе относится к стремлению или вдохновению, которое человек испытывает при выполнении задачи или достижении цели в рамках своей работы или карьеры. Это внутренняя сила, которая побуждает сотрудника прилагать необходимые усилия и добиваться успеха в своей работе.

Существуют различные типы мотивации, такие как внутренняя мотивация, которая исходит изнутри и движима личным интересом и удовольствием, и внешняя мотивация, которая исходит из внешних факторов, таких как награды или стимулы.

💡 Пять вещей, которые вы можете сделать, чтобы стимулировать самомотивацию чувствовать себя мотивированным и вовлеченным.
  • Ставьте перед собой четкие, конкретные и амбициозные цели: Четкое представление о том, чего вы хотите достичь, и план того, как этого добиться, могут указать направление и цель, а также повысить мотивацию.
  • Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах: Эмоционально интеллектуальные люди склонны осознавать свои сильные стороны и использовать их в своих интересах. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на своих слабостях, сосредоточьтесь на том, что вы делаете хорошо, и используйте это для мотивации.
  • Самоанализ и наблюдение за своими эмоциями: Это может помочь вам осознать свое эмоциональное состояние и распознать, когда ваша мотивация низка и что может быть ее причиной.
  • Вознаградите себя за прогресс: Отмечая свои успехи и небольшие победы, вы можете оставаться мотивированными и сосредоточенными на своих целях.
  • Даже перед лицом плохого дня вы все еще можете найти серебряную подкладку, почувствовать прилив энергии для решения проблем и решимость подбодрить окружающих вас людей в ожидании следующего успеха.

    Это самомотивация. Вы делаете это для себя, для достижения своих личных целей и потребностей, для повышения производительности.

    #4. Эмпатия

    Если вы можете понимать эмоции других и относиться к ним, вы можете видеть проблемы со всех точек зрения и принимать объективные решения. Эмпатия избавляет от предубеждений.

    Лидер, обладающий эмпатией, означает, что вы умеете слушать и переводить, умеете понимать язык тела и выражение лица.

    💡 Рабочий пример эмпатии 💡

    Представьте, что вы работаете менеджером в компании, и у одного из ваших сотрудников недавно возникли проблемы с работой. Вместо того, чтобы сразу бросаться на критику или обвинения, вы можете попытаться понять, что может быть причиной плохой работы сотрудника. Можно сказать что-то вроде:

    «Я заметил, что в последнее время ваша работа не соответствует вашим обычным стандартам. Все в порядке?»

    Эмпатичный менеджер тактичен, уравновешен и справедлив.

    ⏰Ключевой момент: Применение сочувствия дает вам суперсилу. Вы можете прочитать, что нужно вашим сотрудникам от вас — когда им нужно бросить вызов, когда им нужна конструктивная обратная связь и когда им нужно дополнительное обучение.

    #5. Социальные навыки

    Важно установить прочные отношения с вашей командой.

    Это не только часть хорошего лидерства, но и необходимое условие для повышения производительности труда и повышения лояльности сотрудников.

    Обладание прочными социальными навыками, такими как активное слушание, вербальное и невербальное общение, лидерство и умение убеждать, позволяет вам наладить контакт с вашей командой.

    💡Откройте для себя наш «Мастер-курс по эмоциональному интеллекту»💡

    Наш тщательно разработанный учебный курс по эмоциональному интеллекту специально разработан, чтобы дать вам практические, реальные навыки, которые улучшат вашу личную и профессиональную жизнь.

    Изучите основные компоненты эмоционального интеллекта и узнайте, как они напрямую связаны с вашим успехом (доступно виртуально или внутри компании).

    Как справиться с низким эмоциональным интеллектом

    Симптомы низкого эмоционального интеллекта влияют на производительность труда.

    На рабочих местах, где царит склонность к спорам и эмоциям, где распространена культура обвинений и никто не слушает, не хватает руководителей с эмоциональным интеллектом. Если это похоже на то, где вы работаете, или на вашу команду, эмоциональному интеллекту можно обучать и практиковать, чтобы изменить культуру, производительность и эффективность.

    Гоулман считает, что эмоциональный интеллект можно изучить или улучшить. Его пять компонентов облегчают вам определение областей для улучшения и работу над пониманием эмоций и управлением ими.

    ⏰Ключевой момент: Наличие сильных навыков эмоционального интеллекта позволит вам сопереживать вашей команде, эффективно общаться и справляться с конфликтами. Эти три способности являются качествами эффективного лидера или менеджера.

    Как вы можете использовать эмоциональный интеллект, чтобы мотивировать свою команду?

    Практикуя эмоциональный интеллект на работе, вы можете помочь своей команде добиться успеха и полностью раскрыть свой потенциал.

    Элемент мотивации Гоулмана является ключевым здесь — мотивация — это заразительное качество. Будучи самомотивированным, вы можете вдохновить членов своей команды стать мотивированными.

    Использование ваших социальных навыков, еще одного компонента Goleman, сыграет свою роль в поощрении вашей команды сделать все возможное. Если вы сформируете прочные отношения со своими сотрудниками, они, скорее всего, сделают все возможное.

    Есть ли недостатки у использования эмоционального интеллекта на рабочем месте?

    Есть плюсы и минусы. Эмоциональный интеллект на рабочем месте чрезвычайно полезен, но использование EI может иметь и недостатки.

    Эмоциональный интеллект можно использовать для манипулирования другими. Хотя это не должно быть в повестке дня ни для кого из лидеров или менеджеров, важно знать, что эмоционально интеллектуальные члены вашей команды могут использовать EI в своих интересах.

    Однако в целом использование эмоционального интеллекта на работе оказывает положительное влияние. Это может повысить удовлетворенность работой и производительность за счет следующего:

    • Контроль стресса и минимизация конфликтов
    • Создание более плавных и простых настроек
    • Улучшение коммуникации и командной работы
    • Повышение мотивации
    • Создание благоприятной рабочей среды

    Прежде всего, как лидер или менеджер, вы будете эффективным и уважаемым.

    9 способов улучшить свой эмоциональный интеллект

    Чтобы улучшить свой эмоциональный интеллект, вы можете определить свои слабые стороны, обратившись к пяти компонентам Гоулмана, и обратиться за помощью и отзывом к своему собственному руководителю. Как только вы определили области, требующие внимания, вы можете активно практиковать эмоциональный интеллект.

    Вот 9 советов экспертов, которые помогут вам улучшить свой эмоциональный интеллект:

    1. Ведите дневник, записывайте свои наблюдения и ответы и познавайте себя. Узнайте, каковы ваши ценности и почему они важны для вас, что вас мотивирует, что вас раздражает
    2. Спросите мнение старших: « Осознаю ли я, что происходит вокруг меня? Хорошо ли я регулирую ваши эмоции? Я кажусь мотивированным? Я эмпатичен? Каковы мои социальные навыки? »
    3. Возьмите на себя ответственность и перестаньте обвинять всех вокруг себя
    4. Не спеши и не реагируй, подумай минутку и подыши
    5. Практика видеть хорошее в мире
    6. Поставьте себя на место других людей: » Интересно, что Тай подумает об этом? Что с Оливией? »
    7. Расслабьтесь и наблюдайте за языком тела, спросите себя: « Что означает эта поза? » и представьте: « Как бы я на это отреагировал? »
    8. Потренируйтесь реагировать на эмоции, читаете ли вы книгу или смотрите телевизор, на секунду подумайте, как бы вы посоветовали, утешили или поддержали нуждающегося человека
    9. Посетите наш новый курс «Улучшите свой эмоциональный интеллект».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *